катаев что написал какие произведения
Список произведений Валентина Катаева
Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Его необходимо преобразовать в информационный список или глоссарий или перенести в один из проектов. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии. |
Содержание
Романы
Повести
Рассказы
Пьесы
Сценарии
Стихотворения
Внежанровые произведения
Полезное
Смотреть что такое «Список произведений Валентина Катаева» в других словарях:
Катаев, Валентин Петрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Катаев. Валентин Катаев … Википедия
Алмазный мой венец — Автор: Катаев, Валентин Петрович Язык оригинала: русский Год написания: 1975 1977 Публикация: Новый мир. 1978. №6. Отдельное издание … Википедия
Белеет парус одинокий (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Белеет парус одинокий (значения). Белеет парус одинокий название фильма по одноимённой повести Валентина Катаева: Белеет парус одинокий (фильм, 1937) (1937, Союздетфильм) Белеет парус… … Википедия
Постановки Рижского русского театра имени Михаила Чехова — Список театральных постановок (премьер) Рижского русского театра имени Михаила Чехова. Содержание 1 1940 1949 2 1950 1959 3 1960 1969 4 1970 1979 … Википедия
Остап Бендер — Остап Сулейман Берта Мария Бендер бей( Задунайский) … Википедия
Пиль, Гарри — Гарри Пиль Harry Piel Имя при рождении … Википедия
Лауреаты Сталинской премии в области литературы и искусства — (полный список) Содержание 1 Список лауреатов 1.1 1941 1.2 1942 1.3 1943 … Википедия
Катаев что написал какие произведения
Отец Пётр Васильевич Катаев — преподаватель епархиального училища в Одессе. Мать Евгения Ивановна Бачей — дочь генерала Ивана Елисеевича Бачея, из полтавской мелкопоместной дворянской семьи. Впоследствии Катаев дал имя своего отца и фамилию своей матери главному, во многом автобиографическому герою повести «Белеет парус одинокий» Пете Бачею.
Младший брат Валентина Катаева — писатель Евгений Петров (1902—1942; назван в честь матери [3] ; фамилию-псевдоним взял по имени отца).
Дочь Катаева вспоминала:
Зять Катаева (второй муж Евгении Катаевой) — еврейский советский поэт, редактор и общественный деятель А. А. Вергелис (1918—1999).
Племянники Катаева (сыновья Е. П. Петрова) — кинооператор П. Е. Катаев (1930—1986) и композитор И. Е. Катаев (1939—2009).
Внучка Катаева (дочь Евгении Катаевой от первого брака) — Валентина Эдуардовна Рой, журналистка (псевдоним — Тина Катаева).
Биография [ править | править исходный текст ]
Одесса [ править | править исходный текст ]
Прожив 64 года своей жизни в Москве и Переделкине, по манерам и речи Катаев до конца жизни оставался одесситом. Русскую и украинскую литературу он узнавал с голоса родителей во время домашних чтений; на улице слышал идиш и городской мещанский жаргон, в котором были замешаны греческие, румынские и цыганские слова.
Язык Одессы в значительной степени стал литературным языком Катаева, а сама Одесса стала не просто фоном для многих произведений Валентина Катаева, но их полноправным героем.
Образование Катаева из-за участия в Первой мировой войне, Гражданской войне, необходимости скрывать своё участие в Белом движении и необходимости физического выживания ограничилось неоконченным гимназическим.
Первая мировая война [ править | править исходный текст ]
Не окончив гимназию, в 1915 году Катаев вступил добровольцем-вольноопределяющимся в действующую армию. Начал службу под Сморгоньюрядовым на артиллерийской батарее, затем произведён в прапорщики. Дважды был ранен и отравлен газами. Летом 1917 года, после ранения в«керенском» наступлении на румынском фронте, был помещён в госпиталь в Одессе.
Павел Катаев так описывал рану отца:
Катаеву был присвоен чин подпоручика, но получить погоны он не успел и был демобилизован прапорщиком. Награждён двумя Георгиевскими крестами иорденом Святой Анны IV степени с надписью «За храбрость». С первым офицерским чином получил не передающееся по наследству личное дворянство.
Ученичество у Бунина [ править | править исходный текст ]
Единственным и главным своим учителем среди писателей-современников Катаев считал Ивана Бунина. «Дорогой учитель Иван Алексеевич» — обычное обращение Катаева к Бунину в письмах.
С Буниным Катаева познакомил живший в то время в Одессе писатель-самоучка Александр Митрофанович Фёдоров.
В эмиграции Бунин никак публично своё учительство по отношению к советскому писателю не подтверждал, но в 2000-е годы вдова Катаева Эстер рассказала об их с мужем встрече в конце 1950-х годов с вдовой Бунина:
В отношении Катаева Бунин высказывался более чем неоднозначно. Из дневников Ивана Бунина:
Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил: «За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки. » Иван Бунин «Окаянные дни»
Белое движение [ править | править исходный текст ]
Точно об участии Валентина Катаева в Гражданской войне известно мало. По официальной советской версии и собственным воспоминаниям («Почти дневник») Катаев с весны 1919 года воевал в Красной армии. Однако существует и другой взгляд на этот период жизни писателя, заключающийся в том, что он на добровольной основе служил в Белой армии генерала А. И. Деникина. Об этом свидетельствуют некоторые намёки в произведениях самого автора, представляющиеся многим исследователям автобиографическими, а также сохранившиеся воспоминания семейства Буниных, активно общавшегося с Катаевым в одесский период его жизни. Согласно альтернативной версии, в 1918 году, после излечения в госпитале в Одессе, Катаев вступил в вооружённые силы гетмана П. П. Скоропадского. После падения гетмана в декабре 1918 года, при появлении к северу от Одессы большевиков, Катаев в марте 1919 года вступил добровольцем в Добровольческую армию с чином подпоручика.
Артиллеристом служил на лёгком бронепоезде «Новороссия» Вооружённых сил Юга России (ВСЮР) командиром первой башни (самое опасное место на бронепоезде). Бронепоезд был придан отряду добровольцев А. Н. Розеншильда фон Паулина и выступил против петлюровцев, объявивших 24 сентября 1919 года войну ВСЮР. Бои длились весь октябрь и закончились занятием белымиВапнярки. Отряд наступал на Киевском направлении в составе войск Новороссийской области ВСЮР генерала Н. Н. Шиллинга(действия войск Новороссийской области ВСЮР были частью деникинского похода на Москву).
До начала отступления войск ВСЮР в январе 1920 года бронепоезд «Новороссия» в составе отряда Розеншильда фон Паулина воевал на два фронта — против петлюровцев, закрепившихся в Виннице, и против красных, стоявших в Бердичеве.
«Врангелевский заговор на маяке» и тюрьма [ править | править исходный текст ]
К середине февраля 1920 года Катаев излечился от тифа. Красные к тому времени заняли Одессу и выздоровевший Катаев подключился к подпольному офицерскому заговору, целью которого была подготовка встречи вероятного десанта из Крыма Русской армии Врангеля. Это представлялось тем более вероятным поскольку в августе 1919 года Одесса уже была один раз освобождена от красных одновременным ударом десантного отряда и восстанием офицерских подпольных организаций. Захват маяка для поддержки десанта был главной задачей подпольной группы, поэтому в одесской ЧК заговор получил название «врангелевский заговор на маяке». Сама идея заговора могла быть подброшена заговорщикам провокатором ЧК, поскольку ЧК знала о заговоре с самого начала.
С маяком был связан один из заговорщиков Виктор Фёдоров — бывший офицер ВСЮР, избежавший преследований со стороны красных и устроившийся работать младшим офицером в прожекторную команду на маяке. Виктор Фёдоров был сыном писателя А. М. Фёдорова из дружественного Катаевым и Буниным семейства. Провокатор ЧК предложил Виктору Фёдорову большую денежную сумму за выведение из строя прожектора во время высадки десанта. Фёдоров согласился сделать это бесплатно. ЧК вела группу несколько недель и затем арестовала её участников: Виктора Фёдорова, его жену, его деверя, прожектористов, Валентина Катаева и других. Заодно с Валентином Катаевым был арестован его младший брат Евгений, скорее всего, не имевший к заговору никакого отношения.
За Виктора Фёдорова перед председателем одесской ЧК Максом Дейчем заступился Григорий Котовский. Отец Виктора А. М. Фёдоров в 1916 году повлиял на отмену смертной казни через повешение в отношении Котовского. Именно Котовский в феврале 1920 года взял Одессу и благодаря этому имел большое влияние на происходившее в то время в городе. Виктор Фёдоров с женой Надеждой по настоянию Котовского были Дейчем отпущены.
Харьков [ править | править исходный текст ]
Москва [ править | править исходный текст ]
В 1922 году переехал в Москву, где с 1923 года начал работать в газете «Гудок», и в качестве «злободневного» юмориста сотрудничал со многими изданиями. Свои газетные и журнальные юморески подписывал псевдонимами «Старик Саббакин», «Ол. Твист», «Митрофан Горчица».
В заявлении секретаря Союза писателей СССР В. Ставского 1938 года на имя наркома НКВД Н. И. Ежова предлагалось «решить вопрос о О. Э. Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими», вскоре поэт был арестован. И. Л. Прут и Валентин Катаев названы в письме как «выступавшие остро» в защиту Осипа Мандельштама.
Вторая мировая война [ править | править исходный текст ]
Журнал «Юность» [ править | править исходный текст ]
Основатель и главный редактор (1955—1961) журнала «Юность».
Письмо двадцати пяти [ править | править исходный текст ]
Рак [ править | править исходный текст ]
В конце жизни перенёс операцию по удалению раковой опухоли:
Смерть [ править | править исходный текст ]
Катаев умер 12 апреля 1986 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).
Творчество [ править | править исходный текст ]
Дебютировал в печати в 1910 году. В 1920-е писал рассказы о гражданской войне и сатирические рассказы. С 1923 года сотрудничал в газете «Гудок», журнале «Крокодил» и других периодических изданиях.
Борьбе с мещанством посвящены его повесть «Растратчики» (1926; одноимённая пьеса, 1928), комедия «Квадратура круга» (1928). Автор романа «Время, вперёд!» (1932; экранизация, 1965). Широкую известность принесла повесть «Белеет парус одинокий» (1936; экранизация, 1937).
Небольшая по объёму повесть «Я, сын трудового народа…» (1937) рассказывала о трагической истории, которая произошла в одном из украинских сёл во время гражданской войны. Повесть была издана, экранизирована, на её основе была написана пьеса «Шёл солдат с фронта», которая ставилась в МАДТ имени Е. Б. Вахтангова и на других сценах страны.
После войны продолжил «Белеет парус одинокий» повестями «За власть Советов» (1948; другое название «Катакомбы», 1951; одноимённый фильм — 1956), «Хуторок в степи» (1956; экранизация, 1970), «Зимний ветер» (1960—1961), образующими тетралогию с идеей преемственности революционных традиций. Позднее все четыре произведения («Белеет парус одинокий», «Хуторок в степи», «Зимний ветер» и «За власть Советов» («Катакомбы») выходили как единая эпопея «Волны Чёрного моря».
Автор публицистической повести «Маленькая железная дверь в стене» (1964). Начиная с этого произведения, сменил писательскую манеру и тематику. Свой новый стиль назвал «мовизмом» (от фр. mauvais «плохой, дурной»), неявно противопоставляя его гладкописи официальной советской литературы.
В этой манере написаны лирико-философские мемуарные повести «Святой колодец» (1966), «Трава забвенья» (1967), рассказ «Кубик» (1969), «Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона» (1972), «Кладбище в Скулянах» (1974), антисоветская повесть «Уже написан Вертер» (1979), «Юношеский роман моего старого друга Саши Пчёлкина, рассказанный им самим» (1982), «Сухой лиман» (1984), «Спящий» (1985).
Широкий резонанс и обильные комментарии вызвал роман «Алмазный мой венец» (1978). В романе Катаев вспоминает о литературной жизни страны 1920-х годов, не называя практически никаких подлинных имён (персонажи укрыты прозрачными «псевдонимами»).
Произведения Катаева неоднократно переводились на иностранные языки.
Поэзия [ править | править исходный текст ]
Начав как поэт, Катаев всю жизнь оставался тонким ценителем поэзии. Некоторые его произаические произведения названы строками из стихотворений русских поэтов: «Белеет парус одинокий» (М. Ю. Лермонтова), «Время, вперёд!» (В. В. Маяковского), «Уже написан Вертер» (Б. Л. Пастернака). Его вдова Э. Д. Катаева вспоминала:
Драматургия [ править | править исходный текст ]
Экранизации [ править | править исходный текст ]
Сочинения [ править | править исходный текст ]
Произведения Катаева в театре, кино и на телевидении [ править | править исходный текст ]
Драматический театр [ править | править исходный текст ]
Оперный театр [ править | править исходный текст ]
Фильмография [ править | править исходный текст ]
1931 | ф | Der brave Sünder | литературная основа (повесть «Растратчики») |
1936 | ф | Цирк | автор сценария совместно с Ильёй Ильфом и Евгением Петровым; все трое сняли свои фамилии из титров фильма из-за изменений, внесённых в сценарий режиссёром |
1936 | ф | Родина зовёт | автор сценария совместно с А. В. Мачеретом |
1937 | ф | Белеет парус одинокий | автор сценария |
1938 | ф | Шёл солдат с фронта | автор сценария |
1946 | ф | Страницы жизни | автор сценария совместно с А. В. Мачеретом |
1946 | ф | Сын полка | автор сценария |
1948 | мф | Цветик-семицветик | автор сценария |
1956 | ф | Безумный день | автор сценария |
1956 | ф | За власть Советов | автор сценария |
1956 | ф | Поэт | автор сценария |
1965 | ф | Время, вперёд! | автор сценария совместно с М. А. Швейцером |
1968 | ф | Цветик-семицветик короткометражный | автор сценария |
1968 | тф | Юморески Валентина Катаева фильм-концерт | литературная основа (рассказ «Дневник горького пьяницы», пьеса «Дорога цветов», сказка «Жемчужина») |
1970 | ф | Счастливый Кукушкин короткометражный | литературная основа (рассказ «Ножи») |
1970 | ф | Хуторок в степи | автор сценария |
1975 | тф | Волны Чёрного моря | литературная основа |
1976 | тф | Фиалка фильм-спектакль | литературная основа |
1977 | тф | Последний лепесток | литературная основа (сказка «Цветик-семицветик» |
1980 | тф | Je veux voir Mioussov | литературная основа (пьеса «День отдыха») |
1981 | ф | Сын полка | литературная основа |
1982 | тф | Понедельник — день тяжёлый фильм-спектакль | литературная основа (пьеса «Случай с гением») |
1984 | ф | Я, сын трудового народа | литературная основа |
1989 | ф | Отче наш | литературная основа |
Награды и премии [ править | править исходный текст ]
Оценки творчества и личности Валентина Катаева [ править | править исходный текст ]
Был В. Катаев (молодой писатель). Цинизм нынешних молодых людей прямо невероятен. Говорил:
«За сто тысяч убью кого угодно. Я хочу хорошо есть, хочу иметь хорошую шляпу, отличные ботинки…» [21]
Факты [ править | править исходный текст ]
Автор Валентин Петрович Катаев
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
День рождения: 28.01.1897
Знак зодиака: Петух, Водолей ♒
Дата смерти: 12.04.1986 (89 лет)
Валентин Петрович Катаев Автор, всего 45
Повести, рассказы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Сын полка
Пьесы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Том 7. Пьесы
Если не работает, попробуйте выключить AdBlock
Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок
Создан в 1935 году И.Ильфом, Е.Петровым и В.Катаевым на основе их одноименной пьесы.
Премьера пьесы состоялась 23 декабря 1934 года в московском театре Мюзик-Холл. Сюжетная схема пьесы без сколько-нибудь существенных исправлений была перенесена в сценарий Ильфа, Петрова и Катаева. Остались неизменными конфликты. Большинство действующих лиц также перешло из пьесы в сценарий, иногда только сменив фамилии.
По сценарию Ильфа, Петрова и Катаева режиссер Г. Александров поставил кинофильм «Цирк». Во время съемок Ильф и Петров находились в Америке. Писатели вернулись на родину только в конце февраля 1936 года, а 28 января «Комсомольская правда» сообщала, что «режиссер Г.Александров уже закончил съемки картины и приступил к ее монтажу».
Многие изменения и переделки, внесенные режиссером в фильм без ведома авторов, Ильф, Петров и Катаев не приняли. В мае 1936 года фильм вышел на экраны без упоминания имени сценаристов.
Опубликован сценарий только в 1961 году.
Отрывки опубликованы: «Крокодил», 1933, № 22 (под названием «Страдания директора»), № 27 (под названием «100 львов 100»).
Катаев Валентин Петрович
Катаев Валентин Петрович
Дети однажды станут взрослыми. Но они ещё не обладают их жизненным опытом. Почерпнуть его они могут из общения с родителями, а также из сказок. Книга Валентина Катаева «Цветик-семицветик. Сказки» –.
Исаак Бабель, Михаил Булгаков, Иван Бунин, Максим Горький, Александр Грин, Леонид Добычин, Евгений Замятин и др.
В книге публикуются рассказы 20-х годов советских писателей. Среди авторов А. М. Горький, М. М. Пришвин, М. А. Булгаков, М. М. Зощенко, Б. А. Пильняк, Б. А. Лавренёв, Ю. Н. Тынянов, Е. М. Замятин.
Дмитрий Мамин-Сибиряк, Михаил Пришвин, Виталий Бианки, Валентин Катаев, Евгений Прошкин, Владимир Даль, Константин Ушинский и др.
В сборники вошли рекомендованные для прочтения в 1 классе лучшие детские произведения классиков русской литературы: М. Пришвина, В. Бианки, В. Драгунского, В. Катаева, Н. Сладкова, Е. Пермяка, Г.
Константин Паустовский, Андрей Платонов, Алексей Толстой, Аркадий Гайдар, Валентин Катаев, Сергей Сергеев-Ценский, Евгений Петров и др.
Сборник составили военные произведения советских писателей Вс. Иванова, К. Симонова, А. Платонова и др.
Максим Горький, Александр Куприн, Александр Грин, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Андрей Платонов, Аркадий Гайдар и др.
В сборник включены рассказы М. Горького, В. Вересаева, К, Федина, А. Фадеева, Ив. Катаева, В. Катаева, Б. Горбатова, М. Зощенко, А. Платонова и других писателей, созданные в тридцатые годы
Александр Грин, Михаил Булгаков, Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Андрей Платонов, Алексей Толстой, Валентин Катаев и др.
Лучшие рассказы советских писателей, созданные в 1920-е гг., отразили эпоху революции, эпоху ломки старого и зарождения нового мира. Предлагаемый сборник представит читателю прозу крупнейших.
Михаил Пришвин, Константин Паустовский, Андрей Платонов, Алексей Толстой, Валентин Катаев, Лев Кассиль, Михаил Шолохов и др.
В сборник включены рассказы и очерки известных советских писателей, опубликованные в 1941–1945 годах в журнале «Красноармеец» (ныне «Советский воин»). Посвященные подвигу советского человека в.
Никитин Николай Николаевич, Зоя Воскресенская, Александр Фадеев, Гавриил Троепольский, Аркадий Гайдар, Валентин Катаев, Тихонов Николай Семенович и др.
Для начальной и восьмилетней школы.
Катаев Валентин Петрович
Повесть Валентина Катаева «Сын полка» широко известна и вызывает отклик в душе каждого читателя. Она задевает за живое, поскольку тема войны всегда болезненна. Особенно, когда в центре боевых действий.
Валентин Петрович Катаев (1897–1986) – советский русский писатель. Герой Социалистического Труда (1974).
Родился 16 (28) января 1897 в Одессе в семье учителя. Старший брат писателя Е.Петрова. Первое стихотворение, Осень, опубликовал гимназистом в 1910 в газете «Одесский вестник». Печатался также в «Южной мысли», «Одесском листке», «Пробуждении», «Лукоморье» и др. В 1915, не окончив гимназии, пошел добровольцем на фронт, был дважды ранен, отравлен газами. Выступал с корреспонденциями и очерками об «окопной» жизни солдат, полными сочувствия к рядовому человеку на войне (Письма оттуда, Наши будни, Ильи Муромцы). Нарастающий в умонастроении борющихся сторон тех лет протест против войны выражен в рассказе Ночью (1917), запрещенном цензурой. В 1919 был мобилизован в Красную Армию, командовал артиллерийской батареей на Донском фронте. Возвратившись в Одессу, работал в ЮгРОСТА, посещал различные литературные кружки и объединения. Сблизился с Ю.К.Олешей, Э.Г.Багрицким, вместе с которыми сочинял агитационные тексты для плакатов.
С 1922 жил в Москве; постоянный сотрудник газеты «Гудок» (с 1923), печатал юморески и фельетоны в «Правде», «Рабочей газете», «Труде» (псевдонимы: Старик Саббакин, Ол.Твист, Митрофан Горчица). В раннем творчестве Катаева своеобразный сплав реализма, острой житейской наблюдательности, иронии, доходящей до сарказма, романтической приподнятости и дерзкой фантазийности проявился в рассказах о Гражданской войне (Опыт Кранца, 1919; Золотое перо, 1920; Записки о Гражданской войне, 1924, где налицо тенденциозно-контрастное «черно-белое» изображение происходящего, с возвышенным описанием «красных» героев и сатирической прорисовкой белогвардейцев), а также в авантюрно-утопических романах о мировой революции (Остров Эрендорф, Повелитель железа, оба 1924) и в социально-критической фантасмагории «малых» жанров (Сэр Генри и черт, 1920; Железное кольцо, 1923).
Параллельно Катаев шел от насмешливого обыгрывания анекдотических случаев (сборники рассказов Бородатый малютка, 1924; Самое смешное, 1927) к обличительному пафосу развенчания культа наживы и «красивой» жизни. Первый значительный успех принесла писателю повесть Растратчики (1926; одноименная пьеса, 1928), где «архетипические» герои-плуты новой русской литературы, от гоголевских Хлестакова и Чичикова до Остапа Бендера И.Ильфа и Е.Петрова, путешествуют в поисках большой удачи («счастья») и в результате обнаруживают и ложность собственных идеалов, и убожество окружающей действительности. Остротой социальной и психологической сатиры, направленной против обывательской пошлости и мещанского культа собственности, отмечены также рассказы 1920-х годов Игнатий Пуделякин (1927), Ребенок, Вещи (оба 1929), комедия Квадратура круга (1928). В те же годы Катаев определяет и другие свои магистральные темы: историко-революционную, сочетающуюся с автобиографической (рассказы Отец, 1925; Родион Жуков, 1926; Море, 1928, и др., продолженные повестью Белеет парус одинокий, 1936; одноименный фильм, 1937, реж. В.Г.Легошин), и тему строительства новой жизни (пьеса Авангард, 1929, – о создании колхозов; написанный после поездки в Магнитогорск и укрепивший популярность писателя роман-хроника Время, вперед!, 1931, полный динамизма, пафоса свободного труда и оптимистической веры в созидательную энергию масс, созвучной радостно-маршевой тональности тогдашних стихов В.В.Маяковского, подсказавшего Катаеву название произведения).
Повесть Белеет парус одинокий, главными героями которой стали одесские мальчишки – гимназист Петя Бачей, названный по девичьей фамилии матери Катаева, и сын рыбака Гаврик Черноиваненко, оказываются в водовороте революционных событий 1905, вместе со взрослыми (матрос с броненосца «Потемкин» Родион Жуков, отец Пети – учитель Василий Петрович Бачей, торговка с одесского Привоза мадам Стороженко, дедушка Гаврика и др.) переживая серьезность происходящих процессов и в то же время остротой свежего, романтического восприятия поэтизируя окружающий мир. Увлекательный сюжет, живописная предметность описания «фона» происходящего – суеты одесских улиц, рынка, порта, пляжа, несмолкаемого моря, гимназической жизни и т.д., сплав юмора, лиризма и героической патетики сделали это произведение одной из любимых детских книг. Повесть вошла частью в тетралогию Волны Черного моря (повесть Хуторок в степи, 1956, одноименный фильм, 1971, реж. Б.А.Бунеев; романы Зимний ветер, 1960; Катакомбы, 1948; 2-й вариант – 1951; др. назв. За власть Советов, одноименный фильм, 1956, реж. Бунеев).
Стремлением показать историю страны через судьбу человека отмечена и повесть Катаева Я, сын трудового народа (1937), действие которой происходит во время немецкой оккупации Украины в 1919, главными героями выступают фольклорные персонажи – бравый солдат Семен Котко и девица-краса Софья, повествование, развертывающееся в стилистике народных сказов, насыщено описаниями украинских пейзажей, обрядов и обычаев, звуками украинской речи (на сюжет повести создана опера С.С.Прокофьева Семен Котко, 1939).
В годы Великой Отечественной войны военный корреспондент Катаев писал фельетоны, очерки, рассказы (Третий танк, Флаг, Виадук, Отче наш, повесть Жена, 1943, пьесы Отчий дом, Синий платочек). Огромную популярность принесла писателю повесть Сын полка (1945; Государственная премия, 1946), рассказ о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком. Институт «сыновей полка» с тех пор утвердился в отечественной армии; по повести была написана одноименная пьеса, снят фильм (1946, реж. В.М.Пронин). Точным ощущением современности, достоверностью деталей, остроумным сюжетом, сплавом лиризма и гротеска, как и другие его драматургические произведения, отличалась пьеса День отдыха (1947).
В 1957–1962, будучи главным редактором журнала «Юность», Катаев способствовал его превращению в одно из ведущих периодических изданий страны, «рупор» т.н. шестидесятников, открывший путь к читателю многим видным литераторам (в т.ч. В.П.Аксенову и А.Т.Гладилину). В 1964 писатель опубликовал художественно-публицистическую повесть о В.И.Ленине Маленькая железная дверь в стене, в 1969 – повесть Кубок. Цикл мемуарных произведений Катаева (повести Святой колодец, 1965; Трава забвения, 1967; Разбитая жизнь, или Волшебный рог Оберона, 1972; Алмазный мой венец, 1975, озаглавленный строкой из чернового варианта Бориса Годунова А.С.Пушкина; Сухой Лиман, 1986, где, одухотворенные поэтической фантазией автора, сошлись герои и сюжеты многих книг Катаева), открывают новые грани таланта писателя: глубину проникновения в смысл событий и характеры людей, исповедальность и наблюдательность, соединенные с живой способностью к художественному смещению времени и пространства, к игре с аллегориями, символами и «масками» (так, в Алмазном венце реальные герои воспоминаний Катаева, главным образом известные писатели, выведены под «знаковыми» прозвищами, напр., Командор – В.В. Маяковский).
Повесть Уже написан Вертер (1979), заглавием-строкой из Пастернака относящая к размышлениям о том, сколь мало может изменить гуманистическая культура в жестокости реального исторического процесса, полемически по отношению к прежним историко-революционным произведениям Катаева показывает Гражданскую войну в России как бессмысленную братоубийственную бойню, в которую вовлечен герой повести, искренний и чистый юнкер Дима, и в которой вершат свой кровавый суд комиссары в черных кожанках, расстреливающие без суда и следствия свои жертвы в гаражах. Романтическая, ставшая почти архетипической в литературе нового времени история любви солдата к дочери генерала изложена Катаевым в сентиментальном романе в письмах Юношеский роман моего старого друга Саши Пчелкина (1982).
Умер Катаев в Москве 12 апреля 1986.
Источник: Энциклопедия Кругосвет
Алмазный мой венец
Язык книги: русский
Доступен ознакомительный фрагмент книги!
Алмазный мой венец (с подробным комментарием)
Язык книги: русский
Доступен ознакомительный фрагмент книги!