какую среду необходимо создать для работы по программе teacch

Teacch методика работы с «особыми» детьми

какую среду необходимо создать для работы по программе teacch. 7b0e7ccc4d8b1d5a68de2a1dc900f252. какую среду необходимо создать для работы по программе teacch фото. какую среду необходимо создать для работы по программе teacch-7b0e7ccc4d8b1d5a68de2a1dc900f252. картинка какую среду необходимо создать для работы по программе teacch. картинка 7b0e7ccc4d8b1d5a68de2a1dc900f252. Анастасия Гришина Teacch методика работы с «особыми» детьми Анастасия Гришина
Teacch методика работы с «особыми» детьми

ТИЧ (TEACCH) – это программа, позволяющая обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями.

Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler.

Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США. Эта программа требует специальной подготовки учителей, сотрудничества коррекционного педагога с семьей и врачами, наблюдающими ребёнка.

В основе программы лежит идея структурированного обучения, когда классная комната поделена на зоны, в каждой из которых ребенок учится отдельным навыкам и умениям.К таким навыкам относят:

Академические знания (математика, письмо, чтение)

Умение ориентироваться в быту (одеваться самостоятельно, заправлять постель, готовить еду)

Социальные навыки и ориентация в городе

Коммуникация, умение поддерживать диалог.

Для того, чтобы все эти знания ребенок усваивал быстро и качественно, психолог использует метод визуальных подсказок или индивидуальных расписаний.

Цель методики:формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:

· Координация глаз и рук

· Элементарная познавательная деятельность

Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Комфортная среда создаётся за счёт: изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов, создание ритуализма и строгой последовательности действий, создание упорядоченной окружающей среды.

Определённые действия усваиваются ребёнком до автоматизма многократным повторением, при этом используются карточки-подсказки.

Из-за стремления к созданию комфортной атмосферы, методика TEACCH значительно обедняет жизнь ребёнка. Так, скажем, если ребёнок боится зелёного цвета – в его доме не будет предметов зелёного цвета. Если ребёнок требует, чтобы мама ходила в определённых нарядах, имела определённую причёску и пользовалась только определённым видом духов – мама будет должна поддерживать неизменчивость этого мира, независимо от собственных потребностей и возможностей.

Если у ребёнка сложные сочетанные состояния, и аутизм усугублён умственной отсталостью в глубокой стадии, и родители планируют передачу ребёнка для постоянного нахождения в замкнутом учреждении-интернате или детском доме, именно TEACCH значительно облегчает нахождение ребёнка в подобных госучреждениях, делает его послушным, управляемым и предсказуемым в поступках.

Развитие по TEACCH может быть крайне эффективным при психотерапевтической работе с семьёй. Имеется в виду постоянные занятия всей семьи с семейным психотерапевтом. В таком случае, при наличии работы семьи над изменениями семейной системы, в рамках TEACCH для ребёнка открываются практически безграничные возможности.

В России в государственных учреждениях используется именно эта система, так как она наилучшим способом подготавливает ребёнка для его помещения в социальные государственные учреждения. Эта методика мало учитывает социальные потребности ребёнка, более того, старается ограничить общение ребёнка в рамках особо созданной комфортной среды, делая его полную адаптацию к жизни в обществе затруднительной.

Прикреплённые файлы:

Диагностирование детей дошкольного возраста «Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста» Цель: изучить некоторые особенности словаря дошкольного возраста. Задачи: изучить знание бытового словаря по одной из тем программы детского.

Методика работы по формированию описательно — повествовательной формы речи по ФГОС ДО ДОКЛАД ДЛЯ РМО (для воспитателей логопедических групп) Тема: «Методика работы по формированию описательно – повествовательной формы речи».

какую среду необходимо создать для работы по программе teacch. detsad 1135482 1516189487. какую среду необходимо создать для работы по программе teacch фото. какую среду необходимо создать для работы по программе teacch-detsad 1135482 1516189487. картинка какую среду необходимо создать для работы по программе teacch. картинка detsad 1135482 1516189487. Анастасия Гришина Teacch методика работы с «особыми» детьмиЯ патриот своей страны. Методика работы по патриотическому воспитанию дошкольников За что я люблю город Ижевск Знакомство дошкольников с родной страной начинается с родного города. Я хочу, чтобы дети гордились своим городом,.

Методика игр с детьми по сенсорному развитию Методика игр с детьми по сенсорному развитию. Сенсорное воспитание является неотъемлемой частью полноценного развития личности ребенка.

Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности.

Методика работы с детьми при дизартрии Методика работы с детьми при дизартрии Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления,.

Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.

Танцевально-оздоровительная методика работы с детьми старшего дошкольного возраста «Танцетерапия» В одной древней притче человек обратился к мудрецу: «О премудрый, научи меня отличать истину от лжи, красоту от безобразия. Научи меня.

Источник

Какую среду необходимо создать для работы по программе teacch

какую среду необходимо создать для работы по программе teacch. ixaWuaSEhAtDvOYHZxV HvnTEPRK9dKelNhGmCzoZWCDB56DQVUwfOUaJ Wei65EJlco2IBr6LQECgt7. какую среду необходимо создать для работы по программе teacch фото. какую среду необходимо создать для работы по программе teacch-ixaWuaSEhAtDvOYHZxV HvnTEPRK9dKelNhGmCzoZWCDB56DQVUwfOUaJ Wei65EJlco2IBr6LQECgt7. картинка какую среду необходимо создать для работы по программе teacch. картинка ixaWuaSEhAtDvOYHZxV HvnTEPRK9dKelNhGmCzoZWCDB56DQVUwfOUaJ Wei65EJlco2IBr6LQECgt7. Анастасия Гришина Teacch методика работы с «особыми» детьми

ТЕАССН – это не метод или терапия, а комплексная программа содействия и помощи людям с аутизмом. Она была создана почти 30 лет назад на основе результатов исследовательских проектов Эрика Шоплера в сотрудничестве с университетом, объединением родителей и государственными учреждениями.
Данная программа является государственной в некоторых штатах Америки и европейский странах, например в Бельгии.
Цель: людям с аутизмом, несмотря на тяжесть их расстройства, необходимо создавать условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни. При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.

В ТЕАССН идет работа по 9-ти функциональным сферам и коррекции аномального поведения:
Крупная моторика
Мелкая моторика
Координация руки и глаза
Имитация
Восприятие
Познавательная деятельность
Речь
Самообслуживание
Социальные отношения
Для каждой сферы выпущены отдельные книги с рекомендациями, оценочными листами и возможными заданиями. На русском они не издавались.

На русский язык достаточно давно был переведен сборник упражнений по программе ТЕАССН. То есть это не сама программа – а примерные упражнения, которые можно использовать при работе по данной программе. Данные упражнения также могут быть интересны тем, кто занимается с детьми по АВА.
Шоплер Э., Ланзинд M., Ватерc Л. Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей. http://www.autism.ru/read.asp?id=127&vol=1

Далее в теме обсуждения практическая информация по организации структурированной среды для обучения аутичных детей.

Эта программа так же как АВА относится к поведенческой. Но по своей основе она больше подходит для внедрения в обучающих учреждениях.
Вот ее символ

Источник

TEACCH-Программа

какую среду необходимо создать для работы по программе teacch. 1. какую среду необходимо создать для работы по программе teacch фото. какую среду необходимо создать для работы по программе teacch-1. картинка какую среду необходимо создать для работы по программе teacch. картинка 1. Анастасия Гришина Teacch методика работы с «особыми» детьми

ТЕАССН (сокращенно от Treatment and Education for Autistic and related Communication handicapped Children — терапия и обучение аутистичных и имеющих коммуникационные нарушения детей) – комплексная программа, позволяющая обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями. Программа ТИЧ была впервые разработана в 1965 году Школой Медицины, Университет Северной Каролины, Чапел Хилл. На данный момент ТИЧ широко используется для помощи и сопровождения людей с аутизмом на протяжении всей жизни.

Цель — создать для людей с аутизмом условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни. При этом должны сочетаться два аспекта: максимально возможная интеграция в общество и наличие специального окружения, где может быть достигнута максимально высокая степень самостоятельности.

В основе программы лежит идея структурированного обучения, когда классная комната поделена на зоны, в каждой из которых ребенок учится отдельным навыкам и умениям. В ТЕАССН идет работа по 9-ти функциональным сферам коррекции аномального поведения.

Для того, чтобы все эти знания ребенок усваивал быстро и качественно, психолог использует метод визуальных подсказок или индивидуальных расписаний.

Для каждой сферы выпущены отдельные книги с рекомендациями, оценочными листами и возможными заданиями. На русском они не издавались.

На русский язык достаточно давно был переведен сборник упражнений по программе ТЕАСН (Эрик Шоплер, Маргарет Ланзинд, Лезли Ватерс Поддержка аутичных и отстающих в развитии детей (0-6 лет) Сборник упражнений для специалистов и родителей по программе TEACH). То есть это не сама программа – а примерные упражнения, которые можно использовать при работе по данной программе. Данные упражнения также могут быть интересны тем, кто занимается с детьми по АВА.

При построении программ и выборе заданий акцент делается на возможностях ребенка справиться с ними максимально самостоятельно. Для этого в самом задании заложены подсказки для ребенка. Кроме того, цели, которые психолог и родители ставят перед ребенком, максимально приближены к актуальному уровню развития ребенка.

Психолог уделяет много внимания развитию навыков коммуникации. Это может быть вербальная или невербальная (жестовая, знаковая, карточная) коммуникация. Основная задача – научить ребенка общаться социально приемлемым и понятным для других способом. Для отработки навыков коммуникации дети работают не только один на один с педагогом, но и включаются во взаимодействие с другими детьми во время групповых заданий.

В программу ребенка включены задания на развитие основных академических навыков в чтении, письме, математике, ориентации в окружающей среде, времени и т.д.

Очень важно, чтоб приобретенный навык ребенок мог применить вне кабинета психолога, в других условиях и с другими людьми. Для этого очень важно, чтобы родители активно включались в процесс обучения и придерживались одной стратегии с психологом. Для того, чтобы навык сформировался, необходимо, чтобы все то, что сформировано в кабинете, родители отрабатывали дома, в естественной среде.

В программу включены задания на развитие эмоциональной сферы, которые помогают ребенку лучше понимать себя, свои чувства, свою реакцию на те или иные ситуации. Кроме того, важная часть работы – это развитие понимания того, что мои чувства, желания, потребности могут не совпадать с чувствами других людей.

Основные принципы концепции ТЕАССН

Как определяется программа обучения?

Первым этапом работы является диагностика. Определяются стиль обучения ребенка, актуальные потребности развития, сильные стороны. На основе собранных данных и с учетом возраста ребенка определяется программа обучения. Важным процессом в работе является консультирование родителей по обучающим стратегиям с целью поддержания их дома.

Цель программы TEACCH — максимальное развитие самостоятельности и гибкости детей с аутизмом. Программа включает не только интеллектуальное развитие, но и обучение навыкам социального взаимодействия, саморегуляции, ориентации в быту. Вся программа построена на актуальных способностях ребенка, преследует планомерное развитие, основанное на ИНТЕРЕСАХ и СИЛЬНЫХ СТОРОНАХ ребенка. Психолог, работающий с ребенком, не использует подкрепление, а помогает ребенку получать удовольствие от самого процесса обучения.

Программа имеет четкую структуру, позволяющая получать видимый результат и постоянно увеличивать объём и сложность учебного материала. TEACCH включает не одну, а сразу несколько сфер, с которыми психолог и родители работают одновременно, помогая ребенку социализироваться и развиваться.

Ответственный за размещение материала — М.Ю. Спичак, методист

Источник

Суть ТЕАССН технологии.

Содержимое публикации

Ленинградский областной институт развития образования

Кафедра специальной педагогики

Суть ТЕАССН технологии.

реабилитации детей и подростков

Иногда кажется, что коррекционных методик масса. Но это не так. В реальности существует всего несколько методологических подходов, разработавших концептуальную основу, и любая авторская методика находится или в рамках этого концептуального подхода, или на стыке нескольких подходов.

В реальности, существует не так уж и много коррекционных методик, изначально ориентированных на детей с отклонениями в развитии. А именно – 4 основные методики, ярко отличающиеся по первичному подходу к рассмотрению «особого» ребёнка, а также по философии и педагогическим методам: ТЕАССН, АВА, Son-rise, предметотерапия (сенсорная интеграция и стимуляция).

Любой педагог (будь то музтерапевт, дефектолог или психолог) опирается в своей работе на какую-то из этих методик, сильно отличающихся по подходу и педагогическим приёмам.

Методика TEACCH (Teaching children with Autism to Mind-Read)

Методика TEACCH впереводе с английского: Лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных способностей.Азы этой методики поддержки аутичных и отстающих в развитии детей (TEACCH) были заложены в 70-е годы прошлого века доктором Eric Schopler.

Изначально методика представляла собой сборник упражнений и рекомендаций для специалистов и родителей детей с такими нарушениями развития. Эта методика активно развивалась в Университете Северной Каролины США и теперь используется в качестве государственной программы обучения аутичных детей в Бельгии, Дании и некоторых штатах США. Эта программа требует специальной подготовки учителей, сотрудничества коррекционного педагога с семьей и врачами, наблюдающими ребёнка.

Изначально данная методика была разработана для детей в возрасте от 4 до 13 лет с речевым развитием, соответствующим 5-летнему возрасту. В ней учтены особенности речевого развития, характерные данному возрастному этапу, и особенности развития памяти у 5-летних детей. При необходимости программу адаптируют для коррекционной работе с детьми младшего и более старшего возраста. В современном виде эта методика ориентирована на любых детей с общими нарушениями развития понимания других людей, в особенности для детей с аутизмом, умственной отсталостью и иными заболеваниями, приведшими к ЗПРР. На протяжении многих лет в рамке методики ТЕАССН были разработаны специальные методы исследования и специальные принципы составления индивидуальных программ развития детей.

Речь идет о трех основных принципах:

• Исследование, ориентированное на психологическое развитие, охватывает способности и недостатки ребенка в различных функциональных сферах развития.

• Это исследование создает основу для разработки стратегий развития ребенка, при помощи которых можно достичь как краткосрочных, так и долгосрочных целей в воспитании и лечении детей.

• Индивидуальные программы развития с тренировочными заданиями, специально приспособленные к каждому ребенку, являются в итоге основной линией работы с ним.

• Структурирование пространства обучения.

• Применение индивидуальных учебных программ с использованием

Цель методики: формирование и развитие у детей с нарушениями развития навыков и умений по следующим сферам:

· Координация глаз и рук

· Элементарная познавательная деятельность

Работа по методике TEACCH требует определённой организации пространственной среды. Если вы не имеете возможность перемещать мебель, убирать из поля зрения ребёнка лишние предметы, подбирать многообразные пособия и материалы для занятий, вам лучше отказаться от систематического применения этой методики.

Формирование понимания эмоций и причин их возникновения проходит в четыре этапа. Первый этап – подготовительный, ребенок должен научиться узнавать и называть основные эмоции (радость, грусть, страх, гнев) на фотографиях и пиктограммах. На следующем этапе детям предлагают схематично изображенные жизненные ситуации, которые вызывают у них различные эмоции. Ребенок должен усвоить, какую эмоцию должна вызывать та или иная ситуация. Третий этап – формирование понимания эмоций, обусловленных желанием, и последний – понимание эмоций, обусловленных мнением.

Упражнения подбираются таким образом, чтобы при формировании или развитии определенного навыка (к примеру, упражнение на сортировку служит развитию координации движений), также предъявляло требования к способностям ребенка из других сфер (относительно приведенного примера: к визуальному восприятию, пониманию речи и уровню познавательной деятельности).

1) переноса приобретенных умений в новое место (из школы в дом и наоборот);

2) низкая стоимость применяемого материала.

Методика ТЕАССН ориентирована на упорядоченность действий и определённый ритуализм. Так для ребёнка изначально создаётся комфортная среда. Комфортная среда создаётся за счёт: изымания из окружающей среды раздражающих и опасных предметов, создание ритуализма и строгой последовательности действий, создание упорядоченной окружающей среды.

То есть, эта методика исходит из концепции, что взрослые должны создать ребёнку особую среду для комфортабельного личного развития, изъяв из неё все раздражающие факторы. Весь день ребёнка, воспитывающегося по данной системе, подчинён строгому расписанию, которое благодаря карточкам-подсказкам усваивает ребёнок. Всем вещам присуждается определённое место. Положение вещей в комнате не меняется, причём педагог и родители стараются создать определённую логику. Скажем, расставляя книги по цветам или размеру, выстраивая в комнате зону для работы, зону отдыха, зону сна.

Коррекционные занятия включают длительный этап адаптации ребёнка и установления контакта с педагогом. Педагог целое занятие, а то и месяц занятий может просто находиться в комнате с ребёнком, пытаясь подключиться к деятельности ребёнка. Для педагога важно, привлечь внимание ребёнка, заинтересовать его, чтобы потом ребёнок САМ захотел контакта и предложил его. При этом педагог не пытается жёстко контролировать и прекращать стереотипии ребёнка, а, наоборот, использует их, подключается к ним, немного изменяя ракурс, чтобы ребёнок позволил внести изменения в его стереотипные действия и тем самым вступит в контакт с педагогом. Нажим или побуждение к действию недопустимы.

На первичный поиск контакта может уйти от 1 месяца до 2 лет. Для этого первично педагог использует максимально возможные игровые и сенсорные раздражители. Занятия могут проходить в песочнице, на качелях, внутри туннеля или тканевого домика. На занятии темп и вид деятельности, занятия и контакта задаёт всегда ребёнок, а взрослый только следует за ним, направляя и корректируя уже выбранное ребёнком действие. Если необходимо занятие за столом, то ребёнка постепенно приучают к знакам, дающим сигнал к началу занятия за столом. Каждое коррекционное занятие начинается только после того, как на столе в определённом порядке будут уложены вещи. Рекомендуется, чтобы у ребёнка был определённый стул и стол – только для занятий. Личная тарелка, личная тряпочка для вытирания пола или стола, личный веник и т.д.

При видимой схожести методик TEACCH и ABA имеется яркое различие: TEACCH старается создать комфортную среду для развития ребёнка, а АВА вводит ребёнка в уже имеющуюся среду. То есть, TEACCH меняет среду, а АВА – самого ребёнка. по TEACCH педагог следует за ребёнком, отдавая инициативу ему, а по АВА ребёнок является ведомым на значительном этапе от начала коррекции до того момента, когда его психо-эмоциональное развитие выравнивается до достаточно высокого уровня.

Если ребёнок на начало коррекции мал (возраст 2-3 года) и изначально имеет хороший базис развития (хотя бы сохранность речевых функций и частичное стремление к коммуникации), то обе методики приводят ребёнка к одинаковому результату. Хотя в таком случае TEACCH компенсирующие процессы происходят медленнее и может длительно сохраняться отставание в развитии, но эта методика менее травматична для ребёнка. Другое дело, когда мы сталкиваемся со значительными нарушениями в развитии или же поздним обращением на коррекцию.

Из-за стремления к созданию комфортной атмосферы, методика TEACCH значительно обедняет жизнь ребёнка. Так, скажем, если ребёнок боится зелёного цвета – в его доме не будет предметов зелёного цвета. Если ребёнок требует, чтобы мама ходила в определённых нарядах, имела определённую причёску и пользовалась только определённым видом духов – мама будет должна поддерживать неизменчивость этого мира, независимо от собственных потребностей и возможностей.

Если ребёнок использует какие-то предметы не по назначению, что опасно для него – эти предметы тоже будут изыматься. Например, многие дети с аутизмом поедают несъедобные предметы – пластилин, клеящий карандаш. По TEACCH для минимизации этих проблем из сферы занятий будет изъята лепка из пластилина и изготовление коллажей. Также развитие по TEACCH зачастую приводит к тому, что ребёнок не может адаптироваться к окружающему миру, чувствуя себя комфортно только в специально созданной среде. Если АВА специально постоянно ставит ребёнка в мини-стрессовую ситуацию и учит адаптироваться к стрессам, искать пути выхода из стресса, то TEACCH не готовит ребёнка к возникновению постоянно вариативных стрессов, проблем и не даёт действенный механизм анализа ситуации с целью преодоления проблем.

Отдельные проблемные ситуации по TAECCH прорабатываются с ребёнком, отрабатывается правильная реакция. Скажем, когда ребёнок хочет пить, он, в рамках своей квартиры, взять кувшин и налить в личную чашку воду. Но дома у бабушки или в поликлинике, в детском развивающем учреждении ребёнок утрачивает этот навык, так как нет знакомого кувшина или же кувшин иной формы, нет знакомого стола с привычным расположением на нём предметов и нет его личной чашки.

С другой стороны, если у ребёнка сложные сочетанные состояния, и аутизм усугублён умственной отсталостью в глубокой стадии, и родители планируют передачу ребёнка для постоянного нахождения в замкнутом учреждении-интернате или детском доме, именно TEACCH значительно облегчает нахождение ребёнка в подобных госучреждениях, делает его послушным, управляемым и предсказуемым в поступках.

В заключение необходимо подчеркнуть, что на долю родителей выпадает наиболее трудная роль по развитию и подготовке аутичного ребенка к жизни.

Успех социальной адаптации аутичного ребенка тесно связан с возможностью координации действий родителей, врача, психолога и педагога.

Не каждого аутичного ребенка можно вывести на уровень массовой или вспомогательной школы. Но и в случаях, когда он остается в пределах дома, труд специалистов работающих с ним и родителей будет вознагражден тем, что ребенок станет ровнее в поведении, более управляем; у него разовьется интерес к какой-либо деятельности, которая заменит бесцельное времяпрепровождение и сделает его поведение более целенаправленным, эмоционально насыщенным и контактным.

Таким образом, программа:

• позволяет добиться управляемости ребёнка в ограниченном пространстве;

• последовательна, имеет широкий спектр наработок;

• не требует стопроцентного включения в процесс коррекции родителей;

• идеально подходит для детей с наиболее тяжёлыми и множественными нарушениями развития;

• подходит для организации жизни семьи ребёнка с ограниченными умственными возможностями;

• только эта система подходит для привития бытовых навыков детям.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. «Использование поведенческой

Источник

Комплексная программа TEACCH (Treatment and Education of Autistic and related Communication Children

Аббревиатура ТЕАССН (с англ.: лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных спо­собностей):

A (Autistic) and related

В основе программы лежит идея структурированного обуче­ния. Желаемый результат достигается путем обучения ребенка с аутизмом различным социально-бытовым навыкам с помощью регулярной отработки их отдельных элементов (структуриро­вания). Затем освоенные элементы объединяются в «целые» навыки. Таким образом, благодаря ТЕАССН-терапии аутичный человек может самостоятельно предпринимать адекватные дей­ствия для достижения тех или иных целей, что значительно упрощает его повседневную жизнь и способствует максималь­ной социальной интеграции.

В программу ТЕАССН включены различные упражнения для развития у детей с аутизмом и другими психоэмоциональными особенностями полезных умений и навыков — общения, самообслуживания, академических знаний. Работа идет по девяти функциональным системам:

Перед началом занятий выполняется диагностика развития ребенка по программе РЕР. По результатам диагностики составляется индивидуальная программа развития.

Программа базируется на идее структурированного обучения в структурированном пространстве. Учебная комната поделена на зоны, в каждой из которых ребенок учится определенным навыкам и умениям. Выделяются специальные места для получения заданий, одиночных и групповых работ, взаимодействия педагога с учащимся один на один, игр. Рекомендуется также организовать отдельную «зону покоя» для случаев психоэмоциональных срывов или истерику кого-либо из учащихся.

Такая технология пространственной организации помогает детям понять:

— где находятся начало и конец каждой зоны;

— что происходит в конкретном секторе, для чего он предназначен;

— как можно легко попасть в тот или иной сектор.

В работе по методике ТЕАССН активно используется визуальное расписание, визуальная поддержка, четкая структура занятий. Визуальное расписание создает понятный контекст для любой ситуации, ненавязчиво подсказывая ребенку, что должно происходить в данный момент, а что после.

В ТЕАССН активно используются индивидуальные интересы для стимулирования обучения; поддерживается содержательная коммуникация, возникающая по собственной инициативе индивида. В коррекционный процесс активно вовлекаются родители. Специалист обучает родителей на родительских семинарах.

Родители с ребенком выполняют домашние задания, похожие на задачи, с которыми работает специалист в кабинете.

Возраст применения: дети дошкольного возраста (от 3 лет), школьники, подростки, молодые люди.

На какие навыки направлен результат. В исследованиях было показано значительное увеличение двигательных навыков, имитации, невербальных навыков коммуникации в группе детей, получавших ТЕАССН в течение 4 месяцев в дополнении к основной образовательной программе.

Исследования также показали улучшения познавательных, двигательных навыков и восприятия в группе детей от 3 до 18 лет, получавших ТЕАССН также в дополнении к другому вмешательству. Выявлено положительное влияние на снижение нежелательного поведения, улучшение социальных и коммуникативных навыков.

Метаанализ показал положительное влияние методики на социальные навыки, регресс нежелательного поведения. Влияние ТЕАССН на моторные, когнитивные, речевые навыки было незначительным.

Программа показала эффективность в улучшении функциональных навыков у молодых людей с РАС с интеллектуальными нарушениями легкой или средней степени тяжести.

Кто может использовать: специалисты, прошедшие обучение на специализированном обучающем курсе/семинаре. Возможно самостоятельное изучение метода (на русский язык был переведен сборник упражнений по программе TEACH).

Источник: Карякин Н.Н., Альбицкая Ж.В., Баландина О.В. «Описание психолого-педагогических методик с доказанной эффективностью, рекомендуемых для оказания помощи детям с РАС», Издательство Приволжского исследовательского медицинского университета, 2020 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *