кинотавр с какого года
Открытый кинофестиваль «Кинотавр»: история создания
6 июня в Сочи открывается XXI Открытый Российский кинофестиваль «Кинотавр». Фестиваль продлится до 13 июня.
Предшественником «Кинотавра» был «Фестиваль некупленного кино», организованный в 1990 году в Подольске негосударственной независимой компанией «Подмосковье» под руководством Марка Рудинштейна. Возникновение фестиваля было связано с проблемами российского кинопроизводства времен перестройки, когда было сокращено финансирование этой отрасли.
Начинание получило поддержку кинематографической общественности, и в 1991 году решено было провести в Сочи новый кинофестиваль. Так возник национальный фестиваль «Кинотавр», который возглавили Марк Рудинштейн и Олег Янковский. Именно Янковский был бессменным президентом фестиваля с 1993 по 2004 год.
18 мая 1993 года было подписано «Положение об Открытом российском кинофестивале», в котором говорилось, что отныне фестиваль «Кинотавр» будет проводиться ежегодно в начале лета в сочинской гостинице «Жемчужина». Кинофестиваль стал государственным и сравнялся по значимости с Московским международным кинофестивалем.
С 1994 года в Сочи стали проводиться сразу два киносмотра: Открытый российский кинофестиваль (ОРКФ) и Международный кинофестиваль (МКФ), официально зарегистрированный Международной федерацией ассоциаций кинопродюсеров (ФИАПФ).
В 2005 году «Кинотавр» сменил владельцев. Основатель «Кинотавра» Марк Рудинштейн передал свое детище президенту «СТС Медиа» Александру Роднянскому и генеральному директору компании «Профит» Игорю Толстунову. Был создан попечительский совет фестиваля.
С 2005 года фестиваль претерпел существенные изменения. Новые собственники отказались от международной программы, уступив это направление Московскому международному кинофестивалю (ММКФ). Кроме того, была значительно расширена деловая часть: официальные семинары и мастер‑классы стали сочетаться с проходящим параллельно с «Кинотавром» кинорынком, где фильмы отбираются для последующего проката. Это принесло свои плоды: бюджет сочинского фестиваля за короткое время вырос с нескольких миллионов рублей до 4,5 млн долларов, а сам «Кинотавр» получил признание как главный российский кинофорум.
Программа кинофестиваля, кроме просмотров картин, включает в себя разнообразные культурные мероприятия. В дни фестиваля проходят ежедневные мастер‑классы, пресс‑конференции, деловые и дружеские встречи, творческие дискуссии. Помимо конкурсной программы, в которой представлены фильмы, произведенные за последний год, особый интерес представляют информационные показы, специальная программа «50 выбирают 50», составленная российскими критиками, в которой показывают лучшие фильмы советской и российской классики.
В 2007 году главный приз был вручен фильму «Простые вещи» режиссера Алексея Попогребского. Он же получил приз за лучшую режиссуру. Приз за лучший дебют был вручен режиссеру Алексею Мизгиреву за фильм «Кремень».
Призов за лучшую женскую и мужскую роли были удостоены Мария Шалаева (фильм «Русалка», режиссер Анна Меликян) и Сергей Пускепалис (фильм «Простые вещи», режиссер Алексей Попогребский). Приз им. Григория Горина «За лучший сценарий» был вручен Алексею Мизгиреву, Юрию Клавдиеву, (фильм «Кремень», режиссер Алексей Мизгирев).
Приз «За лучшую музыку к фильму» получил Антон Силаев (фильм «Яр», режиссер Марина Разбежкина). Приз конкурса «Кинотавр. Короткий метр» достался фильму «Коза», режиссера Игоря Волошина.
Также призы фестиваля были вручены директору венецианского кинофестиваля Марко Мюллеру ‑ за многолетнее продвижение российского кинематографа и верность ему, и директору Музея кино Науму Клейману ‑ за вклад в сохранение российского кинонаследия.
Диплом «За неоценимый вклад в отечественное киноискусство» был вручен Леониду Броневому.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
История и награды Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр»
Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр» пройдет в Сочи с 3 по 10 июня.
«Кинотавр», ежегодно проводимый в городе Сочи, является смотром-конкурсом фильмов, получивших экспертную оценку членов отборочной комиссии.
«Кинотавр» ведет свою историю с 1991 года. Предшественником «Кинотавра» был «Фестиваль некупленного кино», организованный в 1990 году в Подольске негосударственной независимой компанией «Подмосковье» под руководством Марка Рудинштейна. Возникновение такого фестиваля было связано с сокращением финансирования российского кинопроизводства времен перестройки.
Начинание получило поддержку кинематографической общественности, и в 1991 году в Сочи родился национальный фестиваль «Кинотавр», который возглавили Марк Рудинштейн и Олег Янковский, бессменный президент фестиваля с 1993 года по 2004 год.
18 мая 1993 года было подписано «Положение об Открытом российском кинофестивале», в котором говорилось, что фестиваль «Кинотавр» будет проводиться ежегодно в начале лета. Кинофестиваль стал государственным и приобрел статус, равный Московскому международному кинофестивалю.
В 2005 году «Кинотавр» сменил владельцев. Основатель «Кинотавра» Марк Рудинштейн передал свое детище президенту «СТС Медиа» Александру Роднянскому и генеральному директору компании «Профит» Игорю Толстунову. Был создан попечительский совет фестиваля.
Фестиваль претерпел существенные изменения. Новые собственники отказались от международной программы, уступив это направление Московскому международному кинофестивалю. Была значительно расширена деловая часть: официальные семинары и мастер-классы стали сочетаться с проходящим параллельно с «Кинотавром» кинорынком, где фильмы отбираются для последующего проката, что привело к увеличению бюджета с нескольких миллионов рублей до 4,5 миллионов долларов, а сам «Кинотавр» получил признание как главный российский кинофорум.
Логотипом фестиваля стал золотой круг, верхняя половина которого изображает солнце, а нижняя – море. Соответственным образом был оформлен и новый приз «Кинотавра».
Задача кинофестиваля – презентация новейших кинопроизведений, поддержка творческих поисков мастеров и молодых кинематографистов, продвижение российского кино, повышение авторитета киноискусства, его значения в жизни общества и, как следствие, реальное воздействие на кинопроцесс.
В рамках кинофестиваля проводятся: конкурсная программа полнометражного игрового кино; конкурсная программа «Кинотавр. Короткий метр» короткометражного игрового кино; программа жанрового кино «Кино на площади»; специальные показы Showcase для иностранных гостей: дистрибьюторов, журналистов, директоров и представителей международных кинофестивалей; специальные и информационные показы, ретроспективы. В рамках проведения кинофестиваля осуществляется питчинг (конкурс кинопроектов) в целях рекламы и поиска инвесторов по продвижению кинофильмов, находящихся на стадии производства, на российском и зарубежном кинорынках. Наиболее интересные проекты получают возможность быть представленными на фестивале.
Программа кинофестиваля, кроме просмотров картин, включает в себя разнообразные культурные мероприятия – мастер-классы, пресс-конференции, многочисленные деловые и дружеские встречи, творческие дискуссии.
Правила отбора конкурсных фильмов оговорены в регламенте фестиваля: для участия в конкурсной программе принимаются художественные полнометражные фильмы, производства предыдущего года, не принимавшие участия в российских фестивалях, не транслировавшиеся по телевидению и не выходившие в прокат.
Для участия в конкурсной программе «Кинотавр. Короткий метр» принимаются короткометражные игровые ленты продолжительностью не более 30 минут.
Окончательное решение о включении фильма в конкурсную программу полнометражного кино принимает отборочная комиссия.
Фильмы конкурсной программы оценивает жюри ведущих мастеров отечественной культуры в количестве не менее семи человек. Председатель жюри имеет два голоса. Фильмы конкурсной программы «Кинотавр. Короткий метр» оценивает жюри в количестве не менее четырех человек. Председатель жюри имеет два голоса.
В состав обоих жюри не могут входить лица, участвующие в создании или коммерческом прокате конкурсных картин. Все члены жюри должны воздерживаться от публичных высказываний по поводу конкурсных картин до закрытия фестиваля.
Призеры фестиваля награждаются призами-статуэтками, денежными призами и дипломами фестиваля.
На фестивале «Кинотавр» присуждаются призы и дипломы: главный приз в конкурсе полнометражных фильмов (денежный приз в размере 625 тысяч рублей); за лучшую режиссуру; за лучший дебют; за лучшую женскую роль; за лучшую мужскую роль; за лучшую операторскую работу. Приз имени Григория Горина вручается за лучший сценарий, приз имени Микаэла Таривердиева – за лучшую музыку к фильму.
Также жюри может вынести особое упоминание – в этом случае выдается диплом фестиваля.
На церемонии открытия фестиваля вручаются призы за вклад в киноискусство.
В конкурсной программе «Кинотавр. Короткий метр» жюри присуждает приз (денежный приз в размере 125 тысяч рублей, пленка Kodak 3 тысячи метров) за лучший фильм и диплом.
Денежный приз выплачивается путем выдачи наличных денежных средств или путем перечисления на лицевой счет банка призера до 31 декабря текущего года.
Президентом фестиваля «Кинотавр» является Александр Роднянский, председателем попечительского совета – Федор Бондарчук, программным директором фестиваля – Ситора Алиева.
На XXII фестивале «Кинотавр» в 2011 году приз за лучший сценарий имени Григория Горина получили Гоша Куценко, Виктор Шамиров и Константин Юшкевич, написавшие сценарий к картине «Упражнение в прекрасном».
Приз за лучшую операторскую работу присудили Ибену Булле за фильм «Портрет в сумерках».
Приз за лучшую мужскую роль жюри «Кинотавра» присудило Константину Юшкевичу за фильм «Упражнение в прекрасном».
Награду за лучшую женскую роль получила актриса Татьяна Шаповалова за фильм «Охотник».
Приз за лучшую музыку был присужден Александру Маноцкову за киноленту «Мой папа – Барышников».
Спецприз жюри «за сочетание красоты и таланта» был вручен Оксане Фандере за работу в картине Александра Гордона «Огни притона».
Победителем в конкурсе короткометражных фильмов был признан фильм Михаила Сегала «Мир крепежа».
Основной конкурс XXIII Открытого российского кинофестиваля «Кинотавр» пройдет в Сочи с 3 по 10 июня 2012 года.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников.
Жаркие, летние, твои: история кинофестиваля «Кинотавр»
Президент «Кинотавра» Александр Роднянский, председатель жюри основного конкурса Константин Хабенский, продюсер фестиваля Полина Зуева, программный директор Ситора Алиева и сопредседатель попечительского совета Федор Бондарчук. На Константине: шерстяной костюм, Salvatore Ferragamo; хлопковая рубашка, Kiton; бабочка, Giorgio Armani; серебряные запонки, Ermenegildo Zegna; шелковый камербанд, кожаные ботинки, все Tom Ford. На Полине: платье, Fendi; кожаные туфли с блестками, Jimmy Choo; серьги и браслет, все Mercury. На Ситоре: платье, Marina Rinaldi; серьги и кольцо, все Mercury. На Федоре: шерстяной костюм, Tom Ford; кожаные ботинки, Prada; часы L.U.C Lunar Twin, Chopard. На репортерах (сверху вниз): пиджак, Brunello Cucinelli; хлопковая рубашка, Brioni; серебряные запонки, Ermenegildo Zegna; шерстяной пиджак, Dolce & Gabbana; хлопковая рубашка, Brunello Cucinelli.
Что такое «Кинотавр»? Магнолии с восковыми листьями. Покрашенный в кремовый Зимний театр с намекающими на античность колоннами. Гостиница «Жемчужина» – символ советского курортного шика, одряхлевший в девяностые, затем отремонтированный. Фильмы режиссеров, которые чувствуют свое время, а иногда опережают его. Безостановочные об этих фильмах споры. Цепочка ресторанов: «Иверия» со все понимающими официантами, по-мишленовски дорогой и по-сочински лукавый «Дионис» («это была цена за пятьдесят, а в бокале – двести пятьдесят»), спрятавшийся в субтропической флоре «Восточный квартал» (единственный шанс успеть поесть между конкурсными фильмами в 18:00 и 21:00 – это нырнуть в чащу и заказать плов с бараниной). Бассейн, у которого разбиваются сердца. Галечный пляж, где актрисы высматривают медуз, решаясь: входить или не входить. Прохладный в жару кинозал Зимнего, у дверей которого некоторые тоже раздумывают: входить или просто сфотографироваться. Но чаще входят. Манкировать кино на «Кинотавре» не принято.
Тридцать лет назад первый «Кинотавр» состоялся безо всякого намека на сладковатый дурман сочинских магнолий. Впервые «Фестиваль некупленного кино», как он тогда назывался, прошел в Подольске. Создатель и первый президент фестиваля Марк Рудинштейн к 1989 году успел поработать эстрадным директором, попасть по экономической статье в тюрьму, быть оправданным, организовать рок-фестиваль, заняться кинопрокатом и заработать на этом стартовый капитал для кинофестиваля. Прописывать «Кинотавр» в Подольске Рудинштейн не планировал, а провел его, можно сказать, на пробу. «У меня в Подольске был очень большой офис, рядом – площадь с Домом культуры и кинозалом, гостиница, – вспоминает Рудинштейн. – И мы в первый раз собрали всех наших звезд, от Абдулова до Соловьёва, в этом офисе – там у нас проходили заседания после показа фильмов. Им так понравилось, что Соловьёв и Абдулов провели в этом административном помещении четыре дня и никуда не хотели уходить».
Актеры Олег Табаков и Нонна Мордюкова, 1995.
Продюсер Марк Рудинштейн, актер Олег Янковский и режиссер Никита Михалков, 1998.
Режиссер Эльдар Рязанов, 2003.
На следующий год фестиваль переехал в Сочи – от идеи проводить его в тогда еще не украинской и не российской, а общесоветской Ялте, по словам Рудинштейна, пришлось отказаться из-за дикого уровня бандитизма. А в Сочи нашлось место с идеальной фестивальной инфраструктурой. Вместительная гостиница, Зимний театр, рестораны, пляж – все рядом. «Хотя гостиница по сегодняшним меркам была ужасная, но ее расположение оказалось очень удобным, – рассказывает Рудинштейн. – Даже потом, когда уже появились другие отели, а «Жемчужина» еще не была отреставрирована, люди все равно хотели жить только там, пусть даже в плохих условиях. Основным заработком директора «Жемчужины» была продажа путевок в Турцию. Поэтому его абсолютно не интересовало, какое количество постояльцев у него будет. Нам удалось добиться хороших скидок». Название «Кинотавр» было придумано кем-то из писателей в ходе алкогольного брейнсторминга (Рудинштейн предполагает, что это был или Михаил Мишин, или Виктор Славкин).
Фестиваль, возникший буквально как протест против гибели проката, стал едва ли не единственным напоминанием о существовании отечественной киноиндустрии. На «Кинотавре» были премьеры, звезды, ступающие по ковровой дорожке, но павильоны «Мосфильма» и кинотеатры стояли пустыми. «Прокат исчез, фильмы почти не производились, а если производились, то не доходили до зрителя, – объясняет нынешний президент «Кинотавра», продюсер Александр Роднянский. – Единственным способом коммуникации с аудиторией был видеопрокат, пиратский или легальный. В этих обстоятельствах фестиваль стал инструментом рекламного продвижения кино перед тем, как оно поступало на «Горбушку». Это преувеличение, но не сильное».
Зимний театр в Сочи.
Президентом и лицом «Кинотавра» тогда был Олег Янковский: переименовавшийся в продюсера Рудинштейн считал, что «президент российского кинофестиваля Олег Иванович» звучит лучше, чем «президент российского кинофестиваля Марк Израилевич». Некоторые члены команды того «Кинотавра» работают на фестивале и сегодня. Например, Ситора Алиева, программный директор. «На «Кинотавре» становилось понятно, как российская аудитория смотрит зарубежные фильмы», – рассказывает она, Алиева, пришедшая работать на первый международный «Кинотавр» в 1994-м, – единственная в России женщина, побывавшая в жюри более чем трех десятков российских и международных фестивалей, в том числе венецианского и берлинского. Так вот в Сочи она видела такое, чего не может забыть до сих пор: «Помню, в конкурсе международного «Кинотавра» показывали канадский фильм о геях. Это было сильное впечатление: огромный зал Зимнего театра, зрители которого впервые в своей жизни увидели современный, откровенный фильм об однополой любви».
Международный фестиваль просуществовал одиннадцать лет. Многие его участники позже показывали свои фильмы в каннских программах, номинировались на «Оскар», превратились в звезд. «Помню, как Том Тыквер получил у нас приз за свой первый полнометражный фильм – «Убийственную Марию»: деньги в конверте передавала ему я, – смеется Алиева. – Приз был десять тысяч долларов, но они разделили его с венгерским режиссером Яношем Сасом».
Марк Рудинштейн с дрессировщиком Мстиславом Запашным на праздновании пятилетия «Кинотавра», 1994.
Из отечественных участников фестиваля в середине двухтысячных сложилось целое поколение кинематографистов, которое стали называть «новые тихие». К ним относят Бориса Хлебникова, Алексея Попогребского, Бакура Бакурадзе, Николая Хомерики – режиссеров, ставших открытиями уже нового «Кинотавра». Со временем художники, которые осторожно нащупывали язык слишком быстро меняющейся российской действительности, эволюционировали в создателей блокбастеров, популярных сериалов. Другие принялись чередовать зрительские проекты с авторскими, кто-то остался верен арт-кино. На обновленном «Кинотавре» сложились и карьеры режиссеров, остающихся авторами даже в самых зрительских своих вещах – например, Анны Меликян, которая прошла путь от короткометражки до главного приза основного конкурса. «Первый раз я приехала на «Кинотавр» еще со своим студенческим фильмом, – вспоминает Меликян. – Хотя самые яркие впечатления от фестиваля – победы. Я помню премьеру моего фильма «Про любовь» в 2015-м. Я была совершенно истощена, потому что мы закончили работу над картиной буквально в ночь перед показом. И я, взяв жесткий диск, прилетела в Сочи, а до этого две недели просто не спала. Мы показали фильм последним в конкурсе, я была как в тумане, но такого зала, как на «Кинотавре» во время этого показа, никогда в своей жизни не видела, ни один мой фильм так не принимали. Люди вели себя как на рок-концерте: кричали, аплодировали, и так все два часа». На следующий день «Про любовь» получил главный приз.
Первый фестиваль обошелся Рудинштейну в семьсот тысяч рублей. Он рассказывает, что стартовый капитал заработал, прокатывая фильмы: «Маленькую Веру», «Интердевочку», «Супермена». Потом стал брать деньги в банках, и первые годы существования фестиваля это ему удавалось сравнительно легко: «Я приходил к директору какого-нибудь банка автомобильного в Подольске и говорил: «Ну что тебе стоит дать миллион!» И они давали. Все наши банки тогда были криминальными, а подольская группировка – одной из самых влиятельных. Но эти деньги они давали честно – из банка, их надо было возвращать. Первый год возвращать было нечего, а уже на второй все путевки были раскуплены. А они стоили до десяти тысяч долларов, несмотря на то что гостиница была дерьмовая».
Но в 1994-м случился «черный вторник», и организация фестиваля превратилась в квест по поиску денег. В какой-то момент положение спас тогдашний премьер Виктор Черномырдин. «У нас самолет с артистами стоял уже на взлетном поле, а директор гостиницы «Жемчужина» говорил: «Я вас не пущу, потому что вы не перевели деньги за номера». И мы с Янковским пошли к Черномырдину. Он появляется, говорит: «Что, ребят, сидите?» Мы говорим: «Да вот такое дело, нет денег». А сзади идут Чубайс, Греф, еще кто-то. Черномырдин поворачивается к Чубайсу: «Что вам, жалко дать ребятам миллион?» Чубайс говорит: «Да вопросов нет», поворачивается к Грефу: «Да дайте им миллион». Греф еще к кому-то поворачивается: «Быстренько переведите». Через пятнадцать минут деньги были на счете гостиницы».
Актриса Марина Зудина, 1990-е.
Режиссер Рената Литвинова, 1994.
Эта история точно описывает мифологию «Кинотавра» девяностых – фестиваля своего времени, с его хлынувшей через край свободой, внезапным обогащением и таким же внезапным обнищанием, открывшимися границами и ощущением принадлежности к большому, запретному в течение долгих лет миру. Рудинштейн говорит, что в конце концов почувствовал себя смертельно усталым – от поисков денег и артистического сообщества: «Я вообще считаю, что больше шестнадцати лет руководить нельзя ни страной, ни кинофестивалем. И я продал «Кинотавр», когда договорился с настоящими киношниками – Роднянским и Толстуновым».
Роднянский решил, что фестиваль может стать частью воскресающей киноиндустрии, и сразу же радикально поменял его фокус – «Кинотавр» отказался от проведения международного конкурса и полностью сконцентрировался на российском кино. Возник конкурс короткого метра, предмет отдельной гордости продюсера. За пятнадцать лет эта программа стала едва ли не важнейшей: несмотря на то что показы проходят утром, зал всегда полон – критики и продюсеры приходят в поисках новых имен.
Продюсер Михаил Друян, 2017.
Но чтобы план Роднянского по индустриализации фестиваля реализовался, необходимо было предпринять еще несколько шагов. Во-первых, улучшить пиар. «У «Кинотавра» была репутация, во многом не имевшая отношения к действительности, – говорит продюсер. – Он был известен попойками, скандалами и сплетнями по поводу кинематографистов. А там было очень хорошее кино, приезжали достойные люди, но в медиа попадало совсем другое». Другой задачей было «обеспечить полную независимость жюри от руководства фестиваля».
Марк Рудинштейн соглашается: сообщения о том, что на «Кинотавре» показали важный фильм, попадали в газеты с меньшей вероятностью, чем новости о том, как очередной народный артист валялся пьяный в дендрарии. «Газеты пытались назвать это всесоюзной кинематографической пьянкой, хотя пьяных у нас было раз-два и обчелся: Ефремов, Баширов. И Кузнецов еще, такой ленинградский актер. Они напивались, ломали себе ноги, и это попадало в новости». При этом Рудинштейн считает, что необходимости в предпринятых новым руководством шагах не было. По его словам, в реальности никакой пьянки на фестивале при нем не наблюдалось, а влияния на жюри не оказывалось.
Ну а дальше – хотя в нашем журнале, конечно, эту задачу считают первой и главной – менеджменту во главе с Роднянским требовалось сделать что-то с контингентом гостей. «Мне казалось серьезной проблемой присутствие на фестивале каких-то не кинематографических лиц, – говорит Роднянский. – Трудно упрекнуть Рудинштейна в том, что он искал деньги. Но иногда он находил их в неочевидных местах, и на «Кинотавр» приезжали люди из девяностых».
Режиссер Резо Гигинеишвили и Надежда Оболенцева («Клуб 418»), 2018.
Актриса Паулина Андреева и режиссер Федор Бондарчук, 2016.
«Некинематографические лица» все равно приезжают. Только теперь это герои светской хроники. В 2017-м фотографы обоего пола натурально бегали по берегу моря за ставшим наконец свободным мужчиной Романом Абрамовичем. Валентин и Татьяна Юмашевы не пропускают, кажется, ни одного важного конкурсного показа. Надежда Оболенцева именно «Кинотавр» выбрала для своего каминг-аута в качестве любимой женщины Резо Гигинеишвили. Третий год посильную ношу ювелирного партнера киносмотра несет компания Mercury – на церемониях открытия и закрытия звезды вышагивают по красной дорожке в ее украшениях, на сцене Зимнего театра получают придуманные ею спецпризы. Чем не наш ответ Каннскому фестивалю? Там уже двадцать один год золотятся пальмовые ветви, исполненные маркой Chopard, которую в России, к слову, нежно опекает все та же Mercury.
Чем более индустриальным и деловым становился «Кинотавр», чем дальше отходил от имиджа тусовочного места, тем сильнее он манил светских людей. Серьезные слова из уст организаторов – «питчинг», work-in-progress, «кинорынок» – для героя «Татлера» отзывались эхом: «вечеринки», place to be, «Федор Бондарчук в естественной среде обитания».
Бондарчук включился в проведение «Кинотавра» с приходом Роднянского и вскоре принял его предложение стать председателем попечительского совета фестиваля. Поначалу главной функцией, по его собственному признанию, стали GR (отношения с госструктурами): проведение фестиваля в городе Сочи, где до Олимпиады ночи, как мы помним, были особенно темными, да и дни имели свой особый колорит, требовало особого навыка. То, что «Кинотавр» окончательно стал светским, Бондарчука только радует: кинематографичности фестиваля это, по его словам, не угрожает. «Кинематограф – это в том числе и entertainment, – считает он. – Красные дорожки и тот зритель, горожанин, который приходит к Зимнему театру, чтобы посмотреть на актеров, – тоже грани киноиндустрии. Глянцевая составляющая мероприятия очень важна. Поэтому правильную, так сказать, «гламуризацию» «Кинотавра» я невероятно поддерживаю. Она никак не отменяет пресс-конференций авторских фильмов, спецпоказов картин Андрея Звягинцева, обсуждений работ Сергея Лозницы. Но именно праздничная картинка зачастую привлекает зрителя в кинотеатры. Я прекрасно помню, как мы с Роднянским еще лет пять назад подходили к коллегам и говорили: «Вы не хотите из уважения к самим себе просто надеть смокинг и бабочку?» А они отвечали: «Вы серьезно? Очень жарко. »
Газеты называли «Кинотавр» всесоюзной пьянкой. Хотя пьяных было раз-два и обчелся: Ефремов, Баширов и Кузнецов
Большую роль в превращении «Кинотавра» в обязательный пункт светской программы сыграла и основательница фонда RuArts Марианна Сардарова, в 2015-м ставшая партнером Александра Роднянского (Игорь Толстунов отказался от участия в продюсировании фестиваля после кризиса 2008-го, и до появления Сардаровой Роднянский финансировал фестиваль один – несколько раз целиком на личные средства). «Наше сотрудничество с Марианной началось с фильма Андрея Звягинцева «Левиафан», – вспоминает Роднянский. – Она хотела попробовать себя в кино и сформулировала, что кино как бизнес ей не интересно, а интересно кино как искусство. У меня тогда был в работе сценарий «Левиафана», и я сказал, что ничего не могу гарантировать, кроме того что это будет художественное высказывание – потенциально с серьезной мировой судьбой. Так и случилось. На волне этого успеха мы и стали партнерами по «Кинотавру». Теперь ее фонд занимается не только современным искусством, но – в лице «Кинотавра» – и современным кино».
Татьяна и Валентин Юмашевы и актриса Анна Михалкова, 2018.
Валерия Роднянская с Рашидом и Марианной Сардаровыми, 2017.
Впрочем, известные люди бывали на «Кинотавре» сфотографированы в не очень приличном виде не только потому, что репортеры ловили их в редкие минуты релаксации. Часто посетители «Кинотавра» выходили на красную дорожку одетыми так, словно во всей «Жемчужине» исчезли зеркала. «Модная составляющая русских кинофестивалей – плоть от плоти русского кино и русских артистов, – считает Друян. – Она не может быть другой. Есть общий фон, но в какой-то момент на нем может возникнуть Паулина Андреева в платье Bohemique и совершить первый выход со своим молодым человеком Федором Бондарчуком. Такое явление сразу повышает градус светскости красной дорожки фестиваля. Но в целом это обаятельный дурдом, логичный на берегу Черного моря. На запутавшихся в выборе нарядов артистов и артисток всегда есть безупречно одетые Валерия и Александр Ефимович Роднянские, а также, безусловно, Марианна Сардарова. Я, как могу, спасаю ситуацию тем, что каждый год выбираю на церемонию открытия костюм от Вальтера ван Бейрендонка. Знает ли Вальтер, руководящий факультетом моды бельгийской Королевской академии изящных искусств, о существовании «Кинотавра» и о том, что ему в этом году тридцать лет, я не уверен. Но сочинская публика, которая встречает меня перед Зимним театром, одобряет его творчество».
Светское и кинематографическое на фестивале, впрочем, полностью не сливается: регламент предполагает, что в центре внимания должно быть кино. Продюсер «Кинотавра» Полина Зуева рассказывает, что из-за этого случаются неловкие ситуации: «Бывает, люди, считающие себя главными персонажами светской жизни, настойчиво просят объявить их на красной дорожке. Но мы вынуждены им отказывать, потому что к кино они не имеют никакого отношения».
Президент Роднянский считает, что окрепший киносмотр теоретически уже можно было бы продать и избавиться таким образом от постоянной головной боли, вызванной поисками спонсоров, ответственностью за политические выступления конкурсантов, обидами тех, кого не берут на конкурс. Но пока что продюсеру совсем не хочется расставаться с «Кинотавром»: помимо разного рода высоких мотивов он фестиваль полюбил. «И потом – это важное дело. Хочется верить, что так кажется не только мне».
Продюсер Александр Роднянский и режиссер Андрей Звягинцев, 2017.