какую роль выполняют в тексте глаголы
Глагол и его роль в тексте
Н. Греч отметил, что глагол «придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
Глагол обладает широкими возможностями описания жизни в ее развитии, движении, но в разных стилях глаголу отводится неодинаковая роль.
Минимум глагольных форм в официально-деловом стиле, который отличается наиболее ярко выраженным именным характером речи.
Речь, насыщенная глаголами, выразительно рисует стремительно разворачивающиеся события, создает энергию и напряженность повествования.
Изображая героя через его действия, писатель не только создает реальный образ, но и проникает в его психологию, внутренний мир, так как из отдельных поступков складывается поведение человека, а в нем отражаются чувства, желания и даже тайные помыслы.
Глагол более, чем любая другая часть речи, пригоден для «одушевления» предметов при олицетворении.
А.В. Кольцова «Лес» (Почернелты весь,//Затуманился. //Одичал, замолк. //Только в непогодь//Воешьжалобу //На безвременье.) Лес похож на насупившегося, нахмурившегося человека
Время глагола. а)глаголы в форме прошедшего времени, описывают минувшее (окончил, сидел, писал);
К экспрессивным формам прошедшего времени относятся и глагольно-междометные формы внезапно-мгновенного действия со значением стремительного движения или звучания — прыг, бух, толк, стук, бац, бах, тюк.
— повторяющиеся действия, не связанные с конкретным моментом (приносят
— для характеристики постоянного свойства предмета ([рукопись] читается с
в) форма будущего времени, чтобы назвать предстоящие действия (дадим, поработаете).
1. С частицей как глагол в форме будущего времени совершенного вида, указывает на внезапное наступление действия, отличающегося особой интенсивностью: Иван Иванович берется читать и… как захохочет! (Троеп.)
5. Забегаться, заждаться, загоститься, загуляться (такие глаголы обозначают действие, выходящее за пределы обычного или допустимого, отражая увлеченность, поглощенность субъекта действием);
6. Загнать, заласкать, заездить, закормить (эти глаголы указывают на результативность, которая иногда бывает осложнена оттенком такой полноты и интенсивности действия, что доводит объект до какого-то крайнего, выходящего из обычных границ состояния);
7. Убегаться, упрыгаться, уходиться, уездиться (глаголы этой группы обозначают действие, которое вызывает усталость, бессилие субъекта);
8. Избегаться, изголодаться, исстрадаться (у этих глаголов подчеркнуты длительность, интенсивность и исчерпанность действия).
9. Наигрывать, напевать, насвистывать. ( называют длительное и в то же время ослабленное, приглушенное действие и употребляются преимущественно в разговорном стиле).
Формы повелительного и сослагательного наклонения.
Повелительное наклонение принадлежит преимущественно разговорной речи. В научно-популярной помогает автору установить контакт с читателем, воздействовать на восприятие текста, вызвать интерес, усилить внимание: Не забывайте, что мы с вами перенеслись на несколько столетий назад. Этот прием оживляет речь, увеличивает читательскую активность.
Роль глагола в тексте
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по русскому языку в 6 классе «Роль глагола в тексте»
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Школа №25» г.о. Балашиха
— повторить и обобщить изученный материал о глаголе;
— показать возможности употребления глагола в тексте;
— научить определять роль глагола в художественном тексте;
— развивать устную и письменную речь учащихся;
— научить употреблять средства художественной выразительности при создании текста художественного стиля;
— содействовать развитию мыслительной деятельности учащихся;
— воспитывать любовь к слову.
-Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть! Присаживайтесь!
Отлично справились с заданием! Побеждает команда … ряда! За эту часть работы ребята получают …!
III . Проверка домашнего задания(дифференцированное задание):
А теперь обратимся к истории об одной из самых важных частей речи в русском языке, без неё ничто в мире не могло бы существовать и развиваться. Ребята подготовили небольшие выступления из «Истории частей речи»:
Ученик1: Глагол – одна из важнейших частей речи. Уже в самом названии подчеркивается его особая значимость. С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, меняется, звучит. Русский лингвист А. М. Пешковский утверждал, что глаголы – это слова, оживляющие всё, к чему они приложены.
— Приведите свои примеры (ответы).
IV . Работа с ЭОР (фронтальный опрос)
— Проверим. Слайд2 (олицетворение, примеры из худ. текста)
(к доске выходят два ученика, работают с интерактивной доской, вставляют буквы и раскрывают скобки).
— Справились? Проверяем. Слайд4 .(проверка написанного текста).
Слайд5-6. (работа по вопросам к тексту)
Слайд7. (синтаксическая работа). Просмотреть по рядам, кто какую группу выбрал. Сделать акцент/озвучить (если много человек выбрали глагольные СС), что главные члены предложения не являются словосочетанием! проверить ответы. Дополнить ответы ученикам. Добавить самой. Оценить.
— Молодцы, ребята, вы хорошо работали, и чтобы успешно идти дальше, надо немного отдохнуть. Слайд8 (бабочка).
VI . Постановка проблемы. Работа с текстом.
— Итак, мы говорили об использовании глаголов в художественном стиле речи. А в других стилях глагол встречАется и какое мЕсто по частоте употребления он занимает? Чтобы ответить на вопрос, откройте учебники на стр. 29. Упражнение 553. Прочитайте текст (один ученик читает).
— Какие стили речи называются в тексте? (ответы)
— Какова роль глагола в стилях? Приведите примеры (ответы).
— В дальнейшем мы будем работать над разными стилями и говорить о средствах выразительности в каждом из них. Но сегодня мы ведем разговор об особенностях использования глагола в художественной речи. В стихотворении Фета мы столкнулись с полным отсутствием глаголов, а как вы думаете, можно ли построить рассказ, используя лишь одни глаголы? Обратимся к упражнению 554. (Читает учитель).
— Текст называется «Один день». О каком дне идет речь? (ответы)
— Как вы догадались? (ответы).
— Понятен ли вам текст? (ответы)
— Глаголы в тексте-повествовании передают основную информацию, делают любое действие эмоционально окрашенным. Но ведь для создания яркой, образной и эмоциональной картины нужны и другие части речи.
VII . Групповая работа.
VIII . Рефлексия. Подведение итогов. Выставление оценок
Молодцы! Хорошо справились с заданием! А теперь подведем итоги:
— О чем мы сегодня говорили на уроке?
— В каких стилях глагол употребляется чаще всего?
— Какую роль играет глагол в художественной речи?
— В каком значении употребляется глагол в художественной речи?
— Можно ли составлять тексты, используя только глагол? Почему?
— Понравился ли вам урок?
Обязательная часть: № 564, на стр. 34.
на выбор: написать сочинение-рассуждение о роли глагола в речи
Конспект урока » Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема: Что такое текст-повествование? Какова в нем роль глаголов?
Цель: создать условия для приобретения новых знаний при организации совместной и самостоятельной деятельности обучающихся по определению типа текста с применением приёмов и методов, направленных на формирование читательской компетентности школьников.
Тип урока: урок открытия новых знаний и УУД.
1. Личностные – формировать положительную мотивацию учения, осознавать свои возможности в учении, способность адекватно судить о причинах своего успеха и неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Регулятивные – развивать умение ставить учебную задачу самостоятельно, способствовать развитию навыков самоконтроля; принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения
Коммуникативные – уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, формировать умения договариваться и распределять обязанности при работе в парах, в группах.
3.Предметные – познакомиться с типами текста (повествование и описание), учиться самостоятельно, анализировать содержание текста, знать особенности каждого текста и определять тип текста.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая.
• школьник получит возможность учиться оценивать свою деятельность на уроке и ответы своих одноклассников, умение передавать содержание текста своими словами. Предметные: обучающиеся получат знания о повествовательном тексте; научатся выделять особенности текста ; самостоятельно образовывать новый текст; находить информацию в тексте.
• познавательные: школьник получит возможность учиться добывать информацию; осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно осуществлять самоконтроль при работе с текстом; строить логическое рассуждение, включающее причинно-следственные связи;
• коммуникативные: ученик получит возможность учиться выслушивать разные точки зрения; учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; аргументировать свою позицию; осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь в сотрудничестве;
• регулятивные: ученик получит возможность учиться принимать и сохранять учебную задачу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; составлять простейший план действий; осуществлять итоговый контроль по Связь заглавия и главной мысли текста.
(технология оценивания учебных успехов)
Конспект урока по русскому языку 4 класс «Роль глаголов в языке»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Конспект урока по русскому языку 4 класс
Роль глаголов в языке.
Расширение и уточнение представлений о синтаксической роли глагола в речи на основе практической деятельности; углубление знаний учащихся о глаголе, как о части речи.
Образовательные – уметь отличать глаголы от других частей речи и точно употреблять их в речи; провести наблюдение за ролью глаголов в речи.
Развивающие – продолжить развитие умений и навыков сравнительного анализа, самостоятельной работы, развивать умение сравнивать слова, совершенствовать правильную речь через обогащение словарного запаса.
Воспитательные – прививать принципы коммуникативных отношений и в дальнейшем применять их в совместной (групповой) работе.
Предметные : различать глаголы среди других частей речи; называть изученные грамматические признаки глаголов; определять значение глаголов-омонимов;
Метапредметные научатся: осуществлять анализ информации, аргументировать свою позицию и координировать её с позиции одноклассников;
— самостоятельно формулировать выводы, исходя из наблюдения и обсуждаемого материала;
— оценивать правильность выполнения действий, планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей
Личностные УУД: проявление познавательного интереса к учебному материалу
Регулятивные УУД: умение выбирать рациональный способ решения поставленной задачи; способ выхода из проблемной ситуации на основе диалога
Коммуникативные УУД: умение слушать и слышать другого; вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении
Авторская презентация, мультимедийный проектор
Мотивирование к УД
(Ученики заранее рассажены на группы по 3-4 человека)
Организация класса. Слайд № 2.
— Наступил долгожданный апрель– начало пробуждения природы. Все больше радует нас ласковое солнышко. Сегодня оно засияло и у нас в классе. Улыбнитесь нашим гостям, улыбнитесь мне и друг другу. Ведь добрая улыбка поднимает настроение, укрепляет здоровье, располагает к плодотворному общению. А у нас сегодня не простой урок, а урок-исследование.
Поприветствовали гостей, улыбнусь, сели за парты.
Локализация затруднений (этап, аналогичный постановке учебной задачи)
— Предметом нашего исследования станет часть речи, которую вам нужно угадать.
Послушайте стихотворение. Догадайтесь, о какой части речи в нём говориться.
Интересная часть речи
В русском языке живёт
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт.
Вышивает, или пашет,
Варит, жарит, моет, чистит-
(Глагол)- Тема нашего урока: Глагол. Роль глаголов в языке. Слайд № 3
-Сформулируйте цель урока (обобщить знания о глаголе как части речи,
узнать, какую роль играет глагол в предложении и речи)
— Узнать, какую роль выполняет глагол в языке
— Вспомнить всё, что мы уже знаем про эту часть речи.
— Повторение, открытие нового знания, закрепление, подведение итогов
Построение проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия» нового знания)
— Откройте тетради, запишите число, классная работа
На доске: Лена видела в лесу настоящую лису.
— Чтобы отгадать букву, которую нужно написать, послушайте ее характеристику:
• Эта буква согласного звука
• Обозначает звонкий звук
• Является суффиксом в глаголах прошедшего времени
• В данном предложении встречается 4 раза.
— Запишите букву. Запишите предложение. Что интересного заметили в нем? (В предложении есть омонимы – слова, совпадающие по звучанию, но отличающиеся значением, грамматической характеристикой и написанием)
Записывают дату и классную работу.
Читают предложение с доски.
Прописывают букву, записывают предложение.
-В предложении есть омонимы.
Обобщение затруднений во внешней речи (этап, аналогичный этапу первичного закрепления)
Слайд№4
— Прочитайте текст и ответьте на вопрос : что означает слово «глагол» на старославянском языке?
Слово «глагол» заимствовано из старославянского языка, где оно имело значение « слово, речь », «глаголить» значило говорить…
Слайд№5
-Из представленных вашему вниманию слов выберите те, которые относятся к теме нашего урока: предмет, часть речи, какой? действие предмета, что делать? кто? что сделать? признак предмета.
Конспект урока на тему «Роль глагола в разных стилях речи»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тема урока: «Роль глагола в текстах разных стилей»
Цель урока: дать представление о роли глагола в текстах разных стилей;
Задачи урока: обогащать словарный запас учащихся, повторить грамматические признаки глагола. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в разговорной и художественной речи. Формировать умение использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Совершенствовать умение анализировать текст. Развивать речевую и мыслительную деятельности.
Оборудование: интерактивная доска, карточки с текстовыми заданиями, персональный компьютер.
I Организационный момент.
— Добрый день, ребята! Присаживайтесь, пожалуйста. Меня зовут Екатерина Сергеевна. Я надеюсь, что вы поможете мне провести очень хороший урок русского языка. А я буду стараться, чтобы вам было интересно.
II Вступительное слово учителя.
Прочитайте высказывание известного журналиста, писателя, филолога Х I Х века Николая Греча. Как вы думаете, о какой части речи так сказал лингвист?
«Придает речи жизнь», «присутствием своим животворит отдельные слова».
— Конечно, это глагол. Как вы понимаете эти слова?( Животворит – одухотворяет).
— На прошлых уроках мы говорили о синтаксической роли глагола в словосочетании, предложении и в художественных текстах. Помимо художественного стиля речи есть ещё и другие стили.
— Попробуйте сформулировать тему урока. (Роль глагола в текстах разных стилей)
— Изначально слово глагол обозначало просто слово, а «глаголить» значило говорить. Сегодня мы будем рассматривать глагол не просто как часть речи, а как единицу языка в разных стилях речи, несущую определённый эмоциональный заряд, имеющую «животворящую силу».
Попробуем сформулировать цели урока:
Знать: какую роль играют глаголы в тексте.
Уметь: находить глаголы, определять их значение/
— Вы уже знакомы с употреблением глагола в художественном стиле.
— А какие еще стили речи вы знаете? (официально-деловой, разговорный публицистический, научный)
— Посмотрите на экран. На уроке мы будем работать с глаголами на основе трех стилей: публицистическом, официально-деловом и разговорном. А в конце нашего занятия мы выполним небольшую самостоятельную работу.
Фронтальный опрос. (работает весь класс)
— Для того чтобы выполнить задание, нужно вспомнить основную информацию об этом стиле.
— Назовите сферу применения этого стиля? (газеты, журналы, телевидение, выступления на митингах, собраниях).
— Перечислите основные стилевые черты. (призывность, яркость, эмоциональность)
— Какие языковые средства используются в этом стиле?( обращения, риторические вопросы, побудительные предложения, общественно-политическая лексика)
— Теперь можно приступить к заданию.
— Прочитайте текст в карточке под номером 1 и подумайте к какому стилю речи относится этот текст.
(чтение текста учащимися)
Тяжко я ненавижу фашистов за все, что они причинили моей родине и мне лично, и в то же время всем сердцем люблю свой народ и не хочу, чтобы ему пришлось страдать под фашистским игом. Вот это-то и заставляет меня, да и всех нас, драться с таким ожесточением, именно эти два чувства, воплощенные в действие, и приведут к нам победу. И если любовь к родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть всегда мы носим на кончиках штыков. Извините, если это замысловато сказано, но я так думаю, — закончил лейтенант Герасимов и впервые за время нашего знакомства улыбнулся простой и милой, ребяческой улыбкой.
М.Шолохов. Наука ненависти
— Совсем скоро вся страна и мы с вами будем отмечать День Защитника Отечества.
Нашу страну, наш народ на протяжении ее истории много раз защищали наши доблестные воины. Они побеждали в самых трудных битвах и сражениях, выигрывали самые тяжелые войны, последней из которых была Великая Отечественная война 1941-1945 годов, унесшая 27 миллионов жизней. Победой в этой войне мы обязаны всем: рядовым и генералам, женщинам и старикам, а еще детям, которые были вашими сверстниками или старше вас. Вот почему на сегодняшнем уроке весь текстовый материал будет посвящен именно этому тяжелейшему испытанию, выпавшему на долю нашей Родины.
— Да, это отрывок написан в публицистическом стиле. А написал его наш земляк Михаил. Алекс. Шолохова.
— Сформулируйте основную мысль данного текста.(2 противоположных чувства помогают человеку противостоять врагу, несмотря ни на что идти к победе).
— Перечислите 1 группа по цепочке все глаголы в тексте.
— С помощью каких глаголов автором выражено отрицательное отношение героя к войне? (причинили, пришлось страдать, заставляет драться).
— Найдите в тексте, с помощью каких глаголов Герасимов говорит о другом, совсем противоположном чувстве?(приведут, хранится, будет храниться, бьются, улыбнулся).
— Какие морфологические признаки глаголов (время, лицо, число, наклонение), употребленных в данном тексте, позволили автору придать ему достоверность и выразительность? Докажите на примерах.
— Молодцы, справились совсем трудным заданием. Делаем вывод.
— Так какова же роль глаголов в публицистическом стиле?( Глаголы подчеркивают характер героев, помогают нам увидеть говорящего и услышать его, оценить персонаж, делают речь более понятной, вырпзительной. )
— Какие же основные стилевые черты у этого стиля? (точность формулировок, неличный характер, стандартизированность, стереотипность построения текста…)
— Назовите сферу применения этого стиля? (различные документы)
— Прочитайте текст в карточке под номером 2 и попробуйте доказать почему этот текст относится к офиц.-деловому стилю?
«Выдержка из директивы СНК СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г.
Итак, 2 группа работает, остальные помогают и добавляют ответы.
— Почему этот текст относится к офиц.-деловому стилю ?(это документ-заявление, сжатое и лаконичное изложение текста, построен текст по клише…)
— Напишите все глаголы в тексте. (1 у доски) А остальные отвечают на вопрос:
— Какое значение имеют глаголы в данном тексте?
— Молодцы., справились с этим заданием.
— Поработали, пора и отдохнуть.
— Встали, расслабились, выполним несколько упражнений:
— брови свести и развести;
— глаза прищурить, затем широко открыть;
— губы максимально растянуть в улыбке, а теперь поджать;
— шею максимально вытянуть, опустить;
— плечи свести и развести;
— руками обнять себя, погладить и пожелать себе успехов в учёбе.
Свою пока не нашла.
-Молодцы. Разговорный стиль.
3-я команда выполняет задание.
Определить какие из глаголов относятся к разговорному стилю на интерактивной доске:
Сносит (башку), задумывались, купились (на шутку), зашкаливает, сосредоточился, доминировать, подевался (куда), обращаться.
— Отлично справился с заданием, проходи на свое место.
— А сейчас возьмите карточки под №3. Прочитайте и подумайте, о чем здесь идет речь.
Он встает и, подсев к мальчику на нары, вполголоса и, как я понимаю, не
в первый раз инструктирует его:
прислушивайся. Замирай и прислушивайся. По траншеям ходят патрули, значит,
Я звоню командиру пятой роты Гущину и, сообщив ему, что он остается за
меня, отдаю необходимые распоряжения. Положив трубку, я снова слышу тихий голос Холина:
раздражением спрашивает мальчик.
— Знаю! Но ты будь! И помни всегда: ты не один! Помни: где бы ты ни
был, я все время думаю о тебе. И подполковник тоже.
— Так о чем идет речь в этом тексте? (мальчик уходит на задание…….)
— Назовите глаголы. Насколько важны глаголы в разговорном стиле? (Главная, ключевая роль)
— В состав какой лексической единицы входят некоторые глаголы, например, на рожон не лезь?(фразеологизм) Для чего автор применяет фразеологизм в разговорном стиле?
— Глаголов какого наклонения больше всего в данном диалоге? Чем это объяснить?
-Какова же роль глаголов в разговорном стиле?( Разговорный стиль используется в повседневной жизни: люди делятся с окружающими своими мыслями и чувствами, обмениваются информацией по бытовым вопросам. Например, это может быть телефонный звонок, дружеская беседа, письма. В непринуждённой обстановке мы используем разговорную и просторечную лексику (чаёк, поболтать, мобила). Для этого стиля характерны эмоциональность, образность ).
IV Подведение итога урока.
Домашнее задание: страница № …, упр.№…. Списать данный текст и определить стили речи.
— Сейчас вы, работая в группах, подведете итог нашему занятию.
— Чем вам запомнится сегодняшний урок?
— Спасибо вам, дети, за участие в уроке! А еще берегите мир! Всегда помните о тех, кто его отстоял!