какую срм систему выбрать для малого бизнеса
Как малому бизнесу выбрать CRM-систему
Начинающий бизнес может вести учет продаж в Excel: в одном документе отражать сделки, в другом вести базу клиентов, в третьем работать с аналитикой. Но со временем данные разрастаются, и менеджеры начинают путать задачи. В итоге появляется всё больше недовольных клиентов.
У бизнеса, работающего в Excel, возникают и другие проблемы: в таблички забывают вносить данные и менять статусы у процессов продаж, поэтому аналитика становится бесполезной.
Исправить эти проблемы поможет CRM — программа, которая помогает управлять процессами и всегда дает актуальные данные о работе отдела продаж.
Рассказываем, как разобраться в CRM, на что обратить внимание в первую очередь и от каких ошибок защитить бюджет.
Что такое CRM и зачем она нужна
Customer Relationship Management (CRM) — это система управления отношениями с клиентами, а именно программа или сервис, в которых можно составить поэтапный универсальный план продаж и проводить по нему каждую новую сделку.
Современные CRM помогают автоматизировать многие шаги в этом плане: отправляют шаблонное сообщение клиенту, в нужный момент генерируют коммерческое предложение или договор. CRM работает как продвинутый ежедневник, напоминая о планируемых звонках, встречах и других действиях, которые нужны для продажи.
CRM — это не волшебная таблетка от всех проблем с продажами. Если в компании не настроены бизнес-процессы и продажи идут хаотично, система не поможет. Но если процесс продажи структурирован, CRM окажется полезной: продавцы начнут меньше времени тратить на шаблонные действия и смогут больше продавать, а руководители получат доступ к анализу эффективности процессов и действий работников.
Какие проблемы поможет решить CRM
Обычно CRM внедряют, чтобы повысить количество и качество продаж, начать контролировать процессы и объективно оценивать эффективность сотрудников. Вот перечень проблем, которые система обычно помогает решить.
Клиенты не теряются
CRM создает новую сделку сразу после обращения клиента, через заявку на сайте или через сообщение в соцсетях или мессенджерах. В нужный момент менеджер увидит напоминание о том, что нужно сделать для продвижения сделки.
Менеджеры не забывают добавлять данные о клиентах
Если вести базу клиентов в Excel, недобросовестный или невнимательный менеджер быстро всё испортит — например, будет просто игнорировать заполнение базы клиентов. В CRM так не получится — менеджер не сможет продвинуться в процессе продажи, пока не заполнит нужные ячейки в карточке покупателя.
Конверсия в продажи растет
Менеджеры ничего не забывают. CRM напоминает, что сейчас по плану для каждого клиента. Покупатели получают, что хотят, а значит, количество успешных сделок растет.
Обучение новичков упрощается
В CRM-системе план продаж структурирован по этапам. Обучение нового сотрудника можно провести сразу в программе — современные системы интуитивно понятны, поэтому менеджер сам поймет, что нужно сделать для первой сделки.
База клиентов не теряется
Данные о клиентах хранятся в CRM, а не в блокноте менеджера. Поэтому, если сотрудник увольняется, клиенты и сделки не теряются — их можно просто передать новому человеку.
Легко анализировать эффективность сотрудников
В режиме реального времени виден не только общий объем выручки для каждого сотрудника, а детальная аналитика его действий. Сколько раз человек общался с новыми клиентами, сколько коммерческих предложений отправил, какая у него конверсия перехода из одного этапа продаж в другой. Такая аналитика помогает максимально использовать навыки сотрудника и давать ему ту работу, в которой он делает успехи.
Малый и средний бизнес обычно выбирает любую из готовых CRM, у большинства схожий функционал. Поэтому можно смотреть на удобство использования конкретной программы, выбирать на свой вкус. Крупный бизнес чаще разрабатывает свои собственные CRM и ERP-системы.
В случае с CRM проблема не в том, чтобы выбрать программу, а в том, как ее внедрять. Для этого нужно выделить отдельного человека, вместе с ним проанализировать все процессы компании, которые нужно автоматизировать и интегрировать в систему.
Сотрудники, как правило, не поддерживают какие-либо изменения. Чтобы преодолеть сопротивление, нужно проводить обучение, демонстрировать все преимущества и удобства новой системы. Лучше на практике. Например, раньше для выставления счета менеджеру нужно было запрашивать его у бухгалтерии. В CRM достаточно нажать две кнопки: «сформировать» и «отправить». Доносите до сотрудников, как конкретно CRM повысит скорость и качество работы, как она поможет им больше зарабатывать.
Ринальд Садыков, генеральный директор Terabit Digital
Важные функции для оптимальной CRM
Выбирайте систему с функциями, которые помогут автоматизировать и оптимизировать ваши бизнес-процессы. Вот примерный перечень.
Критерии выбора CRM-системы для малого бизнеса
Кроме функций автоматизации, есть еще несколько критериев, по которым стоит выбирать CRM. Все они связаны с бизнес-процессами и удобством использования программы.
Настроим Контур.CRM под задачи вашего бизнеса. Оставьте заявку — расскажем, как увеличить прибыль.
В первую очередь нужно составить список того, что вы хотите от CRM. Посмотрите, интеграция с какими сервисами вам критически важна — так вы уже отсечете часть платформ.
Проверьте специализированные CRM-платформы для вашего вида бизнеса. Например, есть CRM, которые уже заточены под задачи ритейла или под работу финансовых организаций.
Сравните тарифы CRM. Наконец, поищите свежие отзывы на понравившиеся вам по условиям CRM — со временем что-то могло измениться в худшую или лучшую сторону.
Ирина Мартос, маркетолог EmailMatrix
Вкратце о том, как выбирать CRM для малого и среднего бизнеса
CRM — это система управления отношениями с клиентами. С помощью нее можно автоматизировать различные действия и так освободить время менеджеров и руководителей. Система не поможет, если в компании не отлажены бизнес-процессы.
Внедрение CRM — постепенный процесс, но уже через 1–2 месяца вы должны увидеть положительный эффект.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Рейтинг CRM-систем для малого бизнеса
CRM-системы стали неотъемлемой частью повседневной деятельности практически любого бизнеса, от индивидуального предпринимателя до крупной компании. Независимо от ежедневного количества заявок бизнесу необходимо бороться за каждого клиента. Высокая конкуренция не позволяет долго обрабатывать заказ или попросту «забыть перезвонить». Кроме того, необходимость постоянного взаимодействия с клиентами побуждает компании использовать специализированные решения, такие как CRM.
Мы собрали, по-нашему мнению, лучшие CRM-решения для повседневной работы небольшого бизнеса или индивидуальных предпринимателей. Если вы ищите решение для среднего или крупного бизнеса, перейдите на соответствующую страницу «Рейтинг CRM для крупного бизнеса».
Лучшие CRM-системы 2019 года
AmoCRM
1-е место. Лучшее решение для компаний, которые ведут B2C-деятельность. AmoCRM крайне популярна у малого и среднего бизнеса, предоставляющего товары и услуги. Система заточена под продажи по разным каналам коммуникации с клиентом. Все заказы и заявки, поступающие из разных источников, попадают в единую воронку для дальнейшей обработки. CRM-система обладает легким и понятным интерфейсом для эффективной работы менеджера. Продукт не перегружен лишними функциями и возможностями. Возможность интеграции с популярными CMS – WordPress, UNI.CMS и другими. Выгодные годовые тарифы.
Битрикс24
2-е место. Лучшее решение для компаний, которые используют CMS «1С-Битрикс: Управление сайтом». Интеграция CRM позволяет выжать максимум с каждой продажи, проконтролировать обработку входящих заявок, организовать собственный контакт-центр. Встроенные инструменты маркетинга позволяют проводить маркетинговые кампании и отслеживать их эффективность. Эксклюзивное предложение от 1С-Битрикс — бесплатное решение для малого бизнеса (до 12 пользователей). Интуитивный интерфейс сделает работу с системой понятной и эффективной для каждого менеджера, независимо от наличия у него опыта работы с любой CRM. Удобные тарифные планы, скидки при длительном сотрудничестве.
Мегаплан
3-е место. Система для управления продажами и формирования детальной отчетности. Решение поможет ускорить работу отдела продаж, управлять и контролировать работу менеджеров. Функция «Активатор продаж» поможет с запуском промо-акций, повторных продаж, продлением срока договора предоставления услуги. Информативный интерфейс и удобные графические дэшборды позволяют получать оперативную информацию о состоянии дел компании. Совместная работа с счетами, автоматическое формирование документов, лучшая интеграция почтового сервиса делает CRM Мегаплан хорошим выбором.
РосБизнесСофт CRM
4-е место. Универсальная система RBS360 для управления продажами, автоматизации бизнеса и повышения эффективности маркетинга. Система отличается интуитивным и приятным интерфейсом и регулярными обновлениями/дополнениями функционала. Для быстрой интеграции предлагается 30 готовых отраслевых решений (для интернет-магазинов, складов, производств, юридический и строительных компаний, и другие). Также компания предлагает услуги интеграции и обучения.
SalesapCRM
5-е место. Система для малого и среднего бизнеса, которая была представлена в 2016 году. За 2 года компания создала действительно стоящий продукт, который обладает необходимыми функциями для ведения работы компании. Готовые решения для популярных отраслей бизнеса – продажи товаров, салон красоты, юридическая фирма, фитнес-клуба, автосервиса, предоставление услуг. Удобный интерфейс, гибкие настройки системы позволят максимально адаптировать решение под сферу деятельности. Оплата за аккаунт компании от 5 до неограниченного количества пользователей. Низкая стоимость использования выгодна для компаний, которые впервые решили поработать с CRM-системами.
retailCRM
6-е место. Специализированное CRM-решение для интернет-магазинов. Пользуется высокой популярностью благодаря наличию всех необходимых инструментов для оперативной обработки заказов. Возможность автоматического приёма заказов из различных источников и их распределение между менеджерами. Детальная карточка клиента с полной историей взаимодействия и интересов поможет выстроить персональную маркетинговую стратегию. Для интернет-магазинов с собственным офлайн-магазином реализована POS версия системы с полноценной базой клиентов, товаров и документации. Еще одним удобством работы данной CRM является обработка заказов напрямую из мессенджеров.
Простой бизнес
7-е место. Простая и функциональная CRM-система для управления взаимоотношениями с клиентами и продажами. Система предоставляет следующие возможности – учет клиентов, управление проектами, управление персоналом, документооборот, бухгалтерия и склад. Для аналитики работы компании используется дополнительный модуль – простая аналитика. Для организации внутренних и внешних коммуникаций реализована интеграция виртуальной АТС, почтовых сервисов, видеоконференции. Низкая стоимость использования CRM, ограниченная бесплатная версия для 5 сотрудников. В отличии от ТОПовых решений оплата осуществляется за всю организацию, независимо от количества сотрудников.
Pipedrive
8-е место. Простая и функциональная CRM-система, которая позволяет фокусироваться на каждой продаже. Ключевые функции — управление лидами и сделками, отслеживание коммуникаций и определение каналов-источников лидов. Также Pipedrive даёт возможность автоматизировать рутинные действия менеджеров и формировать детализированные отчеты о работе.
FreshOffice
9-е место. Управление полным циклом продаж с удобным и функциональным документооборотом. Определение каналов источников клиентов, встроенная телефония позволяет быстрее обрабатывать входящие заявки. Для повышения результативности маркетинга пользователю доступна отправка 5000 тысяч писем своим клиентам ежемесячно. Удобное управление календарями встреч и планирование работы, и задач всей команды.
Клиентская База
10-е место. Простое решение, которое позволяет вести клиентскую базу и работать с продажами в различных отраслях. Интеграция с телефонией, e-mail рассылкам и улучшает работу с клиентами. CRM даёт возможность пользователю самостоятельно формировать таблицы данных, которые необходимы, чтобы не перегружать интерфейс. Готовые решения для таких отраслей: салоны красоты, автошколы, агентства недвижимости, образовательные платформы и кадровые агентства.
Сравнительная таблица стоимости представленных CRM-систем
amoCRM | Bitrix24 | Мегаплан | РБС | SalesAp | Retail | ПБ | Pipe | Fresh | КБ |
999р./мес | 790р./мес | 549р./мес | 500р./мес | 455р./мес | 1500р./мес | 1990р./мес | 12.5$/мес | 750р./мес | 1500р./мес |
В таблице указаны стоимость минимального тарифа для работы нескольких пользователей с полноценным функционалом системы. Стоит отметить, что все компании предлагают бесплатный тестовый период.
Отдельно стоит выделить компанию Битрикс24, которая предоставляет бесплатную версию своего продукта для 12 пользователей. Этого может быть достаточно для большинства ИП.
Интерфейсы сравниваемых CRM-систем
Мы надеемся, что наш рейтинг CRM-систем поможет вам сделать правильный выбор. Также рекомендуем ознакомиться с тематическими статьями — Что такое CRM и Выбор CRM.
CRM для малого бизнеса: какую выбрать из 12 лучших?
Практически ни один бизнес не обходится без CRM-системы. Вся отчетность, планирование, воронки продаж уже давно перешли в цифровые, поэтому представить ведение даже самого малого бизнеса без CRM просто невозможно.
CRM (Customer Relationship Management) – система управления взаимоотношениями с клиентами или проще – учет сделок и клиентов.
То есть ЦРМ позволяет выстраивать и управлять отношениями с клиентами, планомерно вести их по воронке продаж, а также планировать и выстраивать маркетинговую стратегию. Такая система важна для любого масштаба бизнеса, но сегодня поговорим только о CRM системе для малого бизнеса.
Когда малому бизнесу нужна CRM
Да, безусловно, малый бизнес может быть самым разным, но все же, тут есть ряд отличительных черт. В первую очередь сюда входят: ограниченный список деятельности, малый штат и минимальный набор проверок.
Отличает небольшие компании и подход к взаимодействию с клиентом. Чем меньше дело – тем важнее для него каждый отдельный покупатель. Поэтому, например, внедрение срм системы для отдела продаж, благодаря которой упрощается процесс сбора статистики по продажам и фиксация действий сотрудников и клиентов – отличное решение. Для огромной сети супермаркетов уход одного покупателя, увы, не сыграет большой роли. А вот для магазинчика во дворе дома его выбор в пользу супермаркета может стать фатальным.
Но “малый” размер не значит, что всё можно контролировать ручками на бумаге. CRM система для малого бизнеса облегчит работу с документами и отчетами. Обычно в них есть шаблоны, которые можно создавать и подстраивать под себя. По сути, црм созданы для следующих задач:
Однако, не каждому нужно внедрять их. Например, Вы только открыли свое дело, штат сотрудников еще очень мал, клиентов тоже пока не достаточно, в таком случае, тратить время на настройку просто нет смысла.
Или еще один пример, когда тратиться на внедрение не стоит: в компании не налажены бизнес-процессы. CRM – средство, но, ни в коем случае, не панацея. С помощью программы можно систематизировать то, что у вас уже есть, но ни одна программа не поможет построить четкие процессы с нуля.
А если же Ваше дело стремительно идет к черте между малым и средним бизнесом, то внедрение – вполне логичный и очевидный шаг. Рассмотрим разные CRM и их возможности более детально.
Лучшие crm системы для малого бизнеса
Чтобы как-то упорядочить всю широту выбора CRM, мы собрали для Вас лучшие crm системы для малого бизнеса, разбив их по популярности и нуждам. Разделили на простые и сложные, а если точнее, то по категориям товаров и услуг.
Конечно же, они, чаще всего, универсальны и подходят для любых стандартных задач. Однако, среди всего прочего, есть варианты, более подходящие под конкретные цели.
– Для товаров
Товарные CRM отличаются тем, что заточены именно под короткие продажи и общение с клиентом.
В таких сервисах упор делается на быструю и удобную обработку заявок, возможность выставления счетов и отслеживания финансов. Также, обратите внимание на наличие возможности формировать статистику по товарам, заказам и клиентам.
Еще один немаловажный фактор: возможность интеграции маркет-плейсов и онлайн-банков, чтобы по максимуму автоматизировать все процессы. Давайте рассмотрим две группы сервисов для товаров.
Операционные (простые задачи)
Сервис | Стоимость | Бесплатный период | Промокод |
EnvyCRM | от 750 ₽/сотрудник | 7 дней | “In-scale” +500 руб. на баланс |
Keepin CRM | 250 ₽/сотрудник | Есть бесплатный тариф | – |
RetailCRM | от 1500 ₽/сотрудник | 14 дней | – |
Многофункциональные
– Для услуг
Система для продажи услуг кроме прочего должна включать: онлайн-запись, журнал записи, автоматическое напоминание для клиентов. По сути, при продаже услуг нужно не только автоматизировать все рутинные процессы, но и исключать ошибки человеческого фактора.
Обратите внимание на встроенные телефонию для бизнеса, SMS- и e-mail-рассылки. Также, зачастую, в сервисах для услуг есть функция интеграции веб-сайта компании или лендинга.
Благодаря этой возможности, можно настроить автоматический перенос обращений с сайта, где уже по заявке будет создана карточка клиента с его информацией, поставлена задача на этого клиента, а ответственному за ее выполнение придет напоминание.
Интересно. Если установить на сайт генератор клиентов, то обращений будет в 2, а то и в 3 раза больше. Кликайте и тестируйте – EnvyBox (по промокоду “in-scale” +500 руб. на баланс)
Операционные (простые задачи)
Ссервис | Стоимость | Бесплатный период |
Flowlu | от 1400 ₽/мес | 7 дней |
YClients (10% скидка по промокоду in-scale) | от 686 ₽/при оплате за 2 года | Есть |
Клиентская база | от 1990 ₽/мес | 14 дней |
Многофункциональные
Посмотреть другие CRM для малого бизнеса, узнать подробности и почитать отзывы можно здесь
функции CRM для малого бизнеса
CRM – это платформа, где собраны все важные документы, упорядочены клиенты и созданы воронки продаж. Кроме того, на одном “рабочем столе” будут собраны все цели, распределенные по проектам и сотрудникам. Это исключает вероятность ошибок и потери каких-то мелких рутинных задач.
С такой системой легче заметить, где в Вашей работе слабые места, что можно улучшить, ускорить, сделать проще. Пройдемся подробнее по отдельным функциям.
1. Отчеты
Все отчеты собираются в одном месте, разбиваются по категориям и легко ищутся по таким параметрам, как: дата, автор или приоритет. Кроме того, некоторые отчеты собираются автоматически (например, “Активность сотрудников” в Мегаплане), также есть шаблоны отчетов. Создать шаблон можно и самому. Например, если Вам необходимо каждый месяц создавать стандартный отчет по продажам.
Собирать отчеты в приложении гораздо проще, чем создавать его отдельно с нуля. При создании отчетов, достаточно выбрать категорию и заполнить все по автоматическим строкам (которые, кстати, тоже можно настроить под себя).
В Мегаплане отчеты делятся по разным категориям, также их можно искать и сортировать по разным параметрам – от автора отчета, до даты создания.
Отчеты в EnvyCRM еще шире, за счет того, что здесь есть как автоматические отчеты о работе сотрудников, так и план продаж.
2. Документы
В разделе можно добавлять новые документы, импортировать старые, а также сортировать их по папкам. Видимость папки можно ограничить, например, папка с важными документами будет доступна только директору и менеджменту.
Также как и в разделе с отчетами, в документах есть шаблоны, с помощью которых можно быстро составить договор, счет-фактуру или акт оказания услуг. Среди шаблонов есть и автоматические, в которых также есть возможность собирать шаблоны под свои собственные нужды.
В Мегаплане можно найти шаблоны документов
3. Задачи
Удобно ставить задачи и следить за их выполнением. Их можно объединять в проекты, разбивать на подэтапы, распределять между сотрудниками.
При назначении квеста, ответственному сотруднику сразу приходит оповещение. На рабочем столе отображается план на день, дедлайны и напоминания. Порядок очень важен для бизнеса и его развития.
Помимо этого, на виду тот, кто ставил задачу и ответственный за нее. Видимость этой информации упрощает коммуникацию, всем участникам процесса понятно, к кому обращаться при необходимости.
В задачах Мегаплана можно выделять наиболее важное
4. Клиенты
Ведение клиентской базы упрощено до максимума. Во-первых, многие из них имеют функцию автоматической выгрузки контактов из телефонии или почты. Во-вторых, у каждого клиента есть своя карточка, где можно отследить историю коммуникации с каждым отдельным человеком, а также оставить комментарий.
Это не только автоматизирует процессы, но еще и облегчает взаимодействие с клиентами. Клиенты могут автоматически попадать в базу из заявок, оставленных на сайте, с телефонных звонков и почты.
Каждому клиенту заводится карточка с его данными, что не только упрощает работу, но и исключает такие мелкие ошибки. Например, звонки в слишком раннее или слишком позднее время.
У Envybox CRM, например, есть очень удобная функция выставления часового пояса клиента – без лишних действий можно узнать, сколько сейчас времени и когда лучше позвонить.
Кроме того, за клиентами можно закреплять задачи, выставлять напоминания о каких-либо действиях, а также закреплять документы и проекты в карточках. Это значит, что при появлении их на рабочем столе, ответственному не придется искать контакт клиента в общем списке. А значит, выполнение потребует меньше времени.
Так выглядит клиентская карточка в Мегаплане
5. Воронка продаж
Можно выстроить наглядный и детальный процесс, где будет отражен каждый следующий шаг, а также ответственные.
В клиентском бизнесе, при построении воронки продаж, очень удобно переносить лидов, по мере их передвижения по воронке – от холодного прозвона, до перехода в клиенты.
Воронка продаж на примере S2 CRM
6. Входящие
Можно выгружать новых лидов из почты, входящих звонков, сайта. В таком случае они попадают в раздел “Входящие” как лиды, еще не принятые в работу. Благодаря этой функции ни одна входящая заявка не потеряется, т.е. максимально исключен фактор человеческой ошибки.
Для компаний, занимающихся клиентским сервисом, такая функция просто необходима. Даже если во время прихода заявки, администратора не было на месте, сама заявка никуда не потеряется, а значит, Ваше дело не потеряет клиента.
7. Счета
Возможность выставлять счета, как уже оплаченные, так и ожидающие оплату. При этом, программа сама посчитает НДС, а сами счета хранятся по отдельным категориям – “Выставлен”, “Оплачен”, “Отказ” и “Просрочен”.
8. Сотрудники
В огромном потоке задач бывает непонятно, откуда у того или иного сотрудника появилась премия. Или какой вклад в работу внес каждый в отдельности, а также отделы в целом.
Здесь же, можно не только выставлять цели разным сотрудникам, следя за их выполнением, но еще и видеть, сколько времени работал человек. Сотрудники также могут разделяться по разным категориям – штатные, внештатные, удаленные, уволенные и прочее.
ВЫБОР CRM для малого бизнеса
И все-же, какую crm выбрать для малого бизнеса? Они делятся под разные задачи, объемы работы и потребности. Цена у них тоже отличается – где-то можно получить нужный Вам функционал бесплатно, а где-то придется платить за каждого отдельного сотрудника.
Однако, возможность сузить круг поиска без потерь времени все же есть. Для этого нужно учесть следующие пункты.
Заметка. Если Ваша компания небольшая, требования несложные, а бизнес-процессы простые, или если Вы “еще молоды” и пока не знаете, какие конкретно функции Вам понадобятся, начните с бесплатного тарифа. Подрастете – купите нужный пакет.