какую роль в жизни земноводных играет слизь выделяемая кожными железами
Тест по теме Класс земноводные
А) живорождение
Б) внешнее оплодотворение
В) наличие левой дуги аорты
Г) в эритроцитах отсутствуют ядра
Д) альвеолярные легкие
Е) кожное дыхание
1) Земноводные
2) Млекопитающие
Верный ответ: 212221
Верный ответ: Туловищный
А) живорождение
Б) внешнее оплодотворение
В) наличие левой дуги аорты
Г) в эритроцитах отсутствуют ядра
Д) альвеолярные легкие
Е) кожное дыхание
1) Земноводные
2) Млекопитающие
Верный ответ: 212221
1) Предохраняет кожу от иссушения
2) Обеспечивает газообмен между капиллярами кожи и внешней средой
3) Выполняет защитную функцию благодаря выделению особых веществ (ядовитых, бактерицидных)
4) Снижает трение о воду, что увеличивает скорость земноводных при плавании
А) образует роговой панцирь
Б) обильно снабжена капиллярами, тонкая
В) содержит обилие желёз
Г) образует роговые пластинки
Д) обеспечивает газообмен
Е) осуществляет всасывание воды
1) Пресмыкающиеся
2) Земноводные
ГДЗ биология 7 класс Константинов, Бабенко Вентана-Граф Задание: Подведем итоги Стр 175
Выполните задания
№ 1. Укажите черты приспособленности земноводных к жизни на суше и в воде.
У земноводных опорно-двигательный аппарат приспособлен к жизни, как на суше, так и в воде. Благодаря сильным задним конечностям они легко могут плавать и прыгать. Также наличие перепонок между пальцами на лапах и обтекаемая форма тела облегчает им плаванье. Наличие лёгких и кожное дыхание позволяет им дышать под водой и на суходоле.
Расположенные на возвышениях ноздри и глаза с подвижными веками позволяют земноводным сидеть в воде, высовывая голову на поверхность водоема. Слезные железы и веки защищают слизистую глаз от пересыхания на суше.
№ 2. Назовите части тела лягушки. Каково их строение?
Размеры тела взрослой лягушки варьируются от 8 мм до 320 мм. Туловище коренастое и короткое, глаза выступающие, язык раздвоенный, ребра и хвост отсутствуют. Хвостовой отдел позвоночника видоизмененный – вместо него палочковидная кость. Конечности хорошо развиты. Задние конечности длиннее передних, отличаются более мощной мускулатурой и обычно приспособлены к прыганию. Кожа у лягушек обладает большим количеством желез и проницаема для газов и воды.
№ 3. Установите взаимосвязь строения и функций конечностей амфибий.
Передние конечности амфибий состоят из плечевого пояса, предплечий и трех отделов, которые образуют кисть: запястье, пясть и фаланги. Опорой для всего тела является как раз плечевой пояс, который объединяет парные лопатки, парные ключицы и парные вороньи кости – коракоиды. Ключицы и вороньи кости соединены с грудиной. Задние конечности состоят из бедер, голени и трех отделов, которые формируют стопу: предплюсна, плюсна и фаланги.
Лапы у амфибий маленького размера, что обусловлено тем, что данные особи большую часть времени проводят в воде – наиболее комфортной для них среде. Наличие хвоста также помогает амфибиям преодолевать большие расстояния в воде, но позволяет быстро двигаться на суше.
№ 4. Охарактеризуйте роль кожи в жизни земноводных.
Кожные покровы у земноводных выполняют жизненно важную функцию – помогают телу получать кислород в воде, а значит, служат дополнительным органом дыхания. Кожа у них голая, имеет множество кровеносных сосудов и покрыта выделяемой кожными железами слизью. Через кровеносные сосуды животные и получают из внешней среды кислород, а взамен выводят из организма углекислый газ. Слизь не дает коже пересыхать, когда земноводное находится на суше, и защищает организм от вредоносных бактерий.
№ 5. Назовите черты внутреннего строения амфибий, по которым можно судить об усложнении их организма в процессе эволюции.
Предками амфибий считаются древние кистеперые рыбы. По сравнению с прародителями, у амфибий в процессе эволюции появились парные конечности суставного типа. Усложнилась кровеносная и дыхательная системы. Сердце стало трёхкамерным (у кистеперых рыб оно было двухкамерным), что повлекло появление второго круга кровообращения. Так как у амфибий развились лёгкие, дыхание стало лёгочным.
№ 6. Охарактеризуйте особенности размножения и развития лягушки.
Репродуктивная система лягушек базируется на внешнем оплодотворении, а их органы размножения схожи по своему строению с органами размножения у рыб. Все особи раздельнополые.
Самки лягушек откладывают икру, а самцы выпускают на нее жидкость, которая содержит сперматозоиды. Через некоторое время оболочка у икринок разбухает и превращается в прозрачный студенистый слой. Внутри можно разглядеть яйцо. Через 2 – 3 недели из такого яйца появляется головастик с длинным хвостом и жабрами для дыхания. Чуть позже у него укорачивается хвост, появляются задние и передние ноги, развиваются лёгкие. Полноценный лягушонок растет и выбирается на сушу.
№ 7. Охарактеризуйте роль земноводных в природе.
Роль земноводных в природе разнообразна. Она заключается в том, что земноводные являются хищниками и поедают многих вредных беспозвоночных, например, личинок, насекомых, моллюсков, а также мышей и крыс, которые являются переносчиками различных возбудителей болезней.
Сами земноводные также являются пищей для многих млекопитающих и птиц. В некоторых странах люди используют, например, саламандр и лягушек для приготовления различных блюд.
Широко используются земноводные и для медико-биологических исследований. Благодаря опытам в разных лабораториях мира ученым удается получить лечебные вещества, яды и т.д.
№ 8. Назовите представителей класса Земноводные, занесенных в Красную книгу.
Сирийская чесночница, камышовая жаба, кавказская крестовка, уссурийский когтистый тритон, малоазийский тритон, кавказская жаба.
Стр. 176. Какие утверждения верны?
№ 1. У земноводных взрослые особи чаще обитают на суше, но раз-множение и развитие происходит в воде.
№ 2. У земноводных нет постоянной температуры тела.
№ 3. Глаза у земноводных не имеют век.
№ 4. Дышат амфибии лёгкими и жабрами.
№ 5. Сердце земноводных трёхкамерное, у них два круга кровообращения.
№ 6. Трёхкамерное сердце не обеспечивает полного разделения артериальной и венозной крови.
№ 7. В процессе развития жабры у головастика заменяются на лёгкие.
№ 8. Скелет позвоночника отдельных представителей земноводных имеет шейный, туловищный, крестцовый и хвостовой отделы.
№ 9. Земноводные имеют сходное с рыбами строение нервной системы.
№ 10. Головастик лягушки, как и рыбы, имеет двухкамерное сердце и один круг кровообращения.
Стр. 176. Выберите все правильные ответы
№ 1. Характерными признаками представителей класса Земноводные можно считать:
а) заселение наземно-воздушной и водной сред обитания;
б) постоянную температуру тела;
в) дыхание с помощью трахей растворенным в воде кислородом;
г) два круга кровообращения.
Ответ: а, г.
№ 2. Черты земноводных:
а) влажное, покрытое слизью тело;
б) расположенные на возвышениях глаза и ноздри;
г) воздушное дыхание легкими.
Ответ: а, б, в, г.
К классу Амфибии относят:
Ответ: а, г.
№ 3. Земноводные играют важную роль в биоценозах и в жизни человека:
а) регулируют численность беспозвоночных;
б) распространяют растения;
в) служат пищей для других животных;
г) используются для научных биологических исследований.
Ответ: а, в, г.
Стр. 177. Вопросы для обсуждения
№ 1. В связи с чем в университете Сорбонна поставлен памятник лягушке?
Памятник лягушке поставлен в Парижском университете в Сорбонне по настоянию французского естествоиспытателя Клода Бернара, который хотел отдать дань и таким образом отблагодарить своих подопытных животных.
№ 2. Почему сокращается количество земноводных? К каким последствиям это может привести?
Сокращение численности земноводных обусловлено тремя группами воздействий человека на них: физические, химические и биологические. Под физическими факторами подразумевается вырубка лесов, распашка целинных земель, создание водохранилищ, деградация малых рек и осушение болот, зарегулирование стоков рек.
Химические факторы пагубного воздействия на численность земноводных включают влияние токсических веществ и радионуклидов, закисление природных вод. Биологические – прямое и случайное уничтожение, избыточный промысел, акклиматизацию.
Последствия таких влияний непредсказуемы, начиная от распространения большого количества заболеваний и мутаций у земноводных, и заканчивая их гибелью и исчезанием целых видов.
№ 3. Почему земноводные получили второе название – амфибии?
В переводе с греческого языка слово «амфибия» означает «живущий двойной жизнью». У земноводных есть лёгкие, на их теле появились конечности, они могут жить на суше, но и в воде чувствуют себя комфортно за счет кожного дыхания, гладкой кожи, покрытой слизью, и перепонкам на пальцах конечностей.
Стр. 177. Темы проектов
№ 1. Амфибии – примитивные наземные позвоночные животные.
Амфибии являются первыми наземными позвоночными животными и представляют собой промежуточное звено между водными организмами (рыбами) и истинно сухопутными формами живых существ – рептилиями. Они произошли от древних кистеперых рыб, которые имели своеобразное строение парных конечностей. А первыми примитивными амфибиями были ихтиостегиды, которые сохранили многие типичные для рыб черты.
Современные амфибии дышат с помощью парных органов – лёгких. Лёгкие у них являются приспособлением к газообмену в воздушной среде, как и у всех наземных беспозвоночных. Однако развитие их очень слабое, что компенсируется наличием хорошо развитого кожного дыхания.
№ 2. Образ жизни земноводных.
Большинство земноводных проводит свою жизнь во влажных местах, чередуя пребывание в воде и на суше. Однако среди таких животных есть виды, которые проводят всю свою жизнь исключительно в воде или исключительно на суше. Недостаточная приспособленность земноводных к обитанию в наземной среде стала причиной резких изменений их образа жизни в связи с сезонными изменениями их условий существования. При неблагоприятных условиях, например, при засухе или холодах, они способны впадать в спячку. А у некоторых подвидов активность может меняться, исходя из того, какое время суток. Хотя есть представители, которые способны переносить длительное пересыхание, замораживание и даже умеют регенерировать некоторые утраченные участки своего тела.
№ 3. Усложнение организации земноводных в сравнении с рыбами.
По сравнению с рыбами земноводные отличаются гораздо более сложным строением тела. Например, у них есть мощные лапы, с помощью которых они могут быстро передвигаться, как в воде, так и на суше. Наличие лёгочного (по сравнению с рыбами у них есть лёгкие) и кожного дыхания значительно упрощает им жизнь в этих двух стихиях.
Также у земноводных иначе устроена кровеносная система. У них два круга кровообращения, трехкамерное сердце (есть предсердия и желудочек). У земноводных недоразвит мозжечок, но хорошо развиты передние отделы головного мозга.
№ 4. Происхождение современных амфибий.
Наиболее вероятными предками земноводных принято считать кистепёрых рыб, которые относились к группе рипидистий и жили в конце девонского периода. У них были мощные плавники, двойное дыхание. Также кистеперые рыбы умели переползать из пересохших водоемов в ближайшие действующие водоемы при помощи плавников, которые впоследствии стали схожими с конечностями наземных беспозвоночных. Развитие ранних амфибий пришелся на поздний палеозой. Хотя к концу триасового периода они практически полностью исчезли.
№ 5. Роль земноводных в природе и в жизни человека.
Земноводные являются важным звеном пищевой цепочки. Они служат пищей для разных животных, а также сами способны уничтожать многих беспозвоночных, тем самым контролируя численность кровососущих насекомых и других насекомых-вредителей. Некоторых представителей земноводных, например, тигровую или остромордую лягушку, используют и для приготовления деликатесов на кухнях.
На сегодняшний день существует много ферм по всему миру, на которых специально выращивают разных земноводных. Это позволяет их использовать для получения ядов, что необходимо при изготовлении лекарств, а также в качестве классического лабораторного объекта для всевозможных испытаний.
Стр. 177. Практические задания
№ 1. Летом понаблюдайте за поведением лягушки во время выслеживания добычи (дождевого червя, насекомого), за ее передвижением на суше, в воде.
Передвигаются лягушки разными способами. В зависимости от среды своего обитания они бегают, прыгают, роют норы, плавают, лазают по деревьям и даже планируют. Во время выслеживания добычи, например, насекомого, они могут прыгать на расстояние, которое будет в 50 раз превышать размеры их тела.
№ 2. В весеннее время постарайтесь проследить цикл развития лягушки, наблюдая его различные стадии в ближайших водоемах (икра – головастик – взрослая лягушка). Обратите внимание на особенности строения головастика и маленького лягушонка.
Икринка лягушки содержится в многослойном желатиновом материале, который защищает ее от механических повреждений и не препятствует прохождению кислорода, аммиака и углекислого газа. Размер и форма икринки характерна для каждого вида.
Из икринок на свет появляются головастики. Они ведут водный образ жизни, а тело их имеет овальную форму. У них сплющенный по вертикали длинный хвост, который уже приспособлен к плаванию.
Головастики травоядные и питаются водорослями, которые отфильтрованы через жабры из воды. Хотя некоторые хищные виды уже на стадии головастиков питаются насекомыми и поедают мелких рыб. Эта стадия развития в среднем составляет от одной недели до нескольких месяцев.
После завершения стадии головастика происходит процесс метаморфоза. Во время него системы организма перестраиваются во взрослую форму. Длится процесс около суток. Передние конечности становятся видимыми, нижняя челюсть приобретает характерную для взрослых особей форму, глаза сдвигаются выше, а над ними формируются веки.
№ 3. Установите, какие земноводные встречаются в окрестных лесах, на полях, в водах на территории вашей местности.
Остроносая и травяная лягушка, серая жаба, обыкновенный тритон, озерная лягушка.
Глава 10
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обзор подтипа Позвоночных»
1. Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?
1) Осевой скелет – хорда, лежащая над кишечником (хотя бы на одной из стадий жизни)
2) Нервная система – нервная трубка, лежащая над хордой.
3) Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне тела.
4) В стенке глотки имеются жаберные щели (по крайней мере, в эмбриональном развитии).
2. Какие органы чувств и как позволяют рыбам ориентироваться в воде? Назовите не менее трех органов.
1) Боковая линия (определяет направление течения воды).
2) Глаза (определяют предметы на близком расстоянии).
3) Органы обоняния — парные ноздри — позволяют воспринимать запахи растворенных веществ.
3. В чем проявляется забота о потомстве у птиц? Приведите не менее трех примеров. Какие рефлексы лежат в основе заботы о потомстве?
1) птицы строят гнезда;
2) насиживают яйца и выводят птенцов;
3) выкармливают, защищают и обучают потомство;
4) безусловные рефлексы (инстинкты)
4. Какие особенности внешнего строения сформировались у птиц в связи с приспособлением к полёту? Укажите три особенности и их значение для полёта.
1. Обтекаемая форма тела уменьшает трение о воздух при полете.
2. Передние конечности превратились в крылья, с помощью них птица летает.
3. Маховые перья создают поверхность крыла, необходимую для полета. Покровные перья создают обтекаемую форму тела. Рулевые перья на хвосте обеспечивают маневренность при полете.
5. У жаб площадь газообмена в лёгких значительно больше, чем у лягушек. Как лягушки компенсируют недостаток кислорода, поступающего в организм через лёгкие? Почему жабы, в отличие от лягушек, могут длительное время находиться вне водоёма? Объясните, почему, несмотря на дыхание атмосферным кислородом, у жаб и лягушек низкий уровень обмена веществ.
1. У лягушек дополнительный газообмен происходит через влажную кожу.
2. У жаб легкие развиты лучше, чем у лягушек, а кожа сухая, бугристая, защищает организм от высыхания, в газообменне практически не участвует.
3. Низкий обмен веществ связан со слабым развитием легких и снабжением тела смешанной кровью (кровью с низкой концентрацией кислорода).
6. У некоторых пресмыкающихся в северных областях, например у обыкновенной гадюки, наблюдается яйцеживорождение. Объясните это явление. С чем связано такое приспособление? Почему у птиц, которые также размножаются яйцами, такое явление отсутствует? Дайте обоснованный ответ.
1. При работе мышц гадюки выделяется тепло, поэтому внутри тела гадюки теплее, чем снаружи, и развитие яиц идет быстрее. Это важно в северных областях, где короткое и недостаточно жаркое лето.
2. У птиц нет яйцеживорождения, поскольку ношение яйца с собой увеличивало бы их вес и мешало летать.
7. Какие черты организации пресмыкающихся позволили им освоить наземно-воздушную среду обитания? Назовите не менее четырех признаков.
1) внутреннее оплодотворение, размножение, не связанное с водой;
2) особенности строения яйца (крупные, с запасом питательных веществ, покрытое плотной оболочкой);
3) роговой покров тела (кожа сухая, практически без желез);
4) только легочное дыхание;
5) в желудочке сердца неполная перегородка, поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются лишь частично.
8. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Земноводные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Земноводные – первые позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу. (2) Большинство видов земноводных живет на суше, а размножается в воде. (3) В воде у взрослых земноводных осуществляется только кожное дыхание, а на суше – только легочное. (4) У взрослых земноводных в желудочке сердца кровь венозная, имеются два круга кровообращения. (5) Развитие земноводных происходит с превращением, для личинки на ранних стадиях развития характерна рыбообразная форма. (6) У бесхвостых земноводных внутреннее оплодотворение. (7) Тесная связь с водой, сходство с рыбами на ранних стадиях развития указывают на происхождение земноводных от древних рыб.
9. Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.
1) Днем в пустыне очень жарко.
2) Пресмыкающиеся, которые не контролируют температуру своего тела, рискуют перегреться. Ночной образ жизни позволяет им избежать перегрева.
3) Млекопитающие в жару должны испарять слишком много воды для поддержания постоянной температуры тела. Ночной образ жизни позволяет им избежать излишних потерь воды.
4) Ночью в условиях пониженной температуры воздуха происходит конденсация влаги и животные могут потреблять эту воду.
10. Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?
Зародыш кролика получает питательные вещества от матери через плаценту, поэтому ему не нужно хранить питательные вещества в яйце.
11. Назовите орган, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какую функцию он выполняет при движении рыбы в толще воды? Объясните принцип действия этого органа.
1) Вопросительным знаком обозначен плавательный пузырь.
2) Он выполняет гидростатическую функцию (делает плотность тела рыбы равной плотности воды).
3) При расширении плавательного пузыря плотность тела рыбы уменьшается, рыба становится легче воды и всплывает. При сжатии плавательного пузыря плотность тела рыбы увеличивается, рыба становится тяжелее воды и тонет.
12. Какие особенности строения земноводных обеспечили им выход на сушу в процессе эволюции? Укажите не менее четырех особенностей и их значение.
1) Легкие позволяют земноводным дышать на суше.
2) Трехкамерное сердце и легочный круг кровообращения позволяют земноводным доставлять больше кислорода к тканям.
3) Развитые конечности рычажного типа позволяют земноводным передвигаться по суше.
4) Подвижные веки и слезные железы позволяют им смачивать глаза на суше.
5) Слюнные железы позволяют им питаться сухой пищей.
13. У большинства млекопитающих кожа покрыта шерстью, а у птиц – перьями, предотвращающими излучение тепла. Какие особенности строения организма позволяют избежать его перегрева у зайцев, собак и птиц? Ответ поясните.
1) у зайцев длинные ушные раковины имеют не покрытую шерстью часть, через которую излучается тепло;
2) собаки высовывают язык и часто дышат, используя поверхность языка (и дыхательных путей) для охлаждения;
3) птиц от перегрева в полете защищают воздушные мешки, которые обеспечивают охлаждение внутренних органов
14. Какие особенности в строении скелета сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полету? Приведите не менее четырех особенностей. Ответ поясните.
1) кости тонкие, заполнены воздухом, что облегчает массу тела;
2) срастание многих костей в разных отделах обеспечивает компактность и прочность скелета (в кисти, позвоночнике, стопе);
3) грудина имеет киль, к которому прикрепляются мощные мышцы, обеспечивающие движение крыльев;
4) отсутствие зубов в челюстях облегчает массу тела
15. По каким признакам крокодилов и водных черепах относят к классу Пресмыкающиеся? Укажите не менее четырех признаков.
1) у этих животных кожа сухая, покрыта роговыми или костными пластинками;
2) они дышат только кислородом воздуха с помощью ячеистых легких;
3) у водных черепах сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке (у крокодилов сердце четырехкамерное), по большому кругу течет смешанная кровь;
4) оплодотворение внутреннее, откладывают на суше яйца с большим запасом питательных веществ и плотными яйцевыми оболочками
16. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.
1) обеспечивает обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете;
2) осуществляет теплоизоляцию (и гидроизоляцию у водоплавающих);
3) образует необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост);
4) при половом диморфизме служит для привлечения самцом самок и обеспечивает сохранность тепла при насиживании кладки (пуховые перья)
17. Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся?
1) млекопитающие рождают живых детенышей, а большинство пресмыкающихся откладывают яйца;
2) зародыш млекопитающего развивается в матке с образованием плаценты, а у пресмыкающегося – в яйце;
3) млекопитающие, в отличие от пресмыкающихся, выкармливают детенышей молоком и длительно заботятся о потомстве.
18. Какую роль в жизни земноводных играет слизь, выделяемая кожными железами? Укажите не менее четырех функций.
1) обеспечивает газообмен через кожу
2) предохраняет кожу от иссушения
3) выполняет защитную функцию, выделяя специальные вещества (бактерицидные, ядовитые)
4) уменьшает трение при плавании
19. Какие особенности строения дыхательной, выделительной и половой систем сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полету? Объясните их значение.
1) в дыхательной системе – наличие воздушных мешков, что позволяет насыщать легкие и кровь кислородом на вдохе и на выдохе, а также охлаждает тело в полете (уменьшает плотность тела);
2) в выделительной системе – отсутствие мочевого пузыря, что уменьшает массу тела;
3) в половой системе – функционирует только один яичник, второй недоразвит (предотвращает одновременное созревание двух яиц), что уменьшает массу тела
20. Ящерицы являются типичными обитателями пустынь. Благодаря каким особенностям внешнего строения, жизнедеятельности и поведения им удалось освоить столь малопригодные для жизни условия? Свой ответ аргументируйте.
1) сухая (без желез) кожа, покрытая роговой чешуей,
2) не испаряет воду и служит защитой от прямых солнечных лучей;
3) конечный продукт обмена белков – мочевая кислота;
4) малорастворима в воде, её выделение позволяет сохранить воду;
5) активны в прохладное время суток;
6) это позволяет сидеть в жаркое время в норе и не перегреваться
21. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2) Они хорошо плавают, между пальцами задних ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3) По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4) Дышат земноводные при помощи лёгких и кожи. (5) Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6) Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворённых икринок развиваются головастики. (7) К земноводным относят озёрную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.
1) отделы: передний (конечный), промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый;
2) развитие переднего мозга земноводных обусловило усложнение поведения в связи с выходом на сушу;
3) слабое развитие мозжечка земноводных связано с более простым характером движений на суше; у рыб мозжечок развит лучше, так как у них более сложный характер движения в воде ( в трехмерной среде)
23. Укажите производные кожи, которые имеются у млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся. Приведите четыре производных кожи. Объясните их функции.
1) Потовые железы выделяют пот. С потом выделяются соли и мочевина; при испарении пота организм охлаждается.
2) Сальные железы выделяют кожное сало. Оно смазывает кожу и волосы, делает их более эластичными и защищает от намокания.
3) Волосы служат для теплоизоляции, механической защиты кожи, обеспечивают окраску животного. Вибриссы служат для осязания.
4) Молочные железы выделяют молоко. Оно необходимо для выкармливания потомства.
24. Какие виды кожных желёз имеются у млекопитающих? Поясните, какие функции выполняют эти железы. Приведите четыре примера.
1) Потовые железы выделяют пот, который состоит из воды, солей и мочевины (выделительная функция). При испарении пота организм охлаждается.
2) Сальные железы выделяют сало, которое смазывает кожу и волосы, придает им эластичность и защищает от намокания.
3) Молочные железы выделяют молоко, необходимое для выкармливания потомства.
4) Пахучие железы выделяют секреты, необходимые для химической сигнализации (привлекают половых партнеров, метят территорию, защищают от врагов).
25. Какие ароморфозы в строении покрова, дыхательной и кровеносной системы произошли у пресмыкающихся? Обоснуйте их значение.
1) сухая кожа и роговые образования на ней препятствуют испарению воды из организма (исчезновение кожного дыхания), что способствовало распространению в наземно-воздушной среде;
2) ячеистые лёгкие увеличили площадь газообмена и поступления кислорода в кровь, что повысило обмен веществ;
3) появление неполной перегородки в желудочке сердца уменьшило смешиваемость крови, обеспечило более эффективное снабжение органов кислородом, что повысило обмен веществ.
26. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?
1) Линяют и обрастают густым мехом.
2) Впадают в спячку.
3) Мигрируют на другие территории.
4) Делают запас кормов и накапливают жир.
27. Известно, что динозавры были наиболее прогрессивной группой пресмыкающихся и обладали пассивной теплокровностью (из-за больших размеров тело нагревалось за день и потом медленно остывало, позволяя сохранить более высокую, чем окружающая среда, температуру тела даже ночью). Объясните, почему пресмыкающиеся не могут быть истинно теплокровными, как птицы и млекопитающие.
1) У пресмыкающихся легкие не имеют достаточной площади поверхности для газообмена (ячеистые легкие имеют меньшую площадь поверхности, чем губчатые (как у птиц) или альвеолярные (как у млекопитающих)) – из-за этого у пресмыкающихся происходит недостаточное насыщение крови кислородом.
2) Артериальная и венозная кровь смешиваются в сердце (у крокодилов – сразу после выхода из сердца), что не позволяет снабжать органы достаточным количеством кислорода.
3) У пресмыкающихся кожа покрыта роговыми чешуями, которые не позволяют эффективно удерживать тепло.
28. Какое значение имеет каждый тип перьев в жизни птиц? Приведите не менее четырех значений. Ответ поясните.
1) пуховые перья осуществляют теплоизоляцию тела, позволяют осваивать самые разнообразные территории с резкими перепадами температуры, насиживать потомство;
2) кроющие контурные перья обеспечивают обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете;
3) маховые и рулевые перья крыльев и хвоста образуют необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост);
4) ярко окрашенные контурные, кроющие и рулевые перья у самца важны в период размножения для привлечения самки; у самки (как правило) оперение невзрачное, которое помогает ей быть незаметной в период насиживания кладки
29. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пресмыкающиеся». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Большинство пресмыкающихся живёт на суше. (2) К представителям этого класса относят прыткую ящерицу, обыкновенную гадюку, гребенчатого тритона, болотную черепаху. (3) У пресмыкающихся наряду с лёгочным дыханием ещё сохраняется кожное дыхание. (4) В процессе дыхания воздух через глотку и гортань поступает непосредственно в лёгкие. (5) Размножение животных происходит, как правило, на суше, у них осуществляется внутреннее оплодотворение. (6) В яйце имеется большой запас питательных веществ, снаружи яйцо покрыто известковой скорлупой или кожистой оболочкой. (7) Развитие происходит без превращения, вылупившееся животное морфологически сходно с родительскими особями.
1) 2 – гребенчатого тритона относят к земноводным;
2) 3 – у пресмыкающихся отсутствует кожное дыхание, есть только лёгочное;
3) 4 – воздух в лёгкие поступает из гортани через трахею и бронхи
30. Рассмотрите изображённые на рисунках А и Б дыхательные системы позвоночных животных. Назовите классы животных, фрагменты дыхательных систем которых изображены на соответствующих рисунках. Приведите морфологическое отличие фрагментов этих систем в названных Вами классах животных и объясните значение этого отличия.
1) А – Млекопитающие;
2) Б – Пресмыкающиеся;
3) лёгкие пресмыкающихся ячеистые;
4) лёгкие млекопитающих альвеолярные;
5) дыхательная поверхность (площадь газообмена) альвеолярных лёгких больше;
6) диффузия кислорода в кровь идёт эффективнее
31. Назовите структуру, обозначенную на рисунке стрелкой. Частью какого органа она является? Каковы её функции? Какие изменения произошли в строении этого органа в процессе эволюции земноводных? Объясните значение этих изменений.
1) барабанная перепонка;
2) часть органа слуха (уха);
3) передаёт звуковые колебания в среднее ухо (на слуховую косточку);
4) защищает полость среднего уха;
5) появление среднего уха;
6) появление слуховой косточки (стремечка);
7) усиление колебаний (овального) окна улитки;
8) появление слуховой (евстахиевой) трубы;
9) выравнивание давления между средним ухом и окружающей средой
32. Почему для размножения и развития земноводных необходима водная среда? Приведите не менее трех причин. Ответ поясните.
1) откладываемая икра не имеет плотной оболочки, защищающей её от иссушения;
2) наружное оплодотворение икры может происходить только в водной среде, в которой могут передвигаться сперматозоиды;
3) развитие личинки возможно только в воде, так как у личинки жаберное дыхание
33. К какому классу типа Хордовые и по какому признаку относят животное, череп которого изображен на рисунке? Какой трофический уровень в экосистеме занимает это животное и каков характер его питания? Ответ обоснуйте.
1) класс Млекопитающие, имеются дифференцированные зубы;
2) занимает третий и более высокий трофический уровень в экосистеме;
3) питается животной пищей, так как хорошо развиты клыки и хищные зубы