какую структуру личности разработал платонов
Здравствуйте, дорогие друзья!
С вами Евгений Седов, руководитель проекта ПсиЧудо – Твой Шанс Совершить Чудо.
В предыдущем видеоуроке мы с вами рассмотрели, что такое личность. Теперь давайте рассмотрим, из чего же личность состоит, ее структуру.
Психологическая структура личности чрезвычайно разнообразна: в нее входят все те индивидуальные особенности человека, которые мы привыкли называть чертами личности.
В психологической науке существует два основных подхода к структурированию личности. Первый основан на выделении черт личности, которые принято группировать на основе внутренней связи в подструктуры, а подструктуры, в свою очередь, делить на уровни. Второй подход основывается на выделении типов личности, которые не сводятся к определенному набору черт, но раскрывают некие общие особенности личности и способы ее взаимодействия с миром.
В этом видеоуроке более подробно рассмотрим структуру личности по К.К.Платонову.
Константин Константинович Платонов положил в основу структурирования личности группировку психологических черт в логически целостные подструктуры: биологически обусловленные (1-2 уровни) и социально обусловленные (3-4 уровни).
Но это еще не все индивидуальные особенности личности, поскольку на эти подструктуры накладываются еще две общие подструктуры: характер и способности.
Они представляют собой общие качества личности, включающие особенности каждой из четырех подструктур.
Именно это я и желаю вам активно развивать в себе, чтоб быть гармоничной личностью с большой буквы.
Структура личности по Платонову и её развитие по подструктурам
Практикующий психолог, гештальт-терапевт. Закончила Тольяттинский Государ.
Человеческая душа – это представление много лет актуально в психологии и является главным объектом исследований. Всякий человек настоль индивидуален, многогранен, динамичен в своих интересах, отношениях и внутренней мотивации, что ни один специалист не сумеет в полной мере классифицировать его.
Существует огромное систематизаций, которые приблизительно дают возможность выяснить кое-что о закономерных процессах, протекающих в становлении каждой личности. Но это только примерно. Многие известные теоретики психологии старались «подогнать» всех людей под конкретные рамки осмысления в своих классификациях и схемах. Одним из таких стал советский психолог К. К. Платонов, предложивший свой вариант структуры личности. Предлагаем тебе познакомиться с этой классификацией.
Главные черты систематизации Платонова
Для психологической науки Платонов сделал огромный взнос в воссоздание облика человеческой личности с поддержкой элементов, которые ее формируют. В домоводстве человек традиционно представлен как комплект привитых общественных норм, не включающих биологические черты. Советский психолог взял за основу своей теории динамическую составляющую. Что это?
Есть два режима воспринятия для осмысления всеобщей конструкции фигуры:
Первый содержит все собственные качества, которыми владеет человек. Тут характер представлен только статистическими данными, без учета индивидуально изменяемых колляций.
Динамическая конструкция – это тот же человек со всеми изменениями, которые происходят с ним в течение жизни.
Конструкция согласно Платонову рассматривает все метаморфозы, произошедшие с субъектом за длительных период времени, взаимосвязь предыдущих составляющих элементов с возникшими в результате опыта.
Структура личности по К.К. Платонову
Представить в виде схемы это можно таким образом:
Направленная подструктура в системе Платонова
Первая подструктура – это моральные черты, которые выражаются через отношение субъекта. Коммуникативные опыты, ссоры, положительное общение и другое формируют личность.
По словам психолога, эта подсистема говорит об устремлениях, убеждениях, желаниях, склонностях, идеологиях и идеалах как о параметрах не только социального яруса (приобретаемого только в процессе обучения), но и общественно-психологического яруса. То есть можно говорить о формировании личности так же, как о человеческом сознании.
Giphy
Все вышеперечисленные качества функционируют в человеке в соответствии с навыками и познаниями. Можно утверждать, они тоже атрибут сознания. Это обозначает, что психологические колляции человека, такие как мечты, влияют на его личность не меньше, чем социум.
Следующую подсистему, в которой идет речь о психологических механизмах формирования, Платонов трактует как общественно-биологические колляции субъекта.
На этом этапе познания, опыты, повадки и способности объединяются как генетически детерминированные черты. Общественная конструкция личность по Платонову говорит о том, что эти параметры как раз связаны с ее колляциями.
Свою теорию он поясняет тем, что познания либо опыт, обретенные в процессе обучения, становятся нормальными, естественными и неотделимыми для человека. Следовательно, они начинают относиться к личностным качествам субъекта. Когда говорят об отношениях между общественным и биологическим в этой подсистеме, нужно помнить, что обучение выходит на первый план.
Фото автора Israelzin Oliveira: Pexels
Подструктура форм рефлексии, выделенная Платоновым
Эта подструктура содержит мультибиологические компоненты. Тут психолог говорит об особенностях познавательных процессов. Он заявляет, что конструкция и становление человека не могут существовать без процессов памяти, мышления, чувств, впечатлений, воспринятий. Помимо того, Платонов установил конкретный приоритет в функционировании этих психических процессов.
По его суждению, сила генетической и биологической фундамента в этой субструктуре определяется дальнейшей последовательностью: функции памяти, эмоции субъекта, впечатления, мышление, воспринятие, чувства фигуры и свободы.
Психологические свойства, как говорит советский психолог в своих трудах, не способны существовать без физиологической и генетической памяти, следственно он ставит их на первое место. Отчего биологические качества важнее? Потому что впечатления, эмоции и конкретные типы воспоминаний присущи как людям, так и другим существам.
Фото Gemma Chua-Tran on Unsplash
Данный объект структуры традиционно рассматривается индивидуально.
Биологические и конституциональные свойства в системе Платонова
Активность и становление в этой субструктуре определяется состоянием и колляциями нервозной системы человека: силой, процессами торможения и возбуждения, скоростью. Также отмечается, что особенности этой субструктуры являются чисто биологическими, общественные качества человека тут фактически неактивны. Содержащиеся тут свойства дозволено усовершенствовать путем обучения.
Скажем, холерик может тренироваться, дабы снизить скорость реакции на раздражитель и побороть свой злость. Флегматик практикуется днем отмечать яркие события, чтобы не было однообразия. Изучение этой субструктуры происходит только на психофизиологическом либо нейропсихологическом ярусе.
Каковы критерии формирования личности
Как и любое открытие, психологические теории души не появляются самостоятельно. Для этого нужно потратить немало времени на изучение большого количества респондентов. После этого решается, что нового, дозволено определить в колляциях человека и как свести их к общепризнанным представлениям. Вся конструкция требует теоретической и исследовательской базы, а также конкретных критериев систематизации. Конструкция по Платонову также формулируется по критериям:
Значимость создания концепции
Система Платонова воспринимается как особенно блестящий образец структурного подхода к воспринятию, постижению и осмыслению человека. Это основано на том, что психолог взялся исследовать именно динамику личности. Тут он предпочел применять как личный подход к постижению предметов, так и всеобщий, требовательно классифицирующий их. Это может назвать новаторским подходом.
Структура личности по К.Платонову
Структура личности по К. К. Платонову
В качестве модели иерархической структуры личности можно взять концепцию советского психолога К. К. Платонова, который выделял в личности четыре подструктуры. Этот психолог представлял структуру личности в виде своеобразной пирамиды, фундаментом которой являлись генетические, физиологические и биохимические особенности человеческого организма, а высший уровень определялся социальными и духовными особенностями личности (рис. 20.4).
Рис. 20.4 Структура личности по К. К. Платонову
Первая подструктура — это биологический фундамент личности, который определяется полом, возрастом и особенностями протекания биохимических и нервных процессов.
Вторая структура — формы отражения, которые зависят от особенностей познавательных процессов человека — его внимания, памяти, мышления, восприятия и ощущений.
Третья подструктура — жизненный опыт, основу которого составляют знания, умения, навыки и привычки.
Четвертый уровень личности — ее направленность, которая определяется убеждениями человека, его ценностями, мировоззрением, желаниями, влечениями, стремлениями и идеалами.
Каждый следующий уровень в процессе индивидуального развития надстраивался над предыдущим. При этом высшие уровни, с одной стороны, зависели от низших, а с другой — активно влияли на них.
Например, социальная направленность предпринимателя зависит от его половой принадлежности: у мужчин-бизнесменов она ориентируется больше на внешние признаки престижа и богатства, в то время как у женщин, занимающихся бизнесом, немаловажную роль играют семейные ценности и гармоничность их отношений с близкими людьми. С другой стороны, сформированные интересы в области бизнеса могут влиять на биологические программы личности, так у всех успешных предпринимателей, независимо от пола и возраста, отмечаются такие личностные качества, как трудолюбие, настойчивость, активность и т. д., позволяющие им компенсировать недостатки биологической подструктуры их личности.
Понятие «скриптов» и их влияние на жизненный путь человека.
Крипт (от англ. script – сценарий) — элемент памяти. Схема события, которая включает в себя ряд отдельных эпизодов. Предполагается, что именно в форме скриптов организованы знания в памяти.
Представители теории «скриптов» в когнитивной психологии (Ж.Ф. Лейнс, Б. Дарден, С. Фиске) рассматривают сценарий как автоматизированную схему, в значительной степени определяющую особенности жизнедеятельности человека. В данном направлении сложилось понимание сценариев как событийных схем («скриптов»), включающих представления об организованных последовательных событиях, целях поведения, возможных ролевых предписаниях, а также фокусных изменчивостях в последовательности или содержании событий. Скрипты служат для автоматизации – «кодировки» часто повторяющихся в обыденной жизни последовательностей событий.
Отечественная психология, осуществляющая рассмотрение проблемы планирования жизненного пути личности и самореализации в контексте субъектного, смыслового и бытийного подходов, позволяет представить жизненный сценарий как смысловую систему, зависящую не только от социализирующего влияния, но и выстраиваемую самой личностью. В концепции жизнетворчества Л.В. Сохань положено представление о жизни человека как творческом процессе.
Разрабатывая, корригируя и осуществляя свой жизненный сценарий, личность овладевает искусством жить – особым умением, базирующимся на глубоком знании жизни, развитом самосознании и владении системой средств, методов и технологий жизнетворчества. Жизнетворчество выступает способом решения текущих, среднесрочных и перспективных жизненных задач. Это процесс упорядочивания личностной событийной картины жизни, процесс ее самосовершенствования.
Наряду с понятием «жизненный сценарий» в психологических исследованиях в психотерапии используются и другие содержательно схожие категории, такие как «жизненный путь», «жизненная стратегия», «варианты жизни», «стиль жизни», «жизненная задача», «временная перспектива», «жизненная перспектива», «жизненная роль», «жизненная позиция» и др. (К.А. Абульханова-Славская, А. Адлер, Б.Г. Ананьев, Т.Н. Березина, Э. Берн, Ш. Бюлер, Е.И. Головаха, Н.В. Гришина, В.Н. Дружинин, П. Жане, П.Б. Кодесс, Л.Н. Коган, Е.Ю. Коржова, Ж.А. Леснянская, Н.А. Логинова, Ж. Нюттен, Л.А. Регуш, С.Л. Рубинштейн, А.Е. Созонтов, Л.В. Сохань, Й. Стюарт, К. Штайнер и др.). Эти термины различаются объектами будущего, уровнем обобщения и, вследствие этого, разным прикладным потенциалом, но за каждым из этих явлений, относящихся к будущему человека, стоят совершенно конкретные психические явления: переживания, жизненные планы, цели, ценности, уровни притязания, смысл жизни и т.д.
Концепция личности К. К. Платонова
Вы будете перенаправлены на Автор24
Концепция динамической структуры личности Платонова — это самый яркий образец реализации структурного подхода к пониманию личности. Автор рассматривает в ней личность в качестве динамической системы, то есть такой системы, которая развивается во времени, меняет состав включенных в ее структуру элементов и связей между ними.
Особенности концепции Платонова
Концепция К. К. Платонова реализует идеи структурного подхода к пониманию личности. Она рассматривается исследователем в динамике, развивается со временем, меняется, но сохраняет свои функции.
Представленная теория подвергалась критике по различным причинам. В первую очередь, исследователям не нравилась ее произвольность, что связано с тем, что при построении структуры свою роль играет философско-идеологическая догма. В соответствии с ней проблема соотношения биологического и социального в личности является основной.
Основным недостатком подхода является то, что общую структуру личности он интерпретирует как определенную систему ее биологических и социально обусловленных особенностей. В итоге, главная проблема в психологии личности представлена вопросом соотношения между социальным и биологическим (в пределах личности).
Подструктуры личности по Платонову
Платонов в совей теории рассматривал несколько подструктур личности: направленность; опыт; индивидуальные особенности, присущие психологическим процессам и биопсихологическим свойствам.
Направленность личности проявляется в виде моральных черты, не предопределенных врожденными задатками и формирующихся с помощью воспитания. По этой причине данную подструктуру можно назвать социально обусловленной. Она состоит из желаний, интересов, склонностей, стремлений, идеалов и мировоззрения.
Платонов определял направленность не в качестве личностного свойства, а в качестве атрибута сознания (вместе с переживанием и познанием). Она определяет разные проявления активности. В соответствии с воззрениями автора параметры представленной подструктуры важно рассматривать на социально-психологическом уровне.
Готовые работы на аналогичную тему
Опыт по Платонову включает умения, навыки и привычки, которые приобретаются с помощью обучения. Они подвержены заметному влиянию биологических, и даже генетически обусловленных личностных свойств. Закрепление в ходе обучения делает их типичными, что дает возможность рассматривать их как свойства личности. Качества данной подструктуры определяет психолого-педагогический уровень обучения.
Индивидуальные особенности психических процессов (память, эмоции, ощущения, мышление, чувства, воля, восприятие) намеренно установлены в соответствующем порядке следования. Этим автор подчеркнул силу биологической и генетической обусловленности психических функций и процессов. В большей мере этот факт характерен для памяти, без которой не существуют прочие психические процессы и функции. Формирование и развитие индивидуальных особенностей психических процессов происходит с помощью упражнения. Изучение этой подструктуры осуществляется на индивидуальном уровне.
Биопсихические свойства включают половые и возрастные свойства, а также типологические свойства личности (например, темперамент). Развитие черт данной подструктуры подвергается тренировке. Свойства личности, включенные в нее, больше зависят от физиологических особенностей мозга, при этом социальные влияния их лишь субординируют и компенсируют. Активность можно определить силой нервной системы, а ее изучение происходит на психофизиологическом и нейропсихологическом уровне.
По мнению К.К. Платонова в данные подструктуры укладывается вся совокупность личностных свойств. В данном случае доля этих свойств включается в основном только в одну подструктуру, при этом другие 6находятся на пересечении подструктур, являясь итогом взаимной связи различных собственных подструктур.
Особенности структуры личности по Платонову
В рамках динамической функциональной структуры личности автор выделил 4 подструктуры. Группируя свойства личности, он использовал 5 критериев:
В качестве основного критерия здесь выступает иерархическая зависимость, так как в рамках каждой подструктуры в большей мере выражены координационные связи. Наряду с этим во взаимодействии разных подструктур преобладающими считаются каузальные связи субординации. Тем не менее, фактический критерий — это первый критерий. Именно на основе соотношения между приобретенным и врожденным в личности Платонов выделил следующие подструктуры:
Формирование первой подструктуры происходит через воспитание, второй — с помощью обучения, третьей — через упражнения, четвертой — посредством тренировки. Взаимодействие видов формирования, являющихся специфическими для каждой подструктуры, способно определять индивидуальные особенности личности.
Платонов видел четкую и объективную каузальную зависимость, характерную для первой подструктуры, отличающейся от второй, их обеих — от третьей, и всех вместе — от четвертой.
Категория «структура» в этой ситуации употребляется в прямом смысле. Она представляет собой единство элементов, их связей и целого. Элементы здесь представлены функциональными свойствами личности, поэтому структуру рассматривают как функциональную. И дальше, поскольку ни отдельные черты личности функциональной структуры, ни личность в целом не способны оставаться неизменными на протяжении жизни, структура личности становится динамической.
Реферат по психологии на тему «Структура личности по К.К. Платонову»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области».
Структура личности по К.К. Платонову.
Индивид. Индивидуальность. Личность.
Существует около 50 определений личности. Личность – конкретный человек как субъект преобразования мира на основе его познания, переживания и отношения к нему. Индивид – представитель определенного вида. Индивидуальность – своеобразие человека как индивида и личности. Личность – это человек как носитель сознания. В индивидуальности выделяют биологическое и социальное. Свойства нервной системы присущие как животным так и человеку. На базе этих свойств формируется темперамент; специфические человеческие свойства нервной системы. На их базе формируются способности.
К биологическим относятся способности. Социальные: интересы, склонности, интраверсия или экстраверсия, целеустремленность, различные виды взаимоотношений.
2. Структура личности по К.К. Платонову.
Человек у Платонова связан с природой и обществом и следовательно выступает в двух основных качествах: организма и личности. И в том и в другом отдельно взятом качестве человек является индивидом, т.е. индивидом рождаются. Личность – это человек как носитель сознания. Для понимания структуры личности необходимо исходить от понятия отражения. Выделяют:
2) биологическое отражение – это форма отражения присущая только живой природе;
3) психическое отражение – присуще только животным и человеку и имеет ряд форм:
1) эмоциональное и мнемоническое (память) – присущи животным и человеку;
2) образное – у позвоночных;
3) сознание – у человека.
2) Ощущение- отражение свойств объективной реальности.
3) Мышление – от его самых простейших форм до понятий и сложных форм (только у человека).
4) Восприятие – это процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.
6) Воля . Именно благодаря у человека в сознании наличие волевой подструктуры он не только отражает мир, но и творит его.
Проблема отражения является только исходным понятием для определения подструктуры личности. Личность – это человек как носитель сознания, но это не означает, что структура личности совпадает со структурой сознания. Переход от структуры сознания к структуре личности является система трех категорий психических явлений: процесс, состояние, свойство.
Структура личности по Платонову: Платонов считает, что основными элементами в структуре личности являются свойства. Понятие личности как структуры невозможно без ее иерархии.
1. направленность (относится к социальному; осуществляется через воспитание)
2. социальный опыт (относится к социальному; осуществляется через обучение; связано со 1-м)
3. индивидуальные особенности психических процессов (относится к социальному и к чуть-чуть к биологическому; осуществляется через тренировки)
4. биологически обусловленная подструктура (связано с 3-м)
(4 ) тип нервной системы : темперамент, пол возраст, конституция тела (телосложение). Для развития свойств этой подструктуры необходима нагрузка на подвижные нервные процессы. Для этого необходимо повторение этой нагрузки.
(3) особенности психических процессов как форм отражения (память, внимание, ощущение). Формирование путем повторения, но одного повторения для формирования свойств личности не входящих в эту подструктуру не достаточно. Чем сложнее Фома отражения, тем отчетливее для ее формирования выступает необходимость образовывать связи как учета эффекта совершаемого действия. Повторение действия с учетом его результата является сущностью упражнений. Упражнения необходимы и достаточны для формирования этой подструктуры.
(2) Знание, умение, навыки (ЗУН). Для формирования ЗУН входящих в эту подструктуру, упражнения, а следовательно и повторения необходимы, но не достаточны. Они должны быть дополнены связями усеваемого с уже усвоенным. Это уже научение, которое необходимо и достаточно для формирования свойств в этой подструктуре.
(1) для формирования свойств личности (потребности, интересы, идеалы, убеждения, отношения, характер) научение, а, следовательно, и повторение необходимы. Научение здесь должно быть дополнено связями усеваемого в процессе научения с уже имеющимися свойствами личности, определяющими ее направленность. В этом сущность воспитания, которое тем эффективнее чем более высокими по иерархии формами направленности связываются усеваемые в процессе научения навыки. Воспитание не только необходимо, но и достаточно для формирования высших свойств личности, определяющих ее моральный облик, отношения, мотивы и т.д., т.е. всего того, что входит в первую подструктуру.
3. Направленность личности.
Несмотря на различие трактовок личности существующих в отечественной психологии во всех подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность.
Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличной ситуации.
Мотив – это отражение потребности в поведении.
Потребность – состояние организма личности человека, социальной группы, общества в целом, выражающее зависимость от объективного содержания условия их существования и развития.
Мотивы могут быть в большей или меньшей степени осознаны или вообще не осознаваемы.
Направленность личности всегда социально обусловлена. Направленность личности – это установки, ставшие свойствами личности. Направленность включает несколько связных иерархичных форм: влечение, желание, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение.
Все формы направленности личности вместе с тем является мотивами их деятельности.
Влечение – это наиболее примитивная биологическая форма направленности.
Желание – это осознаваемая потребность и влечение к чему-либо вполне определенному.
Стремление – возникает при включении в структуру желания волевого компонента.
Интерес – познавательная форма направленности на предметы.
Склонность – при включении в интерес волевого компонента он становится склонностью.
Мировоззрение – это система философских, эстетических, этических, естественно научных и других взглядов на окружающий мир.
Убеждение – это высшая форма направленности, представляющая собой систему мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствие со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Так же в направленности личности выделяют ценностные ориентации. В основе всех ценностных ориентаций лежит ценность.
Ценность – это понятие с помощью которых характеризуется социальное и историческое значение для общества и личностный смысл для индивидов, определенных явлений деятельности.
Социальные ценности – это общественная значимость материальных объектов, социально-политических и духовных образований для человека и общества в целом. Результатом осознания ценностей являются ценностные ориентиры, которые формируются на основе ценностных представлений. Ценностные ориентиры – это направленность личности на те или иные ценности.
Ценностные ориентиры выражают общественную позицию индивидов и их принципы. Психической основой ценностных ориентиров личности является системой ее социальных чувств и установок.
.