когда и по какой причине происходит перерождение раскольникова
Раскольников и образы светлого будущего
Как и большинство классических произведений, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского оставляет ощущения неоднозначные. Несмотря на обилие спорных вопросов в романе, наиболее интересным из них мне кажется образ «обновленного будущего» Раскольникова. «Разве не должно все измениться?», — вопрошает Раскольников. И действительно можно найти массу аргументов из эпилога для доказательства светлого будущего Родиона и Сони. Но в основе моих размышлений в первую очередь лежит большая нелюбовь к Раскольникову. И потому мне очень хочется сказать что-то в противовес всем этим аргументам. Непредвзятую точку зрения выразить трудно: отношение к очень влияет на оценку. И поэтому не могу доказывать исключительную свою правоту: эпилог оставляет за читателем право определиться с мнением.
Чтобы хотя бы приблизиться к ответу на данный вопрос, стоит начать с анализа личности Раскольникова. Какое впечатление он оставляет у читателя? Лично у меня — очень неприятное. С тем, что он до болезненности высокомерен, «унижен и оскорблен», спорить не приходится. И с тем фактом, что не один месяц он вынашивал свою теорию, что она травила его изнутри и не давала спокойно вздохнуть («Воздуху человеку надо, воздуху!») — тоже. Да, была помощь Мармеладовым, была забота о матери и Дуне, случилось даже спасение кого-то во время пожара. Спасение, однако, было невесть когда — и Достоевский об этом пишет. С семьей все ясно — Раскольников же человек, когда-то он сестру с матерью любил. Но не остановила его эта любовь. Вот он отворачивается и от родных. В глаза он не может им смотреть? Не думал же он о глазах раньше. Или для него они не Наполеоны, ведь никогда не разделят его идеи? Ну, а что касается Мармеладовых — опять же, Раскольников человек. Может, и собаку бездомную он пожалеет, вот и с Семеном Захаровичем так же. Наверно, именно пожалел, не посочувствовал: он лишь увидел человека, который опустился еще ниже его.
Все это нисколько не оправдывает Раскольникова, полагающего, что «право имеет» лишь он сам. Характер его мне кажется не очень цельным. Раскольников совершает такие поступки, которые с невысокой долей вероятности совершил бы другой человек. Он очень противоречив (раскол внутри него). Все черты его личности с трудом уживаются друг с другом. Этот раскол болезненно проявляется в нем после совершения преступления, но вот что самое главное: Раскольников сожалеет не о содеянном, а о том, что не стал он Наполеоном. И продолжает считать, что он достоин не быть вошью, что все это ошибка. Для такого Наполеона будут ли существовать другие Наполеоны, из тех людей, что находятся около него? Нет, не верю в это. Да даже Соню, на которую такие надежды возлагает Достоевский, Раскольников вряд ли считает равной. Когда он приходит к ней в первый раз, он даже проезжается по всем ее слабым местам: «Может, и Бога-то совсем нет». «Как этакой позор и такая низость в тебе рядом со святыми чувствами совмещаются?», — говорит он Соне. Во-первых, он в себе самом святых этих чувств уже не видит, не знает — и это одна его сторона. А другая — почти осуждает Соню. Она-то «понапрасну себя предала», а Раскольников в напрасность своего преступления не хочет верить. Но он идет за Соней: среди всех непонимающих лишь она одна «обнимает и целует» его, убийцу. Потому что с ним остается естественный человеческий страх полного одиночества. А Софья Семеновна его не отвергнет, она сама в него вцепилась, потому что ей его жалко и потому что тоже страшно от этого одиночества. Она привыкла всю себя отдавать для других, а теперь у нее нет ни отца, ни Катерины Ивановны, ни детей. Броситься в Неву — не выход и сейчас. Раньше у нее были эти тридцать целковых для Катерины Ивановны, которые ее хоть как-то держали, а теперь о таком страшном грехе ей, глубоко верующей, и думать не хочется. Она и за Раскольниковым пойдет, потому что некуда больше идти.
Наконец, в эпилоге мы узнаем о жизни Раскольникова спустя год каторги. «Чем мысль моя была глупее других мыслей и теорий?», — он все еще не может этого понять, по его мнению, преступление лишь в том, что он «не вынес его и сделал явку с повинной». Однозначно можно сказать о том, что убийство точно не перевернуло его мир с ног на голову. Никаких умозаключений нет. А что такое год на каторге?
Тяжелая работа и постоянная возможность поразмышлять о жизни, преступлении и о том, что он сделал не так. Тем более что другие каторжники его не принимали, Сониными посещениями Раскольников не интересовался. Чем другим он мог заняться целые дни? И ведь не пришло ему в голову что-то другое, так и остался он для самого себя Наполеоном. Что может изменить взрослого человека? Причем изменить кардинально? Что-то настолько необычное, выбивающее из колеи — преступление хоть и затронуло его глубоко, но не совершило в нем переворот. Остается Соня? Или остается каторга? Может, неспроста Достоевский, сам каторжник, отправил Раскольникова именно туда?
На каторге Раскольников совсем один. Снова вопрос боязни одиночества. Человек же он, к кому он еще может пойти кроме Сони, которая готова его ждать? И вот наступил минутный порыв: «он плакал и обнимал ее колени». А о чем плакал? Все эти чувства, которые так долго в нем копились, должны были когда-то прорваться. И после прочтения всего романа я не верю в эпилог, не верю в «обновленную жизнь» и «воскресение». Сможет ли Соня совершить такой душевный переворот в Раскольникове? Действительно, «не даром же ему новая жизнь достается, надо ее дорого купить, заплатить великим, будущим подвигом». Сможет ли он сам совершить такой подвиг? Вопрос остается открытым.
Но почему Достоевский надеется на перерождение Раскольникова, верит в него? Здесь очень легко с эпилогом сопоставляются факты из биографии самого писателя. Он изначально так же был осужден на восьмилетний срок (потом, правда, замененный четырехлетним). Его, дворянина, так же не принимали другие каторжники. И наконец, ему тоже было передано Евангелие. На самого Достоевского каторга наложила огромный отпечаток, он действительно вышел оттуда другим человеком. Может, все-таки не столько на Соню можно возлагать эти надежды, сколько на оставшиеся семь лет?
«Преступление и наказание» не видится мне произведением о воскрешающей все любви. Одно из главных назначений классической литературы — заставлять читателя думать. И этим, не только сюжетными поворотами, «Преступление…» замечательно.
«Преступление и наказание» — книга великой боли за человечество
Школьное сочинение
Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.
Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть «униженным и оскорбленным» глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: «Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами». Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.
По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.
Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.
Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.
Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.
Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.
Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее «каморке», которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — «задавленного бедностью», «изуродованного нищетой» «бедного и больного студента».
Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.
Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою», — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.
Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». Не правда ли — благородный, оправданный выход?!
И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в «Дневнике писателя»: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы».
Когда и по какой причине происходит перерождение Раскольникова?
Достоевский «Преступление и наказание»
Когда и почему происходит его перерождение?
В своем романе «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский использовал информацию из газет
Кроме того, Ф.М.Достоевский побывал в ссылке на каторге с 1850 по 1857 г., где вплотную общался с осужденными, изучал их судьбы, характеры и пытался разобраться в психологических и социальных
причинах преступлений. Сам он был арестован и сослан в Сибирь за участие в революционном кружке.
В 1861 г. Федор Достоевский опубликовал серию очерков «Процесс Ласенера» в журнале «Время».
Черты Ласенера явно просматриваются в образе и поступках Раскольникова.
организовал преступную группу по подделке и сбыту лотерейных билетов.
В романе Лужин упоминает этот случай в разговоре с Раскольниковым про убийство старухи
в том смысле, что закон нарушают не только представители низших слоев, но и образованные
люди, доведенные до отчаяния.
Реальным прототипом образа Раскольникова стал приказчик из лавки Герасим Чистов,
Вскоре преступник был схвачен и в сентябре 1865 г. газета «Голос» начала публиковать отчеты
о судебных заседаниях с кровавыми подробностями двойного убийства.
Желая быстро обогатиться, Чистов придумал план, спрятал под пальто топор с короткой ручкой и
вечером отправился на квартиру к своим родственникам Дубровиным. Хозяев не было дома,
кухарка знала Чистова, впустила его в квартиру. На свою беду в гостях у кухарки была прачка Марья.
Фомина накрыла стол, поставила водку и закуску. Вскоре закуска кончилась и кухарка пошла в подвал
смертельным. Кухарку Чистов подкараулил около двери в столовую и тоже ударил по голове.
После убийства Чистов разыскал тайники, вскрыл сундук, забрал хозяйские деньги, золотые украшения,
столовое серебро и лотерейные билеты. Похищенное он спрятал в укромном месте около своей лавки,
затем, чтобы создать себе алиби, отправился с визитами к родственникам и знакомым.
На допросах родственники и знакомые показали, что Чистов был «вне себя»- руки дрожали, речь была
бессвязной и он явно нервничал. Во время следствия Чистов не смог назвать спектакль, который он
якобы посещал в тот вечер. Позднее возле лавки было найдено все похищенное, которым Чистов
не смог воспользоваться.
Пока в Москве разбирались с Чистовым, в Петербурге произошло похожее убийство коллежской
советницы Анны Дубарасовой.
На квартиру к ней пришел мещанин Степанов с ящиком, сказал, что принес посылку от знакомых.
Дубарасова впустила его, Степанов стал медленно распаковывать посылку и когда Анна наклонилась посмотреть, что в ней, Степанов выхватил из ящика завернутый кирпич и ударил её по голове.
Женщина сразу скончалась. Преступник начал обыскивать квартиру и в это время пришла
и Степанов быстро покинул квартиру, опасаясь соседей. По описаниям свидетелей и родственницы
его поймали через несколько дней.
В романе есть эпизод с фальшивым портсигаром, аккуратно упакованным и перевязанным тесьмой
с узлом, который Раскольников якобы хотел заложить. Пока старуха-процентщица его распаковывала,
она не заметила, как убийца достал топор.
Идейным вдохновителем Раскольникова стал французский император Наполеон III, который
написал книгу «Жизнь Юлия Цезаря». В книге дается обоснование идеи права «сильной личности»,
сверхчеловека, вершителя судеб, гения, героя нарушать все законы, человеческие нравственные
теории делит всех на людей обычных и право имеющих.
И старуху он убивает не только из-за денег, а чтобы проверить, относится ли он к тем избранным,
кто «право имеет» распоряжаться чужими судьбами.
В литературе Раскольников стал первым героем-идеологом. Он сначала обосновал свое право
на убийство, а потом совершил его.
Лужин. Лужин автор экономической теории «о целом кафтане». Основная мысль этой теории заключена в том, что каждый человек должен заботиться только о себе, а не о других. Он считает это гарантией счастья общества. И эта теории также небезопасна, как и теория Раскольникова. Вместе с Разумихиным читатель осознает, что теория эта оправдывает любое преступление, если оно совершено для собственного блага.
Свидригайлов. И теория Свидригайлова повествует о том, что любой злой поступок, если он делается ради какой-либо необходимости, может быть оправдан. И Свидригайлов смело руководствуется своей теорией.
Что способствовало новой жизни Раскольникова? (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”)
Произведения Ф. М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман “Преступление и наказание”.
В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные).
Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же странице, говорит о его тяжелом социальном положении. Молодой
На этих людей не распространяется моральный закон. К таким людям причисляет себя и Раскольников.
Для подтверждения своей “болезненной” теории он решается на убийство старухи-процентщицы. Раскольников – идейный убийца, совершающий преступление “для себя одного”, чтобы “себя проверить”. Герой не сомневается в своей теории, ему важно доказать себе, что он “не тварь дрожащая”.
Писатель показывает, что Раскольниковым руководит гордыня – один из самых страшных грехов в христианстве. Именно она подталкивает Родиона совершить страшное убийство, манипулировать судьбами других людей.
По мнению писателя, гордость, гордыня, самомнение приводит человека к нравственной гибели. Именно поэтому он сразу же начинает обличать, опровергать теорию Раскольникова. Неожиданно сестра Алены Ивановны, кроткая и невинная Лизавета, оказывается свидетельницей преступления.
Героя наказывает его собственная совесть. Ведь презрев, переступив закон жизни, он выключил себя из нее.
Примечательно то, что героя наказывает не столько общественный закон, сколько его внутренняя мораль, совесть. Порфирий Петрович говорит одну из ключевых фраз в романе: “Страдание – великая вещь”. Именно этой фразой и развенчивается теория “сверхчеловека”.
Через внутренние страдания и страшные муки герой приходит к началу очищения, просветления с помощью Библии.
Такому кардинальному “перерождению” Раскольникова способствует его общение и любовь к нему Сонечки Мармеладовой. Эта героиня – полная противоположность Родиона. Она глубоко и истинно верующий человек, жизненную основу которой составляет смирение.
Сонечка тоже великая грешница, как и Раскольников. Герой переступил через другого человека ради своей теории, Сонечка же переступила через себя ради других – она стала продажной женщиной, чтобы прокормить свою семью.
Что же помогает героине выжить, сохранить свою душу, нравственную чистоту? Только одно – вера в Бога. Следуя завету Господа, Сонечка смирилась и честно несет свой крест.
Именно Сонечка становится по-настоящему близкой Раскольникову, идет с ним до конца, приводит его к вере, а значит, по мнению Достоевского, и к спасению. В этом плане примечателен эпизод чтения главы из Евангелия.
Вера – настолько личное и интимное для Сонечки, что она не хочет говорить об этом ни с кем, тем более, с неверующим Раскольниковым. Но тот заставляет ее начать читать историю о воскрешении Лазаря. Она говорит о том, что любой грешник может возродиться, стоит лишь ему поверить в Бога.
По мере прочтения этой легенды состояние Сонечки меняется. Она вся как будто раскрывается, отдается тому, что читает. Видно, как она верит во все, что написано в Библии, верит в чудо, которое может сотворить только Бог.
Введя легенду о воскрешении Лазаря в свой роман, Достоевский хотел показать, что возрождение возможно для любого человека, даже для самого падшего грешника.
Встает на путь возрождения и Раскольников. Этот путь долог и труден, однако мы понимаем, что с него герой уже не свернет. И гарантией этого служит любовь героя к Сонечке Мармеладовой, а также его собственная разбуженная совесть и нравственный закон, силу которого горой осознал и прочувствовал в полной мере.
Related posts:
«Преступление и наказание» — книга великой боли за человечество
Школьное сочинение
Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.
Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть «униженным и оскорбленным» глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: «Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами». Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.
По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.
Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.
Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.
Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.
Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.
Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее «каморке», которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — «задавленного бедностью», «изуродованного нищетой» «бедного и больного студента».
Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.
Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. «Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою», — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.
Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. «За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения». Не правда ли — благородный, оправданный выход?!
И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в «Дневнике писателя»: «Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы».