коалиционное правительство в каких странах
Коалиционное правительство
Коалиционное правительство — правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. Чаще всего создаётся для получения абсолютного большинства в парламенте. Кроме того, коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления, например, в современной Северной Ирландии.
Коалиционное правительство также может включать в себя все партии, представленные в парламенте (правительство национального единства) либо наиболее крупные политические силы (большая коалиция).
Коалиции более распространены в странах с пропорциональной системой голосования, дающей больше мест в парламенте мелким партиям, чем мажоритарная.
Коалиционные кабинеты наиболее распространены в странах Скандинавии и Бенилюкса, Германии, Израиле, Италии. Кроме того, Федеральный совет Швейцарии составляется из представителей основных политических сил.
Коалиции, состоящие из немногих партий, среди европейских стран наиболее распространены в Германии, где традиционно блок ХДС/ХСС образует коалицию с СвДП (правящую с 2009), а СДПГ с СвДП или «Зелёными» (хотя в 1966—1969 и 2005—2009 действовала большая коалиция ХДС и СДПГ) и Ирландии.
В то же время в Бельгии, где одновременно действуют политические партии Фламандского и Валлонского сообществ, коалиция образуется основными политическими партиями обоих регионов. Также основные политические силы традиционно представлены в правительствах Нидерландов и Финляндии. В Израиле традиционна коалиция Ликуда, Кадимы или Аводы между собой и с мелкими политическими силами. В Индии ныне правящий Объединённый прогрессивный альянс, возглавляемый ИНК, состоит из 13 политических партий.
В свою очередь в странах Вестминстерской системы коалиционные правительства из-за преимущественно двухпартийной системы распространены слабо, хотя в Австралии на федеральном уровне постоянно действует коалиция Либеральной и Национальной партий. Так, в Великобритании коалиционные правительства действовали с 1915 по 1922 (в период Первой мировой войны) и в 1931—1945 (в период Великой депрессии и Второй мировой войны), в то время как в другое время образовывались временные правительства меньшинства. Только в 2010 году в Великобритании, впервые за послевоенный период, было вновь образовано коалиционное правительство. В Канаде и Новой Зеландии традиционно образование крупнейшей по числу мест в парламенте партией правительства меньшинства, пользующегося парламентской поддержкой дружественных политических сил.
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Коалиционное правительство» в других словарях:
КОАЛИЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО — КОАЛИЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО, правительство (см. ПРАВИТЕЛЬСТВО), которое создается по соглашению нескольких политических партий. Коалиционные правительства обычны для парламентарных республик при многопартийной системе, в ситуации, когда расклад… … Энциклопедический словарь
КОАЛИЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО — правительство, которое создается в парламентарных государствах, когда депутатские места в парламенте раздроблены между различными партиями и ни одна из них на может претендовать на создание однопартийного правительства. Наиболее часто К.п.… … Юридический словарь
Коалиционное правительство — (англ coalition government) в парламентарных странах правительство, составленное из представителей 2 х и более политических партий, имеющих места в национальном парламенте, в случаях, когда ни одна из этих партий не может претендовать на… … Энциклопедия права
КОАЛИЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО — правительство, которое создается в парламентарных государствах, когда депутатские места в парламенте раздроблены между различными партиями и ни одна из них не может претендовать на создание однопартийного правительства. К.п. наиболее часто в… … Юридическая энциклопедия
коалиционное правительство — правительство, которое создается в парламентарных государствах, когда депутатские места в парламенте раздроблены между различными партиями и ни одна из них на может претендовать на создание однопартийного правительства. Наиболее часто К.п.… … Большой юридический словарь
КОАЛИЦИОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО — правительство, которое создается в парламентарных государствах, когда депутатские места в парламенте раздроблены между различными партиями и ни одна из них не может претендовать на создание однопартийного правительства. К.п. наиболее часто в… … Энциклопедический словарь экономики и права
Коалиционное правительство — (coalition government), пр во, образованное из двух или большего числа полит, партий. Коалиции, как правило, образуются в парлам. системах, когда ни одна из партий не обладает большинством мест в законодат. органе (законодательная власть). К.п.… … Народы и культуры
Национальное коалиционное правительство Бирманского Союза — (NCGUB) Общая информация Дата создания 18 декабря 1990 года Штаб квартира … Википедия
Правительство национального единства — (также Национальное правительство) при многопартийной парламентской системе управления коалиционное правительство, сформированное при участии большинства политических партий. Чаще всего образуются в кризисные периоды (во время войн,… … Википедия
Правительство Эстонии — Правительство Республики эст. Vabariigi Valitsus … Википедия
Коалиционное правительство
Коалиционное правительство также может включать в себя все партии, представленные в парламенте (правительство национального единства) либо наиболее крупные политические силы (большая коалиция).
Коалиции более распространены в странах с пропорциональной системой голосования, дающей больше мест в парламенте мелким партиям, чем мажоритарная.
Коалиционные кабинеты наиболее распространены в странах Скандинавии и Бенилюкса, Германии, Израиле, Италии. Кроме того, Федеральный совет Швейцарии составляется из представителей основных политических сил.
Коалиции, состоящие из немногих партий, среди европейских стран наиболее распространены в Германии, где традиционно блок ХДС/ХСС образует коалицию с СвДП (правящую с 2009), а СДПГ с СвДП или «Зелёными» (хотя в 1966—1969 и с 2013 действовала большая коалиция ХДС и СДПГ), и Ирландии.
В то же время в Бельгии, где одновременно действуют политические партии Фламандского и Валлонского сообществ, коалиция образуется основными политическими партиями обоих регионов. Также основные политические силы традиционно представлены в правительствах Нидерландов и Финляндии. В Израиле традиционна коалиция Ликуда или Аводы с другими политическими силами. В Индии ныне правящий Объединённый прогрессивный альянс, возглавляемый ИНК, состоит из 13 политических партий.
В свою очередь в странах Вестминстерской системы коалиционные правительства из-за преимущественно двухпартийной системы распространены слабо, хотя в Австралии на федеральном уровне постоянно действует коалиция Либеральной и Национальной партий. Так, в Великобритании коалиционные правительства действовали с 1915 по 1922 (в период Первой мировой войны) и в 1931—1945 (в период Великой депрессии и Второй мировой войны), в то время как в другое время образовывались временные правительства меньшинства. Только в 2010 году в Великобритании, впервые за послевоенный период, было вновь образовано коалиционное правительство. В Канаде и Новой Зеландии традиционно образование крупнейшей по числу мест в парламенте партией правительства меньшинства, пользующегося парламентской поддержкой дружественных политических сил.
Коалиционное правительство
Из Википедии — свободной энциклопедии
Коалиционное правительство — правительство при многопартийной парламентской системе управления, образованное несколькими политическими партиями. Чаще всего создаётся для получения абсолютного большинства в парламенте. Кроме того, коалиции могут создаваться также в период чрезвычайных обстоятельств (экономических или внешнеполитических, таких, как война) для большей координации управления, например, в современной Северной Ирландии.
Коалиционное правительство также может включать в себя все партии, представленные в парламенте (правительство национального единства) либо наиболее крупные политические силы (большая коалиция).
Коалиции более распространены в странах с пропорциональной системой голосования, дающей больше мест в парламенте мелким партиям, чем мажоритарная.
Коалиционные кабинеты наиболее распространены в странах Скандинавии и Бенилюкса, Германии, Израиле, Италии. Кроме того, Федеральный совет Швейцарии составляется из представителей основных политических сил.
Коалиции, состоящие из немногих партий, среди европейских стран наиболее распространены в Германии, где традиционно блок ХДС/ХСС образует коалицию с СвДП (правящую с 2009), а СДПГ с СвДП или «Зелёными» (хотя в 1966—1969 и с 2013 действовала большая коалиция ХДС и СДПГ), и Ирландии.
В то же время в Бельгии, где одновременно действуют политические партии Фламандского и Валлонского сообществ, коалиция образуется основными политическими партиями обоих регионов. Также основные политические силы традиционно представлены в правительствах Нидерландов и Финляндии. В Израиле традиционна коалиция Ликуда или Аводы с другими политическими силами. В Индии ныне правящий Объединённый прогрессивный альянс, возглавляемый ИНК, состоит из 13 политических партий.
В свою очередь в странах Вестминстерской системы коалиционные правительства из-за преимущественно двухпартийной системы распространены слабо, хотя в Австралии на федеральном уровне постоянно действует коалиция Либеральной и Национальной партий. Так, в Великобритании коалиционные правительства действовали с 1915 по 1922 (в период Первой мировой войны) и в 1931—1945 (в период Великой депрессии и Второй мировой войны), в то время как в другое время образовывались временные правительства меньшинства. Только в 2010 году в Великобритании, впервые за послевоенный период, было вновь образовано коалиционное правительство. В Канаде и Новой Зеландии традиционно образование крупнейшей по числу мест в парламенте партией правительства меньшинства, пользующегося парламентской поддержкой дружественных политических сил.
Коалиционное правительство
Вы будете перенаправлены на Автор24
Коалиционное правительство является органом управления, сформированным параллельно несколькими партиями с целью получения в парламенте позиции большинства в условиях функционирования многопартийной системы управления.
Суть коалиционного правительства
При рассмотрении сути коалиционного правительства, обращает на себя внимание происхождение самого слова «коалиция», переводимое как «объединение». Детальная характеристика предполагает объединение без наложения на партию каких-либо обязательств, исключением при этом будут те, что касаются вопросов его непосредственного формирования.
Интересным является факт обязательного распада такого правительства после достижения им определенных целей. Также можно говорить о создании коалиционного правительства и в моменты особых (чрезвычайных) ситуаций в экономической и внешнеполитической среде. Самыми острыми в этом плане можно назвать периоды различных политических и экономических кризисов, а также время повышенной военной активности в условиях революций, переворотов и других, критических для страны ситуаций.
Главным условием для эффективного формирования коалиционного правительства считается наличие не одной, а сразу нескольких партий, в составе которых могут находиться представители наиболее представительных парламентских партий (как минимум двух). На таких условиях их будут называть «Правительством национального единства» или «Большой коалицией» (в случае выборочного создания крупными партиями).
Работа коалиции: положительные и отрицательные моменты
Несмотря на то, что, как показывают примеры из истории, коалиции создаются в сложные для страны моменты, так бывает не всегда. Ярким примером в этом плане становится Германия, где отмечена успешная работа коалиционного правительства на протяжении целых 16 лет, сформированного на политической платформе Христианского Социалистического союза (ХСС).
Свыше пятидесяти правительственных кабинетов в процессе своей работы постепенно сменились за время активности послевоенного периода на территории Италии. Согласно исторической статистике, коалиционные правительства зачастую начинают формироваться в странах с избираемым посредством метода пропорциональной системы парламентом.
Готовые работы на аналогичную тему
Благодаря такой системе, распределение мандатов осуществляется пропорционально отданным за списки кандидатов голосам. Иными словами, система устроена таким образом, что места в парламенте достаются не только крупным, но даже и мелким партиям.
На территории России подобная система выборов просуществовала в период с 2007 по 2011 годы. О традициях создания коалиционных правительств можно говорить в в связи с такими скандинавскими странами, как Норвегия, Швеция и Дания, также они свойственны Люксембургу, Нидерландам и Бельгии.
Что касается других стран, например, Италии, Германии, Венгрии и Ирландии, там коалиции представляются в качестве незначительного количества партий либо «Большой коалиции».
Коалиционные правительства в России
Возникновение первого коалиционного правительства на территории России спровоцировано массовыми недовольствами и возмущениями уставших от войны солдат и рабочих, вследствие чего, в свою очередь, стали вспыхивать в больших количествах и с привлечением больших народных масс акты протестов. Как следствие, это привело:
Разруха, царившая в стране в тот момент, вынужденно привела к созданию второго коалиционного правительства, год формирования которого отмечен 1917-м годом. Военные действия к тому времени по-прежнему не прекращались из-за неспособности руководства первого правительства решать политические вопросы.
Второе правительство стали называть «правительством спасения», однако сама страна продолжала все больше погружаться в революцию. Целью формирования нового органа управления стало установление буржуазного диктата для приведения страны в порядок. Однако на эти цели требовалась очень мощная армия, которая тогда отсутствовала в стране.
Двойственный характер политики правительства, заигравшего с пролетариями, не разглашая собственные истинные цели, сильно раздражала буржуазию, до конца не доверявшую временному правительству. Недовольство выражалось, в свою очередь, и правительствами Франции, Англии, США, которые стали настойчиво требовать кардинальных перемен и решительных действий по разрешению сложной ситуации в стране.
Своего пика массовые возмущения достигли 25 августа 1917 года, когда поднялся военный мятеж, впоследствии подавленный отрядами рабочих, управляемых большевиками. Далее последовал ежедневный рост социального напряжения. В конце сентября вспышка нового кризиса привела к появлению третьего коалиционного правительства, которое, однако, на деле оказалось таковым только по своим внешним признакам, больше в теории, а на деле главенствующие роли в нем оказались у эсеров, промышленников и кадетов. После оперативного формирования Временного Совета республики было принято решение превратить его в буржуазный парламент.
Апогеем развития дальнейших событий вследствие активных действий большевиков стала Октябрьская революция 1917 года, в которой благодаря тесной связи с народом (в отличие от политиков временного правительства) победили большевики.
Германия: внешнеполитические реалии могут застать врасплох коалиционное правительство
По мере продвижения переговоров о формировании новой правительственной коалиции в Германии всё более отчётливым становится то, что вне поля зрения партий остаётся одна крайне важная тема. «Кажется, что ни СДПГ, ни „Зелёные“, ни СвДП не заботятся о будущей внешней политике ФРГ», — заявил в конце октября председатель консервативного Христианско-демократического союза Армин Лашет. Между тем игнорирование существующих различий во взглядах на этапе формирования правительства может дорого обойтись правящей коалиции в будущем.
На протяжении десятилетий пост главы МИД в Германии считался приятным подарком, который победившая на выборах партия преподносила младшему коалиционному партнёру. Когда по итогам сентябрьских выборов в бундестаг стало ясно, что правительственный блок впервые будет состоять из трёх, а не из двух партий, ожидалось, что внешнеполитическое ведомство отойдёт к «Зелёным», а СвДП получит контроль над Министерством финансов. Однако расчёты экспертов не оправдались. Основная борьба между младшими партнёрами по «светофорной коалиции» развернулась и продолжает разворачиваться за пост главы Минфина, в то время как притязания на руководство Министерством иностранных дел отходят на второй, если не на третий, план.
Объяснением этому может служить недавняя встреча лидеров G20 в Риме и климатический саммит в Глазго, которые Ангела Меркель использовала для представления партнёрам социал-демократа Олафа Шольца. Именно он, наиболее вероятный преемник на посту канцлера, будет определять внешнеполитический курс федеративной республики. На главу МИД ФРГ, в свою очередь, лягут скорее исполнительные функции, которые при этом будут сопряжены с колоссальной ответственностью. Когда в 2011 году правительство Германии воздержалось от участия в интервенции в Ливию, главным объектом критики стал тогдашний руководитель внешнеполитического ведомства Гидо Вестервелле, представляющий СвДП. И хотя решение принималось коллективно с блоком ХДС/ХСС, ответственность понесли свободные демократы, которые потерпели сокрушительное поражение на выборах в один из земельных парламентов.
В августе, после фактического прихода к власти в Афганистане радикального исламского движения «Талибан» (организация запрещена в РФ), оппозиция и общественность возложили ответственность за внешнеполитический просчёт на весь состав федерального правительства. Однако наиболее активно уйти в отставку призывали главу МИД ФРГ Хайко Мааса. В условиях, когда внешнеполитический вектор задавала Ангела Меркель, а ответственность за дипломатические просчёты нёс младший партнёр по коалиции, и СвДП, и СДПГ сменили фокус своих интересов. Международная повестка стала в большей степени прерогативой консервативного блока ХДС/ХСС, в то время как социальная и экономическая — социал-демократов и либералов. Для подтверждения этого достаточно сопоставить предвыборные программы партий на предмет того, какой из тем отводится первостепенное место.
Результатом стало то, что среди участников коалиционных переговоров от СвДП на данный момент нет тех, кто выступил бы в роли специалиста-международника. То же касается и СДПГ. Поэтому представители партий предпочитают обсуждать вопросы, связанные с финансовой, налоговой политикой, проблемы федеральных земель, а не внешнеполитические аспекты правительственной деятельности. Между тем второстепенное место, отводимое данной проблематике в коалиционных переговорах, не означает отсутствия разногласий.
Одной из наиболее противоречивых тем является отношение партий к газопроводу «Северный поток — 2». Актуализация данной проблематики произошла в конце октября, когда лидер партии «Зелёные» Анналена Бербок высказалась за отказ выдавать лицензию на эксплуатацию трубопровода и обвинила Россию в «игре в покер» по вопросам газа. «Мы не должны позволять шантажировать себя», — добавила Бербок. Несколькими днями спустя сопредседатель СДПГ Норберт Вальтер-Борьянс выступил с диаметрально противоположной позицией: энергетическая безопасность «обеспечивается не разрывом связей, а наличием как можно большего числа связей с как можно большим количеством партнёров», — отметил лидер социал-демократов.
Ситуация осложняется тем, что круг противоречий, существующих между партиями и затрагивающих отношения с Москвой, не ограничивается энергетическим сотрудничеством. В то время как «Зелёные» и СвДП называют режим в России «диктаторским», СДПГ призывает к «новой восточной политике» и констатирует необходимость развития «новых каналов для диалога».
Различия между партиями во взглядах на европейскую финансовую политику проявились ещё весной 2020 года, когда на повестку саммита ЕС было вынесено предложение об эмиссии совместных государственных облигаций стран Евросоюза. В то время как «Зелёные» поддерживали идею евробондов, СвДП категорически препятствовала тому, чтобы государства ЕС могли брать кредиты, ответственность за которые несли бы все страны — участники объединения. Подобно тому, как на внутриполитическом уровне либералы выступают против смягчения «долгового тормоза», на уровне ЕС партия провозглашает в качестве цели «Европу, свободную от долгов». В свою очередь, социал-демократы, как и «Зелёные», желают поспособствовать восстановлению экономик важнейших торговых партнёров по Евросоюзу. Речь, в первую очередь, идёт об Италии, уровень двусторонних отношений Берлина с которой оставляет желать лучшего. Однако, как отмечает издание La Republicca, «если глава СвДП Кристиан Линднер станет министром финансов, а Германия вернётся к политике жёсткой экономии, потепления, вероятно, не предвидится».
Наконец, одной из ключевых тем во внешней политике будущего федерального правительства Германии станет Китай. Каждая из трёх партий, в большей или меньшей степени, выступает с жёсткой риторикой в адрес Пекина. Руководство «Зелёных» критикует КНР за «нарушения прав человека», СвДП призывает гарантировать защиту Тайваня, а СДПГ, занимающая более мягкие позиции, констатирует факт существующего «конфликта интересов и ценностей». Так или иначе, каждый из трёх партнёров по вероятной коалиции относится к Китаю более критически, чем Ангела Меркель, чья благосклонность к Пекину привела к заключению инвестиционного соглашения между ЕС и КНР в конце 2020 года. Судьба именно этого документа вызывает у трёх партий наибольшие разногласия. Если «Зелёные» призывают к скорейшей денонсации, а СвДП — к «пересмотру отдельных положений», то сторонники реальной политики из СДПГ намерены не вносить правки в договор. Тем более что Олаф Шольц, политик, менее склонный к конфронтации, чем даже Ангела Меркель, последовательно выступает за отделение вопроса экономического сотрудничества с Китаем от проблематики соблюдения прав человека.
Исходя из всего вышеописанного, если «светофорная коалиция» не хочет быть застигнута врасплох очередным кризисом, СДПГ, «Зелёным» и СвДП следовало бы заранее договориться о будущем внешнеполитическом курсе.