какую роль в опере играет хор

Значение хора и оркестра в опере.

Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В опере соединяются различные виды искусств – театр и музыка, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов. В её исполнении участвуют певцы-солисты, хор, симфонический оркестр и иногда танцоры.

Опера – это музыкальный спектакль, в котором главным выразительным средством является пение.

Первый публичный спектакль был дан во Флоренции (Италии) в 1600 году на свадебных торжествах во дворце Медичи. Он назывался «Сказания в музыке об Орфее и Эвридике». Текст написал О.Ринуччини, а музыку – Якопо Пери, исполнивший в опере главную роль. Вскоре опера распространяется по всей Италии, а затем и по Европе. В ней пробуют свои силы такие известные композиторы, как Д.Каччини, Д.Перголези, К.Монтеверди.

Первые создатели опер пытались возродить древнегреческую трагедию, то есть объединить в одном представлении драму, музыку и танец. Мелодия здесь полностью зависела от ритма стиха и представляла собой нечто среднее между пением и обычной разговорной речью.

· Послушаем фрагмент оперы Д.Каччини «Эвридика».

В конце 17 – начале 18 веков складываются основные разновидности итальянской оперы – опера-сериа (серьёзные) и опера-буффа (комические), связанные с бытовыми сюжетами.

Опера-сериа писалась на возвышенные исторические или мифологические сюжеты. Её героями были Орфей и Эвридика, Самсон и Далила, Эней и Дидона и другие известные личности. Действие таких опер часто заканчивалось трагедийным финалом.

Опера-буффа появилась позже – в 30-е годы 18 века. Она отличалась более скромными размерами, комедийным бытовым сюжетом, быстрым, стремительным развитием действия, весёлыми шутками, розыгрышами, переодеваниями. Музыка приближалась к народным мелодиям. Первой оперой-буффа была «Служанка-госпожа», написанная Перголези в 1833 году.

Позже появляются и другие разновидности опер: опера-пастораль, большая опера, лирическая опера, сказочная, историческая оперы.

Строение оперы.

Открывает оперу обычно увертюра – оркестровое вступление к опере. Это довольно большой музыкальный номер оперы, обычно написанный в сонатной форме. Здесь звучат основные темы оперы, настраивающие на характер предстоящего действия. Увертюра в сжатом виде выражает основную идею оперы.

Основу оперного спектакля составляют сольные и ансамблевые вокальные номера. Сольные номера предназначены для одного исполнителя. К ним относятся ария, ариэтта, ариозо, каватина, песня, романс, монолог, куплеты и другие.

Ансамбль – законченный музыкальный номер, исполняемый несколькими певцами. В зависимости от числа исполнителей ансамблевые номера называют дуэтами, трио, квартетами, квинтетами и т. д. Вспомните вокальные ансамбли, которые мы уже слушали в 1 четверти.

Дуэты в опере могут быть между героями-соперниками или друзьями.

· «Дуэт Лизы и Полины» из оперы «Пиковая дама» Чайковского можно назвать дуэтом согласия. Девушки любуются красотой летнего вечера и их голоса вторят друг другу, имеют сходный мелодический рисунок.

Хор может быть мужской, женский, смешанный, детский, хор мальчиков. Одни хоры имеют значение фона – например, крестьянские хоры из оперы «Евгений Онегин».

Другие становятся активным участником событий – например, хор в сцене бала у Лариных, где происходит ссора друзей-соперников Онегина и Ленского.

Хор необходим в опере, которая никогда не обходится без массовых сцен. В зависимости от сюжета, темы, сцены хор проявляет себя по-разному. Он может звучать

· как многоголосная лирическая песня, например хор «Улетай на крыльях ветра» из оперы Александра Бородина «Князь Игорь»,

Иногда хор становится выразителем больших идей. Известна роль хора в опере Модеста Петровича Мусоргского «Борис Годунов» и «Хованщина», которым сам композитор дал определение народных музыкальных драм. Потрясающие по силе воздействия хоровые сцены у Мусоргского не только насыщены действием, они достоверны, зримы, реальны. Ни в каком другом искусстве нет возможности так достоверно, зримо, реально выразить характер, силу, самобытность народа, его историю и эпос и так же легко обрисовать слепоту и глупость толпы.

Велика роль в опере и инструментальных эпизодов (эпизод – это небольшая часть произведения, которая отличается самостоятельностью и законченностью). Круг образов, которые музыка способна передать сама по себе, необычайно широк. Музыка повествует о великих битвах и победах, рисует картины природы, передаёт настроения и характеры действующих лиц.

Иногда инструментальные фрагменты опер представляют собой подлинные шедевры. Они даже способны жить самостоятельной жизнью и нередко исполняются как отдельное произведение.

Оркестровые номера – это законченные эпизоды для инструментального исполнения. Кроме увертюры к ним относятся антракты, балетные сцены, музыкальные картины.

· Антракты являются вступлением к действию оперы Послушаем музыкальный антракт «Три чуда» из оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».

Музыкальные картины – это программная музыка, связанная с изображением таких моментов в развитии сюжета, которые трудно показать на сцене. Это могут быть картины природы, сцены битвы и т.д. Например, «Полёт шмеля» из «Сказки о царе Салтане» или «Сеча при Керженце» из «Сказания о невидимом граде Китеже» того же автора.

· Послушаем «Полёт валькирий» из оперы немецкого композитора Вагнера «Валькирия».Эта музыкальная картина изображает воинственных дев, собирающих души убитых воинов на поле брани.

Источник

Интервью

22 сентября в Красноярском государственном оперном театре состоялся Бенефис хора, третий за всю историю театра. Мы пригласили Анну Сорокину и Алексея Перепрыгина, артистов хора театра рассказать не только о Бенефисе, но и о своей работе, о знаменитых оперных хорах и произведениях, созданных для хора. Анна совмещает хормейстерскую работу с работой артистки. Алексей и сам исполняет партии в операх, не только поет в хоре.

какую роль в опере играет хор. chor1. какую роль в опере играет хор фото. какую роль в опере играет хор-chor1. картинка какую роль в опере играет хор. картинка chor1. Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В опере соединяются различные виды искусств – театр и музыка, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов. В её исполнении участвуют певцы-солисты, хор, симфонический оркестр и иногда танцоры.– Артистом хора можно стать, получив соответствующее образование в училище искусств или Академии музыки и театра. А как Вы пришли в хор?

Анна: Я 13 лет проработала педагогом, руководила детским хором в музыкальной школе. Каждый год мы с детьми ставили мини-оперы, что и пробудило во мне любовь к театру, повлияв на дальнейшую судьбу. Мне очень нравится работа в хоре. Мне кажется, зрители замечают в хоре разных артистов, замечают индивидуальность. Во время каждой новой постановки режиссер сразу определяет, кто из артистов хора подходит для выполнения определенных образно-актерских задач. Даже в массовых сценах люди не могут быть одинаковыми. Так и артисты хора – каждый привносит свой характер в роль. В хоре можно раскрыть свои исполнительские способности. Раскрыть творческие способности помогает и участие в детских спектаклях театра, в которые привлекаются артисты хора. В том числе и я.

Алексей: Я совмещаю работу в хоре с исполнением партий в постановках театра. Как солист занят в детских спектаклях. Еще у меня партии в операх «Садко» Н. Римского-Корсакова, «Свадьба Фигаро» Моцарта, «Князь Игорь» А. Бородина. Когда я пришел в хор театра, понял, что мне бы хотелось стать солистом. Я занимаюсь с педагогами, работающими с солистами, принимаю участие в конкурсах для оперных исполнителей.

– Расскажите, пожалуйста, о значении хора в опере.

Анна: Хор в опере является могучим выразительным средством, позволяющим композитору использовать богатую палитру тембровых красок. Хору отводится большая роль в драматургическом развитии действия, он многофункционален, отсюда и различные исполнительские задачи. Так в опере хор может быть одним из главных действующих лиц, например, наиболее часто встречающаяся роль народа в русских операх: «Хованщина», «Борис Годунов», «Садко» и др. Может быть комментатором событий, подытоживая исполненное солистами. Нередко хор несет звукоизобразительную функцию, так в финале оперы «Риголетто» Дж. Верди мужской хор за кулисами изображает звуки ветра и грозы. В опереттах хор создает соответствующее жанру праздничное настроение и часто вторит солистам. Вообще, хор может выполнять как большие художественно-исполнительские задачи, так и создавать определенное настроение или фон для драматических событий.

Алексей: Эффект эхо – тоже задача хора.

какую роль в опере играет хор. chor2. какую роль в опере играет хор фото. какую роль в опере играет хор-chor2. картинка какую роль в опере играет хор. картинка chor2. Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В опере соединяются различные виды искусств – театр и музыка, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов. В её исполнении участвуют певцы-солисты, хор, симфонический оркестр и иногда танцоры.Анна: Звучание хора зависит от используемого состава (женский, мужской, смешанный) и от его расположения на сцене. Это может быть расстановка по голосам, партиям или группами в зависимости от сценических задач действия, например, парами на балу в «Травиате». Все зависит от предлагаемых условий действия, художественных задач и стиля письма композитора. Звучание хора может варьироваться от монолитного и плотного, до легкого, невесомого, создавая определенные стереоэффекты. Часто композиторами применяется закулисное пение. Оно может быть использовано для создания фантастических образов (например, хор цветов в «Снегурочке»), эффекта удаления или приближения (когда исполнители начинают или заканчивают петь в кулисах), для определенной звукоизобразительности, при многослойности действия для создания нескольких сценических планов и т.д. Все зависит от художественных замыслов композитора и задач режиссера.

– Хор театра часто в концертах исполняет произведения из текущего репертуара и из опер, не поставленных на красноярской сцене. Расскажите, пожалуйста, о своих любимых произведениях.

Анна: В концертах мы часто исполняем хор «Половецкие пляски» из оперы «Князь Игорь» А. Бородина. Опера недавно вернулась в репертуар театра. Мне кажется, все хоры из этой оперы достойны внимания. Многие из них являются шедеврами хоровой классики, например, «Улетай на крыльях ветра», «Солнцу красному слава», хор поселян.

Алексей: Надо заметить, что в нашей постановке «Князь Игорь» третье действие не купировано, как во многих постановках. Поэтому слушатели могут насладиться сполна произведением и всеми хорами.

Анна: Моя любимая опера в нашем театре – это «Травиата». Она необычайно мелодична. Наиболее популярна из этой оперы «Застольная», часто исполняемая отдельным номером. В концертных программах используются хоровые сцены из опер «Борис Годунов» М. Мусоргского (сцена коронации), «Иван Сусанин» Глинки («Славься, славься»), «Царская невеста» Н. Римского-Корсакова («Яр-хмель»), «Иоланта» П. Чайковского («Прими хвалу»), «Пиковая дама» П. Чайковского («Радостно, весело») и др. Это массовые народные хоровые сцены. Из зарубежной музыки популярны фрагменты из опер Ж. Бизе «Кармен» (куплеты Экамильо), Верди «Набукко» («Ты прекрасна, о Родина наша»), номера из кантаты К. Орфа «Кармина Бурана», «Реквиема» Верди. С каждым годом репертуар хора расширяется и обогащается произведениями не только композиторов-классиков, но и сочинениями современных авторов.

Алексей: Мне больше всего нравятся хоры из опер «Евгений Онегин», «Царская невеста». Эпическую картину спектакля может создать только хор. В русской опере хор часто звучит как монолит. В этом особая эстетика отечественной оперы.

какую роль в опере играет хор. chor3. какую роль в опере играет хор фото. какую роль в опере играет хор-chor3. картинка какую роль в опере играет хор. картинка chor3. Опера представляет собой большое и сложное музыкально-театральное произведение. В опере соединяются различные виды искусств – театр и музыка, игра актёров и мастерство живописцев-декораторов. В её исполнении участвуют певцы-солисты, хор, симфонический оркестр и иногда танцоры.О программе Бенефиса хора нам рассказал главный хормейстер театра, лауреат международных конкурсов Дмитрий Геннадьевич Ходош.

В первом отделении хор исполнил народные песни в обработке известных композиторов и хормейстеров. Это очень красивые произведения. Позволяют оценить возможности хора. А во втором отделении была представлена феерия современного английского композитора Дэвида Артура Фэншуя «Африканский Санктус».

«Африканский Санктус» создан в жанре мессы. Но не имеет никакого отношения к религии. Поэтому Дмитрий Геннадьевич называет это произведение африканской феерией. Первый раз он услышал мессу в Будапеште еще при жизни автора. И с тех пор мечтал поставить в нашем театре. Судьба партитуры очень интересна. Композитор завещал партитуру Лондонской публичной библиотеке. Право на однократное исполнение можно купить. Ноты присылаются за месяц до спектакля. И на следующий день после исполнения по договору требуется отослать в библиотеку обратно. И никакой театр не может держать в репертуаре «Африканский Санктус». В России красноярский театр первый поставил эту феерию. И к Бенефису хора решили повторить представление.

Источник

Драматургическая роль хора в опере Бородина «Князь Игорь»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Широкое развитие и многостороннее применение хор получил именно в русском оперном творчестве. Функции хора в русской опере многосторонни и значительны. Иногда хор является деятельным участником происходящих событий, иногда пассивным выразителем чувств и переживаний народной массы. В иных случаях хор является могучим воплощением образа народа, в других дает композитору возможность создать яркие жанрово-бытовые картины, сцены народного веселья. Подчас хор играет роль контрастного фона, подчеркивающего драматизм ситуации.

Опера «Князь Игорь» всегда привлекала внимание исследователей. Свидетельство тому многочисленные труды, посвящённые опере. Довольно часто рассматривались и хоровые сцены. Однако коллективные персонажи, представленные в опере хором не получили достаточного освещения.

Несмотря на попытки своих предшественников, Михаил Иванович Глинка стал первым русским композитором, в творчестве которого образ народа с помощью хора получил наиболее глубокое и разностороннее воплощение. Жизнь за царя (1836) стала настоящей оперой с мощным хоровым началом. В опере «Руслан и Людмила» помимо образа русского народа, с помощью хора, впервые, наиболее полно и глубоко были раскрыты восточные образы.

В 60-е годы н а русской сцене появляются произведения композиторов балакиревского кружка («Могучей кучки») и Чайковского. Хору придается еще большее значение в операх. Именно у Мусоргского впервые образ народа претерпевает большие изменения: в прологе он покорно выполняет приказы Пристава, а к концу произведения разгневанный народ поднимается на борьбу. Так, композитором создаётся внутренне противоречивый характер.

Бородин продолжил традиции Глинки в использовании хоров для воплощения образа народа. Он также противопоставляет два различных мира: русский народ (пролог, 1 и 4д) и половцев. Обе группы действующих лиц имеют свою яркую музыкальную характеристику. Композитор использует различные жанры: протяжную лирическую песню (Ох, не буйный ветер, 4д), народные причитания-плачи (Ой, лихонько, 1д), шуточные песни и скоморошьи попевки. Все хоры отличаются разнообразием их составов.

Стоит заметить, что образы востока в первой половине 19 века прочно вошли в русскую литературу и в русское искусство.

Александр Порфирьевич Бородин создал не так много произведений, но их отличает глубина и богатство содержания, разнообразие жанров, классическая стройность форм. Большинство из них связано с русским эпосом, с повествованием о героических подвигах народа. Есть у Бородина и страницы сердечной, задушевной лирики, не чужды ему шутка, мягкий юмор. Для музыкального стиля композитора характерны широкий размах повествования, мелодичность, красочность гармоний.

Любимые герои А.П. Бородина – защитники родной страны. Это реальные исторические деятели или русские богатыри. Немалое место в творчестве занимают картины природы. Мелодический и гармонический язык А. П. Бородина отличается исключительной свежестью, прежде всего благодаря ладовому своеобразию.

история создания оперы «Князь Игорь» и ее драматургия.

60-е годы 19 века ознаменовались плодотворной работой «Могучей кучки» в жанре оперы. Бородин в это время начал поиски русского сюжета для своей будущей оперы. О сновой оперы стало гениальное произведение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве», написанное в 1187 году. Владимир Васильевич Стасов предложил и разработал сценарий оперы, и в 1869 году Бородин приступил к работе над созданием будущего шедевра, одновременно сочиняя и слова, и музыку. В 1875 году композитор продолжил работу, в которой ему помогали его друзья: Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Константинович Глазунов и Анатолий Константинович Лядов. В завершенном виде опера предстала перед зрителями только после смерти Бородина. Стоит отметить, что в «Князе Игоре» А.П. Бородин продолжил и развил принципы эпической оперной драматургии, идущие от М.И. Глинки. Основной конфликт в опере возникает между русским народом и чужеземными захватчиками, чьи характеристики противопоставляет композитор. В отличие от литературного первоисточника, где нет описания народных масс, Бородин включает в оперу большое количество хоров и хоровых сцен, в которых ярко выражен характер русского народа, его чувства и думы.

Хоровые сцены — основа всей драматургии, что проявилось в композиции оперы, которая открывается и завершается хорами.

Пролог — большая народно-хоровая сцена. Здесь представлено два коллективных персонажа. Это народ и бояре. В хоре «Солнцу красному слава!» воплощается обобщенный образ русского народа. В прологе при помощи коллективных персонажей воссоздается образ идеального государства, основанного на вере и монархии, единстве всех слоёв населения. Семантико-драматургическая функция этого хора заключается в выражении мощи русского люда, выражении единства мыслей народа и его властителя князя Игоря. Однако уже в конце первого действия обнаруживаются внутренние противоречия в этом образе. Первый хор челядинцев («Княжьи молодцы гуляли» 1д) — величальная князю Галицкому, основанная на интонациях плясовых и энергичных разбойничьих песен.

Контрастом звучат взволнованные хоры-жалобы девушек «Ой, лихонько! Ой, горюшко!», «Мы к тебе княгиня», основанные на интонациях плача-причета. Хор челядинцев («Да, вот кому бы княжить на Путивле») выявляет бунтарское начало. Отрицательный коллективный персонаж челядинцы характеризуется преимущественно посредством плясовых тем. Думается, это не случайно. Как указывает Алексей Васильевич Парин, пляска в православии не поощрялась. Более того, она связывалась с дьявольским, бесовским началом. Так, характеризуя челядь Галицкого пляской, композитор, возможно, прямо указывал на злое, бесовское начало в этом отрицательном персонаже, активно способствующем раздору в государстве князя Игоря.

Таким образом, семантико-драматургическая функция этого коллективного персонажа заключается в обнажении противоречий в государстве Игоря. Казавшееся по началу идеальным, в итоге оно предстаёт неоднородным, разрозненным.

Второе и третье действия раскрывают новые коллективные образы — образы половцев, представителей восточных народов. Бородин характеризует их яркими, разнообразными хорами и плясками, музыка которых передает негу и знойность Востока, дикость степных кочевников. Во 2-м действии много хоров. Пленительная нежная песня половецкой девушки с хором «На безводьи» и сдержанная мелодия русских пленников сменяются энергичным хором половецкого дозора. Финал 2 действия — половецкая пляска с хором.

Стоит заметить, что в отличие от русского мира, половецкий мир един: в нём нет бунтарей и отрицательных персонажей. Разнообразные коллективные персонажи, репрезентирующие половецкий народ (мальчики, девушки, воины, дозорные) не вступают в противоречия друг с другом и составляют единый неделимый половецкий мир.

Можно предположить, что одна из семантико-драматургических функций коллективного персонажа половцев заключается в демонстрации идеального образа государства, противопоставляемого раздробленному княжьей междоусобицей русскому миру. Очевидным становится претворение посредством коллективных персонажей (половцев в лице мальчиков, воинов, девушек, русского народа, бояр и челядинцев) идеи объединения и централизации русского государства в опере.

В заключении говорится о том, что хор использован в опере исключительно разнообразно. Различны и функции хора: он выступает как фон (национальные и ориентальный), комментатор событий, косвенно характеризует основных действующих лиц, выполняет важные семантические функции. Русский мир в хоровых сценах предстаёт разрозненным. Неслучайно поэтому, что репрезентирующие его коллективные персонажи — подданные князя Игоря и челядинцы Галицкого — делятся на отрицательных и положительных героев, охарактеризованы по-разному: первые воссозданы при помощи мелодики, близкой строгим былинным и знаменным песнопениям, вторые — разудалых плясовых тем.

Еще раз подчеркнем, что в отличие от русского мира, половецкий показан единым: в нём нет ни бунтарей, ни отрицательных персонажей. Разнообразные коллективные персонажи, репрезентирующие половецкий народ (мальчики, девушки, воины, дозорные) не вступают в противоречия друг с другом и составляют единый неделимый половецкий мир.

На основании сказанного можно предположить, что семантическая функция многочисленных коллективных персонажей заключается в двух моментах. А именно: показать единый половецкий мир с централизованной властью примером разрозненному русскому, указать на трагизм междоусобицы и утвердить идею сильной и централизованной государственной власти во главе с монархом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *