картина девушка с жемчужной сережкой в каком музее
Описание картины Вермеера «Девушка с жемчужной сережкой»
Ян Вермеер – нидерландский художник XVII в. Его работы ценились как вершина творчества голландских живописцев Золотого века.
Одним из наиболее узнаваемых шедевров является «Девушка с жемчужной серёжкой». Хотя эта картина рождает множество вопросов и не даёт ответов.
Прежде всего, искусствоведы не знают, кто изображён на портрете. Некоторые специалисты утверждают, что это жена художника. Другие полагают что портрет списан с его дочери или служанки. Первая версия не выдерживает никакой критики: супруге живописца на момент написания было около 40 лет, этот возраст совершенно не вяжется с образом юной девушки.
Гораздо более правдоподобным кажется вариант с дочерью – ей тогда было около 12 лет. А версия с молодой служанкой, позировавшей для картины, была раскрыта в одноименном фильме.
Не меньше споров вызывает сережка, упомянутая в названии. Для настоящего жемчуга она слишком крупная. Скорее всего, это имитация, изготовленная из стекла или перламутра. Кроме того, на украшении нет крючка, с помощью которого оно бы крепилось на ухо. А характерный жемчужный блик — это, по мнению экспертов, лишь повреждение полотна во время реставрации. Поэтому сейчас невозможно с точностью сказать, как выглядело украшение изначально. Возможно, эта деталь вовсе не была жемчужной серёжкой.
Изображенную девушку называют голландской Моной Лизой – она так же прекрасна и загадочна. Она сидит в пол оборота к зрителю и оглядывается через левое плечо. Черты ее лица очень утончённые: большие глубоко посаженные глаза, ровный гордый профиль и влажные, чуть приоткрытые губы. Волосы убраны под сине-желтый тканевый тюрбан. Одежда песочно-желтого цвета больше похожа на халат или накидку, поскольку совершенно не соответствует моде того времени. Белый воротничок, выглядывающий из-под ткани, символизирует невинность девушки.
Особую бархатную глубину работе придаёт совершенно чёрный фон. Но мало кто знает, что изначально цвет покрытия был зелёным, просто со временем краска выцвела и облупилась.
Несмотря на кажущуюся простоту и отсутствие деталей, произведение обладает глубоким содержанием. Художнику удалось запечатлеть тот неуловимый момент, когда девочка становится девушкой. Именно этот краткий миг взросления делает полотно таким притягательным, заставляет смотреть на него снова и снова.
Девушка с ультрамариновым тюрбаном
Перед вами — «Девушка с жемчужной сережкой», одна из самых известных картин голландского художника Яна Вермеера. Эту картину нередко называют северной или голландской Моной Лизой.
О жизни и творчестве Вермеера известно немного, а об истории создания этого прекрасного полотна — почти ничего. Предположительно, картина была написана в Делфте в 1665 году, когда художнику было около тридцати двух лет. Нет никаких данных о том, писал ли Вермеер эту картину на заказ и кто в таком случае был заказчиком. И главное — ничего не известно об изображенной на картине девушке. Была ли она родственницей Вермеера или заказчика? Почему художник изобразил ее в таком головном уборе, нетипичном для голландских женщин того времени? Некоторые эксперты считают, что Вермеер нарисовал свою старшую дочь Марию, но эта версия вызывает много сомнений — ведь в 1665 году девочке было не более одиннадцати лет.
Не меньше вопросов вызывала и сама живопись Вермеера — используемые им материалы и приемы накладывания красок. Однако здесь нам повезло больше: по крайней мере часть этих загадок удалось разгадать с помощью современных методов химии и физики. Весной 2018 года европейские ученые и искусствоведы во главе с Эбби Вандивере (Abbie Vandivere) провели очень тщательное исследование картины в рамках проекта «Девушка в центре внимания» (The Girl in the Spotlight). Ученые использовали комбинацию современных методов анализа — световую микроскопию, сканирующую электронную микроскопию, инфракрасную спектроскопию, рентгеновскую флуоресцентную спектроскопию (рентгенофлуоресцентный анализ, XRF) и рентгеновскую спектроскопию поглощения (XAS) — и получили очень интересные результаты.
Выяснилось, что фон картины изначально был темно-зеленым — скорее всего, художник рисовал девушку на фоне зеленой занавески. Самый нижний слой Вермеер сделал черным, а поверх него нанес смесь индиго и желтого лака, которая придала фону зеленый оттенок. За три с половиной века эти пигменты полностью обесцветились, и сейчас мы видим только самый нижний темный слой. Кроме того, у девушки впервые обнаружили ресницы — сейчас на картине их не видно, поэтому считалось, что Вермеер их не рисовал, то есть, возможно, их не было и у модели. Однако рентгеновский флуоресцентный анализ показал, что изначально ресницы на картине были, но потом тоже обесцветились.
Слева — цифровая трехмерная микрофотография правого глаза девушки (на картине он слева). Увеличение: 140×, 1,1 мкм/пиксель. Справа — изображение правого глаза, полученное с помощью макро-рентгеновской флуоресценции (MA-XRF) для железа; видны ресницы, которые Вермеер рисовал коричневой краской. Изображение с сайта mauritshuis.nl
Для приготовления ультрамарина из лазурита современники Вермеера использовали два способа — «горячий» и «холодный». «Холодный» процесс выглядел так: лазурит перемалывали в мелкий порошок и добавляли в смесь воска, смолы и льняного масла. Эту массу заворачивали в ткань и оставляли на несколько недель, после чего вымешивали в дождевой воде или разбавленном растворе щелочи. Синие частицы пигмента переходили в раствор, а примеси оставались внутри ткани. Эту процедуру обычно повторяли несколько раз, каждая последующая экстракция давала пигмент более низкого качества и яркости. В результате последней экстракции получался совсем бледный пигмент — так называемый ультрамариновый пепел.
Как показала сканирующая электронная микроскопия и инфракрасная спектроскопия, ультрамарин на «Девушке с жемчужной сережкой» был самого высокого качества, с большим количеством крупных частиц лазурита. Частицы ультрамарина были также обнаружены и в нижней части картины — художник использовал их для создания теней на одежде девушки. Рентгеновская спектроскопия поглощения XANES показала, что во всем используемом ультрамарине было большое количество анионов серы S3 − — значит, пигмент был приготовлен горячим способом.
Микрофотографии ультрамариновых областей из разных частей картины. Изображение из статьи A. van Loon et al., 2020. Out of the blue: Vermeer’s use of ultramarine in Girl with a Pearl Earring
Руководительница проекта Эбби Вандивере в своем блоге написала, что ее удивило использование Вермеером такого высококачественного ультрамарина. Дело в том, что Ян Вермеер скорее всего не был богатым человеком. У художника было пятнадцать детей, четверо умерли в младенчестве. Его картины пользовались спросом уже при жизни, но существовать за счет живописи художник не мог. Вермеер всю жизнь писал очень медленно — по две картины в год. Учеников и подмастерьев у художника не было, он всегда работал один. Голландские мастера того периода, как правило, имели нескольких учеников и подмастерьев, которые могли помогать им не только в подготовительных работах — грунтовании холстов, изготовлении подрамников, — но и в написании картин. Вспомним Рембрандта, который с помощью своих подмастерьев писал картины десятками, чем создал множество проблем современным искусствоведам (см. картинку дня «Химический автограф» Рембрандта).
Помимо живописи Вермеер управлял постоялым двором в центре Делфта, это помогало ему содержать большую семью. Известно, что после 1672 года семья художника погрязла в долгах, что, скорее всего, послужило причиной ухудшения его здоровья и ранней смерти. Весьма вероятно, что некоторые финансовые трудности были у Вермеера и раньше. Может быть, деньги на покупку драгоценного ультрамарина ему выдал авансом тот самый загадочный заказчик?
Однако кто бы ни платил за ультрамарин для «Девушки с жемчужной сережкой», сейчас мы должны быть этому человеку благодарны. Дело в том, что ультрамарин не только самый красивый и яркий синий пигмент — он также отличается высокой стабильностью. Кроме ультрамарина в распоряжении Вермеера был органический синий краситель индиго. С помощью индиго тоже можно получать насыщенные синие цвета, но этот пигмент гораздо менее стабилен. Как мы уже знаем, Вермеер использовал индиго для фона «Девушки с жемчужной сережкой», и фон в итоге полностью обесцветился. Если бы Вермеер решил сэкономить и использовал индиго вместо ультрамарина, мы, скорее всего, уже не могли бы любоваться красивым синим тюрбаном северной Моны Лизы.
Музей Маурицхейс в Гааге: Девушка с жемчужной сережкой и другие шедевры
Королевская художественная галерея Маурицхейс в Гааге, ранее служившая резиденцией для высокопоставленных чиновников, является одним из величайших небольших музеев мира и самым популярным музеем Нидерландов.
Шкатулка для драгоценностей
«Дом Морица» (как дословно переводится «Маурицхейс») был построен в 1636-1641 гг. для голландского принца Иоганна Морица Нассау-Зигенского, богатейшего вельможи своего времени и управляющего владениями Голландии в Бразилии. В 1820 году нидерландское правительство приобрело здание для размещения в нем картинной галереи. Экспозиция включает свыше 800 работ голландских художников «золотого века» (XVII-XVIII вв.), за что Маурицхейс получил прозвище «шкатулка для драгоценностей».
Галерея находится в центре Гааги, по адресу: Plein, 29. В 2014 году музей открылся после капитальной реконструкции, во время которой было достроено дополнительное здание и удвоена площадь территории. Между собой здания соединены подземным переходом. Дополнительно на территории галереи работают учебные классы, библиотека, сувенирная лавка и кафе, в котором можно выпить чашку ароматного кофе и пообедать знаменитыми брабантскими колбасками.
Посетить Маурицхейс можно в любой день недели: музей открыт по понедельникам с 13:00 до 18:00, в четверг с 10:00 до 20:00, в остальные дни — с 10:00 до 18:00 (расписание работы в праздничные дни нужно уточнять отдельно по телефону +31 70 3023456).
Стоимость билетов: для групп более 15 человек — 14 евро, для взрослых — 15,5 евро, для детей до 18 лет — бесплатно.
Кстати, если вы выглянете в окно из зала №11, то увидите каменную башню, в которой размещен офис премьер-министра Нидерландов.
«Девушка с жемчужной сережкой» Вермеера
Один из наиболее ценных экспонатов галереи — это знаменитая «Девушка с жемчужной сережкой» кисти Яна Вермеера или, как ее иначе называют, голландская Мона Лиза. Картина была написана примерно в 1665 г., но авторство художника было установлено лишь 230 лет спустя. В 1881 году на аукционе портрет изумленной девушки, повернувшей голову в сторону зрителя, был продан всего за 1 евро. Исследователи до сих пор спорят, кто изображен на холсте: дочь Вермеера, его жена, любовница или все же полотно было написано по чьему-то заказу. В 2003 году был снят художественный фильм с одноименным названием, в котором описывается история создания картины, а также раскрываются эпизоды личной жизни художника.
«Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта ван Рейна
Первая большая картина мастера, «Урок анатомии», была написана по заказу гильдии хирургов Амстердама. В то время хирурги изучали строение тела по трупам преступников, поэтому опыт проводился на теле вора и убийцы, повешенного в тот же день — его лицо омрачает «тень смерти». Однако, вопреки художественной моде того времени, полотно не просто отражает процесс расчленения в учебных целях, а показывает эмоции каждого участника. Портрет каждого ученика живописец наделил собственным характером, при помощи светотени придал лицам особый шарм и энергию. Именно «Урок анатомии» сделал Рембрандта одним из самых знаменитых портретистов Европы XVII века.
«Щегол» Фабрициуса Карела
Поистине знаменитой картину Карела Фабрициуса сделал роман Донны Тартт «Щегол», вышедший в 2013 году. Ранее о вкладе забытого художника «золотого века», ученика Рембрандта ван Рейна, помнили лишь искусствоведы: его путь в искусстве был ярким, но коротким. Потомкам остались лишь 10 работ, уцелевших после смерти живописца — он трагически погиб в 32 года от взрыва порохового склада, погубившего всю его мастерскую и 1/3 города. Его картина «Щегол» была признана современниками революционной: вопреки популярным в то время реализму и четкости, Фабрициус использовал растушевку и нечеткие мазки, однако птица выглядела как живая. Если верить слухам, впоследствии у него учился Ян Вермеер, написавший «Девушку с жемчужной сережкой».
«Эдемский сад и грехопадение» Рубенса и Брейгеля
Альянс художников в XVII веке считался обыденной практикой, однако союз Брейгеля и Рубенса все же отличался даже в то время. Часто в паре выделялся лидер, другой же оставался в тени «мастера». Однако художники смогли не только стать близкими друзьями в жизни, но и писать равнозначные по своему вкладу творения. Живописцы прекрасно дополняли друг друга, создавая вместе мировые шедевры: энергичный Рубенс имел славу быстрого и динамичного художника, в то время, как Брейгель создавал деликатные, «бархатные» полотна. Вместе они написали более 20 картин за 25 лет совместного творчества, однако обоими был подписан лишь «Эдемский сад». Друзья даже породнились: Рубенс стал крестным отцом двух детей Брейгеля, а после смерти последнего стал их опекуном.
«Молодой бык» Паулюса Поттера
Паулюс Поттер — первый голландский художник-анималист, чьи реалистичные картины с изображениями животных были признаны миром и искусством. Молодой художник в своих работах смог показать, что у животных ничуть не меньше чувств и эмоций, чем у людей. «Молодой бык» — самая известная среди 130 картин кисти живописца, чья жизнь трагически оборвалась в 28 лет из-за туберкулеза.
Увидеть эти и другие известные полотна вы можете в галерее Маурицхейс.
Отличный вариант — прийти в музей вместе с русскоговорящим искусствоведом на увлекательную экскурсию, во время которой можно будет познакомиться с шедеврами и услышать удивительные истории из жизни художников и их творений. Узнать подробности и заказать экскурсию можно по этой ссылке.
А 17 октября 2019 года в музее откроется выставка работ Николаса Маса, ученика Рембрандта, не пропустите!
Раскрыты новые тайны знаменитой «Девушки с жемчужной сережкой» Вермеера
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
О творчестве Вермеера
«Девушка с жемчужной сережкой»
Неспроста художника называли волшебником света. Полотно свидетельствует о технической компетентности Вермеера. Мягкое моделирование лица и акценты на губах и сережке героини демонстрирует его мастерство в использовании света. Например, он оживил полуулыбку молодой девушки двумя маленькими белыми точками по обе стороны от ее рта, отражая блики и в ее глазах. Вермеер также изобретательно использовал свои краски, чтобы уловить эффект света, падающего на ее лицо, тюрбан и жакет цвета охры. И, конечно, искрящийся магический свет жемчужной сережки.
Интересно, что первая стоимость картины в 1881 году составила всего два гульдена плюс номинальная комиссия. В нынешней экономике это составляет менее 30 долларов. Сегодня Ян Вермеер очень высоко ценится как художник. Он получил достойную славу голландского мастера, создавшего немало известных и значимых работ. А «Девушка с жемчужной сережкой» стала одним из самых известных произведений искусства на рубеже XXI века, а также завоевала звание самой красивой картины Голландии в 2006 году путем всенародного голосования.
Открытия 2020 года
Музей Маурицхёйса в Гааге сделал удивительные открытия о знаменитом голландском шедевре золотого века Яна Вермеера. В последний раз полотно было исследовано в 1994 году, а в этом году были использованы более современные методы работы и новые технологические достижения, такие как неинвазивные методы визуализации и сканирования, цифровая микроскопия и анализ образцов краски.
Картина была помещена в специально построенную стеклянную комнату в начале 2018 года, чтобы посетители музея могли наблюдать за процессом исследований воочию. Благодаря макро-рентгеновскому флуоресцентному сканированию и микроскопическому исследованию ученые смогли доказать, что Вермеер окружил глаза девушки ресницами, которые со временем исчезли. То есть это не фантазийный или собирательный образ, а реальная девушка. Кроме того, темный фон холста оказался не сплошь черным, а первоначально изображал зеленую завесу с драппировками. Ранее считалось, что отсутствие ресниц и бесформенная пустота фона указывают на то, что Вермеер рисовал идеализированное лицо, а не реального человека.
Исследователи также смогли определить источники пигментов, используемых в этой картине. Там был белый свинец из района Пик в северной Англии, ультрамариновый синий из лазурита из современного Афганистана, красный кошениль, сделанный из жуков в Мексике и Южной Америке. Кстати, этот синий пигмент был более ценным, чем золото в XVII веке. Благодаря процветающей торговле Вермееру, вероятно, удалось приобрести эти обширные материалы в своем родном городе Делфте.
Интересное открытие сделали исследователи и о процессе работы Вермеера над полотном. Оказывается сначала Вермеер использовал черные линии, чтобы обрисовать композицию, а затем написал лицо девушки и ее одеяние. Синий платок и жемчужная серьга были заключительными элементами, добавленными к холсту.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Девушка с жемчужной серёжкой» — загадка на полотне Яна Вермеера
История искусства знает немало примеров, когда творение становилось более известным, чем его мастер. Как ни парадоксально, но именно к таким работам принадлежит знаменитая картина «Девушка с жемчужной серёжкой», созданная голландцем Яном Вермеером.
О том, с кого был написан образ, по сей день будоражащий умы ценителей прекрасного, постоянно ведутся споры, высказываются новые предположения. Наверное, по известности и числу самых разных теорий сравниться с картиной может лишь знаменитая «Мона Лиза» да Винчи. Давайте же разберёмся – кто она, эта «Девушка с жемчужной серёжкой» и что известно об истории этого шедевра.
История создания «Девушки с жемчужной серёжкой»
Голландский художник Ян Вермеер, создавший шедевр, что до сих пор не даёт покоя критикам, крайне редко указывал даты написания на своих творениях. Указание года завершения работы отсутствует и у «Девушки с жемчужной серёжкой». Искусствоведы определяют его лишь приблизительно, отмечая, что полотно было создано в 1663-1667 гг.
Сам Вермеер был признанным мастером жанровой живописи и отражения бытовых сюжетов. Увы, во времена, когда он жил и творил, люди предпочитали пейзажи, а потому заслуги художника не были оценены по достоинству.
Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой», около 1665 года
Местонахождение: Художественная галерея Маурицхёйс, Гаага, Нидерланды
Это стало причиной скудости сведений о самом живописце. Более того, в наши дни далеко не каждый человек слышал имя такого художника, однако «Девушка с жемчужной серёжкой» известна очень многим.
Эта картина стала одной из 34 сохранившихся работ Яна Вермеера и, без сомнения, занимает центральное место в его творчестве. Во время написания полотна популярностью пользовался необычный портрет. Что-то нестандартное должно было присутствовать в эмоциях человека, его лице или отдельных деталях, самом образе.
Картины Иоганна Вермеера в Маурицхёйсе / © Sailko / commons.wikimedia.org
В «Девушке с жемчужной серёжкой» имеются все эти составляющие. Вермеер сумел внести непривычные особенности портретной живописи в каждую деталь, при этом сохраняя абсолютную гармонию. Только посмотрите, насколько ярким, живым кажется лицо изображённой девушки!
Эту эмоцию уместно подчёркивает серьга, что, несмотря на статичность полотна, смотрится крайне динамично. Кажется, словно девушка обернулась лишь на мгновение, чтобы взглянуть на нас, после чего снова отвернётся.
Странности картины
Я уверена, немало вопросов у людей, рассматривающих картину Вермеера, вызывает и странный головной убор красавицы. Казалось бы, с чего вдруг европейской девушке украшать себя тюрбаном. Однако подобные головные уборы были достаточно популярны в то время.
Успешные завоевания Султана Сулеймана принесли в европейские страны моду на турецкие элементы в одежде. Вот только тюрбан «Девушки с жемчужной серёжкой» кардинально отличается по цвету от классических вариантов.
Поразительной деталью является и сама серёжка. Как утверждают эксперты, в природе жемчуг такой формы и размеры не встречается, вот только подобное украшение присутствует на нескольких картинах мастера. Что же выходит: Вермеер выдумал и серёжку, и тюрбан? Ответ на этот вопрос в наши дни получить невозможно.
Та самая серёжка, фрагмент картины после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com
Кто она – «Девушка с жемчужной серёжкой»?
Однако главной интригой картины так и остаётся личность той, кто изображён на портрете. Исследователи высказывают массу предположений, что основываются на тех скудных данных, что сохранились о жизни художника.
Самой распространённой гипотезой является версия о том, что на картине изображена дочь живописца, Мария. Вот только к моменту написания картины девочке исполнилось всего 12 лет, что не соответствует возрасту героини полотна. Конечно, можно предположить, что художник и здесь проявил невероятную фантазию, прибавив дочери более пяти лет, но это не кажется логичным.
«Девушка с жемчужной серёжкой» после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com
Вторым популярным предположением стала гипотеза о том, что на картине Вермеера – его супруга, Катарина Болнес. Не секрет, что живописец работал с нею как с натурщицей, но и здесь есть возрастное несоответствие. В годы создания «Девушки с жемчужной серёжкой» Катарина уже не была молода, а потому вряд ли могла стать прообразом портрета столь юной особы.
Бытует версия, что «Девушкой с жемчужной серёжкой» могла быть любовница мастера, но современники отзывались о художнике как о прилежном семьянине и верном супруге. Это позволяет считать предположение весьма сомнительным.
Глаза героини картины после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com
А может служанка?
В последнее время распространение получила версия о служанке-натурщице. Эта гипотеза была высказана в романе Трейси Шевалье «Девушка с жемчужной серёжкой». По книге был снят фильм о жизни художника и его окружения, однако не стоит забывать, что сюжет является лишь вольной трактовкой событий XVII века.
Положение слуг в те времена было строго регламентировано. В большой семье Вермеера (а у него было 15 детей) вряд ли простая девушка-служанка могла оказаться так близка с хозяином дома, чтобы тот решил написать её портрет.
Главная героиня картины, фрагмент картины после реконструкции Koorosh Orooj / vphotobrush.com
Как у любого шедевра, получившего признание (пусть и после смерти автора), у «Девушки с жемчужной серёжкой» появилось немало подделок и вариаций. В 1937 году была обнаружена картина, очень похожая на главное творение Вермеера. По мнению исследователей, в начале прошлого века эту подделку создал копиист Тео ван Вейнгарден.
«Девушка с жемчужной серёжкой» – знаменитая картина Яна Вермеера, что нашла признание не только среди искусствоведов и ценителей, но даже в массовой культуре. Образ девушки, обернувшейся к зрителю, не перестаёт интересовать людей. Быть может, не так долго осталось ждать момента, когда кто-то из ценителей сумеет разгадать множество загадок этого творения.