какую структуру имеет рабочая программа воспитания
Какую структуру имеет рабочая программа воспитания
Настоящая программа является обязательной частью основной образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа воспитания соответствует требованиям ФГОС ООО, разработана на основании примерной программы воспитания (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20) (далее – программа).
Рабочая программа воспитания направлена на развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное развитие, укрепление психического здоровья и физическое воспитание, достижение результатов освоения обучающимися образовательной программы основного общего образова-ния.
Рабочая программа воспитания имеет модульную структуру и включает в себя:
— описание особенностей воспитательного процесса;
— цель и задачи воспитания обучающихся на уровне ООО;
— виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность;
— основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Рабочая программа воспитания реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, совместно с семьей и другими институтами воспитания.
Рабочая программа воспитания предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения в российском обществе.
Рабочая программа воспитания является открытым документом, что предполагает возможность внесения в нее изменений по причинам, связанным с изменениями во внешней или внутренней среды школы.
Положение о рабочей программе воспитания и календарном плане воспитательной работы
Олеся Демянюк
Положение о рабочей программе воспитания и календарном плане воспитательной работы
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155, Уставом ДОУ.
1.2. Дошкольное образовательное учреждение (далее ДОУ) самостоятельно разрабатывает и реализует рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы
1.3. Рабочая программа воспитания (далее Программа) и календарный план воспитательной работы принимается педагогическим советом образовательного учреждения и утверждается приказом руководителя.
1.4. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы направлены на гражданское и патриотическое воспитание; духовно-нравственное развития; приобщения детей к культурному наследию; физическое развитие и культуру здоровья; трудовое воспитание; экологическое воспитание
1.5. Освоение рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
2. Цели и задачи рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы:
2.1. Рабочая программа и календарный план воспитательной работы
определяют содержание и организацию воспитательной работы в дошкольном образовательном учреждении.
2.2. Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы обеспечивают развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
1. развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
3. Содержание и структура рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
3.1 Рабочая программа воспитания содержит следующие разделы:
Раздел 1. Особенности воспитательного процесса в образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования;
Раздел 2. Цель и задачи воспитания;
Раздел 3. Виды, формы и содержание деятельности;
Раздел 4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
3.2. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Титульный лист должен содержать:
— наименование образовательного учреждения
— гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения)
— год составления программы
Раздел 1.
Особенности воспитательного процесса в образовательной организации, реализующей программы дошкольного образования
В первом разделе может быть размещена информация: о специфике расположения детского сада, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах организации, особенностях контингента обучающихся, оригинальных воспитательных находках учреждения, а также важных для организации принципах и традициях воспитания.
Объем раздела 0,5 – 1 страницы текста
Раздел 2.
Цель и задачи воспитания
Во втором разделе на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые детскому саду предстоит решать для достижения цели.
Основные задачи: организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми, взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов, прав свободного человека; воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России и мира, умения общаться с разными людьми; объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, развития и образования детей.
Дошкольная образовательная организация вправе уточнять и корректировать задачи в зависимости от особенностей ООП и особенностей контингента детей, посещающих ДОО.
Объем раздела 0,5 – 1 страницы текста
Раздел 3.
Виды, формы и содержание деятельности
Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с детьми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая и т. п.) Формы деятельности – это организационная оболочка деятельности, ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности, которые педагог использует для достижения цели воспитания (например: игра, беседа, экскурсия и т. п.) Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение различных видов и форм деятельности
В разделе необходимо показать, каким образом будут реализованы поставленные цели и задачи воспитания. Раздел может состоять из набора тематических модулей, которые направлены на решение одной из поставленных задач воспитания или соответствуют одному из направлений воспитательной работы детского сада (например, творческие соревнования, праздники, фольклорные мероприятия, физкультурные события, организация предметно-эстетической среды, работа с родителями и т. д)
Необходимо представить виды, формы и содержание работы как на уровне образовательной организации так и на уровне группы и в индивидуальной работе с дошкольниками.
Раздел 4.
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Четвертый раздел посвящен самоанализу воспитательной работы в образовательной организации, реализующей программу дошкольного образования. Важно перечислить основные направления, критерии и способы осуществления.
3.3 Важно учесть, что программа воспитания должна быть короткой и ясной, содержащей конкретное описание предстоящей работы с детьми. К рабочей программе воспитания разрабатывается ежегодный календарный план воспитательной работы.
3.4 Требования к оформлению календарного плана воспитательной работы
4. Механизм реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
4.1. Ежегодно на заседании педагогического совета (август) принимается и утверждается рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.
4.2. Руководитель утверждает по образовательному учреждению рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы и разрешает ее реализацию в текущем учебном году. Основанием для приказа является решение педагогического совета. Ответственность за работу педагогического совета и издания приказа возлагается на руководителя дошкольного учреждения.
4.3. Педагоги ставят в известность родителей (законных представителей) о реализации программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
5. Сроки реализации рабочей программы и календарного плана воспитательной работы
5.1. Рабочая программа разрабатывается на срок не более 1 учебного года.
5.2. В ходе реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы возможны изменения и дополнения
6. Организация контроля за реализацией рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.
6.1. Контроль выполнения рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы педагогами и освоение их воспитанниками осуществляется старшим воспитателем систематически, но не менее двух раз в год.
6.2. Общее руководство реализацией рабочей программы воспитания осуществляется руководителем. Вопросы о ходе реализации рассматриваются на административных совещаниях, заседаниях педагогического совета.
6.3. Ответственность за реализацию рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы возлагается на администрацию ДОУ.
6.4. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение несет ответственность, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетентности, за реализацию не в полном объеме рабочей программы воспитания, качество образования выпускников ДОУ, а также за жизнь, здоровье воспитанников, работников образовательного учреждения.
6.5. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод воспитанников, родителей (законных представителей) несовершеннолетних воспитанников, нарушение требований к учреждению и осуществлению образовательной деятельности образовательное учреждение и его должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Срок действия настоящего положения: до внесения изменений в законодательные акты, регламентирующие организацию образовательной деятельности
7. Оформление
Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times new roman 12-14, межстрочный интервал одинарный, выравнивание по ширине.
Заголовки выделяются жирным шрифтом.
Страницы нумеруются, скрепляется печатью образовательного учреждения.
Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации.
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы составляется в одном экземпляре.
Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Познавательное развитие» во второй младшей группы Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.
Аннотация к рабочей программе «Речевое развитие» Рабочая программа по образовательной области «Речевое развитие» является компонентом содержательного раздела основной общеобразовательной.
Аннотация к рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир» абочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта.
Модель рабочей программы по ОО «Познавательное развитие» для детей 6–7 лет по программе Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной основной образовательной программой дошкольного.
Пояснительная записка к воспитательной программе «Расту гражданином» для детей II ступени с ОВЗ (продолжение) Структура и организация воспитательной Программы строятся с учётом различных возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями.
Пояснительная записка к воспитательной программе «Экономический практикум» для воспитанников 7 группы с ОВЗ Данная программа составлена на основе авторской программы Т. Н. Стариченко «Экономический практикум» в выпускных классах специальных (коррекционных).
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Предстоящие изменения в воспитательной деятельности школы.
Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»
Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года.
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
О Примерной программе воспитания СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
Программа воспитания Единые для всех уровней общего образования разделы: «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса» «Цель и задачи воспитания» «Виды, формы и содержание деятельности» «Основные направления самоанализа воспитательной работы» Особенные для каждого уровня общего образования приложения: Календарные планы воспитательной работы
Особенности организуемого в школе воспитательного процесса. (специфика своей деятельности в сфере воспитания)
Акцент не на соответствии ребенка единому стандарту, а на позитивной динамике его развития Цель конкретизируется в соответствии с возрастными особенностями школьников: в ней выделяются целевые приоритеты, соответствующие 3-м уровням общего образования На основе цели формулируются примерные задачи воспитания, способствующие ее достижению 2. Цель и задачи воспитания
Классное руководство Школьный урок Внеурочная деятельность и доп.образование Предметно-эстетическая среда Ключевые дела Само-управление* Детские общ. объединения Медиа Проф-ориентация* Волон-терство Экскурсии, походы 3. Виды, формы и содержание деятельности Инвариантные модули Работа с родителями Вариативные модули и т.д.
модуль «Классное руководство» работа с классным коллективом, индивидуальная работа с обучающимися, работа с учителями-предметниками в классе, работа с родителями, законными представителями.
модуль «Школьный урок» побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения; установление доверительных отношений между педагогическим работником и его обучающимися; применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний; использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе.
модуль «Курсы внеурочной деятельности» Познавательная деятельность. Художественное творчество. Проблемно-ценностное общение. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность. Трудовая деятельность. Игровая деятельность.
модуль «Самоуправление» На уровне школы На уровне классов На индивидуальном уровне
модуль «Профориентация» Совместная деятельность педагогических работников и обучающихся по направлению «профориентация» включает в себя профессиональное просвещение обучающихся; диагностику и консультирование по проблемам профориентации, организацию профессиональных проб обучающихся
Выбранные модули располагаются школой в соответсвии с их значимостью в ее системе воспитательной работы. Деятельность педагогов школ в рамках комплекса модулей интегрирует представленные во ФГОС общего образования ее направления: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое и экологическое воспитание, ценности научного познания
Примерная программа – это программа-конструктор К ней прилагается ежегодный план-сетка мероприятий, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования
План воспитательнойработышколы на ________ учебный год Ключевые общешкольные дела Дела Классы Ориентировочное время проведения Ответственные
Планвоспитательнойработышколы на ________ учебный год Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования Название курса Классы Количество часов в неделю Ответственные
Планвоспитательнойработышколы на ________ учебный год Классноеруководство (согласно индивидуальнымпланамработы классных руководителей и наставников)
Назначение примерной программы воспитания – помочь образовательным организациям, реализующим образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования создать и реализовать собственные работающие программы воспитания, направленные на решение проблем гармоничного вхождения обучающихся в социальный мир и налаживания ответственных взаимоотношений с окружающими их людьми.
Необходимо разработать и утвердить: рабочую программу по воспитанию; календарный план воспитательных мероприятий. Внести изменения в положение о классном руководстве.
Спасибо за внимание!
Номер материала: ДБ-1450623
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
В Хабаровске утвердили дополнительные школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Доклад «Разработка программы воспитания в современных условиях»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: «Рабочая программа воспитания» (2020-2021 уч. г.)
Воспитательная работа в нашей школе – традиционно одно из приоритетных направлений деятельности всего педагогического коллектива, который на основе цели реализует ряд задач. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, в соответствии с которым в последние годы строится работа педагогов, внес в школьное воспитание некоторые коррективы.
Во-первых, новым для современной школы стал сам факт обязательности организации воспитательного процесса, на который с 90-х годов прошлого века не обращали особого внимания, а воспитанием занимались лишь педагоги- энтузиасты.
Во-вторых, стандарт требует от школ организации внеурочной воспитывающей деятельности обучающихся, которая должна обязательно дополняться воспитанием на уроке, между тем как урок в последние десятилетия устойчиво ассоциировался лишь с процессом обучения.
В-третьих, ФГОС обязывает по-новому рассматривать результаты воспитания, делая упор на личностное развитие ребенка, а не на приведение его в соответствие с неким общим для всех уровнем воспитанности.
В-четвертых, появилось и новое требование к школам – разрабатывать специальные программы воспитания.
Реализация на практике этих относительно новых требований ФГОС происходит не всегда просто.
Особенности примерной программы:
«Программа-конструктор». Примерная программа воспитания представляет собой своеобразный конструктор для создания школьных программ воспитания. На ее основе каждая образовательная организация может собрать свою собственную рабочую программу. Школа может взять за основу содержание ее разделов и лишь корректировать их там, где это необходимо – добавить нужные или удалить неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которую она будет осуществлять в сфере воспитания.
«Одна школа – одна программа». На основе примерной программы воспитания образовательным организациям предлагается разрабатывать не три программы, соответствующие трем уровням образования (как это было ранее), а одну общую программу воспитания. Конкретизацию воспитательной работы по уровням образования предлагается делать лишь в ежегодных планах воспитательной работы, и тогда, когда это соответствует реальному разделению данной работы по уровням образования. Это позволяет сократить объем и количество обязательной школьной документации.
«Единство цели». Провозглашаемая программой цель воспитания основана на таких базовых для нашего общества ценностях как человек, семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье1. Это то, что объединяет всех граждан России, независимо от того, в каком регионе России они проживают, к какой национальности относятся, какую веру исповедуют. Программа ориентирует педагогов на обеспечение позитивной динамики развития личности школьников, которая проявляется: в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих ценностей; в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям; в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике. Кроме того, в этой общей цели воспитания выделены и отдельные целевые приоритеты, соответствующие возрастным особенностям младших школьников, подростков и старшеклассников.
«Деятельностный характер». Воспитание осуществляется только в процессе совместной деятельности педагогов, детей, социальных партнеров школы. Поэтому в содержании программы воспитания находит отражение именно эта деятельность
«Модульный принцип». Спектр основных сфер деятельности, через которые школа может осуществлять процесс воспитания, представлен в отдельных модулях программы. Некоторые из них – инвариантны, так как реализуются в каждой школе. Некоторые – вариативны. Образовательная организация вправе включать в свою программу те модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов. Поскольку практика воспитания в школах России многообразна, и примерная программа не может охватить все это многообразие, допускается, что каждая школа по образцу может добавлять в свою программу собственные модули. Это принцип делает программу более гибкой, более удобной в использовании.
Структура примерной программы. Программа состоит из четырех основных разделов.
1- й раздел «Особенности организуемого в школе воспитательного процесса». В нем представлен алгоритм описания школой специфики своей деятельности в сфере воспитания (информация о специфике расположения школы, особенностях ее социального окружения, источниках положительного или отрицательного влияния на детей, значимых партнерах школы, особенностях контингента учащихся, оригинальных воспитательных находках школы, а также важных для школы принципах и традициях воспитания).
2- й раздел «Цель и задачи воспитания». В нем на основе базовых общественных ценностей формулируется цель воспитания и задачи, которые школе предстоит решать для достижения цели.
3- й раздел «Виды, формы и содержание деятельности». Здесь показывается, каким образом может осуществляться достижение поставленных цели и задач воспитания. Данный раздел состоит из нескольких инвариантных и вариативных модулей. Каждый из модулей ориентирован на одну из поставленных задач воспитания. Инвариантными модулями здесь являются: «Классное руководство»,
«Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями»,
«Самоуправление» и «Профориентация» (два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования). Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные и социальные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды».
4- й раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы». В нем показывается, каким образом в школе может осуществляться самоанализ воспитательной работы. Здесь приводится возможный перечень основных его направлений, который дополнен указанием на его возможные критерии и рекомендованные способы его осуществления.
Рабочая программа воспитания школы, как уже отмечалось выше, создается на основе примерной программы. Такая программа должна быть короткой и внятной, содержать конкретное описание предстоящей работы с детьми, а не общие рассуждения о воспитании. К рабочей программе воспитания образовательной организации прилагается календарный план воспитательной работы, конкретизирующий мероприятия программы применительно к текущему учебному году. Такой план может разрабатываться в свободной форме.
ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ
Школьное воспитание может осуществляться в самых разных сферах совместной деятельности детей и взрослых. Наиболее распространенные из них представлены в 11-ти модулях примерной программы. В каждом из модулей описаны конкретные способы организации этой воспитывающей совместной деятельности. Однако данные описания (как того требует жанр программы) сделаны краткими, и для продуктивной работы педагога их явно недостаточно. Необходимы более развернутые комментарии и подробные методические рекомендации к каждому модулю, к каждой сфере совместной деятельности детей и взрослых. Представленные ниже 11 параграфов, на наш взгляд, помогут решить эту проблему.
Что нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали воспитывающими уроками? Какие усилия нужно предпринять учителю, чтобы проводимые им занятия влияли не только на когнитивное, но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в примерной программе воспитания?
Воспитывающими наши уроки становятся тогда…:
…когда они интересны школьникам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность;
…когда они побуждают школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах;
…когда время от времени на них используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.
Как всего этого добиться? Об этом и поговорим.
Делаем урок интересным
Вряд ли это получится сделать у всех учителей в отношении всех своих учеников на всех своих уроках. Надеяться на это – все равно, что верить в сверхспособности Гарри Поттера и Московской электронной школы. А вот сделать многие свои уроки интересными для многих своих учеников – вполне по силам многим учителям.
Но зачем? Что этот интерес дает воспитанию? Ответ прост: если ребенок увлечен учебным предметом, если он с удовольствием приходит на уроки, если он включается в организуемую учителем деятельность, то и сам учитель, проводящий такие уроки, становится для этого ребенка значимым взрослым. А такому учителю будет легче влиять на своих воспитанников. К такому учителю дети будут больше прислушиваться. Его требования и просьбы будут восприниматься детьми позитивнее. Ему проще будет побуждать школьников соблюдать нормы поведения и правила учебной дисциплины. Ему проще будет реализовать воспитательные возможности своего учебного предмета. Именно такой учитель сможет предъявлять детям свое поведение, свое отношение к окружающей действительности, свои жизненные принципы в качестве образцов для подражания.
Для того, чтобы сделать свои уроки интереснее и увлекательнее, мы рекомендуем воспользоваться несколькими нехитрыми приемами.
1. Находить время, повод и темы для неформального общения со своими учениками – как до уроков, так и после них. При этом учителю важно уметь слушать детей и не стремиться переносить акцент в разговоре только на себя и волнующие только его вопросы.
2. Стараться использовать на уроке знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультиков, компьютерных игр. Это поможет учителю сократить дистанцию между ним и его учениками, поможет стать для школьников значимым взрослым, будет способствовать созданию детско-взрослых общностей, столь важных в воспитании.
3. Реализовывать на своих уроках мотивирующий потенциал юмора. Юмор способствует налаживанию хороших отношений со школьниками, созданию творческой атмосферы на уроке, преодолению многих учебных конфликтов. Шутка вместо окрика в сочетании с мягкой улыбкой помогает разрядить напряженную обстановку в классе, создать доверительный психологический климат.
4. Чаще обращаться во время урока к личному опыту своих учеников. Например, так: «Поднимите руку, кто из вас хоть раз падал, поскользнувшись на льду, или споткнувшись о камень. Шишки были? Друзья сильно смеялись? А теперь внимание – сосредоточьтесь и вспомните, куда именно вы падали: вперед или назад? … Прекрасно! … Прекрасно, разумеется, не то, что вы упали, а то, что так отчетливо это вспомнили.
5. Время от времени (и как бы между делом) стараться акцентировать внимание на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях, привычках того или иного ученика. Другими словами, необходимо вести урок не для массы учеников, а для как можно большего количества индивидуальностей, сидящих в данный момент за партами.
6. Проявлять особое внимание к ученикам, нуждающимся в таком внимании. Бывает, что кто-то из детей ведет себя не так, как обычно: выглядит «вялым», уставшим, постоянно подпирает голову руками или, напротив, не может усидеть на месте. В таких ситуациях важно проявить участие: поинтересоваться, все ли нормально, а в случае плохого самочувствия ребенка – предпринять необходимые меры.
7. Обращаться к вымышленному образу учеников, создавая вокруг какой-то учебной проблемы небольшой фантазийный мирок. Например, так: «Вообразите себя министром финансов России конца 19 века: что бы вы сделали для того, чтобы обеспечить нашей стране экономический рост?»
9. Не бояться просить прощения у своих учеников – за свои ошибки (не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает), оговорки (о, как же дети это обожают!), несправедливо поставленные отметки (увы, и такое случается). Наверное, для кого-то это тяжело – просить прощения, искренне и при всех своих учениках. Но если мы хотим, чтобы просить прощения друг у друга научились наши дети, то как же еще их этому научить?! А учитель к тому же приобретет в глазах детей реноме честного и порядочного человека. И не правы те, кто считает это проявлением слабости.
10. Наконец, просто честно выполнять свою работу. Несмотря на усталость, нехватку времени, стресс, работать не спустя рукава. Общеизвестно, что халтуру и равнодушие к себе чувствуют все дети, и… не всегда прощают.
Подбираем воспитывающее содержание урока
Интересный учитель и интересный урок далеко не всегда могут превратить обычный урок в урок воспитывающий. Интерес – это, безусловно, важное условие, но оно не единственное. Воспитывающий урок – это еще и урок с воспитывающим содержанием, таким, которое побуждало бы школьников задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.
Добиться этого можно, например, предъявляя детям на уроке ту или иную воспитывающую информацию. Это может быть информация о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, о классической и массовой культуре, о перипетиях судьбы литературных и исторических персонажей. Это может быть информация, затрагивающая социальные, нравственные, этические вопросы; особенности межличностных, межгрупповых, межнациональных или межконфессиональных отношений; проблемы политической, экономической, культурной жизни людей. То есть все то, что нужно растущему человеку для полноценного проживания его повседневной жизни, для успешного вхождения в общество.
Можно акцентировать внимание учащихся на нравственных проблемах, связанных с научными открытиями, изучаемыми на уроке.
2. КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО
В данном разделе речь пойдет о способах реализации воспитательного потенциала классного руководства, о приемах, которые могут помочь классному руководителю в его работе.
Уникальность классного руководителя состоит в том, что из всех педагогов он ближе всего находится к ребенку, а значит, имеет больше возможностей влиять на его личностное развитие. Большую часть школьного времени ребенок проводит именно в классе, и было бы неправильно не использовать этот факт в воспитательных целях. При этом важно помнить, что воспитание — это не просто хорошо проведенные классные мероприятия и классные часы. В работе классного руководителя есть важные нюансы, которые нужно учитывать.
Например, классному руководителю нужно учитывать уникальность каждого класса. Любой учитель-предметник знает и понимает, что одну и ту же тему урока невозможно совершенно одинаково преподавать в разных классах. Профессиональный педагог всегда корректирует учебный материал, подбирает задания в зависимости от специфики класса. В деятельности классного руководителя происходит то же самое: то, на что откликаются дети одного класса может оставить равнодушными детей другого. Это связано не только с возрастом детей. Это связано с уровнем развития классного коллектива, с отношениями в нем, и даже с контингентом родителей учащихся того или иного класса. Поэтому будьте внимательны в выборе приемов и форм работы.
Нужно учитывать и тот факт, что класс – это особое сообщество, в которое дети попадают далеко не по собственному желанию. Даже если они вместе с родителями могут выбрать конкретный класс, то одноклассников в нем они себе уж точно не выбирают. Изначально детей в классе ничего, за исключением учебной деятельности, не объединяет, а потому первостепенной задачей классного руководителя становится научить их взаимодействовать на благо достижения общих и личных целей.
Не менее важно учитывать и стиль классного руководства. Увы, некоторые педагоги предпочитают авторитарный стиль, боясь ухудшения дисциплины в классе. Конечно, авторитарный стиль может избавить классного руководителя от многих проблем с дисциплиной. Однако, если мы говорим не только о дисциплине, но и о влиянии на развитие личности ребенка, на его ценностные ориентации, на его мировоззрение, то работа классного руководителя должна строиться отнюдь не на авторитарных принципах. А на демократических, доверительных. Главным условием установления доверительных отношений между педагогом и его классом является уважение к личности ребенка. Классный руководитель, которому дети доверяют, многое может сделать для личностного развития ребенка.
Как же классному руководителю завоевать доверие своих учеников? Вот несколько простых правил.
Будьте честны в отношении к своей работе, к детям и к коллегам. Дети чувствительны к фальши, поэтому доверие на ней не построишь.
Следует быть сдержаннее в своих публичных заявлениях. Классный руководитель бывает расстроен или даже зол из-за плохого поведения детей, жалоб на его класс, замечаний в его адрес со стороны руководства. В этом случае не стоит делать скоропалительных эмоциональных заявлений вроде «Мне придется вызвать родителей в школу» или «Больше я с вами ни на какую экскурсию не поеду». Потому что, если вы этого не сделаете (а чаще всего так и бывает), то дети будут знать, что ваши заявления – пустые слова.
Стоит быть в курсе того, чем живут ваши дети, какие у них интересы, какую музыку они слушают, в какие игры они играют. Работая в школе, учитель имеет дело с разными поколениями детей. В чем-то они абсолютно схожи, а в чем-то отличаются друг от друга. Конечно, личные интересы педагога могут быть весьма далеки от детских, но он должен понимать, с какими именно детьми он работает. Это поможет ему в понимании того, чем можно увлечь детей, как найти с ними
«общий язык», из какой деятельности лучше извлечь воспитательный потенциал.
Классный руководитель должен отстаивать интересы детей своего класса в конфликтных ситуациях. Это, разумеется, не означает реализацию принципа «мой ребенок всегда прав». Это означает, что в тех или иных конфликтах детей с ребятами из других классов, с учителями, с посторонними людьми, классный руководитель не должен оставлять детей наедине с возникшей у них проблемой. Ведь именно он владеет полной информацией о ребенке, о его семье, об учителях, которые преподают в классе. Ему легче быть объективным в решении таких конфликтов. Именно он должен проанализировать ситуацию, учесть мнение каждого участника конфликта и помочь детям найти из него выход.
Работа классного руководителя с учителями-предметниками
Интеграция воспитательных усилий – одна из задач сотрудничества классного руководителя с учителями-предметниками. Классный руководитель выступает связующим звеном между классом и педагогами, работающими в нем. В идеале, взаимодействие учителей-предметников и классного руководителя должно привести к согласованию их взглядов по поводу целей воспитания, взаимоотношений с учениками и их родителями.
Лучше всего этому способствуют организуемые классным руководителем мини-педсоветы по тем или иным возникающим в классе проблемам. Здесь-то обычно и вырабатывается единая позиция по поводу воспитания, общая стратегия по интеграции воспитательных усилий. Такие встречи держат педагогов в тонусе и позволяют классному руководителю регулярно напоминать учителям о необходимости максимально использовать воспитательный потенциал своих уроков.
Не менее важно и организуемое классным руководителем привлечение учителей-предметников к участию в тех или иных внутриклассных делах. Это дает возможность учителям лучше узнать своих учеников, так как во внеучебных делах дети могут показать себя с новой для учителя стороны, ведь эта деятельность позволяет детям чувствовать себя более раскрепощенными.
Большую роль играют и самые обычные беседы классного руководителя с учителями – на перемене, после уроков, по телефону или посредством мессенджеров. Такие оперативные беседы позволят классному руководителю доводить до сведения учителей важную информацию, касающуюся его воспитанников.
3. КУРСЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Вся совместная деятельность педагогов и школьников, организуемая за рамками урока, по сути, является внеурочной деятельностью. Это и работа классного руководителя со своим классом, и курируемая педагогами деятельность ученического самоуправления, и ключевые общешкольные дела. Действующий ныне Федеральный государственный образовательный стандарт требует от школ организации курсов внеурочной деятельности в соответствии с пятью направлениями развития личности: духовно- нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Таким образом, самоуправление – это режим протекания совместной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий позитивную динамику равноправных отношений в детской среде и задающий реальные возможности для личностного самоопределения детей (Д.В. Григорьев). Детское самоуправление начинает реально функционировать только тогда, когда: …
…когда значимая часть дел коллектива (класса, параллели, школы) организуется детьми, а не взрослыми (взрослые могут помогать детям- организаторам, но не делать все за них);
…когда дети сами или вместе со взрослыми определяют, что сейчас нужно коллективу (например, докупить необходимое оборудование, реализовать социальный проект в детском доме, устроить вечер авторской песни), когда они сами решают эти вопросы и раздают друг другу необходимые поручения;
…когда у детей есть возможность повлиять на дальнейший путь развития коллектива.
Ввести в школе самоуправление – это значит предоставить ребятам возможность занять позицию организаторов школьной жизни, чтобы они чувствовали себя хозяевами и действовали как хозяева. Пусть даже на небольшом участке этой жизни. Самоуправление не обязательно связано с управлением кем- либо, хотя и это тоже важно. Самоуправление подразумевает определение каждому ребенку своей зоны ответственности в соответствии с его возрастными и личностными особенностями. Самоуправление помогает воспитывать в детях чувство ответственности. Когда ребенка выбирают, например, лидером, он начинает понимать, что из-за его
лени и недоработок становится плохо не только ему, но и тем людям, деятельность которых он организует. Педагогически же инструментованная обратная связь от этих людей помогает ему убедиться в этом.
Благодаря самоуправлению у ребенка появляется мотивация к саморазвитию. Чем более высокую должность занимает ребенок в системе самоуправления, тем это почетнее для него. Но чем выше должность, тем сложнее на ней работать, и, следовательно, нужно развивать себя, чтобы ей соответствовать.
Самоуправление учит детей проявлять активную жизненную позицию. Здесь любой ребенок может предложить коллективу свою идею и реализовать ее, если она будет принята большинством.
Но самое главное здесь, пожалуй, то, что самоуправление позволяет ребенку попробовать себя в новой, поначалу непривычной для него роли организатора. Оно развивает его организаторские навыки.
Как сделать профориентационную работу в школе успешной? Как сформировать у школьника позитивный взгляд на труд, на свою будущую карьеру, как побудить его задуматься о своем будущем, о своей взрослой жизни? Что нужно сделать, чтобы профориентационные мероприятия в школе стали средой самоопределения и социального становления учащегося, обеспечивали формирование его готовности к осознанному выбору направления продолжения своего образования и будущей своей профессии? Ведь главная цель профориентационной работы со школьниками – не ранний выбор ими своей профессии, а подготовка к такому выбору!
Такой профориентационная работа станет тогда, когда:
— ею будет заниматься команда школьных педагогов, привлекающих к этой работе различных социальных партнеров;
— профориентационные занятия будут не просто давать детям знания о профессиях и вариантах продолжения образования, но будут побуждать их задуматься о своей будущем, о своих жизненных ценностях, о волнующих их нравственных вопросах и жизненных проблемах, о профессиональной успешности и самореализации;
— школьники будут заинтересованы в том, что происходит на тех или иных профориентационных занятиях, будут увлечены организуемой педагогами деятельностью.
Учащиеся совместно с педагогами изучают интернет-ресурсы, посвященные выбору профессий. Например, такими ресурсами могут быть:
— Атлас новых профессий (http://atlas100.ru),
— Банк интерактивных профессиограмм (http://prof.eduprof.ru);
— Мой ориентир (http://мой-ориентир.рф);
— ФоксФорд (https://foxford.ru) и т.п.
6. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Модуль «Работа с родителями» является инвариантным в программе воспитания. Это значит, что он должен содержаться в рабочей программе воспитания каждой школы. И это вполне закономерно, ведь работу с семьями учащихся в том или ином виде ведет практически каждая общеобразовательная организация.
Начнем с того, какие задачи может решать школа, работая с родителями?
Во-первых, — налаживание конструктивного общения педагогов с родителями для привлечения их внимания к заботам школы, для создания в их глазах позитивного имиджа школы, для поддержания постоянной «обратной связи» с родителями в вопросах воспитания их детей.
Во-вторых, — привлечение родителей к организации интересной и полезной деятельности школьников. Это поможет расширить и разнообразить сферу взаимодействия семьи и школы, а детям предоставит новые возможности для коммуникации со взрослыми и другими детьми, что немаловажно для их конструктивной социализации.
В-третьих, — повышение педагогической грамотности родителей. Это поможет в организации эффективного воспитательного процесса в школе, так как позволит избегать конфликтов и недопонимания со стороны родителей по поводу организации школьной жизни детей, поможет установлению деловых и доверительных отношений между родителями и педагогами.
7. КЛЮЧЕВЫЕ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ ДЕЛА
Роль ключевых общешкольных дел для воспитания школьников очень значительна, так как часто именно они становятся традиционными, образуя своеобразный костяк воспитательной работы в школе.
Что такое «ключевые общешкольные дела»?
Понятие «ключевые общешкольные дела» в педагогический лексикон было введено В.А. Караковским. Вот что сам автор пишет о них.
«В этих комплексных делах участвуют все ученики школы с 1-го по 11-й классы, все учителя независимо от преподаваемого предмета и классного руководства, родители, выпускники прошлых лет, разнообразные друзья школы. При этом нам важно не просто свести всех вместе, а добиться взаимодействия возрастов, чтобы старшие руководили младшими, младшие помогали старшим и учились у них. Так разрушаются межвозрастные барьеры, укрепляются межличностные связи, удовлетворяются естественные потребности в общении, в творческом самовыражении, в признании, в коллективе.
8. ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
Модуль «Детские общественные объединения» – это вариативный модуль программы воспитания. Включать его в программу имеет смысл лишь в том случае, если в вашей школе уже действует одно или несколько детских общественных объединений или вы планируете создание таковых. Об этой работе мы и поговорим в данном разделе.
Согласно примерной программе воспитания и действующему законодательству, детское общественное объединение – это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Школьные медиа – это совместно создаваемые школьниками и педагогами средства распространения текстовой, аудио и видео информации. Как правило, это печатные издания, электронные издания, телевизионные и радио- программы, созданные по моделям взрослых СМИ, но в силу своего нахождения в образовательном пространстве, решающие в первую очередь, педагогические задачи. Школьные медиа выполняют особую воспитательную функцию в образовательных организациях, так как актуализируют развитие у ребят таких современных социальных компетенций как мобильность, социальная и личная активность, исследовательское и творческое мышление.
10. ЭКСКУРСИИ, ЭКСПЕДИЦИИ, ПОХОДЫ
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» является вариативным модулем программы воспитания. А это значит, что школе включать его в свою рабочую программу воспитания совсем не обязательно.
11. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ СРЕДЫ
Общеизвестно, что воспитывающее влияние на детей оказывают не только содержание и формы взаимодействия педагога с ребенком, но и характерные особенности среды, в которой это взаимодействие происходит. В этом случае говорят, что и «стены тоже воспитывают». Оформление школы и пришкольной территории, обустройство учебных кабинетов и рекреационных зон, школьная форма и манера педагогов одеваться, школьная символика – все это может иметь воспитывающее значение, все может быть педагогически целесообразным. Основными характеристиками такой среды должны стать содержательная насыщенность и вариативность, трансформируемость и полифункциональность, активность и безопасность.
12. АНАЛИЗ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ В ШКОЛЕ
Поскольку воспитание осуществляется только в рамках совместной деятельности детей и взрослых, то логично было бы проанализировать характер этой деятельности: стала ли она в школе воспитывающей деятельностью? Другими словами, смогли ли педагоги в процессе реализации программы воспитания организовать ее таким образом, чтобы помимо своих обычных задач (досуговых, развлекательных, познавательных) эта деятельность решала еще и воспитательные задачи.
А потому критерием, на основе которого может быть осуществлен такой анализ, является наличие в школе интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых.
Осуществляться анализ может совместно – заместителем директора по воспитательной работе, классными руководителями, активом старшеклассников и даже родителями, хорошо знакомыми с деятельностью школы. В качестве вспомогательного инструмента здесь могут быть использованы беседы со школьниками и их родителями, педагогами, лидерами ученического самоуправления, а при необходимости – и их анкетирование.
1. Педагогическому коллективу школы изучить методические рекомендации по разработке программ воспитания.
2. Создать оперативные группы по разработке модулей вариативной и инвариантной части программы воспитания.
3. Провести обучающий семинар и круглый стол по проблемам разработки и реализации индивидуальных планов воспитательной работы классных руководителей. Ответств. зам.директора по ВР Брыкова Л.Н.
4. В срок до 1 сентября 2021 года привести образовательные программы и календарные планы воспитательной работы в соответствие с положениями Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся».
5. В срок до 1 сентября 2021 года классным руководителям составить индивидуальные планы воспитательной работы на 2021-2022 учебный год.