какую шацкий определил последовательность элементов эффективного обучения учеников ответ на тест

Какую шацкий определил последовательность элементов эффективного обучения учеников ответ на тест

О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) приобрел мировую известность как ученый, который сформулировал идеи новой, прогрессивной педагогики. Исходным принципом ее является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей — способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения.

Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», то есть такое, при котором все знания извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно в этом знании. Поэтому очень важно было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

Можно ли научить ребенка, идя навстречу его желаниям?

Как обеспечить свободу обучения, не отдаваясь на волю случая, детского каприза, сиюминутной прихоти?

В чем заключается при этом роль педагога?

Дж. Дьюи разработал метод проектов — новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-х этапов:

1. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.

2. Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий.

3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.

Положительные моменты технологии метода проектов:

• увлеченность детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;

• организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса.

• максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализаций проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны;

• развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию — приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;

• социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие — иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.

Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.

Дж. Дьюи выделяет два важных условия для достижений эффективности метода проектов:

1. Структурированность опыта, т. е. содержание образования дошкольника должно «строиться вокруг человека». Поэтому темы проектов основываются на диапазоне интересов ребенка к домашней жизни — к жизни общества (в зависимости от уровня возрастного развития).

2. Необходимость взаимодействия ребенка и среды, т. к. оно является источником возникновения идеи проектов.

Однако в работах Дж. Дьюи содержится мало сведений о содержании подобных ситуаций взаимодействия, что стало преградой для широкого внедрения метода проектов в практику.

Идеи Дж. Дьюи реализовывались в 1884-1916 гг. его учеником —американским педагогом У.X. Кильпатриком. У.Х. Килпатрик, автор получившей широкую известность работы «Метод проектов», развивал идею обучения через организацию «целевых актов» (проектов) и отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами будущего.

У.Х. Килпатрик считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.

• потребительский (изготовление предметов);

• проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);

Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.

Идеи проектного обучения возникли в России в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, Е. Г, Кагарова, М. В. Крупениной.

Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам XX века; в период становления советской школы они получили политическую окраску. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой-либо практической задачи. Тогда возникали такие проекты: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» — и в рамках такого проекта изучались соответствующие разделы биологии, химии, физики; «Уничтожим кулачество как класс!» — и в истории, географии, философии выискивались и находились соответствующие аргументы в пользу «защиты» данного проекта.

Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.

Станислав Теофилович Шацкий выделяет «основные компоненты метода проектов:

1) реальный опыт обучаемого, который должен быть выявлен педагогом;

2) организационный опыт (организованные занятия для учащихся на основании того, что знает педагог об опыте ребенка);

3) соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания); 4) упражнения, дающие для ребенка навыки».

М. В. Крупенина разделяла проект на следующие этапы:

1. Постановка задачи.

2. Разработка самого проекта принятого задания.

3. Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.

4. Непосредственная трудовая деятельность.

5. Учет проделанной работы.

Метод проектов, по мнению М. В. Крупениной, необходимо реализовывать, учитывая следующиепедагогические принципы:

• Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

• Сотрудничество детей и взрослых.

• Актуализация субъективной позиции ребенка в пед-процессе.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Российские ученые классифицировали проекты следующим образом:

• по составу участников — коллективные или индивидуальные;

• по целевой установке — игровые, общественно-полезные и производственные;

• по срокам реализации — большие и малые.

Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т. к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения). Принято считать, что мотивация учеников при использовании метода проектов была высокой, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не привести к тому, что школа была не в состоянии обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний. Поэтому в 1931 году в известном постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» этот метод был осужден.

В отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) много внимания уделялось проблемному методу, однако он не связывался с методом проектов и не был технологически проработан. В этом не было необходимости, так как образование было ориентировано на такие результаты, как знания, умения и навыки.

Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть его остается прежней. Он нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что позволяет органичноинтегрировать знания учащихся из разных областей при решении проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где приобрел большую популярность по причине рационального сочетания теоретических знании и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности детей.

Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Поэтому можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации.

Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, формирует партнерские взаимоотношения.

Используя в своей работе педагогическое проектирование, мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий.

Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.

Технология проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из проблемной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.

ГБДОУ №355 расположен по адресу: Алтайская улица, дом 2, Литер А, телефон /факс: (812)371-56-21,

Московский пр., дом 195, Литер А, телефон /факс: (812)371-56-78

Источник

Тесты по педагогике.

Тесты по педагогике с ответами выделенными.

Просмотр содержимого документа
«Тесты по педагогике.»

Тесты по педагогике

учитель, ведущий процесс на образцовом уровне;

абстрактный образ, позволяющий лучше понять цель подготовки учителя;

учитель, исповедующий определенные научные идеи;

учитель, стремящийся к образцовому порядку в классе.

Структурный компонент педагогической деятельности, выражающийся в умении преподавателя отбирать наиболее удачные варианты в построении учебного занятия, моделировать будущую профессиональную деятельность школьников:

Главная задача развития младшего школьника:

постижение окружающего мира, природы, человеческих отношений;

физическое развитие ребенка.

Функция процесса обучения:

Дидактическая функция учебника:

Автор знаменитого высказывания «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь» :

Для проблемного обучения характерно:

учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;

обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;

позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук;

формирует умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

Личностный результат освоения основной образовательной программы начального общего образования:

формирование основ российской гражданской идентичности;

овладение способностью принимать и сохранять цель и задачи учебной деятельности;

формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием;

приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Целевой ориентир выражен словами из басни С. Михалкова: «Лев в рот не брал хмельного, но обожал подхалимаж…» Определите аргумент:

аргумент к авторитету;

аргумент к аудитории;

аргумент к жалости;

аргумент к тщеславию.

Регулятивное универсальное учебное действие:

нравственно – этическая ориентация;

планирование учебного сотрудничества;

поиск и выделение необходимой информации.

Государственный образовательный стандарт устанавливает:

максимум наполнения содержания образовательных программ;

обязательный минимум содержания образовательных программ;

средний уровень ЗУН, которыми должны овладеть обучаемые;

минимальный объем учебной нагрузки.

Метапредметный результат освоения основами образовательной программы начального общего образования:

осознание значимости чтения для личного развития;

развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

возможность передачи значительного объема знаний за минимально короткое время.

связи теории с практикой;

сознательности и активности обучения.

технология разноуровневого обучения;

технология деятельностного подхода;

технология концентрированного обучения.

высокий уровень освоения педагогической деятельности;

строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий;

использование комплекса методов и приемов обучения безотносительно к деятелю, их осуществляющему;

упорядоченный способ взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач образования, развития, воспитания.

Познавательное универсальное учебное действие:

нравственно – этическая ориентация.

В основе программированного обучения лежит дидактический принцип:

Предметный результат освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования:

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия;

умение осуществлять информационный поиск;

система ЗУН по математике;

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами.

Автор системы начального обучения «Школа »:

метод оценивания или метод педагогического измерения, основанный на суждениях компетентных судей (экспертов);

место ученика среди учащихся класса (школы) на основе учета его учебных и иных достижений, определяемое путем набора очков (баллов);

Термин «универсальные учебные действия» означает:

формирование мотиваций учебной деятельности.

Высокая культура педагога, глубоко знающего свой предмет, знакомого с соответствующими отраслями науки и искусства, практической психологии, в совершенстве владеющего методикой обучения и воспитания – это:

Нормативный документ, содержащий перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет:

Коммуникативное универсальное учебное действие:

управление поведением партнёра;

саморегуляция как способность к мобилизации волевых усилий;

Путь или способ достижения поставленной цели обучения:

Организация педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики и методики преподавания предполагает принцип:

связи теории с практикой, обучения с жизнью;

систематичности и последовательности.

Какой принцип выражен в пословице «Повторение – мать учения»?

прочности усвоения ЗУН;

систематичности и последовательности;

сознательности и активности.

Метод активизации мыслительных процессов путём совместного поиска решения трудной проблемы в обстановке раскованности, непринужденности, исключающей критику и самокритику:

метод эвристических вопросов;

«мозговая атака» (штурм)».

Сущность дифференцированного подхода в обучении выражается в :

группировании учащихся на однородные группы;

ориентации учащегося на такой уровень развития, которого тот уже достиг;

реализации способа организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально – типологические особенности личности;

обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий.

Дидактический принцип «Обучение на высоком уровне трудности» соответствует:

системе обучения «Гармония»;

системе обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;

«Начальной школе XXI века»;

системе обучения Л. В. Занкова.

Принцип минимакса соответствует:

технологии деятельностного метода;

технологии разноуровнего обучения;

технологии личностно – ориентировочного обучения.

Основное направление модернизации начальной ступени образования:

изменение существующей дидактической системы;

повышение интеллектуального уровня учащихся;

формирование навыков общественного поведения;

обновление содержания, его вариативность.

Нормативный документ, раскрывающий содержание ЗУН по учебному предмету, с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение:

Общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам организации учебного процесса:

Взаимосвязь и взаимоотношения между восприятием и осмыслением, с одной стороны, и запоминанием, с другой, регулируется принципом:

систематичности и последовательности;

сознательности и активности;

Развитие теоретического мышления является главным результатом обучения по системе:

Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова;

изменения, направленные на изменение педагогической системы;

замена некоторых элементов педагогической системы новыми, дающими больший эффект;

нововведение учебно – воспитательного процесса с целью повышения его эффективности;

высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания.

Совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями:

ФГОС среднего общего образования;

ФГОС начального общего образования;

учебный план общеобразовательной школы;

учебная программа дисциплины.

Система ЗУН, которыми необходимо овладеть обучаемым:

Форма интерактивного обучения:

По какому признаку проще всего определить тип и структуру урока?

по расположению элементов урока;

по дидактической цели;

по количеству структурных частей;

Планируемый результат образовательной деятельности:

Оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика:

С какого возраста Я.А. Коменский предлагал начинать систематическое обучение ребенка?

В основе ФГОС лежит:

системно – деятельностный подход;

личностно – ориентированный подход.

Первичный этап процесса обучения:

Принцип структурирования содержания образования, при котором периодически повторяется одно и то же содержание, расширяясь новыми сведениями, связями и зависимостями:

Метод интерактивного обучения:

Самая древняя система организационного оформления педагогического процесса:

классно – урочная система обучения;

индивидуально – групповое обучение;

Автор традиционной системы начального обучения «Перспектива»:

Социализация личности (школьника):

процесс взаимодействия между людьми;

процесс и результат усвоения и последующего активного воспроизводства индивидом социального опыта;

проявление уважения к партнеру;

создание условий для успешной учебы.

Научный руководитель образовательной программы «Начальная школа XXI в.»:

Оптимальный способ организации накопительной системы оценки ученика:

Уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественное развитие ребенка призывают представители теории __________ воспитания.

Теорию детского воспитательного коллектива разработал:

В. Н. Сорока – Росинский.

Качество деятельности воспитателя выражено в понятии:

Оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявление истинного уровня воспитанности:

Автор разработки творческих форм воспитательной работы классного руководителя:

Систему принципов развивающего обучения впервые предложил:

Методы педагогического исследования – это:

способы формирования личностных качеств;

способы усвоения новых знаний;

способы решения проблемных задач;

способы познания объективной реальности.

Факторы развития личности:

интерес к учебе, уровень достижений;

наследственность, среда, воспитание, самовоспитание;

статусное положение личности в коллективе;

уровень знаний по учебным дисциплинам.

общие исходные положения, которыми руководствуется педагог;

способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников;

внешнее выражение процесса воспитания;

варианты организации воспитательного процесса.

Определить содержание обучения – значит ответить на вопрос:

воспитательная работа с детьми в учебно-воспитательном учреждении;

привитие соответствующих норм и правил наведения;

развитие творческих сил и способностей человека;

процесс формирования личности с целью подготовки к общественной, производственной и культурной деятельности.

мера воспитательного воздействия;

взаимодействие взрослых и детей;

внешнее проявление внутреннего мира человека;

активная форма взаимодействия со средой.

Этапы, необходимые для подготовки урока:

прогнозирование, тренировка, упражнения;

планирование, ход урока, рефлексия;

диагностика, планирование, мастерство проведения;

диагностика, прогнозирование, планирование.

Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

Принцип параллельного воздействия в теории коллектива:

сотрудничество семьи, школы, общественности;

взаимоотношение воспитателей и воспитанников;

влияние на воспитанника через коллектив;

влияние родителей и воспитателей на воспитанника.

Последовательность этапов процесса усвоения:

приобретение знаний – запоминание – применение на практике;

постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство;

восприятие – осмысление – закрепление – применение;

ощущение – восприятие – осознание.

Процесс получения информации о состоянии педагогического процесса с помощью совокупности методов, приемов, способов:

Игру как деятельность, где складывается и совершенствуется управление поведением, определил:

Важнейшими социальными признаками, вызывающими дисфункцию семейных отношений, являются:

низкий прожиточный уровень, безработица членов семьи, увеличение бытовых нагрузок;

алкоголизм родителей, наркомания, проституция, детская безнадзорность;

нарушение связи между поколениями, отсутствие одного из родителей, конфликты между родителями;

жестокость, агрессивность, психические и сексуальные отклонения.

Приоритетное развитие сфер образования на фоне других социально-экономических структур предполагает принцип:

принцип вариативности образования;

принцип полноты образования;

принцип опережающего образования.

Принцип, указывающий на объективную необходимость приведения любой педагогической деятельности в соответствие с природой человека:

принцип личностной ориентированности.

Социальная служба, оказывающая экстренную социальную помощь несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:

центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

центр социальной помощи семье и детям;

социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.

Что способствует формированию ответственности у детей:

самостоятельность и самоконтроль учащихся;

высокая требовательность к качеству выполнения действий;

Какая характеристика наиболее эффективна для формирования коллектива?

прочное авторитарное руководство коллективом;

отсутствие конфликтов между учащимися;

знание педагогом теории коллектива.

Эффективность воспитательной системы зависит от:

общего психологического климата в образовательном учреждении;

целостности и системности воспитательной системы;

самочувствия ребенка, его социальной защищенности, внутреннего комфорта;

дисциплины в образовательном учреждении.

Из чего строится система «культурного пространства»?

телевизионных видео- и радиотрансляций;

различных форм культурного досуга;

музыкально-художественно-спортивно-технических учреждений дополнительного образования;

театров, музеев, выставок.

Какой из подходов в образовательной деятельности в большей мере способствует применению знаний на практике?

Фундаментом педагогического мастерства является:

любовь к детям, своей профессии, багаж знаний и умений;

педагогические способности и умения;

общая высокая культура и эрудиция;

владение приемами общения.

В каких жизненных ситуациях, по определению Конвенции ООН о правах ребенка, ребенок имеет право на особую защиту?

все ответы правильные;

дети с ограниченными возможностями.

Условие, определяющее выбор методов воспитания:

цель и задачи воспитания;

комплексный характер воспитания;

общественный характер воспитания;

уровень нравственной культуры.

ориентация на ценности и ценностные отношения;

Метод формирования общественного сознания:

Метод формирования правильного поведения:

Часть общего метода, отдельное действие, конкретное улучшение:

Названные виды деятельности «классный час, диспут, викторина, устный журнал» относятся к:

Форма методической работы школы:

Форма работы классного руководителя:

стремится изменить воспитанника;

исходит из приоритетности знаний педагога;

принимает воспитанника таким, каков он есть;

не стремится к изменению ныне существующей целевой установки учебного заведения.

Главная цель воспитания:

всестороннее и гармоническое развитие личности;

Степень создания ситуации успеха по вербализированной формуле: «Очень нужно это сделать…», «У вас непременно получится…»:

авансирование успешного результата;

Выделите на основе характеристики тип отклонений «общая неуспеваемость»:

затрагивает лишь один из предметов;

стойкое, относительно длительное отставание ученика по основным предметам школьной программы;

низкая эффективность учебной деятельности;

нарушение отдельных функций эмоционально-волевой сферы.

Кому принадлежат слова: «Учитель живет до тех пор, пока учится»?

Автор педагогического труда «Сердце отдаю детям»:

Термин «дидактика» впервые ввел:

Кому принадлежат слова: «Ребенок – это чистая доска и на ней можно писать все, что угодно»?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *