карамзин представитель какого направления
Николай Михайлович Карамзин. Сентиментализм как литературное направление
4) В сентиментальной литературе, как и в музыке, важную роль играет эмоциональность. Ключевое значение в сентиментальных произведениях имеют пейзажи, настраивающие читателя на определённый эмоциональный лад и косвенно отражающие авторское отношение к событиям или героям, а также междометия, восклицания, риторические вопросы.
Н.М. Карамзин родился 12 декабря 1766 года в имении отца под Симбирском (ныне Ульяновск). Далёким предком Карамзина был татарский хан Кара-Мурза. С двенадцати лет обучался в одном из московских пансионов, в 16 лет по настоянию отца поступил на военную службу в петербургский Преображенский полк, однако в 17 лет уже вышел в отставку и поселился в Москве, где познакомился с издателями-журналистами Николаем Новиковым и Алексеем Кутузовым. В содружестве с ними с 1784 года издавал литературный журнал «Детское чтение для сердца и разума».
Орест Кипренский, «Бедная Лиза»
В 1792 году Карамзина ожидал огромный успех, связанный с публикацией повести «Бедная Лиза», поразившей современников историей трагической самозабвенной любви и коварного, хотя и непреднамеренного предательства. Повесть была опубликована в «Московском журнале», который издавался самим Карамзиным, а в 1796 году вышла отдельной книгой, став образцом русской сентиментальной литературы.
С 1803 года указом Александра Первого Карамзин назначен придворным историографом. Результатом его исторических занятий стала публикация 12-томной «Истории государства Российского», написанной в течение двадцати трёх лет на основании тщательнейшего изучения всех доступных исторических документов: летописей, государственных грамот, дипломатической переписки и архивных записей. Свой труд Карамзин посвятил императору Александру Первому, написав известную фразу в посвящении: «История народа принадлежит царю».
Проза Н. М. Карамзина и русский сентиментализм
Проза Н. М. Карамзина и русский сентиментализм
Проза Н. М. Карамзина явилась важной вехой в развитии русской литературы: он был главой русского дворянского сентиментализма и предромантизма. В отличие от сентиментально-реалистической литературы, представителем которой был А. Н. Радищев, творчество Н. М. Карамзина носило сентиментально-романтический характер.
Русский сентиментализм зародился в семидесятые годы XYIII века во время крушения идеологии классицизма в связи с социальной ситуацией и шедшим с Запада воздействием. Русский сентиментализм унаследовал с одной стороны активные, радикальные элементы, а с другой – аполитичный, идиллический характер, который был свойствен русскому дворянскому сентиментализму – новому направлению в литературе XYIII века.
Русский сентиментализм создавал «не только Карамзин и даже не впервые Карамзин, хотя именно в его творчестве оно кристаллизовалось с наибольшей законченностью. Новое течение было настолько органическим и естественным проявлением судьбы русской дворянской интеллигенции в последнюю четверть XYIII в., что оно возникало в сознании ряда писателей как новая задача литературы. Оно вызревало, начиная с 70-х годов, в творчестве М. Н. Муравьева, Н. А. Львова, Нелединского-Мелецкого, затем у И. И. Дмитриева, Карамзина, Капниста, Хованского»… (Г. А. Гуковский, «Русская литература XYIII века», Издательство «Аспект-Пресс», Москва, 1999, стр. 263).
Творчество писателя Н. М. Карамзин рассматривает прежде всего как отражение души писателя, его «зеркало души» (о чем он пишет в своей критической работе «Что нужно автору?») Поэтому проза Карамзина носит предромантический, субъективно-лирический характер; в ней постоянно присутствует «я» автора.
Идея личности занимает центральное место в прозе Карамзина. Ему была чужда воинствующая гражданственность и стремление передать действительность. Его тема – это сам человек, с его чувствами и переживаниями, человек со своей психологией и внутренним неповторимым миром. Хотя Карамзин во внимании к эмоциональной жизни героя имел своих предшественников, он был первым, кто показал психологические переживания человека в качестве процесса. В этом плане наиболее характерна своего рода психологическая зарисовка «Чувствительный и холодный. Два характера».
Карамзин считает нелепым утверждать, что «обстоятельства и случаи воспитания… дают характер человеку» и убежден, что «Одна природа творит и дает». (Н. М. Карамзин, избранные сочинения, том первый, Издательство «Художественная литература», Москва-Ленинград, 1964, стр. 740). В этом стремлении отрицать роль социального аспекта в формировании личности и человеческой души (известное «Ибо и крестьянки любить умеют!») и в убежденности в том, что важна сама натура («Гони природу в дверь: она влетит в окно!») заключается «сентиментальность» Карамзина. Его проза – это произведения о чувствах, в которых большое внимание уделяется характеру героя и его соответствию событиям, которые случаются в повседневной, обыденной жизни с обычными людьми. Это было свойственно литературе сентиментализма.
«Исподволь, с разных сторон подготовлявшееся, с опорой на соответствующие западноевропейские образцы, новое большое литературное направление – сентиментализм – окончательно оформляется в 90-е годы XYIII века, оттесняя назад классицизм и в боях с ним победоносно выходя на первый план новой русской литературы…
… Общее направление в изменении содержания литературы сентиментализма по сравнению с классицизмом – ее тематики, сюжетики,
3
Но кто, о сердце! Может
Противиться тебе?
Речь идет о том, что чувства людей вкладываются в них природой и что они не всегда совместимы с добродетельностью. Эта повесть глубоко лирична и пропущена через душевное состояние рассказчика, который имеет желание убежать от действительности: «от вьюг и метелей – укроемся в тихом кабинете своем».
Лиризм и субъективизм остались навсегда творческой манерой Карамзина, сентименталиста-романтика.
Еще более лирична маленькая повесть «Сиерра-Морена», являющаяся по своему характеру не повествованием, а лирическими записками «человека, перенесшего трагическое несчастье, но уже сумевшего в какой-то мере победить себя, отчасти изжить свое горе, сумевшего если не обрести душевное равновесие, то, во всяком случае, выйти из состояния отчаяния и погрузиться в холодное равнодушие». (Вступительная статья Беркова и Макогоненко, Н. М. Карамзин, избранные сочинения, том первый, «Художественная литература», Москва-Ленинград, 1964, стр. 39).
В этой повести звучит та же мысль, что и в других повестях Карамзина: «Можно сражаться с сердцем долго и упорно, но кто победит его?» Для современников Карамзина «Сиерра-Морена» была интересна не только лиричностью языка, стремительно развивающимся сюжетом, неожиданной развязкой, необычным названием… В этой повести была предпринята попытка объяснить смену душевных состояний человека, прошедшего путь от большого личного счастья до великого горя; в ней было стремление объяснить психологию героя.
русской журналистики XYIII века», Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1952, Ленинград, стр. 531).
Список использованной литературы:
1. Н. М. Карамзин, избранные сочинения, два тома, «Художественная литература», Москва- Ленинград, 1964;
2. «Русская литература XYIII – начала XIX века в общественно-культурном контексте», Ленинград, «НАУКА», Ленинградское отделение, 1983;
3. «Русская литература XYIII – XIX веков», Москва, «Просвещение», АО «Учебная литература», 1995;
4. П. Н. Берков, «История русской журналистики XYIII века», Издательство Академии Наук СССР, Москва, 1952, Ленинград;
5. Д. Благой, «От Кантемира до наших дней», Москва, «Художественная литература», 1979, том первый;
6. Г. А. Гуковский, «Русская литература XYIII века», Издательство «Аспект-Пресс», Москва, 1999.
Николай Михайлович Карамзин
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826).
Сентиментальное направление в русской литературе
Заплатив дань ложноклассическому направлению, русская литература долго находилась под влиянием сентиментализма, который постепенно начал проникать в нашу литературу уже в конце Царствования Екатерины Великой и пришелся по сердцу нашим писателям как естественная реакция против холодного, рассудочного и высокопарного псевдоклассицизма. Сентиментализм зародился в Англии в средине ХVІІІ века, быстро охватил Европу и проник в русскую литературу. Чувствительность и жизнерадостность романов действовали на нравственное чувство читателей, которые называли писателей-сентименталистов певцами действительной жизни. Лирика с ее анализом внутренней жизни человеческой личности сделалась более искренней и задушевной. Так как сострадание или сочувствие страданию личности часто переходит в меланхолию, то возлюбленной формой лирики становится элегия с ее мечтательной грустью, воспоминанием о светлом прошлом, чувством одиночества и грустными мыслями о непрочности человеческого счастья на земле.
Эпоха сентиментализма в России неразрывно связана с Карамзиным – блестящим представителем этого направления. С этим литературным направлением Карамзин познакомился во время своего путешествия по Германии, Швейцарии, Франции и Англии. Совершить путешествие по культурным странам Европы в то время означало «окончить университет». В своем дневнике, под живым впечатлением, Карамзин во время путешествия записывал все интересное. В результате этих записок у него получилось литературное произведение «Письма русского путешественника». Сентиментализм Карамзина сказался в описании величественной природы Швейцарии, созерцая которую Карамзин, по его собственному выражению, «выскочил из кареты, упал на цветущий берег Рейна и готов был в восторге целовать землю». Карамзин восклицает: «Счастливые швейцарцы! Всякий ли час благодарите вы Небо за свое счастье, живучи в объятьях прелестной натуры под благодетельными законами братского союза, в простоте нравов и служа одному Богу. »
«Письма» Карамзина не исчерпываются только излиянием чувств. В них Карамзин останавливается на общественной и политической жизни в разных странах, на народном характере, театрах, искусствах, науке, музеях, учебных и благотворительных учреждениях.
Будучи патриотом своей Родины, Карамзин при каждом подходящем случае обращается к своему «любезному Отечеству». В размышлениях о французской революции Карамзин осуждает насильственные потрясения и поучает своих соотечественников, что «прогресс совершается неприметным действием времени, посредством медленных, но верных и безопасных успехов разума, просвещения и воспитания добрых нравов».
Сентиментализм Карамзина особенно ярко выразился в его повести «Бедная Лиза» (1792), которая глубоко пришлась по душе русскому народу. Над страницами «Бедной Лизы» проливались искренние слезы, а к Симонову монастырю и к пруду, где утопилась Лиза совершались целые паломничества чувствительными читателями этой повести. Один остряк даже написал там добродушную эпиграмму:
Здесь в воду бросилась Эрастова невеста.
Топитесь, девушки. В пруду довольно места.
Своей «Бедной Лизой» Карамзин произвел целый переворот в русской литературе. Избрав впервые своей героиней крестьянскую девушку, он перенес действие повести в среду низшего класса, чего не допускалось в ложноклассической литературе. Доказав простую, но новую мысль, что и «крестьянки чувствовать умеют», Карамзин положил начало филантропическому направлению в русской литературе, которое очень помогло ей сделаться величайшей и гуманнейшей литературой в мире. Сочувствие всем униженным и оскорбленным нашло почетное место в творчестве всех наших великих писателей XIX века. По образному выражению Достоевского, из гоголевской «Шинели» вышли все наши писатели, но первым звеном в этой галерее была «Бедная Лиза» Карамзина.
На светлом фоне чистой и глубокой любви Лизы ярко вырисовывается темная личность ветреного Эраста – этого первого в русской литературе «разочарованного» человека – праотца так называемых «лишних людей», которыми так изобилует наша литература.
Начитавшись сентиментальных романов и идиллий о счастливой жизни на лоне природы, Эраст, встретив крестьянскую девушку Лизу, стал мечтать о пастушеской идиллии с нею. Однако чувство любви у него скоро остыло, пастушеская идиллия потеряла прелесть новизны, и Эраст, бросив Лизу, спокойно вернулся к привычной жизни. Искренно же и глубоко полюбившая его Лиза погибает.
Отдав должную дань сентиментализму, Карамзин посвятил второй период своей литературной деятельности изучению русской истории, результатом которого был его капитальный труд «История государства Российского». По глубокому убеждению Карамзина, чтение истории, кроме пользы, должно доставлять читателю и удовольствие. Поэтому историк должен быть не только ученым, но и художником слова, оставаясь в пределах строгой, объективной истины. Историк должен быть истинным патриотом, воодушевленным искренней и глубокой любовью к Родине, которая «дает его кисти жар, силу и прелесть, ибо где нет любви, там нет и души».
В предисловии к своему труду Карамзин с высоким подъемом говорит: «История в некотором смысле есть священная книга народов – главная и необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков потомству».
Как научный труд «История государства Российского» имела важное значение для того времени. Это был знаменательный труд первой полной истории России, начиная с IX века, основанный на исследовании и изучении всех доступных тогда источников – византийских и западных хроник, летописей, грамот, житий святых, записей иностранных путешественников, сказаний и так далее.
Являясь убежденным сторонником необходимости единодержавия для России, Карамзин сделал Иоанна III излюбленным и центральным лицом своей истории как «творца новой России», свергнувшего монгольское иго и утвердившего Самодержавие на Руси. Карамзин поставил Иоанна III выше Петра Великого, потому что Петр был лишь «преобразователем», а Иоанн «создателем» государственного могущества России. Карамзиным, говорит Пушкин, «была найдена Древняя Русь, как Америка Колумбом». Из истории Карамзина стали заимствовать сюжеты русские писатели, в том числе и сам Пушкин.
Труд Карамзина никогда не устареет по своим высоконравственным и патриотическим чувствам, вложенным автором в историю его возлюбленного Отечества.
Продолжая дело развития русской литературы, Карамзин сделал ее более человеколюбивой, возвысил ее эстетический вкус, обогатил русский язык новыми словами для выражения новых понятий и очистил литературный язык от длинных предложений с нерусской расстановкой слов. Благодаря Карамзину у нас появился легкий и гибкий язык. Благодаря Карамзину, как писал Грот в своей статье о роли Карамзина в истории русского языка, «появилась у нас проза ровная, чистая, блестящая и музыкальная, в выразительности и изяществе не уступающая прозе самых богатых литератур Европы».
Следует заметить, что Карамзин был далеко не одинок в деле создания новой эпохи в развитии русской литературы. Если Карамзин преобразовал русскую прозу, то его талантливый современник и можно сказать «сотрудник» поэт Иван Иванович Дмитриев (1760-1837) сделал то же самое в стихосложении.
Другой современник Карамзина, Владислав Александрович Озеров (1770-1816), оставаясь в своих драмах еще на ложноклассических позициях, улучшил язык русской сцены и обеспечил блестящий успех рождавшемуся тогда русскому театру.
Все они вместе подготовили пьедестал для появления Пушкина, который завершил их труды и увенчал их венцом неувядаемой славы и открыл Золотой век в истории русской литературы.
Урок Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель: Загородняя А. Я.
Тема урока: Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.
Цель урока: Познакомить учащихся с сентиментализмом как литературным направлением, выявить новаторский характер литературного творчества Н.М. Карамзина.
Образовательные – познакомить учащихся с основными чертами литературного направления – сентиментализм, с новаторским характером литературного творчества Н.М. Карамзина, как представителя русского сентиментализма. Познакомить со стихотворением Н.М. Карамзина «Осень» как примером литературного произведения, принадлежавшего этому направлению.
Развивающие – развивать память, мышление, связную речь, формировать умение работать с таблицей, со статьёй учебника;
Воспитательные – воспитывать интерес к русской литературе, к творчеству Н.М. Карамзина.
Оборудование: учебник по литературе, таблица «Сентиментализм», презентация
1. Организационный момент. Настрой на урок.
2. Вхождение в тему.
Слово учителя: На предыдущих уроках мы с вами знакомились с произведениями русской литературы 18 века, которые относятся к классицизму.
– Что такое классицизм? ( Классицизм – (от лат. classicus – образцовый), художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе 17 – начала 19 века, одной из важнейших черт которого являлось обращение к античным образам).
– Назовите основные черты классицизма (Обращение к античным образам, чёткое деление героев на положительных и отрицательных, деление жанров на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня), закон трёх единств (единство времени, места и действия).
– Назовите представителей классицизма ( Михаил Васильевич Ломоносов, Гаврила Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин ).
Слово учителя: В конце 18 века в литературе возникает новое литературное направление – сентиментализм.
Цель урока (ученики): Как вы думаете, что мы должны узнать на уроке?
Цель урока: Сегодня на уроке мы познакомимся с сентиментализмом как литературным направлением, с биографией Н.М. Карамзина и с особенностями его литературного языка.
Работа в тетради: число, тема урока.
По ходу моего рассказа будем заполнять таблицы «Сентиментализм», которая лежит у вас на партах.
Сентиментализм – литературное направление конца 18 начала 19 века.
Период: конец 18 начало 19 века.
Слово учителя: Писатели-сентименталисты проявляли интерес к личности человека (незнатного и небогатого), к его внутреннему миру, славили вечные ценности – любовь, дружбу.
Задача писателей – заставить читателя сопереживать, сочувствовать героям.
Герои – простые люди: пастухи и пастушки, поселяне.
События в произведениях происходили в небольших городках или деревня’х.
Предмет изображения: мирная жизнь на лоне природы.
– Что изображали писатели-сентименталисты в своих произведения? ( Мирную жизнь на лоне природы ).
– Кто является героями произведений? ( Простые люди: пастухи, пастушки, поселяне, крестьяне ).
– Где происходит действие в произведениях? ( Небольшие города, деревни ).
– Какие ценности славили писатели-сентименталисты? ( Любовь, дружба ).
Работа с таблицей. Особенности:
Изображали мирную жизнь на лоне природы. Герои – простые люди. Действие – небольшие города, деревни. Славили любовь, дружбу.
Слово учителя: Сентименталисты обогатили русскую литературу такими жанрами, как путешествие, дневник, очерк, послание, элегия, сентиментальная повесть.
Работа с таблицей. Жанры: путешествие, дневник, очерк, послание, элегия, сентиментальная повесть.
Ярким представителем русского сентиментализма является Николай Михайлович Карамзин. Сегодня на уроке мы познакомимся с биографией Карамзина. По ходу рассказа будем делать записи в тетради.
Карамзин – основатель русского сентиментализма.
Вот несколько высказываний писателя:
«Кто думает, что счастье состоит в богатстве и избытке вещей, тому надобно показать многих здешних Крезов, осыпанных средствами наслаждаться, теряющих вкус ко всем наслаждениям и задолго до смерти умирающих душою». («Письма русского путешественника»)
«Чувствительное сердце есть богатый источник идей; ежели разум и вкус помогают ему, то успех несомнителен». («Повесть «Чувствительный и холодный: Два характера»)
СЕНТИМЕНТАЛИЗМ В РОССИИ
Англия: Лоренс Стерн — автор «Сентиментального путешествия» и романа «Тристрам Шенди», Ричардсон — автор «Клариссы Гарлоу», одного из любимых Татьяной Лариной романа.
Появился в России в 60-70 гг. XVIII в. (М.Н. Муравьев, Н.М. Карамзин, В.В. Капнист, Н.А. Львов, молодой В.А. Жуковский).
Сентиментализм как направление в искусстве сложился в эпоху кризиса Просветительства. Как очевидно уже по названию направления, доминантой «человеческой природы», в отличие от классицизма, сентиментализм избирает чувство. В противовес сословному искусству классицизма, избравшего идеалом человека аристократического происхождения, сентиментализм обращается к жизни простолюдина, показывая его богатый внутренний мир, мир его чувств и переживаний.
Основная идея — мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы. «Резко противопоставляется деревня (средоточие естественной жизни, нравственной чистоты) городу (символу зла, неестественной жизни, суеты). Появляются новые герои — «поселяне» и «поселянки» (пастухи и пастушки). Особое внимание уделяется пейзажу. Пейзаж идиллический, сентиментальный: речка, журчащие ручейки, лужок — созвучен личному переживанию.
Автор сочувствует героям, его задача — заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя.
Основная тематика — любовная.
Если основными жанрами классицизма были жанры поэтические, то сентиментализм вводит в литературу прозаические жанры: эпистолярный роман, путевые заметки, дневники и другие виды прозы, в которых превалируют исповедальные мотивы и интонации. Сентиментализм пробудил и интерес к личности писателя, сделав особенно популярными жанры, в которых автор мог с наибольшей полнотой выразить свой взгляд на мир, свои представления о людях, о событиях, рассказать о себе самом. Писатель-классицист, подражая книжным образцам, мог творить, не выходя из кабинета. Для сентименталистов же предпочтительнее путешествие, обогащавшее впечатлениями, дававшее обширное поле наблюдений над нравами и характерами. Неслучайно поэтому особенно широкое распространение в литературе сентиментализма получил жанр путешествия.
Основные жанры: сентиментальная повесть, путешествие, в лирике — идиллия, или пастораль. Сентименталисты любили также эпистолярный жанр (жанр письма).
Вершиной русского сентиментализма стала повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». Ниспровергая все каноны классицистической поэтики, героиней своей повести писатель делает «добродетельную поселянку», утверждая идею «естественного равенства людей»: его восклицание «И крестьянки любить умеют!» поистине произвело переворот в сознании современников и в литературе.
Используют сентименталисты и прием прямого обращения к читателю, вовлекая его в события, описываемые в произведении, заставляя его сочувствовать героям, сопереживать происходящему.
Впервые в сентиментализме появился эмоционально окрашенный пейзаж. Причем в отличие от классицистического, это не условный, а вполне конкретный и узнаваемый пейзаж средней полосы России. Пейзаж становится лирическим аккомпанементом к происходящим событиям и переживаниям героев, помогает раскрыть их эмоциональное состояние. Не менее важна и языковая практика сентиментализма.
— уход от прямолинейности классицизма в обрисовке характеров и их оценке;
— подчеркнутая субъективность подхода к миру;
— культ чувства;
— культ природы;
— культ врожденной нравственной чистоты, неиспорченности; утверждается богатый духовный мир представителей низших сословий.
Особенности русского сентиментализма.
— сильная дидактическая установка;
— выраженный просветительский характер;
— активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
Более полные представления о сентиментализме вы получите, читая повесть Карамзина «Бедная Лиза».
Карамзин внес большой вклад в развитие русского литературного языка. Отказавшись от обилия церковнославянизмов и просторечных слов, он обогатил язык лексикой чувства и создал легкую, изящную фразу, правда, далекую от народной речи, но понятную всем, даже читателям из народа. Н.М. Карамзину мы обязаны такими словами, как промышленность, общественность, человечный, образ (применительно к искусству) и др. по словам В.Виноградова, Карамзину удалось «образовать доступный широкому читательскому кругу один язык «для книг и для общества», чтобы «писать, как говорят, и говорить, как пишут».
I. Работа по теме урока.
1. Рассказ учителя о Н.М. Карамзине.
К чему ни обратитесь в нашей литературе – всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.
Кто же он такой, Николай Михайлович Карамзин? В чем его заслуги перед литературой, отечеством?
Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне на берегу Волги, там он овладел основами грамоты. Затем – симбирский пансион, а вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. – военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И. П. Тургеневым, которая приводит Карамзина в Москву. Ранний период творчества писателя связан с кругом Новикова. В годы, когда Новиков возглавлял Типографическую компанию, он привлек Карамзина к сотрудничеству и поручил ему редактирование первого в России специального журнала для детей «Детское чтение» (1785–1789 гг.). Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» – масонства, о котором мы уже говорили, и просветительства. Воздействие философских и эстетических идей английского, французского и немецкого Просвещения испытывал Карамзин уже с молодых лет. Он верил в «изящность законов чистого разума», усвоил урок просветителей о внесословной ценности личности. Культура Просвещения навсегда стала в глазах Карамзина «палладиумом благонравия».
«Республиканец» в душе, Карамзин переводит на русский язык шекспировского «Юлия Цезаря» (1787 г.) и трагедию Лессинга «Эмилия Галотти» (1788 г.), восхищается в молодые годы ораторами французской буржуазной революции, внимательно следит за развертыванием событий во Франции вплоть до эпохи якобинской диктатуры, которую он переживает болезненно и под влиянием которой испытывает глубокий внутренний кризис. В литературных письмах – «Мелодор к Филалету» и «Филалет к Мелодору» (1793–1794 гг.) – слышно трагическое разочарование писателя в идеалах Просвещения. «Век Просвещения! Я не узнаю тебя – в крови и пламени не узнаю тебя, среди убийств и разрушений не узнаю тебя!» – восклицает Мелодор. В ответ на его сетование Филалет горестно призывает искать «источник блаженства в собственной груди нашей».
Утверждая вслед за Руссо, что республика – лучшая форма правления для малых стран, Карамзин отныне твердо отстаивает благотворность для России и для крупных государств вообще монархии как гарантии прочного общественного порядка. Он признает прочными лишь те изменения государственного и общественного уклада, которые осуществляются мирно, «посредством медленных, но верных, безопасных успехов разума, просвещения, воспитания, добрых нравов».
Карамзин-художник формировался под широким влиянием западноевропейской культуры. Особенно сильным было воздействие, оказанное на Карамзина творчеством Руссо.
Карамзин-просветитель с горячим восхищением относился к Шекспиру, Т. Мору, Ричардсону, Гольдони, Гете. Его знание европейской культуры – литературы, философии, общественной мысли – носило подлинно энциклопедический характер.
Итогом длительного пребывания за границей (с мая 1789 г. по сентябрь 1790 г.) стали «Письма русского путешественника», надолго ставшие образцом для многочисленных позднейших писателей-«путешественников» эпохи русского сентиментализма.
Карамзин побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Англии. Его «Письма…» содержат обширный информационный материал об общественной и культурной жизни этих стран. При этом писатель стремится передать чувства, возникающие у него под влиянием увиденного. Анализ этих чувств ведет автора к самоуглублению и самонаблюдению. Прощаясь с читателем в последнем письме, Карамзин делает знаменательное признание: «Вот зеркало души моей в течение осьмнадцати месяцев; оно через двадцать лет (если столько проживу на свете) будет для меня еще приятно – пусть для меня одного! Загляну и увижу, каков я был, как думал и мечтал; а что человеку (между нами будь сказано) занимательнее самого себя?»
«Письма русского путешественника» печатались в «Московском журнале» (1791–1792 гг.), издание которого Карамзин предпринял по возвращении из-за границы.
В «Московском журнале» появилась и повесть Карамзина «Бедная Лиза» (1792 г.), с восторгом принятая современниками.
Лаконизм повествования, тонкость художественного письма, умение сделать читателя соучастником переживаний героев, одухотворенность и лиричность то мрачного, то радостного весеннего, то бурного и грозного пейзажа, созвучного чувствам автора и персонажей повести, сложность психологического рисунка – все это было ново для русского читателя. Повесть Карамзина воспринималась как быль (так же, как это было в Германии со «Страданиями юного Вертера» Гете); окрестности Симонова монастыря, где жила и погибла Лиза, «Лизин пруд» стали надолго любимым местом паломничества образованной дворянской публики.
Прозаические опыты Карамзина по жанровой структуре не повторяли друг друга. Среди них и образцы бессюжетной лирической прозы, и любовно-психологическая повесть, и исторические повести («Наталья, боярская дочь», 1792 г. и «Марфа-посадница», 1803 г.), и ироническая повесть-сказка, и таинственный рассказ-миниатюра с элементами проромантической готики («Остров Бурнгольм»). Пейзажные зарисовки, лирические медитации, прозаические элегии делают достоянием его прозы мотивы, которые прежде были исключительным владением поэзии. Большое значение приобретают сложные перифразы, психологические эпитеты, лексические и синтаксические повторы, звукопись, приемы музыкально-ритмиче-ского построения.
За «Московским журналом» в 1802–1803 гг. Карамзин основывает надолго ставший лучшим русским литературным журналом «Вестник Европы», где появляются критические, публицистические, исторические статьи писателя.
2. Доклад учащегося.
«Языковая реформа Карамзина».
И в прозе, и в стихах Карамзин стремился устранить разрыв между языком письменным, книжным, и разговорным языком «хорошего общества».
Языковая реформа Карамзина противостояла ломоносовскому принципу «трех штилей». Отвергая высокий слог классической трагедии и оды, так же как и бытовое просторечие низкого, Карамзин ориентировался на единый для всех литературных жанров «средний» слог. И хотя Карамзин значительно обогатил русскую лексику и семантику новыми смысловыми оттенками, новыми словами и понятиями, разработанные им языковые формы оставались оторванными от народной речи. Нормой для него служил разговорный язык образованного общества, язык дворянской интеллигенции, и это делало его реформу половинчатой и ограниченной. Неотшлифованный, повседневный бытовой язык народа представлялся Карамзину грубым и непоэтическим. Сильные и слабые стороны его позиции раскрыла полемика о «старом и новом слоге», разгоревшаяся в первом десятилетии XIX в.
В помощь учителю: Творческие поиски привели Карамзина к труду по истории России — его он считал делом всей своей жизни. В 1803 г. царь назначил его российским историографом. Двенадцать лет жизни, «уединившись в ученый кабинет во время самых лестных успехов» (А.С. Пушкин), Карамзин посвятил «безмолвным и неутомимым трудам». В 1818 г. вышли первые восемь томов «Истории Государства Российского». Работу над ней Карамзин продолжал до последнего часа жизни. Его «История. » состоит из двух частей: увлекательного рассказа об исторических событиях и их участниках, пронизанного нравственными оценками автора, и примечаний, выписок, ссылок на исторические документы, которые занимают большую часть труда. Это позволило А.С. Пушкину сказать: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец». «История Государства Российского» стала одновременно и историческим трудом, и художественным произведением, привлекшим внимание тысяч читателей.
Следя за развитием событий, Карамзин предсказывает военное столкновение России с Наполеоном. В июне 1812 г. армия Наполеона вторглась в Россию, стала приближаться к Москве. В начале августа 1812 г. Карамзин отправил семью из Москвы, а сам решил вступить в ополчение. Писатель выехал из Москвы с последними отрядами русской армии, твердо уверенный в разгроме врага.
Последние годы жизни он провел в Петербурге. Когда произошло восстание декабристов, Карамзин, будучи противником революционного насилия, назвал это восстание «нелепой трагедией безумных либерал истов». Писатель, однако, пытался спасти его участников от грозящего им наказания. В эти горькие дни он простудился, тяжело заболел и, не дожив до завершения суда над декабристами, умер.
Позиция Карамзина как человека и писателя ярко выражена в словах, сказанных им в беседе с немецким путешественником: «Историк должен ликовать и горевать со своим народом. Он не должен, руководимый пристрастием, искажать факты, преувеличивать счастие или умалять в своем изложении бедствия; он должен быть прежде всего правдив; но может, даже должен все неприятное, все позорное в истории своего народа передавать с грустью, а о том, что приносит честь, о победах, о цветущем состоянии говорить с радостью и энтузиазмом. Только таким образом может он сделаться национальным бытописателем, чем прежде всего должен быть историк».
Слово учителя: Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Н.М. Карамзина «Осень» как произведением сентиментализма.
Выразительное чтение стихотворения «Осень» учителем.
Веют осенние ветры
В мрачной дубраве;
С шумом на землю валятся
Желтые листья.
Поле и сад опустели;
Сетуют холмы;
Пение в рощах умолкло —
Скрылися птички.
Поздние гуси станицей
К югу стремятся,
Плавным полетом несяся
В горних пределах.
Вьются седые туманы
В тихой долине;
С дымом в деревне мешаясь,
К небу восходят.
Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.
Странник печальный, утешься!
Вянет Природа
Только на малое время;
Всё оживится,
Всё обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова Природа восстанет
В брачной одежде.
Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.
3. Анализ художественного произведения.
– О чём говорится в стихотворении Н.М. Карамзина «Осень»? ( Об увядании природы, которое происходит каждый год ).
– Какие чувства вызывает стихотворение? ( Печаль, грусть ).
– Найдите в тексте и прочитайте строки об осеннем пейзаже ( 1-4 строфы ).
– Какие эпитеты использует поэт для создания образов природы? ( Осенние ветры, в мрачной дубраве, поздние гуси, седые туманы, в тихой долине, на бледную осень ).
– С чем сравнивается природа в стихотворении? ( С жизнью человека. Смена времён года похожа на жизнь человека ).
– В чём заключается смысл стихотворения? ( Увядание природы не трагично, потому что весной природа обновится. Человек стареет, уходит в небытие ).
Мини вывод: Природа угасает не на долго, человек угасает навечно.
– Используя полученные на уроке знания, докажите, что стихотворение «Осень» относится к сентиментализму? (Написано простым языком, поэт передаёт душевное состояние человека).
4. Итоги урока: Сегодня на уроке мы познакомились с сентиментализмом как литературным направлением и с творчеством Н.М. Карамзина.
– Что такое сентиментализм?
– Назовите особенности сентиментализма.
– Назовите представителей сентиментализма.
ДЗ. Биография Карамзина, читать, пересказывать повесть «Бедная Лиза»