когда и как началась у героя самостоятельная жизнь уроки французского какие испытания ожидали его
Когда и как началась у героя «Уроки французского» самостоятельная жизнь?
Задание по литературе для 6 класса 3. Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
Самостоятельная жизнь у героя рассказа Распутина «Уроки французского» началась рано, когда он был еще совсем ребенком. Начальную школу мальчик окончил в родной деревне, а учится дальше мать его отправила в районный центр.
Итак, с 5 класса наш герой стал практически самостоятельным. В тяжелое послевоенное время многие дети росли так.
В городе мальчику было нелегко. Он сильно тосковал за домом, а еще страдал от недоедания.
Слова мальчика о том, что самое страшное начиналось, когда он приходил из школы, можно объяснить так. Придя из школы, парнишка всегда начинал особенно сильно скучать за родными, ему очень хотелось возвратиться домой. Очень тяжело было переностить голод. Продукты, что мать передавала из деревны, очень быстро кончались. Мальчик знал, что часть продуктов берет хозяйка, но совесть не позволяла ему даже думать об этом.
Рассказ Распутина автобиографический. Вместе с тем это типичный случай из жизни детей послевоенных лет.
У мальчика, героя рассказа Распутина «Уроки французского» самостоятельная жизнь по его признанию началась в 1948 году, когда ему пришлось идти в пятый класс. Поскольку в его родной деревне в школе было только четыре класса, мальчику пришлось переехать в райцентр, к дальним знакомым матери.
В райцентре мальчик оказался предоставлен сам себе и ему приходилось буквально выживать. Посылки из деревни приходили нечасто, продукты могли украсть хозяева квартиры, мальчику требовалось молоко. Мальчик жил совсем один, без друзей, и поэтому ему часто было грустно и одиноко. Один раз он даже чуть не вернулся в деревню. Именно тоска была для мальчика страшнее всего. И если в школе он как-то отвлекался от грустных мыслей, то оставшись один погружался в уныние.
Ответим на вопросы по рассказу Распутина «Уроки французского».
Пересказ сказки Платонова «Неизвестный цветок» от имени цветка.
Когда я родился мне было очень трудно. Оказалось что мое семя приютилось в тяжелой глине, рядом с камнями и еды для меня почти не было. Мне приходилось ловить ветер, который приносил вкусные частицы земли и собирать по утрам росу, чтобы напиться. Для этого я вырастил большие листья, но в сухую погоду мне не помогали и они. Приходилось сохнуть и тогда я засыпал, чтобы не расстраиваться.
Однажды я расцвел и тогда на мой аромат пришла девочка Даша. Она спросила меня, почему я такой непохожий на другие цветы, а я ответил что это случилось из-за того, что мне было очень трудно. Тогда Даша поцеловала меня и сказала, что придет еще.
И действительно, на следующий день она привела с собой других ребят и они долго удивлялись глядя на меня, а потом что-то мерили и подсчитывали. Еще через день они принесли много черной земли и засыпали пустырь. Теперь у меня было вдоволь и еды и питья. В конце лета Даша пришла проститься со мной и обещала приехать на следующий год. Она не знала, что осенью я умру, чтобы дать жизнь новым цветам.
В мирное время человек тоже любит свою Родину, просто он не очень об этом задумывается. Ведь любовь к Родине естественна для любого человека.
Но бывают моменты, когда любовь к Родине становится главным чувством человека. Происходит это тогда, когда человек осознает что может просто потерять свою родину. И это не обязательно война. Сколько есть примеров того, как люди уезжая за границу с острой болью вспоминали родину, как самые простые вещи начинали казаться невообразимо, несравненно прекрасными.
А во время войн человек еще и чувствует потребность защищать родину, точно также как он бы защищал свою мать, свою семью. Конечно при этом он острее ощущает свою любовь, хотя сама любовь может и не изменилась, она просто стала заметна.
Биографию писателя Андрея Платонова нельзя назвать легкой и простой, напротив всю свою жизнь писатель постоянно боролся как с болезнями, так и с критиками и недоброжелателями. Он родился в простой рабочей семье, рано начал работать, а во время Гражданской войны стал работать корреспондентом.
В середине 20-х годов появляются первые произведения писателя, но уже в 30-х годах писателя нещадно критикуют и его называет врагом лично Сталин.
Во время Великой Отечественной Войны Платонов работает военным корреспондентом и даже участвует в боях.
В это время он уже болен туберкулезом от которого и умирает в 1951 году.
План для сообщения о писателе может быть таким:
Сказка Платонова «Неизвестный цветок» заканчивается тем, что на следующее лето Даша возвращается на облагороженный пустырь и видит множество красивых цветов, которые растут на удобренной земле, но все они оказываются немного хуже того первого, неизвестного цветка.
Однако Даша замечает, что в страшной теснине между камнями, на краю пустыря вырос еще один цветок, даже немного лучше прежнего. Потому что и расти ему пришлось в еще более трудных условиях, чем его родитель. Прав был первый неизвестный цветок, когда говорил Даше, что он такой непохожий на других потому, что ему было трудно. Его потомку оказалось еще труднее и он вырос еще более красивым.
В сказке Платонова неизвестный цветок рос очень долго совершенно один, никто никогда не заходил на мертвый пустырь, где он укоренился. Только когда цветок расцвел, то его обнаружила девочка Даша, ориентируясь на прекрасный аромат, который распространял вокруг себя цветок. Даша поднялась на пустырь и нашла неизвестный цветок. Такого красивого цветка девочка никогда не видела и это поразило и заинтересовало ее. Она захотела узнать имя цветка, но тот и сам не знал его. Девочке было также интересно понять, как этот цветок вырос таким не похожим на другие цветки, но цветок не знал и этого, хотя чтобы не обидеть девочку ответил, что рос в трудностях. Таинственность, вот что прежде всего заинтересовало Дашу в неизвестной цветке.
Из этой ситуации мы видим, что Даша была любознательной и доброй, отзывчивой девочкой, готовой прийти на помощь всякому, кто в том нуждается.
Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? по рассказу Уроки французского
Повесть В. Г. Распутина «Уроки французского» переносят нас в далекое послевоенное время. Для нас, современных читателей, подчас бывает трудным понять все те обстоятельства, в которых жили люди в то нелегкое время.
Ведь именно так жили большинство людей. У мальчишки нет отца, а в семье, помимо него, много детей. Измученная мать не может прокормить всю семью. Но тем не менее она отправляет старшего сына учиться. Она верит в то, что у него будет хотя бы надежда на лучшую жизнь. Ведь до сих пор ничего хорошего в его жизни не происходило.
На помощь главному герою совершенно неожиданно приходит молодая учительница французского языка, Лидия Михайловна. Она понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и родных. Но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает помощи от учительницы. Мальчику тяжело бывать у нее в гостях, пить чай, которым она его угощает. И тогда Лидия Михайловна идет на хитрость — отправляет ему посылку. Но откуда городской девушке знать, что глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. Однако учительница не оставляет мыслей помочь мальчику. Ее выход прост и оригинален. Она начинает играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он,
В этом поступке проявляется удивительная доброта молодой учительницы.
Учительница воспитывает ученика своим примером. Проявляет доброту к нему, воспитывает ее в нем. Доказательством доброты ученика стал этот его рассказ, посвященный учительнице.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
1. Осуждает или оправдывает автор своего героя?
Я думаю, что автор не осуждает своего героя. Разве он в чем-то виноват? Мальчик играл на деньги не ради наживы, а только для того, чтобы не умереть с голода. Ведь и выигрывал он ровно на кружку молока.
2. Чем интересен для вас этот рассказ?
Для меня рассказ был интересен и сюжетом, и характером главного героя. Не часто встретишь у одиннадцатилетнего мальчика так ярко выраженное чувство собственного достоинства, такую стойкость и абсолютную честность. А еще я узнал о тяжелой послевоенной жизни.
3. Когда и как началась у героя самостоятельная жизнь? Какие испытания ожидали его? Что означает признание мальчика: «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы»?
События рассказа происходят в 1948 году, значит, все осознанные годы герой рос в военное и такое же голодное послевоенное время. Отца в семье не было, вероятно, погиб на войне (в тексте есть упоминание о галифе). В семье трое детей, мальчик старший, но, несмотря на все трудности, мать отправляет его учиться в район, потому что сын очень способный и подает надежды.
В 11 лет рассказчик начинает самостоятельную жизнь. Как обустраивать быт, готовить еду, он знал. Но вот что такое воровать у своих, об этом он даже и думать не мог. А когда столкнулся с этим, не стал следить и выяснять, потому что хозяйка квартиры сама «мыкалась» одна с тремя детьми. Мальчик стал думать, как ему выжить. Но самым страшным испытанием для него стала тоска по дому.
4. Почему герой рассказа стал играть в «чику»? Как относятся к этой игре Вадик и рассказчик?
Игра на деньги для героя рассказа – это спасение от голода. У него не было возможности зарабатывать, а мать и так делилась последними продуктами, большую половину которых воровали. Мальчик выигрывал только необходимую сумму на молоко. Сама по себе игра не представляла для него никакого удовольствия.
А вот для Вадика игра была возможностью показывать свое превосходство, силу, власть. Это тешило его самолюбие. Но вряд ли он был настоящим лидером, потому что собирал около себя мальчишек, которые были заведомо слабее. Невелико геройство держать в страхе младших.
5. Прочитайте приведённые ниже пейзажные зарисовки:
а) «Осень стояла тёплая и сухая. Ещё и в октябре пригревало. »;
б) «Минут пять я стоял и, всхлипывая, смотрел на полянку, где снова. ».
Вспомните, какие события в жизни героя произошли в это время. Чем и почему отличаются эти картины природы друг от друга? Как они связаны с настроением и состоянием рассказчика?
Первое описание природы связано с первым выигрышем героя рассказа. Настроение у него было приподнятое. Деньги он выиграл честно. А когда у человека на душе хорошо, то и мир вокруг воспринимается дружелюбно. В такие моменты и солнце нас ласкает, и травы нам шепчут.
Второе описание связано с моментом, когда мальчика несправедливо обвинили в жульничестве и сильно избили. И мир изменился: крапива почернела, трава стала сухой и жесткой. Наверное, она больно кололась, как только что уколола героя жизнь, показав ему свою жестокую сторону.
6. Прочитайте разговор Лидии Михайловны и героя рассказа после уроков. Обратите внимание на их портреты. Почему эти описания автор поставил рядом? Как называется этот приём?
Автор дает портретное описание учительницы и мальчика именно в момент их разговора, когда они находятся рядом. Судя по их описанию, это встретились два разных мира. Она, красивая, хорошо одетая, по-особенному говорящая, вкусно пахнущая. И он, крючковатый, тощий, выросший из пиджака, с разбитым лицом, в самодельной обуви. Такое противопоставление называется антитезой. Разные они не только внешне, но и по образу жизни: Лидия Михайловна из города, мальчик из деревни. И даже их родные места разделяют тысячи километров: она с Кубани (юг), он из приангарской деревни (Сибирь). Но, несмотря на разницу во всем, они смогли понять друг друга.
7. «И почему меня одного? В школе сколько угодно было ребят, которые говорили по-французски ничуть не лучше, чем я, однако они гуляли на свободе, делали что хотели, а я, как проклятый, отдувался один за всех». Как вы думаете, почему именно рассказчика выбрала Лидия Михайловна для отдельных занятий? Случайно ли это? Постарайтесь вспомнить, как сама учительница объясняет это своему ученику.
Лидия Михайловна, конечно, неслучайно пригласила на дополнительные занятия героя рассказа. Ему она объяснила это необходимостью: ведь у мальчика по всем предметам, кроме французского, были пятерки. Она убеждала его, что ничего невозможного нет, что сама стала учителем французского языка, потому что именно он ей в школе плохо давался.
Но мне кажется, что истинной причиной отдельных занятий стало сочувствие учителя к одинокому, голодному, рано повзрослевшему ребенку.
8. Почему Лидия Михайловна решилась на игру в «замеряшки» со своим учеником? Как вы расцениваете этот поступок? Что выдавало её во время игры? Почему так пристально следил за игрой рассказчик? Как это его характеризовало?
Жалея мальчика, Лидия Михайловна постоянно пытается его накормить. Но герой не привык к такому обхождению. Он не может есть чужое, но не потому, что стесняется или его плохо уговаривают, а потому, что вырос в голодные годы, когда каждый кусок на учете, и если съесть больше, то кому-то не достанется. Это у него в крови. Другой жизни он еще не видел. Вот поэтому учительница сдается и не видит другого выхода, чтобы поддержать мальчика. Помощи он не примет, но честно заработанные игрой деньги возьмет. И Лидия Михайловна стала играть с учеником на деньги.
Мальчик заметил, что учитель хочет схитрить и поддаться ему, поэтому очень внимательно следил за игрой. Это характеризует героя как очень честного человека.
«Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ «Гатчинская гимназия им. К.Д. Ушинского»
Урок литературы в 8 классе
Тема: «Уроки жизни в рассказе
В. Г. Распутина « Уроки французского»
Цель: в результате анализа произведения донести до уч-ся мысль о том, что человек сам формирует свою личность, воспитывать в учениках чувства доброты, милосердия, совести, порядочности, достоинства.
Учитель: Каплина Л.В.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Речевая разминка.
Учитель: наш урок литературы предлагаю сегодня начать с чтения стихотворения, потому что оно отражает тему и цели нашего урока.
Итак, обратите внимание на экран и прочитайте, соблюдая интонацию, выразительно стихотворение С. Бондаренко ( слайд ).
В каждом параграфе, в каждом рассказе,
В сказке и песне, даже во фразе –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Кроется самая главная мысль.
Она не всегда открывается сразу.
Строчка за строчкой, фраза за фразой –
Ты только вдумайся, только всмотрись –
Откроется самая главная мысль.
О чём это стихотворение? (Каждое высказывание имеет главную мысль).
3. Изучение нового материала.
Ребята, я не случайно начала наш урок с чтения этого стихотворения. Оно как нельзя лучше отражает тему и цели нашего урока. А тема звучит так: «Уроки жизни в рассказе В. Г. Распутина «Уроки французского» ( слайд) , (запись даты и темы урока).
А цели нашего урока таковы: мы должны выяснить, какие уроки несет рассказ В. Г. Распутина «Уроки французского» и раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои Распутина, чтобы воспитывать в себе такие качества характера, как доброта, гуманизм, отзывчивость, благородство, мужество, этические нормы поведения и взаимоотношений.
Это значит, ребята, что мы с вами сегодня будем учиться жить. Учиться у В. Распутина на примере его главного героя.
Работая с текстом рассказа, мы в каждой строчке, в каждой фразе будем искать ту главную мысль , которую хотел выразить автор в своем произведении.
А основополагающий вопрос, на который мы должны ответить:
2) Знакомство с эпиграфом.
Писатель надеется, что те жизненные уроки, которые уготовила ему судьба , помогут каждому из нас разобраться в себе, задуматься о своём будущем. Запишите слова В. Г. Распутина, которые станут эпиграфом к нашему уроку (слайд), (запись в тетрадь ).
— Ребята, а в каком значении употребляется здесь слово урок. Давайте посмотрим значения этого слова по толковому словарю («литературоведы»).
Работа с Толковым словарем :
Урок:1. учебный час, посвященный какому-нибудь предмету 2.перен. нечто поучительное, из чего можно сделать вывод для будущего.
2. Беседа по вопросам.
1) Ребята, сегодня мы будем говорить об этике, нравственности, милосердии, гуманизме.
Давайте вспомним значение этих слов,
Работа в творческой группе «литературоведов» (с толковым словарем) (слайд).
2) А теперь давайте заглянем в толковый словарь и найдём значение этих слов.
( Этика – 1)философское учение о морали, ее развитии, нормах и роли в обществе. 2)совокупность норм поведения.
Нравственность – правила, определяющие поведение, качества, необходимые человеку в обществе.
Гуманизм – человечность в отношении к людям, человеколюбие).
Дети находят в словаре лексическое значение этого слова:
1.Все положительное, хорошее, полезное.
2. Отзывчивость, сочувствие, стремление делать добро.
3)Ребята, на примере каких произведений вы встречались с этими понятиями, рассматривали этику взаимоотношений детей, говорили о нравственности?
4. Реализация домашнего задания.
1). Слово учителя по теме урока.
Сегодня мы продолжаем разговор об этих понятиях. Творчество В.Г. Распутина привлекает читателей, потому что рядом с обыденным, бытовым в произведениях писателя всегда присутствуют духовные ценности, нравственные законы, неповторимые характеры, сложный, подчас противоречивый внутренний мир героев.
2). Работа в творческой группе «библиографов».
Работу начинают ребята из творческой группы «библиографов» которые познакомят нас с творческой историей рассказа «Уроки французского».
6. Беседа по рассказу «Уроки французского» (слайд).
Авторские размышления о жизни, о человеке, о природе не только помогают юному читателю обнаружить в себе и в окружающем мире неисчерпаемые запасы добра и красоты , но и предупреждают: жизнь человека и природы хрупка, нужно её беречь.
Вот такие задатки мужества, добра и красоты мы постараемся сегодня обнаружить не только в герое повести В. Распутина, но и в себе.
Обратимся к содержанию рассказа.
Дома вы готовил вопросы по содержанию рассказа по группам.
Слово первой группе литературоведов.
1) О чем говорит название рассказа? От чьего лица ведется повествование? Почему?
(О школе, уроках, сверстниках).
4) Кто является главным героем рассказа?
(11- летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени его, ни фамилии автор не называет).
5) Когда и где происходят действия, описанные в рассказе?
(Через 3 года после окончания В.О. в. в 1948 году в далекой сибирской деревне).
6) Назовите приметы тяжелого времени.
( В рассказе описано тяжелое послевоенное время: карточная система снабжения продуктами, голод, обязательные для населения государственные займы, тяготы колхозного труда. Место действия – Сибирь, родина писателя, глухая сибирская деревушка, в которой даже садов нет, так как зимой деревья вымерзают).
7) Как жилось мальчику в родительском доме? В каком возрасте началась у героя самостоятельная жизнь? Найдите отрывки в произведении и зачитайте их (чтение на стр.121 – 122 со слов «Так, в 11 лет, началась моя самостоятельная жизнь» до слов «Я и не понимал как следует, что мне предстоит, какие испытания ждут меня, голубчика, на новом месте»).
8) Какие же это испытания? (не ладилось с французским: чтение на стр. 117 – 118 «Учился я и тут хорошо» до слов «Все было впустую»).
9) Какие еще испытания? (тоска по дому: чтение на стр. 118 от слов. «Но самое страшное начиналось, когда я приходил из школы» до слов «Хотелось только одного, мечталось об одном – домой и домой»).
11) Не только постоянный голод, страдания от одиночества, разлуки с домом, с матерью, но и острое переживание несправедливости, горечь обмана испытывал герой . Всякий ли ребенок может выдержать такое?
12) Почему наш герой не жалуется взрослым?
Почему не следит, кто у него ворует?
(чтение на стр.118 со слов «Я сильно похудел: мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня» до слов «Я опомнился и убежал»).
13) Легко ли было матери учить сына в райцентре? Сын был благодарен матери?
(Жизнь преподносит герою жестокие уроки и ставит его перед необходимостью выбора: смолчать, смириться или расстроить мать. Горькие мысли о матери и своей ответственности перед ней заставляют героя рано повзрослеть).
— Какой же первый урок даёт нам Распутин? (Серебров)
Запишем в тетрадь первый урок рассказа Распутина: «Настоящая мать всю жизнь заботится о своих детях, и дети должны быть благодарны ей за это». (слайд).
15) Как характеризует мальчика фрагмент с пропажей продуктов?
Почему наш герой не уехал домой?
Как учился мальчик? Почему он всегда готовился к урокам?
18) Что привлекает вас в мальчике, в его характере? (Жажда знаний, сила воли, честность, доброта, благородство, самоотверженность, упорство в достижении цели) (слайд).
— Почему мальчик ввязался в игру на деньги?
— А вот и второй урок. Сформулируйте его. (Халтунен)
Запишем второй урок Распутина: «Будь самостоятельным, гордым. Заботься о себе сам, не надейся на окружающих». (слайд).
— Охарактеризуйте игроков в «чику» (Тишкин, Птаха, Вадик).
Подробно мы с эпизодом «Игра в чику» знакомились на предыдущем уроке. Вспомним,
почему нашему герою пришлось «смириться»? Какой урок даёт нам Распутин? (Орловская)
Запишем третий урок Распутина: «Не горячись, уступи тем, кому все равно ничего не докажешь». (слайд).
(«Просмотр кинофрагмента: «Не в склад! – объявил Вадик»
22) Почему Вадик и Птаха избивают мальчика? Как ведет себя мальчик во время избиения?
(За то, что он постоянно выигрывал, пытался вести честную игру. Но игра на деньги не может быть честной) (Макеев)
— Что испытал герой после драки? Зачитаем стр 129.
Позже герой вспоминает: «Откуда мне было знать…» стр.127
— Чем отличается этот урок от предыдущего? ( Темир )
Запишем четвертый урок Распутина: «Будь принципиальным. Не пресмыкайся». (слайд).
— _Назовите основные черты характера героя (слайд).
Ребята, как вы понимаете смысл высказываний (слайд):
«Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях» (Л. Н. Толстой).
(к этим добрым, отзывчивым людям относится в первую очередь учительница мальчика Лидия Михайловна. Оценивая то, ЧТО сделала для него Лидия Михайловна, Распутин пишет «…добро должно быть бескорыстным и уверенным в соей тихой чудодейственной СИЛЕ»
— Почему мальчик доверил учительнице свою тайну? Любому ли учителю можно довериться? (Коробова Д.)
— Лидия Михайловна решила заниматься с мальчиком французским языком у себя дома? Почему?
(Она хочет оградить мальчика от игры с ребятами).
Сценка Игра в пристенок. (Никоноренкова, Макеев, Яковлев)
(Молодая учительница – человек большой души. Она сумела увидеть в мальчике настоящую человеческую гордость и недетское мужество. Она доказывала мальчику: ты не одинок в этом мире, со своим голодом, синяками, ссадинами, тебе помогут. И она помогла. У нее был дар сопереживания. Она своей добротой спасла мальчика. Учительница преподала своему ученику уроки доброты и мужества).
И как вы думаете, каким будет пятый урок? (Яковлев)
Запишем пятый урок Распутина: «Будь добрым и отзывчивым, люби людей». (слайд).
— Ребята, а как вы ответите на вопрос: что такое доброта, где границы добра? (чтение учащимся мини-сочинений).
Чтение стихотворения «Доброта». (Алиса)
Добрым быть совсем не просто,
Доброта не зависит от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
И завертится земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
8. Обобщение материала:
— Ребята, почему рассказ называется «Уроки французского»?
Какой главный урок преподала учительница?
Какие уроки преподал нам В. Распутин? Чем интересен его рассказ? (обращение к эпиграфу).
( Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.)
Учитель: Чему научили вас эти уроки? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности)
Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки. Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелёгкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем «чувства добрые».
Нестандартный поступок учительницы остается непонятным для всех, кто о нем узнает. «Это преступление. Растление. Совращение. » — говорит разгневанный директор, узнав, что преподаватель французского языка играет в «пристенок» со своим учеником. Разве докажешь ему, что для малокровного мальчишки это — единственный способ добыть деньги на хлеб и спасительное молоко?!
Не так важно, что учительнице пришлось покинуть школу. Гораздо важнее то, что она оставила в душе ученика яркий, незабываемый след, веру в себя и в людей, помогла ему в горькие минуты одиночества и тоски по родному дому, поддержала в голодное послевоенное время. Образ учительницы навсегда остался в душе скромного, терпеливого, доброго и целеустремленного мальчика и, вероятно, не раз помогал ему в достижении своих светлых и высоких целей.
Суровые уроки преподнесла герою Распутина городская жизнь. Но она и многому научила его: он узнал, что рядом со злом идет добро, с уродливым — доброе и светлое. И главное, по-моему, в том, что жизнь подарила ему встречу с такой доброй, мудрой, все понимающей учительницей, как «француженка» Лидия Михайловна. Я думаю, что эта встреча повлияла на всю последующую взрослую жизнь героя.
Учитель: Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.
Вы сегодня потрудились на славу, проявили друг к другу уважение, чуткость, взаимовыручку – одним словом, доброту. И я рада, что вы теперь понимаете, что обозначает это слово.
Учитель: В.Г. Распутин как-то сказал: « читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература –, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».
10. Домашнее задание:
Напишите мини – сочинение о том, встречали ли вы в жизни таких людей, как герои Распутина, мужественных, честных, добрых. Расскажите о них.
Я говорю, урок окончен, но надеюсь, что вы продолжите его в своей душе, в своём сердце!
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП.
1.Создание синквейна.
Учитель:
-Наш герой действительно многое в жизни испытал. Главное, что он остался человеком, приобрел духовный опыт самостояния. Искал и находил выход из тяжелейших ситуаций, не утратил доброго отношения к людям, научился ценить дружбу не только сверстников, но и взрослых. Я предлагаю в завершении урока выразить свои мысли о любви, дружбе, чистоте души, жизни, судьбе… в написании синквейна.
Чистота
Наивная, детская.
Терпеть, верить, ждать
Мир изменится к лучшему.
Жизнь.
Доброта.
Искренняя, душевная.
Учит, наставляет, направляет.
Гуманных людей должно быть много.
Доброта-смысл жизни.
Закончить урок хочу небольшим стихотворением:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами.
Без доброты –ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.