какую роль играют в главе пейзажные зарисовки
Природа и пейзаж в романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени»
Портрет Кавказа в главе «Бэла»
В этой главе произведения дается, образно говоря, протрет живописного края, ибо именно он, а не Печорин, является здесь главным героем. Природа обусловливает характер живущих там людей, их отношения друг с другом и с соплеменниками, а также драматическую, даже трагическую ситуацию, которая легла в основу сюжета.
Читатель видит Кавказ глазами двух персонажей:
Повествователь, оказавшись впервые в той части Кавказа, о которой идет речь, поражен красотой и величием пейзажа. Вот как он описал панораму Койшаурской долины, открывшуюся перед его взором: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…»
Автор специально поместил изображение пейзажных зарисовок в длинное сложносочиненное предложение, а не в несколько коротких, чтобы показать, что один объект любования как бы набегает на другой, стоит лишь чуть-чуть повернуть, приподнять или наклонить голову, и зритель не успевает сделать паузу, обозначаемую на письме точкой.
Изображенная рассказчиком природа:
В этом описании природы чувствуется неравнодушие пера автора. Лермонтов тонко чувствует прелесть и первозданность окружающего мира.
Жизнь горцев
Местные привыкли быть среди именно такой природы, и она повлияла на формирование их национального характера. Их главный промысел — скотоводство и связанные с ним ремесла, а также охота, причем дичью для этого народа является не только фауна горных лесов, но и чужаки, то есть русские. Их ловят, чтобы обратить в рабов или вернуть родным за выкуп.
Горцы совершают набеги на казачьи станицы, откуда приходят с добычей. Или не возвращаются, ведь казаки тоже отменные воины. Поэтому у горцев ценится храбрость и ловкость, а трусу и увальню в их среде просто не выжить.
Этого не учел Печорин, когда залучил к себе местную красавицу, и история, рассказанная Максимом Максимычем, окончилась трагически. Дело тут не столько в извечном «любил — разлюбил», сколько в столкновении двух миров, цивилизаций, которым предстоит несколько веков учиться понимать друг друга. И этот процесс не завершен, как показали события новейшей истории.
Возможно, одним из шагов к такому пониманию является попытка рассказчика увидеть в чужом мире, завораживающем и в то же время пугающем, что-то родное, свое. Так, ветер, бушующий в кавказских горах, свистит, как самый что ни на есть русский Соловей-разбойник, а сугробы в Чертовой долине напоминают Саратов, Тамбов и другие уголки средней полосы России.
Даже метель завывает, точно так же как на севере страны.
Тут рассказчик, прежде повествовавший о чем угодно, только не о своей персоне, как бы проговорился о том, кто он такой. Обращаясь к метели как к изгнаннице, можно предположить, что на Кавказе герой не по своей воле.
Ни в одной из последующих глав природа не играет столь важной роли, как в главе «Бэла», ибо меняется повествователь: им становится Печорин. Если сделать анализ этой части произведения, то можно понять, что рассказчика интересует Кавказ как таковой, а для главного героя основная тема — его собственный внутренний мир, а этот край — лишь место действия.
Пейзаж в дневнике Печорина
Лермонтов щедро поделился с главным героем литературным талантом. Печорин в своем журнале (дневнике) раскрывается как великолепный рассказчик, человек умный, наблюдательный, тонко чувствующий прекрасное, в том числе и красоту природы. В его исповедальных записях она:
В главе «Тамань» Печорин рассказывает свою историю с контрабандистами. Это приключение едва не стоило ему жизни. Действие разворачивается на фоне морского пейзажа, напоминающего картину И. К. Айвазовского: обрывистый берег вел к морю, где плескались волны темно-синего цвета, луна освещала беспокойную, но покорную ей стихию.
Хотя это произведение реалистическое, но, говоря о контрабандистах, нельзя избежать некоторого оттенка романтизма, связанного с их ремеслом. И более естественной декорации, чем неспокойное море в лунную ночь для этого не найти.
Княжна Мери
В этой части произведения происходит много важных, порой судьбоносных для Печорина событий, и всякий раз природа как бы аккомпанирует его душевному состоянию. Начало главы — утро в Пятигорске. Отдохнувший после утомительной дороги Печорин выглядывает в окно и видит прелестную картину: он в окружении величественных гор, которые издали выглядят не грозными, а мирными и живописными.
«Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?» — так говорил в то утро Печорин. В это время Пятигорск, чьи минеральные воды прославились своими целебными свойствами, уже успел превратиться в модный курорт.
У Печорина прекрасное настроение, он цитирует Пушкина, наслаждается чистотой горного воздуха. В течение дня встречает приятеля Грушницкого, знакомится с доктором Вернером, который оказался интересным собеседником, обращает внимание на хорошенькую княжну Мери.
Через день состояние природы меняется, теперь в ней все предвещает грозу. Ощущение напряженности и беспокойства у Печорина совпадает с предчувствием встречи с Верой — самой сильной привязанностью героя. Но не радость принесла она обоим, а горькое осознание того, что как бы их ни влекло друг к другу, вместе им не быть.
Момент, когда Печорин пытался догнать Веру, уехавшую с мужем, подчеркнут мрачной картиной природы: «Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро». Это означало конец.
Особенно эмоционально Печорин воспринимает окружающий мир перед дуэлью с Грушницким: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление…». А когда герой, стоя на скале, где должен был проходить поединок, глянул вниз, ему показалось, что там «темно и холодно, как в гробе», а острые камни словно предвкушают добычу.
Заканчивается «Княжна Мери» воображаемым пейзажем, возникшим перед внутренним взором Печорина: берег моря с манящей тенистой рощей и мирным солнцем и открытая водная гладь, где должен появиться «желанный парус», тот самый из лермонтовского стихотворения, который «просит бури» и в чью пользу герой делает выбор.
Повесть «Фаталист»
В этой главе природа вступает в повествование лишь однажды. Действие в ней происходит в казачьей станице, куда Печорин был направлен по делам службы. Возвращаясь домой после странного пари с сербом Вуличем, он увидел на небе показывающийся из-за домов полный месяц, напоминающий зарево пожара.
Красная луна — явление довольно редкое, и с ним связано много суеверий, согласно которым такой вид спутника Земли предвещает несчастья. Но даже если не верить всему этому, необычное зрелище способно вызвать волнение в душе человека. При этом, как отмечает Печорин, звезды беспечно излучали свой свет на своде, имеющем темно-голубой оттенок.
Это сочетание умиротворения и тревоги навело героя на мысли о том, как издревле люди верили, что светила предопределяют их судьбу, ощущали свою связь с небом, с высшими силами. Современный же человек, по его мнению, этой веры лишен и потому утратил способность к жертвенности и героизму.
Примечательно, что вскоре после этих размышлений Печорин совершил по-настоящему достойный поступок. Он обезвредил казака, который в нетрезвом виде был настолько агрессивен, что представлял большую опасность для окружающих. Этот казак в пьяном угаре зарубил офицера — того самого серба Вулича, с которым Печорин держал пари о том, может ли человек располагать своей судьбой.
И хотя товарищи признали поступок Печорина подвигом, сам он был об этом другого мнения. Им руководило не стремление спасти людей от участи стать жертвой обезумевшего казака, а просто желание испытать судьбу.
Мастерство автора в описании природы
В «Герое нашего времени» Лермонтов иногда показывает себя как художник. Используя такие средства выразительности, как эпитеты, автор создает очень яркие образы природы, и часто кажется, будто видно рисунки или акварели поэта.
Также пейзаж, изображенный автором, предварял события, о которых читатель еще не знает. В пример можно привести эпизод, когда еще не произошло знакомство с главным героем произведения: «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах». Здесь возникает ощущение чего-то холодного и равнодушного. И действительно, вместо старого приятеля Максим Максимыч увидел какую-то ледышку.
Усиливает живописность пейзажа и ритм, с которым происходит повествование — то сжатый и стремительный, когда рассказ заходит о Печорине, или замедленно-плавный, при изображении Кавказа утром.
Если проанализировать произведение, можно понять, что пейзаж и природа в романе передают не только характеры героев и их волнения, но и позволяют увидеть смысл произведения. Их образы помогают пробудить собственные размышления об окружающем мире и его месте в жизни каждого человека.
Роль пейзажа и природы в романе Герой нашего времени Лермонтова
Портрет Кавказа в главе «Бэла»
В этой главе произведения дается, образно говоря, протрет живописного края, ибо именно он, а не Печорин, является здесь главным героем. Природа обусловливает характер живущих там людей, их отношения друг с другом и с соплеменниками, а также драматическую, даже трагическую ситуацию, которая легла в основу сюжета.
Читатель видит Кавказ глазами двух персонажей:
Повествователь, оказавшись впервые в той части Кавказа, о которой идет речь, поражен красотой и величием пейзажа. Вот как он описал панораму Койшаурской долины, открывшуюся перед его взором: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов…»
Автор специально поместил изображение пейзажных зарисовок в длинное сложносочиненное предложение, а не в несколько коротких, чтобы показать, что один объект любования как бы набегает на другой, стоит лишь чуть-чуть повернуть, приподнять или наклонить голову, и зритель не успевает сделать паузу, обозначаемую на письме точкой.
Изображенная рассказчиком природа:
В этом описании природы чувствуется неравнодушие пера автора. Лермонтов тонко чувствует прелесть и первозданность окружающего мира.
Функция пейзажа
Анализ произведения показывает, что роль панорамы той местности, где находился герой очень многопланова и безгранична. С первых строк автор создает загадочную, неповторимую атмосферу. В главе «Тамань» показывается мечтательный образ моря, выступающего как фон.
Можно с уверенностью сказать, что природа в романе «Герой нашего времени» является вспомогательным персонажем, выполняющим сразу несколько функций, но ни в коем случае не второстепенным. Какую роль играют пейзажные зарисовки в этом произведении? Можно выделить несколько основных функций:
Первая указанная функция природы как важного элемента в сложной канве произведения ярко проявляется в повести «Бэла». Так, панорама, открывающая повествование окунает читателя в художественный мир произведения. Она позволяет полностью погрузиться в ту атмосферу, где происходит место действия.
Рассказчик, попавший в Койшаурскую долину, развернуто и с необыкновенной точностью обрисовывает скалы «неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар», «обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов».
Стоит отметить, что описание этой долины похоже на пушкинское восприятие края в путевых записках «Путешествие в Арзрум». Но сравнительная характеристика двух произведений показывает, что есть и серьезные различия:
Пушкин описывает природу кратко, лаконично, не уделяет ей особого внимания, хоть она тоже выполняет важную функцию.
Природа в текстах Лермонтова как бы оживает, наполняется цветом, красками, звуками. Поэт поразительно скрупулезен в пейзажах, старается ничего не упустить и передать великолепие Кавказа наиболее полно, объемно.
Жизнь горцев
Местные привыкли быть среди именно такой природы, и она повлияла на формирование их национального характера. Их главный промысел — скотоводство и связанные с ним ремесла, а также охота, причем дичью для этого народа является не только фауна горных лесов, но и чужаки, то есть русские. Их ловят, чтобы обратить в рабов или вернуть родным за выкуп.
Горцы совершают набеги на казачьи станицы, откуда приходят с добычей. Или не возвращаются, ведь казаки тоже отменные воины. Поэтому у горцев ценится храбрость и ловкость, а трусу и увальню в их среде просто не выжить.
Этого не учел Печорин, когда залучил к себе местную красавицу, и история, рассказанная Максимом Максимычем, окончилась трагически. Дело тут не столько в извечном «любил — разлюбил», сколько в столкновении двух миров, цивилизаций, которым предстоит несколько веков учиться понимать друг друга. И этот процесс не завершен, как показали события новейшей истории.
Возможно, одним из шагов к такому пониманию является попытка рассказчика увидеть в чужом мире, завораживающем и в то же время пугающем, что-то родное, свое. Так, ветер, бушующий в кавказских горах, свистит, как самый что ни на есть русский Соловей-разбойник, а сугробы в Чертовой долине напоминают Саратов, Тамбов и другие уголки средней полосы России.
Даже метель завывает, точно так же как на севере страны.
Тут рассказчик, прежде повествовавший о чем угодно, только не о своей персоне, как бы проговорился о том, кто он такой. Обращаясь к метели как к изгнаннице, можно предположить, что на Кавказе герой не по своей воле.
Ни в одной из последующих глав природа не играет столь важной роли, как в главе «Бэла», ибо меняется повествователь: им становится Печорин. Если сделать анализ этой части произведения, то можно понять, что рассказчика интересует Кавказ как таковой, а для главного героя основная тема — его собственный внутренний мир, а этот край — лишь место действия.
Пейзаж в дневнике Печорина
Лермонтов щедро поделился с главным героем литературным талантом. Печорин в своем журнале (дневнике) раскрывается как великолепный рассказчик, человек умный, наблюдательный, тонко чувствующий прекрасное, в том числе и красоту природы. В его исповедальных записях она:
В главе «Тамань» Печорин рассказывает свою историю с контрабандистами. Это приключение едва не стоило ему жизни. Действие разворачивается на фоне морского пейзажа, напоминающего картину И. К. Айвазовского: обрывистый берег вел к морю, где плескались волны темно-синего цвета, луна освещала беспокойную, но покорную ей стихию.
Хотя это произведение реалистическое, но, говоря о контрабандистах, нельзя избежать некоторого оттенка романтизма, связанного с их ремеслом. И более естественной декорации, чем неспокойное море в лунную ночь для этого не найти.
Внутренний мир героя
Человечность Григория также передана через его восприятие природы, его субъективное мнение в определенный момент жизни. Чувственность натуры этого человека проявлялась только в отдельных фрагментах, потому что главный герой старается сдерживать себя, носит маску бесстрастного циника. Печорин поражен красотой природы Пятигорска искренне, неподдельно. Он по достоинству оценил величие и силу этого края: «Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?».
В обществе никто и не мог бы подумать, что этот человек способен видеть прекрасное. Именно природа поспособствовала бы исцелению его души, позволила бы обрести покой и умиротворение, если бы Печорин не стремился играть роль эгоиста. Обращение к ней спасло бы от горьких переживаний и роковых поступков. Но этого не произошло. Да, Печорин связан с природой, но не слит с ней. Он смотрит на нее со стороны, не живет и не дышит ей.
Для того чтобы произошло это слияние, нужно освободиться от влияний общественной морали, от неписаных правил высшего света. Только те люди, которые смогли добиться внутренней свободы и не скрывать подлинную свою натуру под маской, могут стать частью природы. В Печорине же сильны установки общества, он остерегается позора и осуждения. Во многом поэтому герой и не отказывается от дуэли с Грушницким: он сам завертел интригу, которая привела к этому, но отступить назад не позволяет страх прослыть трусом.
Княжна Мери
В этой части произведения происходит много важных, порой судьбоносных для Печорина событий, и всякий раз природа как бы аккомпанирует его душевному состоянию. Начало главы — утро в Пятигорске. Отдохнувший после утомительной дороги Печорин выглядывает в окно и видит прелестную картину: он в окружении величественных гор, которые издали выглядят не грозными, а мирными и живописными.
«Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?» — так говорил в то утро Печорин. В это время Пятигорск, чьи минеральные воды прославились своими целебными свойствами, уже успел превратиться в модный курорт.
У Печорина прекрасное настроение, он цитирует Пушкина, наслаждается чистотой горного воздуха. В течение дня встречает приятеля Грушницкого, знакомится с доктором Вернером, который оказался интересным собеседником, обращает внимание на хорошенькую княжну Мери.
Через день состояние природы меняется, теперь в ней все предвещает грозу. Ощущение напряженности и беспокойства у Печорина совпадает с предчувствием встречи с Верой — самой сильной привязанностью героя. Но не радость принесла она обоим, а горькое осознание того, что как бы их ни влекло друг к другу, вместе им не быть.
Момент, когда Печорин пытался догнать Веру, уехавшую с мужем, подчеркнут мрачной картиной природы: «Солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро». Это означало конец.
Особенно эмоционально Печорин воспринимает окружающий мир перед дуэлью с Грушницким: «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление…». А когда герой, стоя на скале, где должен был проходить поединок, глянул вниз, ему показалось, что там «темно и холодно, как в гробе», а острые камни словно предвкушают добычу.
Заканчивается «Княжна Мери» воображаемым пейзажем, возникшим перед внутренним взором Печорина: берег моря с манящей тенистой рощей и мирным солнцем и открытая водная гладь, где должен появиться «желанный парус», тот самый из лермонтовского стихотворения, который «просит бури» и в чью пользу герой делает выбор.
Пейзаж и его функции в романе «Герой нашего времени» Лермонтова М.Ю.
Исследователь Рождествин заметил, что развитию чувства природы в Лермонтове способствовали литературные влияния — влияние Руссо, Шатобриана и Гейне. Мир природы и цивилизации противопоставлены в творчестве поэта. И в этом Лермонтов наиболее близок Толстому, в произведениях которого естественность человеческого поведения и гармоничность личности определяется (в том числе) близостью человека к природе. Проанализируем описания природы в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Функции пейзажа в этом романе различны. Картины природы здесь — это и фон, на котором происходит действие, и средство характеристики персонажей, и средство передачи их чувств и настроений, и средство углубления философской проблематики романа. Первый пейзаж романа мы встречаем в повести «Бэла», Это вид Койшаурской долины. В этом описании переданы впечатления рассказчика — проезжего офицера и литератора, Ставшего попутчиком Максима Максимыча. Офицер этот на Кавказе сравнительно недавно, поэтому восприятие его свежо, все впечатления отличаются новизной и непосредственностью. «Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своей чешуею». Характерно, что описание Койшаурской долины дано в повести дважды. Вот второй вид ее: «…под нами лежала Кой шаурская долина, пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями; голубоватый туман скользил по ней, убегая в соседние теснины от теплых лучей утра; направо и налево гребни гор, один выше другого, пересекались, тянулись, покрытые снегами, кустарником; вдали те же горы, но хоть бы две скалы, похожие одна на другую, — и все эти снега горели румяным блеском так весело, так ярко, что кажется, тут бы и остаться жить навеки…» Описание Лермонтовым Койшаурской долины пересекается с пушкинским описанием ее в «Путешествии в Арзрум». Однако в двух пейзажах есть и различия. Как замечает В. Шкловский, пушкинское описание тематично и сравнительно кратко. Лермонтов же «как бы задерживается» в пейзаже, используя множество ярких красок, передавая свои ощущения, вставляя философские замечания. В этих пейзажах писатель использует цветовые эпитеты («красноватые скалы», «зеленым плющом», «золотая бахрома снегов», «желтые обрывы», «серебряной нитью», «голубоватый туман»), метафору («Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой»), образные сравнения («сверкает, как змея своею чешуею», «пересекаемая Арагвой и другой речкой, как двумя серебряными нитями»). Вообще, пушкинские описания природы в прозе более лаконичны, зачастую они не связаны с непосредственными чувствами героев, но нередко передают философские раздумья автора, создают в произведении определенные мотивы, настроение. Таковы многие пейзажи в «Капитанской дочке». Пейзаж Лермонтова более подробен, картины природы у него не только неизменно связаны с человеческими чувствами, но и даны в субъективном восприятии героя. Порой для писателя характерна «физиологическая точность в описании чувств и ощущений» в восприятии природы человеком, «острый и трезвый анализ их происхождения или их сущности». Лермонтов использует в пейзажах яркие, сочные краски. В цветовом спектре здесь присутствуют серебряный, темно-синий, темно-лиловый, серый, голубой, золотистый, зеленый цвета. Но в пейзажах романа важен не только цветовой фон, но и запахи, звуки, освещение. Исследователь Фишер замечает, что пейзажи Лермонтова многозвучны, подвижны, пластичны, и приобретается эта пластичность благодаря «осязательным ощущениям», писатель «передает ощущения зноя и холода, жары и свежести, запахов», И в этом Лермонтов близок Толстому и Тургеневу. Вот один из пейзажей в повести «Бэла»: «Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы; только изредка пробегал прохладный ветер с востока, приподнимая гриву лошадей, покрытую инеем. Мы тронулись в путь; …казалось, дорога вела на небо, потому что сколько глаз мог разглядеть, она все поднималась и, наконец, пропадала в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы, как коршун, ожидающий добычу; снег хрустел под ногами нашими; воздух становился так редок, что больно было дышать; кровь поминутно приливала в голову, но со всем тем какое-то отрадное чувство распространилось по всем моим жилам, и мне было как-то весело, что я так высоко над миром…» Природа приравнена в творчестве Лермонтова к Божественному началу. В этом пейзаже автор подчеркивает это сравнением («Тихо было все на небе и на земле, как в сердце человека в минуту утренней молитвы»). Здесь использован эмоциональный эпитет («отрадное чувство»), метафора («в облаке, которое еще с вечера отдыхало на вершине Гуд-горы»), образное сравнение (облако, «как коршун, ожидающий добычу»). Пейзаж здесь дается писателем в динамике, в действии. Создается эта динамичность с помощью таких элементов пейзажа, как дорога, хрустящий снег, облако. Вообще, облака, тучи, туманы играют огромную роль в пейзажах Лермонтова. В «Герое нашего времени» мы часто встречаем эти природные образы. «Густой туман» здесь льется волнами из ущелий, «туманы, клубясь и извиваясь, как змеи», сползают «по морщинам соседних скал», «серое облако» отдыхает на вершине горы. Другой пейзаж повести дан уже в восприятии рассказчика и Максима Максимыча. «Вот наконец мы взобрались на Гудгору, остановились и оглянулись: на ней висело серое облако, и его холодное дыхание грозило близкой бурею; но на востоке все было так ясно и золотисто, что мы, то есть я и штабс-капитан, совершенно о нем забыли… Да, и штабс-капитан: в сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге».
Пейзаж этот характеризует уже в большей степени Максима Максимыча. Мы узнаем, что штабс-капитан близок к природе, любит и понимает ее, что свидетельствует о цельности натуры Максима Максимыча, и непосредственности его чувств и восприятия. Рассказчик рассуждает здесь о влиянии природы на человека и замечает, что «удаляясь от условий общества и приближаясь к природе, мы невольно становимся детьми; все приобретенное отпадает от души, и она делается вновь такою, какою была некогда». Именно эту детскость он подмечает затем в Максиме Максимыче. В основе сюжета повести «Бэла» лежит романтический мотив — бегство героя из цивилизованного мира в мир природы, любовь к «дикарке». Соответственно, пейзажам тоже свойствен романтический колорит: «…хороводы звезд чудными узорами сплетались на далеком небосклоне и одна за другою гасли по мере того, как бледноватый отблеск востока разливался по темно-лиловому своду, озаряя постепенно крутые отлогости гор, покрытые девственными снегами». Романтическим колоритом проникнута и повесть «Тамань». Соответственно, картины природы здесь таинственны и загадочны: ночь, тихая луна, берег моря и пена валунов, темно-синие волны, поднимающийся на море туман. Эти картины напоминают нам традиционный сентиментальный пейзаж. Однако в Тамани Печорин сталкивается с грубой прозой жизни, история его пребывания там далека от сентиментальности. Поэтому пейзаж здесь — это эстетическое восприятие героя, отношение его к жизни в целом. Аналогично значение первого пейзажа в повести
Это сочетание умиротворения и тревоги навело героя на мысли о том, как издревле люди верили, что светила предопределяют их судьбу, ощущали свою связь с небом, с высшими силами. Современный же человек, по его мнению, этой веры лишен и потому утратил способность к жертвенности и героизму.
Примечательно, что вскоре после этих размышлений Печорин совершил по-настоящему достойный поступок. Он обезвредил казака, который в нетрезвом виде был настолько агрессивен, что представлял большую опасность для окружающих. Этот казак в пьяном угаре зарубил офицера — того самого серба Вулича, с которым Печорин держал пари о том, может ли человек располагать своей судьбой.
И хотя товарищи признали поступок Печорина подвигом, сам он был об этом другого мнения. Им руководило не стремление спасти людей от участи стать жертвой обезумевшего казака, а просто желание испытать судьбу.
Мастерство автора в описании природы
В «Герое нашего времени» Лермонтов иногда показывает себя как художник. Используя такие средства выразительности, как эпитеты, автор создает очень яркие образы природы, и часто кажется, будто видно рисунки или акварели поэта.
Также пейзаж, изображенный автором, предварял события, о которых читатель еще не знает. В пример можно привести эпизод, когда еще не произошло знакомство с главным героем произведения: «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах». Здесь возникает ощущение чего-то холодного и равнодушного. И действительно, вместо старого приятеля Максим Максимыч увидел какую-то ледышку.
Усиливает живописность пейзажа и ритм, с которым происходит повествование — то сжатый и стремительный, когда рассказ заходит о Печорине, или замедленно-плавный, при изображении Кавказа утром.
Если проанализировать произведение, можно понять, что пейзаж и природа в романе передают не только характеры героев и их волнения, но и позволяют увидеть смысл произведения. Их образы помогают пробудить собственные размышления об окружающем мире и его месте в жизни каждого человека.
Человек и природа в романе
Человек и природа в романе Лермонтова неоднозначны. Знакомясь с «водяным обществом», историей Вулича, читая о Грушницком, мы не найдем образов природы, пейзажей, с ними связанных, не увидим природу их глазами. В этом случае природа как будто противопоставляется героям, они люди, далекие от естественной жизни.
Печорин, так тонко умеющий чувствовать и воспринимать естественную прелесть жизни, мечтающий о слиянии с ней, не может стать ее частью – таков его удел. Для людей же, не связанных с условностями общества, далеких от «цивилизации», природа – неотделимая часть жизни.
Природа в «Герое нашего времени» Лермонтова является, например, частью жизни контрабандистов – подслушанный Печориным разговор между ундиной и слепым мальчиком дает нам понять это ясно, и здесь автор не представляет нам развернутый пейзаж, наоборот, герои говорят о природе только с практической точки зрения: «буря сильна», «туман густеет».