какую станцию украшают мозаичные панно художника дайнеко
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Подземная книга рекордов/Мозаики станции метро «Маяковская» «Сутки Страны Советов»
Культурный код
Павел Котов
Наряду с дворцом советов и каналом Москва—Волга, московский метрополитен должен был стать зримым подтверждением колоссальных возможностей СССР.
Оформление северного вестибюля станции метро «Маяковская». Москва
Усиленный приток переселенцев привел к транспортным проблемам в Москве уже в 1923-м. Но должно было пройти еще восемь лет перед тем, как в июне 1931 года ЦК ВКП(б) принял постановление о строительстве метро, которое должно было не только способствовать развитию городской инфраструктуры, но и служить политическим манифестом. Московский метрополитен открыли 15 мая 1935 года. Станции первой очереди (от «Сокольников» до «Парка культуры») архитектурно были решены в духе конструктивизма: изящно, но строго. Советскому руководству этот лаконизм показался недостаточно внушительным, и перед началом строительства второй линии от наркома путей сообщения Лазаря Кагановича поступило распоряжение сделать оформление в «более сложной» манере. И станции Горьковско-Замоскворецкой линии, построенные в 1930-х годах, были выполнены с невиданной роскошью. Всех превзошла станция «Маяковская», удостоенная за оформление Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
Первый проект станции был составлен еще в 1936 году главным архитектором Метростроя Сергеем Кравцом. Однако тот не учел возможного оседания грунта, и свод дал трещины. Спасать положение призвали знаменитого специалиста по архитектуре подземки Алексея Душкина. Было решено понизить на несколько метров уровень главного свода, а вместо традиционных колонн использовать металлические арки. На подмосковном комбинате «Дирижаблестрой» изготовили стальные арочные конструкции, которые и теперь держат свод станции «Маяковская». Эта история породила миф, что стальные конструкции станции — это готовые части корпуса дирижабля. Отделку интерьера поручили художнику Александру Дейнеке. Он решил украсить своды «Маяковской» 35 мозаичными панно, образовывавшими многосоставную композицию «Сутки Страны Советов». Пассажир должен забыть о том, что над ним находится 33-метровая толща земли.
И Дейнека решил эту проблему — на мозаиках, украшающих потолок «Маяковской», присутствует глубокое голубое небо, создающее ощущение легкости конструкции. В советском искусстве первой половины 1930-х годов еще допускались стилистические эксперименты, но уже обозначилось тяготение к классицизму. Но это был не утонченный классицизм XIX века. Советские художники и скульпторы 1930-х вдохновлялись образами Древней Эллады и Рима с присущей им реалистичной грубоватостью. Отчасти был возрожден даже античный символизм, воспринимаемый как антитеза отвергнутой символике христианства.
Прыжок с трамплина
Подавшись вперед в прыжке, лыжник сохраняет «идеальную» позу: ноги прямые, лыжи строго параллельны (вот он, социалистический реализм). В фигуре спортсмена Дейнека соединяет очевидную физическую силу и удивительную изящность пропорций — это тоже возрождение античного взгляда на человеческое тело. Лыжный спорт в СССР — занятие, вполне достойное советской молодежи, лыжные войска были необходимы РККА при ведении быстрой войны в зимних условиях.
Стратостат
В 2005 году на экраны вышел псевдодокументальный фильм Алексея Федорченко «Первые на Луне» о секретном советском проекте по отправке человека на Луну (1938 год). Послан туда был красноармеец Иван Харламов, которому даже посчастливилось вернуться обратно. Однако НКВД уничтожило почти все документы, связанные с его космической одиссеей. И лишь панно на станции «Маяковская», изображающее капсулу, похожую на ту, в которой приземлился Гагарин, осталось немым свидетельством сталинской «спецоперации». На самом деле Дейнека изобразил стратостат (аэростат, поднимающийся на высоту более 11 километров, в стратосферу) «СССР-1», на котором в 1933 году был поставлен рекорд высоты — 19 километров.
Подсолнухи
В античной символике подсолнух означает преданность художника своему покровителю. Можно предположить, что это своеобразная подпись мастера под своим произведением — посвящение Родине и Сталину.
Парашютист
Судя по маленькому размеру самолета, из которого выпрыгнул спортсмен (из ближнего моноплана он сделать этого не мог — парашют уже начал раскрываться, а самолет совсем рядом), он выполняет затяжной прыжок и только-только дернул за кольцо. И если другие мозаики в основном прославляют победы советского человека над силами природы, то эта посвящена прославлению победы «нового» человека в борьбе с самим собой (в данном случае — со своим страхом). Его лицо в напряжении. Выполнение затяжных прыжков в СССР считалось высшим пилотажем.
Прыжок в высоту
Тело прыгуна с шестом застыло в высшей точке своего полета. Оно высоко проносится над планкой, установленной на максимальной отметке. Сразу становится понятно, что это рекорд на пределе возможностей человека. Но совершенствовать свое тело советская молодежь должна была не только ради удовольствия. В 1930-е годы физические тренировки рассматривались как гражданский долг каждого юноши и каждой девушки, носящих комсомольские значки. И это было нужно не только ради готовности к труду и обороне. В СССР была возрождена античная установка, согласно которой здоровый дух (читай советский) пребывает только в здоровом теле.
Физкультурница
На мозаике изображена знаменитая скульптура Ромуальда Иодко «Девушка с веслом» (1936), растиражированная в тысячах бетонных и гипсовых копий, — символ советской женщины. Скульптура представляет собой любопытный синтез социалистического и античного искусства. В 1920–1930-е годы в СССР главной женской функцией считалось продолжение рода. Отсюда и столь большие бедра и грудь девушки (некоторые культурологи даже трактуют весло как фаллический символ). Все остальное Иодко заимствовал из древнегреческого искусства V–IV веков до н. э.: неопределенность мимики, отсутствие индивидуальных черт на лице, некую «родовую» обобщенность, а также абстрактный взгляд вне времени и пространства, как будто ни на что не обращенный и не отражающий никакого характера или переживания.
Александр Александрович Дейне́ка (1899—1969) — советский живописец, монументалист и график, педагог, профессор.
Владимир Александрович Фролов (1874, Санкт-Петербург — 3 февраля 1942, Ленинград) — русский художник-мозаичист; сын художника А. Н. Фролова.
Мозаики станции метро «Маяковская» «Сутки Страны Советов»
konstantinlk.livejournal.com
Смонтированные в куполах-кессонах мозаичные панно, выполнены по эскизам художника Александра Дейнеки на тему «Сутки Страны Советов»: утро (7 панно) — день (8) — ночь (5) — утро (15). Предполагалось, что входящих и выходящих пассажиров будут «приветствовать» утренние сюжеты. На всех панно – жизнь граждан молодой советской страны.
Первоначально на станции было 35 колонных секций и 35 мозаик в куполах-кессонах. Но при установке гермозатвора у существующего эскалатора, одна мозаика оказалась закрыта металлоконструкциями. Другая мозаика, в противоположном торце станции, долгие годы была скрыта от пассажиров декоративной стенкой, за которой размещались служебные помещения, которых очень не хватало на станции. Теперь для служебных и технических нужд построены помещения в новых коридорах, а мозаика «Красное Знамя» (фото 32) вновь открыта для обозрения. Та мозаика, которая находилась за конструкциями гермозатвора, судя по слухам, была демонтирована после реставрации.
Все мозаики были отсняты и отредактированы мной в формат HDR, для того чтобы ярче раскрыть ту сложность и цветовое разнообразие великолепной работы великого мозаичиста Владимира Фролова.
Москвич
Посмотрите, как оживили мозаики Дейнеки на станции «Маяковская»
Московское метро постепенно превращается в квест. И руководство метрополитена уже давно этого не скрывает. Осенью, например, запустили целый интерактивный «Метроквест» по первым станциям метро.
Теперь вот «ожили» мозаики на «Маяковской». Понятное дело, с помощью искусственного интеллекта.
«Мы оживили самые известные фрески. Голубое небо, простор, яркое солнце — каждая получилась отдельной историей и произведением искусства», — сообщают в телеграм-канале департамента транспорта. Среди «живых» мозаик за авторством Александра Дейнеки можно узнать и «Парашютистов», и «Сигнальщика», и «Волейболистов», и «Прыжок в воду».
С помощью «оживления» старались передать эффект полета, легкости и движения. «Именно эти ощущения дарят мозаики, стоит только поднять голову», — подчеркивают в дептрансе.
Да, архитектурное и декоративное наследство московской подземки поистине огромно — грех такое не использовать, согласитесь. Многие москвичи спускаются в метро чуть ли не каждый день, а это, безусловно, придает некогда сакральному ритуалу (вспомнить хотя бы свой первый спуск в метро ребенком) эффект будничности. И поэтому надо бы почаще обращать наше внимание на детали.
В последнее время, правда, все новости подобного рода идут с очевидным ковидным уклоном: то скульптуры на «Площади Революции» наденут маски, то фрески на «Киевской». А за масками москвичи все равно разглядывают сами объекты.
10 неизвестных: мозаики Александра Дейнеки на «Маяковской»
Александр Дейнека «Прыжок в воду»
По понедельникам редакция m24.ru в рубрике «10 неизвестных» знакомит читателей с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой.
Московский метрополитен – тоже своего рода музей и архитектурный памятник, недаром он считается одним из самых красивых в мире. Над проектами станций работали крупнейшие архитекторы эпохи: Алексей Щусев, Алексей Душкин, Иван Фомин, Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх, Дмитрий Чечулин и многие другие. К оформлению вестибюлей были привлечены художники, создавшие образ советской эпохи в своих произведениях. Одним из них стал Александр Дейнека. Сегодня мы предлагаем 10 мозаик мастера, которые можно увидеть в подземке.
Александр Дейнека «Парашютисты»
Станция метро «Маяковская» была построена по проекту архитектора Алексея Душкина и открыта 11 сентября 1938 года. Для ее оформления 35 мозаичных панно из смальты были заказаны художнику Александру Дейнеке. Они были размещены в плафонах куполов центрального нефа станции, но таким образом, что увидеть их можно только если встать непосредственно под каждым из них. Из 35 панно на сегодняшний день сохранились 34 – парное «Знамя СССР», расположенное ближе всего к старому выходу, было утрачено из-за строительства гермозатвора, защитных ворот, не пропускающих радиоактивную пыль в случае ядерного взрыва. Но то панно, что было расположено симметрично относительно него, также со знаменем, сохранилось.
Александр Дейнека «Игра в волейбол»
Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожного рабочего. Уже в детстве он интересовался живописью и техникой, что нашло отражение в его творчестве. В 1919–1920 годах Дейнека служил в Красной Армии и руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТА» в Курске, благодаря чему имел возможность выезжать на фронт в качестве художника агитационного театра.
Александр Дейнека «Парашютист ночью»
После войны Дейнека уехал в Москву, чтобы продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении. Его учителями стали Игнатий Нивинский – известный живописец, график и театральный декоратор, и Владимир Фаворский, книжный иллюстратор, основатель советской ксилографии и выдающийся теоретик живописи, оказавший на молодого Александра Дейнеку сильное влияние. При этом, Дейнека очевидно был хорошо знаком с творчеством западных художников, например Анри Матисса или Фердинанда Ходлера, что также нашло отражение в его работах.
Александр Дейнека «Прыгун с шестом»
Окончив ВХУТЕМАС, Дейнека вместе с другими выпускниками основывают «Общество станковистов» (ОСТ). Художники нового общества стали совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, а главным героем их картин стала советская «художественная молодежь». Множество картин этого периода творчества Дейнеки посвящены изображению «примет XX столетия», воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства, индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта. Мозаики в плафонах «Маяковской» стилистически и тематически близки к этому периоду, хотя Дейнека вышел из «Общества» намного раньше, чем были выполнены эти панно.
Александр Дейнека «Перелет через полюс»
Мозаики были набраны в мастерской Владимира Александровича Фролова в Ленинграде. Весь цикл получил название «Сутки советского неба», но в творчестве Дейнеки тема авиации появляется еще с начала 1930-х. На некоторых панно запечатлены важные исторические события. На одной из них, например, изображен самолет АНТ-25, на которым 18-20 июня 1937 года был совершен первый беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-Ванкувер во главе с командиром экипажа Валерием Чкаловым.
Александр Дейнека «Плодовое дерево»
Небо действительно изображено на каждой из мозаик, но сами сюжеты были обыграны по-разному. Дейнека изобразил не только достижения советской авиации, но и спортсменов в полете, архитектурные сооружения и скульптуру на фоне неба, а также флоральные мотивы. На трех панно можно увидеть яблоню с сочными спелыми фруктами, апельсиновое дерево и подсолнухи, а на другом – известный скульптурный мотив в советском искусстве – изображение девушки с веслом. Такие скульптуры были выполнены в разное время мастерами Иваном Шадром и Ромуальдом Иодко, а их название стало нарицательным.
Александр Дейнека «Прыжок лыжника»
Во второй половине 1930-х творчество Дейнеки получило признание за рубежом. В 1937 году панно «Знатные люди Страны Советов» принесло ему золотую медаль Всемирной выставки в Париже. А в 1939 архитектурный проект станции «Маяковская» и ее оформление получили Гран-при Нью-Йоркской Международной выставке. Мозаичный цикл был представлен в натуральную величину в виде мультимедийной инсталляции «Метрокомната».
Александр Дейнека «Прыжок в воду парня и девушки»
Хотя станция изначально получила название «Маяковская» в честь поэта Владимира Маяковского, его личность или стихи никак не были отражены в оформлении станции. Скульптурный бюст поэта появился в вестибюле только после войны. Но при этом, стилистически и эмоционально они действительно созвучны поэтическому языку и духу слова Маяковского.
Александр Дейнека «Спасская башня днем»
Изображение Спасской башни можно найти на Маяковской сразу в двух вариантах – днем, с авиапарадом, и ночью – с дирижаблем. Биплан И-15, изображенный на этом панно, производился серийно с 1934 по 1939 год. Первый полет на новом самолете в 1933 году произвел летчик-испытатель Валерий Чкалов, более позднему перелету которого через полюс также посвящена одна из мозаик станции. «Сменяясь, проходит ряд картин: стройки страны, трактористы и комбайны идут по необъятным колхозным полям, цветут сады, зреют плоды, небеса день и ночь заняты самолетами, молодежь героически работает и замечательно отдыхает, готовя себя к труду и обороне… Жизнь СССР бьется полным пульсом круглые сутки. Так определилась тема – Сутки страны советов,» – написал Дейнека в книге «Из моей рабочей практики».
Александр Дейнека «Дирижабль над Спасской башней ночью»
Кстати, металлические арки, которые поддерживают своды станции, были изготовлены на заводе «Дирижаблестрой» так как только там была освоена технология производства крупномерных металлических конструкций для дирижаблей. Предприятие существует и сегодня. Теперь оно называется «Долгопрудненское научно-производственное предприятие» и занимается производством авиационного вооружения. При этом, конструкции на станции действительно уникальны: если два человека встанут у противоположных колонн станции по разным сторонам от центрального нефа и один что-то скажет, отвернувшись лицом к колонне, то второй прекрасно все расслышит, даже невзирая на шум поезда. Такой же опыт можно проделать с монеткой, которая должна будет прокатиться по всей арке свода.
Какую станцию украшают мозаичные панно художника дайнеко
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Мозаики станции метро «Маяковская». 2010
Станция метро «Маяковская». Удостоена Гран-при на Международной выставке в Нью-Йорке в 1939 году.
Автор проекта А.Н.Душкин
Инженер Р.А.Шейнфан
Художник А.А.Дейнека
Мозаичист Владимир Фролов.
Открыта 11 сентября 1938 года.
Смонтированые в куполах-кессонах мозаичные панно, выполнены по эскизам художника Александра Дейнеки на тему «Сутки Страны Советов»: утро (7 панно) — день (8) — ночь (5) — утро (15). Предполагалось, что входящих и выходящих пассажиров будут «приветствовать» утренние сюжеты. На всех панно – жизнь граждан молодой советской страны.
Первоначально на станции было 35 колонных секций и 35 мозаик в куполах-кессонах.
Но при установке гермозатвора у существующего эскалатора, одна мозаика оказалась закрыта металлоконструкциями. Другая мозаика, в противоположном торце станции, долгие годы была скрыта от пассажиров декоративной стенкой, за которой размещались служебные помещения, которых очень не хватало на станции. Теперь для служебных и технических нужд построены помещения в новых коридорах, а мозаика «Красное Знамя» (фото 34) вновь открыта для обозрения. Та мозаика, которая находилась за конструкциями гермозатвора, судя по слухам, была демонтирована после реставрации.
Все мозаики были отсняты и отредактированы мной в формат HDR, для того чтобы ярче раскрыть ту сложность и цветовое разнообразие великолепной работы великого мозаичиста Владимира Фролова.
Эксперты прокомментировали эротический скандал вокруг мозаики на станции «Марьина роща»
Любовь и козы: эротика в метро была шуткой художника
Один из фрагментов мозаичных панно в Московском метрополитене в начале марта вызвал бурление в социальных сетях: в пасторальной композиции на станции «Марьина роща», открывшейся в 2010 году, обнаружили эротическую сцену. Правда, «нечеловеческую»: речь о спаривающихся животных в стаде, пасущемся на лугах усадьбы Останкино. Наблюдатели не только похихикали, но и напугались: а вдруг теперь рискованный фрагмент будут убирать или переделывать в угоду благопристойности? Корреспондент «МК» разобрался, кто же пошутил десять лет назад и угрожает ли что-нибудь этой мозаике.
Напомним, «Марьина роща» на момент открытия была конечной станцией «салатовой» Люблинско-Дмитровской линии, строительство шло долго и «с приключениями» (бюджеты на развитие метрополитена в 1990-х и 2000-х годах были намного менее обильными, чем в наши дни). Отчасти поэтому станцию украшали весьма обильно — в частности, на путевых и торцевых стенах появились 10 больших мозаичных панно. Заметим, что мозаика — один из самых дорогих и «парадных» методов декорирования, и в таких количествах на метрополитене она применяется крайне редко — даже в сталинские времена, как правило, ограничивались одиночными панно в вестибюлях или торцах станций.
Отсылка к искусству времен рококо и раннего классицизма многое объясняет: живопись Галантного века, как известно любому внимательному посетителю художественных музеев, не является образцом сдержанности (эта добродетель присуща скорее искусству следующего, XIX столетия, более буржуазному по своей целевой аудитории). Поэтому людей искусства обсуждение «похабного» фрагмента мозаики не просто удивило, но и обидело.
Этот фрагмент мозаики станции “Марьина роща” уже обсуждался сразу после открытия станции, напомнил Шумаков. Тогда также были “крики, борьба”, после чего о скандальном фрагменте оформления станции попросту забыли на десятилетие. Кроме того, по словам архитектора, во время работы над проектом фрагмент был известен специалистам и цензурных замечаний не вызвал — его оценили как шутку.
Зоркие блогеры обнаружили совокупляющихся коз на «Марьиной Роще» почти сразу после открытия станции, также вспоминает Гончарук. Однако тогда это вызвало только улыбку.
Впрочем, отсылки к почтенным традициям не всегда означают охранную грамоту для изображений, сочтенных так или иначе «непристойными». В мировой истории искусства, в частности, сразу вспоминаются кальсоны, надетые на персонажей «Страшного Суда» Микеланджело в Сикстинской капелле в Риме. Но и без обращения к столь великим именам и произведениям, в рамках московского метро, прецеденты есть: осенью прошлого года на станции «Римская» злоумышленник повредил скульптуру Леонида Берлина «Мадонна с младенцем», у которой была неканоническим образом обнажена грудь. На время реставрации скульптуре задрапировали «пострадавшую» часть тела.