калимба это какой инструмент
Калимба – музыкальный инструмент с африканскими корнями
Что такое калимба
Калимба представляет собой небольшую полую коробку с прикрепленными к ней металлическими язычками разной длины. Этот инструмент относится к группе щипковых язычковых музыкальных инструментов, которые также называют ламеллафонами – их звук зарождается в вибрирующих пластинках, к которым прикасается музыкант.
Язычки калимбы расположены в определенном порядке и настроены в определенной тональности. Длинные язычки имеют более низкое звучание, а короткие – высокое. Чаще всего калимба настроена в тональности G, но встречаются и другие, зависящие от количества язычков и задумки изготовителя.
Соседние ноты калимбы расположены не подряд, как, например, у фортепиано, а чередуются между собой – слева и справа. Таким образом, музыкант может легко аккомпанировать себе одной рукой, и играть основную мелодию другой, создавая сложные музыкальные рисунки.
История калимбы
Калимбу считают традиционным африканским инструментом, но это не совсем так. Издревле в Африке существовали щипковые язычковые инструменты, которые имели разные названия, несколько отличающийся друг от друга принцип игры и строение, но в целом соответствующие общей концепции ламеллафонов. Самым знаменитым традиционным инструментом Африки считается мбира, по своей конструкции сильно схожей со знакомой нам калимбой.
Африканцы настраивали мбира по собственному видению, отличающемуся от привычных нам западных традиций в музыке. Можно сказать, что мбира была, скорее, перкуссионным инструментом, чем мелодическим. На ней играли во время важных событий народа Африки, собраний и праздников.
В 1950 годы английский исследователь этнической музыки Хью Трейси, побывав в Африке и изучив их музыкальную культуру, привез в Англию мбира, и адаптировал её под западные музыкальные стандарты. Адаптированная мбира изготавливалась фабрично, имела чистый диатонический строй G с расположенными по противоположным сторонам инструмента соседними звуками.
Хью Трейси назвал свой вариант инструмента калимбой и сделал бизнес, основанный на производстве этих маленьких музыкальных инструментов. Калимба быстро распространилась по всему миру благодаря своему нежному, умильному звучанию, а также простой техники игры. Любой человек, имеющий музыкальный слух, способен играть на калимбе, подобрав последовательность звучания соседних язычков.
Как звучит калимба и как на ней играть
На калимбе играют, держа инструмент обеими руками. Звуки извлекают большими пальцами рук. Низкие ноты находятся посередине, а высокие по краям, при этом соседние ноты гаммы располагаются на противоположных частях инструмента.
Ниже представлены классические схемы звукорядов у разных народов.
Калимба и сансула
Калимба – экзотический инструмент, который относят к классу ламеллафонов. По мнению некоторых экспертов корректней относить устройство к щипковым идиофонам язычкового типа.
История происхождения
В наше время распространение «калимба» получил преимущественно в Африке – в центральной и южной, также можно встретить его на острове Мадагаскар. В Северную Америку и в страны Латинской Америки инструмент попал следующим образом: африканские рабы привезли первые примитивные модели на Кубу, где местные мастера занялись модернизацией и перевезли устройство на континентальную часть Америки. Сейчас многие профессиональные оркестры, группы и одиночные профессиональные музыканты используют калимбу для записи и исполнения своих композиций. Дело в уникальном звуке – недаром инструмент называют «ручным пианино». На нем можно играть аккордами, а также исполнять несложные мелодические рисунки. Нередко используется в медитативных целей, особенно в странах Востока.
Конструкция
Инструмент может иметь различную форму, все зависит от производителя и мастера. На корпусе, который является резонатором, находится ряд пластин, которые выполняют роль язычков, они и являются источником звука. Изготавливаются пластины классически из бамбука, а сейчас все чаще из металла. Резонатор может быть плоским и наполненным, а может быть полым, выполненным из панциря черепахи, выдолбленного дерева, тыквы – речь идет о профессиональных инструментах, более дорогих и хрупких. Количество язычков может варьироваться от 4-5 до 25-30. Чтобы ограничить звучащую часть у язычков устанавливают высокий порожек. Нотный ряд и количество нот, октав, будет зависеть от конкретного инструмента, каждый раз количество пластин может быть своим.
Как уже упоминалось, можно подразделить калимбы на цельные и полные, первый вид бюджетный и простой, а второй профессиональный, более дорогой. Но есть и другое разделение. Можно сказать, что один немецкий изобретатель и музыкант П. Хокема сконструировал новый инструмент на базе первичного, который стал называться Сансула. Его заводик в Гамбурге, Германия, стал производить подобные и иные виды калимбы, марка бренда Hokema. Сансула отличается только тем, что язычки располагаются на барабане.
Второй вид калимбы производят в Африке, фирма Хью Трейси – это традиционные модели, при изготовлении которых стремятся соблюсти все оригинальные природные стандарты, то есть использовать как можно меньше синтетики, в основном применяют различные сорта дерева, черепашьи панцири, орехи и другие природные материалы. При этом каждый инструмент аутентичен. Также сказывается то, что африканское дерево очень ценится своей крепостью и хорошими акустическими свойствами. То есть инструмент будет не только «звучащим», но и надежным, долговечным.
Звучание
Каждая калимба и сансула звучит по-разному, каждый инструмент уникален, но, кроме этого, существует различие и по народным модификациям, речь идет о том, что в каждом африканском народе используют свой особый инструмент, который и настроен своеобразно, такое встречается в мировой практике, и удивляться тут не стоит.
Звучание зависит от корпуса, от модификации, от язычков и их количества. Например, начинающий может приобрести инструмент с несколькими резонаторами и попробовать себя на нем, далее переходя на более серьезные модификации. Заказывать, разумеется, лучше все у производителей, но это не всегда дешево, поэтому приобретают подделки, которые несколько хуже звучат, но зато стоят гораздо дешевле. Калимбу иногда «поздвучивают», то есть устанавливают микрофон в непосредственной близости для снятия звука, в дальнейшем звук обрабатывается и усиливается, далее выводится на колонки или другую звуковоспроизводящую аппаратуру. Сансула сейчас также применима, как и её предок, особенно это касается европейских стран. Некоторые известные музыканты считают, что именно эта разновидность калимбы перспективна и будет набирать востребованность и популярность с течением времени.
Видео
Слушать калимбу и сансулу:
Калимба (мбира)
Важные события в жизни Африки, праздники и собрания вождей племен непременно сопровождались звучанием мбиры. Название говорит о том, что она «говорит голосом предков». Музыка, воспроизводимая инструментом, могла быть самой разной по звучанию – нежной и умиротворяющей или воинственно-тревожной. Сегодня калимба не утратила своего значения, используется, как народный инструмент, применяется на фестивалях соло и для аккомпанемента в ансамблевом звучании.
Устройство
Родина калимбы – африканский континент. Местный народ считает ее национальным, поддерживает традиции предком посредством использования в культуре. В переводе с местного диалекта название инструмента означает «маленькая музыка». Устройство незамысловатое. В качестве резонатора выступает деревянный корпус с круглым отверстием. Он может быть цельный или полый, изготавливается из дерева, высушенной тыквы или панциря черепахи.
На верхней части корпуса расположены язычки. Раньше их изготавливали из бамбука или других пород дерева. Сегодня чаще встречается инструмент с металлическими язычками. Стандартного количества пластин нет. Их число может варьироваться от 4 до 100. Размер и длина тоже различны. Язычки крепятся на порожек. Форма корпуса может быть прямоугольной или квадратной. Встречаются необычные формы, выполненные в виде голов животных или рыб.
Как звучит калимба
Музыкальный инструмент относится к семейству щипковых язычковых идиофонов. Звучание зависит от материала изготовления, размера корпуса, длины и количества язычков. Настройка инструмента хроматическая, позволяет играть как отдельными нотами, так и аккордами.
Пластины напоминают клавиши пианино, поэтому мбиру еще называют «африканское ручное фортепиано». Звук зависит от размера язычка, чем он больше, тем ниже звучание. Короткие пластины имеют высокое звучание. Гамма берет начало в центре, где находятся самые длинные пластины. В привычной фортепианной аппликатуре высота нот повышается слева направо.
За века существования калимба почти не претерпела влияние европейской музыкальной культуры, но есть и инструменты, настроенные в привычной традиционной гамме.
История
В культовых обрядах африканцы использовали различные приспособления с щипковым устройством для извлечения звуков. Поэтому считать мбиру древнейшим инструментом нельзя. Это лишь разновидность других, появлявшихся и исчезавших представителей, их реинкарнация и усовершенствованные варианты.
Колонизация Африки Америкой привела к большому оттоку порабощенного народа с территории континента на берега Антильских островов и Кубы. Рабам не позволялось брать с собой личные вещи, но маленькую калимбу надсмотрщики у них не отбирали. Так мбира получила распространение, исполнители внесли в ее устройство изменения, экспериментировали с материалом, размерами, формами. Появились новые типы похожих инструментов: ликембе, лала, санза, нданди.
В 1924 году американский исследователь этнической музыки Хью Трейси во время экспедиции в Африку познакомился с удивительной калимбой, звучание которой очаровало его. Позднее, вернувшись на родину, он откроет фабрику по изготовлению аутентичных инструментов. Делом его жизни стала адаптация музыкального строя, который отличался от привычного западного и не позволял исполнять европейскую музыку в раскладке «до», «ре», «ми»…Экспериментируя, он создал более 100 экземпляров, позволявших создавать изысканные гармонии известных композиторов с удивительным африканским акцентом.
Хью Трейси стал инициатором проведения фестиваля африканской музыки, который проходит в Грэхемстауне, он создал международную библиотеку с произведениями народов континента, сделал десятки тысяч записей. В его семейной мастерской до сих пор вручную изготавливают калимбы. Дело Трейси продолжают его сыновья.
Калимба, изготовленная из кокосового ореха
Виды калимб
Производят музыкальный инструмент в Германии и в Южной Америке. Конструктивно разновидности разделяются на цельные – простой и бюджетный вариант, и полые – используются профессионалами. Точно воспроизведение живых басовых тембров африканской музыки возможно на больших экземплярах. Маленькие звучат изысканно, нежно, прозрачно.
Самые известные фабрики, производящие ламмелафоны – это бренды немецкого музыканта П. Хокема и фирма Х. Трейси. Калимбы Хокула почти утратили свое первоначальное название, теперь это сансулы. Их отличие от малимбы в круглом корпусе. Выглядит сансула, как металлофон, поставленный на барабан.
Калимбы Трейси более традиционные. При производстве здесь стремятся соблюсти оригинальные стандарты, применяют только природные материалы. Корпус-резонатор выполняют из древесины, произрастающей только на африканском континенте. Поэтому инструмент сохраняет аутентичность звучания.
Разновидность с цельным корпусом
Применение инструмента
Калимба остается традиционной для народов Южной Африки, Кубы, Мадагаскара. Ее используют на всех мероприятиях, во время культовых обрядов, на праздниках, фестивалях. Самые маленькие экземпляры легко помещаются в карман, их носят с собой и развлекают себя и публику в разных местах. Калимба без резонатора – один из распространенных «карманных» видов.
«Ручное фортепиано» применяют для аккомпанемента в ансамблях и сольно. Этнические коллективы используют профессиональные мбиры с возможностью подключения к компьютеру, усилителю. Существует пятиоктавная калимба, ширина «клавиатуры» которой почти не уступает фортепианной.
Как играть на калимбе
Мбиру удерживают обеими руками, в звукоизвлечении участвуют большие пальцы рук. Иногда ее кладут на колени, так исполнитель может задействовать большие и указательные пальцы. Калимбисты уверенно исполняют мелодии даже на ходу, иногда используется специальный молоток для удара по язычкам. Техника игры не так сложна, как может показаться. Человек, обладающий слухом, легко научится играть на «ручном пианино».
Игра с использованием специального молоточка
Как выбрать калимбу
При выборе инструмента нужно учитывать как внешнее эстетическое восприятие, так и возможности звучания. Начинающему музыканту лучше выбирать небольшой экземпляр с маленьким коробом или полностью цельный. Научившись играть на нем, можно переходить к более большому сложному инструменту.
Звукоряд зависит от количества язычков. Поэтому начинающему, чтобы выбрать калимбу, нужно определиться, собирается ли он играть сложные произведения или хочет музицировать для души, исполняя простые мелодии. Новичку поможет играть специальный молоточек, не лишним будет приобрести самоучитель и наклеивающиеся стикеры на язычки – они помогут не запутаться в нотах.
Калимба
Калимба — древнейший и самый распространенный музыкальный инструмент в Африке (особенно в Центральной и Южной, на некоторых из Антильских островов). О его широкой популярности свидетельствует обилие названий, которыми обозначается калимба у различных племен: цанца, санза, мбира, мбила, ндимба, лукембу, лала, малимба, нданди, ижари, мганга, ликембе, селимба и др., из которых «официальным» у нас является «цанца», на Западе — «калимба». Калимба используется в традиционных обрядах и профессиональными музыкантами. Ее называют «африканское ручное фортепиано»; это довольно виртуозный инструмент, предназначенный для исполнения мелодических рисунков, однако вполне пригодный и для игры аккордами. Большей частью применяется как аккомпанирующий инструмент. Большие калимбы придают неповторимый низкий гул живым басовым ритмам африканской музыки, маленькие издают совершенно призрачное, хрупкое звучание, похожее на музыкальную шкатулку.
Устройство
На резонаторном корпусе (бывает разной формы) размещается ряд или несколько рядов деревянных, бамбуковых или металлических пластин-язычков, служащих источником звука. У простейших образцов — плоский, у более сложных — полостной резонатор из панциря черепахи, долбленого дерева, полой тыквы и др., на резонаторной доске крепятся язычки (4-30). Высокий порожек ограничивает звучащую часть язычков. При игре (стоя, на ходу, сидя) калимбу зажимают ладонями рук, согнутых под прямым углом и плотно прижатых к бокам, или держат на коленях, большими и указательными пальцами обеих рук защипывают и отпускают свободные (верхние) концы язычков, приводя их в состояние вибрации. Калимбы бывают различных размеров; длина корпуса 100—350 мм, длина язычков 30-100 мм, их ширина 3-5 мм. Звукоряд калимбы зависит от количества язычков.
История
Во времена европейской колонизации Америки калимба была завезена неграми-рабами на Кубу, где бытует до сих пор. Ее звуки можно услышать, например, в музыке группы Earth, Wind & Fire.
Африканский музыкальный инструмент калимба
Калимба — музыкальный инструмент c «волшебным» звучание.
История происхождения калимбы
Археологи нашли подтверждения того, что калимба имела распространение на африканском континенте около двух тысяч лет назад. Народы, проживающие в Центральной и Южной Африке, использовали его в качестве инструмента для проведения различных культовых обрядов. В эпоху колонизации Америки он перебрался вместе с рабами сначала на Антильские острова, а затем и на побережье Южной Америки. Благодаря своим небольшим размерам, калимба была чуть ли не единственной вещью, которую рабы имели возможность взять с собой.
Кубинцы считают калимбу своим национальным музыкальным инструментом. На родине у него несколько десятков названий: лала, нданди, мбила, ликембе, санза. В европейском обществе закрепилось название Thumb piano, что означает «пианино для больших пальцев», на Западе – «калимба», а русские чаще всего употребляют слово «цанца».
Этномузыковед Хью Трейси в первой половине XX столетия проводил исследования на юге Африки. Ученого очаровывает звучание калимбы. Он выявил интересную особенность: в зависимости от местности инструменты отличаются по форме, размерам и характеру игры. Во второй половине столетия он основывает компанию, занимающуюся производством и продажей в Европу калимбы. В начале 70-х появляется большое количество производств, что расширяет возможности и окраски тональности.
Применение
Размеры инструмента влияют на его звучание. Чем больше он, тем глубже и раскатистей звучание. Совсем маленькие — издают нежные звуки, похожие на игру музыкальной шкатулки. Под музыку шаманы общались с духами, пелись колыбельные детям, а травники лечили людей.
В настоящее время имеет широкий спектр применения на музыкальных фестивалях и даже концертах в консерваториях. Чаще всего является аккомпанементом другим музыкальным инструментам.
Как играть на калимбе
На калимбе можно играть стоя, сидя и на ходу. Играют указательными и большими пальцами двух рук — щипками, отпуская пластины и создавая резонанс. При настройки используют маленькую палочку или поправляют язычки без вспомогательных средств руками. Также для настройки тюнера существует специальный ключ, который чаще всего используется музыкальными виртуозами.У приспособления есть углубление для язычка, что очень облегчает настройку.
Устройство музыкального инструмента
Самые большие настольные калимбы могут достигать размеров 120 см, размеры самых маленьких примерно 3 см. Существуют полые и сплошные музыкальные инструменты, что также влияет на музыкальное звучание. По форме выделяют прямоугольные и круглые калимбы.
Резонаторный корпус африканского инструмента калимба имел разную форму. От простого прямоугольного до затейливой фигуры животного или рыбы.
В прошлом чаще использовались бамбуковые или деревянные язычки пластин, теперь металлические находят большее применение. Пластины крепят на порожек, сам корпус делают из тыквы, дерева, панциря черепахи. Количество язычков варьирует от 4 до 100. Чем больше их число, тем сложнее в применении и искуснее игра. Диапазон звучания зависит и от полости внутри инструмента и количества пластин. Язычки могут быть от 2 см до 10 см.
Удивительное сочетание простоты и красоты звуков. Уникальность музыкального инструмента заключается в том, что несмотря на уровень познаний в музыке, любой человек сможет извлечь фантастические, чарующие звуки из калимбы. Импровизировать и играть может каждый, доверясь своей интуиции.
Видео
Посмотрите видео ниже чтобы послушать и насладиться звучанием инструмента.