кодзима какие игры разработал
Кто такой Хидэо Кодзима и почему он — гений
Провинциал, фантазер, интроверт, писатель-неудачник, фанат кино с подозрением на телезависимость — таким Хидэо Кодзима представляет себя публике. Но в глазах фанатов он — сочетание вневременных архетипов: герой, чемпион, избранный, мятежник и, наконец, волшебник. Кодзима — живой пример для своих поклонников, обладатель жизненного опыта, который мотивирует не хуже тренингов топовых коучей с фейерверками и подтанцовкой.
Детство оставило ему травмирующий опыт: в 13 лет он потерял отца, «столкнулся со смертью» (его едва не сбил поезд), после жизни в Токио оказался в маленьком городке и взрослел без присмотра родителей, но на попечении телевизора. Он и теперь признается, что включает телевизор, чтобы избежать чувства одиночества.
В юности Хидэо принялся искать свое призвание. Увлекся сочинительством и стал писать безразмерно длинные рассказы, которые не принял ни один литературный журнал. Профессия дяди побудила задуматься о карьере иллюстратора, однако этот путь не сулил финансовой стабильности — пришлось от него отказаться. Любовь к фильмам подстегнула его к съемке собственных, но ограниченные бюджеты душили режиссерские амбиции.
В 1986-м компания Konami — приют для отверженных, пристанище геймеров-неудачников — приняла Хидэо Кодзиму без опыта на должность ассистента дизайнера. Но и это достижение казалось сомнительным, и 23-летний Хидэо долго врал близким, что работает финансовым консультантом.
Впрочем, времена менялись быстрее, чем можно было представить: профессия гейм-дизайнера постепенно теснила престижные экономические специальности. Konami в конце концов стала для вчерашнего стажера альма-матер: они сотрудничали почти 30 лет и создали франшизу в жанре экшен-стелс Metal Gear, которая принесла Кодзиме культовую славу.
Как настоящий фанат кинематографа, Хидэо часто обращался к любимым фильмам в поисках вдохновения. Синефильство сказалось на разработке и привело к эволюции видеоигр: в сюжетах Кодзимы появились интрига, расширенный саспенс, драматические блоки и операторские выкрутасы, не уступающие лучшим работам Эммануэля Любецки и Хойте Ван Хойтемы. Геймеры взглянули на свою страсть по-новому.
Кодзима получил прозвище Гений, присвоенное ему не без сарказма. Особенно часто «титул» сопровождает гейм-дизайнера в русскоязычном сегменте интернета из-за мема «Кодзима — гений», возникшего после выхода Metal Gear Solid V: The Phantom Pain, обласканной критиками. Поводом для шуток послужило нарочито частое упоминание имени автора в каждой главе игры. Но мемы не рождаются в пустоте, потому «гений» — не просто саркастичная мембрана пузыря с бесплотным воздухом: внутри него есть весомое содержание. Это выработанный Кодзимой комплексный подход к созданию видеоигр, заключающийся в сочетании приемов из двух индустрий — игровой и кинематографической. Проекты Хидэо Кодзимы всегда были авторскими «киноиграми».
Однако демиургические идеи требовали соответствующих финансовых вливаний. Konami, проанализировав меняющийся рынок и амбиции своего ведущего сотрудника, сделала выбор в пользу первого — отправилась покорять нишу мобильных видеоигр. С Кодзимой компания рассталась.
«Развод» 2015 года был болезненным и оброс слухами, какие собираются вокруг разведенных кинозвезд. Согласно версии, распространенной среди обиженных фанатов Кодзимы, «мелочное» руководство компании устало от творческого энтузиазма главной звезды, которая тратила слишком много денег на свои «капризы», то есть разработку грандиозных продолжений Metal Gear. В пользу версии, к сожалению, свидетельствует заключительный скандал: с обложки последнего релиза видеоигры Konami убрала имя Кодзимы.
Инцидент с обложкой, что называется, мелочь, но неприятная. Хотя регалий у Кодзимы достаточно для звания народного гейм-дизайнера планеты. В 2008 году он получил награду за жизненные достижения на MTV Game Awards, в 2014-м удостоился почестей за Metal Gear Solid V: Ground Zeroes, в 2016-м — награды Зала славы AIAS и звания «икона индустрии» от The Game Awards.
Подхватив попранные честь и достоинство, а также трофеи и собственный бренд Kojima Productions, вместо скорбного изгнания Кодзима отправился в свободное плавание и причалил к берегам Sony. Компания дала ему творческую свободу, финансы и шанс неторопливо заниматься новым проектом — Death Stranding для PlayStation 4.
Таинственная разработка, ради которой автор собрал команду с нуля и привлек блестящих голливудских звезд, была анонсирована в 2016 году и мгновенно превратилась в самую ожидаемую игру. Как настоящий гений сторителлинга, Кодзима околдовал поклонников во всем мире недосказанностью, трейлерами-приманками, селфи с кинозвездами и постерами-шедеврами.
К созданию Death Stranding подключились самые актуальные имена. Крестный отец хорроров, режиссер Гильермо дель Торо, работавший с Кодзимой над игрой Silent Hills, которая так и не увидела свет. Звезда «Ходячих мертвецов» Норман Ридус.
Потому и гений. Великие дизайнерские решения Кодзимы
И Кодзима делал это задолго до Death Stranding. Лучшее тому доказательство — Metal Gear. Мы прошлись по всем основным играм серии и вспомнили наши любимые пасхалки, детали и неочевидные механики. А вы рассказывайте о своих.
Metal Gear (1987) и Metal Gear 2: Solid Snake (1990)
Про эти две игры мы уже рассказывали в отдельном материале. Несмотря на дремучие времена, в которые они вышли – уже в оригинальных «Метал Гирах» хватало неочевидных механик и секретов. В том числе и полезных, не просто развлекающих, а помогающих пройти игру. Вот только как до них самому додуматься-то! Многие детали перекочевали и в последующие игры серии – например уникальная способность героя простужаться и привлекать врагов чиханием, или использование сигарет для обнаружения лазерных ловушек.
Metal Gear Solid (1998)
Эталонный для своего времени стелс-экшен, заложивший основы серии на годы вперед. Все, что было до — лишь разминка. Metal Gear Solid до сих пор умудряется быть кинематографичной, несмотря на технологии прошлого тысячелетия. Но что важнее, за киношностью Кодзима не потерял геймплей, сделав все-таки игру, а не интерактивный фильм.
Серия Metal Gear радикально рушит четвертую стену, и самый яркий пример — знаменитый бой с Психо Мантисом. Телепат обращается напрямую к тебе и комментирует твои же игровые предпочтения, если находит на карте памяти сохранения игр Konami. Он предлагает положить геймпад на пол, и с помощью вибромоторчиков — «силой мысли» — перемещает контроллер. Многие считают схватку с Психо Мантисом лучшим босс-файтом в истории видеоигр, настолько он въедается в голову.
Ключ к победе над боссом тоже был неочевидным. Чтобы Психо Мантис не смог предугадывать действия игрока, нужно переключить геймпад во второе гнездо. С одной стороны, китч. С другой, Кодзима своими идеями реально вытаскивал геймеров из зоны комфорта и заставлял мыслить шире. Были, впрочем, и более скучные способы победить, но хорошо, что у игрока все же оставался выбор.
С Психо Мантисом связана и одна крайне милая пасхалка. Если он обнаружит сохранения из Policenauts или Snatcher — других игр Кодзимы — то сам гений устами босса поблагодарит игрока за поддержку. Жаль, работает это только в японской версии MGS.
Менее известная особенность связана с другим боссом — Вулканом Рейвеном. Он появляется в окружении ворон, если их всех перебить, то Рейвен разозлится и будет действовать куда агрессивнее. Скрытый хардкорный режим и чуть более глубокое раскрытие персонажа через геймплей. Похожим образом можно будет разозлить одного босса и в Metal Gear Solid 2. Таких примеров в серии довольно много. Из забавного: Револьвер Оцелот грубо выскажется о навыках Снейка, если перед победой несколько раз проиграть в бою с ним.
Отливающий герой Нормана Ридуса в Death Stranding покорил многих, но Кодзима не в первый раз прибегает к механике деуринации. В одном из эпизодов MGS Снейк вместе с девушкой Мэрил Силвербург путешествует через пещеру, населенную волками. Если ударить Мэрил и тут же спрятаться в коробке, то она подзовет волка, который на коробку со Снейком внутри помочится. В дальнейшем можно использовать эту пахучую коробку, чтобы спокойно обходить волков — запах-то знакомый. Есть и менее агрессивный способ избежать внимания животных — экипировать платок Снайпер Вульф. Туалетных сцен в игре вообще было много, но это запомнилась именно своей полезностью.
Побег из тюрьмы с помощью бутылки кетчупа. Еще один абсолютно легендарный эпизод. В какой-то момент Снейк оказывается за решеткой и может покинуть камеру досрочно, разлив на полу кетчуп и притворившись мертвым. Можно, конечно, и просто под кроватью спрятаться и дождаться охранника, но так ведь веселее! В противном случае придется ждать, пока на выручку придет ниндзя.
Кстати, происходит все это после пыток героя электричеством, во время которых нужно очень быстро давить на кнопки геймпада. Если после пыток связаться с помощью кодека — местной рации — с Наоми, то она предложит облегчить боль в руке с помощью массажа и включить вибрацию в контроллере.
Мэрил Силвербург — персонаж Policenauts, другой игры Кодзимы. Просто отсылка, но интересная. Policenauts — визуальная новелла Кодзимы, вышедшая только в Японии в 1994 году. Тема, звучащая на старте Metal Gear Solid, как раз оттуда. А еще на базе Shadow Moses можно найти плакаты игры. Но самое забавное — в Policenauts была девушка по имени Мэрил Силвербург и даже выглядела она в точности как в MGS. Но это все же разные герои.
Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (2001)
Вторая Metal Gear Solid не переизобрела серию или жанр, но стала еще киношнее, а в детали и механики углубилась так сильно, что снова всех переиграла. В Sons of Liberty до сих пор самый собранный, логичный и попросту лучший сюжет в истории серии. И если в первую часть сегодня все-таки не каждый сможет играть (хотя есть отличный ремейк The Twin Snakes), то вторая почти не состарилась и ощущается не хуже, чем в день выхода.
Нереальное количество смешных разговоров по кодеку. Еще в первой Metal Gear Solid суммарное время диалогов по рации занимало аж шесть часов. Разным персонажам можно было названивать просто так, они с удовольствием комментировали действия Снейка и частенько диалоги получались уморительными. Но во второй части этого стало еще больше — у персонажей были комментарии практически на любую ситуацию и любое действие Райдена, нового главного героя.
Можно побрить Солида Снейка. Играя за Райдена, можно отыскать электробритву и подарить ее Снейку. Тогда при следующей встрече он будет гладко выбрит.
А можно терроризировать Отакона неприличными фотографиями. Когда он отправит Райдена за снимками Метал Гира, можно поразвлекаться, посылая ему не те снимки, что он ожидает. Некоторые ответы будут забавными. Например, глядя на это фото, Отакон скажет, что это многое объясняет…
Metal Gear Solid 2 просто переполнена мелкими деталями, впечатляющими даже сейчас. Игра во многом уникальна, но запомнилась она прежде всего маниакальным вниманием разработчиков даже к самым мельчайшим деталям. Примеров наберется миллион, так что приведу несколько своих любимых.
Абсолютно бесполезный, а потому особенно восхитительный факт — лед для охлаждения напитков тает в реальном времени.
Впрочем, чего удивляться: уровень взаимодействия с окружением в Metal Gear Solid 2 для своего (да и для нашего) времени беспрецедентный. Здесь в баре можно разбить каждую бутылочку на стойке, а с растений слетают листья, если по ним ударить!
Игра фиксирует попадания по разным частям тела противника. И это, кстати, вполне себе геймплейная механика.
Морские вши расступаются перед Райденом, но если лечь рядом, они начнут по нему ползать. Пролежишь так слишком долго — и они съедят его пайки.
А еще в Metal Gear Solid 2 операцию могут испортить чайки — на их дерьме легко поскользнуться. А если на них долго смотреть от первого лица, то они еще и на лицо Райдену нагадят.
Metal Gear Solid 3: Snake Eater (2004)
Внезапный приквел, решительно задравший градус драматичности серии. Многие фанаты до сих пор считают третью часть высшей точкой Metal Gear и только Биг Босса признают настоящим Снейком. Можно придираться к ее местами абсурдному сюжету, но уж в плане детальности механик и геймплейных экспериментов она серию подняла на новую высоту. Да и с технической точки зрения это выдающаяся для своего времени игра.
Metal Gear Solid 3 стала еще плотнее работать с окружением. Один из самых простых и забавных примеров: если противник стоит под фруктовым деревом, фрукт можно сбить выстрелом и это спугнет врага. Более того — он не только сам сбежит, но и товарищей поблизости напугает. А у подвесного моста можно отстрелить один из канатов, из-за чего мост накренится и идущие по нему солдаты соскользнут вниз.
Если лезть совсем глубоко, то хороший пример — летучие мыши в пещерах. Выстрелы их пугают, но достаточно врубить сонар и животные успокоятся. А еще собак можно отвлекать едой, пчелы не нападают на героя, если он в белом (пчел правда успокаивает этот цвет!), а вид от первого лица меняется, когда Биг Босс теряет глаз. Такого в Metal Gear Solid 3 очень много.
Если уничтожать оружейные склады, то у противников действительно станет меньше патронов. Разрядив всего одну обойму из винтовки, они будут переключаться на пистолеты. То же самое с запасами еды — уничтожая их, вы сделаете врагов заметно слабее. А еще голодные солдаты охотнее подбирают и едят отравленную пищу. Игра об этом не рассказывает, хотя механика действительно полезная!
Босс The End — настоящая легенда. С ним связано сразу несколько интересных механик. Во-первых, этот престарелый снайпер может умереть от старости. Достаточно сохраниться перед боем с ним и перевести системный календарь на неделю вперед. Впрочем, если ограничиться парой дней, то Биг Босс уснет и в катсцене после загрузки The End его пристрелит. Такое наказание за хитрость, но недостаточную терпеливость.
Смешных диалогов по кодеку меньше не стало, но есть один особенно важный разговор. Чтобы его инициировать, нужно набрать начальство, сидя в коробке. Metal Gear explained.
Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots (2008)
Четвертая часть Metal Gear Solid — игра неоднозначная. Очень кинематографичная, все еще красивая, но вот геймплейно она понравилась далеко не всем фанатам. Размаха Metal Gear Solid 3 в ней не было, она стала более линейной, частенько подталкивала не к стелсу, а к открытым перестрелкам. Зная, куда идти и пропуская ролики Metal Gear Solid 4 можно пройти всего за несколько часов. Соответственно, и геймплейных тонкостей в ней стало меньше, но несколько памятных дизайнерских решений тут все же нашлось.
Психо Мантис снова рушит четвертую стену — на сей раз неловко. Вторая встреча с Психо Мантисом получилось по-настоящему смешной и ностальгической. Телепат снова пытается прочитать карту памяти консоли, только PS3 карты памяти уже не использовала, так что Мантис просто жалуется, что у него ничего не выходит. Дальше он пытается повторить трюк с перемещением контроллера по полу… вот только у оригинального геймпада PS3 — Sixaxis — вибрации не было, так что и этот прием не проходит, расстраивая Мантиса еще сильнее.
Снейк может отломать у статуи пенис. Совершенно потрясающая возможность открывается уже в первом акте игры. Снейк может замаскироваться под скульптурную композицию. В процессе маскировки он почему-то хватается за пенис рядом стоящей статуи. Если повторить это много раз, то пенис отвалится (у статуи). За это даже трофей полагается.
Оцелот может поцеловать Снейка. Самая милая деталь. В ходе финальной битвы с Оцелотом нужно дождаться, когда возьмет Снейка в удушающий захват. Если не пытаться из него вырваться, то Оцелот крепко чмокнет героя в щеку. Ну а что, их все-таки многое связывает.
Смеющуюся Красавицу можно пофотографировать и заставить танцевать. Она непростой, но очень привлекательный босс — давайте признаем. Чтобы максимально насладиться ее красотой, нужно выдержать сражение и дождаться, когда Снейк и Красавица окажутся в белой комнате. Осталось только навести на даму камеру — и она начнет позировать. Нападать она не будет, пока Снейк не опустит объектив. Но можно добиться и еще более забавного результата. Для этого нужно достать айпод и включить на нем песню Oishii Two-han Seikatsu.
Санни играет на PSP в первую игру Кодзимы. Подглядывать нехорошо, но это слишком мило, чтобы устоять. Девочка играет в Pinguin Adventure — уверен, почти все вы в нее тоже играли, но даже не думали, что в ее создании участвовал Хидэо Кодзима.
Metal Gear Solid: Peace Walker (2010)
Мостик между старыми «Метал Гирами» и направленной на открытый мир, еще более сосредоточенной на геймплее The Phantom Pain. Мостик и геймплейный, и сюжетный. Peace Walker лишена зрелищных роликов, довольно однообразна, зато идеально заточена под быстрые игровые сессии — потому и вышла на PSP. Да и сюжет Metal Gear Solid 5 без нее будет понять непросто. Но сюда игра попала благодаря одной единственной возможности…
В Peace Walker можно сводить Биг Босса на свидание. В игре есть второстепенное задание, позволяющее вытащить на романтическое свидание на пляже Паз Ортегу, девушку c внешностью школьницы (чем она пользуется для выполнения заданий). Да, ее можно соблазнить, частично раздеть и даже заняться с ней сексом (предположительно!) в коробке. Ох, японцы! Но что еще круче, точно так же на свидание можно вытащить Каза — Peace Walker игра прогрессивная. При этом не обязательно быть джентльменом, никто не мешает показать себя конченым маньяком.
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (2015)
Последний выпуск Metal Gear от Хидэо Кодзимы — прощание с эпохой. Игра задумывалась как недостающая часть пазла в запутанной истории серии и была расхайплена так, что поиграли в нее, кажется, вообще все. Впрочем, куда больше внимания к ней привлек скандальный уход Кодзимы из Konami. Metal Gear Solid 5 — игра в открытом мире, изначально построенная так, чтобы у игрока в любой ситуации были десятки вариантов действий. Возможностей, деталей и неочевидных механик тут больше, чем во всех предыдущих «Метал Гирах» вместе взятых. Правда, игра их уже не прятала, довольно подробно все разжевывая почти всё тем, кто хотел слушать. Но ключевое слово здесь — почти!
Машины теряют управление, наехав на лошадиное дерьмо. Странная механика, которую показывали еще в ранних геймплейных роликах. На деле же она может оказаться полезной, ведь если прокачать доверие со своей Ди-Хорс на максимум, лошадка научится гадить по команде — и можно устраивать засады! Как инструмент ультимативного унижения это тоже работает прекрасно.
Если долго стоять под знаком «осторожно, может упасть ящик», то тебе на голову упадет ящик. Кодзима учит простым жизненным мудростям — не испытывай судьбу. Впрочем, поскальзываться на птичьем дерьме было веселее и поучительнее.
В MGS V есть шапки курицы — и цыпленка (для лохов). Факт известный, но от того не менее смешной. Если погибнуть на миссии три раза подряд, игра предложит пройти ее в шапке курицы. Согласишься — получишь аналог суперлегкого режима, в котором враги на Биг Босса практически не будут реагировать. Но если постараться и даже в такой обстановке погибнуть снова, Metal Gear Solid 5 предложит элитную шапку цыпленка, едва вылезшего из скорлупы. Если выйти на задание в ней, то враги вообще будут только ржать над героем.
Я считаю эту механику гениальной без всякой иронии. Если ты действительно плох — игра имеет право над тобой посмеяться, но помочь все равно должна.
Если зайти в игру в день своего рождения — поздравлять будут всей базой. Мило и приятно. Секретные катсцены вообще — главное развлечение в Metal Gear Solid 5, но тема это изучена хорошо. Секретную концовку по случаю ядерного разоружения и танец Квает под дождем все видели наверняка. Кстати, Death Stranding игроков с днем рождения тоже поздравлять умеет — проверьте обязательно.
Лучшие игры Хидео Кодзимы
Хидео Кодзима – одна из знаковых фигур индустрии видеоигр. Его имя стоит в одном ряду с Сигэру Миямото (создателем серий Mario и Zelda) и Хиронобу Сакагути (которому мы обязаны появлением Final Fantasy), а на постсоветском пространстве, пожалуй, даже известнее их. За свою более чем тридцатилетнюю карьеру в игровой индустрии гениальный разработчик участвовал в создании более пятнадцати проектов, большинство из которых были восторженно приняты критиками, даже если не добились коммерческого успеха.
К выходу новой игры гения, Death Stranding, мы решили вспомнить лучшие из игр, над которыми он работал. И хотя большинство сможет вспомнить лишь серию Metal Gear, другие игры, созданные им вне легендарной серии, определенно заслуживают не меньшего внимания.
Metal Gear 2
Metal Gear 1987 года основала целый жанр, но ее официальному продолжению, Metal Gear 2: Solid Snake, удалось стать лучше предшественницы во всех мыслимых аспектах. Геймплей был более напряженным, эстетика – более четко выраженной, а сюжет заложил основы тем, которые в дальнейшем будет исследовать серия.
Первая часть – крепкий орешек, но Solid Snake навсегда останется классикой. Фанаты серии, играющие впервые, определенно заметят множество сходств с Metal Gear Solid, как если бы игра 1998 года была просто трехмерным ремейком.
Policenauts
Недоброжелатели, которые клеймят серию Metal Gear за то, что это скорее кино, чем игра, явно не играли в некоторые другие игры Кодзимы. Policenauts – point’n’click квест, который больше напоминает визуальную новеллу, чем игру. Большая часть игрового процесса представляет собой изучение места преступления в поиске нужной улики, но для поддержания динамики иногда появляются участки с линейной стрельбой от первого лица.
Эта футуристическая детективная история получила восторженные отзывы за свое эстетическое исполнение и захватывающий сюжет о нелегальной торговле органами. К сожалению, официально игра не была переведена даже на английский.
Metal Gear Solid: Peace Walker
Эта игра 2010 года для PSP заставила портативную консоль работать на пределе возможностей благодаря технической реализации и количеству контента, уместившемуся на маленьком UMD. Кроме того, она значительно изменила серию, разделив игру на уровни и дополнив ее бонусными миссиями.
Желание получить лучшее снаряжение существенно увеличивало реиграбельность, а благодаря уникальной структуре сюжета у игрока оставались вопросы даже после финальных титров. И хотя это тоже внесло свой вклад в появление игры в данном списке, хватило бы и впечатляющей работы по адаптации сложной системы управления серии для PSP.
Snatcher
Идея в основе Snatcher сильно напоминает культовый фильм «Бегущий по лезвию», но по мере развития сюжета игра Кодзимы все сильнее отдаляется от своего источника вдохновения. Заглавные Снетчеры – смертоносные андроиды, внешне неотличимые от людей. Как и в большинстве игр разработчика, в сюжете фигурируют Холодная война и Советский Союз. Первая часть вышла в 1988 году, и несмотря на то, что не добилась значительных успехов, особенно в Северной Америке, те, кто в нее играл, отмечают, насколько ее сюжет опередил свое время.
Metal Gear Solid V: The Phantom Pain
Единственная причина, почему эта игра не стала лучшим творением Кодзимы – связанный с ней конфликт, из-за которого она была выпущена в незавершенном виде. Но несмотря ни на что, гений продолжил работу, и мы надеемся на успех Death Stranding.
Zone Of The Enders: The 2nd Runner
Первая Zone of the Enders – тоже фантастическая игра, но за более отлаженный геймплей и разнообразие миссий в этот список попадает именно эта часть. Кроме того, благодаря стильному дизайну и технической реализации она сильно выделялась среди современников.
Основную работу по визуальному оформлению проекта проделал Ёдзи Синкава, поэтому сходство с серией Metal Gear довольно заметно. И пусть Кодзима здесь был только продюсером, а не руководителем проекта, его почерк в игре чувствуется гораздо сильнее, чем в других играх, которые он продюсировал.
Metal Gear Solid 3: Snake Eater
Каждая игра серии Metal Gear значительно меняет ее формат, но никто не мог предвидеть, что после футуристически стерильных военных баз серия окажется в российской тайге 1964 года. Эта перемена многих поразила, но игра стала достойной преемницей Metal Gear Solid 2.
Локации стали более открытыми, предоставляя новые возможности для геймплея, а сюжет во многом игнорировал будущие события серии (хотя впоследствии все они были объединены в Metal Gear Solid 4). Кроме того, благодаря введению шкалы выносливости и возможности получить травмы в игре гораздо важнее стало выживать, а не просто прятаться в тенях.
P.T. – это демо, показывающее, что могло бы получиться, если бы вышла отмененная Silent Hills, но сейчас его даже невозможно официально скачать. Сотрудничество Кодзимы и Гильермо дель Торо обещало поистине обескураживающий хоррор. Те, кто успел поиграть в демо, подтвердят, насколько пугающим оно было, несмотря на короткий размер.
И хотя многие могут возразить против его включения в этот список, так как это всего лишь небольшой тизер, а не полноценная игра, нельзя недооценить его влияние на игровую индустрию и инновационный подход к анонсу проекта.
Metal Gear Solid
Благодаря своей первой трехмерной игре серия стала признанным авторитетом. Полностью озвученные кат-сцены в те времена были редкостью, а сюжет заложил основы всей последующей серии.
Здесь нет инноваций типа прицеливания от первого лица, перекатов или выглядывания из-за углов, но это не мешает игре и сегодня оставаться такой же прекрасной, как и двадцать лет назад. Некоторые моменты вошли в историю видеоигр как культовые, не в последнюю очередь эпизод с чтением Психо Мантисом карты памяти PS1.
Metal Gear Solid 2
Некоторые произведения искусства вдохновляются текущим моментом, чтобы придать сюжету более глубокое значение. Metal Gear Solid 2 – во многом продукт рубежа тысячелетий, с его развитием Интернета, появлением у человечества новой возможности передавать огромные объемы данных и ее значением для каждого отдельного человека.