какую роль в средние века играла инквизиция
Какую роль играла Святая инквизиция на самом деле
Инквизиция как историческое и церковно-политическое явление до сих пор окутана мрачной романтикой. Общим местом стало то, что инквизиторы в Европе, в период расцвета этого института, уничтожили сотни тысяч, а то и миллионы людей. Однако цифры эти преувеличены, как и масштаб «зверств».
И хотя Святую Инквизицию нельзя назвать клубом гуманистов и милосердных пастырей, но и бандой кровавых маньяков она никогда не была. Инквизиторы всегда старались следовать букве закона, как Божьего, так и государственного.
«Расследование»
Сама инквизиция, а слово это в широком смысле означает «исследование» или «расследование», как судебный церковный трибунал возникла в 1215 году по указу папы Иннокентия III. Аналогичный церковный трибунал был учреждён папой Григорием IX во Франции в 1229 году.
Хотя ещё веком ранее, король Германии Фридрих Барбаросса и папа Луций III инициировали систему выявления религиозных преступлений и розыска виновных в них. Был разработан первый универсальный опросный лист для дознавателей, которые назначались из числа местных жителей правящими епископами.
Испания
Своего расцвета в качестве полноценной системы церковного дознания и суда Инквизиция достигает в Испании в 1478 году. В 1483 году во главе ее встает Томас Торквемада. И здесь, кстати, стоит затронуть тему многочисленных жертв.
Торквемада рисуется в популярных и не совсем научных источниках как массовый убийца и кровавый маньяк. Тем более что Испания того времени, а это период правления Изабеллы Кастильской и арагонского короля Фердинанда, прозванного Католиком, была «католичнее, чем сам папа Римский».
При этом надо также отметить одну крайне важную деталь: инквизиторы никогда не казнили еретиков сами, более того, их суд юридически не был «последней и решающей инстанцией» для ведьм, колдунов и еретиков. После церковного суда обвиняемые передавались суду светскому, который и выносил окончательный приговор и повелевал привести его в исполнение.
Симпатичные инквизиторы
Что интересно, современники о многих инквизиторах высказывались восторженно или, как минимум, с большой симпатией. Например, испанский хронист Себастьян де Ольмедо называл Торквемаду не иначе как «молот еретиков, свет Испании, спаситель своей страны, чести своего ордена».
К слову, Торквемада был из Ордена братьев-проповедников, который основал святой Доминик, прославившийся своей проповедью и увещеванием французских еретиков-гностиков альбигойцев.
Обвинитель Джордано Бруно
Можно, конечно, предположить, что это была своеобразная «придворная лесть». Но вот история еще одного инквизитора, Роберто Беллармина, Великого Инквизитора Рима с 1602 года, который будучи советником Святой Палаты (это еще одно название инквизиции), в 1600 году был главным обвинителем по делу Джордано Бруно.
Кстати, тоже монаха-доминиканца, а параллельно оккультиста и лидера своей собственной секты «новой философии», а не «великого учёного», как о нём стало принято говорить впоследствии.
В народной традиции Италии после смерти Роберто Беллармина появились специальные бутылочки со святой водой, которые люди использовали, как обереги «от сил зла». И называются эти сосуды «белларминами». Кстати, Беллармин был в итоге прославлен, как святой и один из Отцов Католической Церкви, но процесс канонизации инквизитора растянулся с 1621 по 1930 годы.
И сначала он стал поместным святым, к могиле которого потянулись паломники, а официальная католическая церковь очень долго медлила с канонизацией любимого народом инквизитора.
Репутация убийц
Свою репутацию массовых убийц инквизиторы получили, как и говорилось выше, от протестантов во время и после Реформации. Во-первых, чтобы еще более дистанцироваться от Католической Церкви, а во-вторых, чтобы отвлечь внимание от массовых убийств, которые практиковали и сами последователи протестантизма.
Великий Инквизитор
Оставила свой след инквизиция и в российской истории. Например, в виде «Легенды о Великом Инквизиторе» из «Братьев Карамазовых». Скорее всего, герой Достоевского имел вполне реальный прототип в лице кардинала и великого инквизитора Испании, Альфонсо Манрике де Лары.
Впрочем, когда русский классик приписывает ему «тысячи сожжённых еретиков» одним днём, писатель все же несколько преувеличивает. За свою карьеру, которая длилась шесть лет, начиная с 1523 года, де Лара и подотчетные ему испанские инквизиционные трибуналы приговорили к смерти 1344 человека.
Интересен и тот факт, что была своя, православная инквизиция в истории России. Она была учреждена в рамках многочисленных реформ Петра I.
В 1721 году протоинквизитором был назначен строитель Данилова монастыря иеромонах Пафнутий. Инквизиция Русской Церкви, фактически, выполняла сугубо фискальные функции. Следила за выплатами со стороны приходского духовенства, православных прихожан и «раскольников»-старообрядцев соответствующих налогов. Широкого распространения, однако, эта система не получила, и была отменена указом Екатерины I.
В Европе же в XIX и начале XX века Святая Палата в своем изначальном виде прекратила свое существование. Впрочем, под названием «Конгрегация доктрины и веры» инквизиция существует до сих пор.
Самым известным её представителем был кардинал Йозеф Ратцингер, он же «Папа на покое» Бенедикт XVI. Теперь эта структура занимается проблемами сугубо внутри церкви: следование католической доктрине и морали священниками и мирянами католической церкви.
13 вопросов об инквизиции
Кто такие средневековые инквизиторы? За кем они охотились? Действительно ли существовали ведьмы? Их сжигали на кострах? Сколько всего людей было уничтожено?
1. Что значит слово «инквизиция» и кто его придумал?
Это латинское слово inquisitio, которое означает «расследование», «розыск», «сыск». Инквизиция нам известна как церковный институт, но первоначально это понятие обозначало тип уголовного процесса. В отличие от обвинения (accusatio) и доноса (denunciatio), когда дело заводилось в результате, соответственно, открытого обвинения или тайного доноса, в случае inquisitio суд сам начинал процесс на основании заведомых подозрений и запрашивал у населения подтверждающую информацию. Придумали этот термин юристы в поздней Римской империи, а в Средние века он утвердился в связи с рецепцией, то есть открытием, изучением и усвоением в XII столетии, основных памятников римского права.
2. Почему ее называют святой?
Инквизицию не всегда и не везде называли святой. Этого эпитета нет в приведенном выше словосочетании «розыск еретической скверны», как нет его в официальном названии высшего органа испанской инквизиции — Совета верховной и генеральной инквизиции. Центральное управление папской инквизиции, созданное в ходе реформы папской курии в середине XVI века, действительно называлось Верховная священная конгрегация римской и вселенской инквизиции, но слово «священная» точно так же входило в полные названия и других конгрегаций, или отделов, курии — например, Священная конгрегация таинств или Священная конгрегация индекса.
В то же время в обиходе и в разного рода документах инквизицию начинают называть Sanctum officium — в Испании Santo oficio, — что переводится как «святая канцелярия», или «ведомство», или «служба». В первой половине ХХ века это словосочетание вошло в название римской конгрегации, и в таком контексте этот эпитет не вызывает удивления: инквизиция подчинялась святому престолу и занималась защитой святой католической веры, делом не то что святым, а практически божественным. Так, например, первый историк инквизиции — сам сицилийский инквизитор — Луис де Парамо начинает историю религиозного сыска с изгнания из рая, делая первым инквизитором самого Господа: он расследовал грех Адама и наказал его соответственно.
3. Что за люди становились инквизиторами и кому они подчинялись?
Поначалу, на протяжении нескольких десятилетий, папы пытались поручить инквизицию епископам и даже угрожали снятием с должности тем, кто будет халатно относиться к очищению своей епархии от еретической заразы. Но епископы оказались не очень приспособлены к этой задаче: они были заняты своими рутинными обязанностями, а главное, бороться с ересью им мешали налаженные социальные связи, прежде всего с местной знатью, которая иногда открыто покровительствовала еретикам. Тогда, в начале годов, папа поручил розыск еретиков монахам нищенствующих орденов — доминиканцам и францисканцам. Они обладали рядом достоинств, необходимых в этом деле: были преданы папе, не зависели от местного духовенства и сеньоров и нравились народу своей показательной бедностью и нестяжательством. Монахи соперничали с еретическими проповедниками и обеспечивали содействие населения в деле поимки еретиков. Инквизиторы были наделены обширными полномочиями и не зависели ни от местных церковных властей, ни от папских посланников — легатов. Напрямую они подчинялись только папе, свои полномочия получали пожизненно и в любых форс-мажорных ситуациях могли отправиться в Рим, чтобы апеллировать к папе. Кроме того, инквизиторы могли оправдывать друг друга, так что сместить инквизитора, а тем более отлучить его от Церкви было почти невозможно.
4. Где существовала инквизиция?
В конце XV века новая, или королевская, инквизиция возникла в объединенной Испании — впервые в Кастилии и заново в Арагоне, в начале XVI века — в Португалии, а в 1570-х годах и в колониях — Перу, Мексике, Бразилии, Гоа.
5. Почему самая известная инквизиция — испанская?
Вероятно, из-за черного пиара. Дело в том, что инквизиция стала центральным элементом так называемой «черной легенды» о габсбургской Испании как отсталой и мракобесной стране, где заправляют чванливые гранды Гранды — высшая знать в средневековой Испании. и фанатичные доминиканцы. «Черную легенду» распространяли как политические противники Габсбургов, так и жертвы — или потенциальные жертвы — инквизиции. Среди них были крещеные евреи — марраны, эмигрировавшие с Пиренейского полуострова, например, в Голландию и культивировавшие там память о своих собратьях, мучениках инквизиции; испанские протестанты-эмигранты и иностранные протестанты; жители неиспанских владений испанской короны: Сицилии, Неаполя, Нидерландов, а также Англии во время брака Марии Тюдор и Филиппа II, которые либо возмущались введением у себя инквизиции по испанскому образцу, либо только опасались этого; французские просветители, которые видели в инквизиции воплощение средневекового мракобесия и католического засилья. Все они в своих многочисленных сочинениях — от газетных памфлетов до исторических трактатов — долго и упорно создавали образ испанской инквизиции как страшного монстра, угрожающего всей Европе. Наконец, к концу XIX века, уже после упразднения инквизиции и во время распада колониальной империи и глубокого кризиса в стране, демонический образ святой канцелярии усвоили сами испанцы и стали винить инквизицию во всех своих проблемах. Консервативный католический мыслитель Марселино Менендес-и-Пелайо так пародировал этот ход либеральной мысли: «Почему нет промышленности в Испании? Из-за инквизиции. Почему испанцы ленивы? Из-за инквизиции. Почему сиеста? Из-за инквизиции. Почему коррида? Из-за инквизиции».
6. За кем охотились и как определяли, кого казнить?
В разные периоды и в разных странах инквизицию интересовали разные группы населения. Объединяло их то, что все они так или иначе отступали от католической веры, тем самым губя свои души и нанося «урон и оскорбление» этой самой вере. В Южной Франции это были катары, или альбигойцы, в Северной — вальденсы, или лионские бедняки, еще одна антиклерикальная ересь, стремившаяся к апостольской бедности и праведности. Кроме того, французская инквизиция преследовала отступников в иудаизм и спиритуалов — радикальных францисканцев, очень серьезно относившихся к обету бедности и критически — к Церкви. Иногда инквизиция участвовала в политических процессах вроде процесса над рыцарями-тамплиерами, обвиняемыми в ереси и поклонении дьяволу, или Жанной д’Арк, обвиняемой примерно в том же; на самом деле и те, и другая представляли политическую помеху или угрозу для, соответственно, короля и английских оккупантов. В Италии имелись свои катары, вальденсы и спиритуалы, позже распространилась ересь дольчинистов, или апостольских братьев: они ожидали второго пришествия в ближайшем будущем и проповедовали бедность и покаяние. Испанская инквизиция занималась прежде всего «новыми христианами» преимущественно еврейского, а также мусульманского происхождения, немногочисленными протестантами, гуманистами из университетов, ведунами и ведьмами и мистиками из движения алумбрадо («просвещенных»), которые стремились к единению с Богом по собственному методу, отвергая церковные практики. Инквизиция эпохи Контрреформации преследовала протестантов и различных вольнодумцев, а также женщин, подозреваемых в колдовстве.
Кого казнить — точнее, кого судить, — определяли путем сбора информации у населения. Начиная розыск в новом месте, инквизиторы объявляли так называемый срок милосердия, обычно месяц, когда сами еретики могли покаяться и выдать сообщников, а «добрые христиане» под страхом отлучения обязаны были донести обо всем, что знали. Получив достаточно сведений, инквизиторы начинали вызывать подозреваемых, которые должны были доказывать свою невиновность (действовала презумпция виновности); как правило, им это не удавалось, и они попадали в темницу, где подвергались допросам и пыткам.
Казнили далеко не сразу и не так уж часто. Оправдание было практически невозможно и заменялось вердиктом «обвинение не доказано». Большинство сознавшихся и раскаявшихся осужденных получали так называемое «примирение» с Церковью, то есть оставались в живых, искупая грехи постами и молитвами, нося позорящую одежду (в Испании так называемое санбенито — скапулярий — монашескую накидку желтого цвета с изображением крестов Сантьяго Крест Сантьяго — крест с удлиненным и заостренным основанием, называемый также «крест-меч», распространенный пиренейский геральдический символ. ), иногда отправляясь на принудительные работы или в тюрьму, зачастую лишаясь имущества. Лишь небольшой процент осужденных — в Испании, например, от 1 до 5 % — «отпускали», то есть предавали в руки светской власти, которая их и казнила. Сама инквизиция как церковный институт смертных приговоров не выносила, ибо «Церковь не знает крови». «Отпускали» на казнь еретиков, упорствующих в своих заблуждениях, то есть не покаявшихся и не давших признательных показаний, не оговоривших других людей. Или «рецидивистов», вторично впавших в ересь.
7. Инквизиторы могли обвинить короля или, например, кардинала?
Инквизиции были подсудны все: в случае подозрения в ереси иммунитет монархов или церковных иерархов не действовал, однако осудить людей такого ранга мог только сам папа. Известны случаи апелляции высокопоставленных обвиняемых к папе и попытки вывода дела из-под юрисдикции инквизиции. Например, дон Санчо де ла Кабальерия, арагонский гранд еврейского происхождения, известный своей враждой к инквизиции, нарушающей дворянские иммунитеты, был арестован по обвинению в содомии. Он заручился поддержкой архиепископа Сарагосского и пожаловался на арагонскую инквизицию в Супрему — верховный совет испанской инквизиции, а затем и в Рим. Дон Санчо настаивал на том, что содомия не входит в юрисдикцию инквизиции, и пытался перевести свое дело в суд архиепископа, но инквизиция получила соответствующие полномочия от папы и не отпускала его. Процесс длился несколько лет и ничем не закончился — дон Санчо умер в заточении.
8. Ведьмы действительно были или просто сжигали красивых женщин?
Вопрос о реальности колдовства, очевидно, выходит за пределы компетенции историка. Скажем так, многие — как гонители, так и жертвы и их современники — верили в реальность и эффективность чародейства. А ренессансный мизогинизм полагал его типично женским видом деятельности. Самый знаменитый антиведовской трактат «Молот ведьм» объясняет, что женщины — существа излишне эмоциональные и недостаточно разумные. Во-первых, они часто отступают от веры и поддаются влиянию дьявола, а во-вторых, легко ввязываются в ссоры и склоки и, ввиду своей физической и юридической слабости, в качестве защиты прибегают к колдовству.
Ведьмами «назначали» не обязательно молодых и красивых, хотя молодых и красивых тоже — в этом случае обвинение в ведовстве отражало страх мужчин (особенно, вероятно, монахов) перед женскими чарами. За сговор с дьяволом судили и пожилых повитух и знахарок — здесь причиной мог быть страх клириков перед чуждым для них знанием и авторитетом, которым такие женщины пользовались в народе. Наконец, ведьмами оказывались одинокие и бедные женщины — самые слабые члены общины. Согласно теории британского антрополога Алана Макфарлейна, охота на ведьм в Англии при Тюдорах и Стюартах, то есть в веках, была вызвана социальными изменениями — распадом общины, индивидуализацией и имущественным расслоением в деревне, когда богатые, чтобы оправдать свое состояние на фоне бедности односельчан, в частности одиноких женщин, стали обвинять их в колдовстве. Охота на ведьм была средством решения коммунальных конфликтов и снижения социального напряжения в целом. Испанская инквизиция охотилась на ведьм гораздо реже — там функцию козла отпущения выполняли «новые христиане», причем чаще «новые христианки», которых, помимо иудействования, походя, бывало, обвиняли и в склочности, и в колдовстве.
9. Почему ведьм именно сжигали?
10. Правда ли, что обвиняемых постоянно пытали, пока не признаются?
11. Сколько всего людей сожгли?
Римская инквизиция раннего Нового времени рассмотрела, как считается, тысяч дел, при этом отправила на казнь около 1300 человек. Охота на ведьм была более разрушительной — здесь насчитывают несколько десятков тысяч сожженных. Но в целом инквизиторы старались «примирять», а не «отпускать».
12. Как к инквизиции относился простой народ?
13. Когда инквизиция закончилась?
А она и не закончилась — только поменяла вывеску. Конгрегация инквизиции (в первой половине ХХ века — Конгрегация священной канцелярии) на Втором Ватиканском соборе 1965 года была переименована в Конгрегацию вероучения, которая существует по сей день и занимается защитой веры и нравственности католиков, в частности расследует сексуальные преступления духовенства и цензурирует сочинения католических теологов, противоречащие церковной доктрине.
Если говорить про испанскую инквизицию, то в XVIII веке ее деятельность пошла на спад, в 1808 году инквизицию отменил Жозеф Бонапарт. Во время реставрации испанских Бурбонов после французской оккупации она была восстановлена, отменена во время «свободного трехлетия» годов, вновь введена вернувшимся на французских штыках королем и уже окончательно упразднена в 1834 году.
Инквизиция в истории: средневековая, испанская, святая
Содержание:
Средневековая инквизиция, она же «святая инквизиция», преследующая отступников от веры – еретиков, а также сжигающая на кострах «ведьм» (на самом деле просто несчастных женщин, уличенных в «колдовстве») – давно стала одной из неотъемлемых частей наших представлений о европейском средневековье. Образ сурового инквизитора часто используется в художественной литературе, в фильмах и даже компьютерных играх о средних веках. Поэтому не удивительно, что о деятельности инквизиции сложилось множество стереотипов, часть из которых не имеет никакого отношения с подлинной исторической реальностью. В нашей статье мы детально разберем историю инквизиции в средние века и постараемся отделить «зерна от плевел» в наших представлениях об этом противоречивом учреждении.
История инквизиции: ее появление
И тут настал черед развеять первый стереотип: многие думают, что инквизиция это чисто средневековое проявление, на самом деле нет. Преследование инакомыслящих «еретиков» началось задолго до «официального» наступления средневековья и продолжалось вплоть до середины XIX века. Само слово «инквизиция» возникло еще в I веке нашей эры, и первоначально не имело к религии никакого отношения, латинский термин «inquisition» переводится как «розыски, поиски, расследование». То есть, следуя дохристианской, а именно светской, римской терминологии, инквизитор – это просто следователь, дознаватель. Но тут в дело вмешалась религия…
Если верить историкам, то первой жертвой именно религиозной инквизиции можно считать испанского теолога Присциллиана, сожженного на костре по обвинению в ереси еще в 380 году.
А через два года, в 382 году на территории Римской империи была введена смертная казнь для последователей манихейства – синкретического религиозного учения, бывшего главным «конкурентом» христианской религии в то время (в частности манихейскими идеями активно увлекался в юности сам святой Августин, прежде чем окончательно принять христианство). Как не странно, христиане, которые еще недавно были жертвами религиозных гонений в древнем Риме, как только пришли к власти при императоре Константине Великом, сами стали активно преследовать язычников, а также «неправильных христиан», имеющих несколько другие взгляды в теологических вопросах, или попросту говоря еретиков.
В 438 году при римском императоре Феодосии публикуется так называемый кодекс «Новых законов», известный также как «кодекс Феодосия», принятый на всей территории Римской империи. В этом кодексе помимо разных других законов закрепляется институт борьбы с ересью, а также провозглашается смертная казнь для всех еретиков и вероотступников. По сути «кодекс Феодосия» стал началом официального законодательного закрепления инквизиции как религиозного органа по борьбе с еретиками.
Средневековая инквизиция
С падением Римской империи, нашествием гуннов, великим переселением народов, многим стало не до теологических вопросов, и об активности инквизиции в переходной период от античности к средневековью известно мало. Но уже с наступлением средних веков деятельность инквизиции возродилась с новой силой.
Как мы знаем церковь в средневековье обладала огромным влиянием, и была, в какой-то степени параллельным государством. Власть папы римского, главы католической церкви часто была сильнее власти светских королей, и когда возникали конфликты, между папой и королем (а они возникали), то папа мог попросту «отлучить» строптивого короля от церкви, что было чревато для последнего весьма неприятными последствиями. Обладая большой политической силой и будучи фактически параллельным государством, в котором не имели власти светские правители, церковь, как всякое государство, нуждалась в своей спецслужбе, такой спецслужбой и стала «святая инквизиция».
В 1184 году папа Луций III наделяет монахов нищенствующих орденов, прежде всего доминиканцев и францисканцев, особыми полномочиями – разыскивать и разоблачать еретиков, и предавать их светскому суду. Таким образом, доминиканцы и францисканцы стали главным оплотом средневековой инквизиции. Особенно доминиканцы, которых еще называли «ищейками Божьими», или «псами Господними», так как у них на эмблеме была изображена сидящая на раскрытой книге собака с факелом в зубах.
Но первое время власть и сила монахов-инквизиторов была не такой и большой, так как уличенного в ереси человека они обязаны были передать светскому суду, а обычные судьи довольно равнодушно относились к своим новым и не приносящим прибыль обязанностям.
Во время правления папы Иннокентия III на юге Франции активно расцвела так званая «катарская ересь». Катары и альбигойцы, представители еретических христианских сект, призывали откинуть власть папы и вернуться к благочестию ранних христиан. Их деятельность повлекла за собой альбигойский крестовый поход и активное преследование инквизиции, которая с этого времени начала активно применять жестокую практику «аутодафе» – сжигание «неверных еретиков» на костре.
Наряду с живыми людьми инквизиторами активно сжигались и книги, которые, по их мнению, содержали «еретические учения».
Следующий за Иннокентием III папа Григорий IX, бывший большим ревнителем чистоты веры, в 1231 году учредил официальную папскую инквизицию, которая стала одним из официальных органов католической церкви.
Это интересно: а знаете ли вы, что инквизиция официально существует и по настоящее время, сейчас она носит название «Священная конгрегация доктрины веры». Как и в средневековье, главным ее заданием является борьба за чистоту веры, но уже отнюдь не средневековыми методами.
Папа Григорий IX. Именно при нем инквизиция стала неотъемлемой составной частью официальной католической церкви, ее особенной спецслужбой, борющейся с подрывающими авторитет церкви, еретиками.
Жертвы инквизиции
В XIII веке деятельность инквизиции достигает своего апогея. Жестоко преследуются все, кто хоть в чем-то не согласен с официальным учением церкви.
Это лишь малая часть выдающихся людей, которые подвергались преследованиям инквизиции на протяжении ее многовековой истории.
Испанская инквизиция
Отдельного упоминания заслуживает испанская инквизиция, которая считается самой жестокой и одновременно самой длительной. Последний казненный еретик в Испании был некто учитель-вольнодумец из Валенсии Каэтано Антонио Риполь. Его казнь состоялось 26 июля 1826 года (!). То есть это уже просвещенный XIX век, когда в других европейских странах (Англии, Франции) во всю шел научно-технический прогресс, развивалось книгопечатание, строились заводы и фабрики, делались научные открытия и важные изобретения, в Испании еще царило вполне себе мрачное средневековье, с инквизиторами и пытками. (Есть отличный художественный фильм об этом последнем периоде испанской инквизиции – «Призраки Гойи»)
Апогей деятельности испанской инквизиции приходится на XV век, период реконкисты. Как мы знаем, территория Испании долгое время была занята маврами-мусульманами, и вместе с ними там, на протяжении веков процветала еврейская община. Лишь в XV веке христиане смогли окончательно вытеснить мавров с испанской земли. Во время правления католической королевской семьи короля Фердинанда II Арагонского и королевы Изабеллы I Кастильской (1451-1516) начинается активное преследование испанских мусульман и евреев. Помогает им в этом деле испанская инквизиция, особенно в лице легендарного и фанатичного инквизитора Томазо де Торквемадо, бывшего личным духовником испанской королевы.
Томазо де Торквемадо – злой гений испанской инквизиции.
Главными жертвами Торквемадо стают испанские мусульмане и евреи, к которым тот пылал лютой ненавистью (по уровню антисемитизма с Торквемадо может сравниться разве что Адольф Гитлер). Всем мусульманам и евреям было приписано либо навсегда покинуть Испанию, либо же принять христианство. Нашлось немало тех, кто номинально принял христианство, но продолжил в тайне исповедовать прежнюю веру – мусульманство или иудаизм. За поиск таких скрытых иноверцев: маранов и морисков, как их называли, особенно взялась испанская инквизиция. Костры крещеных евреев и арабов запылали по всей Испании.
По подсчетам историков, жертвами Торквемадо стали около 8800 человек (в основном арабов и евреев). Что же касается королевской четы, правившей в то время Испанией, то они во всем содействовали своему инквизитору, так как их казна изрядно пополнялась имуществом сожженных евреев, среди которых было много богатых купцов. Порой под жернова испанской инквизиции могли попасть даже испанские дворяне, чем-то неугодные королевскому двору. По сути Торквемадо превратил инквизицию в изощренную машину террора, служащую для укрепления политической власти.
Жесткость Торквемадо и испанской инквизиции поразила даже самого папу римского, который отправил в Испанию своего легата, с целью немножко угомонить не в меру ретивого инквизитора. Но Торквемадо оказался не только жестоким фанатиком, но, к сожалению и неплохим политиком и дипломатом. Папскому легату ничего не удалось добиться, а испанская инквизиция стала фактически независимым органом даже от папской власти.
Молот ведьм
Жертвами инквизиции в средневековье были не только еретики с отличными теологическими взглядами, но и так званые «ведьмы», по сути, обычные женщины, по причине злой судьбы, обвиненные в «колдовстве». Хотя часто «ведьмы» становились не столько жертвами инквизиции, сколько просто обычного человеческого невежества и тотальной безграмотности жителей средневековья. Когда случалась какая-то беда, к примеру, падеж скота, неурожай, засуха, или эпидемия чумы, средневековому обывателю необходимо было найти некого «козла отпущения», того кто несет ответственность за свалившиеся несчастья. Часто такими «козлами отпущениями» делали «ведьм», обычно умных женщин, сведущих в действии трав, снадобий и т. д., или просто странных женщин, чем-то не вписывавшихся в средневековое общество.
В 1437 году немецкими инквизиторами-доминиканцами Генрихом Крамером и Якобом Шпренгером был написан трактат по демонологии «Молот ведьм», в котором давались рекомендации и руководства по выявлению потенциальных ведьм и доказательств их виновности в колдовстве.
Обложка лионского издания «Молота ведьм».
Так получилось что «Молот ведьм» стал «настольной книгой» инквизиторов, занимающихся «ведовскими процессами». Но даже среди церковных иерархов этот труд вызвал немало споров, и даже были те, кто открыто осудил «Молота ведьм» и его авторов.
Чаще всего «ведьмы» ставали жертвами не инквизиторов, (чьи заботы были все-таки больше в поиске еретиков, представляющих реальную угрозу для церкви, чем какими-то деревенскими ведьмами-колдуньями), а просто невежественных односельчан, стремившихся в происках ведьмы найти объяснение своих несчастий.
Бытует глупый стереотип, будто в Западной Европе инквизиция сжигала всех красивых женщин по обвинению в том, что они ведьмы. На самом деле этот стереотип не имеет ничего общего с исторической реальностью. Инквизиторы не занимались массовым преследованием ведьм (в отличие от еретиков), были лишь единичные случаи, когда женщина сжигалась как ведьма именно «святой инквизицией». Самый знаменитый такой случай – это сожжение Жанны Д’арк, но то был больше политический процесс, расправа англичан при помощи инквизиции над героической француженкой, которая смогла их победить, а обвинение Жанны в ведовстве был не более чем повод к расправе (а позже французы и вовсе признали ее святой). Более того, член инквизиции некий Алонсо Фриас де Салазар в 1611 году заявил, что ведьм и колдунов не существует, а все кто утверждает обратное суть еретики.
Обычно «ведьм» сжигали или топили или просто убивали либо собственные односельчане, либо же светский суд, не имеющий никакого отношения к инквизиции, а самый громкий процесс над ведьмами, известный как «Салемская охота», и вовсе произошел в протестантской Америке в 1692-1693 году.
Окончание инквизиции
С приходом реформации и просвещения влияние инквизиции постепенно стало уменьшаться. Дольше всего, как мы уже знаем, просуществовала инквизиция в Испании. Лишь в 1834 году испанская королева Мария-Кристина Бурбонская подписала указ об окончательном упразднении инквизиционного трибунала.
Как часть католической церкви инквизиция существует и сейчас под названием «Священная конгрегация доктрины веры».
В 2005 году папа римский Иоанн Павел II принес покаяние от лица католической церкви за все грехи религиозной нетерпимости совершенные инквизицией за время ее существования.
Рекомендованная литература и полезные ссылки
Один день из жизни инквизитора, видео
И в завершение интересное образовательное видео по теме нашей статьи от канала «Другая история».