какую роль звукосочетания наигрыши играют в речевом развитии ребенка
Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду
Екатерина Лаврентьева
Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду
Развитие речи на музыкальных занятиях в детском саду.
У музыки и речи существует немало общих основ. Одна из них заключается в том, что и музыкальное искусство, и речь имеют общее начало – звук. Музыкальные звуки, также как и речь, воспринимаются слухом.
Музыка и речь имеют интонационную природу. Интонации порой выражают больше, чем слова. А выразительность музыки напрямую зависит от музыкальных интонаций.
Выразительность музыки и речи сходна.
И в музыке, и в речи,очень важны: тембр и сила голоса, ритм и темп исполнения, высота извлекаемых звуков, громкость звучания, дикция, артикуляция, чистота произнесения звуков, фразовое и логическое ударение.
Как мы видим, музыка и речь похожи, имеют много общего. Исходя из этого, можно с уверенностью сказать, что на музыкальных занятиях решаются и задачи развития речи детей.
Развитие речи на музыкальных занятиях осуществляется через разные виды музыкальной деятельности.
НОД по музыкевключает в себя такие составляющие как:
пение, песенное творчество
слушание музыки
музыкально-ритмические движения
игра на музыкальных инструментах
игровое и танцевальное творчество
Конечно, основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение. Многие передовые общественные деятели высоко оценивают роль пения в развитии речи человека. Н. Г. Чернышевский относил пение к «высшему, совершеннейшему искусству» и подчеркивал, что «Пение первоначально и существенно подобно разговору».
Это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью происходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения.
Общеизвестно, что пение развивает:
— формирует чувство ритма и темпа,
— координирует слух и голос.
Также пение помогает исправлять недостатки речи: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Слушание музыки также направлено на развитие речи дошкольника.Этот вид деятельности способствует:
формированию слухового внимания,
развитию эмоциональной отзывчивости;
развитию звуковысотного, тембрового и динамического компонентов слухового восприятия.
Следует разделять пассивное и активное восприятие при воздействии музыки на речевую сферу детей.
Пассивное восприятие может выражаться в музыкальном оформлении различных игр и развлечений, в сопровождении групповых занятий и самостоятельной деятельности детей.
Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении, которая обязательно включает в себя характеристику эмоционально-образного и музыкального содержания произведения. Подобные беседы позволяют расширить словарный запас детей, помочь им сформулировать свои мысли, высказать чувства и эмоции, связанные с прослушиванием музыки.
Накапливая музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, дети передают в свободных выразительных движениях различные музыкально-художественные образы.
Для развития речи детей можно отметить в этом виде деятельности тренировку наблюдательности, развитие чувства ритма, темпа и времени, развитие общей и мелкой моторики.
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук – пальчиковая гимнастика под музыку. Отечественными физиологами В. М. Бехтеревым и М. М. Кольцовой была установлена тесная связь мелкой моторики и речевого развития детей.
Е. Железновой разработана методика использования пальчиковых игр под музыку, которая позволяет эффективно решать задачи развития речи.
Игра на музыкальных инструментах тоже, в свою очередь, развивает речь детей. Развивается мелкая и крупная моторика, а также ритмизированная речь.
Создание шумовых оркестров – один из интереснейших видов деятельности для детей. Здесь дети имеют возможность проявить самостоятельность, активность, творчество, преодолеть излишнюю застенчивость, скованность. Как показывает практика, детям очень интересна игра на импровизированных музыкальных инструментах: пергаментной бумаге, разделочных досках и пр.
Игровое и танцевальное творчество также способствует развитию речи на музыкальных занятиях.
Во время игр и танцев нередко дети подпевают слова или изображают голосом какие-то звуки (паровоз, машина, животное). Играют они всегда с удовольствием, что помогает каждому ребенку проявить творческие навыки, раскрепоститься, найти общий язык с другими участниками игры.
При разучивании танцевальных движений обогащается словарный запас новыми терминами. Нередко дети проговаривают новые движения или ритмично просчитывают танцевальную музыку.
Таким образом, проанализировав все виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей, мы делаем вывод о важности и особом значении каждого из них.
Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу творчества, встречи с прекрасным, радости, поэтому на приподнятом эмоциональном фоне все достаточно серьёзные обучающие и развивающие задачи решаются максимально результативно.
Спасибо за внимание!
Логоритмика и развитие речи у детей первой младшей группы. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях Консультации для родителей 1 младшей группы. Тема: «Логоритмика и развитие речи у детей первой младшей группы» и «Здоровьесберегающие технологии.
Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду Адаптация младших дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду. Ребёнок идет в детский сад. Кардинально меняется обстановка и.
Доклад «Развитие речи на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ» Доклад на тему «Развитие речи на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ» Подготовил: музыкальный руководитель Кислова Светлана Владимировна.
Работа над песней на музыкальных занятиях в детском саду Жизнь ребёнка с самого раннего возраста сопровождается песней: это потешки и колыбельные, которые поёт ему мама или бабушка. Подрастая, дети.
Развитие музыкальных способностей у младшего школьника на занятиях ритмикой Развитие музыкальных способностей у младшего школьника на занятиях ритмикой Каждый человек к чему-нибудь способен. Надо только открыть.
Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста на занятиях музыкой с использованием музыкальных сказок Тема занятия «Посвящение в музыканты» «Приключения во дворце царя – Скрипичного ключа» Составили: Постникова Людмила Владимировна, Муравьёва.
Ребёнок на музыкальных занятиях и утренниках в детском саду Многие родители просят объяснить: в какой обуви должны заниматься дети на музыкальных занятиях и выступать на праздниках? Поскольку на музыкальных.
Родительское собрание в детском саду «Развитие связной речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома» Родительское собрание в детском саду. Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста в детском саду и дома» Тема: «Развитие связной.
Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста посредством сказкотерапии на музыкальных занятиях. Слайд 1 Дошкольное детство.
Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях в детском саду Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания сплачивается в процессе разнообразных.
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
СВЕТЛАНА КАЛИНИНА
Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста
Образовательная область: коммуникация.
Раздел программы: развитие речи.
В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами.Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений. Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом.
Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о малышах – своем будущем.
С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку Рябу, козу-дерезу, репку.
В своей работе я поставила перед собой задачи:
1. знакомить детей с устным народным творчеством.
2. через использование в работе фольклора развивать речь детей; проводить работу над звуковой культурой речи, над развитием фонематического слуха, обогащением и активизацией словаря, формированием грамматического строя речи.
3. побуждать внимательно слушать, и запоминать художественные произведения.
4. воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми.
5.воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи.
Фольклор представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в самостоятельной деятельности детей раннего, младшего возраста.
Виды фольклора: потешки, заклички, сказки, пестушки, колыбельные песенки.
Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития детей раннего и младшего дошкольного возраста можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.
Музыкально ритмические игры как способы развития речи детей
Музыкально ритмические игр как способы развития речи детей
По мнению Жака-Далькроза, ритмическая игры призваны раскрепостить творческую энергию человека и через движение под музыку благотворно влиять на состояние всего организма. Его идея основана на том, что человеку свойственна природная склонность к ритму, которая выражается в непроизвольных движениях на услышанную музыку.
С каждым годом растет количество детей, страдающих нарушением осанки, речи, координации движений, снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям. В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития. Одним из таких путей являются занятия по развитию ритмических способностей. В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах
Стихотворные речевые упражнения с использованием деревянных палочек помогают развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию. Эта форма работы легка и доступна для всех детей, формировать хорошую дикцию, артикуляцию. Ритмические игры способствуют развитию речи с использованием различных хлопков и притопов для отстукивания ритма. Ритмические отстукивания накладываем на музыку, текст и движения. Игры проводятся по методике Т. Э. Тютюнниковой. Игровые упражнения по формированию чувства ритма, особенно со стихотворным сопровождением, носят не только обучающий характер, но и обладают определенным терапевтическим эффектом; они направлены на снятие эмоционального напряжения и формирование волевых усилий у дошкольника.
Музыкально – ритмические игры с палочками
Цель: развитие выразительности и эмоциональности речи и движений
«Дом под кустом.» Т. А. Ткаченко. Музыкальное сопровождение р. н. п. «Во саду ли, в огороде.
Зайка под кустом сидит Палочки перед собой, закрывают лицо.
И ушами шевелит Палочки прикладываются к голове как уши.
-За-за-за большим кустом Мелкое постукивание, изображая дрожь.
«Белка.» Т. А. Ткаченко.
Заскочила на пенек белка маленький зверек Прыгают вперед и назад. Стучат по одному разу на каждый прыжок.
А потом, нарвавши шишек Мелкой дробью стучат палочками
Побросали в ребятишек Изображают бросок. Резкий одиночный удар
Музыкальное сопровождение Д. Кабалевский «Маленькая полечка».
«В лесу» Т. А. Ткаченко.
По лесу шагал косолапый медведь, поочередно стучат палочками по полу согнувшись
Навстречу шел волк- посмотреть овец. Медленно,резко стучат палочками.
Увидел зайка косой из под елки Мелкое постукивание, изображая дрожь палочки над головой.
И так задрожал, что упали иголки. опускают палочки под ноги.
Музыкально-ритмический комплекс-как эффективный путь воздействия на двигательную сферу ребенка. (Фитбол)
«Песенка Крокодила Гены» музыка Вл. Шаинского.
Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам
А вода по асфальту рекой, Сидя на мяче, «шагаем» на месте и активно маршируем руками.
, и неясно прохожим в этот день непогожий, почему я веселый такой Сидя на мяче, приставными шагами вправо ходьба вокруг мяча.
Я играю на гармошке у прохожих на виду…К сожаленью, в день рожденья только раз в году. Игра на гармошке- согнув локти в локтевых суставах перед грудью и развести активно их в стороны «удивление». Опустить руки вниз и поднять надплечья.
2. прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете и бесплатно покажет кино.
Сидя на мяче и активно вибрируя, «шагаеи» на месте ногами и маршируем руками
С днем рожденья поздравит и, наверно, оставит мне в подарок пятьсот эскимо. Сидя на мяче, приставными шагами влево ходьба вокруг мяча.
Я играю на гармошке у прохожих на виду…К сожаленью, в день рожденья только раз в году. Игра на гармошке- согнув локти в локтевых суставах перед грудью и развести активно их в стороны «удивление». Опустить руки вниз и поднять надплечья.
«Учим палочку танцевать»
(Играем с одной палочкой)
Цель: учить детей передавать не сложный ритмический рисунок.
Тише, тише, палка спит.
Палка – палочка лежит.
(палочка лежит на столе, указательный пальчик правой руки поднести к губам)
А теперь пора вставать,
Будет палочка плясать
Пляшет палка у меня –
(стучат торцом палочки по столу, на заданный ритм)
Примечание. Ритм задает ведущий игры.
Фотоотчет «Игры с песком, как средство развития речи детей» Уважаемые коллеги! Хочу рассказать вам о том, как я использую в своей работе пескотерапию. Все мы хорошо знаем, как труден процесс обучения,.
Музыкально-дидактические игры как средство формирования музыкально-сенсорных способностей у детей дошкольного возраста Гуманистическая тенденция формирования общества неразрывно связана с идеей “развивающейся личности в развивающемся мире”. Решение данной.
Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста Танец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию движений эти способности реализовать. В процессе изучения танцевальных.
Пальчиковые игры как средство развития речи детей младшего возраста Проблема развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста отражена в «Федеральном государственном стандарте дошкольного образования».
Музыкально-ритмические упражнений, направленные на развитие речи у детей с кохлеарными имплантами В последние несколько лет изучались особенности восприятия музыкальных сигналов пациентов с кохлеарными имплантами. Исследования проводили:.
Способы развития связной речи у детей с задержкой психического развития Проблема нарушений речи и их исправление у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития считается актуальной проблемой логопедии,.
Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей Театрализованные игры как средство развития выразительности речи детей. Для успешной работы по развитию интонационной выразительности речи.
Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста Театрализованные игры как средство развития речи детей раннего возраста. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного.
Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников
Евгения Кутузова
Русский фольклор как средство развития звуковой культуры речи дошкольников
Умение правильно использовать нормы устного и письменного языка, умение грамотно применять выразительные языковые средства в разных условиях общения является неотъемлемой частью поведения воспитанного человека. Для того чтобы в современном обществе было развито искусство грамотного общения, необходимо с дошкольного возраста воспитывать звуковую культуру речи. А примером высокой культурой речи в дошкольной образовательной организации служит в первую очередь воспитатель.
О. И. Соловьева, определяя основные направления работы по воспитанию звуковой культуры речи, отмечает, что «перед педагогом стоят задачи: воспитание у детей чистого ясного произношения звуков в словах, правильного произношения слов согласно нормам орфоэпии русского языка, воспитание отчетливого произношения (хорошей дикции, воспитание выразительности детской речи» [3].
Для эффективного решения поставленных задач Соловьева призывает соблюдать в групповой комнате тишину. Так как спокойная, тихая обстановка является одной из главных составляющих воспитания речевой культуры дошкольников. Еще не перешагнув порога в групповую комнату, нетрудно догадаться, какое место здесь занимает развитие культуры речи у детей. В группе относительная тишина, дети разговаривают между собой спокойным тоном. При обращении к воспитателю ребенок подойдет к нему и не спеша, спокойным тоном сообщит то, что его тревожит, соблюдая правила культурного общения с взрослыми. Воспитатель также говорит спокойно. Если необходимо привлечь внимание детей, он немного громче обращается к детям и, убедившись, что его слушают, спокойно дает распоряжение. В спокойной обстановке педагог может поговорить с каждым ребенком, подавая пример культурного речевого общения. В шумной обстановке труднее научить владеть интонациями и силой голоса, разговаривать спокойно, вежливо, выразительно, а также она вредит нервной системе, слуху и голосу дошкольников [3].
Главными компонентами культуры речи является развитие речевого слуха, артикуляционного аппарата и речевого дыхания. С развитым речевым слухом дошкольники быстро и правильно воспринимают речь, а именно звуковой облик слова. Это важно для понимания смысла слова и предупреждения ошибочного понимания в тех случаях, когда слова имеют незначительные различия в звуковом отношении, но и совершенно различны по смыслу (например, осень — озимь).
Развитие артикуляционного аппарата способствует правильному, ясному звукопроизношению. Звуки формируются в полости рта, объем и форма которых зависит от положений подвижных органов.
Развитие речевого дыхания обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Одним из эффективных и действенных средств, для развития культуры речи дошкольников является русский фольклор. Уже с раннего возраста важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка, привлекать его внимание к предметам, животным, людям, увеличивать запас слов, воспитывать культуру речи детей. В этом помогут жанры русского фольклора, их звучность, ритмичность, напевность, занимательность.
Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д. Ушинский. В 60-х г. XIX века в журнале «Учитель» появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка.
Выделяют следующие жанры детского фольклора: «поэзия пестования»; календарный; игровой; дидактический.
Поэзия пестования включает в себя: колыбельные песни, потешки.
Колыбельная – это первый жанр фольклора, с которым ребенок знакомится с первых дней жизни. Благодаря колыбельным песням обогащается словарь детей за счет того, что они содержат широкий круг сведений об окружающем мире. В колыбельной – не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя» такое грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи.
По мнению Широковой Е. Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т. п., наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи [1].
Потешки развивают фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией и исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, дети приобщаются именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем это будет способствовать формированию образности речи дошкольников, речевой культуры. Многие потешки сопровождаются движениями рук («Ладушки», «Сорока»). Другие сопровождают подвижные игры такие как «У медведя во бору», «Каравай», «Горелки» и другие [3].
Календарный вид жанров фольклора включает заклички и приговорки. Заклички – это песенки, в которых ребята обращаются к силам природы с какой-нибудь просьбой.
Приговорка – это коротенькие стихотворения, которые напевно произносят дети в разных случаях, например, обращаясь к живым существам.
Повторные сочетания действий ребёнка со словами закличек и приговорок приучают его вслушиваться в звуки речи, улавливать его ритм, отдельные звукосочетания, развивают речь ребёнка, мышление, фантазию и артикуляционный аппарат [2].
Игровой вид жанров включает в себя скороговорки, чистоговорки, считалки. Скороговорка – короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией. В них поставлены слова, похожие по звучанию, в которых используются одни и те же или сходные звуки, но в разных комбинациях. Скороговорки и чистоговорки слагаются для упражнения в скором и чистом произношении, почему в ней сталкиваются звуки, затрудняющие быстрый говор (Мама Милу мыла с мылом. Мила мыло не любила). Скороговорки способствуют развитию правильной речи, закрепляют правильное произношение звуков, для тренировки и совершенствования голосового аппарата, развивают фонематический слух у ребёнка. Шутки чистоговорки применяются для развития и совершенствования речевого слуха, речевого дыхания.
Считалки – это истории, придуманные для детей, способ осуществления объективной справедливости. Главная особенность считалки – четкий ритм, возможность кричать раздельно все слова (Тише, мыши, кот на крыше, а котята ещё выше. Кот пошёл за молоком, а котята кувырком. Кот пришёл без молока, а котята ха-ха-ха). Соревнование в сказывании считалок заставляет детей разучивать больше стихотворений и тем самым развивать память.
Дидактический вид жанров включает в себя пословицы и поговорки, загадки. Для быстрого запоминания нравственных норм и правил важны краткость, лаконичность пословиц. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению (Слово —не воробей: вылетит — не поймаешь, Тише едешь — дальше будешь). Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Произведения детского фольклора можно широко использовать в работе с детьми. На прогулке, во время игр, в процессе работы, в ходе занятий эти произведения станут прекрасным дополнением к содержанию наблюдений, анализу и оценке того или иного вида деятельности. Русский фольклор развивает ребенка всесторонне и является одним из действенных средств развития культуры речи дошкольников, формируя речевой слух, артикуляционный аппарат и речевое дыхание.
1. Аникин, Владимир Прокопьевич. Русский фольклор [Текст] : Учеб. пособие для филол. спец. вузов / В. П. Аникин.— Москва : Высшая школа, 1987. – 285 с.
2. Мельников М. Н. «Детский фольклор и проблемы народной педагогики», Новосибирск, Просвещение 1987.
3. Соловьева О. И. «Методика развития речи и обучения родному языку в детском саду» Издательство «Просвещение», М., 1966 г.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста Для того чтобы речь детей была не только правильной, точной, живой, выразительной, но дети чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться.
Консультация для педагогов «Речевое развитие дошкольников путем формирования звуковой культуры речи» «Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста» Культура речи — это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого,.
Консультация для родителей «Воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников» Цель: формирование у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью.
Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ «Фольклор как средство развития творческих способностей дошкольников» ВРЕМЕНА ТЕПЕРЬ ДРУГИЕ, КАК И ИГРЫ, И ДЕЛА. ДАЛЕКО УШЛА РОССИЯ ОТ СТРАНЫ, КАКОЙ БЫЛА, НО ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ. Русское.
Особенности воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в свете требований ФГОС дошкольного образования Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования включает в речевое развитие владение речью как средством общения.
Сущность и понятие процесса воспитания звуковой культуры речи младших дошкольников О. С. Ушакова отмечала, что культура речи – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Главным ее результатом считается.
Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Значение звуковой культуры речи в решении основных задач всестороннего развития младшего дошкольника. Красовская Елена Анатольевна Воспитатель.