какую сказку почитать для взрослых
Сказки, которые полезно прочитать взрослым
Взрослые всегда остаются детьми, даже если они прожили много лет и владеют опасной профессией. Такой «ребенок» сидит внутри взрослого и периодически выбирается наружу. К сожалению, многие взрослые просто не замечают его. «Маленький принц» Антуана де Сента-Экзюпери – это аллегорическая повесть-сказка, главным героем которой является сказочный персонаж, очень похожий на своего автора. Книга написана им на фронте, хотя она сама к войне не имеет никакого отношения.
Главный герой книги – Маленький.
Книга «Ходячий замок» Дианы Уинн Джонс – настоящая сказка, которая заставит поверить в чудеса! Здесь каждая страница пропитана магией, и кажется, что волшебство проникает и в повседневную жизнь. Книга была написана во второй половине 20 века, но до сих пор она покоряет сердца читателей. Великолепный красочный мир, созданный писательницей, был отражен в одноимённом анимационном фильме, который получил много хороших отзывов, так же как и книга.
В большом королевстве Ингария все фантазии воплощены.
Книга писателя-фантаста Нила Геймана «Коралина» широко известна. Она получила несколько премий. По роману был снят мультфильм, который заслужил много высоких оценок и хорошие отзывы критиков и зрителей.
Это история о маленькой девочке Коралине. У неё большие сияющие глаза и тёмные волосы. И, конечно же, как и все дети, она любит приключения. Даже переезд становится для неё удивительным событием. Теперь они с родителями живут в большом трёхэтажном доме. Их соседями являются две бывшие актрисы и.
«История с кладбищем» писателя Нила Геймана – это фантастический роман, который стал очень популярным и получил несколько литературных премий. Сам автор упоминает, что сюжет несколько похож на «Книгу Джунглей», только он решил сменить декорации. Вместо джунглей перед читателями предстаёт кладбище, что весьма занятно.
Семью маленького мальчика жестоко убивает маньяк Джек, ребёнку удаётся чудом спастись. Мальчик добирается до кладбища, где встречает его сверхъестественных обитателей. Поскольку он.
Истории, дающие веру в лучшее и заряжающие позитивом, всегда любимы читателями, ведь к ним можно обратиться в трудную минуту и получить немного радости. А многие из них заставляют пересмотреть свое отношение к жизни. Именно поэтому роман Элинор Портер «Поллианна» стал бестселлером. Его читает уже не одно поколение подростков, по нему были сняты хорошие фильмы, которые можно смотреть в кругу семьи.
Писательница умело рисует образы героев, которые словно оживают, а главный персонаж этой сказочной.
Роман известного писателя Нила Геймана «Океан в конце дороги» является своеобразной сказкой, которая в то же время предстаёт непростой загадкой, заставляя задуматься о том, насколько всё это может быть реально. В книге писатель поднимает вопрос о разном восприятии мира с его проблемами взрослыми и детьми, о фантазиях и реальности. Имени главного героя автор не называет, но если посмотреть внимательно, то можно увидеть, что он имеет определённое сходство с самим писателем.
Давным-давно одним августовским вечером на крыльце муми-тролли нашли хозяйственную сумку, в которой лежал новорожденный муми-тролльчик, довольно небрежно завернутый в газету. Такое не слишком романтическое начало книги с лихвой будет искуплено красочным описанием удивительных.
Полли забыла, все забыла… Пять долгих и удивительных лет дружбы с Томом, их переписку, истории, которые они сочиняли вместе и которые почему-то оказывались правдой, головокружительные приключения, встречи и разлуки, радости и обиды, угрозы его родных, настаивавших, чтобы они перестали встречаться… и то, как она сама согласилась забыть его. Но самое странное, об этом забыли все окружающие. Будто кто-то стер все, что было, вычеркнул из жизни Полли, подменил память скучной фальшивкой. Даже книга.
В этой доброй, увлекательной и поэтичной книжке рассказывается о том, как в жизнь самого обычного подростка, не слишком, как и положено мальчишке, послушного, обожающего гонять мяч с закадычными дружками, неожиданно входят два чуда: то ли птеродактиль, то ли ангел, обитающий среди ненужного хлама в старом сарае.
Поэтичные сказки-миниатюры С. Козлова про Ёжика, Медвежонка, Ослика учат маленького читателя доброте, умению жить ради других, противостоять злу.
Сказки для взрослых: 30 классных книг в жанре фэнтези
Когда мы становимся взрослыми, то, по какой-то непонятной причине мы прекращаем читать сказки. И даже, если до сих пор любим читать, то все больше серьезную литературу — крупные драмы, философию, бизнес-литературу. А место сказкам не оставляем. И очень зря.
Мир взрослой литературы также наполнен отличными книгами в стиле фэнтези — тем самыми сказками, только для взрослой аудитории. Кстати, есть множество детских книг-сказок, фанатами которых являются взрослые. Например — книги о Гарри Поттере или «Хроники Нарнии».
Сегодня мы решили рассказать вам о самых интересных книгах в жанре фэнтези, на которые стоит обратить внимание.
1. Рина Росснер, «Сестры Зимнего леса».
Издательство: Эксмо
Возрастные ограничения: 16+
В каждой семье свои секреты… Две сестры. Семья, хранящая самые мрачные секреты. Еврейская община в небольшом городке Дубоссары. И наблюдающий за всеми темный и мрачный зимний лес… Когда местные жители начинают пропадать, а в лесу обнаруживают мертвые тела, население городка винит евреев. А ведь есть еще приезжие торговцы, которые взимают самую подозрительную плату и вообще, похоже, не являются людьми. Так кто же на самом деле несет ответственность за происходящее? А тем временем две сестры – Лайя и Либа — стремительно меняются: неутолимый голод у одной и желание летать у другой заставляют совершать самые странные поступки. Завораживающе красивое и до боли страшное повествование о двух сестрах, которые вынуждены быстро взрослеть, чтобы спасти друг друга, семью и свой народ.
2. Ли Бардуго, «Тень и кость».
Издательство: АСТ
Возрастные ограничения: 16+
3. Розария Мунда, «Рожденный в огне».
Издательство: Эксмо
Возрастные ограничения: 18+
4. Виктория Шваб, «Эта свирепая песня».
Издательство: Эксмо
Возрастные ограничения: 16+
5. Сара Хеннинг, «Наследницы моря».
Издательство: Эксмо
Возрастные ограничения: 16+
Всем известно, чем пришлось пожертвовать юной русалочке ради любви. Однако никто не знает, что отдала морская ведьма за свою свободу и власть над подводным миром. Их было трое: Алия, прекрасная юная русалочка, которая отдала голос в обмен на любовь принца. Ее сестра, Руна, готовая во что бы то ни стало спасти Алию. И Эви, заключенная в морской тюрьме ведьма. Чтобы выжить каждой из них придется воспользоваться древней магией глубин. Однако море коварно, а цена может оказаться непомерно высокой.
6. Джоанна Мейер, «Эхо Севера».
Издательство: Эксмо
Возрастные ограничения: 16+
Ее зовут Эхо. Она девушка-изгой, чью красоту отнял безжалостный хищник. Но никакие невзгоды не способны ожесточить девушку. Ради спасения отца она готова пожертвовать свободой, став пленницей того самого белого волка, который когда-то на нее напал. Теперь Эхо живет в лесу, в зачарованном доме, став его хранительницей. Она собирает лунный и солнечный свет, кормит животных и следит за зеркальной библиотекой. Вот только проклятие этого необычного места сильнее, а тайна волка куда мрачнее, чем Эхо могла себе представить. Теперь девушке предстоит встретиться с древними силами, что управляют лесом, и воспользоваться самым сильным волшебством, которое доступно человеческому сердцу.
7. Ренсом Риггз, «Дом странных детей».
Издательство: Клуб семейного досуга
Возрастные ограничения: 16+
Шестнадцатилетний Джейкоб с детства привык к рассказам своего деда о его юности на далеком Уэльском острове, в приюте для странных детей: о чудовищах с тройными языками, о невидимом мальчике, о летающей девочке… Единственным побочным эффектом этих выдумок были ночные кошмары, мучившие подростка. Но однажды кошмар ворвался в его жизнь, убив деда наяву…
8. Филип Пулман, «Книга Пыли. Прекрасная дикарка».
Издательство: АСТ
Возрастные ограничения: 16+
Недалеко от Оксфорда, на берегу Темзы, живет простой одиннадцатилетний мальчишка по имени Малкольм Полстед. Он помогает родителям, которые содержат трактир, обитательницам женского монастыря на другом берегу реки, и очень хочет учиться в настоящей школе. Однажды Малкольм узнает, что в монастыре появился необычный гость. Это маленькая девочка. Ее зовут Лира Белаква…
9. Мариам Петросян, «Дом, в котором. ».
Издательство: livebook
Возрастные ограничения: 12+
На окраине города, среди стандартных новостроек, стоит Серый Дом, в котором живут Сфинкс, Слепой, Лорд, Табаки, Македонский, Черный и многие другие. Неизвестно, действительно ли Лорд происходит из благородного рода драконов, но вот Слепой — действительно незряч, а Сфинкс — мудр и загадочен. Табаки, конечно, не шакал, хотя и любит поживиться чужим добром. Для каждого в Доме есть своя кличка и каждый проживал в нем за один день столько, сколько в Наружности мы иногда не проживаем и за целую жизнь. Каждого Дом принимал или отвергал. Дом хранил уйму тайн, и банальные «скелеты в шкафах» — лишь самый понятный угол незримого мира, куда нет хода из Наружности, где перестают действовать привычные законы пространства-времени. Дом — это нечто гораздо большее, чем просто интернат для детей, от которых отказались родители. Дом — это их отдельная вселенная.
10. Александра Бракен, «Темные отражения».
@polilovebook
Издательство: АСТ
Возрастные ограничения: 16+
Неизвестная болезнь унесла жизни более 90% детей в стране. Выжившие обрели странные, пугающие способности. Всех их теперь содержат в концлагерях, лишив свободы, привычной жизни и индивидуальности. Руби провела в лагере шесть долгих лет, но в конце концов ей удалось бежать. Присоединившись к группе других беглецов, она ищет Ист-Ривер — место, где такие, как она, могут чувствовать себя в безопасности. Во время этого долгого путешествия Руби не раз придется решать — стоит ли свобода тех жертв, которые придется ради нее принести.
11. Сара Холланд, «Эверлесс. Узники времени и крови».
Издательство: АСТ
Возрастные ограничения: 16+
В королевстве Семпера время — это валюта. Кто владеет временем, тот имеет абсолютную власть. Семья Герлингов — влиятельные аристократы, по капле вытягивающие минуты, часы, а вместе с ними и жизнь, из крови простолюдинов. Герлингов боятся, их втайне ненавидят, но никто не смеет противостоять им. Никто, кроме нее… Джулс Эмбер выросла в Эверлессе — родовом поместье Герлингов, считая его своим домом. Но однажды, несправедливо обвиненные в ужасном проступке, Джулс и ее отец вынуждены были бежать, чтобы спасти свою жизнь. Когда отец девушки внезапно умирает, она точно знает: только ненавистный Эверлесс сможет пролить свет на тайну его смерти. Однако возвращение в прошлое может быть опасным, особенно если тебя ждет встреча с теми, кого ты больше никогда не рассчитывал увидеть. Семейные тайны, опасные интриги, прошлые страхи, старые обиды, забытые чувства и решения, от которых будет зависеть не только судьба девушки, но и само течение времени. Сможет ли она распорядиться им правильно?
12. Макс Фрай, «Лабиринт Мёнина».
Издательство: АСТ
Возрастные ограничения: 16+
13. Рик Риордан, «Перси Джексон и последнее пророчество».
Издательство: Эксмо
Возрастные ограничения: 12+
14. Кира Касс, «Элита».
Издательство: Азбука
Возрастные ограничения: 16+
Для 35 девушек — это шанс, выпадающий один раз в жизни. Шанс порвать с постылой жизнью, на которую они были обречены с рождения. Шанс завоевать сердце великолепного принца. Очутившись по воле случая в числе девушек, утвержденных для участия в Отборе, Америка и мечтать не могла, что в один прекрасный день окажется в одном шаге от победы. Но чем ближе конец состязания и чем сильнее обостряется обстановка за стенами королевского дворца, тем отчетливей Америка понимает, как много стоит на кону и как ожесточенно придется бороться за будущее, к которому она стремится…
15. Керстин Гир, «Зильбер. Первый дневник сновидений».
Издательство: Робинс
Возрастные ограничения: 12+
16. Евгений Гаглоев, «Пандемониум. 10. Герои забытых легенд».
Издательство: Росмэн
Возрастные ограничения: 16+
Какое счастье вновь оказаться в своем мире, среди друзей и родных! Тимофею удалось сбежать из школы Темных, Лиза вышла из комы и рада ему, ожившие древние Спящие обещают встать рядом с Первородными в будущей битве со Злом. Но не стоит забывать о том, что сих пор не нашли Ирину Звереву, восстала ото сна Великая Мать Змей, Анфиса и Олег Дубровский уже обдумывают свои мрачные планы, да и Корф не дремлет — он не простит Тимофею побега. А ведь есть еще Кадиша де Лафуэнте, которая ведет свою игру, и пусть боится всякий, кто перейдет ей дорогу. В эту трудную минуту на помощь юным Первородным придут старые друзья, которые, как казалось Тимофею, остались в совсем другой жизни.
17. Елена Булганова, «Вечники».
Издательство: Росмэн
Возрастные ограничения: 12+
Когда-то давно Лида Весна уцелела в страшной катастрофе и с тех пор жила самой обычной жизнью. Но, приехав в маленький городок под Санкт-Петербургом, девушка знакомится с теми, кто обладает то ли потрясающим даром, то ли чудовищным проклятием. а кроме того, узнает, что тоже владеет сверхспособностями. Теперь Лиде нужно понять главное — кому можно довериться, а от кого следует бежать сломя голову, если ей дорога ставшая такой необычной жизнь.
18. Сара Дж Маас, «Королевство крыльев и руин».
Издательство: Азбука
Возрастные ограничения: 18+
Тамлин, верховный правитель Двора весны, вступает в сговор с правителем Сонного королевства, собравшимся захватить и подчинить своей власти всю Притианию. Армии короля вот-вот вторгнутся в земли фэйри. Наделенная магическими способностями и обретшая бессмертие Фейра покидает Двор ночи, понимая, что в сложившейся ситуации ее бездействие смерти подобно. Но кому из верховных правителей, увязших в давних противоречиях, может она теперь доверять? Где ей искать союзников? Фейре остается одно: ради спасения Притиании плести паутину лжи, предавая собственную натуру. Впервые на русском языке продолжение романов Сары Дж. Маас «Королевство шипов и роз» и «Королевство гнева и тумана» из сериала о приключениях Фейры.
19. Наталья Щерба, «Лунастры. Прыжок над звездами».
Издательство: Росмэн
Возрастные ограничения: 12+
20. Татьяна Мастрюкова, «Болотница».
Издательство: Росмэн
Возрастные ограничения: 12+
С Викой никогда ничего не происходит и произойти не может – она в этом твердо уверена. Вот и теперь самое страшное, что ей грозит, – это летний месяц в глухой деревеньке, в старом доме на самом краю леса, вдали от друзей и интернета. Только деревня какая-то странная — не отмечена ни на одной карте. За высокими заборами прячутся тихие, будто вымершие, избы. Во дворе Викиного дома в зарослях малины скрывается темный, бездонный колодец, из которого веет необъяснимым ужасом. А в глубине густого зеленого леса затаилось болото, откуда по ночам в деревню приходит оно — или она? — и зовет, и манит за собой. Кому по силам вырваться из его объятий?
21. Сесилия Ахерн, «Клеймо».
Издательство: Иностранка
Возрастные ограничения: 16+
Селестина Норт идеальна во всем: образцовая дочь и сестра, любимица учителей и одноклассников, девушка неотразимого Арта Кревана. Но однажды Селестина попадает в непредвиденную ситуацию и, следуя велению сердца, нарушает закон. Кара неотвратима: либо тюрьма, либо Клеймо. То есть — навеки отверженная. Блистательная Сесилия Ахерн нарисовала мир, в котором идеал ценится превыше всего и малейшие отступления от него наказуемы. Что произойдет, когда юная девушка рискнет всем, что ей дорого, и решится противостоять системе? Дебютный роман в жанре «young adult» от автора международных бестселлеров — удивительно достоверная и эмоциональная история, герои которой покорят сердца читателей любого возраста. Права на экранизацию книги приобретены компанией Warner Bros.
22. Глен Кук, «Хроники Империи Ужаса. Нашествие Тьмы».
Издательство: Азбука
Возрастные ограничения: 16+
Тень бесконечной ночи. За громадными горами под названием Зубы Дракона, куда не достает холодное дыхание Ветра-Оборотня и пламя начала мира, над стенами замка Фангдред возвышается Башня Ветров. Обитатель этой одинокой цитадели, бессмертный чародей, развязывает войну за вековую любовь Непанты, сестры Королей Бурь. Дитя октября. Октябрь — пора, когда листья обретают цвет крови, а ветер пронизывает до костей; это время темных и странных свершений. У королевы рождается дитя Тьмы, и его крики слышны далеко за вершинами Зубов Дракона, на краю мира, где Непанта и Насмешник ждут войны, которой страшатся даже чародеи. Нашествие Тьмы. На краю империи война — не только ад. Насмешник потеряет в чертогах смерти старых друзей, но обретет новых сторонников среди залитых кровью и усеянных костями полей. Дитя войны завладеет мечом истины, и наконец раскроется роковая тайна Звездного Всадника.
23. Марина Ясинская, «Авионеры. Сердце летного камня».
Издательство: Росмэн
Возрастные ограничения: 12+
24. Елена Булганова, «Инсомния. Девочка, которая спит».
Издательство: Росмэн
Возрастные ограничения: 12+
25. Ннеди Окорафор, «Кто боится смерти».
Издательство: Livebook
Возрастные ограничения: 16+
«Кто боится смерти» — роман, выходящий за рамки жанровой литературы. Культурная самобытность и древние традиции, подлинная история и мифы, технологии и магия сплелись в мощной эпической истории, которая принесла Ннеди Окорафор более десяти номинаций на престижные литературные премии и восторженные отзывы критиков. Далекое будущее, Африка. В мире, раздираемом кровопролитной войной между племенами, рождается девочка с волосами и кожей цвета песка. Мать называет ее Оньесонву, что на древнем языке означает «Кто боится смерти». Обладающая особой силой и загадочной магической судьбой, Оньесонву отправляется в опасное путешествие, в котором ей предстоит столкнуться с природой, заблуждениями и жестокостью, настоящей любовью и, наконец, с собой.
26. Диана Гэблдон, «Стрекоза в янтаре».
Издательство: Эксмо
Возрастные ограничения: 16+
27. Кай Майер, «Время Библиомантов. Книга крови».
Издательство: Робиинс
Возрастные ограничения: 12+
Санктуарий разрушен, однако миру библиомантов угрожает новая опасность. В золотом сиянии между страницами мира угрожающе клубятся идеи, поглощающие одно убежище за другим. Не сразу Фурия осознаёт, что она одна в состоянии предотвратить катастрофу. Однако за спасение целого мира придётся заплатить высокую цену. Сможет ли она сделать это? Книга получила премию «Немецкая фантастика. Лучший немецкий роман 2017». Именно благодаря третьей части трилогия стала столь популярной.
28. Маргарет Оуэн, «Милосердные вороны. Спасти Феникса».
Издательство: Росмэн
Возрастные ограничения: 16+
29. Джоан К. Роулинг, «Сказки Барда Бидля».
Издательство: Махаон
Возрастные ограничения: 6+
Сказки барда Бидля — пять впечатляющих историй о приключениях, трусости, сердечной боли и, конечно, волшебстве. Для колдовского сообщества они являются тем же, чем сказки братьев Гримм для многочисленных маглов. Новое роскошное иллюстрированное издание сказок (в переводе с рунического Гермионы Грейнджер) снабдил пространными комментариями Альбус Дамбльдор. А лауреат премии Ханса Кристиана Андерсена художница Лизбет Цвергер добавила этим классическим историям глубины и выразительности, озарив их блеском красоты, деликатности и изобретательности. Сборник, содержащий предисловие и примечания от Дж. К. Роулинг, вызовет трепет и восхищение у колдунов и муглов в равной степени.
30. Джон Краули, «Маленький, большой».
Издательство: Азбука
Возрастные ограничения: 18+
Сказки для взрослых: 10 отличных книг
В защиту сказок высказывались и другие великие авторы. В 1909 году Честертон написал эссе «Драконова бабушка», которое начинается с представления читателю страшного чудовища: «Недавно я видел человека, который не верит в сказки». Чтобы не оказаться таким монстром с ампутированной фантазией, сказки нужно как минимум читать — вне зависимости от возраста. Вот лишь несколько хороших сказочных книг, написанных для взрослых.
Терри Пратчетт
«Ведьмы за границей» (1991)
Новоявленная фея и две её наставницы, матушка Ветровоск и нянюшка Ягг, прихватив бессменного кота Грибо, отправляются в «заграницу», чтобы разобраться с красавицей в зеркальных туфельках, герцогом-лягушкой, колдовством вуду и со сказками, которые в последнее время совсем распоясались…
Мудрец, остроумец и человек в чёрной шляпе сэр Терри Пратчетт назвал свою книгу «сказкой о сказках». В наш век постмодернизма половина авторов фэнтези обыгрывает сказки и мифологию на новый лад, только мало кто в этом преуспевает. Но Пратчетт не просто «обыгрывает» — он ткёт собственное полотно, создавая своё сказочно-мифологическое пространство с перевёрнутыми канонами и концепцией «паразитных вселенных». Вторичные миры писателя всегда имеют серьёзное философское обоснование, которое не каждый способен сразу разглядеть под нарочито простоватой маской юмористического фэнтези.
Впрочем, «Ведьмы» ценны не только глубинными течениями нарратива — это ещё и одна из самых весёлых книг Пратчетта, содержащая прекрасное высказывание, которое рано или поздно всякому пригодится в жизни: «В общем, у нас большой опыт отсутствия опыта».
Смотрите также
Плоский мир Пратчетта: путеводитель для туриста
Посетите страны, что несёт на себе исполинская черепаха А’Туин: Агатовая империя и Убервальд, Ланкр и Крулл, континент ХХХХ и, конечно же, Анк-Морпорк!
Нил Гейман
«Океан в конце дороги» (2013)
Безымянный рассказчик приезжает в город своего детства и вспоминает то, что позабыл и забудет снова. Он был одиноким «книжным» мальчиком. Потом у него появилась подруга Лэтти, которая жила на ферме с мамой и бабушкой, и все они родились до сотворения мира или около того. А потом возникла Урсула, и ему всё время было так страшно, что даже Лэтти не могла его успокоить. Потому что это на самом деле было очень страшно…
Нила Геймана иногда называют едва ли не детским автором. Те, кто так о нём говорит, или не знакомы с новеллой «24 часа» из серии комиксов о Песочном человеке, или просто считают, что «детское» — это там, где дети. Но если «Коралина» со своей кукольной страной или обаятельная «Звёздная пыль» действительно близки к детским сказкам, то «Океан в конце дороги» — возможно, самая взрослая и психологически глубокая книга писателя.
Для начала, она самая личная: в юном главном герое очень хорошо узнаётся сам Гейман. Повествование от первого лица здесь носит почти мемуарный характер:
Ребёнком я не был счастлив. Иногда был доволен. Я больше жил в книгах, чем где-то ещё.
Написанная простым, но необычайно поэтичным языком, книга, хотя и проникнута меланхолией, учит людей любого возраста сражаться со своими страхами и чужими демонами. Ребёнок слаб, но не беспомощен. Взрослый способен оставить детские ужасы позади. А если присмотреться внимательнее, можно увидеть океан в конце дороги.
Смотрите также
Современники: Нил Гейман
История одного из самых нестандартных авторов нестандартного фэнтези.
«Американские боги»: герои и мифология сериала
Рассказываем про странный мир Нила Геймана и про тех, кто его населяет.
Кэтрин М. Валенте
«Бессмертный» (2011)
В городе у моря — Санкт-Петербурге, Петрограде, Ленинграде и снова Санкт-Петербурге — сидит у окошка и глядит в сад девочка, девушка, молодая женщина. Марья смотрит на то, как птицы оборачиваются добрыми молодцами и забирают в жёны её старших сестер, пока мир вокруг меняется.
Революция, гражданская война, советская власть, а жениха для Марьи всё нет. Она успевает познакомиться с комитетом домовых и старухой Лихо, пока наконец не появляется он — товарищ Бессмертный, забирающий девушку с собой в Царство Жизни. А на Ленинград постепенно надвигаются война и блокада…
Можно сколько угодно ёрничать на тему медведей, водки и балалайки, но читать книгу американской писательницы, не поленившейся хорошо проштудировать славянский фольклор, чрезвычайно интересно. Образный язык Валенте напоминает удивительный слог «Книжного вора» Маркуса Зусака. В оригинале, к слову сказать, он не столь хорош: хочется поблагодарить переводчиков, которые смогли придать тексту характерные особенности абсурдистской и сюрреалистической русской прозы, — местами возникает ощущение, что читаешь Даниила Хармса или Андрея Платонова.
Смотрите также
Кэтрин М. Валенте «Бессмертный»
Тщательно продуманный и виртуозно написанный роман о самых интересных персонажах русских сказок.
Роберт Ирвин
«Арабский кошмар» (1983)
В 1456 году (а возможно, и нет) молодой англичанин Бэльян под видом паломника прибывает в Каир (а может быть, ему это снится). Выполняя свою шпионскую миссию, он проникает в караван-сарай и тут же подхватывает магическую болезнь «арабский кошмар». С этого момента ни одно из событий нельзя считать настоящим, а его свидетельство — достоверным.
Учёный-медиевист Роберт Ирвин занимается Востоком. И как занимается! В романе нас ждут демоны пыли, суккубы, говорящие обезьяны, карлики, джинны, Рука Фатимы, Звезда Соломона, настоящий автор «Тысячи и одной ночи»… События обрываются, переплетаются, накладываются друг на друга, сны оказываются явью, явь — снами (задолго до нолановского «Начала»). И всё это происходит в красочной, пёстрой, иногда удушливо-пряной атмосфере восточных сказаний, воссозданной с невероятной достоверностью и во всех подробностях.
«Кошмар» был бы ценен даже без захватывающей фантасмагории — как этнографическое исследование, собрание картин из жизни арабского средневековья. Но сновидческое путешествие будет небезопасным: в стране иллюзий и иллюзионизма, в царстве подкупа и обмана за любое развлечение — предупреждает автор — придётся платить.
Грегори Магвайр
«Ведьма. Жизнь и времена Западной Колдуньи из Страны Оз» (1995)
В одной не очень сказочной стране рождается девочка с зелёной кожей и острыми зубами, которыми она сразу же откусывает палец у повитухи. Мать подумывает, не утопить ли дочку; отец-священник в ужасе говорит: «Оно зелёное». Но это не зловещее «оно» (хотя и зловещее тоже), а «она» — будущая ведьма Эльфаба, которую назовут Колдуньей с Запада. И больше всего на свете она будет мечтать не о владычестве над страной Оз или победе над Дороти, а о том, чтобы обрести собственную душу.
Цикл «Ведьмины годы», начатый Магвайром с этого романа, стал одним из главных произведений ревизионистского фэнтези. Но суть не только в том, чтобы кого-то обелить или, напротив, выкрасить в чёрный. Магвайр, технически оставаясь в границах страны Оз, придуманной Фрэнком Баумом, насыщает этот мир множеством новых подробностей. Здесь появляется своя религия и рассуждения о её месте в обществе, политика, вечно острые вопросы толерантности и прочая социальная тематика.
Правда, Магвайр несколько увлекается «взрослостью»: без пары «срамных мест» вполне можно было обойтись. Кроме того, некоторые постмодернистские приёмы выглядят пародийно — как, например, упоминание «Молота ведьм» или смешение в одну кучу гномов и гормонов. Но при этом популярный мюзикл Wicked по мотивам «Ведьмы», более гладкий и без избыточных описаний набухших сосков, кажется в сравнении с книгой пресным.
Смотрите также
Всё было не так! Фантастический ревизионизм
От злой ведьмы Запада и Мелькора до Большого Серого Волка и Малефисенты: как злодеи оказались не такими уж и злодеями.
Йон Айвиде Линдквист
«Впусти меня» (2004)
И всё же это настоящая сказка о чудесном обретении друга, напоминающая книгу другого шведского автора о мальчике из Стокгольма: он тоже встретил удивительное существо, словно из другого мира, в которое никто не верил. Но «Впусти меня» — мрачная взрослая история, поэтому «Карлсон» прилетает, чтобы оторвать головы врагам «Малыша» и забрать его из одинокой жизни в счастливую вечность, наполненную любовью, кровью и убийствами. Хэппи-энд?
Анджела Картер
«Кровавая комната» (1979)
Семнадцатилетняя девственница выходит замуж за богатого бородача и едет в его замок, где есть запретная для посещений тайная комната. Любовь превращает мистера Лайона в человека. Кот в сапогах — новый Фигаро, которому нужно всюду успеть и подстроить убийство старика. Юная девица встречает в заснеженном лесу молодого охотника, у которого скоро загорятся красным огнём глаза. «Какие у тебя большие руки», скажет она. И он ответит: «Это чтобы крепче тебя обнять…»
Когда-то оборотнические сказки Анджелы Картер стали настоящим культурным событием и с тех пор поселились в библиотеке феминизма. Причина — внимательное отношение к женскому вопросу, от физиологии (её в сборнике много) до психологии. Старинная фабула здесь соблюдена: волки по-прежнему опасны, Кот по-прежнему плутует, любовь по-прежнему побеждает. Но писательница трактует сказочные события с деловитостью заправского натуралиста и патологоанатома, подробно описывая менструацию и каннибальские акты.
Получается очень постмодернистский текст, стоящий одной лапой в реализме, другой в романтической готике, третьей в пастише, — а четвёртая и хвост шарят где-то между эротикой и слэшером. Читатель тонет в тяжеловесном барочном стиле, где иногда вдруг мелькают ясные и выверенные образы, и всплыть не получится: текст яркий и плотный, он затянет на дно.
Смотрите также
Феминизм, фантастика и сильные героини
XXI век — время моды на сильных героинь. Вспоминаем, как женщины в фантастике пришли к этому равноправию, и рассуждаем, в чём эта мода хороша, а в чём нет.
Юлия Зонис и Екатерина Чернявская
«Хозяин зеркал» (2013)
В долине Семи колодцев пришло время мести, и мальчику Джейкобу нужно раздобыть порцию ненависти. Ненависть преспокойно продаётся в Городе, которым правит славный триумвират: Мор, Глад и Война. Когда-то они победили Снежную королеву, но та не исчезла, а лишь затаилась и ждёт новых хозяев зеркал. Джейкоб станет Кеем, новым Ледяным Герцогом. Герда, как положено, отправится его искать и спасать. Город будет готовиться к революции, а Кею предстоит сложить из зеркальных осколков одно слово…
Сказки о Снежной королеве и Трёх толстяках, взятые за основу книги, — это только каркас романа. Реальность «Хозяина зеркал» соткана из десятков, если не сотен аллюзий, отсылок, реминисценций, интертекстуальных шуток и подмигиваний реальному миру. Возможно, иногда их бывает слишком много, но в конечном итоге авторам удалось создать не пародию или ладную мешанину, а вполне самостоятельный оригинальный мир, которому не вредит и жанровое многообразие: технофэнтези, стимпанк, постапокалипсис и даже любовный роман.
«Хозяин зеркал» недаром получил несколько премий: среди многочисленных постмодернистских сказок нашей фантастики он занимает особое место. Это стильная, красивая, холодноватая история, выруливающая под конец в абстрактную философию, которая поднимает книгу над развлекательным жанром и намекает на какое-то важное слово. Прелесть (или досада) в том, что каждому читателю придётся самому сложить его из осколков.
Дино Буццати
«Загадка старого леса» (1935)
Творчество итальянского писателя Дино Буццати сравнивают с работами Кафки, Сартра и Камю. Но непонятно, зачем нужны эти сравнения: Буццати — самобытный автор, чей строгий и отточенный стиль выработался за долгие годы репортёрской работы. Ни на что не похож и его магический реализм, в котором стёрты любые зазоры между магией и обыденностью. Духи Старого Леса появляются в Нижнем Доле в людском обличье, полковник светски беседует с подстреленной им сорокой, а разумная хижина спасает мальчика от ярости ветра.
Язык книги — высокая простота чистой речи, воздействующая на читателя сильнее многословных описаний. Это печальная, трогательная и нежная история взросления, леса и мира, в котором люди разучились понимать язык деревьев и птиц, рек и ветра.
Аркадий и Борис Стругацкие
«Понедельник начинается в субботу» (1965)
Простой советский программист Саша Привалов проводит отпуск близ Соловца, где встречает двух автостопщиков. Ребята предлагают ему работу в местном институте, где нужен программист. «Всем нужен программист», — лениво возражает Саша, но соглашается переночевать в музее института.
Поначалу и музей, и сторожащую его бабку Горыныч, и даже говорящую щуку с котом он воспринимает как положено нормальному советскому материалисту: как нечто среднее между временным расстройством рассудка и желудка. Но очень скоро концентрация диковинных событий вокруг дивана, на котором Саша улёгся спать, начинает превышать допустимую норму. А когда с диваном и снящейся на нём странной действительностью наконец разберутся, Саша согласится поступить на работу в Научно-исследовательский институт чародейства и волшебства…
Без этой книги наш список никак не мог обойтись. «Сказка для научных работников младшего возраста» давно разлетелась на цитаты. Пожалуй, нет любителя фантастики, который не знает, из какого произведения эти слова:
«Я простой бывший Великий Инквизитор…»
«А заметили ли вы, дорогие сэры, какие стоят погоды?»
Все знают и новогодний музыкальный фильм «Чародеи» — правда, кроме антуража и имён отдельных персонажей, от «Понедельника» там ничего не осталось. Существует спектакль ЛенТВ, поставленный в 1965 году, где Привалова играет брутальный красавец, а великий пассаж о людях, которые не любят воскресений, звучит с пафосом комсомольской агитки. Новую экранизацию, обещанную пять лет назад, мы по-прежнему ждём.
Но на самом деле это неважно. Может быть, никакая экранизация и не нужна, а каждый собственным голосом должен зачитывать для себя строчки, искрящиеся юмором, греющие человечностью и описывающие не такой уж сказочный мир, в котором хотели бы жить братья Стругацкие и не только они. В таком вот аксепте!
Смотрите также
Аркадий и Борис Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»
Одна из заоблачных вершин в истории русской фантастики.