караван сарай это какой город
Караван-сарай
Содержание
Строение
Караван-сарай бывает двух видов: открытый и закрытый. Закрытый вид в основном строился вдоль караванных путей, хотя часто такой вид строился и в городах. Стены представляли возможность отбить нападение и выдержать недолгую осаду. Имеет квадратное или прямоугольное построение в основном с открытым двором и колодцем посередине двора. Внутри находились комнаты для проживания и складские помещения для товара. В обязательном порядке присутствовал загон для вьючных животных. Встречались одно- и двухэтажные караван-сараи. В двухэтажных на втором этаже располагались жилые помещения, а на первом склады и загоны для животных.
Условия проживания
Иногда роскошно выстроенные, но без утвари, вследствие чего путешественники должны были иметь с собой постель и ковры, равно как и жизненные припасы для себя и своих животных. Часто имелась лишь вода, иногда привезенная издалека, с большими издержками. В крупных городах караван-сараи представляли собой полноценные подобия современных гостиниц, с предоставлением дополнительных услуг — питания (чайхана), бань, денежных обменных пунктов и т. п.
Оренбургский Караван-Сарай
«Караван-Сарай» (башк. Ҡарауанһарай ) в Оренбурге, сооружённый в период с 1837 по 1846 годы, является памятником истории и культуры башкирского народа. Был построен башкирами на добровольные пожертвования для размещения канцелярии командующего башкиро-мещерякским войском, гостиницы для башкир, приезжавших в Оренбург «по своей надобности и по делам службы», мастерской и школы для башкир. Историко-архитектурный комплекс состоит из Башкирского народного дома и мечети. Оригинальный проект архитектора А. П. Брюллова был разработан как стилизация под традиционный башкирский аул: центральная доминанта ансамбля — восьмиугольная мечеть воспроизводил формы башкирской юрты.
25 мая 1994 года между Правительством РФ и Правительством Республики Башкортостан было подписано соглашение, по которому комплекс Караван-Сарай в городе Оренбурге, включая здание мечети с земельным участком, стал объектом государственной собственности Республики Башкортостан на территории Российской Федерации. [1]
Шекинский караван-сарай
Исторический комплекс «Караван-сарай» в азербайджанском городе Шеки представляет собой два караван-сарая, дошедших до наших дней и традиционно называемых «Юхары» и «Ашагы» караван-сарай, что в переводе с азербайджанского на русский язык означает «Верхний» и «Нижний» Караван-сараи. Строительство этих караван-сараев относится к XVIII—XIX векам нашей эры.
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Караван-сарай» в других словарях:
КАРАВАН-САРАЙ — (перс.). На востоке, здание, служащее пристанищем караванам и купцам. В городах, караван сарай служат складочным местом товаров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАРАВАН САРАЙ на Востоке здания на… … Словарь иностранных слов русского языка
караван-сарай — КАРАВАН САРАЙ, КАРАВАНСЕРАЙ я, м. caravansérail m., нем. Karawanserail <перс. karvanserai < karvan караван + serail дворец. В Азии и Закавказье постоялый двор, место стоянки караванов с помещениями для людей и грузов. БАС 1. Укрепленный… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Караван-сарай — (перс., букв дом караванов), постоялый двор в городах и на торговых путях Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья. Караван сараи известны с древности, широко распространились в IX XVIII вв. в связи с ростом городов и усилением… … Художественная энциклопедия
КАРАВАН-САРАЙ — КАРАВАН САРАЙ, караван сарая, муж. (от перс. караван и sarai дворец). Гостиница или постоялый двор со складом для караванных товаров в Азии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
караван-сарай — сущ., кол во синонимов: 2 • гостиница (35) • хан сарай (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
караван-сарай — караван сарай, караван сарая … Орфографический словарь-справочник
КАРАВАН-САРАЙ — (персидское, буквально дом караванов), постоялый и торговый двор в городах и на дорогах Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья; укрепленный двор, окруженный помещениями; в Армении также зал, разделенный на нефы. Известны с глубокой древности … Современная энциклопедия
КАРАВАН-САРАЙ — (перс. букв. дом караванов), постоялый и торговый двор в городах и на дорогах Ближнего Востока, Ср. Азии, Закавказья: укрепленный двор, окруженный помещениями, в Армении также зал, разделенный на нефы … Большой Энциклопедический словарь
Караван-сарай — (караванный дом) большие общественные строения наВостоке, в городах, на дорогах и в ненаселённых местах, служащие кровоми стоянками для путешественников. Иногда они роскошно построены, но безутвари, вследствие чего путешественник должен привозить … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
караван-сарай — КАРАВАН САРАЙ, я, м. Пикап; машина с прицепом. От «каравансарай» постоялый двор для караванов (из персидского, через тюрк.) … Словарь русского арго
Караван-сарай — (caravanserai, перс, karwansaray «дом каравана»), постоялый и торг, двор в городах и на дорогах Бл. Востока, Ср. Азии и Закавказья. К. с. обычно были хорошо укреплены, и за их состоянием следили местные власти. Здесь путники находили приют, могли … Всемирная история
Караван сарай это какой город
Архитектурный ансамбль Караван-Сарая, безусловно, является одним из наиболее впечатляющих памятников архитектуры Старого Оренбурга.
Известный краевед, архитектор и историограф Оренбурга В.В. Дорофеев назвал Караван-Сарай символом города. А в Башкирии наш Караван-Сарай называют не иначе как «святыня башкирского народа».
«Отдельно стоящее грандиозное здание своей редкой и чудной постройкой приковывает глаз», – писал немецкий исследователь Теодор Базинер, совершивший в 1842 году путешествие в Хиву через Оренбург.
«Солнце только что закатилось, когда я переправился через Сакмару, и первое, что я увидел вдали, это было розового цвета огромное здание с мечетью и прекраснейшим минаретом. Это здание называется здесь Караван-Сарай, недавно оно воздвигнуто по рисунку Брюллова», — так отзывался о нашем памятнике архитектуры великий украинский поэт Тарас Григорьевич Шевченко, прибывший с конвоем в ссылку в Оренбург летом 1847 года.
«Очень интересен Караван-Сарай. Это прекрасное здание с превосходным архитектурным памятником посредине…», — отмечал нарком просвещения Анатолий Васильевич Луначарский, посетивший Оренбург в 1929 году в поездке по Среднему Поволжью.
«Все, кому пришлось посетить Оренбург, в своих высказываниях о городе непременно упоминают о Караван-Сарае как об оригинальном и прекрасном сооружении, придающем городу особый колорит», — пишет в 1966 году в своей книге доктор архитектуры из Уфы Барый Гибатович Калимуллин.
Архитектурный ансамбль Караван-Сарай. 1846. Памятник федерального значения. Автор-архитектор А.П. Брюллов. Ныне – административное здание и Соборная мечеть № 2. Адрес: Парковый проспект, 6.
История
Идея постройки в Оренбурге Караван-Сарая и ее воплощение связано с Василием Алексеевичем Перовским – оренбургским военным губернатором в 1833-1842 годах и генерал-губернатором Оренбургским и Самарским в 1851-1857 годах. В то время Башкирия административно подчинялась ему. Первоначально архитектурный комплекс Караван-Сарая предназначался для размещения органов управления так называемого Башкиро-мещеряцкого войска
Начало Башкирскому войску было положено в 1798 году, когда из башкир Оренбургской, Самарской, Уфимской, Вятской и Пермской губерний было сформировано иррегулярное войско, делившееся на 12 кантонов. Башкирское иррегулярное войско принимало участие в Отечественной войне 1812 года. После войны к этому воинскому подразделению присоединили ещё пять кантонов мещеряков, составлявших до этого отдельное войско. Таким образом сформировалось Башкиро-мещеряцкое войско, состоящее из 17 кантонов.
Башкиры – народ тюркской языковой группы, населяющий территорию современной Республики Башкортостан и соседние территории Южного Урала.
Мещеряки – народность тюркской языковой группы, живущая в районах Среднего Поволжья; говорят на диалекте татарского языка, в настоящее время сливаются с татарами.
Поскольку органы управления Башкиро-мещеряцким войском находились в Оренбурге, то башкирам и мещерякам часто приходилось приезжать в наш город по служебным делам, а также по своим надобностям. Как писал в служебном письме в правительство В.А. Перовский,
«они не имеют никакого пристанища в городе, принуждены бывают останавливаться порознь в разных частях города и слободок, по дворам знакомых, или даже нередко платить за проживку на постоялых дворах».
Поэтому «в отвращение этого неудобства» Оренбургский военный губернатор Перовский решил построить постоялый двор или Караван-Сарай, где башкиры и мещеряки могли бы останавливаться бесплатно.
В 1836 году военный губернатор В.А. Перовский объявил, что в Оренбурге будет построен Караван-Сарай для находящихся на военной службе башкир, «чтобы они имели более удобное помещение для себя и своих лошадей», а также:
«…чтобы башкиры имели полную возможность исполнять по своему закону требы и молитвы. Этим желали показать народу, что правительство России далеко от мысли насильственно обращать магометан в христианство…, напротив, правительство строит на свои средства мечеть, и не простую, а превосходящую все известные в крае мечети», — пишет И.В. Чернов.
Сам Василий Перовский в письме в Петербург подтверждал, что «постройка Караван-Сарая есть затея не моя, а казённая», то есть осуществляемая по Высочайшему повелению.
Караван-Сарай планировалось возвести к северу от исторического центра Оренбурга, на свободном от застройки месте. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор Александр Павлович Брюллов, с которым Перовский находился в близкой дружбе. Проект Караван-Сарая был выполнен к январю 1837 года. Приехав в Петербург, военный губернатор В.А. Перовский представил его императору Николаю I, который 19 января 1837 года утвердил проект Караван-Сарая. 29 мая 1837 года проектные материалы были доставлены в Оренбург.
Караван-Сарай строился в 1837-1846 годах. В 1842 году комплекс был в целом готов, оставались некоторые работы по мечети и минарету. Первоначально в С-образном двухэтажном корпусе хотели разместить квартиру командующего Башкирским войском, помещения войскового управления и канцелярию, училище для башкирских детей, квартиры для обслуживающего персонала, а также помещения для временного проживания приезжающих башкир. Возведение войсковой мечети с минаретом потребовало более длительных сроков строительства. Много времени ушло на отделку интерьеров. Наконец в августе 1846 года произошло освящение мечети.
Необходимо отметить, что общепринятое значение названия «караван-сарай» не вполне уместно по отношению к оренбургскому Караван-Сараю. На востоке «караван-сараями» называют постоялые дворы для торговых караванов и купцов с товарами. Оренбургский Караван-Сарай никогда не был постоялым двором, и никакие караваны сюда не приходили. Для торговых караванов в Оренбурге был предназначен огромный Меновой двор, находившийся за рекой Урал в двух верстах от города. Караван-Сарай был построен для размещения органов управления Башкирским войском, даже мечеть в нём была войсковой. Получился прекрасный архитектурный ансамбль дворцового характера в мусульманском стиле. Странное для военного комплекса название – «Караван-Сарай», тем не менее, точно отражает восточный колорит его архитектуры.
Караван-Сарай в городе Оренбурге
После постройки Караван-Сарая первоначальные планы начальства в отношении его использования радикально поменялись. По распоряжению нового военного губернатора В.А. Обручева (1842-1851 годы) в помещениях двухэтажного корпуса разместились казармы башкирского конного полка. Во время второго правления генерал-губернатора В.А. Перовского (1851-1857 годы) созданное им Башкирское войско ещё продолжало кое-как существовать, хотя военной необходимости в таких воинских частях и подразделениях уже не было.
После упразднения Башкирского войска (1863 год) возникли проблемы с дальнейшим использованием Караван-Сарая. В «Трудах оренбургской учёной комиссии» (выпуск ХVIII, 1907 год) генерал-майор И.В. Чернов пишет о Караван-Сарае:
«Помещения для башкир и не думали открывать, и никто из них там не останавливался. Обращение здания в постоялый двор стоило бы дорого по отоплению и содержанию в чистоте и ремонту. Правый фасад обратили в канцелярию, а левый был отдан для губернатора».
Приезжающие в Оренбург официальные лица, жители и гости нашего города всегда искренне удивлялись тому, что построенный в мусульманских архитектурных формах Караван-Сарай с мечетью и минаретом стал дворцом оренбургского губернатора, исповедующего православие.
Дело в том, что во время правления последнего оренбургского генерал-губернатора Н.А. Крыжановского (1864-1881 годы) Караван-Сарай стал его резиденцией. Причём переезд Николая Андреевича из Губернаторского дома на берегу Урала в Караван-Сарай был далеко не случаен. В это время Россия переживала период необыкновенного подъёма русского национального самосознания.
«Иноземные формы должны замениться русскими» – таково было категоричное отношение высшей российской власти к объектам архитектуры. Появились и всячески насаждались «русский» и «русско-византийский» архитектурные стили. Генерал-губернатору Н.А. Крыжановскому категорически не нравилось, что при въезде со стороны Москвы город Оренбург открывался комплексом Караван-Сарая с мечетью и минаретом. По свидетельству историографа Н.Н. Модестова,
«…Крыжановский, заняв Караван-Сарай под свою квартиру и под губернские присутственные места, пришёл к мысли перенести Караван-Сарайскую мечеть на другое место».
По мнению генерал-губернатора, совместное существование действующей мечети и губернского управления создавало значительные неудобства как для власти, так и для верующих мусульман. Сложилось также мнение общественности о том, что «неблаговидно и неестественно видеть действующую магометанскую мечеть посреди архитектурного комплекса, занятого русскими присутственными местами». Особенно это было неудобно для начальствующих лиц и приезжающих высокопоставленных гостей, которым такое положение казалось противоестественным.
В 1867 году генерал-губернатор Н.А. Крыжановский направил ходатайство в Министерство внутренних дел «о переносе мечети с минаретом, находящихся при Караван-Сарае, на другое место». Однако тогдашний российский министр внутренних дел П.А. Валуев ответил отказом и постановил «оставить означенную мечеть с минаретом на месте, ею ныне занимаемом».
После такого решения в Оренбурге можно было наблюдать «довольно своеобразную картину, когда рядом с губернаторской квартирой и губернскими присутственными местами стояла мусульманская мечеть с минаретом, с высоты которого слышались призывы на молитву».
Известный дореволюционный писатель В.Л. Кигн-Дедлов в конце 1890-х годов назвал Караван-Сарай «дворцом оренбургского губернатора в азиатском вкусе». Кроме резиденции губернатора здесь также размещались губернская канцелярия, губернские присутственные места, комиссия по размежеванию земель, типография и редакция «Оренбургской газеты».
«В Караван-Сарае сосредотачивается административная часть управления как городом, так и губернией», — писал историограф П.А. Столпянский, подчёркивая исключительно важную роль Караван-Сарая для дореволюционного Оренбурга.
В разные годы Караван-Сарай посетило великое множество высокопоставленных персон и выдающихся деятелей, получивших признание в нашей стране и за рубежом. Например, в 1876 году, когда была построена и открыта железная дорога до Оренбурга, приезжал в наш город граф Лев Николаевич Толстой. Он посетил генерал-губернатора Николая Андреевича Крыжановского, с которым они вместе участвовали в обороне Севастополя (1854-1855 годы) во время Крымской войны 1853-1856 годов.
После Февральской революции 1917 года в Караван-Сарае находился комиссар Временного правительства и работал Оренбургский совет рабочих и солдатских депутатов. В 1918 году оренбургский Караван-Сарай стал на некоторое время местом размещения руководящих органов вновь образованной Башкирской республики. В 1921-1936 годах в Караван-Сарае находился Башкирский педагогический техникум.
В 1930 году мечеть Караван-Сарая была закрыта, а в 1932 году в мечети устроили клуб для студентов. После ликвидации Башкирского педтехникума здание бывшей мечети некоторое время пустовало. Наконец в 1954 году в бывшей мечети устроили планетарий. Богатое убранство интерьера мечети оказалось полностью скрытым за внутренним деревянным куполом, предназначенным для демонстрации звёздного неба. Возвращение мечети верующим произошло в 1993 году. В настоящее время в мечети располагается мусульманское религиозное объединение «Караван-Сарай».
С 1940-х годов в основном двухэтажном корпусе Караван-Сарая размещалась воинская часть. В 1960 году здесь обосновалось крупное производственное объединение «Оренбурггеология», проработавшее до своей ликвидации в начале 2000-х годов. В настоящее время всё вернулось на круги своя. В «Караван-Сарае» работают различные учреждения и организации. При этом действует мечеть и с высоты минарета из микрофонов слышатся сладкозвучные призывы на мусульманскую молитву.
Автор: Станислав Смирнов
Источник: Оренбургская неделя, 25.11.18
Караван-сарай
Караван-сарай (дословно «дворец караванов») — это такой восточный постоялый двор, рассчитанный на приём целых караванов, а не просто одиноких путников (хотя в те, что вне городов, их тоже обычно пускали). В плане чаще всего представляет собой огромный двор, окружённый замкнутым строением собственно караван-сарая. Это и дорожная станция и гостиница, и торговая контора и крепость для защиты от налётчиков или на случай беспорядков (если стоит в городе). Обязательно есть колодец, чтобы поить и людей и огромное количество животных. На случай, если колодца окажется мало, может иметься резерв воды в виде накрытого куполом большого бассейна — сардоба, — наполняемого водой в прохладное время года и расходуемого в летнюю засуху. Конечно, такой бассейн строился там, где вообще имеется достаточно прохладное время года с дождями — в Иране, Средней Азии и Турции, отсутствуя в арабских странах.
Главным назначением караван-сарая была безопасная ночёвка. Поэтому вдали от городов и других торговых центров караван-сараи обычно были рассчитаны на одну ночёвку и стояли с интервалом 38-40 км (стандартный дневной переход каравана). А вот в городских караван-сараях зачастую караван мог стоять и месяцами. Такой караван-сарай на оживлённом маршруте не обойдётся без своей мечети, бань и найма помещений под склады и конторы.
В кочевой империи караван-сарай на землях кочевников крышуется властями (теми самыми которые выдают пайцзу и ярлык) и, обрастая пристройками, может постепенно вымахать до настоящего торгового города. Сами кочевники приезжают туда 1-2 раза в год: продать скот и приобрести товары, которые у них не производятся.
Короче, если герой странствует по древнему или фэнтезийному Кураку — часто именно в караван-сарае ему предстоит отдыхать и развлекаться.
Рибат (дословно «база», а также «гостевой дом») — близкий, но не идентичный термин: укрепление, служащее приютом для усталых путников. У нас это арабское слово неизвестно, так как по Средней Азии проходил Великий шёлковый путь, на котором в ходу было именно слово «караван-сарай». Так вот, рибат чаще всего являлся именно караван-сараем, если не был суфийским монастырём — суфии строили гостиницы для долгого проживания странствующих дервишей. А вот в Северной Африке часто встречались небольшие рибаты, слишком маленькие для приёма больших караванов. В отличие от караван-сараев, изначально строившихся специально для караванов, рибаты изначально строились как крепости, по совместительству дававшими безопасный ночлег для путников. Ну и, естественно, караван-сараи и рибаты возникли независимо друг от друга, и в зависимости от эпохи и региона могут быть совсем не синонимами.
Оренбургский караван-сарай – мусульманский памятник Российской империи
В средневековье и в новое время караван-сараи были прочно вплетены в повседневную жизнь мусульман. Сегодня эти гостиные дворы, разбросанные по территории мусульманской ойкумены, уже не используются и служат лишь напоминаем об исламском гостеприимстве. Один из таких гостиных дворов находится в Оренбурге. Не являясь типичным караван-сараем как места встречи торговцев, оренбургский караван-сарай, тем не менее, представляет собой важный памятник мусульманской истории на территории России.
Караван-сарай в Оренбурге был построен в 1837-1846 годах. Строительство караван-сарая диктовалось практическими нуждами. Российская империя в это время активно действовала в мусульманских регионах – на Кавказе и в Средней Азии. Караван-сарай был необходим, чтобы у солдат и офицеров Башкиро-мещерякского войска было в Оренбурге место, где они могли собираться.
Инициатор строительства караван-сарая оренбургский военный губернатор Василий Перовский говорил, что «приезжающие в Оренбург по своей надобности и по службе башкиры и мишари не имеют никакого пристанища в городе». Он отмечал: «важно, чтобы они имели более удобное помещение для себя и своих лошадей… и чтобы башкиры имели полную возможность исполнять по своему закону требы и молитвы». Башкиро-мещерякское войско было составлено из башкир и мишар, а позже включило еще и тептяр. Это было иррегулярное войска, созданное для обеспечения безопасности на южных рубежах России.
Василий Перовский / Источник: ru.wikipedia.org
Автором проекта стал видный русский архитектор Александр Брюллов, старший брат художника Карла Брюллова. Ему была поставлена задача, чтобы облик здания не вызывал недовольства у приезжавших в город мусульманских торговцев. Проект другого архитектора Михаила Коринфского был отклонен, так как он не соответствовал поставленной задаче. Караван-сарай – единственный проект, в котором А. Брюллов использовал элементы восточной архитектуры. В остальных случаях он обращался к европейскому архитектурному наследию.
Сбор денег на строительство и все строительные работы выполнили башкиры. Порой на строительстве одновременно участвовало более 1 тысячи башкир. Даже лес, необходимый для строительства, и тот сплавлялся по реке из Башкирии. Они же вырабатывали камень и известь для строительства. Даже растения для сада, разбитого позднее возле караван-сарая, были привезены из Стерлитамакского уезда.
Казак башкирских кантонов (1829-1838 гг.) / Источник: ru.wikipedia.org
Здание караван-сарая, в который включает главное здание, мечеть и минарет, имеет символический смысл. По форме она напоминала башкирский аул. Мечеть, расположенная в центре архитектурного ансамбля, была похожа на жилище башкирского старейшины. На башкирском оно называется “тирмэ”. Башенки, расположенные по углам главного здания, символизируют юрты. Внутри здания имеется небольшой дворик.
Внутренняя отделка выполнена в достаточно сдержанной манере. Это объясняется тем, что денег не строительство было немного, а работа мастеров-резчиков стоило больших денег. Кроме того, вместо башкирских национальных мотивов здесь использованы более распространенные турецкие, арабские и мавританские узоры.
Главное здание выполнено в форме буквы «П» и состоит из пяти примыкающих друг к другу зданий. Предполагалось, что в здании будут размещаться разные учреждения, поэтому каждый из них должен был иметь отдельный вход. Интерьер главного здания достаточно прост. В свою очередь, восьмиугольная мечеть отделана в более изысканной манере. Минарет высотой 39 метров отделан белым изразцовым кирпичом.
В караван-сарае в разное время располагались канцелярия командующего Башкиро-мещерякским войском, гостиница для башкир и мишар, резиденция губернатора, губернская канцелярия, башкирский педагогический техникум, типография и даже планетарий.
В 2006 году тогдашний президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов, посещая ансамбль караван-сарая сказал: «В истории каждого народа есть особые ценности, которые наиболее полно отражают его национальный дух. Таким воплощением духа башкирского народа стал Караван-Сарай. Построенный башкирами на добровольные пожертвования, собранные ими для размещения формирующихся в городе Оренбурге башкирских военных команд, училища для мальчиков-башкир и войсковой мечети, этот уникальный историко-архитектурный памятник — национальная гордость башкирского народа».
- караван каких птиц пролетал над лесом в стихотворении бунина листопад
- караганда в какой зоне сейчас