какую скорость развивают самолеты стрижи
На курорты со сверхзвуковой скоростью: когда россияне смогут путешествовать на «Стриже»
В этом году российские авиаконструкторы представили концепцию пассажирского сверхзвукового самолета «Стриж». Это третий в истории подобный гражданский авиалайнер. Первым был «Конкорд», разработанный англичанами и французами. Вторым — советский Ту-144, коммерческие полеты которого завершились в конце 70-х годов.
Быстрее, еще быстрее!
Но в скором времени инновационные технологии позволят построить малошумный аппарат, имеющий более низкий расход топлива. С моделью такого самолета российский конструкторы познакомили публику на авиасалоне «МАКС-2021».
По их прогнозам, «Стриж» сможет развивать крейсерскую скорость 1800-1900 км/час, а подниматься на высоту более 15 тысяч метров. Самолет будет снабжен вместо обычного остекления электронной системой ориентирования. Вся информация о полете будет выводится на мониторы, установленные в кабине пилотов.
Предполагается, что первые экземпляры этого самолета будут предназначены только для полетов состоятельных людей. Заказчиками этой машины, имеющей шесть посадочных мест, могут стать богатые предприниматели и главы государств.
С конвейера на всеобщее обозрение
О подобных масштабных разработках обычно не сообщают на начальных этапах проектирования, но конструкторы «Стрижа» в этот раз пошли по другому пути.
Инженеры проекта рассказали, что изобрели способ предотвратить возникновение громкого хлопка при переходе на сверхзвук созданием особой формы фюзеляжа. На это разработчиков «Стрижа» вдохновило изучение строения тела пернатых. Чтобы снять избыточное напряжение и погасить звуковую волну, фюзеляж, как и туловище птиц, будет иметь переменную ширину. Кроме того, такой самолет станет относительно легким.
Пока не разработан подходящий двигатель для такой скоростной машины. Используемая ранее на Ту-144 силовая установка не соответствует требованиям по удельному расходу топлива и по возможностям перелетов на большие расстояния. Предполагается, что газогенератор нового двигателя будет сконструирован и опробован к 2024 году. А сама силовая установка сможет пойти в серийное производство только через несколько лет после тестирования ее основных узлов.
Когда взлетаем?
По прогнозам специалистов, поднимутся в небо первые сверхзвуковые гражданские авиалайнеры нового поколения к 2035 году. Но летать, например, из Москвы на курорты Краснодарского края этот самолет не будет: экономически целесообразными будут полеты на расстояние от 5000 до 9000 километров.
«Стрижи»: птицы высокого полета
Фото: Официальный сайт АГВП «Стрижи»
Их виртуозные выступления поражают как профессиональных пилотов, так и многочисленных зрителей авиасалонов и всех любителей авиации почти три десятилетия. Легендарная авиагруппа высшего пилотажа «Стрижи» отметила свое 28-летие.
«Стрижи» продолжают радовать мастерством своих поклонников, совершенствовать программу выступлений, показывая всему миру достижения отечественной техники и российских пилотов.
Рождение «пилотажного» полка
Официальным днем рождения авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи» считается 6 мая 1991 года. Но история легендарной авиагруппы начинается гораздо раньше, в 1950 году, когда был сформирован 234-й истребительный авиационный полк. Его главной задачей была подготовка и проведение традиционных воздушных парадов над Москвой, первый из которых состоялся уже в мае 1951 года.
С начала 1960-х годов лучшим летчикам «пилотажного» полка доверена новая миссия: теперь кроме участия в воздушных парадах, они стали регулярно эскортировать в воздухе самолеты глав иностранных государств, прибывающих в Москву, а также различные официальные делегации. К примеру, асы авиаполка сопровождали самолеты с первыми советскими космонавтами на борту.
И сегодня «Стрижи» входят в 234-й гвардейский Проскуровский истребительный авиационный полк. Базируется авиагруппа на аэродроме Кубинка в 60 км от Москвы. Кстати, летчики Кубинки первыми в СССР освоили высший пилотаж на реактивных истребителях: 1 мая 1946 года они впервые пролетели строем во время парада в Москве.
Кубинка признана школой номер один пилотажного мастерства в России. Попасть в известный «пилотажный» полк не так просто. Для этого нужно сдать в Кубинке экзамены по основным теоретическим дисциплинам и практический экзамен в небе.
МиГ-29: сверхманевренный «стриж»
В 1983 году 234-й гвардейский истребительный авиационный полк первым в советских ВВС приступил к освоению легкого фронтового истребителя четвертого поколения МиГ-29.
МиГ-29 по праву считается одним из лучших в своем классе. Он создавался для завоевания господства в воздухе в зоне боевых действий, для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей противника. «МиГ-29 – это «самолет-солдат». Как автомат Калашникова. Который надо зарядить, заправить. Он полетит и выполнит ту задачу, которая перед ним поставлена», – считает Михаил Беляев, шеф-пилот РСК «МиГ», герой Российской Федерации.
Самолеты «Стрижей» не отличаются от боевых машин ничем, кроме яркой «формы». Впервые «Стрижи» дебютировали в воздухе на самолетах с оригинальной окраской и новым названием 6 мая 1991 года. Именно эта дата считается официальным днем рождения авиагруппы.
Тогда самолеты МиГ-29 и МиГ-29УБ предстали перед зрителями в своем новом виде: белые фюзеляжи и ярко-синие кили, по бортам – синие молнии, на воздухозаборниках под наплывами появились эмблемы группы – черные стрижи на красном фоне. Эти юркие птицы и дали название группе. Кстати, черный стриж признан птичьим рекордсменом по горизонтальной скорости полета, она превышает 111 км/ч.
В 2003 году самолеты МиГ-29 прошли плановый ремонт и приобрели новую схему окраски. Машины получили красно-белую «форму», а стриж синим цветом изображен сверху и снизу на самолетах. Впервые в новом облике «МиГи» продемонстрировали публике 15 марта 2003 года во время празднования 65-летия полка. Этот день запомнился еще одним историческим событием – первым публичным выступлением с пилотажной группой «Русские Витязи».
Небесный бриллиант
Совместные полеты «Стрижи» и «Русские Витязи» проводили еще с конца 1990-х годов. Но именно первый пилотаж на публике состоялся в марте 2003 года, а 12 июня авиагруппы уже одним строем пролетели над Красной площадью в честь Дня России.
Буквально через год, на открытии нового Международного фестиваля пилотажных групп в Жуковском, «Стрижи» и «Русские Витязи» впервые показали свой знаменитый «кубинский бриллиант», который по сей день является визитной карточкой российского высшего пилотажа.
Этот уникальный строй в виде большого ромба образует группа из девяти самолетов разных типов – пяти «сушек» и четырех «мигов». Истребители синхронно выполняют различные фигуры высшего пилотажа: виражи, горки, боевые развороты, петли Нестерова и другие. При этом расстояние между самолетами не превышает полутора метров.
На протяжении 15 лет «Стрижи» и «Русские Витязи» представляют «кубинский бриллиант» на международных авиасалонах и летают вместе над Красной площадью в День Победы.
Красота и опасная сила
«Стрижи» во время своих выступлений демонстрируют большой комплекс фигур высшего пилотажа (петлю Нестерова, косую петлю, бочку и другие), группой самолетов, парой и в одиночку. Всего в арсенале «Стрижей» более 30 фигур высшего пилотажа. В групповых выступлениях меняется и строй самолетов: это такие пилотажные порядки как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло», «копьё». Выступление обычно заканчивается эффектным роспуском самолетов «тюльпаном».
Каждый из этих зрелищных виражей, которыми любуются миллионы зрителей, имеет свое применение в реальном бою. Во-первых, фигура высшего пилотажа часто изображает уход от противника. Как известно, цель любого истребителя во время воздушного боя – поразить противника, или избежать ответной атаки, увильнуть от ракеты. Даже эффектный «салют», который выстреливают самолеты, имеет свой практический смысл. Это отстрел ложных тепловых целей, который в реальном бою позволяет сбить с толку головки самонаведения вражеских ракет.
Практически все фигуры высшего пилотажа выполняются на больших перегрузках. При одиночном пилотаже она может составлять 9 единиц, то есть на пилота давит тяжесть в девять раз больше его собственного веса. Как говорят специалисты, уже при перегрузке в три единицы человеку трудно оторвать руку от колена. Конечно, специальные костюмы помогают справиться с перегрузками, но чтобы оставаться в строю нужно главное – быть настоящим героем и профессионалом своего дела.
Истребитель МиГ-29
Первоначальная окраска МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи» (с 1991 г.)
Современная схема окраски МиГ-29 пилотажной группы «Стрижи» (с 2003 г.)
Сверхзвуковой реактивный фронтовой истребитель МиГ-29 по праву считается одним из лучших в своём классе истребителей четвёртого поколения!
Он создавался для завоевания господства в воздухе в зоне боевых действий, для уничтожения воздушных, наземных и надводных целей противника.
Появление ранее засекреченного советского истребителя МиГ-29 на авиасалоне в Фарнборо (Farnborough) в 1988 году вызвало подлинную сенсацию. Огромное впечатление на зрителей произвело выполнение советскими лётчиками фигуры «колокол», которая до этого выполнялась только на спортивных самолётах.
МиГ-29 обладает такой высокой тяговооруженностью, что может выполнять горку с углом 90 град. с набором скорости!
К работам по проектированию лёгкого фронтового истребителя четвёртого поколения коллектив ОКБ им. А. И. Микояна приступил в 1970 г. В сотрудничестве с рядом научных организаций к середине 70-х была сформирована общая концепция машины. Данная концепция предусматривала создание высокоманевренного истребителя, обладающего мощным вооружением и совершенным прицельно-навигационным оборудованием, позволяющим эффективно вести как дальний ракетный, так и ближний маневренный воздушный бой.
Планер истребителя был спроектирован по так называемой интегральной компоновке с плавным сопряжением крыла и фюзеляжа. В состав силовой установки были включены два современных двухконтурных турбореактивных двигателя РД-33 с форсажными камерами. На самолёте нашли применение новейшие средства авиационного вооружения – управляемые ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27 и ракеты ближнего маневренного боя Р-73, а также скорострельная пушка ГШ-301 калибра 30 мм. В состав системы управления вооружением наряду с РЛС с большой дальностью действия впервые вошла оптико-электронная прицельная система и нашлемная система целеуказания.
Первый опытный образец МиГ-29 был поднят в первый полёт лётчиком-испытателем А. В. Федотовым 6 октября 1977 г.
После проведения широкомасштабной программы испытаний истребитель МиГ-29 в 1982 г. был запущен в серийное производство. В 1981 г. на базе одноместной машины был разработан двухместный учебно-боевой истребитель МиГ-29УБ («спарка»), серийно выпускаемый с 1985 г.
К настоящему времени выпущено около 1500 истребителей МиГ-29 и МиГ-29УБ. Более половины из них поступили на вооружение ВВС Советского Союза, а остальные экспортированы в более чем полтора десятка зарубежных государств. Сейчас самолёты МиГ-29 находятся на вооружении ВКС России, ряда стран бывшего СССР: Беларуси, Казахстана, Туркменистана, Украины. В дальнем зарубежье истребители данного типа эксплуатируются в военно-воздушных силах Бангладеш, Индии, Ирана, Йемена, КНДР, Малайзии, Сирии, Словакии, Перу, Польши, Эритреи. Некоторое количество было приобретено для испытательных целей в США.
Истребитель МиГ-29 «06» авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи». Воздушное видео и фото Олега Черникова (Strizhi.Ru)
«Расстояние между летящими на скорости 700 км/ч самолетами – метр…»
Первое после активной фазы пандемии COVID-19 массовое мероприятие пройдет завтра в Казани. Обещают, что авиационный праздник «Я выбираю небо!» будет не менее зрелищным, чем в предыдущие 7 лет. Центром мероприятия по традиции станет Чаша, но наблюдать действо можно с любой точки городского течения Казанки. Как узнал корреспондент «БИЗНЕС Online», мы впервые увидим пилотажную группу «Первый полет», выступающую на поршневых самолетах и умеющую в прямом смысле печатать в небе слова.
Завтра центр семьи «Казан» вновь станет центром праздника «Я выбираю небо». Официальное открытие — в 16:00, но летная программа начнется в 15:00 и продлится до 18:00 Фото: «БИЗНЕС Online»
НЕ ТЕРЯЯ БДИТЕЛЬНОСТИ
Завтра всех неравнодушных к авиации ждут возле центра семьи «Казан», который вновь станет центром праздника «Я выбираю небо». Он пройдет в столице РТ в 8-й раз, и, как заверил сегодня на пресс-конференции в «Татар-информе» заместитель министра промышленности и торговли РТ Тимур Саматов, коронавирусные сложности не повлияют на насыщенность программы, разве что отдельной детской площадки не будет. Зато, как заверила заместитель генерального директора выставочного центра «Казанская ярмарка» Любовь Ахманаева, увлекательную программу готовит Дом занимательной науки и техники.
Ограничивать массовость мероприятия не собираются. Тем не менее мер предосторожности никто не отменял: масочный режим и социальная дистанция обязательны — за этим будут следить волонтеры. На входе (а он бесплатный) вам измерят температуру, предложат маску и обработку рук.
ЧТО УВИДИМ
На этот раз праздник посвящен 100-летию ТАССР и 80-летию Казанского вертолетного завода (будет отмечаться в сентябре). Официальное открытие — в 16:00, но летная программа начнется в 15:00 и продлится до 18:00.
Сначала нас ждут выступления парашютистов. Затем — пролет гражданской авиатехники: «Ансат», Ми-8, Ан-2, МВЕН-2 «Фермер» и даже раритетный Як-12. Потом над Казанью пройдут самолеты дальней и стратегической авиации: Ту-160 и Ту-95 придут с авиабазы в Энгельсе, Ту-22М3 — из Шайковки.
Также увидим традиционное байк-шоу, а желающие смогут пройти всяческие мастер-классы, например по укладке парашюта Фото: «БИЗНЕС Online»
Далее — выступление пилотажных групп. И если знаменитых «Стрижей» Казань видела уже дважды (впервые — на 1000-летие столицы РТ, в крайний раз — в 2018-м), то пилотажников группы «Первый полет» мы встретим впервые. Это единственная в России профессиональная пилотажная группа, выступающая на поршневых самолетах: Як-52, Як-54, Як-18Т, Су-31МХ, Piper PA-23−250, Sportstar. За штурвалами — призеры чемпионатов России и мира по высшему пилотажу. Отметим, что одна из отличительных черт «Первого полета» — печать букв в небе. Завтра пилоты напишут над Казанью «100 лет ТАССР» и «Я выбираю небо!».
На земле нас ждет выставка предприятий авиационной направленности, самый большой шатер, как обещают, будет у КВЗ, там же выставят медицинский «Ансат». Также увидим традиционное байк-шоу, а желающие смогут пройти всяческие мастер-классы, например по укладке парашюта.
После летной программы и до 20:00 свое мастерство покажут концертные коллективы Казани.
ОПАСНОСТИ ДЛЯ ГОРОДА НЕТ
Но гвоздь программы, конечно, «Стрижи». Они продемонстрируют мастерство на 6 МиГ-29 (в Казани группа базируется на аэродроме «Борисоглебское»), в шатре группы можно будет приобрести фирменные сувениры, а благодаря очкам виртуальной реальности — оказаться в кабине крутящего фигуры высшего пилотажа самолета.
Сергей Осяйкин: «Не стану выделять сложные и простые фигуры: просто надо представлять, что интервал между самолетами, летящими на скорости 700 километров в час, — 1 метр. Это уже достаточно сложно» Фото: president.tatarstan.ru
Как заверил ведущий группы Сергей Осяйкин, «Стрижи» покажут все, на что способны, — такую же программу они откатывают, к примеру, на московском авиасалоне. Будет и групповой пилотаж, где летчики продемонстрируют все возможные построения, и одиночный, показывающий все возможности МиГ-29.
По словам Осяйкина, основная программа — для безоблачного неба: весь комплекс пилотажа с вертикальными фигурами. Резервный вариант — для погоды с облачностью: прямые фигуры заменяются на наклонные. Необходимые минимальные условия для группового пилотажа следующие: граница облачности — 600 м, видимость — 5 километров. Для одиночного — 400 м и 4 километра. По словам Саматова, погоду обещают хорошую. Так что у нас есть шанс увидеть «Стрижей» во всей красе.
«Не стану выделять сложные и простые фигуры: просто надо представлять, что интервал между самолетами, летящими на скорости 700 километров в час, — 1 метр, — заметил полковник. — Это уже достаточно сложно». Притом он заверил, что опасности для города никакой. Во-первых, летчики — профессионалы, много лет летающие в одном строю. Во-вторых, все станет происходить над рекой. «Пилотаж будет сжатым, компактным, — подвел итог Осяйкин. — Проблем не вижу».
Всё, что нужно знать о «Стрижах», прилетевших в Кузбасс
Кто такие «Стрижи»?
«Стрижи» – авиационная группа высшего пилотажа Военно-космических сил России. Входит в состав Центра показа авиационной техники Государственного центра подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний в городе Липецк.
Стрижи базируются в подмосковном аэродроме Кубинка. Команда высшего пилотажа выполняет групповой и одиночный пилотаж на многоцелевых высокоманевренных истребителях МиГ-29.
Денис Кузнецов, командир авиационной группы высшего пилотажа «Стрижи», гвардии подполковник:
За время свой лётной жизни, группа высшего пилотажа успела продемонстрировать свои пилотные навыки более чем в 28 зарубежных странах: в Малайзии, Бельгии, Таиланде, Венгрии, Нидерландах, Болгарии, США, Вьетнаме, Китае, Монголии, Германии, Казахстане, Чехии, ОАЭ и др.
Во время своих выступлений «Стрижи» демонстрируют широкую палитру различных фигур высшего пилотажа (петлю Нестерова, косую петлю, бочку и другие), групповым выступлением, парой и в одиночку. Всего в их арсенале более 30 фигур высшего пилотажа. В групповом пилотировании меняется и строй самолетов: это такие пилотажные порядки как «пирамида», «молот», «звезда», «стрела», «крест» и «крыло», «копье». Выступление обычно заканчивается эффектным роспуском самолетов «тюльпаном».
Что «Стрижи» покажут в Кузбассе?
Сергей Синькевич, правый внешний ведомый, майор гвардии:
«Все фигуры классического высшего пилотажа, которые известны сейчас, выполняет пилотажная группа «Стрижи». Если позволит погода, мы продемонстрируем полный комплекс фигур, которые возможно выполнить на наших самолётах, различные перестроения в составе шестерки, в разных строях, таких как: «пирамида», «стрела», «копье». А также «петлю Нестерова», «косую петлю», «боевые развороты», «виражи» в режиме максимальной работы двигателя и на форсаже.
Пилотировать в Кузбассе – почетно! Мы уже давно хотели сюда попасть, и так как случилось, что у вас праздник, несмотря на сложную обстановку в мире, в связи с пандемией, руководство области приняло решение всё-таки провести праздник и одобрили наш приезд. Мы хотим, чтобы гражданам Кемеровской области понравилось наше выступление».
В какую погоду летают «Стрижи»?
Как отметил Сергей Осяйкин, заместитель начальника 237-го ЦПАТ по летной подготовке, гвардии полковник, «Стрижи» смогут показать полную наработанную лётную программу, если в Кузбассе во время демонстрации будет солнечная погода.
8 и 9 июля команда высшего пилотажа будет готовиться к демонстрационному пилотированию в Кузбассе. 10 июля состоится сам праздничный облёт 8-ми городов Кузбасса.