какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать

Каким членом предложения может быть инфинитив

В рус­ском син­так­си­се неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, или инфи­ни­тив, может быть любым чле­ном предложения.

Выясним, каким чле­ном пред­ло­же­ния может быть инфи­ни­тив в предложении.

Инфинитив в роли подлежащего

В таком слу­чае в пред­ло­же­нии в каче­стве ска­зу­е­мо­го высту­па­ет суще­стви­тель­ное, пре­ди­ка­тив­ное наре­чие, дру­гой инфи­ни­тив или при­ла­га­тель­ное в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой.

Примеры пред­ло­же­ний:

Радоваться жиз­ни — огром­ный талант.

Выбрать хоро­шую кни­гу — это зна­чит най­ти себе друга.

Ходить сюда теперь ста­но­ви­лось опасным.

Найти гри­бы в пест­рой моза­и­ке из опав­ших листьев — дело нелег­кое (Е. Носов).

Компонент составного глагольного сказуемого

Примеры пред­ло­же­ний:

Я дол­жен рас­ска­зать обо всем откровенно.

Друзья искренне хоте­ли помочь ему.

Она дав­но стре­ми­лась уехать в деревню.

Ольга про­дол­жа­ла в вол­не­нии ходить по комнате.

какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать. lazy placeholder. какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать фото. какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать-lazy placeholder. картинка какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать. картинка lazy placeholder. В рус­ском син­так­си­се неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, или инфи­ни­тив, может быть любым чле­ном предложения.

Простое глагольное сказуемое

Примеры пред­ло­же­ний:

Ну как не пора­деть род­но­му чело­веч­ку! (А.Грибоедов)

Нам не видать таких сра­же­ний! (М. Лермонтов)

Уж не меч­тать о неж­но­сти, о сла­ве (А. Блок).

Несогласованное определение

Примеры пред­ло­же­ний:

Ее мане­ра (какая?) гово­рить полу­шё­по­том раз­дра­жа­ла меня.

Стремление (какое?) выжить в этих экс­тре­маль­ных усло­ви­ях не поки­да­ло нас.

Умение (какое?) фан­та­зи­ро­вать было у неё с само­го детства.

Знаешь мане­ру нашей мамы уте­шать всех?

Её готов­ность помочь нам была весь­ма кстати.

Обратим вни­ма­ние, что под­ле­жа­щи­ми в пред­ло­же­ни­ях, где неопре­де­лён­ная фор­ма гла­го­ла высту­па­ет в син­так­си­че­ской роли несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния, явля­ют­ся абстракт­ные существительные:

Обстоятельство цели

В таком слу­чае после глагола-сказуемого мож­но вста­вить союз цели «что­бы», и пред­ло­же­ние пре­вра­тит­ся в слож­но­под­чи­нен­ное с при­да­точ­ной цели.

Примеры пред­ло­же­ний:

Ранним утром мы отпра­ви­лись в лес (с какой целью?) (что­бы) собрать гри­бы после вче­раш­не­го дождя.

Поздно ночью я вышел к колод­цу (с какой целью?) (что­бы) напить­ся воды из колодца.

Со все­го мира люди при­ез­жа­ют (с какой целью?) полю­бо­вать­ся кра­со­той Янтарной комнаты.

На одной из стан­ций мы вышли из ваго­на (с какой целью?) (что­бы) про­гу­лять­ся по платформе.

Инфинитив в роли дополнения

Пример:

Витя попро­сил сест­ру помочь ему.

Витя — субъ­ект, он попро­сил кого? сест­ру — это объ­ект дей­ствия. Попросил о чем? — помочь.

Инфинитив «помочь» явля­ет­ся допол­не­ни­ем. Примечательно, что гла­гол «попро­сил» отно­сит­ся к под­ле­жа­ще­му. Это про­стое гла­голь­ное сказуемое.

Инфинитив обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое будет выпол­нять лицо, обо­зна­чен­ное суще­стви­тель­ным «сест­ра» в роли пря­мо­го допол­не­ния. Два гла­го­ла отно­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния. Этим отли­ча­ет­ся такая син­так­си­че­ская ситу­а­ция от пред­ло­же­ний с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, кото­рое отно­сит­ся толь­ко к подлежащему.

Еще при­ме­ры пред­ло­же­ний с инфинитивом-дополнением:

Друг уго­во­рил меня (о чем?) поехать с ним на футбол.

Геологи попро­си­ли мест­но­го жите­ля (о чем?) довез­ти их до рудника.

Нас про­си­ли (о чём?) подой­ти к режис­се­ру спек­так­ля тотчас.

Видеоурок «Синтаксическая роль инфинитива»

Источник

Какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать

Инфинитив может выполнять роль всех членов предложения: подлежащего (Учиться – наша задача),сказуемого (Наш долг – учиться), несогласованного определения (Пришло желание учиться), дополнения (Отец посоветовал учиться) и обстоятельства цели (Он поехал учиться).

Фамилия и имя ученика____________________________________________

Упражнение 1 . Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте написание слов с орфограммами, подчеркните грамматическую основу предложения, определите тип сказуемых и синтаксическую роль инфинитива. Какова роль инфинитива в предложении?

1) И жизнь хороша, и жить хорошо! (В.Маяковский) 2) Обломов стал читать вслух. (И.Гончаров) 3) Не нагнать тебе беш ___ ной тройки! (Н.Некрасов) 4) Леса учат человека пон ___ мать пр ___ красное. (А.Чехов) 5) Пут ___ шествовать по родному краю – большое удовольствие. 6) Не раз поднималось в ее душе непр ___ одолимое желание высказать все без утайки. (И.Тургенев) 7) Мы шли свободу отстоять, избавить свет от тьмы. (М.Исаковский) 9) Он ездил в лесной г ___ р ___ док походить на лыжах. (В.Каверин) 9) Грус ___ но нам слушать осен ___ юю вьюгу. (Н.Некрасов) 10) Готовит ___ ся к экзамену не так-то просто. 11) Задача космонавтов по возвращени ___ из полета – обработать и обобщить результаты ис ___ ледований. 12) Наиболее целеустремле ___ ые студенты будут учит ___ ся по особой програм ___ е. 13) Отряд начал продв ___ гат ___ ся в глубь леса. 14) На станци ___ Зима мы сошли пообедать. (В.Вересаев) 15) Пр ___ рода учит нас пон ___ мать пр ___ красное. (К.Паустовский) 16) И уже несколько раз пр ___ саж ___ вался Иуда о ___ дохнуть… (Л.Андреев) 17) Я опутал повод ___ я около руки и сла ___ ко заснул в ожидани ___ приказа и ___ ти вперед. (А.Пушкин)

Фамилия и имя ученика____________________________________________

Упражнение 2. Определите, каким членом предложения является инфинитив. Сопоставьте два предложения (см. часть А). Укажите в каждом из них тип сказуемого. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

А. 1) Мы решили поговорить о деле. – Мы приехали поговорить о деле. 2) Я хочу дополнительно заниматься химией. – Я остался после уроков заниматься химией. 3) Туристы решили отдохнуть на берегу озера. – Туристы остановились отдохнуть. 4) Я пришла просить вашей помощи. – Я буду просить вашей помощи. 5) Отец обещал купить мне лыжи. – Мы с отцом пошли в магазин купить лыжи. 6) Всем полезно дышать свежим воздухом. – Вечером мы вышли подышать свежим воздухом. 7) Я пошел мириться с товарищем. – Он не хотел мириться с несправедливостью.

Б. 1) П ___ сатель начал работать над книгой. 2) Ему рекоменд ___ вали жить в деревне. 3) Он прин ___ л решение молчать. 4) Я вышел осв ___ ж ___ ся. 5) Ребята решили искупа ___ ся. 6) Я пр ___ шел прости ___ ся. 7) Мне предл ___ жили выучить монолог Хлестакова. 9) У нее была пр ___ вычка опаздывать. 9) Брат просил меня встрети ___ ся с ним. 10) Путники ост ___ новились отдохнуть. 11) Пут ___ шест ве ___ ики еще ___ делали усилие пройти несколько вперед. (Н.Гоголь) 12) На вербную неделю в Петербург пр ___ е ___ жали фин ___ ы катать детей в своих крест ___ янских санках. (Д.Лихачев)

Фамилия и имя ученика____________________________________________

Упражнение 3. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Определите члены предложения, объясните синтаксическую роль инфинитива. Расставьте знаки препинания.

Источник

Каким членом предложения может быть инфинитив? Примеры

В рус­ском син­так­си­се неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, или инфи­ни­тив, может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния.

Инфинитив в роли подлежащего

Инфинитив явля­ет­ся под­ле­жа­щим, если нахо­дит­ся в нача­ле пред­ло­же­ния.

В таком слу­чае в пред­ло­же­нии в каче­стве ска­зу­е­мо­го высту­па­ет суще­стви­тель­ное, пре­ди­ка­тив­ное наре­чие, дру­гой инфи­ни­тив или при­ла­га­тель­ное в пол­ной фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа с глаголом-связкой.

Примеры пред­ло­же­ний:

Радоваться жиз­ни — огром­ный талант.

Выбрать хоро­шую кни­гу — это зна­чит най­ти себе дру­га.

Ходить сюда теперь ста­но­ви­лось опас­ным.

Найти гри­бы в пест­рой моза­и­ке из опав­ших листьев — дело нелег­кое (Е. Носов).

Компонент составного глагольного сказуемого

Как часть состав­но­го гла­голь­но­го ска­зу­е­мо­го инфи­ни­тив исполь­зу­ет­ся в дву­со­став­ном пред­ло­же­нии.

Примеры пред­ло­же­ний:

Я дол­жен рас­ска­зать обо всем откро­вен­но.

Друзья искренне хоте­ли помочь ему.

Она дав­но стре­ми­лась уехать в дерев­ню.

Ольга про­дол­жа­ла в вол­не­нии ходить по ком­на­те.

какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать. c8d5458516a68fbf05a22fdddbffb803. какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать фото. какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать-c8d5458516a68fbf05a22fdddbffb803. картинка какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать. картинка c8d5458516a68fbf05a22fdddbffb803. В рус­ском син­так­си­се неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, или инфи­ни­тив, может быть любым чле­ном предложения.

Простое глагольное сказуемое

В без­лич­ном одно­со­став­ном пред­ло­же­нии часто упо­треб­ля­ет­ся инфи­ни­тив в каче­стве ска­зу­е­мо­го.

Примеры пред­ло­же­ний:

Ну как не пора­деть род­но­му чело­веч­ку! (А.Грибоедов)

Нам не видать таких сра­же­ний! (М. Лермонтов)

Уж не меч­тать о неж­но­сти, о сла­ве (А. Блок).

Несогласованное определение

Глагол в началь­ной фор­ме может пояс­нять суще­стви­тель­ное. Тогда он явля­ет­ся несо­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем.

Примеры пред­ло­же­ний:

Ее мане­ра (какая?) гово­рить полу­шё­по­том раз­дра­жа­ла меня.

Стремление (какое?) выжить в этих экс­тре­маль­ных усло­ви­ях не поки­да­ло нас.

Умение (какое?) фан­та­зи­ро­вать было у неё с само­го дет­ства.

Знаешь мане­ру нашей мамы уте­шать всех?

Её готов­ность помочь нам была весь­ма кста­ти.

Обратим вни­ма­ние, что под­ле­жа­щи­ми в пред­ло­же­ни­ях, где неопре­де­лён­ная фор­ма гла­го­ла высту­па­ет в син­так­си­че­ской роли несо­гла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния, явля­ют­ся абстракт­ные суще­стви­тель­ные:

Обстоятельство цели

Обстоятельством цели инфи­ни­тив высту­па­ет в пред­ло­же­ни­ях, в кото­рых глагол-сказуемое обо­зна­ча­ет дви­же­ние (ехать, лететь, бегать, идти, ска­кать, пой­ти, бро­сить­ся, сидеть и пр.).

В таком слу­чае после глагола-сказуемого мож­но вста­вить союз цели «что­бы», и пред­ло­же­ние пре­вра­тит­ся в слож­но­под­чи­нен­ное с при­да­точ­ной цели.

Примеры пред­ло­же­ний:

Ранним утром мы отпра­ви­лись в лес (с какой целью?) (что­бы) собрать гри­бы после вче­раш­не­го дождя.

Поздно ночью я вышел к колод­цу (с какой целью?) (что­бы) напить­ся воды из колод­ца.

Со все­го мира люди при­ез­жа­ют (с какой целью?) полю­бо­вать­ся кра­со­той Янтарной ком­на­ты.

На одной из стан­ций мы вышли из ваго­на (с какой целью?) (что­бы) про­гу­лять­ся по плат­фор­ме.

Инфинитив в роли дополнения

В роли допол­не­ния инфи­ни­тив отно­сит­ся к объ­ек­ту, на кото­рый направ­ле­но дей­ствие субъ­ек­та.

Пример:

Витя попро­сил сест­ру помочь ему.

Витя — субъ­ект, он попро­сил кого? сест­ру — это объ­ект дей­ствия. Попросил о чем? — помочь.

Инфинитив «помочь» явля­ет­ся допол­не­ни­ем. Примечательно, что гла­гол «попро­сил» отно­сит­ся к под­ле­жа­ще­му. Это про­стое гла­голь­ное ска­зу­е­мое.

Инфинитив обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое будет выпол­нять лицо, обо­зна­чен­ное суще­стви­тель­ным «сест­ра» в роли пря­мо­го допол­не­ния. Два гла­го­ла отно­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния. Этим отли­ча­ет­ся такая син­так­си­че­ская ситу­а­ция от пред­ло­же­ний с состав­ным гла­голь­ным ска­зу­е­мым, кото­рое отно­сит­ся толь­ко к под­ле­жа­ще­му.

Еще при­ме­ры пред­ло­же­ний с инфинитивом-дополнением:

Друг уго­во­рил меня (о чем?) поехать с ним на фут­бол.

Геологи попро­си­ли мест­но­го жите­ля (о чем?) довез­ти их до руд­ни­ка.

Нас про­си­ли (о чём?) подой­ти к режис­се­ру спек­так­ля тот­час.

Видеоурок «Синтаксическая роль инфинитива»


Источник

Синтаксическая роль глагола

Синтаксическая функция глагольных форм

Спрягаемые формы глагола

Сказуемое Петя читает.

Вспомогательный глагол в СГС или в СИС Ему пришлось жениться. Утром было жарко.

Главный член односоставного предложения Светает поздно.

Неспрягаемая форма глагола – инфинитив

Неопределенную форму глагола называют инфинитивом, потому что в переводе с латыни infinitivus значит неопределенный. Неопределенная форма глагола — это неизменяемая форма, у которой нельзя определить категории времени, лица, числа и рода. Глагол в форме инфинитива называет действие, процесс или состояние независимо от того, когда, кем и как это действие, процесс или состояние осуществляются.

Синтаксическая роль инфинитива в предложении.

Инфинитив синтаксически может быть любым членом предложения.

Поскольку инфинитив, по сути, является окаменелой формой винительного падежа существительного (а это учеными доказано), то основная, первая его роль – это роль дополнения, т.к. именно существительное играет роль дополнения при глаголах, требующих ответа на вопрос косвенного падежа. Это глаголы, обозначающие побуждение к действию, которые «хотят имени», и на месте этого имени стоит инфинитив. Синтаксическая роль инфинитива может быть определена двояко, на основании смыслового и грамматического вопроса. Пример: Николай хотел поставить (сказуемое) чайник. Хозяин велел (сказуемое) поставить (дополнение) чайник.

В первом предложении говорится о том, что Николай хотел, и он же будет ставить чайник. Здесь составное глагольное сказуемое. Во втором предложении хозяин только велел поставить чайник, а ставить ее будут другие. Поэтому здесь простое глагольное сказуемое с дополнением: Велел (что?) поставить.

Более трудные случаи, когда совмещаются оба типа сказуемого. Пример: он хотел стать писателем. (хотел стать – составное глагольное сказуемое, а стать писателем – составное именное сказуемое)*

Анализ речевых конструкций с использованием инфинитива. Синтаксическая роль инфинитива.

Здесь инфинитив соотносится с винительным падежом объекта и родительным неполного объекта (больной просил воды). Это еще раз доказывает, что инфинитив был когда-то существительным.

Вывод: инфинитив может быть любым членом предложения. Для определения синтаксической функции инфинитива важен смысл предложения.

Подлежащее или его часть: Курить – здоровью вредить. Быть лидером – непросто.

Сказуемое или его часть: А она кричать! Он собирается уехать.

Дополнение или его часть: Командир приказал взводу отступать. Врачи советуют ему бросить курить.

Определение или его часть: Желание учиться похвально. Умение оставаться спокойным в любой ситуации изменило ему.

Обстоятельство цели или его часть: Он приехал в Москву учиться. Мы зашли в магазин купить подарок.

Причастие

Определение Сребрит мороз увянувшее поле.

Сказуемое или его часть Дорога в Симбирск мною очищена. Дачи стояли заколоченные.

Деепричастие

Обстоятельство Я неприметно отошел к окну, желая скрыть свое волнение.

Основная синтаксическая роль глагола — выражение сказуемого. Инфинитив может выполнять в предложении роль любого члена предложения.

какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать. sintaksicheskaya funktsiya glagola i gl form 2. какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать фото. какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать-sintaksicheskaya funktsiya glagola i gl form 2. картинка какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать. картинка sintaksicheskaya funktsiya glagola i gl form 2. В рус­ском син­так­си­се неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, или инфи­ни­тив, может быть любым чле­ном предложения.

какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать. rol infinitiva. какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать фото. какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать-rol infinitiva. картинка какую синтаксическую роль может играть инфинитив знать. картинка rol infinitiva. В рус­ском син­так­си­се неопре­де­лен­ная фор­ма гла­го­ла, или инфи­ни­тив, может быть любым чле­ном предложения.

Остались вопросы — задай в обсуждениях https://vk.com/board41801109
Усвоил тему — поделись с друзьями.
Тест на тему Синтаксическая функция инфинитив

#обсуждения_русский_язык_без_проблем
вернуться на стр. «Глагол в табл.«, «Морфологический разбор глагола«

© Авторские права2021 Русский язык без проблем. Rara Academic | Developed By Rara Theme. Работает на WordPress.

Источник

Синтаксическая роль инфинитива в русском языке

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Синтаксическая роль инфинитива

Среди глагольных форм инфинитив занимает особое место, т.к. может выступать в роли любого члена предложения.

Основная цель данной статьи – обобщение сведений о синтаксической функции инфинитива.

Инфинитив в роли главных членов предложения

Выступая в роли подлежащего, инфинитив называет действие или состояние как предмет высказывания.

Какие могут возникнуть трудности при синтаксическом анализе предложения?

Не всегда очевидно, каким именно членом предложения является глагол в неопределенной форме. Независимый инфинитив, стоящий на первом месте в предложении, интонационно отделенный от сказуемого и называющий независимое действие, характеристика которого содержится в сказуемом, является подлежащим: Убедить его в чем-нибудь было делом нелегким. Жить на земле – славное занятие. Любить тебя – большое испытание.

Но инфинитив-подлежащее может стоять и после сказуемого, если оно имеет оценочное значение: Самое страшное в нашей работе – остановиться в своем росте. Его делом было опекать младших и заботиться о старших. Напрасный труд – удить без крючка и учиться без книги.

Инфинитив-подлежащее, как и инфинитив-сказуемое, может включать зависимые от него слова, если один глагол не передает смысла высказывания. Нередко это встречается в пословицах, афоризмах: У вора воровать – только время терять. Дурака учить – что мертвого лечить. Песню играть – не поле орать. Ничего не делать – тяжелая работа. Дом вести – не бородой трясти. Чай пить – не дрова рубить. О решенном говорить – только путать.

Сочетание инфинитива со словами на –О:

Перестановка инфинитива на второе место после слова на –О, являющегося категорией состояния, превращает предложение в безличное: Бесполезно спорить с ним. Непросто было добраться до работы в этот день из-за метели.

Наличие при инфинитиве слов категории состояния надо, нужно, необходимо, нельзя, можно и др. говорит о том, что это сказуемое безличных предложений, независимо от порядка слов: У вас тут можно заблудиться. Спрашивать об этом было нельзя.

Независимый инфинитив может выступать в роли сказуемого в односоставных инфинитивных предложениях (в школьных учебниках они рассматриваются как разновидность безличных конструкций): Выйти из строя! С кем бы поспорить?

Употребление инфинитива в составном глагольном сказуемом. Оно имеет две части: вспомогательную и основную. Первая передает грамматическое значение наклонения, времени, лица, числа или рода, вторая (инфинитив) – основное лексическое значение: Спортсмены начали соревноваться. Мы хотим встретиться снова.

Внимание! При наличии двух глаголов (спрягаемого и инфинитива) оба входят в состав глагольного сказуемого, если действия относятся к одному лицу – субъекту действия: Чины людьми даются, а люди могут обмануться. (Грибоедов) Если же действия совершают разные лица, тогда инфинитив не является частью составного глагольного сказуемого, а выступает в роли второстепенного члена: Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам. (Грибоедов)

Инфинитив в роли второстепенных членов предложения

Инфинитив поясняет существительные с модальным значением возможности, необходимости, желательности, волеизъявления и др.: Возникла острая необходимость поговорить. Неожиданно появилась возможность поскорее уехать из этого города.

Иногда инфинитив определяет отвлеченные существительные с другим значением: Меня раздражает твоя манера постоянно спорить. Путешественников не покидала мысль вернуться к острову.

Если спрягаемый глагол имеет полноценное лексическое значение, а действия глаголов относятся к разным лицам: В детстве отец учил меня ловить рыбу. Советую вам прочитать эту книгу.

Если инфинитив относится к глаголам движения: Чичиков ушел в комнату одеться и умыться. Вечером мы вышли на набережную посмотреть на корабли.

Слотина Надежда Станиславовна, учитель русского языка и литературы КОГОАУ КФМЛ

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *