капитану какого корабля сдался наполеон
Трафальгарское сражение
ТВД | Атлантический океан |
Место | мыс Трафальгар, Испания |
Период | Наполеоновские войны |
Характер сражения | битва главных сил |
Дата | 21 октября 1805 года |
Итог | победа британского флота |
Великобритания | Франция |
Катберт Коллингвуд
5 фрегатов,
2 шлюпа
4480 погибших,
2500 раненых,
7000 пленено
Содержание
Общие данные
В 1805 году, в условиях длившейся с перерывами уже 15 лет войны, Французская империя во главе с Наполеоном Бонапартом доминировала на сухопутных фронтах европейского континента, но на всех морских акваториях Атлантического океана доминировал флот Великобритании. Это позволило англичанам установить так называемую «континентальную блокаду» побережья и портов Франции и ее сателлитов, нанося таким образом значительный ущерб ее торговле и связям с колониями. Кроме того это разорвало морские коммуникации между базами французского флота, не позволяло французам свободно маневрировать силами и создавать нужные соединения. Не смотря на несколько успешных прорывов блокады, в целом у французов не получалось успешно с ней бороться. А вот англичане регулярно атаковали и французское побережье, и заморские территории Франции.
В октябре 1804 года у Кадиса 4 британских корабля атаковали и захватили часть испанского «серебряного» каравана под командованием Хосе де Бустаманте, везшего ценности из Америки в метрополию. Они рассчитывали лишить испанское правительство средств на возможную войну, но добились по сути прямо противоположного: Испания вступила в войну на стороне Наполеона, испанский и французский флоты объединились. План кампании на море, разработанный французами заключался в следующем. Объединенная франко-испанская эскадра выходила из Средиземного моря в Атлантический океан и уходила в Карибское море. Там нападениями на британские колонии она должна была выманить в западную часть Атлантики британский флот, оторваться от него и вернуться в Европу. В Бресте надлежало соединиться с французским Атлантическим флотом и, имея гарантированное преимущество в силах, обеспечить переправу французских войск в Англию.
Этот план по большому счету не удался. Хотя в целом он был исполнен, оторваться от британского флота не удалось, соединиться с французскими кораблями в Бресте тоже. Более того, встреча с британской эскадрой у мыса Финистерре в июле 1805 г, несмотря на превосходство в силах, привела к потере в бою двух испанских кораблей, так как французы сражаться не стали. Французские судовые команды плохо перенесли длительный поход, было много больных. В августе 1805 года соединенный франко-испанский флот стоял в Кадисе, испытывая трудности в снабжении и проигнорировав несколько приказов Наполеона о выходе в Брест. Из-за этого Булоньский лагерь был свернут, вторжение в Англию отменено, французские войска ушли в Центральную Европу. Новые приказы флоту посылали его в Италию и, узнав о назначении на его место нового командующего, адмирал де Вильнёв вывел свои корабли в море.
Характеристики участвующих сторон
Британская эскадра под командованием вице-адмирала Нельсона после подхода подкреплений из Ла-Манша насчитывала 7 трехдечных и 20 двухдечных линейных кораблей, а так же 4 фрегата и 2 шлюпа, всего на кораблях было 2312 орудий.
Ход сражения
Утром 19 октября 1805 года союзный флот вышел из Кадиса и двинулся на юг, к Гибралтарскому проливу. Пройдя его, адмирал де Вильнёв должен был объединиться в Картахене с испанскими кораблями контр-адмирала Сальседо, а затем перейти в Неаполь и высадить там войска, находившиеся при его эскадре. Союзная эскадра по приказу командующего шла в одной кильватерной [2] колонне. Но уже ранним утром 21 числа на западе была обнаружен английский флот, шедший наперерез. Дул слабый западный ветер, но погода склонялась к шторму, была заметная качка. Около двух часов де Вильнев колебался и думал, как поступить, и все же примерно в 8 утра скомандовал: «Поворот все вдруг, курс на север, возвращаться в Кадис». Такой маневр большой массы кораблей перед началом боя оказался плохим решением: строй смешался, дистанции между мателотами нарушились, некоторые корабли чтобы избежать столкновений были вынуждены увалиться под ветер и выпасть из строя. Кроме того можно сказать, что этот приказ в принципе разрушил целостность союзной эскадры. Арьергард из 9 кораблей под командованием контр-адмирала Дюмануара, ставший после разворота авангардом, поставил все паруса и, не обращая внимания ни на новые сигналы, ни на начинающийся у них за спиной бой, ушел на север, бросив основные силы.
Свой план англичане исполнили безукоризненно. Его слабым местом было то, что некоторое время их корабли должны были носом идти на бортовой огонь союзных линейных кораблей, практически не имея возможности на него отвечать. Около 11 часов дня французские и испанские корабли открыли огонь. По уже сложившейся традиции канониры французов вели огонь преимущественно по рангоуту и такелажу противника, снижая его скорость и манёвренность, но в малой степени влияя на огневую мощь и численность экипажей. Англичане же вели огонь по корпусам и пушечным портам кораблей противника, снижая у них количество пушек и бойцов. Адмирал де Вильнев поднял сигналы с приказом всем кораблям атаковать, но исполнили этот приказ не все. А вот расчёт Нельсона на то, что качка помешает точной стрельбе на большие дистанции плохо подготовленных канониров союзников и надежда на быстроходность своих кораблей оправдались, англичане смогли пройти этот отрезок пути с минимальными повреждениями.
Около 12.30 флагман правого дивизиона британцев HMS Royal Sovereign прорезал колонну союзников между линейными кораблями Santa Ana и Fougueux, ведя огонь с обоих бортов. Его мателоты отстали и четверть часа адмирал Коллингвуд вел бой один. В 13.15 линия союзной эскадры была разорвана и адмиралом Нельсоном на HMS Victory. Командующий английской эскадры стоял рядом с капитаном Харди на квартердеке своего корабля в парадном мундире с орденами и отказывался спуститься в каюту. Перед боем он поднял на мачтах своего корабля флажные сигналы, составляющие фразу «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг». И англичане старались: считается, что на каждый выстрел французов и испанцев в этом бою британские канониры отвечали двумя-тремя. Хотя из-за слабости ветра английские корабли вступали в бой по очереди с заметными разрывами по времени, французам это не помогло.
Тем временем, уходящий на север командующий французским авангардом решил все же среагировать на преследование кораблями противника и скомандовал поворот на юго-запад. Но этот курс все равно вел его отряд мимо места сражения в открытое море. Тогда капитан линейного корабля Intrépide Луи-Антуан Инферне самовольно изменил курс и повернул к месту боя, за ним последовало еще несколько союзных кораблей. Они решительно атаковали потрепанные британские корабли дивизиона Нельсона, но общая ситуация уже была бесповоротно против них, слишком много других франко-испанских кораблей уже закончили свои бои сдачей или бегством. Intrépide пришлось сражаться сразу с несколькими британскими кораблями, он получил тяжелые повреждения и потерял половину экипажа. В безвыходной ситуации его капитан вынужден был спустить флаг. Сражение продолжалось до 17.30, затем начался шторм.
Шторм бушевал и весь день 22 октября. Многие корабли союзников погубил именно он, так как англичане в первую очередь думали о спасении своих кораблей, и слабо боролись за живучесть захваченных, на которых к тому же был поврежден такелаж и сильно не хватало матросов. Да и некоторые отступившие корабли союзников были так сильно повреждены, что не смогли дойти до гаваней и штормом были выброшены на берег.
Тем временем адмирал Гравина в Кадисе спешно ремонтировал свои корабли. Он решил попытаться отбить у англичан захваченные ими корабли союзников, использовав возможности близких баз для приведения своих сил в боеспособное состояние. Из-за тяжелых ранений он не мог находиться на квартердеке и передал командование эскадрой капитану линейного корабля Le Neptune Космао-Керулену. 23 октября отряд из 3 французских и 3 испанских линейных кораблей, а так же нескольких фрегатов и корветов вышел в море и атаковал группу британских кораблей, буксировавших трофеи. Увидев приближающиеся корабли союзников, капитан пленённого линейного корабля Santa Ana Игнасио де Алава сбросил британский флаг и, нейтрализовав призовую команду, вступил в бой с британцами. Так же поступил и капитан испанского линейного корабля Neptunо. Оба корабля были сильно повреждены, и после того, как они соединились с эскадрой союзников, они были на буксире отправлены в порт.
Чтобы не допустить повторения этих событий, вице-адмирал Коллингвуд приказал затопить 4 трофейных линейных корабля союзников. Тем временем снова начался шторм и эскадры противников разошлись. Не выдержав буйства стихии еще 9 поврежденных линейных кораблей союзников пошли на дно. Возобновлять сражение больше никто не пожелал.
Потери и итоги
Стратегическое значение битвы было огромно. Испания вступала в период затяжного политического и экономического кризиса, она уже не смогла восстановить мощный флот и выпала из числа перворазрядных морских держав. Наполеоновская Франция потеряла шанс установить господство на море, а с ним и возможность вторжения на Британские острова. Британский флот более чем на столетие закрепил за собой первое место в мире.