кельты предки каких народов
Откуда появились кельты?
Термин «Celtoi» — «Кельт» впервые упомянут в рукописях античных авторов в Древней Греции в 500 году до нашей эры. Древние греки называли кельтами людей, живущих в континентальной Европе, на окраинах древнего Рима, и не были частью классического средиземноморского «цивилизованного» мира. Термин «Кельт» охватывает различные типы людей, которые не принадлежат к определенной расе или генетической группе.
Две тысячи лет различные племена и народы, объединённые общим названием кельты, привлекают внимание историков, лингвистов, политиков, националистов…
Историков интересует вклад кельтов в материальное и культурное развитие Европы, лингвисты ищут истоки кельтского языка в архаичном типе индо-европейского языка середины 1-го тысячелетия до н.э. Политики и националисты разыгрывают «кельтскую карту» в борьбе за политическую независимость так называемый «кельтский сепаратизм».
Кто такие кельты и можно ли идентифицировать их по ДНК потомков? Относились ли они «изначально» к одному роду, ставшему известным как «кельты» или это название собирательное, как скифы?
Откуда пришли кельты? Кто были их предки по Y-хромосоме? На каком языке говорили кельты к моменту их идентификации в исторической литературе?
Кельты появляются в центральной Европе 2500 лет назад, именно в то время, когда на исторической арене стали известны царские скифы, называющие себя сколоты. Сколот — кельт
Античные авторы не отвечают вопросы кто такие кельты, их определения неоднозначны, собирательны. Кельты покрывают всё древнее население Европы, массу различных племен, которые к началу нашей эры уже говорили на индоевропейских языках. Все они «кельты».
Мы знаем, что в Европе к началу нашей эры были уже множество племён гаплогруппы R1a, говоривших на индоевропейских языках. Первые «кельты» в Европе – это носители гаплогруппы R1a, которые, разумеется, говорили на ИЕ языке, и которые прибыли миграционным путем с востока, с Русской равнины, в первой половине 1-го тыс. до н.э. Кандидатами на это могут быть не менее десятка ветвей гаплогруппы R1a.
Если «исходные кельты» – гаплогруппы R1a, то «общий индоевропейский контекст» можно обосновать, связав племена R1a и их индоевропейский язык. Прародина индоевропейцев в Северном Причерноморье
На географических картах кельтов фиксируют на территории Гальштатской археологической культуры, в железном веке (900-400 лет до н.э., в Центральной Европе и на Балканах). Кельтов, фракийцев и иллирийцев размещают в Центральной Европе, на Балканах, относя их к Гальштатской археологической культуре. Известно, что фракийский и иллирийский языки относятся к индо-европейским языкам, и по данным древнегреческого историка Ксенофана фракийцы были русыми и голубоглазыми. История фракийцев уходит минимум на 4 тысячи лет назад. Во 2 тысячелетии до н.э. (то есть 4000-3000 от назад) часть фракийцев мигрировала с Карпат на южный берег Дуная. Все три молодые карпатские ветви R1a – северная, восточная, и западная, относящиеся к 1 тысячелетию до н.э, а также балто-карпатская ветвь R1a (4300±500 лет назад), являются ветвями субклада R1a-Z280 (4900±500 лет назад). Представители Гальштатской археологической культуры 1 тыс. до н.э., могли принадлежать носителям гаплогруппы R1a и индоевропейского языка.
На карте обозначены археологические культуры Гальштат и Ла Тене.
На карте мы видим, что кельты стремительно расширяются по территории западной Европы в 6 — 3 веках до н.э. Ясно, что это не гаплогруппа R1b в Европе – что ей расширяться, она на тех территориях жила уже две тысячи лет, с середины 3-го тыс. до н.э. То есть это расширение не самой гаплогруппы, а культуры, языка, материальных признаков – то, чем оперирует археология. Это расширение кельтов идёт в среду гаплогруппы R1b, как указывает карта во Францию (сейчас R1b), на Пиренеи (R1b), на Британские острова (R1b, R1a там появятся только через полторы тысячи лет, от викингов и их потомков с войсками Вильгельма Завоевателя).
Вот мы и получили первое довольно уверенное свидетельство, как кельты гаплогруппы R1a могли стать кельтами гаплогруппы R1b. Это, видимо, и происходило между 6 — 3 веками до н.э. Ко времени античных авторов, писавших о кельтах – в основном 2 век до н.э. – 1 век н.э., кельты уже стали R1b, и жили как указано на карте – в Перенеях (их называли кельтиберы), во Франции (кельты) и до Альп, а также на Британских островах. Именно этих кельтов описывали античные авторы.
Кто из античных авторов писал о кельтах? Когда жили эти авторы? Что именно они писали о кельтах?
— Hecetaeus of Miletos (Гекатей Милетский) 550- 476 гг. до н.э. (550-490 гг.)
— Геродот Галикарнасский (Herodotus), 484-425 гг. до н.э.
— Polybius (Полибий), 200-118 гг. до н.э.
— Юлий Цезарь, 102-44 гг. до н.э. (Записки о Галльской войне – 51 г. до н.э.)
— Dionysius of Halicarnassus (Дионисий Галикарнасский) 60-7 гг. до н.э.
— Strabo (Страбон), 63 г. до н.э. – 24 г. н.э.
— Livy (Ливий), 59 г. до н.э. – 17 г. н.э.
— Diodorus Siculus, 60г. до н.э. – 30г. н.э.
— Plutarch (Плутарх), 46-127 гг. н.э.
— Iordan (Иордан), 6-й век н.э.
Карта расселения кельтских племён в начале нашей эры.
По данным ряда историков, «кельтский период» в Европе начинается с 9-го века до н.э., по другим – с 6-го века до н.э., по третьим – формируется во второй половине 1-го тыс. до н.э. Многими историками признается, что до-кельтское население Европы, то есть то, что в значительной степени относится к R1b, было, скорее всего, не индоевропейским. Отмечается, что носители археологической культуры Колоколовидных кубков далеко не обязательно были предками кельтов. Это в целом согласуется с тем, что первые кельты были R1a, а не R1b, но к концу 1-го тыс. до н.э. понятие «кельты» перешло на носителей R1b, на территории, показанные на картах выше.
Само слово «кельтский» попало в английский язык только триста лет назад, для обозначения сходной групп языков Ирландии, Шотландии, Уэльса, Корнуолла и Бретани. До этого этот термин имел исключительно узкое значение, как и десятки и сотни наименований других древних племен. С тех пор этот термин – «кельты» – используется для обозначения совокупности различных этносов.
Из книги Юлия Цезаря «Записки о Галльской войне» – «… племена, которые на их собственном языке называются кельтами, а на нашем – галлами». Мы видим, что здесь галлы и кельты используются как синонимы.
В книге Плутарха «Жизнеописания», в III томе в разделе «Камилл» рассказывается о знаменитой истории с взвешиванием тысячи фунтов золота, которое побеждённые в 390 году до нашей эры римляне отдавали предводителю галлов Бренну (Brennus), как выкуп.
«Бренн и военный трибун Сульпиций и договорились, что римляне выплатят тысячу фунтов золота, а галлы, получив выкуп, немедленно покинут город и римские владения. Эти условия были подтверждены клятвой, но когда принесли золото, кельты повели себя недобросовестно, сначала потихоньку, а потом и открыто наклоняя чашу весов. Римляне негодовали, а Бренн, словно издеваясь над ними, отстегнул меч вместе с поясом и бросил на весы. «Что это?» — спросил Сульпиций. «Горе побежденным, вот что!», — откликнулся Бренн. Его ответ уже давно вошёл в пословицу.
В английском переводе этой истории Плутарха (46-127 гг. нашей эры) слова «кельты» вообще нет, только галлы. Та же история была описана Ливием почти за сто лет до жизни Плутарха (Titus Livius Patavinus, 59 BC – 17 AD) в его труде Ab Urbe Condita Libri, Liber V — слова «кельты» нет и у Ливия. Самое племя Бренна называлось «сеноны», и об этом писал Ливий в том же томе 5, раздел 34 (выделено мной, ААК):
Is quod eius ex populis abundabat, Bituriges, Aruernos,
Senones, Haeduos, Ambarros, Carnutes, Aulercos exciuit.
Слово «кельты» Ливию было известно, хотя в уцелевших 35 томах его сочинений оно встречается (Celtico) всего один раз. Ливий много писал о кельтиберах (Celtiberis).
Гекатей Милетский (550- 476 гг. до н.э.). Видимо, у него самое первое упоминание о кельтах, как людях, живущих неподалеку от греческой колонии Массалия (Марсель), на юге Франции. В пересказе (труды Гекатея не сохранились), это изложение выглядит так: «Скифы живут на северном побережье Чёрного моря, к западу от них – кельты, по соседству с массалиотами».
Геродот Геликарнасский (484-425 гг. до н.э.). В своей 9-томной «Истории», в книге II («Евтерпа»), Геродот пишет: «…Река Истр (Дунай) начинается в стране кельтов у города Пирены и течёт, пересекая Европу посредине. Кельты же обитают за Геракловыми Столпами по соседству с кинетами, живущими на самом крайнем западе Европы. Впадает же Истр в Евксинский Понт, протекая через всю Европу там, где милетские поселенцы основали город Истрию».«Скифов-пахарей», «скифов-земледельцев», живущих на Днепре, Геродот называл «борисфенитами», то есть «днепровцами». Геродот о праславянских племенах говорит, что «достойнейшие люди, каких он только знал лично, все были Скифы». Царские скифы-сколоты называли себя царями, антропологический тип скифов был индоевропейский.
В книге IV («Мельпомена») Геродот повторяет – «Ведь Истр течёт через всю Европу, начинаясь в земле кельтов – самой западной народности в Европе после кинетов. Так то Истр пересекает всю Европу и впадает в море на окраине Скифии».
Кельты у Геродота в остальных томах «Истории» не упоминаются. В этом отрывке, как мы видим, Геродот отмечает кельтов на Пиренеи и на Дунай. О языке кельтов Геродот ничего не сообщал.
Полибий (200-118 до н.э.). О кельтах упоминал греческий историк Полибий (Polybius, The Histories), живший в 200-118 гг. до нашей эры. После него остались 39 томов его «Историй», и кельтов он упоминал в томах 1, 2, 3, 10, 11, 12, 14, 15, 18 и 34, часто по одному слову или одной фразе на том. Так, в томе 1 он упомянул про «Celts» и «Italian Celts», и всё. В томе 2 пишет, что «итальянские кельты были близкими соседями этрусков, и часто ассоциировались с ними». Это не помешало кельтам «атаковать этрусков большой армией, вытеснить их с равнины По, и занять равнину самим». Полибий упомянул о «кельтах, прибывших в Этрурию», и что римляне «убили примерно 50 тысяч кельтов и по меньшей мере 10 тысяч были взяты в плен».
Начиная с тома 3 Полибий всё чаще упоминает кельтиберов, особенно в связи с пиренейскими войнами Ганнибала. Полибий был современник Ганнибала (247-183 гг. до н.э.), и потому его описания во многом должны быть достоверными. Через тома с 3 по 34 проходит описание кельтиберов как злейших врагов Рима, описание их предательств и Рима, и Ганнибала, отступлении и бегстве. В его описаниях Иберия и Кельтиберия граничат друг с другом. Термином «кельты» Полибий обычно описывает народы к северу от Кельтиберии, живущие «по обе стороны Альп». В его описаниях «кельты живут от реки Нарбо недалеко к западу от Марселя, и от устья Роны, впадающей в Сардинское море, и до цепи Пиренейских гор до Внешнего моря». Далее, «Пиренеи отделяют кельтов от иберов».
В томе 11 Полибий описывает войска Ганнибала, в которые «входили африканцы, испанцы, лигурийцы, кельты, финикийцы, италийцы и греки», прибавляя, что эти «люди в своих законах, обычаях, языке и вообще ни в чем не имели ничего общего». Из этого можно условно заключить, что кельты, говорившие на индоевропейских языках, не понимали языка лигурийцев, испанцев (баскский язык?) и других. В томе 12 опять упоминаются лигурийцы, кельты и иберы, как разные народы. В томе 14 описывается гибель более 4 тысяч кельтиберов, наемников Карфагена, в бою и при бегстве, упоминается гибель 10 тысяч и 30 тысяч кельтиберов. В противоположность кельтиберам, кельты описаны Полибием как «имеющие тихий и упорядоченный характер» (том 34).
Юлий Цезарь (102-44 гг. до н.э.). В своих «Записках о Галльской войне» Цезарь много пишет о галлах, и почти ничего о кельтах. Возможно, это потому, что в самом начале книги он фактически сделал эти названия синонимами, написав – «Галлия по всей своей совокупности разделяется на три части. В одной из них живут бельги, в другой – аквитаны, в третьей – те племена, которые на их собственном языке называются кельтами, а на нашем – галлами». В целом в книге мало информации о кельтах.
Дионисий Галикарнасский (60-7 гг. до н.э.). В своей книге Roman Antiquities (Римские древности) он упоминает Keltika.
Страбон (63 г. до н.э. – 24 г. н.э.). В своем основном труде «География» Страбон указывал: Области за Рейном, обращенные на восток и лежащие за территорией кельтов, населяют германцы. Последние мало отличаются от кельтского племени: большей дикостью, рослостью и более светлыми волосами, во всем остальном они схожи: по телосложению, нравам и образу жизни они таковы, как я описал кельтов. Поэтому, мне кажется, и римляне назвали их германцами, как бы желая указать, что это «истинные» галлаты. Ведь слово «germani» на языке римлян означает «подлинные».
Интересно высказывание Страбона в отношении смешанных названий «кельтиберы» или «кельтоскифы»: «Я утверждаю согласно с мнением древних эллинов, что, подобно тому, как известные народы северных стран назывались одним именем скифов или номадов, как называет их Гомер, а впоследствии, когда сделались известными и западные страны, их обитатели назывались кельтами и иберами или смешанно кельтоиберами и кельтоскифами, ибо вследствии неведения отдельные народы в каждой стране подводились под одно общее имя».
Страбон считает кельтов скифами: «другими словами, кельтов сначала называли кельтоскифами, поскольку они принадлежали к уже известному скифскому народу».
Самоназвание царских скифов СКОЛОТЫ (Skolot > Skolt > Kelt)
Диодор Сицилийский (90-30 гг. до н.э.). В своей «Bibliotheca Historica» греческий историк Диодор Сицилийский писал, что, убив противника, кельты «отрезают их головы и вешают на шеи своих коней, а принеся их домой, прибивают ко входам своих жилищ. Они сохраняли отрезанные головы побеждённых врагов в кедровом масле… А некоторые хвалились, что не отдали бы эти головы даже за такое же по весу количество золота…».
Плутарх (46-127 гг. н.э.). Выше были приведены выдержки из трудов Плутарха, хотя они о галлах, а не о кельтах. Название «кельты» было безусловно знакомо Плутарху, хотя он использовал его всего несколько раз. Например, в биографии Marcus Cato Плутарх писал, что Катон «called upon his neighbours, called Celtiberians, for help» (Катон обратился к соседям, называемым кельтиберами, за помощью). В биографии Caius Marius Плутарх писал – «… the country of the Celti… to that part of Scythia which is near Pontus» (страна кельтов… [относится] к той части Скифии, которая [находится] у Черного моря), опять, как и ряд античных авторов, связывая кельтов со скифами. И далее – «whole army was called by the common name of Celto-Scythians» (вся армия называлась обычным именем кельто-скифов).
Иордан (6-й век н.э.) в книге Getica (другое название – De origine actibuscque Getarum, или «О происхождении и деяниях гетов») он упомянул воинов «Кельтики» в составе армии везиготов, но это уже поздние времена – Аттилы и императора Валентиниана: «И вот выводит Теодорид, король везеготов, бесчисленное множество войска; оставив дома четырех сыновей, а именно: Фридериха и Евриха, Ретемера и Химнерита, он берёт с собой для участия в битвах только старших по рождению, Торисмуда и Теодериха. Войско счастливо, подкрепление обеспечено, содружество приятно: все это налицо, когда имеешь расположение тех, кого радует совместный выход навстречу опасностям. Со стороны римлян великую предусмотрительность проявил патриций Аэций, на котором лежала забота о Гесперийской стороне империи; отовсюду собрал он воинов, чтобы не казаться неравным против свирепой и бесчисленной толпы. У него были такие вспомогательные отряды: франки, сарматы, арморицианы, литицианы, бургундионы, саксоны, рипариолы, брионы – бывшие римские воины, а тогда находившиеся уже в числе вспомогательных войск, и многие другие как из Кельтики, так и из Германии».
Откуда появились кельты? Какой народ, а именно род, их породил? С каким предшествующим народом, родом, популяцией они генетически связаны? Откуда появился кельтский язык? Что это был за язык?
«Исходные» кельты были первые носители Галштатской археологической культуры, кладбища которых было обнаружены у Галштатта, к юго-востоку от современного Зальцбурга в Австрии, и датировано примерно 700 лет до н.э. В последующие три-четыре столетия кельты распространились по территории центральной Европы не столько физически, сколько их индоевропейский язык, культура, технологии. Это приводит к важному положению, что язык в те времена в Европе был не индоевропейским, иначе чему там распространяться в своей языковой среде. Отсутствие данных о том, что в Европе в 2 тысячелетии до н.э. были ИЕ языки, помимо ИЕ языков ранее изгнанных носителей гаплогруппы R1a, перенесших эти языки на Русскую равнину и далее в Анатолию-Митанни, Иран, Индию в середине 2 тысячелетия до н.э.
Именно потому мы упомянули выше, что классические древнегреческие авторы могли уже называть кельтами не «исходных» кельтов, а тех, кто понёс дальше имя КЕЛЬТ уже столетия спустя.
Итак, говоря о происхождении «первых» кельтов, отметим, что их языком был индоевропейский язык, который в те времена был характерен для гаплогруппы R1a, но не гаплогруппы R1b. В центральной Европе, там, где вскоре распространился кельтский (ИЕ) язык, население в те времена относилось в значительной степени к гаплогруппе R1b.
Время от 7 до 4 века до н.э. – это время становления «кельтского» индоевропейского языка как лингва-франка Центральной Европы. Почему это произошло? Что принесли кочевники Причерноморья в северо-западную Европу? Видимо, передовая металлургическая технология, изумительной красоты украшения, многие в традиционном скифском «зверином стиле», что опять наводит на мысль о гаплогруппе R1a первых кельтов, как царские скифы — сколоты.
Откуда у первых кельтов индоевропейский язык, и каков источник их гаплогруппы R1a? Самое простое и разумное объяснение сводится к тому, что первые кельты, носители гаплогруппы R1a, и которые, разумеется, говорили на ИЕ языке, прибыли миграционным путем с востока, с Русской равнины, в конце II тыс. или начале I тыс. до н.э.
Интересно сообщение Плутарха, что римский разведчик, отправляясь в лагерь кимвров, носителей гаплогруппы R1a, прибывшим с востока в Центральную Европу, учил кельтский язык и одевался по-кельтски, у кельтов опять виден «след R1a»
Таким образом, нами выдвинут вариант решения проблемы о происхождении индоевропейского языка первых кельтов гальштаттской археологической культуры, и механизма его распространения как лингва-франка Европы. Это совпало по времени с разрушением империи этрусков и становлением древнего Рима.
Г. АЛЕКСАНДРОВСКИЙ. По материалам журнала «Шпигель».
Умелость кельтов подтверждают сегодня археологические находки. Еще в 1853 году в Швейцарии была найдена конская сбруя; искусство, с которым были выполнены ее детали, заставило ученых усомниться: действительно ли она сделана в далекие времена кельтами или это современная подделка? Однако скептические голоса давно смолкли. По представлению современных исследователей, кельтские мастера были способны на тончайшее исполнение великолепных художественных замыслов.
Биркхан, изучая и анализируя последние трофеи археологии, приходит к выводу, что кельты, поначалу осевшие в центре Европы, в щедрых на ископаемые Альпах, быстро накопили богатство, создали хорошо вооруженные отряды, влиявшие на политику в античном мире, развили ремесла, и их мастера владели высокими для того времени технологиями.
Вот перечень вершин производства, которые были доступны лишь кельтским мастерам.
— Они единственные среди других народов делали из расплавленного стекла браслеты, не имеющие швов.
— Кельты получали медь, олово, свинец, ртуть из глубокозалегающих месторождений.
— Их повозки под лошадиную упряжь были лучшими в Европе.
— Кельты-металлурги первыми научились получать железо и сталь.
— Они освоили отмывку золота на альпийских реках, добыча которого измерялась тоннами.
Кельтов нельзя было назвать одной нацией, они оставались раздробленными на отдельные племена, несмотря на общность территории (более одного миллиона квадратных километров), общий язык, единую религию, торговые интересы. Племена численностью примерно в 80000 человек действовали порознь.
Путешествие в прошлое
Представьте себе, что в шлеме, снабженном шахтерской лампой, вы спускаетесь по наклонной выработке в глубь горы, в шахту, где с незапамятных времен в восточных Альпах кельты добывали соль. Путешествие в прошлое началось.
Через четверть часа встречается поперечная выработка, она так же, как и штрек, по которому мы шли, трапециевидна в сечении, но все четыре стороны ее раз в пять меньше, только ребенок может проползти в это отверстие. А когда-то здесь проходил в полный рост взрослый человек. Горная порода в соляных копях очень пластична и с течением времени словно затягивает раны, нанесенные ей людьми.
Сейчас в шахте соль не добывают, шахта превращена в музей, где можно увидеть и узнать, как некогда люди получали здесь столь необходимую всем соль. Рядом работают археологи, их отгораживает от экскурсантов железная решетка с надписью: «Внимание! Идут исследования». Лампа освещает уходящий вниз наклонный деревянный лоток, по которому можно сидя спуститься к следующему штреку.
Прорубленные людьми штреки связывают между собой бесформенные пещеры, созданные самой природой. По приблизительным оценкам, люди прошли в горе более 5500 метров штреков и других выработок.
Среди находок, сделанных современными археологами в шахтах, нет человеческих останков. Только в хрониках, относящихся к 1573 и 1616 годам, говорится, что в пещерах найдено два трупа, их ткани, как у мумий, были почти окаменелыми.
Еще ни одна могила друида не встретилась археологам, поэтому сведения о религии кельтов чрезвычайно скудны. Понятно поэтому, с каким интересом изучают историки найденную недалеко от Франкфурта фигуру в надежде, что наука продвинется в этой области вперед.
Статуя с тюрбаном, по-видимому, стояла в центре похоронного комплекса, представляющего собой земляной холм, к нему вела 350-метровая аллея, по краям которой шли глубокие канавы. В глубине холма обнаружены останки мужчины примерно 30 лет от роду. Захоронение состоялось 2500 лет назад. Четверо реставраторов со всей тщательностью освободили от грунта скелет и переместили его в лабораторию, где постепенно снимают оставшуюся землю и остатки одежды. Можно понять нетерпение ученых, когда они увидели полное совпадение экипировки покойного с той, которая изображена на статуе: то же нашейное украшение, тот же щит и то же кольцо на пальце. Можно думать, что древний скульптор повторил вид покойного, каким он был в день похорон.
Мастерская Европы и мрачные ритуалы
Экспериментальное воспроизведение кельтской металлургии, сделанное австрийским ученым Гарольдом Штраубе, показало, что в этих первых печах можно было довести температуру до 1400 градусов. Управляя температурой и умело обращаясь с расплавленной рудой и углем, древние мастера по желанию получали или мягкое железо, или твердую сталь. Публикация Штраубе о «Ferrum Noricum» (о «Северном железе») вызвала дальнейшие исследования кельтской металлургии. Обнаруженные археологом Гернот Риккочини надписи говорят об оживленной торговле сталью с Римом, который оптом закупал сталь в виде слитков, напоминающих кирпичи или полосы, и через руки римских купцов этот металл шел в оружейные мастерские вечного города.
Тем чудовищнее на фоне блестящих достижений в области техники кажется почти маниакальная страсть кельтов приносить в жертву человеческие жизни. Эта тема красной нитью проходит во многих сочинениях времени цезарей. Но кто знает, может быть, римляне сознательно делают акцент на этом, чтобы затушевать собственные преступления в войнах, которые они вели в Европе, например, в галльской?
Цезарь описывает групповые сожжения, применявшиеся друидами. Упоминавшийся уже исследователь Биркхан сообщает об обычае пить вино из кубка, сделанного из черепа врага. Есть документы, говорящие, что друиды отгадывали будущее по виду крови, вытекающей из живота человека после удара кинжалом. Те же жрецы вселили в народ страх перед привидениями, переселением душ, оживлением мертвых врагов. И чтобы воспрепятствовать приходу поверженного врага, кельт обезглавливал его труп или разрубал его на части.
К умершим родственникам кельты относились столь же недоверчиво и старались, чтобы покойные не вернулись. В Арденнах нашли могилы, в которых были захоронены 89 человек, но 32-х черепов недостает. В Дюрренберге найдено кельтское захоронение, в котором покойный полностью «демонтирован»: отпиленный таз лежит на груди, голова отделена и стоит рядом со скелетом, левой руки нет совсем.
Английский археолог Барри Ганлайф отмечает, что в жизни кельтов непомерную роль играли всяческие запреты, табу. Ирландские кельты, например, не ели мясо журавлей, кельты-британцы не употребляли в пищу зайцев, кур и гусей, а определенные дела можно было делать только левой рукой.
Каждое проклятие, и даже пожелание, по мнению кельтов, имело магическую силу и поэтому наводило страх. Боялись и проклятий, будто бы произнесенных покойником. Это тоже толкало на отделение головы от тела. Черепа врагов или их бальзамированные головы украшали храмы, выставлялись как трофеи ветеранов или хранились в их сундуках.
Ирландские саги, античные греческие и римские источники говорят о ритуальном каннибализме. Древнегреческий историк и географ Страбон пишет, что сыновья ели мясо покойного отца.
Кто же такие были кельты? Ученые многое узнают о жизни древних людей, изучая их похоронный ритуал. Примерно 800 лет назад до нашей эры жители северных Альп сжигали своих покойников и хоронили их в урнах. Большинство исследователей сходятся на том, что ритуал захоронения в урнах у кельтов медленно сменился на похороны не пепла, а тел, правда, как уже говорилось, изуродованных. В одежде погребенных угадываются восточные мотивы: остроносая обувь, знать носила шаровары. Надо добавить еще круглые конические шляпы, которые до сих пор носят вьетнамские крестьяне. В искусстве преобладает орнамент из фигур животных и гротескные украшения. По мнению немецкого историка Отто-Германа Фрея, в одежде и искусстве кельтов видно несомненное персидское влияние. Есть и другие признаки, указывающие на Восток, как на родину предков кельтов. Учения друидов о возрождении умерших напоминают индуизм.
Первый материальный сигнал своего присутствия в Европе кельты подали в 550 году до Р. Х. (В то время Рим только образовывался, греки были заняты своим Средиземноморьем, германцы еще не вышли из доисторической тьмы.) Тогда кельты заявили о себе, создав в Альпах намогильные холмы для упокоения своих князей. Холмы были высотой до 60 метров, что позволило им уцелеть до наших времен. Погребальные камеры были полны редкими вещами: этрусские кастаньеты, ложе из бронзы, мебель из слоновой кости. В одной из могил нашли самый большой (для античных времен) бронзовый сосуд. Он принадлежал князю Фиксу и вмещал 1100 литров вина. Тело князя было завернуто в тонкую ткань красного цвета. Нити толщиной 0,2 миллиметра сравнимы с толщиной конского волоса. Рядом стояли бронзовый сосуд с 400 литрами меда и повозка, собранная из 1450 деталей.
Останки этого князя перевезены в музей Штутгарта. 40-летний древний вождь был ростом в 1,87 метра, поражают кости его скелета, они чрезвычайно массивны. По заказу музея завод Шкода взялся сделать копию бронзового сосуда, в который был налит мед. Толщина его стенок 2,5 миллиметра. Однако секрет древних металлургов так и не удалось открыть: у современных мастеров при изготовлении сосуда бронза все время разрывалась.
Мастеровитые кельты были интересны грекам как торговые партнеры. Древняя Греция к тому времени колонизовала устье Роны и назвала основанный здесь порт Массилия (теперешний Марсель). Примерно в VI веке до Р.Х. греки стали подниматься вверх по Роне, торгуя предметами роскоши и вином.
В VI веке до нашей эры отважные финикийцы достигали берегов Британии через Атлантику, преодолевая шесть тысяч километров морского пути. Греки иным способом добирались до «оловянных островов», как тогда именовали Англию. Они двигались на север по Роне, затем переходили в Сену. В Лютеции (в Париже) платили дань за проезд по кельтской территории.
Найденные под землей туалеты говорят, что у добытчиков соли было постоянное расстройство пищеварения.
В это же время происходит стремительное расширение территории, занимаемой кельтскими племенами, которые двинулись на юг и на юго-восток Европы. В IV веке до Р.Х. они с севера перевалили через Альпы, и перед ними предстали райские красоты Южного Тироля и плодородная долина реки По. Это были земли этрусков, но кельты имели военное превосходство, тысячи их двухколесных повозок штурмовали Бреннерский перевал. В кавалерии применялся особый прием: одна лошадь несла двух всадников. Один управлял конем, другой бросал копья. В ближнем бою оба спешивались и дрались пиками с винтообразными остриями, так что раны получались большими и развороченными, как правило, выводившими противника из боя.
Добыча исчезла в храмах победителей: по законам кельтов, десятую часть всей военной добычи полагалось отдать друидам. За столетия, прошедшие с той поры, как кельты появились в Европе, в храмах скопились тонны драгоценного металла.
Недалеко от нынешнего Гейдельберга археологи обнаружили «жертвенные шахты». Привязанный к бревну человек сбрасывался вниз. Найденная шахта имела глубину 78 метров. Археолог Рудольф Райзер назвал изуверства друидов «самыми ужасными памятниками в истории».
Как уже говорилось, кельты письменности не знали. Может быть, повинны в этом друиды. Они утверждали, что буквы разрушают святость заклинаний. Впрочем, когда надо было закрепить договор между кельтскими племенами или с другими государствами, использовался греческий алфавит.
Легионы Цезаря уничтожили 800 городов, по новейшим подсчетам французских ученых, легионеры истребили или взяли в рабство примерно два миллиона человек. Кельтские племена на западе Европы сошли с исторической сцены.
Уже в начале войны, при нападении на племена кельтов число жертв среди них поразило даже римлян: из 360 000 человек уцелело лишь 110 000. В сенате Рима Цезаря даже обвинили в уничтожении народа. Но вся эта критика была утоплена в потоке золота, хлынувшего с фронтов в Рим. Легионы грабили сокровища, накопленные в культовых местах. Своим легионерам Цезарь пожизненно удвоил жалованье, а гражданам Рима построил арену для гладиаторских боев за 100 миллионов сестерциев. Археолог Хаффнер пишет: «Перед военным походом сам Цезарь был весь в долгах, после похода он стал одним из самых богатых граждан Рима».
Правда, еще и в I веке нашей эры странствующие друиды, носители кельтского духа и идеи сопротивления, преследовались римским государством по «политическим мотивам».
В сочинениях римских авторов Полибия и Диодора Римская империя прославлена как зачинатель цивилизации, а кельтам в них отведена роль людей тупых, ничего, кроме войны и возделывания пашни, не умеющих. Авторы более позднего времени вторят римским хроникам: кельты неизменно мрачны, неуклюжи и суеверны. И лишь современная археология опровергла эти представления. Не жалких жителей хижин разгромил Цезарь, но политико-экономических конкурентов, которые еще за несколько веков до того в техническом отношении намного опередили Рим.
Однако панорама кельтской жизни сегодня открыта далеко не полностью, у нее еще немало белых пятен. Многие места, где некогда процветала кельтская культура, еще не исследованы археологами.