карамзин бедная лиза в каком классе изучают

«Повесть Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Сентиментализм». 9-й класс

Разделы: Литература

Класс: 9

1. На примере повести Карамзина «Бедная Лиза» познакомить учащихся с литературным направлением – сентиментализм
2. Развивать навык сотрудничества в группе
3. Способствовать воспитанию такого нравственного качества, как ответственность за свои поступки перед людьми.

Словарная работа: сентиментализм, сентиментальный, чувствительный, эмоциональный; демократичный; прогресмсивный

Оборудование: Иллюстрации учащихся к повести Карамзина Н.И.

Музыка: Гайдн (звучит для создания эмоционального настроя в начале урока и во время работы в группе)

I Обозначение темы, цели урока. Ожидаемые результаты

II. Подход к теме. Повторение материала предыдущих уроков.

Мы изучили творчество Фонвизина, Ломоносова, Державина. Что объединяет этих писателей?

(принадлежность к классицизму)

Вспомните черты классицизма.

— Культ разума, долга

— Общественная и гражданская тематика

— Соблюдение литературных норм и правил

Дома вы читали повесть Карамзина «Бедная Лиза». Отвечает ли это произведение требованиям классицизма? Докажем это во время беседы.

III. Беседа по содержанию повести.

1. Кто герои произведения?

(Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой. Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала цветы, ягоды и продавала в Москве.

Эраст – довольно богатый дворянин, вполне умный и с добрым от природы сердцем, но слабый и ветреный. Вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах. Скучал и жаловался на судьбу. Он читал романы, идиллии, был мечтательным. Когда Эраст встретил Лизу, он решил оставить «свет».)

2. Как развивались их отношения?

(Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку – мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.

На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу. Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их разгоралась день ото дня.)

3.Какой момент повести вы считаете кульминационным и почему?

(Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы. Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей, что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100 рублей и велел слугам выпроводить.)

4. Как разрешается конфликт в повести?

(Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула)

IV. Знакомство с литературным направлением «сентиментализм»

— Итак, можно ли считать, что в этом произведении присутствует культ разума? А что? (чувство) Подберем однокоренные слова (чувствительный). Синонимы к этому слову? (эмоциональный, сентиментальный)

— Какая тематика произведения? (любовная)

— Соблюдены ли литературные нормы? (нет)

— Таким образом, речь идет о литературном направлении – сентиментализм.

Заполняется вторая половина доски:

— Нарушение литературных норм и правил классицизма

— Итак, на примере повести Карамзина мы можем говорить о новом литературном направлении – сентиментализме. Запишите вторую тему урока.

Откройте учебник на стр. 62 (Работа с учебником)

1. Задание группы выбирают сами

Решение проблемы: был ли сентиментализм прогрессивным явлением в литературе? Для этого надо вспомнить вновь черты классицизма и, опираясь на полученные знания, материал учебника и текст повести, ответить на вопросы:

Задание 1 группеЗадание 2 группеЗадание 3 группе
1. Каково социальное положение героев классицизма?Кто герои произведений

Н.И. Карамзина? Каково их социальное положение?

Подумайте над вопросами, предложенными 1 и 2 группам
2. На какие 2 группы можно разделить героев произведений классицизма?2. На какие 2 группы можно разделить героев Карамзина?Выслушайте ответы товарищей.
3. Как показаны герои произведений классицизма?3. Как показаны герои Карамзина?Сделайте вывод о значении сентиментализма в развитии литературы

VII Тест. (уровневый)

1. По характерным признакам определите идейно-эстетическое направление художественного метода в русской литературе XVIII века:

1) Гражданско-просветительский пафос, утверждение человеческого разума, конфликт между чувством и долгом.
2) Изображение единичной, частной обыденной жизни преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности, культ чувства, трогательность, чувствительность, искание идеального образа «жизни вне цивилизации»

А) сентиментализм б) классицизм

2. Каков жанр произведения Карамзина?

А) рассказ б) повесть в) роман г) быль

3. Возле какого монастыря находится место, связанное с именем Лизы из произведения Карамзина?

А) Раифского б) Зилантова в) Симонова

4. Какого цвета глаза у героини Карамзина?

А) голубые б) зеленые в) серые г) карие

5. Где произошло первое свидание Лизы и Эраста?

А) на берегу Москвы – реки б) на берегу озера в) на опушке леса г) в Москве

6. От какого лица ведется повествование?

А) от первого б) от второго в) от третьего

7. Какие эпитеты использует Карамзин, говоря о своей героине? _____________________

8. Чему научили отец и мать Лизу?_______________________________________________

10. Насколько способствует пониманию эмоционального состояния героев пейзаж? (дайте развернутый ответ)_____________________________________________________________

VIII. Подведение итогов урока

Источник

Обобщение опыта по изучению произведений Н.М.Карамзина в школе : повесть «Бедная Лиза » в 9 классе

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Изучение повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» в 9 классе

Карамзин начал издавать «Московский журнал», в котором опубликовал повесть «Бедная Лиза» (1792), имевшую необыкновенный успех у читателей, затем «Письма русского путешественника» (1791—92), поставившие Карамзина в ряд первых русских литераторов. В этих произведениях, а также в литературно-критических статьях выражалась эстетическая программа сентиментализма с его интересом к человеку независимо от сословной принадлежности, его чувствам и переживаниям.

В основу повести «Бедная Лиза»положена просветительская идея внесословной ценности человеческой личности.

Крестьянке Лизе противопоставлен дворянин Эраст. Характеры каждого из них раскрываются в любовном сюжете.

осталась после отца пятнадцати лет,- о дна Лиза, не щадя своей нежной

довольно богатый дворянин, с изрядным разумом и добрым сердцем, добрым от

природы, но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем

удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил: скучал и

жаловался на судьбу свою.

Психологически точно показывает Карамзин взаимоотношения героев: влюбленная Лиза принимает Эраста не за того, кем он является на самом деле, она говорит возлюбленному: «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем. » – «Почему же?» – «Я крестьянка. «. Эраст отвечает : «»Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная невинная душа,- и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».Это не решение вопроса, но Лиза этого не почувствовала, потому что надежда на то, что она останется с Эрастом, будет жить в сердце до последней минуты, пока Эраст не выставит девушку за дверь. И когда Лизины иллюзии рухнут, ей ничего не останется, кроме смерти.

Она готова бороться за свою любовь: в последнюю их встречу « Эраст вышел и хотел уже идти на крыльцо огромного дома, как вдруг почувствовал себя в Лизиных объятиях».

Эраст изображен Карамзиным не вероломным обманщиком-соблазнителем, это герой сентиментальной повести, Эраст, по словам Карамзина, «довольно богатый дворянин» с «добрым от природы» сердцем, «но слабым и ветреным. Он вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии. «, он был наказан тем, что после смерти Лизы всю жизни был несчастлив и вскоре умер. Именно он рассказал повествователю историю бедной Лизы.

Таким образом, самоотверженному характеру крестьянки противопоставлен характер доброго, но избалованного барина, не способного думать о последствиях своих поступков.

Намерение обольстить доверчивую девушку не входило в его планы. Первоначально он думал о «чистых радостях», намеревался «жить с Лизою, как брат с сестрою». Но Эраст плохо знал свой характер и слишком переоценил свои нравственные силы. Вскоре, по словам Карамзина, он «не мог уже доволен быть. одними чистыми объятиями. Он желал больше, больше и, наконец, ничего желать не мог».

Наступает пресыщение и желание освободиться от наскучившей связи.
Следует заметить, что образу Эраста в повести сопутствует весьма прозаический лейтмотив. Это – деньги, которые в сентиментальной литературе всегда вызывают к себе, в большей или меньшей степени, осудительное отношение.

Искренняя, настоящая помощь выражается у писателей-сентименталистов в самоотверженных поступках, в непосредственном участии в судьбе страдальцев. Что касается денег, то они создают лишь видимость участия и часто служат прикрытием нечистых намерений.

Лиза в какой-то степени является «заблудшей овечкой»,не оправдавшей надежды своей матери, которая приглашает уезжающего Эраста по возвращении прийти на будущую свадьбу и даже на крестины будущих Лизиных детей- «Лиза стояла подле матери и не смела взглянуть на нее. Читатель легко может вообразить себе, что она чувствовала в сию минуту».
Для Лизы потеря Эраста равноценна утрате жизни. Дальнейшее существование становится бессмысленным, и она накладывает на себя руки.

Трагический финал повести свидетельствует о творческой смелости Карамзина, не пожелавшего благополучной развязкой унизить значительность выдвинутой им социально-этической проблемы.

Там, где большое, сильное чувство вступает в противоречие с социальными барьерами, идиллии быть не может.

Материалы к урокам по «Бедной Лизе Карамзина».

Источник

В помощь школьнику. 9 класс. Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза» (1792)

1-я неделя октября. Современному читателю сложно представить, какой фурор это произведение произвело в далёком 1792-м!

Текст: Ольга Разумихина *

Современному читателю кажется, что «Бедная Лиза» Карамзина — это незамысловатая и, пожалуй, чересчур слезливая повесть о несчастной влюблённости. Но вы даже не представляете, какой фурор это произведение произвело в далёком 1792-м!

Какая книга за последние несколько лет удостоилось наибольших читательских оваций? Так, чтобы десятки тысяч людей — и, заметим, не только ранимых барышень, но и серьёзных взрослых мужчин — проливали над ней горькие слёзы, а потом обсуждали на каждом углу?

В нынешнем веке, когда назвать такую книгу — одну-единственную — практически невозможно. Оно и неудивительно, ведь, по самым приблизительным подсчётам, каждый год выходит целый миллион наименований книг, а их суммарный тираж — более миллиарда!

И всё же, попытавшись ответить на заданный выше вопрос, кто-то, возможно, назовёт заключительную часть серии Джоан Роулинг про Гарри Поттера («Гарри Поттер и дары смерти»), работу во всех отношениях замечательную и, пожалуй, уже ставшую классикой; кто-то вспомнит бестселлеры сомнительного качества, такие как «Сумерки» и «50 оттенков серого». Более квалифицированный читатель, сведущий в престижных наградах, может припомнить удостоившуюся Пулитцера «Дорогу» Кормака МакКарти или «Дом, в котором. » — роман, который принёс Мариам Петросян Русскую премию. А вот 228 лет назад такой книгой — по крайней мере для российского читателя — была, как ни странно, «Бедная Лиза». Но почему?

Историческая справка

Чтобы понять причины популярности «Бедной Лизы», мысленно перенесёмся в 1790-е. Итак, конец XVIII века; сто лет назад Пётр I провёл беспрецедентную по масштабам реформу образования. Император издал указ, согласно которому выходцы из дворянства и духовенства должны проходить обучение в обязательном порядке. (Да-да, до Петра ни в школе, ни в университете можно было не учиться, тем более что и университета-то ещё не было. Ни одного!) Впрочем, позаботился Пётр I и о представителях остальных сословий (дословно это звучало так: «детей всякого чина учить грамоте, цифири и геометрии»), — и начал открывать бесплатные школы по всей стране. Монарх попытался даже создать сеть всесословных начальных школ, вот только дворянам такая идея о-о-очень не понравилась: как так — позволить своему барчонку сидеть за одной партой с сыном какого-нибудь купца или мещанина! Так что после смерти Петра проект забуксовал. Но начало было положено.

Итак, грамотных людей становилось всё больше; российская образовательная система изо всех сил стремилась догнать европейскую, у дворянской молодёжи уже стало хорошим тоном уезжать учиться за рубеж; появились и выдающиеся писатели, такие как вышеупомянутые Ломоносов и Фонвизин, а ещё Державин, Тредиаковский, Сумароков.

Но, казалось бы, при чём тут «Бедная Лиза», в которой нет ни слова о школах и университетах?

Сентиментальное настроение

Все вышеперечисленные авторы творили в русле одного и того же направления — классицизма; законы этого творческого метода были неумолимо строгими. Например, классицист не имел права — да, в общем-то, и не хотел — воспевать чувственную любовь: не любовь подданного к государю, а любовь мужчины к женщине, и наоборот. Точно так же он не мог сделать главным героем своего произведения представителя «низшего» сословия.

Вообще, просвещённая общественность XVIII в. относилась к крестьянам двойственно. С одной стороны, дворяне понимали — или хотя бы делали вид, — что крепостные — такие же люди, как и все мы, и потому достойны вежливого обращения. С другой, они всё равно воспринимали их как созданий — как бы помягче выразиться? — второго сорта: они, мол, необразованны, невежественны и вульгарны, и пытаться общаться на равных с таким человеком — себя не уважать. (Понятно, конечно, что необразованны они потому, что они росли в избах, а не в роскошных имениях с фамильными библиотеками, но что ж— поделать-то?)

Но вот XVIII в подходит к концу, и появляется новое литературное направление сентиментализм. Ценности, которые проповедуют авторы таких произведений, диаметрально противоположны ценностям начала и середины века: теперь чувство ценится не меньше разума и принципов; главными героями являются не монархи и их подданные, а простые люди. Их образы, конечно, получаются не особо-то реалистичными — начисто списанными с древнеримских пастухов и пастушек, которые в любовных романах (например, если кому интересно, у Лонга в «Дафнисе и Хлое») знай себе играли на свирели, пересчитывали барашков и вели диалоги со скромными прелестницами, — но всё равно: это принципиально новое слово в русской литературе!

И вот — нарыв прорвало. Читающая публика — уже куда более многочисленная, нежели в начале века, но совсем неискушённая, познавшая в основном оды, сатиры и редкие комедии о жизни знати, наподобие «Недоросля», — получила в своё распоряжение повесть, в которой такая же неискушённая девушка — и, уму непостижимо, крестьянка! — влюбляется в дворянина.

Простой сюжет

«И крестьянки любить умеют!» — пожалуй, самая знаменитая цитата из «Бедной Лизы». Удивительно, но эта простая мысль в конце XVIII в. была настоящим прорывом, а Н. М. Карамзин, поведавший миру душещипательную историю доброй, чистой девушки, зарабатывавшей на хлеб продажей полевых цветов, и её матери, рано похоронившей мужа и оттого «беспрестанно проливавшей слёзы», — скандальным новатором. Не в последнюю очередь потому, что влюбилась его Лиза в Эраста, который, в отличие от миловидной пассии, уже пресытился жизнью в высшем свете, где не найти истинной любви и дружбы. (С подобной проблемой, но уже в XIX в., столкнутся два самых знаменитых «лишних человека» русской литературы — Онегин и Печорин.) Вот что автор пишет о своём герое:

Литература, которую читал Эраст, явно была сентименталистского толка; описывая выдумки своих собратьев по перу, Н. М. Карамзин по-дружески посмеивается над ними. Но также он даёт понять, что увлечение подобной литературой — при отсутствии, такскать, критического мышления — может привести ни много не мало к трагедии. С первой встречи Эраст видел в крестьянке Лизе не реального человека, а некий собирательный образ, вымышленного персонажа. Возможно, поэтому он в финале и обошёлся с Лизой настолько, мягко говоря, некрасиво. Литературные герои не чувствуют боли; если они оказываются нам больше не нужны, мы просто закрываем книгу — и они исчезают. Вот и Эраст поступил так же: он разочаровался в своей героине и, очевидно, понадеялся, что некий автор «напишет» для неё счастливую судьбу. А когда осознал свою ошибку, было слишком поздно.

Впрочем, и про саму Лизу не скажешь, что она видит Эраста таким, какой он есть. Отчасти потому, что на свиданиях этот «дворянин со слабым и ветреным сердцем» играет роль другого человека — тоже какого-то персонажа, вымышленного пастуха, и сам того не замечает; отчасти — потому что Лиза не хочет и не может увидеть отрицательные черты характера первого ухажёра. Расхожая мудрость гласит, что в нелюбимом человеке нас раздражают даже достоинства, а в любимом — нравятся в том числе и недостатки; но для Лизы Эраст — идеал, почти бог. Потому-то она и не думает о том, сможет ли возлюбленный когда-нибудь исполнить обещание, — она беспрекословно верит любому его слову:

Эраст целовал Лизу, говорил, что её счастие дороже ему всего на свете, что по смерти матери её он возьмет её к себе и будет жить с нею неразлучно, в деревне и в дремучих лесах, как в раю. «Однако ж тебе нельзя быть моим мужем!» — сказала Лиза с тихим вздохом. «Почему же?» — «Я крестьянка». — «Ты обижаешь меня. Для твоего друга важнее всего душа, чувствительная невинная душа, — и Лиза будет всегда ближайшая к моему сердцу».

Но не будем винить Лизу в неблагоразумии. Напомним, что на момент встречи с Эрастом ей было всего семнадцать лет, и пленительный дворянин стал первым человеком, покорившим сердце крестьянки, — а кто из нас не терял голову от первой любви? И разве могла Лиза с кем-то поговорить, посоветоваться? Не с матерью же, которая мечтала посватать её за «сына богатого крестьянина из соседней деревни»!

Все эти обстоятельства, естественно, нисколько не смягчают вину Эраста, а, напротив, усугубляют её. Неудивительно, что заканчивается повесть закономерно — на трагической ноте. Но мог ли Карамзин представить, чем для его читателей обернётся публикация повести?

Эффект Вертера

В психиатрии есть такое понятие — «эффект Вертера»: так называется волна самоубийств, которая наступает после гибели какой-либо знаменитости или вымышленного героя. Подобное произошло, например, после того как в 1962 г. скончалась знаменитая актриса Мэрилин Монро, которую обожали миллионы девушек по всему миру. А название этот эффект получил в честь главного героя романа Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания юного Вертера» (1774). Но кто бы мог подумать, что такое произойдёт и с «Бедной Лизой»! Несчастные девушки, зачитавшие повесть до дыр, настолько переживали за главную героиню, что — удивительно, но факт — топились в пруду, описанном в этой повести.

Взывать к благоразумию читательниц оказалось бесполезно, но помог чёрный юмор. После нескольких инцидентов вокруг пруда установили таблички со следующим текстом:

Здесь в воду кинулась Эрастова невеста.

Топитесь, девушки, в пруду довольно места.

Таким незаурядным способом череду трагических событий удалось остановить, — хотя прогулки в окрестностях Симонова монастыря и сочинительство элегий, посвящённых бедной Лизе, ещё много лет оставались излюбленным досугом тонко чувствующей молодёжи.

Что же до Карамзина, он, к счастью, быстро переключился на более радостные сюжеты — и в том же 1972 году выпустил повесть «Наталья, боярская дочь», где влюблённые, несмотря на осуждение родственников, всё-таки смогли повенчаться и зажить в мире и согласии.

Ольга Разумихина — выпускница Литературного института им. А. М. Горького, книжный обозреватель и корректор, а также репетитор по русскому языку и литературе. Каждую неделю она комментирует произведения, которые проходят учащиеся 9—11 классов.

Колонка «В помощь школьнику» будет полезна и тем, кто хочет просто освежить в памяти сюжет той или иной книги, и тем, кто смотрит глубже. В материалах О. Разумихиной найдутся исторические справки, отсылки к трудам литературоведов, а также указания на любопытные детали и «пасхалки» в текстах писателей XVIII—XX вв.

Источник

Конспект урока литературы 9 класс «Бедная Лиза»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по литературе в 9 классе

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма

Тема урока: «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по содержанию, тематике, характеристике героев, нравственной проблематике, позиции автора повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза».

— формировать умения видеть отличительные черты сентиментализма в произведениях искусства

— способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе сентиментализма развивать интерес к истокам русской литературы;

— способствовать воспитанию духовно развитой личности, формированию гуманистического мировоззрения.

Тип урока: Урок закрепления.

Методические приемы: словесные, наглядные, компьютерные технологии.

— Что такое сентиментализм?

— Назовите отличительные черты сентиментализма?

— Назовите представителей сентиментализма в литературе?

Литературное направление в литературе 2-й половины 18 века.

Само название « сентиментализм » указывает на то, что чувство становится центральной эстетической категорией этого направления. В этом отношении чувство сентименталисты противопоставляли разуму классицистов. Сентименталисты декларировали культ чувств, воспевали простого человека, освобождение и совершенствование его естественных начал. Автор сочувствует героям, его задача – заставить сопереживать, вызвать сострадание, слезы умиления у читателя. Особое внимание автор уделяет пейзажу. Основная идея – мирная, идиллическая жизнь человека на лоне природы.

Представителями сентиментализма в России выступали Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.В.Капнист, в ранний период творчества В.А.Жуковский.

Основная часть урока

Повесть «Бедная Лиза» написана и опубликована в 1792 году в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин. В 1796 году «Бедная Лиза» вышла отдельной книгой и несмотря на то, что повесть н аписана в конце восемнадцатого века, но и сегодня она сохранила свою притягательную силу. В чём, по-вашему, успех этой небольшой по объёму книги?

Что можно сказать о композиции повести?

Присутствует ли автор в произведении?

Какова ведущая сюжетная линия в повести?

Какие проблемы подняты в повести?

Какую роль играет описание вида, открывающегося со стен Симонова монастыря? В какое время года представлена панорама Москвы?

Рассмотрим, как складывались отношения Лизы и Эраста.

Ученице было дано задание: проследить по тексту изменение психологических состояний, через которые проходит Лиза. Она делится своими наблюдениями, а остальные ученики должны записать в тетрадь лексику, характеризующую эти состояния.

Ученику было дано задание: проследить, какое изображение получает духовная жизнь Эраста. Остальные ученики записывают лексику, характеризующую духовную жизнь героя.

Карамзин сумел показать богатство души Лизы, глубину ее чувств. В любовных отношениях Эраста присутствует некая двойственность. Это следствие «доброго сердца» и пагубной окружающей среды. Карамзин на примере жизни Эраста убедительно показывает, какую большую роль играет чувство любви в формировании человеческой личности.

С уществуют, по Карамзину, высшие силы, которые выносят свой приговор человеку: Лиза обрекла себя на гибель физическую за то, что бездумно и безоглядно любила. Эраст обрек себя на гибель моральную за то, что не сдержал клятвы быть всегда с Лизой.

В каком образе представлены высшие силы?

Природа у Карамзина многолика в отношении к человеку: она сочувствует ему, может одобрять его или порицать, она способна предупредить его об опасности и обернуться врагом. И человек, и человечество могут нахо диться в гармонии с Природой, и они же могут превратиться в игрушку страшных, роковых сил.

-Что обозначают ландыши в руках Лизы?

-Почему ландыши Лиза бросает в Москву-реку?

Иногда Природа точно осторожно «предупреждает» ее.. Когда?

-Выборочное чтение эпизодов повести.

-Но чувства Лизы столь чисты, прекрасны, что Природа «не может не разделить» ее радость: ведь Лиза любит и любима. Подтвердите цитатами.

-А связана ли Природа с Эрастом?

Подтвердите свой ответ цитатами.

В повести есть ещё один главный герой. Это рассказчик. Каков он?

Это рассказ в рассказе, построенный по принципу кольцевой композиции: рассказчик открывает повествование и он же заканчивает его.

Да. Он присутствует не только во вступлении и эпилоге, но и там, где ведётся рассказ о трагической любви Лизы и Эраста. Часто он открыто обнаруживает свою симпатию или антипатию иногда бросает лишь замечание, позволяющее судить о его мнении, но при чтении повести мы постоянно ощущаем его присутствие.

История трагической любви Лизы и Эраста.

Их несколько: любовь-счастье, любовь- трагедия, рок и обстоятельства, природа и человек.

Читателю открывается великолепный пейзаж, красоту которого тонко чувствует и передает рассказчик, что свидетельствует о глубине и богатстве его души. Вместе с тем, противопоставляя город и деревню, автор готовит читателя к восприятию образов героев. Переход от летней панорамы Москвы к осенней настраивает на тревожное ожидание, создает грустное настроение.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *