кантеле это какой инструмент

Электронная библиотека
публикации о музее-заповеднике «Кижи»

Метки текста:

Михайлова Н.С. (г.Петрозаводск)
Карельское кантеле: традиции и современность кантеле это какой инструмент. vk. кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-vk. картинка кантеле это какой инструмент. картинка vk. стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.кантеле это какой инструмент. fb. кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-fb. картинка кантеле это какой инструмент. картинка fb. стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов [1] и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

За тридцатилетний период общественной деятельности по возрождению кантеле сложилась особая культурная ситуация функционирования инструмента, определились особенности конструкции новых диатонических кантеле. Попытка сравнить традиционный (аутентичный) и современный (реконструированный) инструмент позволит выявить маркеры – инвариантные элементы кантеле – и проследить степень изменения конструкции, технологии изготовления, строя и репертуара инструмента в процессе его реконструкции.

Название. В современной практике общеупотребительным стало название инструмента «кантеле» (kantele), совпадающее с собственно-карельским и финским произношением, его южно-карельский вариант – kandeleh (ливвиковский диалект кар. языка) вышел из употребления.

Технология изготовления. Все известные автору этнографические образцы малострунного (до 12 струн) кантеле изготовлены из единого куска дерева способом долбления (сверху, снизу или сбоку). Понси (гребнеобразный выступ на узкой части инструмента, к которому крепится струнодержатель) вырезался непосредственно на корпусе. Современные образцы кантеле изготавливаются из отдельных дощечек, способ долбления используется только при изготовлении инструментов так называемого «финского» типа (эти инструменты выдалбливают снизу и не делают нижней деки, предполагая, что таковой будет служить столешница). Во всех случаях деталь, имитирующая понси, крепится к корпусу клеем. Показательно, что, если она и не несет никакой конструктивной нагрузки (к ней не крепится струнодержатель), она все равно присутствует.

Размеры кантеле непостоянны. Его длина, исходя из имеющихся образцов, составляла от 55 до 75 см по нижнему основанию трапеции, ширина зависела от количества струн (10–12-струнные инструменты имели расстояние в самой широкой части около 15–20 см). Двух одинаковых кантеле найти невозможно, поскольку инструменты изготавливались самим исполнителем и только для себя. Производство инструментов на продажу логично привело к использованию современными мастерами лекал, разработанных ими исходя из собственных представлений об инструменте и/или суммированных сведений о тех этнографических образцах, на которые они опирались.

Современные инструменты имеют унифицированные строи, что обусловлено ансамблевым исполнительством. Пятиструнные инструменты настраиваются от g1 или от d1, десятиструнные – от d1. Верхняя (десятая) струна часто настраивается в терцию от e2 (девятой струны), позволяя играть октавные удвоения основного тона в тональности G-dur/g-moll, в результате чего получается строй, совпадающий со строем традиционных пряжинских кантеле. В ансамблевом исполнительстве ориентируются на тональность и лады исполняемого произведения, повышая или понижая любую струну в пределах полутона.

В современной практике, кроме описанных выше, встречается также прием бряцанья, не характерный для традиционного исполнительства. Он часто используется при ансамблевом исполнительстве, когда есть солирующий инструмент, а кантеле выполняет функцию гармонической опоры. Кроме того, этот прием значительно проще в освоении и не требует развитой исполнительской техники.

Репертуар современных исполнителей на кантеле значительно шире; он включает как обработки традиционных наигрышей, так и современные авторские сочинения для диатонического кантеле. Ансамблевое музицирование стало доминирующей формой исполнительства, сольную игру на диатоническом инструменте можно услышать крайне редко, так же как использование инструмента для аккомпанемента пению и танцам.

В результате проведенного сравнения очевиден вывод о значительном отклонении современного возрожденного инструмента от своего первоисточника. Инвариантными выступили название, внешний облик и строй кантеле, все остальные характеристики инструмента претерпели существенные изменения. Многие из них обусловлены активным развитием ансамблевого исполнительства на инструменте. Кроме того, инструментальная природа кантеле при его освоении не требует знания карельского языка, что позволило на волне национального подъема использовать его как один из возможных способов приобщения к карельской культуре. Изменения, произошедшие в конструкции и сфере бытования кантеле, обусловленные требованиями времени, дали ему возможность найти свое место в современной музыкальной среде, в которой он приобрел статус национального инструмента, символа карельской музыкальной культуры, способного выполнять функцию этнического маркера.

// Рябининские чтения – 2011
Карельский научный центр РАН. Петрозаводск. 2011. 565 с.

Текст может отличаться от опубликованного в печатном издании, что обусловлено особенностями подготовки текстов для интернет-сайта.

Источник

Кантеле

кантеле это какой инструмент. kantele instrument. кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-kantele instrument. картинка кантеле это какой инструмент. картинка kantele instrument. стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

Садко из русской сказки играл на гуслях, а финские и карельские музыканты использовали очень похожий музыкальный инструмент – кантеле. Он относится к семейству хордофонов, его ближайший «родственник» – цитра. Считается самым известным в Карелии и Финляндии. В Северной Европе о нем ходят легенды, сохраняются предания, эпические истории.

Устройство инструмента

Финские гусли имеют простое устройство. В древности их выдалбливали из фрагмента древесины ольхи, придавая вид короба, снабжали струнами из жил животных или конских волос. Сейчас кантеле – это подставка, на которой закреплены струны, резонирующая дека, настроечные колки. Струнный инструмент изготавливают из ели, колки из березы, струны давно уже изготавливаются из металла.

Размер карельский кантеле имеет небольшой. Длина его не более 80 сантиметров – удобно перевозить, носить с собой из дома в дом. Количество струн может варьироваться. В древности их было всего пять. Сейчас музыканты используют инструменты с 16 и 32 струнами. Первые имеют диатонический строй, вторые – хроматический. Народную музыку исполняют на диатонических экземплярах, хроматические используются в классическом исполнении.

кантеле это какой инструмент. kantele instrument. кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-kantele instrument. картинка кантеле это какой инструмент. картинка kantele instrument. стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

История происхождения

Древние придавали инструменту ритуальное значение. Каждый желающий играть на нем не мог. К струнам допускались только посвященные в таинство люди. Обычно исполнителями рун на кантеле был старейшина рода. Никто не берется утверждать, когда появился кантеле. Он мог попасть в Карелию из Финляндии или Балтики, где использовался подобный вид, называемый «канклес» или «каннель». Диатонический строй гуслей позволял играть только простые наигрыши, аккомпанировать незамысловатым народным песням.

Все изменилось в первой половине XIX века, когда создатель эпических рун «Калевалы», финский собиратель эпоса Элиас Леннрот усовершенствовал кантеле. Он разделили струн на два ряда, в одном из которых располагались те, что в фортепианной аппликатуре соответствуют черным клавишам. Получился инструмент с хроматическим строем, который теперь был пригоден для исполнения академической музыки.

кантеле это какой инструмент. kantele drevnij. кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-kantele drevnij. картинка кантеле это какой инструмент. картинка kantele drevnij. стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.Инструмент образца 19-го века

Созданный Леннротом экземпляр сумели сохранить. Мечтой мастера было распространить кантеле по всему миру, обучать игре на нем во всех музыкальных школах. Через сто лет после собирателя фольклора пристальный взгляд на финские гусли обратил редактор Кандалакшинской газеты Виктор Гудков. Он был настолько впечатлен красивым звучанием, что внес вои правки в строение кантеле и даже создал ансамбль.

Кантелисты разъезжали по всей стране, записывали старинные песни, исполняли их на сценах Домов Культуры. В 1936 году они выиграли всесоюзный радио-фестиваль. Гудков создал чертежи, по которым изготовлены первые прима и пикколо-кантеле, альт, бас и контрабас

Разновидности

Как и в старину, струнный инструмент используется для сольного исполнения. Под его звуки поются народные песни, героические сказания. Кантеле с хроматическим строем используются в оркестрах. Существует несколько разновидностей, отличающихся по высоте звучания:

Придя в профессионально-академическую музыку, финские гусли стали называться оркестровым инструментом.

Как играть на кантеле

Музыканты усаживаются на стул, укладывают гусли на коленях. Переборы струн осуществляются пальцами обеих рук. Правая задает основной тон, отвечает за перебор струн крайних и средних регистров, левая заполняет промежутки.

В древности аппликатура была более простой. На 5-струнном кантеле за каждой струной был «закреплен» определенный палец. Струны задевают подушечками пальцев, иногда задевают ногтем. Если хордофон звучит в оркестре и выполняет функцию гармонической опоры, то применяется бряцание. С этого приема начинается обучение игре в музыкальных школах.

кантеле это какой инструмент. kantele igra. кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-kantele igra. картинка кантеле это какой инструмент. картинка kantele igra. стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

Использование

Мало древних инструментов сегодня может похвастаться такой популярностью. В древности он звучал на всех деревенских гуляньях. В северном Приладожье были распространены живые, бодрые, танцевальные мелодии.

В XX веке репертуар финских гуслей расширился. Продолжают использоваться традиционные произведение, прошедшие профессиональную обработку. На концертах звучат авторские сочинения для этого инструмента. Соло представлено реже. Чаще используется ансамблевое музицирование.

Джазмены, рок-музыканты тоже не обошли стороной финские гусли. Они часто используют их в аранжировках. Неподражаемое звучание придает особый цвет, изысканность общему звуковому фону. Услышать кантеле можно и в саундтреках к современным фильмам. В последние десятилетия стали организовываться фестивали, раскрывающие красоту этого сказочного инструмента, его выразительность и загадочность.

Источник

Кантеле / Kantele

Китайский цинь, удмуртский крезь и русские гусли — всё это родственники кантеле. По версии «Калевалы», сотворил певучий короб вековечный Вяйнямёйнен. И с тех самых пор карельские музыканты извлекают из него нечеловеческую музыку.

Рунический напев исполняет Ирина Шишканова, кантелистка, заслуженная артистка Карелии и России.

В Доме кантеле Ирина начала работать почти двадцать лет назад: на вахте. Когда в ансамбле освободилось место, заняла его, и с тех пор собрала множество наград и регалий.

Для вас Ирина исполняет собственное произведение, написанное по мотивам рунического напева Калевальского района.

Инструмент / Soitin

Кантеле — самый известный и, по-видимому, самый древний из сохранившихся финских/карельских музыкальных инструментов. Ученые относят его к группе дощечных цитр — струнных щипковых инструментов, покорявших рок-н-ролльную публику Центральной Европы примерно в XVIII веке.

Один из самых близких родственников кантеле — русские гусли (которые тоже относят к цитрам). Почти наверняка известно, что само слово, от которого произошло название карельского инструмента, прибалтийско-финские народы взяли у славян. Другие родственники — литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, удмуртский крезь и даже китайский цинь и японское кото.

кантеле это какой инструмент. . кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-. картинка кантеле это какой инструмент. картинка . стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

кантеле это какой инструмент. . кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-. картинка кантеле это какой инструмент. картинка . стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

Оригинальное кантеле представляло собой деревянную доску с пятью струнами. Цельнодолбленый корпус поначалу делали из ольхи, струны — из конского волоса. Затем неумолимый прогресс заставил предка подойти к делу более утонченно: верхнюю деку стали изготавливать из ели (а иногда в одном инструменте использовали даже несколько видов древесины). Струны стали использовать не только «волосатые», но и жильные — а позже и металлические.

Со временем менялось и количество самих струн. Вместо изначальных пяти дерзкие инноваторы придумали кантеле с десятью, двенадцатью и даже шестнадцатью струнами. Сегодня — страшно сказать! — их число доходит до тридцати девяти, что некоторыми расценивается как музыкальное святотатство и полное неуважение к традиции.

Самую большую коллекцию исторических кантеле вы найдете в Национальном музее Карелии. Старинные инструменты часто черного цвета. Дело не в древности предмета, а в способе консервации древесины: готовый короб мастера коптили в дыму (например, в бане по-черному).

кантеле это какой инструмент. . кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-. картинка кантеле это какой инструмент. картинка . стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

Кантеле, 1888 г. Место изготовления — Карелия. Зарегистрировано в документации Национального музея РК в 1929 году как «коллекция старых поступлений» за № 77-5

Благодаря копчению поры дерева закрываются, древесина становится более плотной, приобретает особый тембр звучания. Опять же защита от жучков. Порой инструмент даже не коптили, а просто тонировали с помощью краски.

Миф / Starin

По преданию, не верить которому оснований нет, первое кантеле создал старый мудрый Вяйнямёйнен. В творческом своем акте он использовал зубы и челюсти огромной щуки, которую карел почему-то называл речной собакой. Струны будущий песнопевец сделал из «волос коня у Хийси».

Потом Вяйнямёйнен долго просит каждого встречного сыграть на кантеле что-нибудь душевное — ни у кого не получается. Дошло до того, что один из собеседников посоветовал изобретателю утопить свое творенье. Тут не выдержало само кантеле, начавшее человечьим голосом молить о пощаде. Именно оно, кантеле, и подало первую здравую идею: «Пусть на мне играет мастер». Вяйнямёйнен то есть, который до этого по неведомым причинам за струны не брался.

Провел рунопевец рукой по струнам — и сразу всем новый инструмент понравился. Послушать музыку прибежали звери, прилетели птицы, приплыли рыбы.

кантеле это какой инструмент. . кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-. картинка кантеле это какой инструмент. картинка . стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

«Калевала», художник Мюд Мечев

Позже первое кантеле все же уходит под воду, но Вяйнемёйнен создаст новое — из карельской березы. И об этом пойдет речь в 44-й руне.

Siitä vanha Väinämöinen
Koivun soitoksi kuvasi.
Veisteli kesäisen päivän,
Kalkutteli kanteletta
Nenässä utuisen niemen,
Päässä saaren terhenisen.
Veisti kopan kanteletta,
Emäpuun iloa uutta,
Kopan koivusta lujasta,
Emäpuun visaperästä.

Вековечный Вяйнямёйнен
Сотворил певучий короб.
Целый летний день трудился,
Кантеле строгал упорно
Там, на мысе вечно мглистом,
Там, на острове туманном.
Вытесал певучий короб,
Сделал кантеле основу,
Создал новую отраду
Из березы свилеватой.

Калевала. Песнь 44.
Перевод Э. Киуру, А. Мишин

История / Histourii

Сколько лет кантеле на самом деле, никто сказать не может. Есть версии о нескольких столетиях истории, есть — о двух тысячелетиях.

Что касается попадания инструмента в нынешнюю Карелию, то есть две версии. По первой, кантеле сначала занесли из балтийского региона в Западную Финляндию и только оттуда оно добралось до Карелии. Другая версия утверждает, что в Карелию финские гусли попали напрямую из Балтии.

Одно из старейших доживших до нашего времени кантеле, как считают историки, было изготовлено в самом конце XVII века. В длину оно насчитывает 73 сантиметра, в ширину — до двенадцати.

Спустя сто лет прибывший в Карелию губернаторствовать Гаврила Державин писал: «…лопляне забавляются игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. Можно сказать, что сосна их греет, сосна питает, сосна и веселит».

Долгое время кантеле был инструментом диатоническим, то есть на нем можно было воспроизводить только диатонический звукоряд. На таком кантеле удобно исполнять народную музыку.

Элиас Лённрот был первым, кто сумел создать хроматическое кантеле. Первые два экземпляра он изготовил в тридцатых и сороковых годах XIX века. Одно из них сохранилось до сегодняшнего дня. Струны находятся на двух уровнях — те, что соответствуют черным фортепианным клавишам, ниже остальных. Стержень кантеле был заменен подставкой.

Главное практическое отличие хроматического кантеле в том, что на нем можно исполнять не только народную, но и академическую музыку.

Элиас Лённрот унаследовал свой талант музыкального мастера от деда. Всего изготовил более двадцати кантеле и большую часть раздарил друзьям. А уж играл на инструменте врач и собиратель фольклора ежедневно: между завтраком и часами научной работы.

кантеле это какой инструмент. . кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-. картинка кантеле это какой инструмент. картинка . стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

кантеле это какой инструмент. . кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-. картинка кантеле это какой инструмент. картинка . стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

кантеле это какой инструмент. . кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-. картинка кантеле это какой инструмент. картинка . стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

Автор «Калевалы» мечтал продвинуть кантеле в массы — в первую очередь, конечно, в школы. «И, хотя не у всех детей есть талант к исполнительству, вряд ли кто не согласится», писал Лённрот.

В Карелии сегодня есть школа, где идея Лённрота живёт и побеждает: в Вокнаволоке на кантеле умеет играть каждый из сорока учеников деревенской школы. И никто не отказывается!

Традиция / Perindö

В России серьёзным исследователем кантеле стал уроженец Воронежа Виктор Гудков. Карельский музыкальный инструмент он впервые увидел в тридцатые годы двадцатого века в Кандалакше, где работал редактором газеты. Кантеле молодого человека впечатлило настолько, что он разработал проект усовершенствования инструмента и занялся организацией кантеле-оркестров. Благодаря этой работе его приняли в Карельский научно-исследовательский институт.

Несколько лет подряд Гудков ездил в фольклорные экспедиции. И больше всего внимания уделял кантеле.

кантеле это какой инструмент. . кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-. картинка кантеле это какой инструмент. картинка . стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

Виктор Гудков. Петрозаводск, 1937. Фото: Г. Анкудинов (из Национального архива Карелии)

— При внимательном, любовном изучении его выяснилось, что кантеле никогда не умирало, что в различных районах Карелии живут замечательные мастера игры на кантеле, что в Пряжинском, например, районе кантеле можно найти почти в каждой деревне, а в некоторых деревнях — почти в каждом доме. Выяснилось, что кое-где кантеле заменяет гармонику, сопровождая танцы на деревенских вечеринках, а в Пряже местный радиоузел еще в 1933 году транслировал игру местного кантелиста-виртуоза С.И. Тупицына, — писал Виктор Пантелеймонович Гудков в середине 30-х.

Со временем Гудков по-настоящему усовершенствовал кантеле (сам он делал только чертежи, непосредственной изготовкой занимались столяры). Его первый инструмент получился 14-струнным, с металлическими колками и двойным углублением на колодке. Инструмент до наших дней сохранился только на очень плохих фотографиях и в схемах самого автора.

Вскоре Гудков, одержимый идеей создания кантеле-оркестра, придумал альт-, бас- и прима-кантеле. Последними по его чертежам были изготовлены контрабас- и пикколо-кантеле. Получился настоящий оркестр.

кантеле это какой инструмент. . кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-. картинка кантеле это какой инструмент. картинка . стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

кантеле это какой инструмент. . кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-. картинка кантеле это какой инструмент. картинка . стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

Ансамбль «Кантеле» / Ansamb’lu «Kantele»

Всё началось с основанного Виктором Гудковым в 1932 году кружка кантелистов при Доме народного творчества в Петрозаводске. Занимались там преимущественно старшеклассники финно-угорской школы и студенты педагогического института.

Через пару лет участники кружка стали давать концерты, а летом 35-го президиум ЦИК Карельской АССР постановил создать тот самый «Оркестр кантеле», о котором мечтал Гудков. В него вошли не только занимавшиеся в кружке любители, но и несколько профессиональных музыкантов со стороны.

Весной 1936 года оркестр занял первое место на всесоюзном радиофестивале. После этого крутость музыкантов осознали даже в партии, которая через некоторое время издала решение о создании ансамбля. Отсюда и «официальная» дата рождения коллектива — 1 июня 1936-го.

кантеле это какой инструмент. . кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-. картинка кантеле это какой инструмент. картинка . стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

Первые артисты ансамбля «Кантеле». Фото из Национального архива Карелии

Первое время ансамбль, как и задумывал его создатель, представлял собой «художественно-этнографическую организацию», собиравшую, хранившую и распространявшую карельский фольклор в его песенной и танцевальной части. Постепенно завязалось сотрудничество с профессиональными композиторами — Леопольдом Теплицким, Рувимом Пергаментом, Гельмером Синисало.

Во время Зимней войны ансамбль дал серию концертов в частях Красной армии, выступал на линии фронта. Артистам приходилось не только постоянно передвигаться невдалеке от боевых действий, но и, например, помогать в строительстве оборонительных сооружений.

Во время Великой Отечественной ситуация была сложнее, ансамбль решили эвакуировать. Несколько месяцев артисты провели в «гастрольной эвакуации»: передвигаясь в специальном вагоне, они выступали в гоститалях, военных училищах, на предприятиях. В этих гастролях, в январе 42-го, умер Гудков. Руководить ансамблем стал главный дирижер Яков Геншафт.

Мастер / Soittimien muasteri

Сегодня «Кантеле», национальный ансамбль песни и танца Карелии, сохраняет не только музыкальные традиции. В Доме кантеле работают и мастерская костюма, и мастерская музыкальных инструментов.

Александр Фролов, мастер Дома кантеле, сегодня обеспечивает музыкальными инструментами весь оркестр. На кантеле, созданных руками Александра, играют по всей России, в Японии и даже в Австралии.

К уроку готовились:
Евгений Лисаков, журналист
Алиса Агранович, журналист
Татьяна Бердашева, научный сотрудник Национального музея Карелии
Николай Смирнов, фотограф
Сергей Беляев, оператор
Илья Дедюшко, режиссер
Михаил Проскалов, режиссер
Павел Степура, дизайнер
Елена Фомина, автор и редактор проекта «Уроки карельского»

При поддержке Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями

«Уроки карельского» — национальный проект «Республики». Мы рассказываем о народе, который столетиями жил на берегах Онежского и Ладожского озер, о наших предках и современниках — о людях. История и природоведение, литература и география, труды и физкультура: всё о карелах, финнах, вепсах.

Источник

Кантеле

Кантеле — финский национальный щипковый музыкальный инструмент, ближайший родственник гуслей. Встречается у народов финно-угорской группы: карелов, вепсов, ингерманландцов, ижорцев.

кантеле это какой инструмент. kantele. кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-kantele. картинка кантеле это какой инструмент. картинка kantele. стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

История

Происхождение названия до конца не выяснено. Чарующий и загадочный инструмент северных народов. Имеет многовековую историю и легенду возникновения, связанную с волшебником Вяйнямёйненом. Старец играл на кантеле и все живые существа очаровывались и замирали при звуках музыки.

Во многих культурах встречаются аналоги этого инструмента, но только в кантеле вкладывается такой поэтический и эпический смысл для передачи в музыкальной и песенной форме философии жизни народов севера.

По мнению ученого Тимо Лейсио, возраст инструмента около четырех тысяч лет. Композитор и этнограф В.П. Гудков полностью преобразил и усовершенствовал кантеле. В 1936 году благодаря его стараниям был создан национальный ансамбль песни «Кантеле», а сам музыкальный инструмент начинает новую жизнь на большой сцене.

Где используется

Кроме оркестров, его используют сольно. Часто применяется в аранжировках и саундтреках для фильмов. Современные музыкальные группы применяют его как инструмент с уникальным неподражаемым звучанием, служащий дополнением или фоном основному звуковому ряду.

В музыкальных школах Карелии и Финляндии существуют отдельные классы для изучения игры на кантеле. Под его звуки ставят народные танцы, проводят фестивали. Звучание на престижных площадках и телевизионных шоу уже обычная практика последних десятилетий.

кантеле это какой инструмент. kantele2. кантеле это какой инструмент фото. кантеле это какой инструмент-kantele2. картинка кантеле это какой инструмент. картинка kantele2. стр. 329 Двадцатый век в истории карельского кантеле стал эпохой великих перемен: инструмент получил статус символа карельской музыкальной культуры и вышел из сферы традиционного бытования, «вырос» до концертного оркестрового инструмента и снова вернулся к самодеятельному творчеству, но преимущественно в городских условиях. Эти процессы не могли не отразиться на конструкции инструмента, репертуаре, его исполнительских возможностях. Данное исследование направлено на выявление и описание произошедших изменений и основано на результатах изучения музейных коллекций музыкальных инструментов и диатонических кантеле, изготовленных современными мастерами Карелии.

Устройство инструмента

Относится к семейству цитр. Состоит из: подставки, струн, розетки (круглого отверстия в верхней части инструмента), настроечной колки и резонирующей деки.

Старое кантеле имело пять жильных или из конского волоса струн. Короб был цельно выдолбленным из ольхи или березы. Постепенно инструмент развивался. Взамен жильным пришли металлические струны. Сам корпус начали изготавливать из еловой доски. Количество струн увеличилось до 16 с диатоническим строем и 32 с хроматическим.

Отличается от других сородичей очень компактными размерами, что удобно для перевозки. Толщина до 10 см, а длина около 80 см.

Способ игры на нем

При игре держат на коленях в горизонтальном положении. Иногда для удобства слегка наклоняют. Играют пятью пальцами двух рук: указательным и средним левой руки и большим, указательным, средним правой. Если кантеле имеет пять струн, то за каждой струной закрепляется палец. Струны задевают ногтями или подушечками пальцев.

В настоящее время практикуется прием бряцанья, используется при аккомпанементе какому-либо другому музыкальному инструменту. Не требует такой тренировки исполнения и легче в освоении.

Виды кантеле

Существует два вида:

Хроматические — используют для игры классической музыки. Самые усовершенствованные. Есть несколько разновидностей:

Диатонические — предназначены для исполнения народных мотивов, героических сказаний и песен. Не существует ограничений в выборе жанра: джаз, рок, металл. Все будет звучать чудесно и неподражаемо на кантеле.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *