китай в оон с какого года
КНР: путь в ООН
70-летие со дня своего провозглашения КНР встречает в статусе великой державы, занимающей лидирующие позиции в мире по золотовалютным резервам, темпам промышленного роста и промышленного экспорта, по платежно-покупательной способности национальной валюты, по объемам привлечения и экспорта инвестиций. Достаточно сказать, что в общемировом ВВП доля КНР превышает 15%. А ведь в первые десятилетия провозглашения 1 октября 1949 г. КНР она подверглась почти коллективной экономической и военно-политической обструкции со стороны США и их союзников, признававших эвакуированное осенью 1949-го на остров Тайвань китайское гоминьдановское правительство единственно законным представителем Китая.
Причем вплоть до октября 1971-го Тайвань представлял Китай в ООН. А интересы КНР в ООН в 1956-1970-м гг. официально представляла «сталинско-пропекинская» в тот период Албания.
Польша, СССР и Албания, прямо и косвенно, способствовали вступлению КНР в ООН и нормализации китайско-американских отношений. Даже в период весьма длительной советско-китайской (и советско-албанской) конфронтации 60-х-середины 80-х.
Причем и в конфронтационный период СССР и другие соцстраны неизменно настаивали на приёме КНР в ООН, бойкотируя тайваньскую делегацию.
В июне 1950-го, когда была спровоцирована война в Корее, и КНР, под давлением США, была объявлена в ООН «агрессором», СССР после этого целый год придерживался бойкота организации. В том числе и потому, что почти все страны Запада отказывались допустить КНР в ООН взамен тайваньской делегации.
Но известные геополитические факторы того периода вернули СССР в эту структуру летом 1951-го, чтобы инициировать, вместе с Индией, переговоры о перемирии в Корее и заключении этого перемирия (1951-53 гг.), что существенно ослабило военно-политическую напряженность в столь обширном регионе. Официальными же подписантами того перемирия (27 июля 1953 г.) были, в том числе КНР и США. Именно с тех пор стартовал процесс диалога, а с конца 50-х началась и постепенная нормализация взаимоотношений Вашингтона и Пекина.
Естественно, что по мере развития этих процессов увеличивалось число стран, голосовавших в ООН за вступление КНР. Если в 1957-м за это голосовали 25 стран, то уже к середине 60-х – около 40 стран. Причем инициаторами этих голосований в ООН были социалистические страны и, прежде всего, СССР.
Характерно, что США не стали применять право вето при принятии ООНовских резолюций по голосованию насчет вступления КНР в организацию. Такая позиция Вашингтона, как отмечал впоследствии вице-президент США (в 1969-73 гг.) Спиро Агню, была прямым сигналом Пекину о готовности Америки к переговорам с КНР по всем вопросам. А первым сигналом к диалогу и взаимопризнанию, по мнению С. Агню, стало полуофициальное признание Вашингтоном КНР в статусе государственной стороны в рамках подписания перемирия в Корее.
Те сигналы были приняты: премьер КНР (в 1949-75 гг.) Чжоу Эньлай заявил на конференции 29 развивающихся стран в Бандунге (Индонезия) в апреле 1955 г., что «КНР не питает враждебности к США, считая вполне возможным и чрезвычайно важным для всего мира диалог между КНР и США». По ряду данных, тогда же состоялась в Индонезии неофициальная встреча Чжоу Эньлая с представителями тамошнего посольства США, в ходе которой стороны договорились наладить регулярные двусторонние отношения.
Между тем первое международное соглашение по бывшему французскому Индокитаю (1954 г.) было подписано в Женеве с участием США и КНР. Потому неудивительно, что первые американо-китайские переговоры проходили в Индонезии и Швейцарии. А с 1958-го по 1970-й гг. они проводились уже в Варшаве. Почему?
Дело в том, что Польша была в составе существовавшей в 1953-91 гг. ООНовской Комиссии стран-наблюдателей (наряду с Чехословакией, Швецией и Швейцарией) за выполнением соглашения о перемирии в Корее.
Вдобавок именно Польша уже во второй половине 50-х лидировала среди соцстран по объемам торговли с США и темпам ее роста; первые же кредиты этим странам американцы начали предоставлять, опять-таки начав с Польши в конце 1957 г.
С учетом этих факторов и не без поддержки со стороны СССР польские власти предложили Вашингтону и Пекину продолжить переговоры в Варшаве. С этим согласились обе стороны. Как отмечает известный польский политолог-китаевед Ст. Павляк в своей книге «Политика США по отношению к Китаю», (М., 1976), согласие США с переговорами именно в Варшаве показывало, что Вашингтон, считая Польшу «окном» в другие соцстраны, официально признАет в обозримой перспективе социалистический Китай. И кроме того, не хочет «нервировать» восточноазиатских союзников США проведением этих переговоров где-либо в Азии.
Что касается самих этих раундов, то уже в 1959 г. инициатива на варшавских переговорах переходит к США. С этого времени американские представители неизменно пытались использовать встречи для обсуждения мер по улучшению двусторонних отношений, полагая, что в условиях проявившихся в тот период противоречий КНР с СССР китайское руководство станет уступчивее. Инициативность США Пекин умело использовал в своих интересах, добиваясь от Вашингтона постепенного ослабления политико-экономической блокады КНР в ходе переговоров.
О растущей заинтересованности именно США в постепенной нормализации отношений с КНР говорит уже следующий факт: когда весной 1962 г. режим на Тайване попытался организовать вторжение в КНР, делегация США на варшавских переговорах заверила 23 июня 1962 г., что Вашингтон не поддержит попытки гоминьдановских войск вторгнуться на континент.
Кроме того, китайская сторона предлагала развивать экономические взаимосвязи независимо от статуса отношений КНР с США, что тоже отвечало американским интересам.
И взаимная торговля с начала 60-х стала расти реэкспортом через Таиланд, Филиппины, Индонезию, Сингапур, Камбоджу, южнокитайские районы Великобритании (Гонконг) и Португалии (Макао). Тогда же начался реэкспорт производственных инвестиций из США в КНР.
Между тем Польша официально поддерживала позицию СССР во всё более острых разногласиях с КНР, хотя и без просоветских пропагандистских действий против Пекина. Но ни СССР, ни КНР не «вывели» из Варшавы китайско-американские переговоры. Тем самым советский блок и КНР давали понять друг другу, что оставляют открытой дверь для нормализации их взаимоотношений. Что подтверждалось продолжающимися инициативами Москвы и других соцстран по голосованию в ООН насчет приёма в эту структуру КНР.
Переговоры в Варшаве продолжались и в годы небезызвестной «культурной революции» в КНР (1966-1969), когда антиамериканская и антисоветская пропаганда Пекина достигла апогея. Но американские эксперты обоснованно считали эти действия второстепенным «мерилом» намерений КНР в отношении США. А на фоне роста числа стран-членов ООН, голосовавших за членство КНР в ООН, в Пекине понимали, что в таких условиях США тем более заинтересованы в китайско-американской нормализации. Потому не стеснялись в обличительных эпитетах в адрес Америки.
Тем временем в июле 1966 г. американский представитель в ООН А. Гольдберг заявил СМИ, что «тактическая линия США во вьетнамском конфликте преследует одновременно две цели: восстановление дружественных отношений с великим китайским народом и урегулирование конфликта в рамках поисков соглашений с национально-освободительными силами». В рамках такой концепции, по данным корреспондента «Вашингтон пост» в Гонконге Э. Карноу (8 мая 1967 г.), «варшавские переговоры периодически приводят к важным соглашениям. Несмотря на антиамериканскую кампанию в Пекине, Китай постепенно приблизится к тому дню, когда станет возможной нормализация отношений с США».
К началу второго полугодия 1970-го переговоры в Варшаве – всего 143 раунда (1958-1970-й гг.) – были завершены, ибо обе стороны стали переходить на контакты всё более официального уровня – прежде всего, контакты тогдашнего госсекретаря США Г. Киссинджера с высшим руководством КНР, стартовавшие с весны 1971 г.
Варшавские переговоры создали, без преувеличения, фундамент для ускорившейся с конца 60-х китайско-американской нормализации отношений и для последующего вступления КНР в ООН.
Как отмечает тайваньский политолог Люн Вэй, «переговоры в Варшаве, обусловленные филигранной политикой, вроде бы просоветской Польши в отношении КНР и США, сыграли весомую роль в развитии китайско-американских отношений на официальном уровне. А СССР не мешал этим переговорам в расчете на неизбежную нормализацию и советско-китайских отношений».
Наконец, 26 октября 1971 года была принята Резолюция Генассамблеи ООН 2758 (XXVI) «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединённых Наций». За членство КНР в ООН проголосовали 76 стран-членов, включая СССР и все соцстраны. Против были 35 стран во главе с США. Но опять же без американского вето. Соответственно, Тайвань тогда же был удалён из ООН.
Китайская сторона выразила благодарность СССР и другим соцстранам за поддержку восстановления законного представительства КНР в ООН. Но официальных заявлений на сей счет не было, так как они (кроме Албании, Румынии, Северной Кореи и Северного Вьетнама) и КНР были длительный период по разные стороны идеологических баррикад.
«Признание и международная поддержка»: как Китай стал членом ООН вопреки воле США
Проблема, рождённая гражданской войной
В конце XIX — начале XX века Китай, находившийся под властью династии Цин, переживал тяжелейший кризис. Центральное правительство было бессильно перед иностранными державами, решавшими свои вопросы прямо на китайской территории, и перед многочисленными революционными организациями, в борьбе с которыми участвовали местные милитаристские группировки, лишь номинально подчиняющиеся официальным властям.
В результате Синьхайской революции 1911—1912 годов династия Цин пала и в Китае была провозглашена республика. Её временным президентом стал известный революционер Сунь Ятсен. Однако, не обладая реальными рычагами власти, он уступил должность командующему императорской армией Юань Шикаю. После его смерти в 1916 году страна фактически была поделена между несколькими группировками милитаристов, часть из которых ориентировались на Японию.
Сунь Ятсен, находясь в эмиграции, ещё в 1894 году создал «Общество возрождения Китая». В 1919 году на его основе возникла политическая организация под названием «Китайский Гоминьдан» и Ятсен стал предпринимать попытки объединения страны. В 1923 году он заручился поддержкой Советской России в этом направлении, а также координировал свои усилия с местной Коммунистической партией (КПК).
В 1925-м Сунь Ятсен умер и самым влиятельным человеком в Гоминьдане стал контролировавший силовой блок Чан Кайши, сумевший результативно использовать политические начинания своего предшественника. Благодаря помощи Москвы и союзу с левыми силами он к 1927 году установил контроль над всей территорией Китая. Однако Чан Кайши был недоволен политикой коммунистов, которые на местах пытались проводить популярные в народе социальные преобразования и выступали против сотрудничества с крупными промышленниками и землевладельцами.
Противоречия между коммунистами и сгруппировавшимися вокруг Чан Кайши правыми националистами привели к инциденту, известному как Шанхайская резня 1927 года. 11 апреля Чан Кайши направил во все провинции приказ убрать коммунистов из органов власти, а 12-го дал команду шанхайским гангстерам из «Зелёной банды» и других преступных группировок уничтожить коммунистический актив Шанхая.
Даже после японского вторжения Чан Кайши отказался объединяться с коммунистами ради защиты национального суверенитета. Для того чтобы он дал согласие на создание Единого фронта гоминьдановским генералам пришлось даже арестовать своего лидера в 1936 году. Однако и во время войны с Японией между войсками националистов и коммунистическими отрядами происходили регулярные стычки.
В 1945 году противостояние между недавними союзниками по Единому фронту вспыхнуло с новой силой. Вплоть до 1947 года гоминьдановцы теснили коммунистов. Однако КПК начала проводить в подконтрольных ей районах земельную реформу, нашедшую массовую поддержку у крестьян, что привело к притоку в коммунистические армии множества идеологически мотивированных бойцов.
Используя трофейные японские танки и пушки, сторонники КПК перешли в наступление. В 1948 году Гоминьдан понёс несколько серьёзных поражений, фронт развалился. Осознавая отсутствие единоначалия в войсках, Чан Кайши в 1949 году призвал губернаторов брать командование местными армейскими группировками в свои руки.
1 октября 1949 года в Пекине провозгласили Китайскую Народную Республику. Остатки гоминьдановских войск к этому времени были зажаты на юге страны, отходы на территорию соседней Бирмы и Французского Индокитая были перекрыты. Гоминьдановское правительство американцы эвакуировали на Тайвань.
Тернистый путь к признанию
В 1945 году Китай как один из победителей во Второй мировой войне принял участие в учреждении Организации Объединённых Наций.
«В ООН вошла Китайская Республика — старое правительство Китая, которое в 1949 году переместилось на Тайвань», — рассказал в беседе с RT руководитель департамента международных отношений факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ, доктор исторических наук, профессор Александр Лукин.
Вскоре после того, как сторонники Гоминьдана покинули материковый Китай, встал вопрос о том, кто должен представлять страну в ООН. 15 ноября министр иностранных дел КНР Чжоу Эньлай в обращении к Генассамблее ООН попытался оспорить право старого правительства представлять китайский народ на международной арене.
В начале 1950 года СССР подготовил проект резолюции, которая бы позволила заменить представителей Китайской Республики делегацией КНР, но Совбез отверг это предложение. В знак протеста Советский Союз на несколько месяцев даже отказался участвовать в работе Совета Безопасности. Американцы воспользовались отсутствием советского представителя в СБ ООН и 25 июня 1950 года нашли способ оправдать своё вторжение в Корею, придав ему статус миротворческой операции ООН.
Осенью 1950 года, когда американская армия нанесла тяжёлое поражение войскам КНДР, Пекин вынужден был вмешаться в ситуацию. Совместные китайско-корейские силы смогли отбросить американцев, и в 1951-м линия соприкосновения сил установилась примерно на довоенной границе.
Ещё до начала Корейской войны 17 стран — членов ООН уже признали КНР и были согласны с присоединением республики к Организации Объединённых Наций. Но вступление Пекина в войну на Корейском полуострове было использовано Соединёнными Штатами для агитации, направленной против коммунистического Китая. Вопрос о присоединении КНР к ООН застопорился.
Однако вскоре на международном уровне начала обсуждаться идея «привязки» членства Китайской Республики в Организации Объединённых Наций к установлению мира на Корейском полуострове. Особенно активно эту идею продвигала Индия. Когда дело стало близиться к перемирию, в Вашингтоне забеспокоились.
В ходе Корейской войны США изначально придерживались политики невмешательства в китайско-тайваньские отношения и держали флот у берегов Восточной Азии, чтобы не допустить физического изменения статус-кво в пользу одной из сторон. Вместе с тем одно из первых заявлений администрации президента США Дуайта Эйзенхауэра, пришедшего к власти в 1953 году, было посвящено недопустимости перехода каких-либо территорий так называемого свободного мира под контроль коммунистов.
Уже в марте США дали понять, что поддерживать статус-кво в Китае больше не собираются и не станут препятствовать Гоминьдану, если тот попытается атаковать КНР. А 5 июня 1953 года, незадолго до наступления официального перемирия в Корее, сенат США официально заявил о недопустимости вступления КНР в состав ООН.
27 июля 1953 года в Корее был заключён договор о прекращении огня. Однако Вашингтон, как и собирался, сохранил курс на поддержку Тайбэя. В ноябре Эйзенхауэр подписал решение Совета национальной безопасности США, согласно которому «сохранение безопасности» Тайваня объявлялось существенным элементом американской системы обороны. В декабре 1954-го США и Тайвань подписали договор о взаимной безопасности.
В это время между КНР и Тайванем произошёл конфликт из-за контроля над прибрежными островами, занятыми гоминьдановскими войсками. В Вашингтоне рассматривалась даже перспектива вступления в открытое противостояние с Пекином. Однако умеренные политики и настроенный на мирное разрешение китайской проблемы официальный Лондон сумели урегулировать ситуацию.
«Позиция Великобритании в этот период была прагматичной. Лондон считал, что с теми, кто реально контролирует территорию, нужно иметь дело», — подчеркнул Александр Лукин.
В 1955 году в Женеве начались переговоры между США и КНР на уровне послов. Но, несмотря на некоторую разрядку, в вопросе членства КНР в ООН Вашингтон оставался непреклонен.
Поворотный момент
«С 1950-х годов официальный Пекин вёл политику планомерного расширения круга государств, согласных установить с ним дипломатические отношения и поддержать идею членства КНР в ООН», — рассказал RT кандидат политических наук, доцент МГУ Василий Кашин.
По словам эксперта, давалось это Пекину непросто. «Несмотря на тяжёлые экономические проблемы, КНР изыскивала ресурсы для оказания помощи беднейшим государствам Африки и Азии, заручаясь при этом их признанием и международной поддержкой», — подчеркнул он. Другой важной причиной изменения отношения Запада к КНР, по мнению Кашина, стало охлаждение между Пекином и Москвой.
«Важный поворотный момент наступил в 1971 году — к этому моменту КНР имела уже критическую базу международной поддержки», — заявил Василий Кашин.
26 октября 1971 года была принята Резолюция Генассамблеи ООН 2758 (XXVI) «Восстановление законных прав Китайской Народной Республики в Организации Объединённых Наций». За членство в ООН официального Пекина проголосовали 76 представителей организации, включая СССР, Индию, Великобританию, Францию и большинство европейских государств. Против были 35 стран во главе с США.
«Вопрос членства КНР находился в компетенции Генеральной Ассамблеи, и право вето, которое имеют Соединённые Штаты в Совбезе, не сыграло никакой роли», — отметил Александр Лукин.
Тайвань покинул Организацию Объединённых Наций и только в 1990-е годы вернулся к безуспешным попыткам восстановления своего участия в её работе. Вскоре после признания КНР членом ООН материковый Китай посетил президент США Ричард Никсон. Однако официальные дипломатические отношения между Вашингтоном и Пекином были установлены только в 1979-м.
Количество государств, признающих Китайскую Республику на Тайване, стало резко сокращаться. «Пекин занял принципиальную позицию: если кто-то признает Тайвань, КНР разрывает с этим государством дипломатические отношения. Сегодня Китайская Народная Республика — второе по экономической мощи государство в мире, и не иметь с ней дипломатических отношений элементарно невыгодно», — заявил Лукин.
Что касается перспективы объединения КНР с Тайванем, то к такой возможности эксперт относится скептически. «Теоретически в будущем шанс есть на всё что угодно. Но сегодня Тайвань — это де-факто независимое государство. Его официально признают ещё около двух десятков стран — членов ООН, хотя их количество постоянно уменьшается. А вот КНР признать его независимость не желает. Гипотетически официальное отделение Тайваня возможно в случае, например, распада Китая. Такое в мировой истории случалось, но в обозримом будущем ничего подобного применительно к Китаю не предвидится. Жители Тайваня, в свою очередь, не хотят присоединяться к КНР. И если Пекин попытается присоединить остров силой, то там всё будет разрушено, а само присоединение не будет иметь никакого смысла. Поэтому в ближайшие 20—30 лет ситуация вряд ли кардинально изменится», — резюмировал Александр Лукин.
СОДЕРЖАНИЕ
Деятельность
Китайская Республика использовала свое вето Совета Безопасности только один раз, чтобы остановить прием Монгольской Народной Республики в ООН в 1955 году на том основании, что она признала всю Монголию частью Китая.
Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции 217 A (III) 10 декабря 1948 года в результате опыта Второй мировой войны. Китайская Республика была одним из 48 государств, проголосовавших за него.
1 февраля 1951 года, после провала переговоров о прекращении огня, Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию 498 и назвала интервенцию Китайской Народной Республики в Корее актом агрессии.
Китай занял седьмое место среди государств-членов с вкладом в 3,93% бюджета операций Организации Объединенных Наций по поддержанию мира на 2013–2015 годы. США заняли первое место с 27,14%.
Нобелевская премия мира 1954 года была присуждена Управлению Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ ООН). Нобелевский фонд отметил, что, помимо прочего, Генеральная Ассамблея ООН обратилась к УВКБ ООН (резолюция 1167 и 1784) с просьбой в 1957 и 1962 годах оказать помощь китайским беженцам в Гонконге, число которых оценивается более чем в один миллион человек. УВКБ ООН также оказало помощь нуждающимся беженцам из числа китайских беженцев в Макао и тибетских беженцев в Индии и Непале. По состоянию на конец 2001 года в Индии проживало около 110 000 тибетских беженцев. По оценкам УВКБ ООН, 15 000 тибетцев прибыли в Непал до 1990 года и были признаны правительством беженцами.
История
Китайская Республика в Организации Объединенных Наций (1945–1971)
На заседании Совета Безопасности 9 февраля 1971 года Сомали возражала против полномочий представителя Китайской Республики в качестве представителя Китая, а Китайская республика и Соединенные Штаты ответили, что вопрос о представительстве Китая не должен рассматриваться в Совете Безопасности.
Саудовская Аравия представила предложение, позволяющее Китайской республике сохранять свое место в ООН и связанных с ней организациях «до тех пор, пока жители острова Тайвань не получат возможность в результате референдума или плебисцита» под эгидой ООН выбрать один из трех вариантов: продолжение независимость как суверенного государства с нейтральным статусом, определенным договором, зарегистрированным ООН; конфедерации с КНР; или федерация с КНР, но не была поддержана США.
Протоколы голосования по резолюциям 505 и 2758 Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций | ||
---|---|---|
Государство-член | Разрешение 505 | Разрешение 2758 |
| Воздержание | да |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | да |
| Воздержание | Воздержание |
| Воздержание | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | Воздержание |
| Еще не государство-член | Воздержание |
| Воздержание | да |
| Еще не государство-член | да |
| да | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| да | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| Нет | да |
| Еще не государство-член | да |
| Нет | да |
| Еще не государство-член | да |
| Воздержание | да |
| Еще не государство-член | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | Нет |
| да | да |
| да | Без права голоса |
| да | Воздержание |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | Нет |
| да | Нет |
да | да | |
| Еще не государство-член | Воздержание |
| Нет | да |
| Еще не государство-член | Нет |
| Воздержание | да |
| да | Нет |
| да | да |
| Воздержание | да |
| Без права голоса | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| Воздержание | да |
| Еще не государство-член | Воздержание |
| Еще не государство-член | да |
| Воздержание | да |
| Еще не государство-член | Нет |
| Еще не государство-член | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| да | Воздержание |
| Воздержание | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | да |
| да | Нет |
| да | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| Воздержание | да |
| Нет | да |
| Нет | Воздержание |
| Воздержание | да |
| да | да |
| Еще не государство-член | да |
| Нет | да |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | Нет |
| Еще не государство-член | Воздержание |
| Еще не государство-член | Нет |
| Еще не государство-член | Воздержание |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | да |
| да | Воздержание |
| Еще не государство-член | Нет |
| да | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| Воздержание | Воздержание |
| Еще не государство-член | Нет |
| Еще не государство-член | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | Без права голоса |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | Воздержание |
| Воздержание | да |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | да |
| Воздержание | да |
| Воздержание | Нет |
| да | Нет |
| Еще не государство-член | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| Воздержание | да |
| Еще не государство-член | Без права голоса |
| Воздержание | да |
| да | Воздержание |
| да | Нет |
| да | да |
| да | Нет |
| Нет | да |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | Воздержание |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | да |
| Воздержание | Нет |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | да |
| Без права голоса | Нет |
| Нет | да |
| Еще не государство-член | Воздержание |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | Нет |
| Воздержание | да |
| Воздержание | да |
| да | Воздержание |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | да |
| Еще не государство-член | да |
| да | да |
| Еще не государство-член | да |
| Нет | да |
| Воздержание | да |
| Еще не государство-член | да |
| да | Нет |
| Еще не государство-член | Нет |
| да | Нет |
| да | Нет |
| Воздержание | да |
| Еще не государство-член | да |
| Воздержание | да |
| Еще не государство-член | да |
Попытки вернуть Китайскую республику в ООН
После принятия Резолюции 2758 Китайская Республика больше не была представлена постоянным представителем при ООН. Генсек ООН У Тан направил правительству КНР послание с просьбой в ближайшее время направить делегацию в Совет Безопасности. Помимо потери своего места в ООН, Генеральный секретарь ООН на основании резолюции сделал вывод, что Генеральная Ассамблея считает Тайвань провинцией Китая и, таким образом, не позволяет Китайской республике становиться участником договоров, в которых она участвует. хранилище.
Однако все четырнадцать попыток оказались безуспешными, поскольку Генеральный комитет Генеральной Ассамблеи отказался включить этот вопрос в повестку дня Ассамблеи для обсуждения, несмотря на сильное противодействие со стороны КНР.
Хотя все эти предложения были расплывчатыми, с просьбой разрешить Китайской республике участвовать в деятельности ООН без указания каких-либо юридических механизмов, в 2007 году Китайская республика подала официальную заявку под названием «Тайвань» на полноправное членство в ООН. 15 сентября 2007 года более 3000 тайваньских американцев и их сторонников собрались перед зданием ООН в Нью-Йорке, и более 300000 тайваньцев собрались на Тайване, все в поддержку присоединения Китайской республики к ООН. Китайская Республика также заручилась поддержкой многих членов Европейского парламента в этом вопросе. Однако заявка была отклонена Управлением по правовым вопросам Организации Объединенных Наций со ссылкой на резолюцию 2758 Генеральной Ассамблеи, но не была направлена в Совет Безопасности. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун заявил, что:
Позиция Организации Объединенных Наций заключается в том, что Китайская Народная Республика представляет весь Китай в качестве единственного и законного представительного правительства Китая. Решение о желании народа Тайваня вступить в Организацию Объединенных Наций до сих пор принималось на этой основе. В только что упомянутой вами резолюции (резолюция 2758 Генеральной Ассамблеи) четко упоминается, что правительство Китая является единственным и законным правительством, а позиция Организации Объединенных Наций заключается в том, что Тайвань является частью Китая.
В ответ на отклонение ООН его заявки правительство Китайской Республики заявило, что Тайвань ни сейчас, ни когда-либо не находился под юрисдикцией КНР, и что, поскольку резолюция 2758 Генеральной Ассамблеи не прояснила вопрос о представительстве Тайваня в ООН, это не препятствует участию Тайваня в ООН в качестве независимого суверенного государства. Китайская республика утверждала, что резолюция 2758 просто передала место в ООН от Китайской республике к КНР, но не затрагивала вопрос о представительстве Тайваня в ООН. Правительство Китайской Республики также раскритиковало Бана за утверждение, что Тайвань является частью Китая, и за возврат заявления без передачи его в Совет Безопасности или Генеральную Ассамблею, что противоречит стандартной процедуре ООН (Временные правила процедуры Совета Безопасности, Глава X, Правило 59 ). Китайская Республика подчеркнула, что ООН никогда не занимала формальной позиции в отношении суверенитета Тайваня. С другой стороны, правительство КНР, заявившее, что Тайвань является частью Китая, и решительно возражает против заявления любых тайваньских властей о присоединении к ООН в качестве члена или наблюдателя, высоко оценило, что решение ООН «было принято в соответствии с Устав ООН и резолюция 2758 Генеральной Ассамблеи ООН, а также продемонстрировали универсальную приверженность ООН и ее государств-членов принципу « одного Китая » ». Группа стран-членов ООН выдвинула на осеннюю сессию Генассамблеи ООН проект резолюции, призывающий Совет Безопасности рассмотреть это заявление.
Пан Ги Мун также подвергся критике за это заявление со стороны США по неофициальным каналам. Есть неподтвержденные сообщения о том, что комментарии Бана побудили США подтвердить свою позицию в отношении статуса Тайваня. В статье Heritage Foundation предполагается, что США, возможно, представили демарш, в котором говорится, что:
Если Секретариат ООН будет настаивать на описании Тайваня как части КНР или на использовании терминологии для Тайваня, подразумевающей такой статус, Соединенные Штаты будут вынуждены отмежеваться на национальной основе от такой позиции ».
[r] В отношении китайской провинции Тайвань Генеральный секретарь следует руководству Генеральной Ассамблеи, содержащемуся в резолюции 2758 (XXVI) Генеральной Ассамблеи от 25 октября 1971 года о восстановлении законных прав Китайской Народной Республики в Соединенных Штатах. Наций. Генеральная Ассамблея постановила признать представителей правительства Китайской Народной Республики единственными законными представителями Китая в Организации Объединенных Наций. Следовательно, документы, полученные из китайской провинции Тайвань, не будут приниматься Генеральным секретарем в его качестве депозитария.
В 2009 году Китайская Республика решила не выносить на обсуждение Генеральной Ассамблеи вопрос о своем участии в ООН впервые с момента начала кампании в 1993 году.
В отчете Конгресса США за 2013 год двухпартийная политика США по «Единому Китаю» описывается следующим образом:
У США есть собственная политика «одного Китая» (против принципа «одного Китая» КНР) и позиция по статусу Тайваня. Не признавая претензий КНР ни на Тайвань, ни на Тайвань в качестве суверенного государства, политика Соединенных Штатов считает статус Тайваня неурегулированным.
Конституция Китайской Республики по-прежнему претендует на то, чтобы быть правительством всего Китая. Сторонники независимости Тайваня говорят, что непринятие претензии в основном связано с публичным заявлением КНР о том, что любые попытки изменить конституцию Китайской Республики интерпретируются как провозглашение независимости, что приведет к «военным действиям» со стороны КНР. Учитывая позицию КНР, даже если Генеральная Ассамблея допустит КР или «Тайвань» в качестве наблюдателя, как в случае с Палестиной, было бы проблематично; Случай с Палестиной отличается от случая с Китайской республикой из-за приверженности ООН принципу сосуществования двух государств в израильско-палестинском конфликте, но не в вопросе Тайваня.
Китайская Народная Республика в ООН (с 1971 г.)
Когда в 1995 году обсуждался вопрос о расширении Совета Безопасности, Китай призвал африканские государства потребовать места для себя в качестве противодействия амбициям Японии и тем самым аннулировал японскую инициативу.