клеш джинсы мода какого года
ТенденцияТриумфальное возвращение брюк клёш: Главная вещь 70-х и этой осени
С чем их носить и сочетать сегодня
С нулевыми по количеству возвращающихся тенденций может состязаться только одна декада — 70-е. Тай-дай, кроше, сумки-корзины, сабо — эти символы эпохи сегодня мы видим везде. А в последнее время дизайнеры обратили внимание на расклёшенные брюки и джинсы — и сегодня силуэт, напоминающий о свободном и бунтарском духе семидесятых, актуален как никогда.
С чего всё началось
Когда речь заходит о расклёшенных джинсах, в памяти сразу всплывают культовые образы 60-х и 70-х годов прошлого века. Но на самом деле этот силуэт появился намного раньше: первыми клёш начали носить моряки ещё в XIX веке. Из-за широких штанин, которые легко можно было подвернуть (например, во время мытья палубы), брюки были очень функциональны. Кроме того, считалось, что если моряк падал за борт, клёши можно было приспустить: из-за широких штанин, в которые попадал воздух, человек не мог утонуть.
До 60-х годов XX века мода была недоступна большинству: в этот период дизайнерская одежда была предназначена для очень ограниченного круга людей, а дизайнеры чаще задумывались о зрелищности образа, чем о его универсальности и практичности. Но на смену постоянным клиентам модных домов пришла молодёжь 60-х — поколение, вдохновлённое бунтом предыдущего десятилетия и желающее (буквально) всем своим видом продемонстрировать отказ от устаревших ценностей.
Период с конца 60-х до середины 70-х годов сегодня ассоциируется со свободой и новаторством — не только в обществе, но и в дизайне. Дизайнеры начали использовать новые материалы — люрекс, металл, резину, — правили бал ретрофутуризм и новые формы Андре Куррежа, Пако Рабана и Пьера Кардена. Именно в это время появилось множество привычных нам вещей: кофты на молнии, мини-юбки, комбинезоны, трапециевидные платья. И ближе к началу 70-х годов в моду входит самая узнаваемая вещь эпохи — расклёшенные брюки.
Не обошла стороной тенденция даже Советский Союз. Как вспоминают героини нашего материала, в середине 70-х о брюках клёш и мини-юбках мечтали все: «Это был атрибут взрослости. Тебе четырнадцать лет, и ты убеждаешь маму выделить 10–15 рублей из семейного бюджета на пошив первых и крайне необходимых в твоей жизни клёшей. В магазине ничего такого купить было нельзя, поэтому всё шили сами. Идеальная модель клёш расширялась от бедра и скрывала туфли на 10-сантиметровой платформе, а юбка была тридцать сантиметров длиной». До того, как расклёшенные брюки и джинсы стали доступны всем, их действительно чаще шили сами, но отдельные счастливчики могли похвастаться джинсами Montana, Lee и, конечно, Levi’s. «В начале 1970-х у каждой модной девушки имелся плащ из кожзама и расклёшенные брюки», — вспоминает одна из героинь. И на ум сразу приходит каноничный образ Шер в кожаном бордовом жакете и полосатых брюках клёш.
Редко о какой вещи можно смело сказать — её носили все. Но о клёшах можно. Модель Твигги, дизайнер Мэри Куант (которая сама, между прочим, прославилась благодаря популяризации мини-юбок), певец Дэвид Боуи, актриса Фэрра Фосетт, солистки группы ABBA, певица Сильви Вартан и футбольные фанаты — трудно поверить, что одна вещь могла покорить так много людей, при этом даже не попав в рекомендации TikTok.
По наличию расклёшенных брюк или джинсов в кадре сегодня можно легко понять, в какое время разворачиваются события в фильме. Так, в фильме «Под кайфом и в смятении» даже без подсказки создателей в описании («На дворе убойные 70-е») зритель считывает главные синонимы эпохи: брюки клёш (с радугой — наши фавориты), обувь на платформе и характерные блузы. Почти как по энциклопедии можно изучать моду 70-х, смотря фильмы «Лихорадка субботнего вечера», «Клют», «Крамер против Крамера», «Грязный Гарри», «Три дня кондора», герои которых тоже носят расклёшенные джинсы и брюки.
После середины 70-х годов популярность клёш пошла на спад, и вернулся в тренды силуэт лишь в 90-е. Хотя клёши не смогли затмить обтягивающие джинсы с низкой посадкой, силуэт всё же разнообразил моду конца прошлого века: особенно прижился на красных дорожках образ с расклёшенными джинсами и брюками, надетыми под платья, — ещё один оммаж 70-м.
Как расклёшенный силуэт вновь вернулся в моду
В 60-х произошли самые важные перемены касающиеся модного рынка. Молодым людям нужна была новая и доступная одежда, отражающая бунтарский дух времени и их реакцию на социальные и политические перемены. Удивительно, но почти все приметы этих двух десятилетий можно заметить и сегодня: показная роскошь уходит в прошлое. Желание современных молодых людей взять контроль над своей жизнью и без подсказок предыдущего поколения строить что-то новое очень синонимично настроению молодёжи шестидесятых.
Две декады прошлого века запомнились бумом идей, поэтому неудивительно, что сегодня — когда некоторые критики говорят о кризисе идей в модной индустрии — дизайнеры обращаются к ним в поисках вдохновения. В 2014 году креативный директор Louis Vuitton Николя Гескьер одним из первых обратился к идеям футуристов 60-х. В коллекциях бренда несколько сезонов подряд можно было увидеть водолазки, трапециевидные платья, мини-юбки и, конечно, клёши. Вслед за Гескьером десяток марок вдохновились ретросилуэтами прошлого века и показали свои версии расклёшенных брюк, кожаных пальто и обуви на платформе — среди них Miu Miu, MSGM, Versace и Acne Studios.
«Этот силуэт весёлый, оптимистичный, возвращает настроение эпохи диско и атмосферу, свойственную Шер», — говорит историк моды Тони Гленвилл, который считает, что клёш — это вечная классика, а не преходящая тенденция. Аврора Барди, старший преподаватель психологии Лондонского университета Метрополитен, думает, что сегодня клеш не стоит считать синонимом 1970-х. «Я бы сказала, что возвращение расклёшенных брюк не имеет ничего общего с 70-ми или ностальгией. Это ответ на потребность потребителей носить удобную одежду и при этом быть элегантными», — рассуждает она. Аврора думает, что в 70-х клёши были «новаторским способом носить обычный деним, который до этого ассоциировался только с рабочими, а сегодня клёш — это просто комфортная и модная одежда, не более того».
Как бы то ни было, за последние сезоны мы увидели на подиумах самые разные расклёшенные силуэты. Некоторые бренды вроде Celine и Gucci цитировали стиль 70-х годов чуть ли не буквально, выпуская моделей на подиум в расклёшенных джинсах, полосатых лонгсливах, кожаных жакетах, замшевых и джинсовых куртках. Современное прочтение культового силуэта также показали Stella McCartney, Blumarine, Daniel w. Fletcher, Y/Project, Ambush, Knwls, Victoria Beckham.
От бедра Брюки клеш обожали во всем мире и презирали в СССР. Почему они вернулись в моду?
На старых фотографиях в семейных альбомах дедушки и бабушки нынешних тинейджеров запечатлены в брюках, расширяющихся от колена или даже бедра. На сегодняшних снимках в социальных сетях в точно таких же штанах щеголяют звезды и модные блогеры: «клеши», которые были дефицитом полвека назад, представлены во всех магазинах современных модных марок. «Лента.ру» разобралась, как из любимых штанов моряков, нарушающих требования морского устава, брюки клеш превратились в символ стиля 1970-х и трендовую вещь 2020 года.
Спасти рядового матроса
Длинные прямые брюки окончательно вошли в европейский мужской гардероб на рубеже XVIII-XIX веков. До того мужчины-дворяне и состоятельные купцы носили короткие панталоны с чулками и башмаками, а крестьяне и небогатые горожане-ремесленники — порты из домотканой материи, обмотанные ниже колен онучами (полосами ткани) или заправленные в шерстяные чулки. Обувью представителям непривилегированного класса служили деревянные башмаки, сшитые из кожи тапочки-«поршни» или сплетенные из полосок лыка лапти — в зависимости от страны и региона.
В начале XIX века в длинные брюки переоделась уже вся Европа (кроме крестьян). В их числе были и моряки — как старшие по званию офицеры, так и рядовые матросы. Они носили брюки из светлой либо темной (в зависимости от страны и сезона) материи и башмаки, позже ботинки. И брюки эти были, как правило, довольно широкими — чтобы в случае падения в воду или кораблекрушения при необходимости быстро освободиться от стесняющей движения одежды. Узкие брюки «на плаву» снять не так-то просто.
В повседневный обиход наших соотечественников, французского зачастую не знавших, брюки cloche вошли как «клёш», «клёши» или даже «клеша», с ударением на последний слог.
Любую привычную вещь можно довести до абсурда: такое желание имелось у флотских франтов. Недаром именно матросы, а не пехотинцы или артиллеристы были главными модниками вооруженных сил. Бескозырка с летящими по ветру лентами, флотский синий воротник с треугольным вырезом, в который видны полоски тельняшки, и черные клеша. Именно этот образ, довольно стереотипный, сразу возникает в воображении при словах «бравый матрос».
Моряк на прогулке, 1955 год
Фото: Erich Auerbach / Hulton Archive / Getty Images
Однако примечательно, что ношение широченных расклешенных книзу брюк флотским начальством не только не приветствовалось — напротив, запрещалось морским уставом. На корабле такое носить не позволяли офицеры, а в увольнительной на берегу моряк начала XX века, надевший «фарту ради» чересчур широкие брюки, мог быть задержан патрулем за неуставную форму.
Впрочем, когда подобная мелочь, как наряд вне очереди или пара суток на гауптвахте, могли остановить настоящих модников? Самые лихие из них не только расшивали низ своих брючин, но и вшивали в низ штанин свинцовые грузики: таким образом брюки красиво драпировались. Есть версия, что у грузиков был и практический смысл. В случае все того же кораблекрушения (или гибели судна во время морского боя) моряку, оказавшемуся в воде, избавиться от брюк с грузилом внизу штанин было гораздо легче, чем просто от широких брюк.
Примечательно, что морская форма вдохновляла модельеров еще в 1920-1930 годы. Тогда женщина в брюках выглядела как ниспровергательница основ. Исключение делалось разве что для летнего времяпрепровождения на фешенебельных морских курортах. Именно там, в Довиле и на Лазурном берегу, представительницы бомонда разгуливали в расклешенных брюках и матросских шапочках. Подобные вещи предлагала клиенткам (и охотно носила сама) легендарная модельерка Коко Шанель.
Однажды на Диком Западе
У современных брюк клеш был и другой прототип — не настолько явный, как флотские штаны, но тем не менее оказавший большое влияние на современную моду. Это известные всем поклонникам вестернов кожаные штаны ковбоев — чапы. Наверняка их видели все, кто был на родео в США или, по крайней мере, смотрел фильмы о противостоянии (или дружбе) настоящих мужчин Дикого Запада.
Однако всякому внимательному зрителю быстро становилось понятно, что эти штаны — на самом деле вовсе не штаны, а ноговицы (или гамаши) — защитные накладки из кожи или замши, закрепленные поверх обычных брюк. В Америке их называют «чапами» (от английского chaps).
Происхождение термина — испанское. Первыми верхоконными пастухами (вакеро, или чаро) в Центральной Америке и Мексике были потомки испанских колонизаторов. Они называли свои ноговицы по-испански: чапарахос (chaparajos) или чапаррерас (chaparreras). Название это произошло от слова «чапараль» (chaparral): так в Мексике называют низкорослый карликовый дуб и кусты можжевельника. Ветки и колючки этих зарослей рвали обычные матерчатые штаны, отсюда и необходимость в кожаных ноговицах. Когда на Дикий Запад пришли носители английского языка, они по своему обыкновению сократили испанские термины до короткого chaps.
Чапы бывают разных моделей. Сшитые по всей длине штанины с боковыми карманами, по сути, вторые брюки — shotgun («дробовик») или closed leg («закрытая нога»). Не сшитые, а только завернутые вокруг ноги полотнища, закрепленные сбоку ремешками, — batwing («крыло летучей мыши»). Укороченная на 5-10 сантиметров ниже колена модель с боковой бахромой — chinks. Все эти версии ковбои, а потом и байкеры, надевали поверх обычных штанов, сшитых чаще всего из плотной, устойчивой к износу и проклепанной на швах хлопковой ткани — то есть джинсов.
Джинсовая рапсодия
Современная история брюк клеш начинается именно с джинсов. Дело в том, что для ношения ковбойских сапог, которые по традиции надевались под брюки, а не поверх них, как в Европе, джинсы нужно было делать расклешенными книзу — как и флотские штаны. Сначала такие джинсы — их покрой называется bootcut, «под сапоги», — шили кустарным способом, но со временем они вошли в постоянный ассортимент джинсовых брендов.
Одним из первых ввел модель bootcut в свой ассортимент бренд Levi’s, пионер джинсовой моды. Модель, вышедшая в 1969 году, получила номер и название 517-Boot Cut Jean. Ее шили из специально разработанной ткани Sta-Prest. Следом вышла зауженная версия — 527 Slim Boot Cut, а также джинсы клеш с облегающей посадкой на бедрах — 646 Bell Bottom.
Джинсы клеш сразу стали очень популярны у неформалов конца 1960-начала 1970-х годов, в частности у хиппи — «детей цветов», субкультура которых оформилась в том же 1969 году на легендарном рок-фестивале в Вудстоке. Вудсток стал поистине знаковым событием, ознаменовавшим эпоху «свободной любви» и пацифизма. Джинсы клеш и вообще расклешенные брюки, расшитые или разрисованные цветами и знаками «пацифик», стали настоящей униформой поколения. Их носили и юноши, и девушки, и мужчины, и женщины.
Цикличность моды на примере брюк модели «клеш»
Первыми обладателями брюк клеш (фр.колокола) стали моряки парусного, дореволюционного флота. Штаны расширялись от нижней части бедра.
Штаны имели практическое значение, во время уборки корабля, перемещению по реям их закатывали, чтобы не намочить. А при кораблекрушении их можно было легко снять, не раззуваясь.
А к середине 70 пришелся пик популярности на клеш, которые стали одной из визитных карточек музыкального направления «Диско»
Чуть позже, моряки, но уже советские, уходя на дембель, стали «клешить» свою парадную одежду
Попытки вернуть в моду брюки этого покроя предпринимались неоднократно, но к массовому увлечению пока не привели.
Чукча не писатель и не историк моды, если что не так.
Очень люблю клеши. Не прям колокола от бедра, а немного расклешенные снизу. Плевать на моду на суперзауженное всё (особенно шикарно на кривых худых ногах и с балетками, ага), ношу иногда.
брюки клёш это не мода, а сугубый практицизм. моряку упавшему за борт нужно быстро снять брюки которые тянут на дно и клёш позволяет это сделать максимально быстро
Обожаю небольшой клёш от колена. Как по мне, то смотрятся офегенно под обувь без каблука. Жалко, что последнее время такие джинсы фиг найдёшь. То всё в обтяжку, то подстреленная херня. (((
В 90-е были в моде вместе с тупоносой обувью.
«И ещё, на Урале был всплеск клёш-моды в конце 90ых.»
про «всплески» ничего не слышал )))
но забабахал себе джинсовые клёши ещё прошлой весной и носил всё лето,
народ охреневал, когда обращал внимание
а вчера позвонил друг, далёкий от моды и выразил твёрдое желание приобрести джинсы с накладными карманами (а эта модель точно клёш, а не какие-нибудь «гомаковские колготки»)
так, что думаю, действительно новая волна клёшей на подходе
во всяком случае, носить с гордостью это лето я их опять буду
Мне идут только клёши. У нас их нет в магазинах, только в сети заказывать.
И ещё, на Урале был всплеск клёш-моды в конце 90ых.
Штаны имели практическое значение, во время уборки корабля, перемещению по реям их заказывали, чтобы не намочить.
Вот это не понял. Они ж широкие. Наоборот легче намокнут.
А при кораблекрушении их можно было легко снять, не раззуваясь.
Тоже не вполне ясно. Это они у ног шире, но дальше же сужаются. Вот как раз в узком месте и застрянут на обуви. Да и вообще при кораблекрушении скорее обувь надо скидывать, а не штаны.
Как появились стрелки на брюках?
Брюки – это неотъемлемый атрибут одежды каждого человека. Они подчеркивают стройность, придают образу ухоженность и респектабельность. Стрелки на брюках являются важной отличительной чертой делового костюма – как мужского, так и женского.
Стрелки на брюках появились к концу XIX века, во времена бурного развития фабричного пошива одежды в Европе. В конце XIX века европейские швейные фабрики большую часть продукции экспортировали, и, чтобы уместить побольше товара на корабле, одежду сильно спрессовывали. После длительного морского путешествия брюки имели сильные складки-стрелки, выгладить которые не удавалось. Впрочем покупателей такой дефект нисколько не смущал и через какое-то время даже прижился и вошел в моду.
Есть и еще одна версия появления стрелок на брюках, менее правдоподобная но не менее интересная и приписывают её принцу Уэльскому Эдуарду.
Будущий Король Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии, император Индии c 22.01.1901- по 06.05.1910 года
Когда в 1896 году принц поехал на светский прием, он попал под ужасный дождь. Его брюки промокли и потеряли форму, и он попросил крестьянку отутюжить их. В те времена брюки имели сгибы по двум внутренним и внешним швам, их утюжили с внешней и лицевой стороны. Но крестьянка соединила швы и отутюжила брюки в таком положении, что получился заутюженный сгиб на брюках. Тем не менее это понравилось герцогу Виндзорскому, и с тех пор он начал носить брюки только со стрелками. Через некоторое время такой вид приобрели брюки других представителей светского общества. Так нововведение вошло в моду.
Вещь с историей: джинсы клеш
Модная история этих джинс напрямую связана с морем и свободой: первые джинсы клеш были изобретены в 1813 году на родине денимав США как униформа для моряков, а в конце 60-х годов джинсы клеш стали одним из символичных элементов свободолюбивого стиля хиппи. В 70-х широкие джинсы клеш с высокой талией и свободным верхом в виде туники или легкой блузки с бантом были лучшим воплощением элегантного шика.
Свое триумфальное возвращение джинсы клеш отпраздновали в 90-х – именно тогда в моду вошли джинсы с низкой талией и широкий клеш от колена. Сегодня после десятилетнего господства узких джинс, любимый фасон моряков и хиппи вновь в тренде. Мы этому только рады: ведь джинсы клеш с высокой талией волшебным образом удлиняют ноги! Кстати, и звезды носят джинсы клеш!
Где купить недорогие и стильные джинсыклеш и с чем их носить? Смотри нашу подборку!
Джинсы клеш с пуговицами
Широкие джинсы клеш Miss Sixty (6600 руб.) с высокой талией и декоративными золотыми пуговицами напоминают нам о прогулках по набережной Круазетт и игривом стиле молодой Бриджит Бардо. С чем носить эти джинсы? С тельняшкой, маленькой шляпкой и сумкой через плечо.
Джинсы клеш с карманами
Классический фасон из 70-х годов: джинсы клеш Monsoon (2890 руб.) с высокой талией, накладными карманами и широким кроем от бедра.
Джинсы клеш с ремнем
Ремень на талии – важный аксессуар, который акцентирует на себе внимание и подчеркивает фигуру. Выбирай контрастный тонкий ремень и носи его чуть ниже талии – как на джинсахклеш New Yorker (1190 руб.).
Джинсы клеш со стрелками
Строгий вариант для офисного гардероба: джинсы клеш Oasis (1790 руб.) серого цвета со стрелками. Носи их с шелковыми блузками пастельных оттенков и туфлями-лодочками на каблуках.
Джинсы клеш с карманами
Максимальное удлинение: джинсы клеш River Island (2400 руб.) с высокой талией создают просто магический эффект – в сочетании с обувью на каблуке и платформе эти джинсы сделают твои ноги просто бесконечными.
Ниже пояса. Как менялась мода на джинсы и почему спускать их на бедра вновь стало трендом
Джинсы — один из символов моды XX века — пример того, как простая рабочая одежда стала объектом желания тех, кто не мог ее себе позволить (например, советской молодежи). Одна из причин такой популярности джинсов — многообразие вариантов их посадки. Как спущенные ниже пояса штаны стали одним из самых скандальных трендов конца прошлого столетия и вернулись в моду в 2020-е — в материале «Ленты.ру» из цикла про историю одежды.
«Штаны не скрывали верх ягодиц, но это было уместно»
Изначально джинсы (брюки из плотной хлопчатобумажной ткани) были одеждой работников американских ранчо, ковбоев, золотоискателей, строителей — в общем, людей физического труда. И практически исключительно мужчин: во второй половине XIX века, когда джинсы вошли в обиход, женщины редко надевали брюки, это воспринималось как экстравагантность и почти непристойность.
Рабочая одежда должна была быть удобной и не стесняющей движений, поэтому много десятилетий подряд джинсы с довольно свободными прямыми штанинами шили по лекалам так называемого regular fit — «обычной посадки» на пояснице — и носили с ремнем.
Работницы ранчо в штате Монтана (США), 1941 год
Фото: Universal History Archive / Universal Images Group via Getty Images
В середине прошлого века брюки постепенно превратились из «пощечины общественному вкусу» в относительно привычный предмет женского гардероба: сначала для пляжного отдыха и занятий спортом, потом для любых загородных прогулок и домашнего времяпрепровождения. После «сексуальной революции» 1960-х джинсы стали совершенно обычной одеждой западных девушек: в них ходили в университет, на работу, в кино.
При этом в конце 1950-х — 1960-е женские джинсы кроили по лекалам женских брюк — с очень высокой талией, свободно обрисовывающими бедра и слегка зауженными книзу штанинами. В 1970-е годы стандарт изменился: и женщины, и мужчины полюбили «хипповские» джинсы клеш. Их кроили с низкой посадкой — ниже талии, а иногда на бедрах.
В конце 1970-х американский модельер Кельвин Кляйн произвел «джинсовую революцию», введя в моду плотно облегающие ягодицы и бедра джинсы-«сигареты».
Мэрилин Монро в джинсах с высокой посадкой, 1954 год
Фото: 20th Century Fox / Kobal / Shutterstock / REX
Юбка или платье оставались обязательными для официальных мероприятий и праздников — и то только до 1980-х. Брючные костюмы стали уместны даже на красных ковровых дорожках фестивалей. В СССР этот процесс, как и большинство модных процессов, проходил на десятилетие позже, чем на Западе. Однако в советском фильме «Самая обаятельная и привлекательная» 1985 года звучит фраза: «в джинсы уже облачились даже самые отсталые слои населения».
«Секс — большая часть моей работы»
1990-е стали временем очередной модной революции. Причем «бунты» начались сразу по нескольким направлениям: японские авангардисты (Рей Кавакубо, Иссей Мияке, Йоджи Ямамото), бельгийские деконструктивисты во главе с Анн Демельмейстер и, наконец, ни на кого не похожий, не принадлежащий ни к каким локальным группам британский нонконформист Александр Маккуин — один из самых серьезных и заметных персонажей в истории мировой моды.
Причем о том, что талант Маккуина близок к гениальности, стало ясно уже после его дебютной коллекции, которую этот выходец из британских «реднеков», сын пролетариев показал после выпуска из колледжа моды St.Martin’s. Коллекция Taxi Driver была навеяна знаменитым одноименным фильмом Мартина Скорсезе с Робертом де Ниро в главной роли — довольно жестоким фильмом. Одной из самых заметных идей коллекции стали брюки с ультранизкой посадкой — low-rise fit.
Коллекцию, для которой небогатый на тот момент Кинни (так называли Маккуина друзья) даже не устроил дефиле, а просто показал на манекенах, «на корню» скупила известная британская стилистка, модный эксперт и покровительница молодых талантов Изабелла Блоу. Этот жест сделал Блоу и Маккуина друзьями до самой смерти (буквально: самоубийство Изабеллы подтолкнуло к этому же шагу и Александра) и принес дизайнеру известность и возможность творить дальше.