какую систему налогообложения выбрать для продуктового магазина
Ограничения по применению УСН в рознице
Розничная торговля как вид деятельности сама по себе не является препятствием к применению УСН. Для занятых ею организаций действуют общие ограничения на упрощенку, предусмотренные ст. 346.12 НК РФ.
Напомним основные из них, актуальные для розничных продавцов.
Какой объект выгоднее
Для упрощенки предусмотрены 2 объекта налогообложения (п. 1 ст. 346.14 НК РФ):
Решить, какой из них применять, налогоплательщик может самостоятельно (п. 2 ст. 346.14 НК РФ).
В торговле, в том числе розничной, существенную часть затрат составляет покупная стоимость товаров. А значит, можно предположить, что второй объект (доходы минус расходы) для розницы будет выгоднее.
Можно ли обойтись без ККТ
Применение УСН не избавляет розничного продавца от использования ККТ. Полный перечень случаев, когда разрешается вести наличные расчеты без контрольно-кассовой техники, установлен ст. 2 закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Можно ли организации, применяющей УСН, использовать бланки строгой отчетности вместо кассового аппарата? Ответ на этот вопрос дала советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Просекова И. В. Получите пробный доступ к К+ и узнаете мнение чиновника.
Внимание: торговый сбор!
С 1 июля 2015 года для лиц, занятых торговлей, НК РФ установлен торговый сбор (глава 33 НК РФ).
Пока из регионов РФ он введен только в Москве (закон г. Москвы «О торговом сборе» от 17.12.2014 № 62). УСН от уплаты сбора не освобождает. А значит, по розничной торговле на территории Москвы платить его придется. Необходимо также встать на соответствующий учет.
При наличии постановки на учет в качестве плательщика сбора на его сумму, уплаченную в течение отчетного периода, можно уменьшить упрощенный налог, начисленный за этот же период (п. 8 ст. 346.21 НК РФ).
Алгоритм, по которому торговый сбор уменьшает налог по УСН, подробно описан экспертами К+. Получите бесплатный доступ и переходите в Готовое решение.
ИТОГИ
УСН при розничной торговле можно применять любому бизнесу, годовой доход которого не превышает 200 млн. руб. При УСН обязательно используется онлайн-касса. Кроме того бизнесы в Москве обязательно уплачивают торговый собр. Налог УСН можно уменьшить на величину этого сбора.
Как открыть магазин продуктов
Даем пошаговую инструкцию, как выбрать налоговый режим, подготовить помещение и собрать документы для открытия продуктового магазина
Михаил Кратов
Чтобы открыть продуктовый магазин с нуля, нужно собрать много документов и соблюсти санитарные требования. Подготовили пошаговую инструкцию, как действовать и на что обратить внимание.
Шаг 1. Выбрать вид магазина
Продуктовые магазины могут решать разные задачи покупателей: в один магазин люди зайдут за хлебом по пути с работы, в другом будут выбирать сорта сыра и элитное вино.
Обычно выделяют такие виды магазинов:
Магазин у дома. Магазины в жилых кварталах, на первых этажах домов, площадью 15—20 м². Такие магазины могли быть переоборудованы из жилых квартир. Обычно в них работает один продавец-кассир. Ассортимент — товары первой необходимости, хлеб, сахар, молоко.
Мини-маркет. Это тоже магазин с небольшой площадью и ассортиментом. Отличие от магазина у дома в том, что в мини-маркетах самообслуживание. Покупатели сами выбирают товар на полках, а потом идут с ним на кассу.
Гастроном. Продуктовый магазин с разными отделами: хлебным, молочным, мясным. Товары продают прилавка, и покупатель расплачивается в каждом отделе, а не за все сразу.
Супермаркет. Магазин самообслуживания с широким ассортиментом товаров. Кроме продуктов, в супермаркетах продается бытовая химия, хозтовары.
Специализированный магазин. В нем продается узкая категория товаров, к примеру фермерские продукты, вегетарианские продукты, сладости или элитные сыры.
Шаг 2. Выбрать форму организации бизнеса
Магазин продуктов могут открыть ИП и компании — какую именно форму бизнеса выбрать, зависит от ассортимента: ИП нельзя продавать алкоголь, кроме пива, а ООО — можно.
Самозанятым обычный продуктовый магазин не подойдет, потому что они могут продавать только те товары, которые произвели сами.
Чем отличаются ООО и ИП:
ИП | ООО |
---|---|
Человек регистрирует себя как ИП | Открывает один человек или несколько соучредителей |
Стартовый капитал для регистрации ИП не нужен | При открытии нужен уставный капитал 10 000 ₽ |
По сравнению с ООО меньше отчетности. |
Например, на УСН — декларация один раз в год, а на патенте отчитываться вообще не нужно, только вести книгу учета доходов
Например, если ИП неправильно оформил трудовой договор, он может получить штраф от 5000 до 10 000 ₽. Для компании за то же нарушение штраф будет от 50 000 до 100 000 ₽
При регистрации ИП или ООО нужно выбрать коды ОКВЭД — указать основной и дополнительные виды деятельности. После регистрации бизнеса обязательно работать в соответствии с тем, какой код указали.
Для розничной торговли продуктами подходят коды группы 47.1. Полный перечень можно посмотреть в классификаторе. Обычно основной вид деятельности для продуктового магазина — 47.11, розничная торговля преимущественно пищевыми продуктами.
Для торговли отдельными категориями продуктов, например хлебобулочными изделиями, фруктами, мясом, есть отдельные коды ОКВЭД. Так, для мясной лавки нужно выбрать код 47.22.22, розничная торговля мясом и мясными продуктами в специализированных магазинах.
Шаг 3. Выбрать систему налогообложения
Для продуктового магазина подходят общая система налогообложения и упрощенная. ИП также могут работать на патенте.
На общей системе больше отчетности и налогов, но нет ограничений по доходу и числу сотрудников. Этот режим подходит для больших сетей и гипермаркетов, у которых доход превышает 200 млн в год или работают более 130 сотрудников. Для небольшого магазина будет выгоднее выбрать УСН или патент.
Сумма налога на упрощенке зависит от дохода, а на патенте платят фиксированную сумму — считается, что это сумма от потенциального дохода. Патент может быть более выгодным, если реальный доход будет выше потенциального, но есть риски.
Магазин торгует мясной продукцией. Если лето выдалось жарким, люди меньше готовили и меньше покупали мяса, может оказаться, что работать на упрощенке и платить налог с фактического дохода было бы выгоднее.
Чтобы платить налоги по льготной ставке УСН или использовать патент, в 2021 году нужно не превышать эти лимиты:
УСН | Патент | |
---|---|---|
Доход | До 200 млн рублей в год | До 60 млн рублей в год |
Сотрудники в штате | До 130 человек | До 15 человек |
Площадь магазина | Без ограничений | До 150 м² |
Стоимость патента для продуктового магазина можно посмотреть в калькуляторе на сайте налоговой службы. Нужно выбрать свой регион, вид деятельности — для магазина это будет «Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети», площадь и количество магазинов.
Если планируете продавать в магазине выпечку своего производства или кофе с собой, патент для розничной торговли не подойдет.
Есть два способа совмещать эти виды деятельности:
1. Купить патенты для мини-пекарни или продажи кофе помимо патента для розничной торговли.
Для производства хлеба и булочек нужен патент «Производство хлебобулочных и мучных кондитерских изделий», для продажи кофе с собой — «Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей».
2. Совмещать системы налогообложения. Для розничной торговли купить патент, а по доходам от производства булочек и кофе отчитываться и платить налог по УСН.
Шаг 4. Соблюсти требования к помещению для магазина
Магазин продуктов можно открыть только в нежилом помещении — такой статус должен быть указан в документах. Не получится, к примеру, устроить из своего загородного дома продуктовый магазин. Сначала дом нужно будет перевести в нежилой фонд.
Перечислим основные требования к помещениям магазина, полный список есть в санитарных правилах.
В магазин нужно провести холодную и горячую вода, подключить канализацию, отопление и вентиляцию. Полы и стены должны быть устойчивыми к влажной уборке и обработке дезинфицирующими средствами.
Продуктовый магазин должен быть разделен на торговую, складскую и бытовую зоны.
Торговая зона. То, что видят покупатели: прилавки с товарами, касса.
Складская зона. Здесь принимают и хранят товары и пустую тару от того, что уже продали. Еще в складской зоне может быть место, где товар расфасовывают, к примеру взвешивают конфеты по отдельным пакетам. Складская зона не должна быть проходной.
Продукты можно подвозить на склад магазина только с торцов жилых зданий и со стороны автодорог. Запрещено это делать со стороны дворов, если там есть жилые подъезды.
Если в магазине продаются не только продукты, но и, к примеру, бытовая химия, для них должны быть выделены отдельные складские помещения. Если это невозможно, разрешается хранить их в одном помещении, но так, чтобы товары не соприкасались.
Если в доме, где расположен магазин, есть жилые квартиры или другие организации, витрины в торговой зоне и складская зона не должны находиться под туалетами и ванными.
Бытовая зона. Сюда относятся санузел, подсобка, где хранится инвентарь для уборки, гардероб или комната отдыха для персонала.
Шаг 5. Собрать документы для открытия магазина продуктов
Для открытия продуктового магазина нужно собрать целый перечень документов и разрешений. Эти документы можно получить только после регистрации ИП или ООО — для их оформления понадобится ЕГРН и номер ИНН.
Документ | Где получить |
---|---|
Свидетельство на право собственности на помещение магазина, выписка из ЕГРН или договор аренды помещения | Свидетельство — на руках у собственника. С 2016 года свидетельства не выдают, только выписки. Выписка — в МФЦ или на сайте Росреестра. |
Договор — составить с арендодателем
Если арендодатель его уже заключил, дополнительно заключать не нужно
Формы заявления могут отличаться в разных регионах.
Срок внесения — до 30 дней с момента подачи заявления
Открываться можно после того, как магазин внесли в торговый реестр.
Перед фактическим открытием магазина нужно уведомить Роспотребнадзор о начале деятельности — так вы сообщаете, что магазин соответствует всем требованиям.
Чтобы закупать продукты у поставщиков, платить за аренду, вывоз мусора, выдавать зарплату, понадобится открыть в банке расчетный счет. А чтобы принимать платежи — зарегистрировать онлайн-кассу. Для оплаты картами нужно подключить торговый эквайринг.
Шаг 6. Собрать документы для продажи алкоголя
Для того чтобы продавать в магазине алкоголь, нужно получить лицензию и соблюдать ряд требований.
Требования к магазину для торговли алкоголем:
Лицензии на торговлю алкоголем выдает Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка, сокращенно — Росалкогольрегулирование.
За лицензию нужно заплатить госпошлину. В 2021 году это 65 000 ₽ за каждый год действия лицензии. В зависимости от региона пошлину можно уплатить по реквизитам в банке, в МФЦ или через сайт госуслуг.
Какие документы понадобятся, чтобы получить лицензию:
Все документы подают в местный орган, который регулирует оборот алкоголя. На портале госуслуг можно узнать точное название ведомства в регионе, посмотреть адрес и контакты для связи.
Срок рассмотрения — 1—2 месяца.
Если заявление одобрили, нужно подключиться к ЕГАИС — это единая база данных обо всей алкогольной продукции на территории страны.
Шаг 7. Подготовить оборудование
В магазине должно быть оборудование, которое соответствует требованиям по хранению товара и торговле.
Торговое оборудование. Стеллажи и прилавки, холодильные установки и морозильные камеры, освещение для витрин. Требования по оборудованию и его размещению указаны в СанПиНах.
Кассовое оборудование. Онлайн-касса — это касса с фискальным накопителем, который сохраняет и передает данные о покупках в налоговую. Без нее работать нельзя.
Рекомендуем сразу установить терминал для приема оплаты картой и подключиться к Системе быстрых платежей, чтобы принимать оплату за покупки безналично.
Весы. Их можно сразу подключить к кассе, чтобы стоимость товара считалась автоматически.
Оборудование для торговли маркированными товарами. Маркированная продукция — товары, которые получают специальные штрихкоды, чтобы можно было прослеживать их перемещение при перепродажах. В России маркировка некоторых категорий товаров обязательна: из продуктовых товаров в 2021 году это молочные продукты и с декабря — упакованная вода.
Новости и требования по маркировке публикуются на сайте национальной системы маркировки «Честный знак».
Чтобы торговать маркированными товарами, нужны сканеры штрихкодов на каждое рабочее место продавца и сканер на место приемки товара — сканеры будут фиксировать, что товар был в вашем магазине.
Дополнительное оборудование для торгового зала. Видеокамеры, зеркала для наблюдения, кондиционеры устанавливают по желанию, специальных требований нет.
Шаг 8. Подготовить документы персонала
Перед устройством на работу весь персонал продуктового магазина проходит медосмотр, гигиеническую аттестацию, и получает медкнижки.
Медосмотр. Работнику нужно пройти дерматовенеролога, оториноларинголога, инфекциониста, стоматолога, сдать мазок на патогенные стафилококки, сдать анализы на гельминтозы и анализ крови на сифилис, сделать флюорографию и исследование на наличие кишечных инфекций и брюшного тифа. Штампы о прохождении врачей и результаты анализов заносят в медкнижку.
Медкнижка. Можно получить в местном центре эпидемиологии и гигиены или в частной клинике, это платно. Обычно получают медкнижку и проходят медосмотр в одной и той же клинике. Срок действия медкнижки отличается для разных профессий. Для сотрудников, которые работают с продуктами питания, она действует год. Потом нужно опять отправить персонал на медосмотр. За медосмотр и оформление медкнижки платит собственник бизнеса.
Гигиеническая аттестация. Это похоже на экзамен, на котором продавец показывает, что знает, как работать с продуктами питания, чтобы это было безопасно. Например, знает, какие продукты относятся к особо скоропортящимся. Аттестацию проводят специалисты из центра гигиены и эпидемиологии и ставят в медкнижку голографический штамп. Проходить аттестацию нужно каждые два года.
Шаг 9. Подготовить документы, которые должны находиться в магазине
В магазине обязательно должен быть план эвакуации и уголок потребителя. Специальных требований, как оформить уголок потребителя, нет. Главное — чтобы покупатель имел доступ к документам о магазине и продукции.
План эвакуации. Составляется по ГОСТу. Примеры оформления можно взять в местном пожарном отделении. Согласовать план должен начальник районной пожарной части. Если в магазине делают перепланировку, план эвакуации тоже нужно переделать и согласовать снова.
Вывеска. По закону у магазина обязательно должна быть информационная текстовая вывеска у входа или внутри: название, режим работы, контактные данные, данные о предпринимателе или компании.
Свидетельство о регистрации. Лист записи ЕГРЮЛ для ООО или лист записи ЕГРИП для ИП.
Текст закона о защите прав потребителей. Официальные издания продаются в книжных магазинах.
Медкнижки персонала. Медкнижки называются личными, но хранятся у администрации магазина или индивидуального предпринимателя. Персонал получает медкнижку на руки под расписку, когда нужно пройти медосмотр или гигиеническую аттестацию.
Правила продажи продовольственных товаров. Можно распечатать этот документ и разместить в уголке потребителя.
Правила продажи алкоголя. Требования к продаже алкоголя устанавливаются отдельным документом.
Санитарно-эпидемиологические требования. Они указаны в постановлении Главного санитарного врача РФ.
Лицензия. Номер лицензии, срок ее действия, информация об органе, выдавшем лицензию.
Список адресов и телефонов. Номера экстренных служб, адреса и телефоны местных отделений Роспотребнадзора, санэпидемслужбы, пожарной безопасности, антимонопольной службы. Строгого перечня в законе нет.
Книга жалоб и предложений. С 2021 года книга жалоб в розничной торговле не обязательна, но некоторые магазины еще ее используют по собственному желанию.
График уборки. В 2021 году уборку нужно делать каждые два часа и вносить об этом отметку в график.
Во время эпидемии коронавирусной инфекции продуктовые магазины должны соблюдать дополнительные требования:
К покупателям тоже есть требования, о которых нужно предупредить: сделать плакаты о том, что нужно быть в масках и соблюдать социальную дистанцию. Магазин имеет право не обслуживать покупателей без масок, об этом тоже нужно предупредить.
Сравнение налогов ИП и ООО в 2021 году: памятка для начинающего предпринимателя
Иногда начать свой бизнес легче, чем официально оформить предпринимательскую деятельность: выбрать организационно-правовую форму предприятия, систему налогообложения, разобраться с ведением бухгалтерии и т. д. Чтобы принять правильное решение, иногда приходится проводить настоящее исследование. В этой статье мы постарались облегчить задачу начинающему предпринимателю и сравнить условия работы и налогообложение для ИП и ООО.
Системы налогообложения в 2021 году
Размер взносов в бюджет зависит от того, какой налоговый режим выбрала компания или ИП. Напомним варианты:
Ставки налогообложения на выбранном режиме будут одинаковыми для всех субъектов предпринимательства. Исключение — ОСНО, где ИП выплачивают налог на доходы в размере 13%, а ООО — 20%.
Страховые взносы организаций и ИП
Вторая обязательная статья расходов предприятия — страховые взносы. Все работодатели обязаны перечислять их ежемесячно с выплат заработной платы своим сотрудникам, работающим по трудовым договорам. В 2021 году для малого бизнеса действуют такие тарифы:
ИП и компании, которые не были внесены в реестр субъектов малого и среднего бизнеса должны платить взносы по стандартной ставке — без учета величины МРОТ. Если наемные работники оформлены по гражданско-правовым договорам, то работодатель обязан делать отчисления только на пенсионное и медицинское страхование.
ИП, работающий без наемного персонала, в любом случае обязан выплачивать страховые взносы за себя в фиксированном размере — 40 874 рубля за год, независимо от того, велась ли деятельность ИП за прошедший период и какой доход получен. У ООО здесь преимущество — если организация в прошедшем налоговом периоде не работала и не выплачивала заработную плату сотрудникам, то и делать отчисления в бюджет не нужно.
Налоги, которые оплачиваются на любом налоговом режиме
Кроме налогов, которые оплачиваются в рамках выбранной системы, предприятие в зависимости от особенностей своей деятельности может уплачивать также:
Суммы этих взносов должны рассчитываться ФНС самостоятельно, для этого используются данные из разных государственных реестров. Предпринимателю приходит уведомление с размером налога и реквизитами для оплаты.
Налог на добавленную стоимость должны уплачивать компании и ИП, которые выставляют счета с выделением данного вида сбора. В общем случае ИП на любом из спецрежимов освобождены от уплаты НДС.
Общая система налогообложения
ОСНО — это базовый для ИП и ООО налоговый режим. Его главное преимущество в том, что бизнес не ограничен в каких-либо сферах деятельности, организационно-правовой форме, числе сотрудников, размере доходов и т. д. При этом общая система налогообложения предполагает большой объем отчетности и отчислений в бюджет.
Предприятию не нужно специально переходить на ОСНО — система налогообложения применяется автоматически после регистрации ИП или ООО.
Налогообложение ИП и компаний на ОСНО представлено в таблице:
Как выбрать систему налогообложения для ИП
Недавно знакомый предприниматель рассказал, как налоговая беспечность обошлась ему в 1,5 млн рублей. Два года назад Николай решил заняться бизнесом и зарегистрировал ИП. Он ничего не знал о налоговых режимах и не подозревал, что определиться надо сразу. Его автоматически поставили на общую систему налогообложения.
Когда пошли продажи, понял, что работать на общей системе невыгодно, и решил перейти на упрощенку. Николай нанял бухгалтера и поручил это дело ей. Бухгалтер подготовила документы, отправила их в налоговую и вскоре уволилась.
Николай стал платить налоги по упрощенке и очень удивился, когда получил акт камеральной проверки. В нем говорилось, что Николай не доплатил налоги. Оказалось, бухгалтер что-то напутала, и в налоговой не знают о его переходе на упрощенку. Предъявить бухгалтеру претензии Николай не может, потому что не заключил с ней договор о полной материальной ответственности. Теперь Николай должен государству 1,5 млн рублей налогов и штрафов.
Чтобы не попасть на штрафы, платить меньше налогов и как можно реже отчитываться, важно сразу выбрать подходящую систему налогообложения для ИП. Цена выбора — десятки тысяч рублей в год. Столько можно сэкономить или потерять. Разберемся, как новичку выбрать налоговый режим: какие параметры учесть и на что обратить внимание.
1. Узнайте, какие режимы вам доступны
Всего в России пять систем налогообложения, но не всегда можно выбрать любую. Почти для каждого режима есть ограничения: вид бизнеса, регион или количество сотрудников. Не тратьте время — не изучайте каждую из систем: сначала выберите те варианты налогообложения, которые по закону доступны для вашего бизнеса, и детально разбирайтесь только с ними.
Для магазинов, кафе, баров, ресторанов и сервисов доступны все режимы налогообложения, кроме сельскохозяйственного. Меньше возможностей у московских бизнесменов — в столице не применяют ЕНВД. Если открываете магазин или кофейню в Москве, придется выбирать между ОСНО, УСН и ПСН.
Общая система налогообложения (ОСНО)
Вид деятельности: любой
Количество работников: любое
Годовой доход: любой
Другие ограничения: нет
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Вид деятельности: любой, кроме некоторых п. 3 ст. 346.12 НК РФ
Количество работников: не больше 100 человек
Годовой доход: не больше 150 млн рублей
Другие ограничения: остаток основных средств не больше 150 млн рублей
Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
Вид деятельности: отдельные виды деятельности. Местные власти могут сокращать список, ст. 346.26 НК РФ
Регион: применяют в некоторых регионах. Проверьте регионы на сайте налоговой
Количество работников: не больше 100 человек
Годовой доход: любой
Другие ограничения: нет
Выберите свой регион
Выберите свой регион
Узнайте условия применения ЕНВД в вашем регионе — они отображаются в конце страницы
Узнайте условия применения ЕНВД в вашем регионе — они отображаются в конце страницы
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Вид деятельности: сельхозпроизводители, в том числе рыболовецкие хозяйства, кроме подакцизных товаров; нужно выполнить условия ст. 346.2 НК РФ
Количество работников: не больше 300 человек для рыболовецких хозяйств, любое — для остальных
Годовой доход: доход от сельскохозяйственной деятельности должен быть не меньше 70% всех доходов
Другие ограничения: не могут применять предприниматели, которые перерабатывают сельскохозяйственную продукцию
Патентная система налогообложения (ПСН)
Вид деятельности: отдельные виды деятельности. Местные власти могут дополнять список, ст. 346.43 НК РФ
Регион: любой, особенности своего региона узнайте на сайте налоговой
Количество работников: не больше 15 человек
Годовой доход: не больше 60 млн рублей
Другие ограничения: торговая площадь не больше 50 м²
Предположим, мы хотим открыть магазин непродовольственных товаров площадью 30 м² в Калининграде, нанять двух работников и заработать за год 12 млн рублей. Для нашего случая подходят четыре системы:
Не подходит ЕСХН, потому что мы не производим сельскохозяйственную продукцию.
2. Выберите из доступных режимов подходящие
Теперь давайте выберем из нескольких доступных режимов оптимальный. Для этого разберемся, как работает каждый налоговый режим: сколько и как придется платить, как вести учет и сдавать отчетность. Пока не будем вдаваться в подробности: изучать льготы, дополнительные условия, отчеты — это всё потом. Сначала расскажу про общие принципы работы каждого режима.
Если коротко: малому бизнесу сложнее всего работать на общей системе налогообложения, а проще всего купить патент. Но патент доступен не каждому и не всегда выгоднее по деньгам. Изучите режимы, чтобы выбрать лучший вариант.
Если сотрудничаете с корпорациями
Подходит, если будете торговать оптом или сотрудничать с крупными фирмами, которые работают с НДС.
От чего зависит сумма налога. От доходов и стоимости недвижимого имущества. Если доходов и имущества нет, платить не нужно.
Сколько платить. Самая дорогая система. Предприниматель обязан платить три налога:
1) НДФЛ: 13% с дохода, ст. 224 НК РФ;
2) НДС: 0%, 10%, 18% с дохода от реализации товаров, работ и услуг в зависимости от вида бизнеса, ст. 164 НК РФ;
3) налог на имущество: до 2% от стоимости недвижимого имущества в зависимости от его вида, ст. 406 НК РФ.
Как платить. По каждому налогу отдельно.
1) НДФЛ: три авансовых платежа в течение года, окончательный платеж по результатам года до 15 июля следующего года, ст. 227 НК РФ;
2) НДС: раз в квартал до 25 числа следующего месяца, ст. 174 НК РФ;
3) налог на имущество: раз в год не позднее 1 декабря следующего года, ст. 409 НК РФ.
Как вести учет. Нанять бухгалтера или бухгалтерскую компанию, чтобы отчитаться и заплатить налоги. Самая сложная система.
Как отчитываться. Отдельно по НДФЛ и НДС, нет отчетности по налогу на имущество:
1) НДФЛ: раз в год — до 30 апреля следующего года, ст. 229 НК РФ;
2) НДС: раз в квартал — декларация до 25 числа следующего месяц, ст. 174 НК РФ.
Если «вмененный» доход меньше реального
Подходит, если знаете, сколько заработаете, и заплатить расчетную фиксированную сумму налога выгоднее, чем в процентах от дохода.
От чего зависит сумма налога. От вида бизнеса и региона. Если доходов нет, платить все равно придется.
Сколько платить. 15% от вмененного дохода, ст. 346.31 НК РФ.
Вмененный доход — это сколько гипотетически должен заработать предприниматель. Доход рассчитывается по физическим показателям: количеству сотрудников, торговых мест и другим.
Физические показатели для своего бизнеса возьмите из ст. 346.29 НК РФ
Как вести учет. Фиксировать количество сотрудников, площадь торгового зала, число торговых мест. Никакой бухгалтерии.
Как отчитываться. Квартальная декларация до 25 числа следующего месяца, 346.32 НК РФ.
Если расходы меньше 60% доходов
Подходит, если расходы на бизнес небольшие. Самая простая система налогообложения после патента.
От чего зависит сумма налога. От доходов. Если доходов нет, платить не нужно.
Сколько платить. 1–6% с дохода в зависимости от региона, ст. 346.20 НК РФ. Ставку для своего региона узнайте на сайте налоговой.
Как платить. Авансовые платежи раз в квартал до 25 числа, окончательный платеж — до 30 апреля следующего года, ст. 346.21 НК РФ.
Как вести учет. Считать доходы, никакой бухгалтерии, ст. 346.24 НК РФ.
Как отчитываться. Годовая декларация до 30 апреля следующего года, ст. 346.23 НК РФ.
УСН «Доходы — расходы»
Если расходы 60% доходов и больше
Подходит, если расходы на бизнес больше 60% доходов. Тогда есть смысл учитывать расходы и платить налог с разницы. Все расходы нужно подтвердить документами.
От чего зависит сумма налога. От разницы между доходами и расходами. Если ничего не заработал, платить не нужно.
Сколько платить. 5–15% с разницы между доходами и расходами в зависимости от региона, ст. 346.20 НК РФ. Но не меньше, чем 1% от доходов за год — минимальный налог. Ставку для своего региона узнайте на сайте налоговой.
Как платить. Авансовые платежи раз в квартал до 25 числа, окончательный платеж — до 30 апреля следующего года, ст. 346.21 НК РФ.
Как вести учет. Вести книгу доходов и расходов, никакой бухгалтерии, ст. 346.24 НК РФ.
Как отчитываться. Годовая декларация до 30 апреля следующего года, ст. 346.23 НК РФ.
Если хотите заняться бизнесом временно
Подойдет, если хотите попробовать себя в малом бизнесе. Патент можно купить на срок от 1 до 12 месяцев. Этого достаточно, чтобы понять, пойдет бизнес или нет. Также патентная система подойдет тем, кто занимается бизнесом несколько месяцев в году. Например, работает инструктором по пляжной йоге с июня по август.
От чего зависит сумма налога. От вида бизнеса и региона. Если доходов нет, платить все равно придется.
Сколько платить. 6% с потенциального дохода, ст. 346.50 НК РФ. Сумму налога для своего бизнеса рассчитайте на сайте налоговой.
Как платить. До окончания срока действия патента, ст. 346.51 НК РФ.
Как вести учет. Считать доходы, никакой бухгалтерии, ст. 346.53 НК РФ.
Как отчитываться. Не нужно, ст. 346.5 НК РФ.
Если производите сельхозпродукцию
Если производите сельскохозяйственную продукцию, это наиболее выгодный режим.
От чего зависит сумма налога. От разницы между доходами и расходами.
Сколько платить. 6% с потенциального дохода, ст. 346.50 НК РФ. Сумму налога для своего бизнеса можно рассчитать на сайте налоговой.
Как платить. Авансовый платеж по результатам полугода до 25 числа следующего месяца, окончательный — по результатам года до 31 марта следующего года, ст. 346.9 НК РФ.
Как вести учет. Книга доходов и расходов, никакой бухгалтерии, ст. 346.5 НК РФ
Как отчитываться. Годовая декларация, ст. 346.10 НК РФ.
Даже если вам подходит самый простой режим и захотелось поскорее перейти на патентную систему, не стоит спешить. Возможно, по деньгам она окажется не самой выгодной. Посчитаем.
3. Выберите самый выгодный режим
Посчитать налоги можно на специальных калькуляторах — в интернете их несколько. Но чтобы понять, откуда берется сумма налога, посчитаем вручную.
Чтобы упростить задачу, определим годовую сумму налогов по базовым формулам. Так мы сможем прикинуть, какая система обойдется нам дешевле. Это грубый подсчет, но он поможет разобраться, почему самый простой налоговый режим не всегда самый выгодный.
Предположим, мы запланировали:
Мы не производим сельхозпродукцию, поэтому ЕСХН нам не подойдет. Посчитаем, сколько заплатим за год на УСН, ЕНВД и ПСН. Для расчетов возьмем показатели и коэффициенты за 2017 год.
4. Рассчитываем примерную сумму налога за год для каждого режима
Формула. Доходы за мес. × 12 мес. × 6%
Расчет. 1 000 000 ₽ × 12 мес. × 6%
Сумма налога. 720 000 ₽
Откуда данные. Результат работы магазина
УСН «Доходы — расходы»
Платим большую из двух сумм:
Формула. (Доходы за мес. — расходы за мес.) × 12 мес. × 15%
Расчет. (1 000 000 ₽ — 700 000 ₽) × 12 мес. × 15%
Сумма налога. 540 000 ₽
Откуда данные. Результат работы магазина
2. Минимальный налог
Формула. Доходы за мес. × 12 мес. × 1%
Расчет. (1% от дохода за год): 1 000 000 ₽ × 12 мес. × 1%
Сумма налога. 120 000 ₽
Откуда данные. Результат работы магазина
Формула. Базовая доходность × физический показатель × К1 × К2 × 15%
Расчет. 21 600 ₽ × 30 м² × 1,798 × 1,0 × 15%
Сумма налога. 174 766 ₽
Откуда данные. Месячную базовую доходность и физический показатель для розничной торговли берем из ст. 346.29 НК РФ. Базовая доходность нашего магазина — 1 800 ₽ в месяц, то есть 21 600 ₽ в год. Физический показатель — площадь торгового зала, у нас 30 м².
Коэффициенты К1 и К2 берем на сайте налоговой. В шапке сайта выбираем нужный регион, тогда в конце страницы отобразятся данные по нему. К1 на 2017 год = 1,798; К2 для розничной торговли непродовольственными товарами в Калининграде = 1,0.
Формула. Потенциальный доход × 6%
Расчет. 2 000 000 ₽ × 6%
Сумма налога. 120 000 ₽
Откуда данные. Потенциальный доход берем на сайте налоговой. В шапке сайта выбираем наш регион, тогда в конце страницы отобразятся данные по нему.
5. Уменьшаем налог на сумму страховых взносов
На налог влияют страховые взносы, которые платит каждый предприниматель.
В наших расчетах мы учли страховые взносы только в режиме УСН «Доходы — расходы». В расчетах для других режимов страховые взносы не участвовали. Но по закону вы можете уменьшить налог еще на УСН «Доходы» ( ст. 346.21 НК РФ ) и ЕНВД ( ст. 346.32 НК РФ ), а на ПСН — нельзя. Уменьшить налог можно максимум на 50%.
В нашем магазине страховые взносы за работников — 4500 ₽ в месяц, то есть 54 000 ₽ в год. Посчитаем.
534 000 ₽ переплаты, если выбрать неправильную систему налогообложения
Налоговый режим | До уменьшения на сумму страховых взносов | Сумма страховых взносов, на которую уменьшаем налог | Окончательная сумма налога |
---|---|---|---|
ПСН | 120 000 ₽ | — | 120 000 ₽ |
ЕНВД | 174 766 ₽ | 54 000 ₽ | 120 766 ₽ |
УСН «Доходы — расходы» | 540 000 ₽ | — | 540 000 ₽ |
УСН «Доходы» | 720 000 ₽ | 54 000 ₽ | 666 000 ₽ |
Расчеты подтвердили, что упрощенная система «Доходы» не подходит для нашего бизнеса. выходит слишком дорого — наши расходы составляют больше 60% доходов. Отбрасываем её. Остается три варианта.
В нашем случае патентная система оказалась не только самой простой, но и самой дешевой. Чуть дороже обойдется ЕНВД. Намного больше придется заплатить на упрощенной системе налогообложения «Доходы — расходы».
Так бывает не всегда. Например, если мы арендуем помещение размером 25 м², ЕНВД снизится до 91 638 ₽ и станет выгоднее, чем патент. То же самое случится, если откроем магазин в другом регионе, где коэффициент К2 равен 0,9. Тогда ЕНВД составит 103 289 ₽. Каждый случай индивидуален.
6. Просчитываем, что будет, если план не сработает
Расчеты «на коленке» могут не оправдаться на практике. Мы посчитали сумму налога на разных режимах исходя из идеальных условий, но если за год мы заработаем меньше, чем планировали, выгода ПСН и ЕНВД окажется не столь очевидной. Предположим, что-то пошло не так и мы получили не тот результат, который планировали:
Рассчитаем сумму налога на УСН «Доходы — расходы»: заработали меньше, чем планировали
УСН «Доходы — расходы»
1. Платим большую из двух сумм:
(Доходы за мес. — расходы за мес.) × 12 мес. × 15%
Расчет. (800 000 ₽ — 750 000 ₽) × 12 мес. × 15%
Сумма налога. 90 000 ₽
2. Минимальный налог (1% от дохода за год). 800 000 ₽ × 12 мес × 1% = 96 000 ₽
Сумма налога на ПСН и ЕНВД не изменится, потому что не зависит от нашего успеха или провала.
Налоговый режим | Сумма налога |
---|---|
ПСН | 120 000 ₽ |
ЕНВД | 120 766 ₽ |
УСН «Доходы — расходы» | 96 000 ₽ |
Теперь УСН «Доходы — расходы» выгоднее, чем ПСН и ЕНВД. Представим, что бизнес совсем не пошел: мы получили еще меньше доходов и вышли в убыток. Тогда выгода УСН будет очевидной. Прежде чем выбрать, какая система налогообложения подойдет для ИП, нужно тщательно спланировать бизнес и рассмотреть разные варианты его развития.
7. Узнайте про налоговые льготы
Государство устанавливает льготы для видов бизнеса, которые считает приоритетными. Например, в некоторых регионах действуют преференции для сельского хозяйства, в других — для туристического бизнеса.
Если открываете ИП впервые и выбираете УСН или ПСН, есть шанс попасть под налоговые каникулы — нулевую ставку налога. Программа действует до 2020 года для конкретных видов бизнеса и не во всех регионах (№ 477-ФЗ от 29.12.2014).
Если местные власти присоединяются к программе, они принимают закон, где устанавливают льготный период и список видов деятельности. Например, в Калининградской области установили налоговые каникулы с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года (закон Калининградской области от 25.11.2015 № 469). Проверьте, нет ли в вашем регионе налоговых льгот для вашего бизнеса.
Памятка: какая система налогообложения лучше для ИП
Чтобы платить меньше налогов, как можно реже отчитываться и не попасть на штрафы, новичку важно разобраться, какую систему налогообложения выбрать для ИП. Сделать выбор нужно в течение месяца после регистрации:
1. Отберите режимы, которые подходят для вашего бизнеса. Не всегда можно выбрать любой: есть ограничения по видам деятельности, регионам, количеству работников и другим показателям.
2. Разберитесь, на какой системе проще работать: сколько и как придется платить и от чего зависит сумма налога, как вести учет и сдавать отчетность.
3. Подсчитайте, какая система обойдется дешевле. Учитывайте разные варианты развития бизнеса.
4. Узнайте, нет ли в вашем регионе льгот для бизнеса, которым займетесь. Это могут быть местные льготы для отдельных видов деятельности: сельского хозяйства, туризма. А если регистрируетесь впервые, есть шанс воспользоваться налоговыми каникулами — 1-2 года не платить налог.