кладбище домашних животных какая экранизация лучше
Лучшая адаптация Кинга и страшный кот: критики о новом «Кладбище домашних животных»
На фестивале SXSW состоялась премьера новой экранизации Стивена Кинга «Кладбище домашних животных». Фильм собрал множество одобрительных рецензий кинокритиков. Что они говорят о фильме?
О чем это
Кто делал фильм
Что пишут критики
Бритт Хейс из Indiewire в целом доволен новой версией, но с некоторыми оговорками:
«Поклонников Кинга — великое множество, и мало кто из фанатов фильмов ужасов не видел фильм Ламберт 1989 года — классику, несмотря на тональные расхождения между концом 1980-х и сегодняшним днем. Новая версия «Кладбища» и мрачно юмористическая, и довольно пугающая, модернизирует некоторые приятные эмоциональные ритмы ранней адаптации. В течение большей части времени дуэт (режиссерский. —- Прим. ред.) показывают горе и вину таким образом, что это глубоко резонирует; хотя зрители могут быть знакомы с исходным материалом и тем, как его воспринимает Ламберт. Кельш и Уидмайер сумели подорвать эти ожидания, чтобы представить тревожное исследование смерти и ее эмоциональных последствий. Такой подход может показаться неуклюжим поклонникам романа и фильма 1989 года — как и экивоки в сторону библиографии Кинга. Это «Кладбище» получилось удачней, чем предыдущая адаптация, по крайней мере, до кульминации».
Что же не так с кульминацией? Пишет Крис Эванджелиста, кинообозреватель Slashfilm:
«Любой, кто ожидает, что новое «Кладбище домашних животных» будет играть по тем же правилам, будет шокирован и, возможно, разочарован. Весь третий акт фильма дико отличается от того, что Кинг написал много лет назад. Тем не менее, несмотря на все это, я искренне верю, что это одна из лучших адаптаций работы Кинга. Потому что, в конце концов, она (адаптация. — Прим. ред.) понимает, что делает книгу такой мощной и пугающей. «Смерть — это загадка, а погребение — это секрет», — написал Кинг во вступлении к роману, и это, кажется, служит мантрой для всего фильма в целом. Никто не может знать, что нас ждет, когда мы перетасовываем эту смертную спираль, но последствия романа Кинга и этого нового взгляда на материал ясно дают понять, что, что бы это ни было, предпочтительнее не вмешиваться в эти тайны и загадки. Как говорит Джуд Крэндалл: «Иногда лучше умереть».
«Но кому нужен точный пересказ того, что мы уже видели и читали? Зачем беспокоиться о чистоте изложения, когда новый взгляд более широк — более измученный Джуд, более активная Рейчел и даже более многоликий Черч?»
«Кладбище домашних животных» в российском прокате с 4 апреля.
Новое «Кладбище домашних животных» лучше оригинала? Смотрим первые отзывы
В субботу на фестивале SXSW в Техасе прошла мировая премьера новой экранизации «Кладбища домашних животных». До российского проката хоррор по книге Стивена Кинга доберется 4 апреля, а пока читаем отзывы от первых зрителей.
1. «Скоро попытаюсь собрать все мысли насчет «Кладбища» воедино, но пока скажу лишь: черт возьми, я боготворю тот уровень безумия, который происходит в третьем акте. СОВСЕМ не то, чего я ожидала».
2. «»Кладбище» привносит стойкое ощущение ужаса от начала до конца. Своевременные скримеры, потрясающий звуковой дизайн, неприятные спецэффекты добавляют жути. Думаю, фанаты Кинга распробуют это кино. P. S. Подвинься, Гуся (прим.ред: кошка главной героини в «Капитане Марвел» ), пришло время Чёрча (кошка в «Кладбище»)».
3. «То еще веселье. Супер-мрачное, закрученное, кровавое и удивительно смешное. В отличие от оригинала больше походит на черную комедию, и это идеально срабатывает в тот момент, когда начинается третий акт. Актерский состав потрясающий».
4. «Новое «Кладбище» ОТЛИЧНОЕ! Достойная экранизация одной из самых мрачных, самых сложных книг Кинга. Некоторые вещи были изменены, что-то сработало, иногда не хватало некоторых деталей. И тем не менее была масса крутейших моментов (и даже тот, за который я переживал больше всего — но даже про него не забыли!)».
6. «В последнее время было очень много добротных адаптаций Кинга, но именно «Кладбище» является идеальной и специфически «кинговской». Все, чего я хотела от фильма, я увидела. Включая УЖАСАЮЩИЙ страх. Безумно счастлива».
Роман «Кладбище домашних животных» вышел в 1983 году, а в 1989-м на экраны пожаловал оригинальный фильм. По сюжету, главный герой переезжает с семьей в загородный дом, распо ложенный недалеко от кладбища домашних животных. Похоронив любимую в семье кошку, Криды осознают, что самое страшное поджидает их впереди, а мертвым лучше оставаться мертвыми.
Режиссурой ремейка заняты Кевин Колш и Деннис Уидмайер, приложившие руку к созданию телевизионного «Крика». Роли в фильме сыграли Джейсон Кларк, Джон Литгоу, Эми Саймец и другие.
«Кладбище домашних животных»: как было в книге и что поменял фильм
Однажды Оуэн, сын Стивена Кинга, выбежал на дорогу перед домом и едва не попал под машину. Примерно в то же время умер Смэки, кот его дочери, и родители долго думали, как сказать ей правду. Так, вообразив, как всё это могло обернуться, писатель пришёл к «Кладбищу домашних животных». История вышла до того тёмная, что Кинг несколько лет держал книгу в секрете, откладывая её публикацию.
Когда это всё-таки свершилось, роман быстро стал бестселлером, а в 1989 году вышла первая, не менее жуткая киноадаптация режиссёра Мэри Ламберт. Спустя ещё тридцать лет Кевин Кёльш и Деннис Уидмайер предложили своё видение известного сюжета, изменив в нём довольно многое. Рассказываем, что отличает новый фильм от книги и старой версии.
Девочка вместо мальчика
Устав от суеты городской жизни, Луис и Рэйчел переезжают в небольшой городок Ладлоу в штате Мэн. Луис получает работу в университетской больнице, а Рэйчел сидит дома с детьми, Элли и малышом Гэджем. Почти всё как в книге. Правда, время действия перенесли в настоящее: есть здесь и Google, и смартфоны.
Но главное, теперь переживания Луиса, вокруг которых было построено повествование оригинала, отошли на второй план. Взгляд в фильме прикован к Элли: она шутит, рисует, занимается балетом, общается с родителями и играет с братом, а главное — только-только начинает узнавать мир и его законы.
Едва успеваешь привязаться к девочке, как её тут же забирают. В фильме именно Элли, а не малыш Гэйдж, гибнет под колёсами грузовика. Именно её отец закапывает на старом кладбище, покойников с которого оживляет древняя магия. Но на сей раз мы действительно успеваем узнать Элли, и оттого метаморфозы, что с ней произошли после воскрешения, кажутся чудовищными.
К примеру, в начале фильма она проводит для родителей небольшое танцевальное представление. Вернувшись, она вспоминает о своём прижизненном увлечении, но движения у неё грубые и резкие, а заметив семейное фото, она и вовсе начинает крушить всё на своём пути — Луису едва удаётся её успокоить. Это по-настоящему шокирует, во многом благодаря великолепной игре юной Жете Лоранс.
Из-за того, что Элли в фильме старше и уже начала формировать представление о мире, её реплики после воскрешения стали звучать куда интереснее книжных. Узнав о смерти из рассказов отца, Элли теперь испытывает его, словно стремясь выбить признание в том, что он натворил, — она-то теперь знает, что находится за гранью жизни. Двухлетний Гэйдж никогда не смог бы такое провернуть просто из-за того, что ещё не научился понимать психологию людей и манипулировать их чувствами.
В книге и старом фильме (кадр оттуда) Гэйдж тоже был разговорчивым, но слова его словно принадлежали самому дьяволу
Старик и кладбище
Следуя за Элли, зритель попадает на кладбище домашних животных. Внешне — это те же концентрические круги из самодельных могил с истёртыми надписями, разве что выглядят они чуть более заброшенно и мрачно. Тут девочку кусает оса, и она падает на землю. Тогда она и встречает пожилого Джада Крэнделла, который помогает ей вытащить жало: так и происходит их знакомство. В книге оса жалит Гэйджа, а встреча происходит возле их дома.
Потом Джад рассказывает, что для местных детей похороны домашнего питомца — особый ритуал, со странными звериными масками и барабанами. За такой процессией Элли увязывается в начале фильма. В оригинале кладбище оставалось кладбищем — тихим местом, где дети хоронили своих питомцев. Много лет назад Джад тоже закопал там своего пса Биффера (в книге — Спота).
Историю Спота зритель узнаёт из рассказа Джада
В книге связь Джада c Луисом была ещё сильней: в первых строках романа Луис признаётся, что старик стал для него вторым отцом. Но в ремейке отношения у них довольно прохладные. Особенно это заметно, когда после похорон Элли Джад пытается отговорить Луиса от страшной идеи воскресить дочь. И если в книге старика усыпила древняя магия Вендиго, то в новом фильме Луис сам подсунул Джаду снотворное, чтобы тот ему не помешал. Книжный Луис так никогда не поступил бы.
Зато в ремейке вернули Норму, жену Джада, — в киноадаптации 1989 года от Мэри Ламберт о ней не вспомнили, а часть её сюжетной линии ушла к Мисси, домоправительнице Кридов. В книге у Нормы было слабое здоровье, она долго страдала от прогрессирующего артрита. На Хэллоуин у неё случился сердечный приступ. К счастью (как выясняется позже, к несчастью), Луис оказался поблизости и успел спасти женщину. И хотя пару месяцев спустя она умерла, именно это заставило Джада рассказать Луису о мистической силе кладбища в благодарность за спасение жены.
На начало нового фильма Норма уже мертва и никак не влияет на сюжет. Зато Элли ненадолго принимает её облик и пугает Джада рассказами из ада. Со слов Нормы выходит, что муж закопал её на индейском кладбище. Книжному Джаду о таком даже страшно было подумать.
Как умерли кот и ребёнок
Британца из фильма восьмидесятых сменил мейн-кун – почти как на легендарной обложке
Смерть настигает Чёрча на Хэллоуин, когда вся семья находится дома – в книге в это время Рэйчел с детьми гостит у родителей на Дне Благодарения. В ту же ночь Луис и Джад отправляются его хоронить. Интересно, как дойдя до «первого» кладбища, Луис начинает рыть могилу, но Джад его останавливает и говорит, что «их место» за валежником. Позже Джад признаётся, что каждый раз он ищет повод туда пойти.
Элли погибает так же, как и в книге, — девочку сбивает фура. Но из-за остальных расхождений сюжета обстоятельства, которые привели к её смерти, в фильме совсем другие.
Трагедия происходит в её день рождения. Параллельно проигрываются сразу две сцены. В одной Гэйдж, ускользнув из-под присмотра родителей, выбегает на шоссе. В другой Элли выходит на трассу и идёт навстречу Чёрчу, который сумел найти дорогу домой. Гэйджа Луис успевает спасти, а вот Элли замечает машину слишком поздно.
В книге на дороге был только Гэйдж, но отец не успел выхватить его из под колёс. Это стало причиной скандала на похоронах, когда отец Рэйчел обвинил Луиса в смерти сына. Завязалась драка, в ходе которой они случайно свалили гроб Гэйджа. В фильме разногласия Луиса с родителями Рэйчел полностью убрали.
Как изменилось кладбище
После недолгих раздумий — решение и правда кажется каким-то лёгким по сравнению с многостраничными размышлениями в книге — Луис относит умершую дочь на кладбище микмаков. В темноте за ним наблюдает злой дух Вендиго. И хотя он тоже появляется на страницах книги по истории, которую Джад показывает Луису, он не получает дальнейшего развития.
В фильме племя микмаков не упоминают и просто называют их индейцами
В фильме дорога к индейскому кладбищу стала легче. В оригинале Луис взбирался наверх по огромным каменистым ступеням, и, чтобы пройти весь путь, он должен был физически преодолеть себя. Из фильма ступени убрали и оставили лишь болото, чьё дно усеяли белые кости. Выглядит это зловеще, но не передаёт того противостояния духа, что было в книге. Впрочем, ни то ни другое не смогло остановить Луиса и предотвратить то, что он задумал.
Сестра-призрак
Параллельно основному сюжету зритель узнаёт о прошлом Рэйчел и её умершей сестре Зельде. Девушка долго болела спинномозговым менингитом и медленно умирала. Однажды, когда родители оставили Рэйчел присматривать за сестрой, та задохнулась и умерла. И хотя Рэйчел втайне ненавидела её и испытывала к ней отвращение, в её гибели она винила себя. Неприятие смерти и страх перед ней остались с Рэйчел навсегда.
В новом фильме Зельда умирает странной и мучительной смертью. Вместо того чтобы покормить её самой, Рэйчел, вопреки запрету родителей, поднимает еду к сестре в комнату на старом кухонном лифте. Услышав грохот, Рэйчел посчитала, что устройство снова сломалось, и в шахту упал поднос с едой. Заглянув туда, вместо посуды она видит искалеченное тело сестры. Вот только как и зачем она туда полезла, мы так и не узнаём.
В романе Зельда приходила к Рэйчел только в кошмарах. А вот в фильмах — и старом, и новом — она больше напоминает домашнего призрака, на которого пришлась изрядная доля скримеров.
Отсылки и пасхалки
Гэйдж, как и книжная Элли, «сияет»: как и Дэнни Торренс, малыш не перестаёт повторять имя Паскоу, который ему явился во сне
Ещё одна пасхалка, которую режиссёры подсмотрели у Кинга: по дороге из Чикаго Рэйчел замечает дорожный указатель на Иерусалимов Удел, город, разрушенный вампирами в книге Кинга «Жребий». В новой адаптации один из указателей ведёт в Дерри, другой выдуманный город, где уже много веков живёт один зубастый клоун. Сверни Рэйчел туда, едва ли это улучшило бы её положение…
В больнице Луис упоминает, что он работал в ночную смену в пункте медицинской помощи. Чем не мини-отсылка к «Ночной смене»?
В книге водитель грузовика, сбивший Гэйджа, признался, что неведомая сила заставила его давить на педаль газа. Фильм Мэри Ламберт ушёл от этого — там водитель просто отвлёкся на песню «Sheena is a Punk Rocker» группы The Ramones. Кёльш и Уидмайер спрятали отсылку к этой песне: перед аварией водителю звонит некая Sheena.
Наконец, есть ещё одна очевидная пасхалка, отсылающая к старой экранизации. Когда Элли умирает, Луис в сердцах выкрикивает: «Пусть Бог заведёт своего ребенка!» Подобную фразу в старом фильме сказала Элли («Пусть Бог заведёт своего кота!»), когда испугалась за Чёрча.
У Кинга мертвецы не могли воскрешать других людей
Кончаются фильм и книга похоже, но Элли играет в нём куда большую роль. В фильме, выбравшись из могилы, Элли сразу отправляется домой, где её ждёт Луис. Ослеплённый родительской любовью, он не хочет замечать, как сильно она изменилась. Что бы ни случилось, он верит, что её возвращение того стоит. А вот Рэйчел находит в себе силы сказать, что это не её дочь. Так происходит её примирение со смертью, и, кажется, она не только принимает гибель Элли, но и готова наконец-то отпустить Зельду.
А вот Элли её просто так не отпускает. Убив мать, девочка относит её на кладбище. Пытаясь предотвратить беду, Луис погибает от удара в спину, который наносит ему ожившая жена. В заключительной сцене Луис, Рэйчел, Элли и Чёрч подходят к запертому в машине Гэйджу — единственному, кто ещё не умирал.
Чикаго заменили на Бостон, чтобы возвращение Рэйчел домой выглядело не таким надуманным: всё-таки она делает это только из-за слов Гэйджа
В книге Луис не казался таким безумцем: отчасти потому, что он одурманен силой кладбища, а отчасти из-за того, что для него это что-то вроде эксперимента. Если что пойдёт не так, всё легко исправить смертельной дозой снотворного. Даже в худшем случае жена с дочкой не узнают, что произошло, так что у Луиса всё под контролем. Но, когда он находит тело жены, его план даёт сбой. Он не может этого вынести и в третий раз идёт на кладбище. Воскреснув, Рэйчел убивает Луиса. Книжная Элли в этих семейных разборках не участвовала и осталась с бабушкой и дедушкой в Чикаго.
Поначалу кажется, что Кёльш и Уитмейер камня на камне не оставили от оригинального сюжета: изменений столько, что на них едва хватит одной статьи. Но, даже со всеми новыми нюансами, это всё та же история о страхе перед смертью, о её неумолимости и неизбежности. Это история о том, что все умирают.
Смотрите также
«Оно»: отличия и тайные связи книги и фильма
Что не вошло в фильм — от знаменитой оргии до происхождения Оно, а что сохранилось в виде отсылок для знатоков.
Новая киноверсия культового романа Стивена Кинга «Кладбище домашних животных»
Фильм «Кладбище домашних животных» основан на одноимённом романе Стивена Кинга. Картина рассказывает историю Луиса Крида (Джейсон Кларк), который вместе с женой Рэйчел (Эми Саймец) и двумя детьми переезжает из Бостона в новый дом в сельской местности Мэна. В лесах неподалёку от дома Луис обнаруживает таинственное кладбище. Когда случается чудовищная трагедия, Луис обращается за помощью к своему странному соседу Джаду Крэнделлу (Джон Литгоу). Попытка нарушить естественный ход жизни высвобождает ужасное зло. Последствия опрометчивого поступка неотвратимы и поистине кошмарны.
Режиссёрское кресло на съёмках фильма «Кладбище домашних животных» разделили Кевин Колш и Деннис Уидмайер («Глаза звезды»). Одноимённый роман Стивена Кинга адаптировал Мэтт Гринберг. Главные роли сыграли Джейсон Кларк («Человек на луне»; «Винчестер. Дом, который построили призраки»), Эми Саймец (сериал «Девушка по вызову»), Жете Лоранс («Снеговик»; сериал «Американцы»), Джон Литгоу («Слова нежности»; сериал «Корона»).
Роль кота Чёрча сыграл бездомный мейн-кун по кличке Тоник. За «актёрскую игру» звезды отвечала дрессировщица Мелисса Миллетт.
Один из продюсеров стал Лоренцо Ди Бонавентуры. Для него это уже вторая экранизация произведений Стивена Кинга – ранее Ди Бонавентура продюсировал психологический триллер «1408». «Я большой фанат психологических ужастиков, – признаётся продюсер. – «Кладбище домашних животных» – очень эмоциональная история, которая изучает такие сложные темы, как попытки справиться со смертью и скорбью».
Стивен Кинг славится своим умением смешивать повседневное с невероятным, его мистические триллеры исследуют самые отдалённые закоулки человеческого сознания. Роман 1983 года «Кладбище домашних питомцев» пугал не одно поколение читателей. Один из самых известных авторов в истории литературы в проникновенной, леденящей кровь саге семейства Кридов изучал подчас страшную взаимосвязь между любовью и утратой.
Поднимаемая в книге тема не теряет актуальности и по сей день и достойна новой экранизации. По словам продюсеров, главная сложность состояла в том, чтобы сохранить очарование первоисточника, которое завораживало фанатов на протяжении десятилетий, но при этом создать в картине атмосферу современного, оригинального триллера.
Режиссеры Колш и Уидмайер особо отмечают тот факт, что герои истории никогда не теряют человеческого лица, даже сталкиваясь со сверхъестественным. «Это прослеживается во всех работах Кинга, – отмечает Уидмайер. – Его романы страшны, но, если вы решите удалить все ужасы и кошмары, останется вполне самостоятельная драма, и именно это нас заинтересовало. Из всех книг Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» рассказывает о, пожалуй, самой сильной человеческой эмоции: скорби». олш утверждает, что новый фильм станет, скорее, их интерпретацией романа Кинга, а не ремейком фильма 1989 года. «Мы видим его совершенно новой адаптацией, – говорит режиссёр. – Я сам большой фанат фильма Мэри Ламберт, но мы хотели рассказать нашу версию истории, включив в неё некоторые события из книги, которые не попали в первую экранизацию. Фанатов творчества Кинга ждёт несколько интересных сюрпризов, поскольку вдохновение мы черпали именно в книге».
Леденящее чувство страха начинает сковывать читателя книги «Кладбище домашних животных» задолго до того, как начинается настоящий кошмар. «Мы подсознательно понимаем, что может произойти, – говорит Уидмайер. – Я обожаю ужастики, действие которых разворачивается в домашних условиях, а Стивен Кинг в этом – настоящий профи. Например, «Сияние», фактически, рассказывает о семье, которая распадается из-за пьянства и насилия. Ужастики, которые рассматривают обычные человеческие проблемы, всегда самые интересные».
Колшу и Уидмайеру важнее всего было найти и соблюсти баланс между реальным и сверхъестественным мирами. Одно из самых значительных изменений в сюжете может шокировать фанатов. По книге двухлетний сын Крида погибает под колёсами грузовика. В фильме Колша и Уидмайера место малыша Гейджа занимает его сестра – восьмилетняя Элли. По словам режиссёров, вносить столь значимое изменение в любимую многими читателями историю было страшновато. Их оправдывало только то, что перемены позволили им лучше показать отношения в семье.
Режиссёры убеждены, что Луис и Рэйчел по-разному относятся к старшему ребёнку, поэтому аудитория эмоционально привязывается именно к девочке, а не к её братишке. Кроме того, это позволило избежать использования многих спецэффектов для сцен, когда ребёнок возвращается к жизни. Девочка могла передать большую гамму эмоций при помощи мимики и жестов, что в случае с младенцем пришлось бы заменять визуальными эффектами.
Австралийский актер Джейсон Кларк, сыгравший отца семейства, считает, что «Кладбище домашних животных» – один из самых страшных фильмов из всех, в которых он снимался. «Картина исследует глубины истинного понятия страха, – говорит Кларк. – В книге есть замечательная реплика. Когда Луис пробирается через болото и видит Вендиго, он говорит самому себе: «Подумай об этом». И всё же он делает то, что задумал».
Актриса Эми Саймец, сыгравшая мать семейства, отмечает, что в книге Кинга есть ещё один интересный элемент: отрицание. «Это, пожалуй, самое ужасное – отрицание смерти, – говорит Саймец. – Мы все рано или поздно умрём. Это может произойти в каждую секунду. Этой мыслью пронизана вся история, и именно она делает фильм более страшным и эмоциональным, чем все другие ужастики».
Джад Крэнделл, ближайший сосед Кридов, становится причиной цепочки трагических событий. Он давно живёт в этой местности и хорошо знает историю сообщества и местный фольклор, наверное, даже слишком хорошо. Добродушный чудак, он завязывает дружбу с семейством Кридов, в особенности с юной Элли. Продюсеры не скрывают, что с самого начала хотели видеть в роли Джада именно Джона Литгоу, обладателя премий «Тони», «Эмми»® и «Золотой глобус», а также двукратного номинанта на премию «Оскар».
У Джада есть своё мнение о той сверхъестественной сущности, которая скрывается в лесу. Старик считает, что это Вендиго – древний дух, описываемый в легендах местного племени. И, по всей видимости, он до сих пор живёт на болоте за домом Кридов. «Вендиго способен возвращать к жизни мёртвых, но за высокую цену, – объясняет Литгоу. – Когда кот Кридов погибает, Джад мучается дилеммой – стоит ли открыть свой секрет соседям. Но Криды ему очень нравятся, и он допускает фатальную ошибку».
Актёр утверждает, что зрителей фильма «Кладбище домашних животных» ожидает захватывающий и шокирующий аттракцион. «Всё начинается простенько и пасторально, ничто не предвещает беды. Затем режиссёры сеют в сердца зрителей семена тревоги, которые постепенно начинают давать всходы. Происходящее засасывает словно болото. Стивен Кинг по праву может гордиться своей книгой – история предельно реалистична, пробуждает в читателе естественные и глубокие чувства, а затем этими же чувствами его пытает».
Литгоу так и не смог определиться, как бы он поступил на месте Луиса. «В этом-то и прелесть этой истории, – утверждает актёр. – У каждого из нас есть люди, которых мы любим настолько, что не представляем своей жизни без них. Что бы вы сделали, будь у вас шанс вернуть к жизни умерших? Это дилемма из разряда фаустовских».