клеймо чайка на фарфоре какой завод
Клейма на фарфоре Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод Чайка (Краснодар)
Клейма Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод Чайка (Краснодар)
Отзывы о магазине Советский фарфор
Яндекс.Маркет
Ксюша Титова
Достоинства: все как на фото
Недостатки: Не нашла
Комментарий: Решила поностальгировать.Купила красивую фарфоровую статуэтку балирины времен СССР.Приехала достаточно быстро. Сейчас такие милые фигурки уже не делают.
23 октября 2017, Воронеж
Алексей Ф.
Достоинства: Всё отлично
Хочу оставить отзыв о работе интернет-магазина «Советский фарфор». У моих родителей всегда было много фарфора, поэтому можно сказать, что любовь к фарфору у меня с детства. Свою коллекцию я пополняю с помощью этого магазина. Работаю с ними с 2016 года. Претензий к их работе у меня нет.
20 ноября 2017, Москва
Ольга Косенко
Достоинства: Оплата при получении, быстра доставка.
Комментарий: Мой брат собирает коллекцию советского фарфора. У него уже более 50 самых разных статуэток. В августе у него был день рожденье и я подарила ему фарфорового бульдога ЛФЗ. Заказ обработали оперативно. Отправили Сдеком. Оплата была в пункте выдачи при получении. Посылку открыла, посмотрела – все хорошо, оплатила. Брату подарок понравился. А я рада, что он доволен.
Как менялась фарфоровая «Чайка» Краснодара
Фото: «Блокнот Краснодар»
Читайте также:
Краснодарский завод «Чайка» является единственным в стране, где производят и фаянс, и фарфор. Его история началась более полувека назад. Как за это время менялось предприятие, рассказывает «Блокнот Краснодар».
Создан завод был в 1960 году по решению правительства СССР. Власти таким образом хотели обеспечить растущий спрос на посуду для южного населения. Первая тарелка зазвенела здесь 3 марта этого же года. Правда, по воспоминаниям работников, ее качество оставляло желать лучшего. Однако за год мастера, для которых фарфоровое производство стало делом всей жизни, достигли такого мастерства, что продукцию стали отправлять на экспорт.
Фото: ria
Большими шагами развивалось и фаянсовое производства. Первая продукция была выпущена в 1968 году. И уже к началу 70-х оба вида изделий «Чайки» получили широкую популярность по всей стране. Иметь в серванте кофейный сервиз краснодарского фарфоро-фаянсового завода стало модно. Значительную роль здесь сыграл особый стиль посуды, который нашел отражение в местных традициях, природе и самобытности. Кроме того, примерно в это же время завод получил символ чайки, который дошел и до наших дней.
В 1992 году изменилась форма собственности завода. Он стал ЗАО. Спустя 12 лет это произошло вновь. Фарфоро-фаянсовый завод чайка стал ООО коммерческая фирма «Кубаньфарфор». Сегодня завод по-прежнему функционирует. Более того, по качеству продукции он может конкурировать со многими зарубежными компаниями.
На фото: эмблема «Чайки»
Ежемесячно «Чайка» выпускает до четырех миллионов фаянсовой продукции и около 700 тысяч фарфоровой. Ее можно найти в крупнейших торговых сетях во всех регионах России, а также в странах ближнего зарубежья. Кроме того, на посуду, украшения и статуэтки завода можно полюбоваться в выставочном зале Краснодарского краевого художественного музея имени Коваленко. Кстати, ранее «Блокнот Краснодар» писал и об истории его создания.
Новости на Блoкнoт-Краснодар
Фарфор СССР: клейма ведущих заводов
Чтобы не приобрести новодел или даже винтаж по цене антиквариата, необходимо знать по годам клейма заводов СССР, выпускавших фарфор. Тонкостенная керамика советской эпохи пользуется неизменным спросом у коллекционеров. Самые знаменитые заводы были основаны ещё в XVIII – XIX веках и после революции 1917 года продолжили славные традиции, выпуская уникальную по качеству и художественной ценности продукцию. Советского фарфора много, в том числе и поддельного, поэтому клейма, подтверждающие оригинальность той или иной вещи, сразу повышают её стоимость.
Гиганты фарфоровой промышленности СССР
Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.
Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».
Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.
Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.
Ретроспектива по годам:
В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.
В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.
В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.
Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»
С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».
В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:
Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».
Фарфор Вербилки
Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.
Клейма по годам:
С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.
С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.
1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».
С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».
Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.
Гжель
Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.
В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.
Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.
В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.
После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.
С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.
В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.
Дулёво
Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.
В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.
Другие виды маркировки в хронологическом порядке:
С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.
В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.
Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.
1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.
Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».
С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.
С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.
Первомайский фарфоровый завод
Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.
Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:
Советская и Российская керамика. Марки, знаки и штампы
Грузинская фарфорово-фаянсовая фабрика «Красный фарфорист»
Марка черная надглазурная штампом — скрещенные серп и молот со звездой и монограмма «Р.Ф.Т.» (Росфарфортрест) в круговой надписи «КРАСН. ФАРФОРИСТ. СТ. ЧУДОВО ОКТ. Ж.Д.». Изображена на плоской фарфоровой тарелке (диаметр — 184 мм). Датировка предмета: 1930–1934-й.
Дулевский фарфоровый завод
Марка зеленая надглазурная штампом — звезда и надписи «Н.К.М.П.» (Народный комиссариат местной промышленности), «ф-ка» и «ДУЛЕВО» (по диагонали). Изображена на плоской фарфоровой тарелке (диаметр — 178 мм). Датировка предмета: 1930-е.
Без указания характеристик марка опубликована в справочнике Дулькиной (Дулькина Т.И. С. 364) и датируется 1934–1936. Известна также аналогичная марка красного цвета (см.: Русский фарфор. 250 лет истории /Авт.-сост. Л.В. Андреева. М., 1995. С. 94).
Кикеринский керамический завод «Горн»
Клеймо рельефное штампом — надпись «Горн». Изображено на кафельной облицовочной плитке (152 х 152 х 4 мм). Датировка предмета: 1970–1980-й.
Клеймо рельефное штампом — надпись «Горн». Изображено на облицовочной плитке (120 х 65 х 6 мм). Датировка предмета: 1970–1980-й.
Кисловодский фарфоровый завод
Марка красная по бисквиту штампом — стилизованная буква «Ф» и надписи «ФАРФОР», «ручная работа», «Кисловодск», «Россия». Ниже: знак российского стандарта и его номер. Изображена на фарфоровой вазе (диаметр — 117 мм; высота — 250 мм). Датировка предмета: 2004-й.
Конаковский фаянсовый завод им. М.И. Калинина
Знак в тесте — процарапанная буква «К», поверх которой черным цифра «4». Изображен на майоликовой скульптуре «Жирафенок» 1960 года (высота — 200 мм; скульптор — В.А. Сергеев, роспись — Ф.Н. Крохина).
Скорее всего, знак обозначает Конаковский фаянсовый завод, на котором была выполнена скульптура. Менее вероятно, что это — знак автора росписи, так как авторские подписи Ф.Н. Крохиной известны, но среди них подобной не значится (см.: Бубнова Е.А. Конаковский фаянс. М., 1978. С. 211; Дулькина Т.И. С. 389).
Краснодарский фарфоро-фаянсовый завод «Чайка»
Марка красно-коричневая надглазурная штампом — летящая чайка и цифра «6». Изображена на фарфоровой чашке (75 х 83 мм). Датировка предмета: конец 1980-х.
Марка подглазурная в тесте штампом — летящая чайка и цифра «22». Изображена на фаянсовой глубокой тарелке (диаметр — 193 мм). Датировка предмета: конец 1990-х.
Без указания характеристик марки опубликованы в справочнике С.И. Дуденко и И.А. Никифоренко (Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 824). Известна также аналогичная марка зеленого цвета (Матвеев Л. «Марки советской и российской керамики» // «Антик.Инфо», № 16, 18/19, 2004) и близкие марки (Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 824; Мороз И.И. и др. С. 284).
Ленинградский завод керамических изделий
Клеймо рельефное штампом — монограмма «ЛЗКИ» и цифра «14», заключенные в прямоугольную рамку с закругленными углами (частично скрыты потеками глазури). Изображено на кафельной облицовочной плитке (149 х 149 х 4 мм). Датировка предмета: 1970–1980-е.
Львовский керамический завод
Клеймо рельефное штампом — монограмма «УРСР» (Украiнська Радянська Соцiалiстична Республiка, т.е. Украинская Советская Социалистическая Республика) и надпись «Львiв». Изображено на кафельной облицовочной плитке (149 х 149 х 4 мм). Датировка предмета: 1950–1970-е.
Клеймо рельефное штампом — монограмма «УССР» (Украинская Советская Социалистическая республика» и надпись «ЛЬВОВ». Изображено на кафельной плитке (150 х 149 х 4 мм). Датировка предмета: 1950–1970-е.
Завод был основан в 1956 году (пущен в 1957-м) на бывшем пустыре старой Левандовки (сейчас — поселок Жовтневый) и является одним из крупнейших производителей керамики на Украине. В настоящее время преобразован в ОАО с головным предприятием во Львове (ул. Сяйво, 12), в которое также входят производства в Мукачево, Ивано-Франковске, Коломые, Калуше и другие. Производит керамическую плитку для внутренней и наружной облицовки, напольную метлахскую плитку, сантехнику, керамические вазоны и вазы для цветов (Львовский керамический завод. Каталог. Львов, 1967).
ЗАО «Переславская керамика»
Знаки белые, реже черные, подглазурные ангобом от руки — буква «З» или символы, напоминающие ее. Изображены на различных предметах из майоликового девятичастного набора «Кринка художественная». Возможно, обозначают автора росписи предметов. Датировка предметов: 2003-й.
ЗАО «Переславская керамика» (г. Переславль-Залесский, ул. Свободы, д. 103а) основано в сентябре 2002 года. Выпускает гончарно-керамические изделия (наборы для чая, кофе, пельменей, блинов, вазы, кружки, кашпо и т.д.) с использованием народных мотивов.
Полонский фарфоровый завод
Марка красная надглазурная штампом — стилизованная буква «П». Ниже — надпись «1с» (первый сорт) и цифра «8». Изображена на фарфоровом блюдце (диаметр — 137 мм). Датировка предмета: 1970–1980-е.
Без указания характеристик марка опубликована в ряде справочников (Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 829; Мороз И.И. и др. С. 285). Также известна близкая марка (Матвеев Л. «Советская и российская керамика. Марки, знаки и штампы» // «Антик. Инфо», № 23, 2004).
Полтавский государственный фарфоровый завод
Марка зеленая надглазурная штампом — монограмма «ПФ» в двойном круге. Внизу — «2с» (второй сорт). Изображена на фарфоровой чашке (111 х 91 х 95 мм). Датировка предмета: начало 1990-х.
Известна близкая марка (Дуденко С.И., Никифоренко И.А. С. 830; Мороз И.И. и др. С. 285). Завод основан в 1964 году в г. Полтава УССР (ул. Маршала Бирюзова, д. 37). Первоначально носил имя XXV съезда КПСС. Работает в настоящее время, выпуская хозяйственно-бытовой фарфор и фаянс.
Рижская керамическая мастерская художественного фонда латвийской ССР
Бумажная наклейка — изображение белого горшка на красном фоне с надписью «RIGA». По кругу, на черном фоне, надписи «MAKSLASKERAMIKAS DARBNICA» (художественная керамическая мастерская) и «LPSR (то есть Latvijas Padomju Socialistiska Republica) MAKSLASFONDS» (художественный фонд ЛССР). Наклеена на майоликовой вазочке (высота — 62 мм; диаметр — 60 мм). Датировка предмета: 1958–1959-й.
Керамическая мастерская художественного фонда ЛССР была основана в Риге в 1958 году. В следующем, 1959-м, она была объединена с керамической мастерской художественного комбината «Максла» (руководитель — С.С. Калве). Выпускала продукцию как массового характера, так и отдельные уникальные вещи, тесно связанные с традициями народной, особенно латгальской керамики. На производстве работали П. Вилцан, П. Чернявский, С. Калве и др. (Советская Латвия: Латвийская Советская энциклопедия. Рига, 1985. С. 650).
Рябовский завод керамических изделий
Марка рельефная штампом — монограмма «РЗКИ» и дата «1974». Изображена на майоликовой облицовочной плитке (121 х 65 х 8 мм). Датировка: 1974-й.
Завод основан в послевоенные годы в п. Рябово Тосненского района Ленинградской области. В 1990-х годах преобразован в АОЗТ, в 2003-м объявлен банкротом. Выпускал различные виды облицовочной керамики.
Неустановленные производства
Клеймо рельефное — латинская буква «R», окруженная четырьмя пятиконечными звездами.
Изображено на напольной облицовочной плитке (48 х 49 х 11 мм). Датировка предмета: конец XIX – начало XX вв.
Клеймо рельефное штампом — в круге инициалы «ГП», два круга с полосами и один круг с перевернутой цифрой «12». Изображено на восьмигранной напольной облицовочной метлахской плитке (длина стороны — 84 мм; толщина — 15 мм). Датировка предмета: 1900–1910-е.
Марка красно-коричневая по трафарету — орнамент, вписанный в овал. Изображена на фарфоровой кружке (120 х 93 х 92 мм). Датировка предмета: 1957 год (возможно, Бронницкий фарфоровый завод «Возрождение»).
Марка серо-коричневая подглазурная — монограмма «РФЗ» в овале. Изображена на фарфоровой воронке Бюхнера (химическая посуда, предназначенная для фильтрования под вакуумом; высота — 105 мм; диаметр — 67 мм).
Датировка предмета: 1950–1960-е.
Марка зелено-коричневая подглазурная штампом — монограмма «РФЗ» в овале. Изображена на фарфоровой чашечке для выпаривания (химическая посуда; высота — 50 мм; диаметр — 125 мм). Датировка предмета: 1950–1960-е.
Марка значительно меньше по размерам предыдущей.
Марка красная по бисквиту штампом — изображение кристалла над двумя изогнутыми линиями. Изображена на фарфоровой вазе (высота — 143 мм; диаметр — 59 мм). Датировка предмета: 1960–1970-е.
Марка в тесте штампом — монограмма «KfK» в овале. Изображена на майоликовой кружке (148 х 110 х 97 мм). Датировка предмета: конец 1960-х — начало 1970-х (неустановленное латышское производство).
Марка синяя подглазурная штампом — изображение сосуда. Изображена на фарфоровой плоской тарелке (диаметр — 225 мм). Датировка предмета: 1970-1980-е.
Марка синяя подглазурная штампом — изображение сосуда и надпись «ОбщепиТ». Изображена на фарфоровой солонке (высота — 33 мм; диаметр — 62 мм). Датировка предмета: 1970-е–начало 1980-х.
Марка темно-зеленая подглазурная штампом — два соединенных овала, пересеченных волнистой линией (меньше следующей). Изображена на фарфоровом химическом тигле (46 х 53 мм). Датировка предмета: конец 1980-х.
Марка зелено-коричневая подглазурная штампом — два соединенных овала, пересеченных волнистой линией и надпись «1000 мл». Изображена на фарфоровой химической кружке (180 х 118 х 170 мм). Датировка предмета: конец 1980-х.
Марка в тесте штампом — два соединенных овала, пересеченных волнистой линией. Изображена на фарфоровой химической ступке (50 х 34 мм). Датировка предмета: конец 1980-х.
Клеймо рельефное штампом — буква «К» в ромбе. Изображено на кафельной облицовочной плитке (150 х 150 х 3 мм). Датировка предмета: 1990-е (возможно, клеймо завода «Горн»).