какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский

Теории происхождения государства

какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. fIUWYUEQ4bc. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский фото. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский-fIUWYUEQ4bc. картинка какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. картинка fIUWYUEQ4bc. Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства.

Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства.

Основные положения теории:

Теория не разграничивает процесс возникновения общества, государства и права.

Теория не принимает во внимание влияние социально-эко­номических и иных факторов на государство и не позволяет опре­делить, как совершенствовать форму государства, улучшать государственное устройство.

какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. SIEHkzOtmKE. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский фото. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский-SIEHkzOtmKE. картинка какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. картинка SIEHkzOtmKE. Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства.

Основные положения теории:

какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. 0cAADtyvPEQ. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский фото. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский-0cAADtyvPEQ. картинка какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. картинка 0cAADtyvPEQ. Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства.

Теория зародилась в V–VI вв. до н. э. в учениях софистов Древней Греции. Свое развитие получила в XVII–XVIII веках.

Основные идеи:

Взгляды на «естественное состояние»:

1) Т. Гоббс считал, что людям присуще соперничество (стремление к наживе), недоверие (стремление к безопасности), любовь к славе (честолюбие). Эти страсти делают людей врагами: «человек человеку — волк». Поэтому в естественном состоянии, где нет власти, держащей людей в страхе, они находятся в «состоянии войны всех против всех».

2) Дж. Локк полагал, что в естественном состоянии все равны и свободны, имеют собственность (с появлением денег она становится неравной); естественное состояние — это, в основном, состояние мира и доброжелательности. Закон природы предписывает людям мир и безопасность. Однако любой закон нуждается в гарантиях, т. к. если никто не обладает властью его охранять, он не будет исполняться и будет бесполезным.

3) Ж.-Ж. Руссо рисовал прошлое человечества как «золотой век». По его описанию, сначала люди жили как звери, и ничего общественного (речи, собственности, морали и т. п.) у них не было. Они были равны между собой. По мере совершенствования навыков и знаний человека, орудий его труда складывались общественные связи. Период выхода из состояния дикости, когда человек становится общественным, продолжая оставаться свободным, представлялся Руссо «самой счастливой эпохой».

5. Люди, отказавшись быть гарантом своих естественных прав и законов, передали часть своих прав государству (право издавать законы, снабженные санкциями, и применять меры принуждения для реализации этих законов, а также вести отношениями с другими государствами) ради соблюдения их прав и общей пользы.

Слабость теории: процесс заключения договора описывается абстрактно, без привязок к каким-либо историческим фактам (антиисторический характер теории).

какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. tLRQtb101Ls. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский фото. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский-tLRQtb101Ls. картинка какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. картинка tLRQtb101Ls. Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства.

Возникла в Германии во второй половине XIX века и представлена в трудах Дюринга, Гумпловича, Каутского.

Причина происхождения государственности усматривалась в военно-политических факторах: насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.

Теория «внешнего насилия»

Государство возникает в результате завоевания одного племени (народа) другим. Его существование обусловлено необходимостью применения насилия не только в ходе завоевания, но и после, для того чтобы не было постоянной войны между ними.

Племя победителей подчиняет себе племя побежденных, присваивает себе и всю их землю и затем принуждает побежденное племя систематически работать на победителей, платить им дань или подати. Для подавления порабощенных народов создаются государственные органы, принимаются законы. Возникновение государства представляется как реализация принципа: слабый подчиняется сильному. В результате войн племена превращаются в касты, сословия, классы.

Каутский и его сторонники пытаются доказать, что при дальнейшем развитии общества государство формируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Они указывают, что в своем развитии государство проходит следующие фазы:

4) замена военного господства господством права;

5) происхождение государства, где все люди имеют права и обязанности;

7) рождение и развитие чувства патриотизма, образование нации.

Теория «внутреннего насилия»

Авторство этой теории принадлежит немецкому философу Дюрингу.

Дюринг исходил из того, что человеческие воли вполне равны друг другу, и ни одна из них не мо­жет предъявить другой никаких положительных требований. При таком положении дел, когда общество состоит из двух равных лиц (упрощенная модель общества), неравенство и рабство невозможны. Но равные люди могут спо­рить по определенным вопросам. В таком случае Дюринг предла­гал привлечь третьего человека, так как без него нельзя принять решение большинством голосов, и разрешить спор не представля­ется возможным. Без подобных же решений, т. е. без господства большинства над меньшинством, не может возникнуть государст­во. По его мнению, собственность, классы и государство возника­ют как результат насилия одной части общества над другой.

какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. TF9BXdBgg7Y. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский фото. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский-TF9BXdBgg7Y. картинка какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. картинка TF9BXdBgg7Y. Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства.

Теория получила ши­рокое распространение во второй половине XIX в. в трудах Спенсе­ра (автор), Вормса, Прейса. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественно­го отбора, высказанной Дарвином.

Основные положения теории:

Отрицать влияние биологических факторов на процесс проис­хождения государственности было бы неправильно, ибо люди — не только социальные, но и биологические организмы.

Герберт Спенсер утверждал, что в государстве («живом теле») все части специализируются на выполнении определенных функций: правительство выполняет функции мозга, низшие классы, занимающиеся в основном земледелием, ремеслами, реализуют внутренние функции организма, обеспечивают его жизнедеятельность (это система «органов пищеварения»). Есть в организме и специализированная «распределительная система», или своего рода «кровеносная система» (торговля, транспорт и иные средства сообщения). Господствующие классы отвечают за внешние функции, т. е. обеспечивают оборону.

какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. paqpsZyBXB4. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский фото. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский-paqpsZyBXB4. картинка какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. картинка paqpsZyBXB4. Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства.

Основные положения теории:

В материалистической теории государство не навязывается обществу, а возникает на основе естественного развития самого общества, связанного с:

2) появлением частной собственности;

3) социальным расслоением общества по имущественному признаку (с появлением богатых и бедных), интересы различных социальных групп стали противоречить друг другу.

Источник

Теория государства и права. Вопросы и ответы

какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. cover. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский фото. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский-cover. картинка какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. картинка cover. Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства.

Подготовка и сдача экзамена по учебной дисциплине «Теория государства и права» предполагают систематическое и последовательное изучение ее содержания. В период непосредственной подготовки к экзамену студенту важно вспомнить круг изучаемых вопросов, актуализировать их в своей памяти и максимально эффективно подготовиться к сдаче экзамена. Предлагаемое вниманию студентов пособие способствует решению этой задачи. Содержание, цели, структура изложенного материала соответствуют Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования. Для студентов бакалавриата и специалитета высших учебных заведений. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Вопросы и ответы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Вопрос 4. Основные теории происхождения государства

В истории правовых и политических учений отсутствует единое понимание происхождения государства. Мыслители различных периодов по-разному оценивали, обосновывали, трактовали этот процесс. Понимание происхождения государства зависит от ряда факторов, среди которых следующие. Одни ученые полагают, что первым произошло возникновение государства, а другие — права — априорного разрешения, запрета, регулирования. Каждый период истории человечества характеризуется определенными приоритетами ценностей: политических, естественно-научных, философских, религиозных, — и оттого представления о формировании государства предстают многообразными. Следует учитывать, что каждая эпоха истории имеет свой предел, горизонт, критерии оценки сложных общественных трансформаций, изменений в сознании и поведении человека, оценки географических, экологических, культурных, военных, хозяйственных факторов, приведших к образованию государства. Создание той или иной теории происхождения государства возможно лишь в условиях развития теоретических представлений, способностей мыслителя или сообщества обобщать, классифицировать факты истории, выделять причинно-следственные связи. Теории происхождения государства — это предположения о том, каким образом, при каких условиях, в связи с какими процессами или событиями возникли и укреплялись, развивались государства.

Итак, известны следующие теории происхождения государства.

1. Патриархальная теория. Представитель данной теории в Китае, Конфуций (ок. 551–479 до н. э.), считал, что государство возникает из разрастающейся семьи, увеличения количества живущих на земле людей, которые находят способ упорядочения своей жизни на основе понимания старшего — государя как отца в семействе и членов семьи, младших, как подданных. Отношения в государстве, возникшем из разросшейся семьи, должны быть понятными и даже гармоничными, поскольку государь, правитель, как отец в семействе, не пожелает плохого своим близким, членам семьи, подданным. Власть отца в семье есть продолжение власти правителя в государстве. Очень привлекательна данная характеристика отношений для осуществления беспрекословного правления, идеологии, признающей мудрого, добродетельного правителя. Конфуций был причислен к лику святых после своей смерти.

По мнению Аристотеля (384–322 гг. до н. э.), другого представителя патриархальной теории, люди склонны к общению, коллективному взаимодействию, к обсуждению общих вопросов устройства жизни, когда на основе увеличивающейся семьи происходит появление государства, которое, в свою очередь, положительно влияет на жизнь семьи. Однако Аристотель допускал возможность участия в общественных делах лишь лично свободных и обладающих определенным значимым статусом людей. Человека он определял как «существо политическое», подчеркивая тем самым его социальность в отличие от животного.

Впоследствии данную теорию поддерживали и развивали Р. Фильмер (1588–1653), Н. К. Михайловский (1842–1904). Важно, что последователи данной теории считали, что из жизни государства следует устранять все безнравственное.

2. Теологическая теория происхождения государства. Сторонники данной теории считают, что первоначалом, источником происхождения государства является Бог, Создатель жизни на нашей планете. Государство есть результат воли Бога, реализация божественных сил, и потому носители власти — государи, правителя, монархи — получили власть правления от Бога. Эта власть неизменна, незыблема, непоколебима. Первична власть религиозная, а светская власть производна от нее и поэтому вторична. По мнению представителей данной теории, все без исключения обязаны повиноваться воле государя, так как это воля, божественная по своему происхождению. Противодействие или непослушание государственной власти может восприниматься как несогласие с божественной волей. Все государственные и правовые институты производны от божественной воли. Смирение и подчинение государственной власти необходимо каждому подданному.

Это одна из первоначальных теорий происхождения государства, и сформировалась она в условиях доминирования религии как формы общественного сознания. Основателем данной теории считается Фома Аквинский (1225–1274), сформировавший, по существу, религиозную идеологию, оказавшую заметное влияние на развитие идей того и последующего времени. Однако правильно будет учесть и вклад Августина Аврелия (354–430) и значение его трудов «О граде Божием» и «О свободной воле», где он с фундаментальных религиозных позиций показывает взаимодействия, Бога, человека, власти, государства. К представителям данной теории можно отнести Ж. Маритена (1882–1973).

3. Договорная теория происхождения государства. Представители данной теории считают, что государство возникло на основе добровольного соглашения между людьми, договора, который учитывает общественное благо. Элементы этой теории возникают еще в Древней Греции в V–IV вв. до н. э. Свое развитие, обоснование, окончательное формулирование теория получила в XVI–XVIII вв. Представителями данной теории являются Г. Греций (1583–1645), Т. Гоббс (1588–1677), Дж. Локк (1632–1704), Ж.-Ж. Руссо (1712–1778), А. Н. Радищев (1749–1802). Каждый из этих мыслителей обладал собственными взглядами на природу человека, отражавшую характер его взаимодействия с другими людьми. Но все представители считали, что государство возникло на основе договора, определившего основные приемлемые условия жизни для носителей государственной власти и граждан. До государства существовало естественное состояние, в котором находились люди. Мотивы создания государства на основе договора, по мнению различных мыслителей, были неодинаковы. Но люди пришли к необходимости упорядочивания отношений и сформировали государство, базирующееся на договоре, который предусматривает права граждан и права государства, его обязанности. Так, государство обязано заботиться о безопасности и собственности своих граждан. А источником власти объявляется народ. Договор как письменный документ человечеству неизвестен, однако сама идея разграничения прав государства и граждан, равенство сторон в договоре являются безусловно важными для осмысления последующих за формулированием договорной теории происхождения государства исторических событий, процессов, создания конституций, отражающих естественные права и право народа как источника власти в государстве.

4. Марксистская (материалистическая, классовая) теория происхождения государства. Представители данной теории, К. Маркс (1818–1883), Ф. Энгельс (1820–1895), В. И. Ленин (1870–1924), считали, что государство образовалось в результате экономических и социальных причин. Три крупных разделения труда, возникновение частной собственности, дифференциация общества, приводящая к образованию классов, классовым противоречиям, наличие в конечном счете эксплуататоров и эксплуатируемых — неизбежные условия и спутники государства, которое, в свою очередь, отражает интересы собственников, эксплуататоров. Общественно-экономические формации и соответствующие им типы государства сменяют друг друга: рабовладельческое государство, далее феодальное, буржуазное (капиталистическое) и социалистическое — именно оно имеет принципиальные отличия от предшествующих государств и не является эксплуататорским, по мысли представителей данной теории.

В эксплуататорских государствах способ производства и соответствующие ему производственные отношения, экономическое господство определенного класса предопределяют политическое, правовое, духовное господство этого класса. Государство собственно и возникает и функционирует как условие, орудие поддержания господства одного класса над другим. Как утверждал, В. И. Ленин, государство возникает «там и тогда, где, когда и поскольку происходит раскол общества на классы».

5. Теория насилия как теория происхождения государства.

Представители данной теории, Е. Дюринг 1833–1921), Л. Гумплович (1838–1909), К. Каутский (1854–1938), считали, что государство возникло не в результате взаимного договора людей либо в силу экономико-материальных факторов, сопровождавших господство одного класса над другим; не имела своего главного значения и божественная воля. Основной причиной образования государства представители данной теории считают военные завоевания, захваты территорий одних племен другими. Государство необходимо для того, чтобы закрепить победу над захваченными, организовать подчинение победителям. Государство возникает не в силу внутренних экономико-социальных процессов и как результат их закрепления и отражения; государство формируется извне сначала путем военно-политического порабощения, а затем установления экономического господства.

6. Органическая теория происхождения государства.

Источник

Теория государства и права. Шпаргалка

какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. cover. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский фото. какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский-cover. картинка какую теорию происхождения государства разрабатывали л гумплович е дюринг к каутский. картинка cover. Это одна из первых теорий, возникшая для объяснения происхождения государства.

Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Теория государства и права. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

8 ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА

Теории происхождения государства:

1) теологическая теория — теория Божественного происхождения государства, согласно которой государство было создано и существует по воле Бога, а право — это Божественная воля. Согласно этой теории церковная власть имела преимущественное положение над светской властью, а монарх при вступлении на престол освящался церковью и считался представителем Бога на земле. Представители — Ф. Аквинский, Ф. Лебюфф, Д. Эйве;

2) патриархальная теория — теория происхождения государства в результате исторического развития семьи, когда разросшаяся семья становится государством. Согласно данной теории монарх — отец (патриарх) своих подданных, которые должны слушать его неукоснительно и относиться к нему с почтением. В ответ монарх должен был заботиться о своих подданных и управлять ими. Представители — Аристотель, Конфуций, Р. Фил—мер, Н. К. Михайловский;

3) договорная теория, согласно которой государство — продукт человеческого разума, а не проявление Божественной воли. Представители этой теории считали, что государство возникло в результате заключения между людьми общественного договора с целью обеспечения их общей пользы и интересов. В случае нарушения или невыполнения условий общественного договора люди были вправе расторгнуть его, причем даже с помощью революции. Представители — Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев;

4) психологическая теория, сторонники которой связывают возникновение государства с особыми свойствами человеческой психики: потребность во власти одних над другими и стремление одних подчиняться другим. Представители — Л. И. Петражицкий, Д. Фрезер, З. Фрейд, Н. М. Коркунов;

5) теория насилия, согласно которой государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными, выносливыми и организованными племенами. Представители — Е. Дюринг, Л. Гумплович, К. Каутский;

6) материалистическая теория, согласно которой образование государства является результатом изменения общества вследствие социально—экономических причин. Представители — К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, Г. В. Плеханов;

7) патримониальная. Государство произошло от права собственности на землю и связанного с ним права владения теми лицами, кто на этой земле проживает. Представитель — А. Галлер;

8) органическая. Государство возникло и развивалось как биологический организм. Представители — Г. Спенсер, А. Э. Вормс, П. И. Прейс;

9) ирригационная. Государство возникло в связи с широкомасштабной организацией строительства ирригационных сооружений. Представитель — К. А. Виттфогель.

Источник

Происхождение государства и права

Плюрализм теорий происхождения государства

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен историческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

К наиболее известным относятся следующие теории:

1. Теологическая (Фома Аквинский). Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта концепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является результатом проявления божественной воли, практическим воплощением власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной воли как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Фильмер, Н.К. Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство – наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха – естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

3. Патримониальная (А. Галлер). Представители этой теории считают, что государство произошло от права собственника на землю (патримониум). Из права владения землей власть автоматически распространяется и на проживающих на ней людей. Подобным образом обосновывается феодальный сюзеренитет.

4. Договорная (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.Ж. Руссо, П. Гольбах, А.Н. Радищев). По мнению этих мыслителей, государство возникло в результате общественного договора о правилах совместного проживания. Они отмечали, что было время, когда не было ни государства, ни права. В догосударственном состоянии в условиях «золотого века» (Ж.Ж. Руссо) или «войны всех против всех» (Т. Гоббс) люди

жили в соответствии со своими естественными правами. Но не существовало власти, способной защитить человека, гарантировать его права на жизнь, честь, достоинство и собственность. Для устранения такого социального «порока» люди объединились и заключили между собой договор о том, что часть своих прав, присущих им от рождения, они передают государству как органу, представляющему их общие интересы, а государство, в свою очередь, обязуется обеспечить права человека. Если же условия договора нарушаются, то народ приобретает право на революцию.

5. Теория насилия (Е. Дюринг, Л. Гумплович, К Каутский). Сторонники этой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, – в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации, порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инструментом организации и управленческого воздействия завоевателей, государство становится мощным средством защиты завоеванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Германией в качестве официальной идеологии.

6. Психологическая (Л.И. Петражицкий). Возникновение государства объясняется свойствами человеческой психики, потребностью индивида жить в коллективе, его стремлением к поиску авторитета, указаниями которого можно было бы руководствоваться в повседневной жизни, желанием повелевать и подчиняться. Для обоснования своей идеи сторонники данной теории ссылаются на исторические примеры зависимости человеческого сознания от авторитета вождей, религиозных и политических деятелей, царей, королей и других лидеров.

7. Марксистская (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, Г.В. Плеханов). Согласно этой террии, государство есть результат изменения социально-экономических отношений, способа производства, итог возникновения классов и обострения борьбы между ними. Оно выступает средством угнетения людей, поддержания господства одного класса над другими. Однако с уничтожением классов отмирает и государство.

Существуют и иные, менее известные теории происхождения государства. Но все они не могут претендовать на абсолютную достоверность. Каждая доктрина является лишь определенной ступенькой к познанию истины.

Возникновение государства

Более полутора миллионов лет назад, выделившись из мира животных, человек жил в условиях первобытного общества. Это был самый продолжительный по времени период существования человечества.

Основной формой социальной организации был род, отличавшийся последовательным коллективизмом в производстве, управлении и уравнительном распределении добываемых благ. Разделение труда обусловлено половозрастным характером: создавались группы мужчин, женщин, стариков, детей, каждая из которых имела свое поле деятельности, выполняла предназначенные ей функции.

На ранних стадиях существования человечества семья была поли-гамна. Все мужчины и женщины (включая родителей и детей) принадлежали друг другу. По мере социализации общества круг брачующихся сужался. Обычаи постепенно запрещали браки между родителями и детьми, затем между братьями и сестрами, а позже и браки внутри рода.

Родословная велась по материнской линии, мать ребенка была известна, а достоверный отец – нет. Материнский род был не территориальной, а кровнородственной организацией. Женщина в условиях матриархата занимала главенствующее положение в семье и обществе, пользовалась всеобщим уважением. Она решала жизненно важные вопросы деятельности рода. Женщины были даже вождями.

Чем неблагоприятнее среда обитания, чем ненадежнее источники пищи, тем сплоченнее первобытная община, тем более необходимой становится взаимопомощь ее членов и коллективность в потреблении. Даже тогда, когда человек охотился или ловил рыбу в одиночку, его труд рассматривался как составная часть деятельности всего коллектива и добыча делилась поровну между всеми членами рода.

Для координации отношений между индивидами необходима была власть как отношения между властвующим и подвластным, в которых властвующий подчиняет себе волю подвластного и направляет его поведение.

Высшей властью в первобытном обществе было народное собрание всех взрослых членов рода. Здесь решались вопросы войны и мира, проводились религиозные обряды, избирались предводители, рассматривались наиболее насущные вопросы в жизни общины. Народное собрание выполняло функции не только органа общественной власти, но и судебного органа, выносящего окончательный «приговор» в делах об измене, трусости, кровосмешении и т.п. Постановления народного собрания были, безусловно, обязательны для всех членов рода.

Властными полномочиями наделялись и советы старейшин, а также старейшины, вожди, военачальники, жрецы. Совет старейшин собирал—ся эпизодически, где предварительно рассматривались вопросы, которые затем выносились на народное собрание.

Старейшины, военачальники были первыми среди равных и первоначально не обладали какими-либо привилегиями. Решающее значение для избрания в лидеры общины имели личные качества: физическая сила, организаторские способности, ораторское искусство, трудовые навыки, знание ритуальных обрядов, объем различных познаний, авторитет среди сородичей и т.д.

Властные полномочия старейшин были невелики (они не имели права ни приказывать, ни командовать). При принятии решения они старались добиться общего согласия. Наравне с другими членами сообщества принимали участие в общем труде, выполняя наиболее сложные и трудоемкие обязанности.

Однако со временем функции власти настолько усложнились, что одних только личных качеств для избрания предводителем стало недостаточно. Для регулярного устройства пиров, организации ритуалов, проявления щедрости в отношении сородичей необходим был определенный материальный достаток. Кроме того, вожди накапливали опыт управления и специальные познания, передававшиеся по наследству.

И все же еще сравнительно долгое время решающим мотивом при выборе старейшины или вождя оставались общественное мнение и личностные качества претендента.

Экзогамные отношения между родами предполагали существование нескольких кровнородственных родов, связанных тесными брачно-семейными узами. Эти дружественные общины объединяли свои усилия для охоты, рыбной ловли и иных производственно-военных мероприятий, требующих большого количества участников. Такие объединения коллективов назывались фратриями (братство).

Со временем, по мере усложнения межродовых отношений, систематического проведения совместных акций, появляются и более крупные объединения родов, управляемых едиными органами власти. Возникают племена и союзы племен.

Консолидации общества в племенные ассоциации в значительной степени способствовали и изменившиеся природно-климатические условия. В природе тоже шли свои эволюционные процессы. Исчезновение к концу верхнего палеолита крупных животных вызвало расформирование больших родовых охотничьих коллективов на небольшие семейные производственные группы, которые отличались кочевым образом жизни, мигрируя вместе со стадами мелких животных. Это обстоятельство, с одной стороны, вело к ослаблению родовых связей, а с другой – к объединению в составе одной общины людей из различных родов, кочующих по соседству.

Колебание климатических условий, усиленное высокоэффективной, но хищнической охотой на животных, привело к такому уменьшению их общей биомассы, что создалась угроза их воспроизводству. Люди были вынуждены расширять питательный рацион за счет растительной пищи. Этому способствовала возросшая плотность населения, при которой общины уже не могли свободно кочевать, не вступая в конфликты друг с другом. Многие племена стали заниматься преимущественно земледелием.

Кроме того, люди стали замечать, что в некоторых регионах гораздо выгоднее разводить, одомашнивать животных, нежели охотиться на них. Скотоводство позволяло иметь не только постоянный, изобильный и достаточно надежный источник питания (так как охота не всегда была удачной), но и давало дополнительные блага – молоко, шерсть и т.д.

Глобальное значение для развития земледелия и скотоводства получила и широко практиковавшаяся в неолите вырубка лесов, повлекшая эрозию почв и расширение ареалов степей, способных служить пастбищами для животных и объектами земледелия.

Так произошло первое крупное общественное разделение труда. Люди стали специализироваться на выполнении различных видов общественно-полезной деятельности. Совершился революционный переход от присваивающе-потребительской экономики к экономике производящей, что коренным образом изменило всю систему социальных отношений первобытного общества.

Занятия скотоводством и земледелием уже не нуждались в широкомасштабных коллективных усилиях, как прежде. Производственный результат в значительной степени зависел от отдельной личности. Процесс труда постепенно усложнялся, требовал больших физических нагрузок, в связи с этим основной производящей силой нарождающегося специализированного производства стал мужчина. Его труд был более производительным. Впервые в обществе появляется так называемый избыточный продукт, который, не являясь уже жизненно необходимым, может свободно отчуждаться.

Возникшая парная семья выделяется из родового коллектива и существует автономно. Наряду с родной матерью появился родной отец, ставший главой семьи и собственником основной массы имущества, которое затем наследовалось его детьми. На смену матриархата пришел патриархат и патриархальная семья.

Специализация общественно необходимого труда сопровождалась совершенствованием орудий труда, их разнообразием. Ремесло выросло в самостоятельную отрасль производства, составив содержание второго крупного общественного разделения труда.

Занятие скотоводством, земледелием и ремеслом требовало от индивидов обмена результатами своего труда. Если раньше охотники и собиратели плодов обменивались сырьем и пищей лишь эпизодически, время от времени, то население неолита вынуждено было обмениваться и пищевыми, и ремесленными изделиями систематически. Процесс обмена представлял целую отрасль общественно полезной деятельности, это было третье крупное разделение труда, которым занималась весьма значительная часть населения – купцы.

Индивидуализация труда и получение избыточного продукта стали основой кардинальных изменений в отношениях собственности. Она дифференцировалась на частную (созданную личным трудом) и общую собственность, полученную от предков (земля). Основная масса частной собственности накапливалась у лиц, осуществляющих властные полномочия, что поначалу связывалось с необходимостью должного выполнения управленческих функций и носило эпизодический характер. Со временем это превратилось в систему. Кроме того, все лица, наделенные публичной властью, приобрели различного рода личные привилегии (на часть военной добычи, на добавочный надел и т.д.).

Постепенно, в связи с усложнением и возрастанием объема управленческой деятельности, повышалась численность родоплеменной верхушки. Ее лидеры предпочитали самолично назначать и даже готовить преемников, которых они специально обучали. Чаще всего ими были ближайшие родственники. Публичная власть все больше отдалялась от общества. Шел процесс ее самоизоляции. Вместе с тем расширялись полномочия власти и управленческие возможности. Она по своему усмотрению начинает распоряжаться и средствами производства, находящимися в общей, коллективной собственности.

Община с помощью сложившихся обычаев и моральных запретов сопротивлялась росту влияния властных органов и имущественной дифференциации населения. Однако усиление публичной власти и расслоение общества на богатых и бедных, угнетателей и угнетенных в формирующейся системе социальных связей было исторически неизбежным. Активизации этой закономерности в определенной степени способствовало и изменение в содержании производственной деятельности.

Так, увеличение объема производства в скотоводстве и земледелии постоянно требовало дополнительной рабочей силы, которая пополнялась за счет набегов на другие племена. Если раньше пленников просто убивали или принимали в свою среду, то теперь экономически выгодным стало превращать их в рабов, в самый обездоленный, угнетенный класс и извлекать из этого пользу.

Таким образом, три крупных общественных разделения труда, ознаменовавших переход общества к «производящей» экономике, возникновение частной собственности и классов, стали несовместимы с первобытно-общинной организацией общества. Они дали толчок к формированию государства как особому проявлению публичной влас* ти, стоящей над обществом и регулирующей проходящие в нем процессы с позиций различных социальных групп.

Однако сам процесс формирования государства в различных странах шел по-разному. В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф. Энгельс выделяет три основные формы возникновения государства: афинскую, древнеримскую и древнегерманскую.

Возникновение государства в Афинах шло классическим путем, т.е. из внутренних противоречий. Этапное значение в этом процессе имели реформы Тезея, Солона и Клисфена.

Тезей учредил центральную власть и вне зависимости от родовой принадлежности поделил население на три класса: эвпатридов (благородных), геоморов (земледельцев) и демиургов (ремесленников). Благородные при этом наделялись исключительным правом замещения должностей.

Солон в основу деления граждан на четыре класса положил имущественный ценз (размер и доходность землевладения). Управленческие В должности могли занимать лишь представители трех высших классов, а наиболее ответственные – только представители первого. Четвертый класс имел лишь право выступать и голосовать на народном собрании.

Клисфен разделил всю территорию Аттики на сто самоуправляющихся общин-округов (демов), во главе которых стояли старейшины (демархи).

Формированию государства древних римлян способствовала борьба между патрициями, составлявшими коренную римскую аристократию, и плебеями, бесправным пришлым населением, не допускавшимся к управлению обществом.

Возникновение государства древних германцев ускорилось завоеванием огромной территории Римской империи, для управления которой органы власти родового строя не были приспособлены. В тех исторических условиях нельзя было ни принять многочисленное население римлян в родовые объединения, ни господствовать над ними. Объективно становится необходимой иная организация публичной власти, стоящая над обществом и располагающая разветвленным аппаратом управления.

Степень влияния различных факторов (разделение труда, частная собственность, классы) на формирование государства различных народов проявляется по-разному. Если в Афинах их совокупное воздействие было максимальным, то в странах Азии и Древнего Востока ни частная собственность, ни классы не оказали существенного влияния на строительство государства. Напротив, оно само стало мощным катализатором формирования привилегированных групп и слоев.

В этих странах основным условием выживания родоплеменных общин было скоординированное выполнение ими грандиозных ирригационных и иных общественных работ. Межобщинные органы управления этими работами, общинные администраторы и составили основу складывающегося аппарата государственной власти.

Своеобразие факторов, обусловивших возникновение государства, сказалось на формальных и типологических особенностях появившихся государств. Это и доклассовые древневосточные деспотии Египта и Малой Азии, и первичные города-государства Месопотамии, Месоаме-рики и Горного Перу, и рабовладельческие государства Балканского полуострова, островов Эгейского моря и Аппенин, и феодальные государства Западной и Восточной Европы.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплеменного объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту проживания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

2. Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает с волей всего населения, носит политический характер. Ее специфика в следующем:

3. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы различные налоги и сборы.

Возникновение права

Выделиться из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Под социальной личностью следует понимать индивида, усвоившего характерные для данного общества нормы и навыки поведения и нашедшего в соответствии с ними свое место в существующей системе общественных связей. Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай.

Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Они в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, и в связи с коллективистским характером деятельности рода были приурочены не к отдельным лицам, а к определенным социальным группам. Личные интересы членов сообщества не принимались во внимание.

Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае либо желаемый результат не будет достигнут, либо поступок вызовет негативные последствия для всего сообщества.

Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также религиозными догмами.

Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше. Например, ритуалы подготовки, производства и окончания полевых работ.

Религиозные запреты, всевозможные табу были более эффективными средствами обеспечения желаемого поведения, нежели физическое наказание или общественное принуждение (угрожавшее иногда разрушить необходимое единство рода). С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления и решались другие жизненно важные вопросы человеческого общежития.

Важное значение для социальной ориентации человека имели многочисленные мифы и сказания, обосновывающие образцы должного и запретного поведения.

Однако обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди не содержали четких дозволений, обязываний, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества – ничто. В то же время переход к «производящей» экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений, изменилось само положение человека в обществе.

Осознанное восприятие своих потребностей и способность личным трудом удовлетворить их сделало индивида свободным. Однако эта свобода – свобода Робинзона, была довольно относительной. Жить в обществе и не зависеть от общества нельзя.

Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог удовлетворить свои возрастающие потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Как это ни парадоксально, но для наиболее полного удовлетворения своих личных интересов человек вынужден идти на ограничение собственной воли. Столкновение интересов вызывает необходимость их согласования, достижения равнозначного компромисса. Жертвуя обществу свою неограниченную свободу, индивид приобретает свободу реальную и наиболее полную, получая возможность более полноценного и гармоничного развития.

Монопольная зависимость личности от общества потеряла былое значение. Наряду с ней возникла более динамичная, гибкая система зависимостей от других членов общества. Важен был взаимный, паритетный характер этих зависимостей.

Товаропроизводители, вступая в отношения обмена продуктами своего труда, находятся в равных условиях и должны считаться как с интересами друг друга, так и с интересами общества в целом. Интересы каждого собственника должны быть гарантированы от возможного произвола и обмана со стороны других лиц.

В роли подобного гаранта выступали и выступают органы, представляющие общество и наделенные для управления его жизнедеятельностью определенными властными полномочиями. Эту роль сначала выполняли вожди и другие властные органы первобытно-общинного строя, а впоследствии и церковь, и государство.

Обеспечивая компромисс интересов участвующих в обмене товарами субъектов, стороны наделялись определенным комплексом взаимно корреспондирующих прав и обязанностей, которые поначалу носили каяуалыю-личностный характер, а затем по мере повторяемости, типичности возникающих жизненных ситуаций и контроля за их развитием со стороны властных структур приобретают общеобязательные свойства. Рождается синтез индивидуальных и общественных интересов.

Подобно тому как продукт труда при обмене на другой продукт, выражая свою общественную стоимость, оформляется в виде товара и теряет индивидуальные качества, владелец этого товара в меновых отношениях с другим товаровладельцем теряет свои индивидуальные черты и становится юридически значимым субъектом, т.е. субъектом, обладающим комплексом общепризнанных прав и обязанностей по распоряжению имеющимся у него товаром. Таким образом, индивид становится товаровладельцем и участником юридически значимого отношения лишь по воле своего контрагента.

Социальная природа обычаев, морали и религиозных норм мало отвечала специфике формирующихся отношений. Они не фиксировали ни должного паритета общественных и частных интересов, в котором так нуждалась нарождающаяся система социальных связей, ни четкого, детального закрепления прав и обязанностей.

Формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители нарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы. Для этого, обеспечив себе экономическое господство, они постепенно ограничивали круг лиц, участвующих в выработке общеобязательных правил поведения. Благодаря своему положению в обществе им удалось добиться изменения бытовавшего ранее равноправия, получив, к примеру, льготную возможность материально откупиться за совершенное правонарушение.

По мере усиления публичной власти, роста численности формирующегося государственного аппарата и обособления его от общества основная масса населения устраняется от формирования содержания правовых предписаний. Это становится уделом избранных.

Баланс интересов, фиксирующихся в юридических нормах, перераспределяется в сторону лиц, осуществляющих экономическое и политическое господство в обществе. Создается иллюзия, что единственный автор и источник права – это государственная власть. Подобная иллюзия во многих странах со временем превратилась в реальность и по весьма прозаическим причинам активно поддерживалась и поддерживается как политическими деятелями, так и официальной юридической наукой.

Однако государство никогда не являлось и не является единственной правотворческой силой. Так, в правовых системах стран Востока Коран – не только источник религиозных догм, но и основной источник права. В большинстве стран Западной Европы достаточно продолжительное время, наряду с государством и автономно от него, правовые акты создавались представителями церкви.

В то же время право не может быть аморфным и противоречивым. В современных условиях государство, будучи единственным официальным представителем всего общества, призвано выявлять, координировать, защищать и закреплять в виде правовых предписаний обобщенную волю. Содержание этой воли должно отражать сбалансированный общественный интерес. В противном случае при противопоставлении воли государства и воли общества теряется объективно необходимый, справедливый, правовой паритет общественных, государственных и личных интересов, а право превращается в узаконенный произвол.

Итак, право как особая разновидность социальных норм весьма существенно отличается от социальных норм первобытно-общинного строя.

Если обычаи создавались всем обществом, то право формируется либо непосредственно государством, либо иными социальными организациями (общественными, кооперативными, церковными и т.п.) и под их контролем.

Если обычаи выражали общую волю и защищали общественный интерес, то право является выражением воли и баланса общественных, корпоративных и личных интересов членов общества.

Если обычаи носили в основном нефиксированную форму, то право получает свое внешнее выражение и закрепление в виде различного рода нормативных актов, прецедентов, договоров с нормативным содержанием, правовых обычаев.

Если обычаи охранялись от нарушений всем обществом, то право обеспечивается специально созданным аппаратом принуждения, организационной и экономической мощью всего государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *