какую роль сыграла в распаде ссср система государственного управления
Тесты (История)2013 / 2013г.Тесты История государственного управления в России Прометей
+:такое право было «записано» во всех Конституциях СССР
S: Какую «роль» сыграла в распаде СССР система государственного управления?
-:«Пороки» СГУ сыграли решающую роль в распаде СССР, она не смогла противостоять сепаратизму
-:СССР распался по другим причинам, его СГУ в этом не «виновата»
+:СГУ СССР несет часть «вины» за распад СССР, но здесь действовало и много других факторов-причин
-:СССР распался из-за отстранения от власти КПСС
S: Чем был вызван кризис СГУ в Российской Федерации в 1992-93 гг.?
+:противостоянием законодательной и исполнительной властей в России;
-:законодательная власть в РФ строилась по старой советской системе и не могла «смириться» с принципом разделения властей
-:кризис был вызван субъективными причинами – амбициями Б. Ельцина и Председателя Верховного Совета РФ Р. Хасбулатова
-:СГУ России, все ее ветви власти оказались неспособными осуществлять системные реформы
S: Какой тип президентской власти создан в РФ по Конституции (1993 г.)?
-:американский тип президентства
-:деголевский (французский) тип
-:смешанный (уникальный) тип
+:президент РФ – лишь координатор между ветвями власти
S: Какие функции выполняет созданный в 2000 г. Государственный совет Российской Федерации?
+:Совещательной системы при Президенте РФ
-:органа, обеспечивающего взаимодействие Президента РФ с государственной властью субъектов России
-:органа, обладающего самостоятельной законодательной инициативой
-:органа, обеспечивающего выполнение указов Президента РФ в субъектах России
S:Как в законодательном плане решаются проблемы, отнесенные Конституцией РФ (1993 г.) к совместному ведению федерации и субъекта РФ?
+:по ним принимается закон РФ
-:по ним принимается закон субъекта РФ
-:по ним принимаются Указы Президента РФ
-:по ним принимается закон РФ, но только после его одобрения законодательным органом субъекта России
S:Какой орган власти может распустить Совет Федерации ФС РФ?
-:конституционный суд РФ
-:государственная Дума ФС РФ
+:Совет Федерации никем не может быть распущен
S:Является ли местное самоуправление самодостаточным, не требующим воздействия государственных органов?
-:нет, не является, так как действует на основе государственных законов и использует при необходимости государственные органы принуждения
-:является, ибо самоуправление в состоянии самостоятельно решить все местные вопросы;
+:в пределах своей компетенции местное управление вполне самодостаточно
-:не является, ибо статус самоуправления, его функции и полномочия определяются государством
S:Что означает единая система исполнительной власти в Российской Федерации?
+:Подчинение всех органов исполнительной власти РФ и ее субъектов Правительству РФ;
-:обязательность исполнения всеми органами власти субъектов федерации ФКЗ, ФЗ и постановлений Правительства РФ, принятых в пределах федеральной компетенции
-:отрицание самостоятельности исполнительной власти субъектов РФ
-:такой системы власти в РФ не существует
S:По форме правления государства подразделяются:
+:на монархии и республики
-:тоталитарные и авторитарные
-:демократические и деспотические
-:унитарные и демократические
S: Главой исполнительной власти в РФ является:
Кризис государственного управления. Распад СССР и создание СНГ
Кризис государственного управления. Распад СССР и создание СНГ
С мая 1990 г. начался бурный процесс создания различных политических партий. Однако какого-либо серьезного развития партийное строительство не имело. Многие из возникших политических партий объединились на почве антикоммунизма в массовое общественное движение «Демократическая Россия», которое пользовалось большим авторитетом и поддержкой.
Благодаря активной трехлетней настойчивой пропаганде, прежде всего через государственные средства массовой информации, произошла мировоззренческая революция («революция в умах»). Массы советских людей отвернулись от социализма. Возник и умело распространялся, в первую очередь усилиями творческой интеллигенции, культ либеральной западной цивилизации, а США стали образцом для подражания. К этому времени начало сказываться и субъективное обстоятельство, сыгравшее определенную роль в истории СССР и России. Взаимная неприязнь Горбачева и Ельцина, возникшая еще осенью 1987 г., стала фактором политической жизни страны. При этом популярность Горбачева уменьшалась, а Ельцина – увеличивалась. После смерти А. Д. Сахарова (14 декабря 1989 г.) он стал общепризнанным лидером новой России. 12 июня 1990 г. на I съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России, а Б. Н. Ельцин вскоре стал председателем Верховного Совета РСФСР.
Летом того же года Верховный Совет РСФСР принял экономическую программу «500 дней», которая выражала стремление России к резкому прорыву в рыночные отношения. Программа «500 дней» означала, что руководство России действительно намеревается осуществить рыночную реформу.
На фоне всевозрастающего экономического развала рыночная инициатива получила поддержку и одобрение народа. Горбачев предложил Ельцину вместе осуществлять рыночную реформу. Но в ходе доработки в правительстве и в Верховном Совете СССР программа потеряла всякий смысл. Ельцин заявил, что сотрудничать вместе с союзными властями невозможно и перешел к открытой конфронтации. В частности, в октябре 1990 г. он указал на три варианта развития дальнейших событий:
1) Россия вводит свою валюту, устанавливает границу, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю экономическую деятельность;
2) радикальная реорганизация СССР, создание коалиционного руководства из числа сторонников Ельцина и Горбачева;
3) Горбачев «не отпускает» Россию, не идет на радикальные политические и экономические реформы – крах СССР в течение ближайшего полугода.
Горбачев ответил серией законов и попытался заручиться поддержкой армии:
– «О дополнительных мерах по стабилизации экономической и общественно-политической жизни страны» от 24 сентября 1990 г.;
– «Об уголовной ответственности за блокирование транспортных коммуникаций и иные незаконные действия, посягающие на нормальную и безопасную работу транспорта» от 23 октября 1990 г.;
– «Об обеспечении действия законов и иных актов законодательства Союза ССР» от 23 октября 1990 г.;
– «Об усилении ответственности за спекуляцию, незаконную торговую деятельность и за злоупотребления в торговле» от 31 октября 1990 г.
В целях стабилизации критической ситуации 26 декабря 1990 г. на IV съезде народных депутатов СССР был принят Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления».
Вместо Совета министров СССР учреждался Кабинет министров СССР во главе с премьер-министром. Кабинет министров СССР непосредственно подчинялся президенту СССР, который, таким образом, стал возглавлять систему органов государственного управления.
Президент возглавил Совет безопасности СССР – новый государственный орган, на который возлагалась «выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, поддержанию ее надежной государственной, экономической и экологической безопасности, преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, обеспечению стабильности и правового порядка в обществе».
Вторым принципиально важным решением IV съезда народных депутатов стало постановление о проведении референдума по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик.
В начале 1991 г. были произведены кадровые назначения: премьер-министром стал В. С. Павлов, министром внутренних дел СССР назначен Б. К. Пуго, должность министра иностранных дел СССР занял А. А. Бессмертных, поскольку прежний министр Э. А. Шеварднадзе подал в отставку и на прощание напугал съезд словами: «Наступает диктатура – заявляю об этом со всей ответственностью. – Никто не знает, какая это будет диктатура, кто придет, что за диктатор, какие будут порядки».
В целом же к этому времени горбачевская перестройка окончательно зашла в тупик. Период благозвучных демократических заклинаний и словесных баталий закончился. Радикальная националистическая оппозиция накопила достаточно сил и практически пришла к власти.
Прибалтийские республики заявили о своем выходе из СССР. 19 февраля 1991 г. Ельцин по Центральному телевидению обвинил Горбачева в проведении антинародной политики (денежных манипуляциях, беспрецедентном повышении цен, использовании армии против гражданского населения, крахе экономики) и потребовал его немедленной отставки, передачи власти Совету Федерации.
17 марта 1991 г. был проведен всесоюзный референдум по вопросу сохранения СССР, в котором приняло участие население 9 союзных республик, более 70 % высказались «за». Президент СССР выступил в роли гаранта сохранения Союза.
Но в решительный момент Горбачев допустил грубый политический просчет. В ночь на 28 марта 1991 г., накануне открытия внеочередного Съезда народных депутатов РСФСР, на котором Горбачев собирался обвинить Ельцина в заговоре, направленном на развал СССР, в Москву в первый раз были введены войска. Шаг этот, с одной стороны, объяснялся желанием Горбачева показать силу (армия послушна), с другой стороны, он откровенно боялся Ельцина (неизвестно, чем бы закончился съезд, обвинение могло обернуться и против самого Горбачева). С подачи средств массовой информации депутаты восприняли ввод войск как великое оскорбление. Съезд приостановил свою работу до вывода войск.
Горбачев не решился на открытую конфронтацию и уступил. Ельцин умело перехватил инициативу. 12 июня 1991 г. состоялись выборы первого Президента России, на которых уверенно победил Ельцин (57,3 %).
Ельцин предложил гражданам России простую и понятную всем программу:
– экономические реформы немедленно, но без ухудшения жизни;
– решительная борьба с привилегиями партийно-государственной номенклатуры;
– предоставление республикам РСФСР суверенитета.
Демократизация СССР сказалась и в отказе от жесткого диктата центра по отношению к республикам, им были предоставлены более широкие полномочия в рамках СССР. Подъем национального самосознания способствовал усилению центробежных тенденций в регионах, на политической арене набирали силу национальные фронты. Назрела необходимость заключения нового федеративного договора, причем далеко не все республики стремились к его подписанию.
В апреле 7997 г. в Ново-Огареео был подписан Федеративный договор «9+1» между центром и девятью республиками: Россией, Украиной, Белоруссией, Казахстаном, Узбекистаном, Киргизией, Туркменией, Таджикистаном и Азербайджаном. Вопрос о статусе 6 республик, не подписавших союзный договор (Армения, Грузия, Литва, Латвия, Эстония и Молдавия), решен не был.
В июле 1991 г. Президент СССР М. Горбачев провел встречу с Президентами России и Казахстана Б. Ельциным и Н. Назарбаевым. На встрече речь шла о подписании союзного договора, после чего должна была последовать отставка наиболее консервативных руководителей в правительстве СССР – премьер-министра В. Павлова, министра обороны Д. Язова и председателя КГБ В. Крючкова. Предполагаемая отставка ускорила реализацию заговора консерваторов, направленного на восстановление властных структур КПСС и центрального союзного руководства.
19 августа 1991 г., во время нахождения Президента СССР Горбачева на отдыхе в Форосе (Крым), группа высших руководителей СССР предприняла попытку совершить государственный переворот. Было объявлено, что президент по состоянию здоровья не может управлять страной и власть переходит Государственному комитету по чрезвычайному положению (ГКЧП), в который вошли:
В. Павлов – премьер-министр СССР
Б. Пуго – министр внутренних дел СССР
В. Крючков – председатель КГБ
Г. Янаев – вице-президент СССР, объявивший в своем приказе о вступлении в «исполнение обязанностей Президента СССР»
О. Бакланов – первый заместитель председателя Совета обороны СССР
В. Стародубцев – председатель Крестьянского союза СССР
А. Тизяков – президент Ассоциации госпредприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР
Обращаясь к населению страны, ГКЧП объявил, что перестройка зашла в тупик, что политика Горбачева привела к распаду государственности, а также заявил о намерении восстановить в стране порядок и предотвратить развал СССР, для чего устанавливалось чрезвычайное положение на 6 месяцев и вводилась цензура. Была также приостановлена деятельность партий, движений и объединений, оппозиционных КПСС, запрещен выпуск оппозиционных газет.
В Москву были введены войска. С 19 августа жители Москвы собирались вокруг Белого дома, где заседал Верховный Совет РСФСР. Войска заняли выжидательную позицию. Большинство республик не признало законность ГКЧП (за исключением республик Средней Азии и Азербайджана). Противостояние в столице закончилось 21 августа. Путчисты, потерявшие рычаги власти, отправились в Форос к Президенту и вскоре были арестованы. Горбачев вернулся в Москву. По требованию демократов деятельность КПСС была запрещена, ЦК КПСС объявил о самороспуске, также был распущен Кабинет министров.
Попытка переворота ускорила процесс распада Союза. Начался последовательный развал всех государственных структур. После путча восемь республик заявили о своем суверенитете, были признаны независимыми республики Прибалтики. Съезд народных депутатов СССР объявил о самороспуске, и до заключения нового союзного договора его функции перешли к Верховному Совету СССР. Ликвидировано большинство союзных министерств.
На встрече президентов России, Украины и Белоруссии 8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще было объявлено о ликвидации союзного договора об образовании СССР и образовано новое достаточно неопределенное государственное формирование – Содружество Независимых Государств (СНГ), открытое для вступления в него других республик.
21 декабря 1991 г. в Алма-Ате, куда Горбачев даже не был приглашен, к СНГ присоединились еще восемь республик, кроме республик Прибалтики и Грузии, что фактически означало конец СССР. Горбачеву, Президенту уже несуществующей страны, не оставалось иного выхода, как сложить с себя президентские полномочия.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
РЕФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Со страниц множества книг звучит рефрен: «Пётр создал новые государственные учреждения! Пётр отменил прежнюю систему управления!»Но в первые годы правления Петра он и не думал ничего менять. Страна жила, управляемая все теми же
3. Развитие государственного управления на Руси в XIV–XV вв.
3. Развитие государственного управления на Руси в XIV–XV вв. Сложившийся в XII–XIII вв. политический строй русских княжеств не претерпел в XIV–XV вв. каких-либо существенных изменений. Удельным князьям как верховным собственникам всей земли в княжествах принадлежала высшая
Реформа государственного управления
Реформа государственного управления В соответствии с Основными законами Российской империи император оставался неограниченным монархом. Первая статья Основных законов утверждала: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и не ограниченный. Повиноваться
1. Создание Советского государства. Становление и развитие Советского государственного управления
1. Создание Советского государства. Становление и развитие Советского государственного управления Оказавшись в центре мирового и национального кризиса, который закончился распадом Российской империи и Гражданской войной, Россия избрала совершенно новый путь
Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления
Конституция РСФСР 1918 г. – первая Конституция Советского государства. Создание аппарата государственного управления Победа советской власти на большей части территории Российской империи к весне 1918 г. привела к необходимости подготовки и принятия основополагающего
1. Кризис власти и первая попытка реформирования тоталитарного государственного механизма СССР (1945 – начало 60-х гг. XX в.)
1. Кризис власти и первая попытка реформирования тоталитарного государственного механизма СССР (1945 – начало 60-х гг. XX в.) Период с 1945 по 1964 г. в истории Советского государства можно разделить на две части:– первое послевоенное десятилетие (с сентября 1945 по март 1953 г.),
Реформы государственного управления
Реформы государственного управления Развитие советской государственности во второй половине 40 – начале 60-х гг. XX в. шло по следующим направлениям.Государственный аппарат перестраивался на мирный лад.К сентябрю 1945 г. были упразднены ГКО и другие чрезвычайные органы
§ 6. Кризис власти и распад СССР. Март-декабрь 1991 г.
§ 6. Кризис власти и распад СССР. Март-декабрь 1991 г. Подготовка нового союзного договора. К весне 1991 г. потеря управляемости всеми социальными процессами в СССР стала очевидной для всех. Единственное, в чем сохранялись различия, так это в объяснении причин кризиса.
ДЕРЖАВА ТИМУРА: СОЗДАНИЕ И РАСПАД
ДЕРЖАВА ТИМУРА: СОЗДАНИЕ И РАСПАД Тимур был, как известно, яркой и противоречивой личностью. Он родился в 1336 г. в Средней Азии, неподалеку от города Кеша (ныне Шахрисабс) на территории современного Узбекистана, в семье воина-скотовода, незначительного представителя
5. Организация государственного управления
5. Организация государственного управления Основанное на принципах строжайшего учета и контроля дворцовое хозяйство нуждалось для своего нормального функционирования в развитом бюрократическом аппарате. Документы Пилосского и Кносского архивов показывают этот
§ 1. Органы государственного управления
§ 1. Органы государственного управления После смерти Петра I созданная им бюрократическая машина дворянского государства должна была пройти сквозь испытания контрреформ. В итоге всех административных изменений система центральных учреждений осталась почти
Организация государственного управления
Организация государственного управления В период Нового Царства создаётся сложный аппарат государственного управления. Многочисленные документы этого времени позволяют нам ознакомиться с системой центральной и местной администрации. Всё больше и больше усиливается
Система государственного управления
Система государственного управления Как мы уже видели, Венецианская республика осуществляет жесткое руководство экономикой и структурами управления подвластных ей территорий — как заморских, так и материковых, — проводя, как нам кажется, политику государственного
37. РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ОКТЯБРЕ 1917 г. – ИЮЛЕ 1918 г. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
37. РАЗВИТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЕДИНСТВА В ОКТЯБРЕ 1917 г. – ИЮЛЕ 1918 г. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА Большевики, придя к власти, провозгласили право наций на самоопределение. Воспользовавшись этим уже в 1917 г. независимость получила Финляндская
1. Возникновение, развитие, кризис хозяйственной системы государственного социализма в СССР и в странах Восточной Европы
1. Возникновение, развитие, кризис хозяйственной системы государственного социализма в СССР и в странах Восточной Европы Система государственного социализма как форма хозяйственного управления основана на:1) мощном централизованном регулировании, пронизывающем все
Кризис государственного управления и распад Советского Союза
КУРСОВАЯ РАБОТА
Кризис государственного управления и распад Советского Союза
Введение
Проблемам государственной власти в России посвящены многие современные исследования В.М. Баранова, В.М. Ведяхина, И.А. Исаева, Г.В. Мальцева, В.Е. Чиркина, Л.М. Энтина и целого ряда других ученых. Отдельным вопросам государственной власти посвящено значительное число теоретических работ, однако комплексных исследований трансформации государственной системы управления в России от советской к современной крайне мало.
Объектом исследования является система государственного управления в СССР в период с 1977 по 1991 года
Предметом исследования является процесс трансформации государственной системы управления, как следствие, приводящей к распаду СССР.
Целью работы является теоретическое осмысление кризиса государственного управления с конца70х, как процесса ликвидации советской системы государственного управления, распада Советского Союза.
Цель данного исследования достигается путем решения следующих задач:
охарактеризовать систему управления советским государством с конца 70х-начала 90х годов;
выявить особенности государственного управления в СССР в 1980-х гг.;
отразить процесс устранения КПСС из системы управления страной;
показать политические преобразования и процессы, оказавшие влияние на разложение системы управления СССР
обозначить основные аспекты государственного управления после августа 1991 года;
отразить последствия распада СССР
При решении задач использовались современные методы научного познания. Опираясь на исторический и логический методы, использовались теоретические формы рассмотрения и изложения материала. Исследование проводилось на основе логической последовательности: от общего к частному, от предыдущего к последующему. Использовался также общенаучный метод анализа и синтеза. Это предопределило выбор системного подхода в качестве ведущего частнонаучного метода.
Работа базируется на трудах истрориков, специализирующихся в области теории права и государства. Особый интерес представили работы, касающиеся трансформации системы государственного управления в 90х годах ХХ века, авторов Ковалева А.М., Косолапова Р.И., Кувалдина В., Пихоя Р.Г., Марковой Е.А., Ноздрачева А.Ф. и других.
Обособленность системы государственного управления от гражданского общества усиливала двуединую тенденцию: закономерное снижение уровня профессиональных качеств управленческих кадров при росте их корпоративных бюрократических интересов.
Развитие общества характеризовалось всевластием партийно-государственного аппарата. Его роль в координации производства, распределении благ неимоверно выросла, о чем свидетельствует и резкий рост численности аппаратчиков (до 18 млн. человек). Быстрый рост бюрократии обеспечивался многочисленными льготами и привилегиями. Вследствие отсутствия механизма обжалования действий чиновников, растет их безнаказанность, аппарат часто даже не считал нужным руководствоваться Конституцией.
Это стало одной из причин невыполнения больших социальных программ (продовольственной, жилищной, здравоохранения, производства товаров народного потребления, экологической), и нашло, в большей части кризисное отражение в области экономического развития. Недовольство в обществе нарастало, потому что в предыдущие годы советское государство гарантировало всем трудящимся, пусть минимум, но определенный минимум жизненных благ.
Партийно-государственный аппарат не был способен перестроить экономику страны в соответствии с новым этапом научно-технической революции («микроэлектронная революция»). В структуре экономики господствующее положение занимали устаревшие, традиционные отрасли (производство стали, чугуна, железной руды и т, д.). Сказывалась предельная милитаризация экономики, чрезмерная военная нагрузка на народное хозяйство. В итоге вытеснение ручного труда в производстве шло очень медленно. «Государственная элита предпочитала наращивать экспорт нефти и газа, доходы от продажи которых позволяли снижать социальную напряженность, сглаживать последствия кризиса в легкой промышленности и других сферах народного хозяйства. Определенное значение имели и субъективные факторы: низкая дисциплина работников, недостаточная требовательность к кадрам» *
Попытки преодоления кризиса
Практическое воплощение идей политической перестройки получили в решениях ХIХ Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.). В 6 резолюциях конференции, в частности «О некоторых неотложных мерах по практическому осуществлению реформы политической системы страны» речь шла об изменении системы управления страной. Соответствующие изменения в Конституцию СССР 1977 г. внес Верховный Совет.
Высшим органом государственной власти стал Съезд народных депутатов, в составе 2250 человек, который собирался один раз в год. Из своего состава он избирал Верховный Совет как постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган государственной власти в составе 544 человек.
Верховный Совет должен был работать на постоянной основе, подобно парламенту. Усиливалось значение поста Председателя Президиума Верховного Совета.
Верховный Совет был первым за советское время, среди депутатов которого практически не было рабочих и крестьян; подавляющее большинство его членов составляли ученые, журналисты и работники управления. Законодательные изменения, принятые с целью сохранения властных полномочий номенклатуры, дали тактический выигрыш сторонникам М.С. Горбачева, но привели к их стратегическому поражению. Политическое руководство страны оказалось неподготовленным ни теоретически, ни организационно к кардинальной смене курса, и начатые им преобразования привели к углублению экономического и политического кризиса в стране.
По замыслу М.С. Горбачева съезды народных депутатов должны были собираться 2 раза в год и решать основные политические и экономические вопросы, в том числе о переустройстве государственного управления.
Несмотря на компанию по демократизации и привлечению граждан к управлению, власть постаралась контролировать выборы народных депутатов СССР. Одна треть депутатов была направлена на Съезд от общественных организаций. Самой крупной общественной организацией в СССР была КПСС, которая и выдвинула наибольшее число депутатов. От КПСС народными депутатами стали все партийные лидеры. Среди остальных общественных организаций, выдвигавших народных депутатов были: ВЛКСМ, ВЦПС, Союз театральных деятелей СССР, Союз кинематографистов СССР и т.д.
Депутаты, избиравшиеся народом по одномандатным округам, проходили многоступенчатую процедуру выдвижения. Депутаты, избиравшиеся по территориальному признаку, выдвигались по округам, сформированным в зависимости от количества населения. Депутаты по региональному признаку, имевшие право избираться затем в Совет национальностей, избирались равным количеством от каждой союзной республики.
Последствия распада СССР
Происходит активная реорганизация системы высших органов власти и управления РФ. Изменениями в Конституции Российской Федерации от 9 и 10 декабря 1992 г. система государственной власти приближалась к парламентской форме и основывалась на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом полномочия высшего законодательного и представительного органа власти в лице Съезда народных депутатов Российской Федерации и формируемого им Верховного Совета Российской Федерации являлись доминирующими в системе государственного управления.
Однако после распада СССР стало очевидно, что попытки приспособить старый Основной Закон к реалиям суверенного государства бесперспективны. В силу этого, начиная с 1990 г. Конституционной комиссией Верховного Совета РСФСР разрабатывался проект новой Конституции, а весной 1993 г. появляется президентский вариант. К форсированию изменения конституционного строя Б.Н. Ельцина подталкивали прежде всего реформаторы новой либеральной волны (Е.Т. Гайдар и др.).
В условиях «шоковой терапии» стал развиваться конфликт между Верховным Советом и Президентом. Он приобрел форму «войны законов», когда практически ни один законодательный акт, ни одно распоряжение обеих ветвей власти не выполнялось. Эти разногласия привели в конечном итоге к блокаде «Белого дома». В Москве происходили вооруженные столкновения: захват мэрии, телецентра. 4 октября 1993 года здание Верховного Совета было обстреляно из танковых орудий и захвачено войсками специального назначения. Короткий период двоевластия закончился победой пропрезидентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации государственной системы Советов.
Таким образом, события 1991-1993 гг. имели решающее значение и для будущего самого СССР, и для положения Советов. Во-первых, выступление лидеров ГКЧП стало катализатором и уникальным поводом для республиканских элит для разрушения Советского союза и возведения антикоммунизма в ранг государственной политики теперь уже ив наши дни. Во-вторых, внутри РСФСР события августа 1991 года привели к резкому усилению института президентской власти, что в последующие два года имело для всей системы Советов самые серьезные последствия, в конечном счете, приведшие, сначала к противостоянию двух структур власти, а затем к ликвидации одной из них. Ситуация вокруг «августовского путча» привела к мощнейшей встряске всей системы власти, приведя к значительным кадровым перестановкам и даже смене элит во многих регионах. В 1993 году период двоевластия Верховного Совета и Президента закончился победой пропрезидентских сил, а столкновение ветвей власти привело к ликвидации государственной системы Советов.
Заключение
Итак, в работе был рассмотрен период ликвидации советской системы государственной власти и процесс распада Советского Союза.В ходе исследования выяснено, что Советский Союз являлся одним из наиболее централизованных государств в мире. Основой системы была КПСС, обладавшая монополией на политическую власть. Так же были показаны последствия устранения КПСС из управления страной. Отражены особенности управления страной в 80-х годах, сделаны выводы о том, что партийная и государственная вертикаль были построены по принципу строгой иерархичности и подчинения нижних уровней верхним. Эта система дополнялась мощным репрессивным аппаратом, поддерживавшим работоспособность государственной машины.
К 1990 м годам советская система государственного управления потерпела крах. Данной работе наиболее объективными причинами, касающихся государтвенного управления
Появление в 1990 году многопартийности, создание института Президента, наделение его большими управленческими полномочиями и выведение его из-под контроля КПСС привело в потере коммунистической партией монополии на государственную власть. В результате мрачных событий 1991 г. («августовский путч» 1991 г., «Беловежское соглашение»,) Советский Союз рухнул, а с ним и советская система государственной власти. Вышеназванные события привели к резкому усилению института президентской власти, что в последующие годы имело для всей системы государственного управления самые серьезные последствия, что, в конечном счете, привело к окончательной ликвидации государственной системы Советов.
По-моему мнению, кризис советской государственной власти являлась неизбежным этапом, так как коррумпированность и бюрократизация партийной элиты сделала эту систему малоэффективной. Однако я воспринимаю ликвидацию СССР как драму русского народа, навязанную прозападной политикой, так как проблему эффективности управления государством можно было решить путем обдуманных и просчитанных действий, а не военных переворотов и поспешных реформ, приведших страну к затяжному кризису, отголоски которого слышатся до сих пор.
Список литературы
. Конституция СССР в редакции Закона СССР от 1 декабря 1988 г. №9853-XI «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) СССР»
3. Справочная литература:
18. Жиделев, Виталий Александрович. Трансформация государственной власти в России в период с 1985 по 2000 годы: диссертация… кандидата юридических наук: 12.00.01 / Жиделев Виталий Александрович; [Место защиты: Нижегор. акад. МВД России] Нижний Новгород, 2007 223 c.: 61 07-12/1871
21. Воронейкин Н.Е. «Летопись трудового героизма» М: Политиздат, 2009;
38. Омельченко Н.А. История государственного управления в России. Учебник.-М: Проспект, 2007
КУРСОВАЯ РАБОТА
Кризис государственного управления и распад Советского Союза
Введение
Проблемам государственной власти в России посвящены многие современные исследования В.М. Баранова, В.М. Ведяхина, И.А. Исаева, Г.В. Мальцева, В.Е. Чиркина, Л.М. Энтина и целого ряда других ученых. Отдельным вопросам государственной власти посвящено значительное число теоретических работ, однако комплексных исследований трансформации государственной системы управления в России от советской к современной крайне мало.
Объектом исследования является система государственного управления в СССР в период с 1977 по 1991 года
Предметом исследования является процесс трансформации государственной системы управления, как следствие, приводящей к распаду СССР.
Целью работы является теоретическое осмысление кризиса государственного управления с конца70х, как процесса ликвидации советской системы государственного управления, распада Советского Союза.
Цель данного исследования достигается путем решения следующих задач:
охарактеризовать систему управления советским государством с конца 70х-начала 90х годов;
выявить особенности государственного управления в СССР в 1980-х гг.;
отразить процесс устранения КПСС из системы управления страной;
показать политические преобразования и процессы, оказавшие влияние на разложение системы управления СССР
обозначить основные аспекты государственного управления после августа 1991 года;
отразить последствия распада СССР
При решении задач использовались современные методы научного познания. Опираясь на исторический и логический методы, использовались теоретические формы рассмотрения и изложения материала. Исследование проводилось на основе логической последовательности: от общего к частному, от предыдущего к последующему. Использовался также общенаучный метод анализа и синтеза. Это предопределило выбор системного подхода в качестве ведущего частнонаучного метода.
Работа базируется на трудах истрориков, специализирующихся в области теории права и государства. Особый интерес представили работы, касающиеся трансформации системы государственного управления в 90х годах ХХ века, авторов Ковалева А.М., Косолапова Р.И., Кувалдина В., Пихоя Р.Г., Марковой Е.А., Ноздрачева А.Ф. и других.