какую сторону формы государства характеризует федерализм
Федеративное государство: понятие и признаки. Принципы федеративного устройства РФ
Понятие и признаки федеративного государства
По способу образования различают федерации:
Конституционная федерация создается путем образования федеративного государства на основе принятия конституции, которая закрепляет федеративное устройство государства. Именно конституционной федерацией и была РСФСР, созданная в 1918 г., и остается современная Россия. При этом следует иметь в виду, что в конституционных федерациях возможно существование федеративного договора, однако это не делает их договорными.
Основным разграничивающим эти два вида федерации признаком является то, каким статусом обладали субъекты федерации до образования нового федеративного государства:
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Конституции РФ государствами. Однако субъекты Федерации, в том числе и республики, не являются независимыми государствами — в таком случае их союз был бы не федерацией, а конфедерацией, а сами они считались бы субъектами международного права.
Понятию «федерация» противостоит понятие «унитарное государство», т. е. такое государство, которое управляется централизованно, а его территориальные единицы не имеют никакой государственности, а включают только местное самоуправление. Эта форма государственного устройства тоже имеется в РФ — унитарными (по своему внутреннему устройству) являются республики — субъекты РФ.
Основы конституционного строя в области государственного устройства, сформулированные в ст. 5 Конституции, следующие:
Содержащиеся в ст. 5 формулировки носят компромиссный характер, отражающий политическую нестабильность в 1990-х гг. Отсюда их некоторая неопределенность. Так, республика характеризуется через скобки как государство, что может быть понято как признание суверенитета и международно-правовой правосубъектности. Но такое понимание противоречило бы ст. 4, в которой установлено, что суверенитет РФ неделим («распространяется на всю ее территорию»), а значит, субъекты Федерации не вправе выступать как субъекты международного права. Кроме того, весьма трудно совместить принцип равноправия субъектов Федерации с тем, что одни из них являются государствами, а другие в лучшем случае только некими государственными образованиями. Возникает также ряд вопросов. Является ли устав субъекта Федерации по своей юридической силе равноценным конституции, и если да, то почему они по-разному называются, если же нет, то можно ли говорить о равноправии? Какой смысл вкладывается в термин «самоопределение народов»? Означает ли это, что более 100 народов, населяющих Россию и не имеющих национальной государственности, вправе теперь ее законно обрести? Или следует считать, что, приняв данную Конституцию, они уже самоопределились? Не совсем ясно также, что означает равноправие субъектов «между собой» во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4), если до этого в ч. 1 уже было закреплено равноправие субъектов Федерации?
Принципы федерального устройства РФ
В основе федеративного устройства РФ лежат принципы:
Государственная целостность РФ
Государственная целостность РФ обеспечивается:
Единство системы государственной власти
Разграничение предметов ведения и полномочий
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов осуществляется согласно Конституции (ч. 3. ст. 11) не только конституционными нормами, но и Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между соответствующими органами государственной власти и только по вопросам разграничения полномочий по предметам совместного ведения. Такие договоры заключены между РФ и Татарстаном, Башкортостаном, Свердловской областью и рядом других субъектов РФ.
Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти
Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти означает, что все без исключения субъекты Федерации, независимо от вида (республика, автономная область, автономный округ, край, область, город федерального значения) обладают одинаковыми правами в своих взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Никто из субъектов Федерации в этих взаимоотношениях не может иметь каких-либо преимуществ по сравнению с другими субъектами Федерации. Равноправие субъектов РФ проявляется и в одинаковом для всех субъектов РФ разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации.
Особенности правового статуса имеют автономная область и автономные округа: согласно ч. 3 ст. 66 Конституции РФ по представлению законодательных и Исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе. В отношении других субъектов Федерации такой нормы в Конституции нет.
Равноправие и самоопределение народов РФ
Принцип равноправия и самоопределения народов РФочень важен для нашего многонационального государства. Равноправие народов означает равенство их прав во всех вопросах государственного строительства, в развитии культуры и в других сферах жизни.
В нашей стране всем гражданам, независимо от национальной принадлежности, гарантируются равные личные, политические, социально-экономические права и свободы, признается национальная идентичность, преемственность культуры, поощряется проявление национального самосознания и самовыражения. Закрепляется право свободно определять свою национальность, пользоваться родным языком. Запрещается оскорбление национального достоинства.
Подлинно демократическое общество должно не только уважать этническую, языковую и религиозную самобытность, но и создавать условия, позволяющие выражать, сохранять и развивать эту самобытность. Равноправие народов проявляется и в праве народов на самоопределение. В настоящее время в РФ 32 субъекта основаны по национально-территориальному принципу, что служит убедительным подтверждением того, что десятки народов обрели в РФ свою государственность и таким образом реализовали на практике свое право на самоопределение.
Формы осуществления права народов на самоопределение могут быть разными:
Но при этом выбор народом одной из этих форм самоопределения не может вести к нарушению государственного единства и ущемлению прав и свобод человека. Это требование закреплено в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 24 октября 1970 г. В этой Декларации указывается, что ничто в самоопределении народов «не должно толковаться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, действующих с соблюдением принципа равноправия и самоопределения народов. «.
Новой формой самоопределения народов в РФ является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан России, относящих себя к определенным этническим общностям, для самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования и национальной культуры.
Порядок образования и деятельности национально-культурной автономии регулируется Федеральным законом » О национально-культурной автономии» (1996 г.). Этот закон предоставляет национально-культурной автономии широкие права, в частности: создавать средства массовой информации, получать и распространять информацию на национальном (родном) языке; сохранять и обогащать историческое культурное наследие, иметь свободный доступ к национальным культурным ценностям; следовать национальным культурным традициям и обычаям, возрождать и развивать художественные народные промыслы и ремесла; создавать образовательные учреждения, учреждения культуры и обеспечивать их функционирование в соответствии с законодательством РФ и т.д. и т.п.
В целях защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, прав и законных интересов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ Государственной Думой 6 июля 2000 г. был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации общин коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ».
Этим Законом предусмотрено создание различных форм самоорганизации лиц, относящихся к коренным народам, проживающим в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока, на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющих традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающих менее 50 тысяч человек и осознающих себя самостоятельными этническими общностями.
Таким образом, путем издания федеральных законов «О национально-культурной автономии» и «Об общих принципах организации общин коренных и малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ» наше государство не только провозглашает права народов на самоопределение, но и обеспечивает их реальную реализацию и защиту.
Но, говоря об этом, не следует забывать, что преувеличениенационального момента в государственном строительстве может не сплотить, а, напротив, подорвать государственную общность, единство Федерации как государства.
Что такое федеративное государство
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Все страны принято делить по форме государственного устройства на три типа — унитарные, конфедерации и федерации.
К числу последних относится современная Россия. Причем наша страна самая большая из них не только по территории, но и по количеству субъектов (85).
Давайте вместе рассмотрим предпосылки складывания такой ФГУ, ее особенности и признаки, а также узнаем, какие страны сегодня имеют статус федераций.
Федеративное государство — это одна из форм государственного устройства, в рамках которого государственно-территориальные единицы имеют статус государственных образований, имеющих законодательно закрепленную политическую самостоятельность.
Они не обладают государственным суверенитетом, но при этом имеют довольно большие полномочия при реализации внутриполитических мероприятий.
Субъекты федерации не могут воспользоваться сецессией (выходом из состава государства) и не рассматриваются как самостоятельные участники международных отношений.
Почему создаются федеративные государства
Существуют объективные предпосылки, способствующие образованию федеративного государства.
Одна из главных связана с естественным обособлением отдельных территорий в силу их отдаленного положения, а также обособляющих их горных массивов и крупных водных объектов.
Значение этого фактора существенно возрастает в случае накопления на этих территориях черт, которые отличают их в культурном плане от основной.
Ключевой предпосылкой федерализации выступает многонациональность государства, которая нередко влечет конфессиональные различия. При этом для складывания федерации важно, чтобы народы желали воплотить в жизнь право на самоопределение в рамках того государства, в котором они проживают.
Значимым фактором выступает федеративная трансформация, которая связана с институциональным переходом от унитарного к федеративному государству.
В наши дни она используется как способ решения вопроса этнического сепаратизма с сохранением территориальной целостности государства. Яркий пример подобного процесса — Бельгия, где в 70-е годы XX века произошло резкое обострение отношений между двумя главными этнолингвистическими общностями — валлонской и фламандской.
Практика показывает, что основная масса федеративных государств большие по площади и населению. Это объясняет существование еще одного фактора — управлять такими странами из одного центра неэффективно и в перспективе такая ситуация может привести к их распаду.
Признаки федерации
Понять, что такое федеративное государство можно, глядя на его признаки.
Среди других признаков федеративного государства:
РФ — это федеративное государство
Конституция РФ в своей первой статье закрепляет, что Россия — федеративное государство.
Оно построено на базе принципов, прописанных в ч.3 ст.5 Основного закона:
Наша страна формально относится к симметричным федерациям, чьи субъекты считаются равноправными. Однако в реальности это не совсем так, ведь право иметь свои Конституции есть только у республик. У остальных регионов основополагающим документом на их территории после Конституции выступает Устав.
Россия — это смешанная федерация, в которой присутствуют как территориальные субъекты (края, области, города федерального подчинения), так и национальные (республики, автономные округа, автономная область).
Современная РФ — конституционная федерация, которая была образована на основе принятого в 1993 году Основного закона, закрепившего статус федеративного государства.
Подробнее о федеративном устройстве России можно узнать здесь:
Современные федеративные государства
Унитарное и федеративное государство имеют существенные отличия, так как построены на разных принципах управления. Последние более сложные и характеризуются двухуровневой системой органов власти.
Традиционно количество федеративных государств относительно небольшое. По состоянию на 2020 год их насчитывается на планете 27.
Причем они равномерно распределены по всем частям света (6-7), кроме Австралии и Океании, где таких стран всего две.
Примеры федеративных государств в современной Европе помимо России — Бельгия, Германия, Австрия, Босния и Герцеговина, Швейцария. Последняя достаточно долго была конфедерацией, трансформировавшись в нынешний вид ФГУ.
За пределами Старого Света крупными федеративными государствами являются:
Каждое федеративное государство — это государство, которое не похоже ни на какое другое.
Ярким примером выступают Соединенные Штаты, где ключевым принципом федерализма выступают полномочия штатов формировать свою политическую систему и оказывать воздействие на федеральные органы госвласти.
Каждый субъект имеет три полноценные ветви власти, что позволяет им, например, самостоятельно устанавливать сроки правления губернаторов, определять свой электорат и создавать отличную от других систему налогообложения. В России столь глубокого федерализма не существует.
Вместо заключения
Федеративные государства выступают результатом компромисса народов, проживающих на их территории. Благодаря разграничению полномочий удается соблюдать баланс между центром и регионами, а исключение права сецессии у последних позволяет сохранять целостность государства.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (4)
Если государства бывают федеративными, то почему области, состоящие из нескольких районов так не называют? Они же тоже получается федеративные.
Потому что этот термин применим только к государствам, а не их частям.
Нам федерация досталась по наследству от РСФСР, не удивлюсь, если спустя какое-то время будет очередная конституционная реформа, в результате которой, субъекты РФ станут ещё более зависимы от центральной власти. Да и сейчас Россия, при внешнем федерализме, смещена в сторону унитарного государства, Москва может снять с должности всенародно избранного губернатора, поставив своего врио, может федеральным законом вообще отменить выборы и назначать губернаторов, такое уже было. В общем, до федерализма нам далеко.
Ну, тут Вы лукавите (про всенародного). Он вышел из доверия, что вполне логично при тех обвинениях, что против него выдвигаются.
В смутные времена (а в мире сейчас идет переход от доминирования Запада к многополярному мироустройству) самое лучшее иметь жесткую вертикаль власти. Быстрота реакции на меняющиеся реалии является жизненно важной для стран.
В тучные времена (а они вернутся лет через десять, пятнадцать и не раньше) федеративная модель (типа США) предпочтительна. Но в текущих условиях она несостоятельна. Страны запада тоже будут идти к автократии, либо проиграют.
Билет 5.6. Особенности федеративного устройства государства
Особенности федеративного устройства государства. Понятие политико-территориального устройства характеризует способ политической и территориальной организации государства, систему взаимосвязей людей, проживающих в центре и различных регионах, и распределения власти на территории государства между центральными и местными органами государственной власти.
Различаются три основные формы территориального устройства: унитарное государство, федерация и конфедерация, каждой из которых свойственны свои принципы организации территории и взаимосвязей между центром и местами.
Федерализм (от фр. federalisme) — это совокупность структур, норм и методов государственного управления, устанавливающих взаимодействие центра и мест, обеспечивающих рациональное и эффективное функционирование федеративного государства в интересах как федерации в целом, так и ее субъектов. Смысл федерализма в том, чтобы обеспечить такое соединение различных групп, которое позволяло бы осуществлять общие цели и при этом сохранять самостоятельность частей.
К сущностным признакам федерализмаотносятся: государствоподобный характер объединенных в единое государство территориальных единиц — субъектов федераций; конституционное разграничение компетенции между ними и центром; недопустимость изменений границ без их согласия.
К основным принципам федерализма относятся: добровольность объединения государств и подобных образований в единое государство; принятие федеральной конституции и конституций субъектов федерации; однопорядковый (симметричный) конституционный статус субъектов федерации и их равноправие; конституционно-правовые разграничения суверенитета федерации и суверенности ее субъектов; общие территория и гражданство; единая денежная и таможенная системы, федеральная армия и другие институты государства, обеспечивающие его безопасное существование и функционирование.
Федерализм как принцип стал этимологической основой для производного от него и более узкого по смыслу понятия — «федеративное государство» (федерация — лат. foederatio — объединение, союз).
Федеративное государство, федерация — одна из основных форм организации государств, сложная структура которой состоит из нескольких государств или государствоподобных образований (штатов, провинций, земель, субъектов), обладающих конституционно закрепленной политической самостоятельностью вне пределов и полномочий общего государства в целом.
1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов (штатов, республик, земель и т. д.) и в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Вместе с тем существует единая система границ и ее охраны.
2. Субъекты федерации не обладают суверенитетом в полном объеме, не имеют право на сецессию (односторонний выход из федерации).
3. Наряду с системой федеральных органов государственной власти субъекты федерации имеют свою систему законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Однако по отношению к федеральной системе они являются подсистемами, пределы их юрисдикции определяются федеральными конституцией и конституционными законами.
4. Наряду с федеральными конституцией и законодательством субъекты федерации разрабатывают свою конституцию (устав), систему законов, соблюдая приоритет федеральных конституции и системы права.
5. В федерации нет единого государственного бюджета, а есть федеральный бюджет и бюджеты субъектов федерации.
6. Гражданство в федерации, как правило, двойное: каждый гражданин считается гражданином федерации и гражданином соответствующего субъекта федерации. Законодательно регулируется, гарантируется равноправие всех граждан на территории федерации.
7. Федеральный парламент обычно двухпалатный. Верхняя палата состоит из представителей субъектов федерации, нижняя является органом общенародного представительства и избирается всенародно.
Сущность государственного суверенитета. Сущность народного, национального суверенитета. Теоретической основой федерализма является концепция суверенитета народа, выражающаяся в государственном суверенитете.
В специальных исследованиях по данной проблеме утвердилось мнение, что государственный суверенитет исторически возник со времени государственных образований, а его научное осмысление и определение — в конце Средних веков. С тех пор продолжаются дискуссии о сущности суверенитета.
Суверенитет (нем. souveranitat, фр. souverainete — верховная власть, верховные права) — политико-правовое обоснование и определение приоритетной принадлежности у того или иного субъекта (монарха, народа, государства и его составных частей) независимости и самостоятельности в решении своих внутренних дел и во внешних отношениях.
Основные идеи и положения государственного суверенитета. В Московской Руси идея суверенитета верховной власти воплотилась в понятии и политической практике самодержавия (сам, т. е. один держу власть). Впрочем, самодержавие на Руси, возникшее во второй половине XV в., отнюдь не означало неограниченную власть монарха, допускало Боярскую Думу, Земский собор (периодически с 1549 по 1689 гг.) как сословно-представительные институты, но под неизменным верховенством царя. Выше власти царя признавалась лишь власть Бога.
Теоретически и практически вопрос о государственном суверенитете был окончательно решен к XVIII в. в пользу верховной власти монарха, что нашло выражение в установлении абсолютизма в большинстве стран Европы.
По мере утверждения демократических форм государственной власти, т. е. перехода от монархических к парламентским, стала преобладать концепция первичности суверенитета народа, нации. При этом целесообразно подчеркнуть, что ограниченной, упрощенной представляется попытка свести понятие «нация» лишь к одной этнический общности. Суверенное государство — нация, как правило, объединяет различные народы (этносы), проживающие на определенной территории или в разных его регионах. Народ как совокупная общность является носителем государственного суверенитета.
С появлением федеративной формы государственного устройства дискуссии о суверенитете ведутся по вопросу его принадлежности федерации и ее субъектам. Представляется аргументированной концепция российских государствоведов Л. Карапетяна, И. Умновой, В. Чир-кина и других, о неделимости государственного суверенитета как качественной категории, выражающей статус федерации в целом, ее Многонационального народа.
В теории суверенитета выделяется общая система взаимодействующих принципов (независимо от субъекта суверенитета), концентрированно отражающая его наиболее существенные признаки:
— юридическое равенство фактически во многих случаях неравных социальных субъектов;
— приоритет народного суверенитета.
В целом на современном этапе развития международного сообщества, межгосударственных и межнациональных отношений проблема суверенитета становится все более актуальной.
Итак, эволюция федерализма имеет многовековую историю, а конституционно-правовое установление ее принципов насчитывает около двух столетий. Государственно-правовая наука свидетельствует, что появление федерализма в истории человечества обусловливалось как естественным стремлением народов к организации единого общества, так и политикой более могущественных государств по вовлечению в свой состав других народов и государств, с сохранением их относительной самостоятельности.
Конституционно-правовое федеративное государство впервые образовалось в США (1787г.), затем в Мексике (1824г.), Бразилии (1889 г.), Австралии (1901 г.), России (1918 г.) и других странах. В современном мире из более чем 180 государственных образований, подавляющее большинство которых являются многонациональными, федеративная форма закреплена в конституциях 25 государств с охватом 50% территории и 1/3 населения планеты. Федерации сформированы, как правило, на основе территориального или национально-территориального деления.
Анализ условий формирования федерализма в России. Политическое и юридическое значение федеративного договора. Федерализм как форма государственного устройства России конституционно, т. е. юридически, был признан Конституцией РСФСР 1918 г. и трактовался в качестве государственно-правового механизма решения главным образом национальных проблем.
До принятия 12 июня 1990г. Декларации о государственном суверенитете Российскую Федерацию вообще нельзя было рассматривать как суверенное государство. Хотя в Конституции Советского Союза, в состав которого Россия входила, декларировалось, что все союзные республики суверенны, зависимость от союзного центра была близка к абсолютной.
Стремясь вырваться из круга сверхцентрализации, многие регионы стали настаивать на праве выхода из состава Российской Федерации, причем если сначала протесты были направлены против главенства власти Союза ССР, то впоследствии — и против самой Российской Федерации. Актуализировалась задача нового государственного устройства.
На пути становления России как нового федеративного государства сделано два крупных шага. Первый — заключение 31 марта 1992 г. Федеративного Договора между федеральными органами государственной власти, с одной стороны, и органами власти республик и органами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, органами власти автономной области и автономных округов — с другой. Это были, по сути дела, три отдельных договора, имеющие учредительный характер. Они подготовлены и подписаны полномочными представителями органов государственной власти тех образований, которые изъявили желание быть субъектами Федерации. Это было не идущее сверху вниз распределение прав или полномочий, а равноправное согласование интересов общих (федеративных) и особенных (национальных и региональных). Заложена новая формула разделения, организации и реализации государственной власти по всей территории страны.
В момент подписания Федеративного Договора его участники действительно выступали суверенными государствами, но, создав, пользуюсь своими суверенными правами, новое государство — Российскую федерацию, республики как бы «переместили» значительную часть своих прав на уровень Федерации в целом, добровольно, согласованно определив сферу ведения Российской Федерации (ст. 1 Договора). Это важный юридический момент. Федеральным органам государственной власти предоставлено право принимать «рамочные» законы, устанавливающие принципы, общие подходы, концепции, ориентировочные нормы правового регулирования в соответствующих областях общественной и частной жизни. Значит, субъекты РФ сумели выделить в своей жизнедеятельности те стороны и аспекты, которые их объединяют в целое и требуют идентичного (общего для всех, универсального) правового оформления.
Второй шаг — принятие Конституции РФ 1993 г. В ее тексте заложены нормы, создающие необходимые основы для становления России как федеративного государства в современной трактовке этого понятия.
1. Конституция подчеркивает, что в основе федеративного устройства Российской Федерации лежит примат ее государственной целостности, единство государственной власти при разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и органами государственной власти ее субъектов (ч. 3 Т. 5).
2. Правовую основу Российской Федерации и ее эффективного функционирования составляет Конституция РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Федерации (ч. 2 ст. 4; ч. 1 ст. 15).
3. Конституция признала равноправие субъектов между собой и во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 1, 4 ст. 5).
4. Конституция признала равные права и свободы людей независимо от их местожительства, принадлежности к национально-государственному или административно-территориальному образованию (ст. 6).
5. Конституция признала разнообразие национальной, демографической, географической, коммуникативной, бытовой и иной специфики субъектов Федерации и предоставила возможность конституционного (уставного) регулирования общественных отношений в пределах каждого субъекта РФ (ч. 2 ст. 5; ч. 2 ст. 66; ч. 2, 3 ст. 63; ч I ст. 76) (см. рис. 14.1).