какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание

Роль снов в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» (ЕГЭ по литературе)

Одним из них выступают сны. В романе они играют не только важную повествовательную функцию, но и передают переживания героя, помогают понять его внутренний мир. В своем сочинении я хочу подробно рассмотреть роль снов в романе и их значение в судьбе Раскольникова.

Раскаяние – это одна из основных тем романа, которая тоже раскрывается с использованием сна. Уже на каторге Раскольникову снится, что мир погряз в моровой язве, он наполнен человеческими страданиями и мучениями. Трихины заражают людей, проникают в мозг и внушают человеку, что только он в этом мире прав. Зараженные убивают друг друга, но есть люди, переболевшие этой болезнью. Именно они способны вылечить мир и спасти человечество, однако их больше никто не слышит и не видит. Достоевский показывает выход – нужно отказаться от нравственного нигилизма, чтобы найти истину. Именно в этот момент Родион окончательно разочаровывается в своей теории и осознает, к чему приводит вседозволенность. Герой встает на путь раскаяния и очищения, возрождая свою душу.

Таким образом, сны в романе «Преступление и наказание» помогают понять психологию Раскольникова и показывают, что он чувствует на самом деле и как меняется его мировоззрение. Не стоит забывать и о символике, ведь с помощью нее автор доносит до читателя свои идеи об ужасах безнравственности и вседозволенности или о возрождении души

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

Сочинение Сны Раскольникова в романе Преступление и наказание Достоевского (роль снов)

Сны в литературных произведениях носят символический характер. Особенно это хорошо прослеживается у Ф.М. Достоевского. Так, например, в романе «Преступление и наказание» такие сны снятся двум героям Родиону Раскольникову и Аркадию Свидригайлову. Оба этих персонажа являются центральными. Сны раскрывают суть их характера и являются голосом совести. Ю.Ф. Карякин, автор работ о творчестве Достоевского сравнивает сны с обнажённой совестью, которую ничем не успокоить и не заговорить.

Незадолго до убийства старухи процентщицы Родиону снится сон про Африку и Египет. Ему снится оазис и золотой песок. Их принято считать символами очищения. Египет отражает поступок героя. Идёт сравнение с Наполеоном. Как известно, первый поход император совершает на Египет. Однако страна встречает Наполеона и его войско не дружелюбно. Войско поражает чума. Многие умирают. Император остаётся ни с чем. Так и у Раскольникова рушатся его большие планы. В конце своего похода на дело он разочаровывается.

Убив старушку процентщицу, студент не находит себе места. Он боится, что его поймают. В то же время он начинает раскаиваться в своём поступке. Раскольников впадает в лихорадку, жар которой, провоцирует у юноши ещё два сновидения. Первый сон — это сон о помощнике квартального надзирателя Илье Петровиче. Во сне Илья Петрович избивает хозяйку комнаты, которую снимал Родион. Из сна видно, что юноша не может переносить, когда издеваются над человеком. Даже если этот человек состоит из одних недостатков.

Во сне о смеющейся старухе Раскольников снова находится на месте преступления. Только в этот раз старуха смеётся над ним и всячески издевается. Молодой человек с ужасом убегает от неё и из её квартиры. Этот сон может говорить о том, что Родион, хотя и совершил чудовищное убийство, но морально к нему не был готов. В результате мучился. Он пытался сам себя уничтожить психологически.

Последний сон подтверждает искреннее раскаяние героя. Ему снится, что весь мир осуждён в жертву какой-то неизвестной смертельной болезни. Также этот сон опровергает теорию студента о том, что люди делятся на две категории: на тварей дрожащих. И на тех, кто право имеет. По сну получалось, что нет в мире чистых людей не внешне не внутренне. Из-за чего мир рушится. После такого сна юноша понимает не состоятельность своей теории. И признаёт, что лучше совершать искренние поступки, чем мудрствовать.

Первый сон про мышь. Считается, что мышь это душа человека. А в христианской Европе маленький зверёк обладал разрушительной и злой силой. А если человек видел грызуна во сне, то такой сон предвещал беду. Возможно и гибель сновидца.

Последний сон был о пятилетней девочке, которая быстро превращалась в игривую женщину. Она была красива, и напоминала ангела. Однако это был лишь обман. В пятилетней девочке ярко отразилась похоть героя. И это серьёзно его испугало. А необыкновенная красота показывала двойственность характера. В нём сочеталось и доброе и злое. После таких снов, Аркадий Иванович чувствует себя опустошённым и духовно, и физически. Он понимает, что не может больше так жить.

Таким образом, сны — это отражение действительности. В них раскрываются истинные характеры. Порой, сновидения показывают то, в чём люди не могут признаться даже себе.

Сонник Миллера

По версии сонника Г. Миллера, писать сочинение во сне на свободную тему – отражение внутреннего состояния сновидца. Вполне вероятно, человеку не хватает общения, ему не с кем поделиться своими переживаниями и страхами.

Если вам приснилось, что вы пишете на тему, которая вызывает интерес у вас, а не на ту, что задал учитель, то такое видение означает борьбу с собственными комплексами и неприятие общественного мнения. А вот написание слов, никак не связанных между собой – знак неорганизованности и рассеянности.

«Сон и сновидения» сообщение

Сны и сновидения доклад по биологии кратко расскажет Вам много полезной информации об этих явлениях. Сообщение о сне и сновидениях можно дополнить интересными фактами.

«Сон и сновидения» сообщение

Сон — это физиологическое состояние, которое охватывает средний, промежуточный мозг и большие полушария. Весь организм отдыхает, набирается сил: дыхание становится глубоким и редким, температура тела и работа сердца снижаются, мышцы расслабляются. Глубина сна со временем меняется. Первые 2 часа длится глубокий сон, дальше наступает спокойный сон и человек просыпается. У некоторых глубокий сон наступает не в первые 2 часа, а на 7 часу.

Сколько спит человек?

Взрослый человек спит по 7-8 часов в сутки. Новорожденные детки могут спать по 20 часов. Потом продолжительность сна у детей снижается: в возрасте 4-10 лет они спят 10 часов в сутки.

Виды сна

Выделяют несколько видов сна:

Что такое сновидения?

Сновидения представляют собой нормальную психическую деятельность мозга. В них отображаются неосознаваемые и осознаваемые человеком процессы, которые связанные с проявлениями внешнего мира, а также и физиологическими процессами. Часто мы видим во сне видения, связанные с внешними раздражителями. Так, человек, тепло укрытый одеялом, может увидеть себя в жарких странах или когда мерзнут ноги, то во сне можно увидеть, как мы ходим босыми ногами по земле, снегу.

Таким образом, сон – это важная часть жизни человека. Поэтому необходимо высыпаться, чтобы поддержать и укрепить здоровье, восстановить работоспособность.

Интересные факты о снах и сновидениях

Надеемся, что «Сон и сновидения» доклад поможет Вам подготовиться к занятию. А сообщение про сон и сновидения Вы можете расширить через форму комментариев ниже.

Фантастическая проза: От амбиций до отстраненности

К чему снится сновидение, в котором вам довелось писать сочинение по мотивам фантастического произведения, растолкует сонник пастора Лоффа: вы привыкли, что все ваши задумки с легкостью реализуются, поэтому любое препятствие на пути к заветной цели вы рассматриваете как угрозу собственному благополучию.

какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание. lazy placeholder. какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание фото. какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание-lazy placeholder. картинка какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание. картинка lazy placeholder. Одним из них выступают сны. В романе они играют не только важную повествовательную функцию, но и передают переживания героя, помогают понять его внутренний мир. В своем сочинении я хочу подробно рассмотреть роль снов в романе и их значение в судьбе Раскольникова.

Видите во сне, что вы сочиняете сказку и записываете ее на бумагу? Вы мечтатель и, скорей всего, интроверт – вам комфортно в своем мирке, где все тихо и спокойно. Вас пугают шумные мероприятия, амбициозные люди и общественная работа.

Образец 4

В своем социально-философском романе Достоевский очень хорошо показал, как соединяется реальность с подсознанием, используя различные художественные приемы. Как один из таких приемов, автор задействует сны Родиона Раскольникова. Описание сновидений героя дает нам возможность увидеть его подробный психологический портрет, его внутренние конфликты и душевные муки. Ведь именно во сне человек становится самим собой, говорит и думает без прикрас, действует так, как он хочет, в отличие от реальной жизни, где он скован социальными рамками и общественным мнением.

В течение всего романа Раскольников видит символические сны. В первом сне, еще до убийства старухи, он видит себя семилетним мальчиком, идущим с отцом за руку, мимо большого кабака. Это место и его шумные обитатели вызывали в нем отвращение и страх. Далее он видит, как пьяный мужик Миколка и другие усаживаются гурьбой в телегу, запряженную всего лишь одной тощей саврасой кобылкой. Бедное животное не может двинуться с места, а Миколка, обезумев от злости, начинает нещадно сыпать ударами по бокам кобылы. Остальные кричат и хохочут, а маленькому Родиону жалко кобылку до слез, и он смотрит на эти зверства в беспомощности.

Проснувшись, Раскольников испытывает ужас и омерзение от увиденного насилия, он рад, что это был всего лишь сон, но вместе с тем начинает задавать себе вопрос, как же он сам решится на жестокое убийство? Как сможет занести топор над головой живого человека, как будет скользить в теплой крови, грабить, а потом прятаться?

Накануне преступления, пребывая в болезненном состоянии, он видит еще один сон, в котором он будто находится в Египте, вокруг него золотой песок, голубая вода, красивые камни. Такая картина является полной противоположностью действительности, в которой он находится. Египетская пустыня символизировала собой новый мир Раскольникова, о котором он так мечтал и надеялся построить.

После совершения преступления он чувствует себя ужасно, впадает в беспамятство, и видит очередной кошмар: полицейский Илья Петрович почти до смерти избивает хозяйку квартиры, в которой живет Раскольников. Он слышит крики и вопли хозяйки, звуки ударов и хрипящий голос полицейского, выкрикивающий безобразные ругательства. От испуга его бьет дрожь, он понимает, что Илья Петрович придет и за ним, но ничего не может сделать, ни спрятаться, ни убежать, ни затворить дверь. Все его существо снова противится жестокости, тому, что сделал он со старухой, но разгоряченный мозг твердит о правильности его теории, что убийство-это естественное явление в жизни. Но этот кошмар показывает нам, насколько Раскольников боится быть пойманным, опозоренным, он понимает, что сотворил нечто страшное и необратимое.

Мы видим, как в самом начале подсознание главного героя пытается с ним говорить посредством первого сна, уберечь от ошибки. Но Раскольников игнорирует этот знак, охваченный идеей своеволия и принципом разделения людей на категории. Остальные сны тоже имеют важное значение, посредством их мы видим, что испытывает герой, как он мучается и борется с самим собой.

«Ах, лямур…», или Будьте искренней

Те сновидицы, которые видят во сне, как они пишут сочинение о любви, в жизни являются веселыми и приятными в общении людьми. Вот как характеризует сонник Медеи сюжет, в котором девушка пишет роман о любви: вам не стоит скрывать свои чувства, именно эта ваша способность не бояться искренности делает вас желанной гостьей многих компаний. С вами легко, вы не таите «камня за пазухой».

А вот сонник Ванги дает свое толкование сна. Видите во сне, что вы пишите на уроке сочинение о любви, значит, в реальности столкнетесь с этим же чувством.

Сочинение Роль снов

Сны в «Преступлении и наказании» играют очень большую роль. В них сокрыты параллели с реальностью, которую проживают главные герои, их потаенные мысли и страхи. Также они полны символов, вместе складывающихся в единое целое; за ними скрыта суть романа Достоевского. Наибольшее внимание уделяется двум очень сложным с точки зрения психологии персонажам: Раскольникову и Свидригайлову.

Родион Раскольников видит на протяжении всего произведения пять снов. Первый его настигает после встречи с нетрезвой девушкой на бульваре. Он затрагивает детство героя и жизнь в родном городе, скучном и сером. Краски вокруг мрачные, лишь только местная церковь выделяется на унылом фоне. Особенно сильно она контрастирует с находящимся неподалеку кабаком, олицетворявшем в глазах маленького Родиона низшие людские пороки и зло. Их близкое расположение не случайно: тем самым автор хочет показать, что, даже когда человек сошел с верного пути, у него есть шанс найти искупление в религии.

Также в этом сне фигурирует убийство лошади кнутом. Сцена показывает, что отношение Раскольникова к насилию никогда не менялось. В глубине души Родион испытывает к нему отвращение, пусть и пытается выдумать оправдание своим планам на старуху-процентщицу.

Второй сон повествует о далекой Африке. Голубой оазис посреди пустыни — последний шанс на спасение, не только от жажды, но и от греха. Важную роль сыграло сравнение с Наполеоном, ведь его первые походы были на Египет. Как и тщеславный французский полководец, проигравший в первом бою, он не получит удовлетворения от совершения преступления.

Последующие сны Раскольникова выражают чувство его вины и тревоги из-за содеянного. В одном нам ним смеётся старуха, как будто сама судьба, заставляющая чувствовать раскаяние; в другом Родион становится свидетелем издевательств и не может их стерпеть. Оба эти видения показывают, что в герое до сих пор осталась человечность, мешающая смириться с произошедшим и желающая отыскать прощение. Пятый сон – кошмар, в котором мир погружается в хаос – окончательно убеждает Раскольникова в том, что важны не заумные теории, а не добрые и искренние поступки.

Свидригайлов тоже видит сны, которые постепенно раскрывают его внутреннюю сущность, спрятавшуюся за маской циничного подлеца, лишь изредка по внезапному хотению способного на благородство. Через них Аркадий Иванович видит, насколько он на самом деле ничтожный и слабый человек, предавшийся пороку и давно лишившийся шанса на спасение.

Сочинение на вольную тему

Приснилось, что вам задали писать сочинение на одну из вольных тематик? Вспомните, что именно вы описывали во сне. Вот, к примеру, к чему снятся некоторые из них:

какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание. lazy placeholder. какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание фото. какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание-lazy placeholder. картинка какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание. картинка lazy placeholder. Одним из них выступают сны. В романе они играют не только важную повествовательную функцию, но и передают переживания героя, помогают понять его внутренний мир. В своем сочинении я хочу подробно рассмотреть роль снов в романе и их значение в судьбе Раскольникова.

Составить сочинение про сон-траву

На толтрах Чемеровеччины растет очень красивое и редкое растение — прострел (сон) большой, а на Ивахновецких толтрах еще есть прострел чернеющий и широколистый. Название походит от латинского слова «пуль зоре», что означает «приводить в движение» или звонить». И вправду, цветы прострела как светло-фиолетовые колокола, раскачиваются под порывами ветра. Кажется, если прислушаться, звенят они тихонько и напоминают мелодию про древнюю легенду об этом загадочном цветке.Молодая девушка пошла в весенний лес собирать пролески. Все дальше и дальше шла, лучшие цветы собирала в пахучий букет. И все дальеш углублялась, не зная, что это лесовик (леший) приглядел ее и заманивает в лесные недра.Завел лесной колдун девушку на глухую поляну, окруженную огромнымы соснами, глубокими обрывами и высокой скалой, а с той стороны, откуда пришла девушка, вдруг выросли густые колючие заросли, пройти через которые нечего было и думать.Стала девушка посреди поляны, оглянулась вокруг и очень испугалась. А лесовик тем временем, превратившись в молодого красавца, вышел из-за ствола старой сосны и стал перед девушкой, улыбаясь, сказал:- Не бойся меня, девица красная. Я тебе зла не сделаю. Лишь одно ты должна сделать: стать моей, ибо в этом лесу я царь и повелитель, которому подвласно все.- Никогда в жизни, — крикнула девушка, в поисках дороги к отступлению. Но дороги не было. Она вступила в борьбу с лесовиком, превратившимся в костлявого деда. Подскочило это страшилище к девушке, схватило ее руками. От испуга и отвращения она со всей силы ударила лесовика. Послышался треск, как бы сломалась сухая ветка, и уродливый лесной дух выпустил девушку, схватившись руками за лицо. Упал на землю и начал корчиться.А тем временем девушка порывалась бежать, но не могла ступить и шагу: какая-то неведомая сила держала ее на месте, как будто ловила в сети утомления. Это лесовик, что уже снова поднялся на ноги, напустил на девушку усталость. Руки ее опустились, ноги подкосились и она упала, в дивном сне. Она, как белая тучка, покрылась голубизной весеннего неба, таяла на глазах, а вскоре и совсем исчезла. На том месте, где она лежала, пробился из-под земли красивый фиолетовый цветок, подставив свою бархатную чашечку теплым лучам солнца.Так рассказывает легенда. Потому и сон-травой называют этот цветок. А что свежие листкии его ядовиты, то это от горькоты и отвращения к злому лесовику. А лекарственные свойства, какими богаты высушенные листья сон-травы, — то от щедрого и доброго девичьего сердца.

Источник

Сны Раскольникова

На протяжении романа «Преступление и наказание» главный герой Родион Раскольников видит пять сновидений:

Сон Раскольникова о лошади (часть 1, глава V)

Сон Раскольникова о лошади является одним из самых грустных и тяжелых эпизодов романа «Преступление и наказание» Достоевского.

Незадолго до совершения своего преступления Родион Раскольников видит страшный сон. В этом сне он является мальчиком лет семи. Он гуляет с отцом за городом на празднике и проходят мимо кабака, вокруг которого стоит толпа пьяных, все поют, веселятся. Рядом с кабаком стоит большая телега, в которую впряжена слабая, маленькая лошадь. Лошадь не в силах тащить огромную телегу и 8 человек на ней. Лошадь хлещут кнутами и бьют палками, но она еле двигается. В итоге ее жесточайшим образом забивают до смерти.

Маленький Раскольников пробирается сквозь толпу к мертвой лошади, обнимает и целует ее морду, глаза. Затем мальчик с кулачками бросается на изверга Миколку, но в это время отец хватает ребенка и выводит из толпы. Раскольников, всхлипывая, спрашивает отца: «За что они… бедную лошадку… убили!». Отец объясняет, что это пьяные так развлекаются.

Значение сна о лошади:

Во сне о лошади мы видим, что молодой человек все-таки способен сострадать, что у него есть сердце:

Сон отражает двойственность натуры Раскольникова: во сне молодой человек испытывает жалость к лошади, к животному, но при этом в реальной жизни он замышляет убийство человека, к которому жалости не испытывает.

Сон Раскольникова о Африке (часть 1, глава VI)

Сон об Африке снится герою накануне его страшного преступления, когда он находится в странном, болезненном состоянии. В этом сне герой видит Египет, оазис, голубую воду, разноцветные камни, золотой песок:

Значение сна о Африке:

Этот яркий сон, полный прекрасных деталей, представляет собой полный контраст с тоскливой, безрадостной, серой жизнью Раскольникова.

Сон Раскольникова о Илье Петровиче и хозяйке (часть 2, глава II)

После совершения преступления Раскольников впадает в бред и видит сон о том, как полицейский Илья Петрович бьет хозяйку квартиры Раскольникова:

Во сне молодой человек чувствует страх, что за ним могут прийти, чтобы арестовать, но в тоже время он не предпринимает ничего, чтобы не сдаться полиции.

Так как Родион в это время находился в лихорадочном состоянии, испытывал общее раздражение, то этот сон можно назвать скорее галлюцинацией или бредом.

Значение сна о Илье Петровиче:

С одной стороны, Достоевский с помощью этого эпизода раскрывает подсознательное желание Раскольникова расправиться ещё с одной «вошью», так как именно в это время герой должен немалые деньги квартирной хозяйке, но с другой — это всё — страх перед будущим, которое впоследствии может стать поистине ужасным.

Сон Раскольникова о смеющейся старухе (часть 3, глава VI)

Во сне Раскольников идет в квартиру старухи вслед за каким-то человеком, который зовет его за собой. В квартире в углу гостиной молодой человек видит сидящую старуху-процентщицу, которая смеется. Раскольников пытает расправиться со старухой, но ему это не удается и смех старухи только усиливается:

Не сумев совладать со старухой, Раскольников бежит прочь, но повсюду видит смотрящих на него людей:

Значение сна о смеющейся старухе:

Раскольников уже начал понимать, что «эксперимент над собой» провален. Раскольников оказался далеко не Наполеоном или властелином, а обыкновенным человеком, но теперь перед ним громадная проблема, глубочайшая проблема вины.

Сон Раскольникова о конце света (эпилог, глава II)

Это последний сон Раскольникова. Отбывая срок на каторге, Раскольников однажды заболевает и попадает в больницу. В болезненном бреду он несколько раз видит сон о конце света:

Значение сна о конце света:

Каторга становится для героя началом его новой жизни и искупления греха. Этот сон — символ очищения и обновления души героя. Это очень яркий и эмоциональный сон, который говорит об активной внутренней работе героя.

Значение снов в романе «Преступление и наказание»

Мир снов и сновидений всегда волновал писателей, учёных и поэтов. Многие русские и зарубежные писатели и до и после Достоевского пытались прибегать к помощи снов, чтобы раскрыть основную идею произведения, раскрыть душу и мысли героя, его внутренние качества и характер, отношение его к себе и к другим героям, чтобы понять, как к этому герою относятся остальные действующие лица.

В русской литературе сны всегда играли очень важную роль. Многие авторы делали сон полноценным «действующим лицом» своих произведений. Зачастую именно сон определяет будущее героев, позволяет понять их характер, причину поступков, отношение к людям и к себе, отражает переживания, раскрывает внутренний и нравственный мир героев. Только когда человек спит, он не может лгать и прикрываться масками, потому что его подсознание освобождается и не сковано внешними условностями. Такими яркими примерами могут служить сон Татьяны в романе «Евгений Онегин» А. С. Пушкина, сон Светланы в балладе «Светлана» В. А. Жуковского, сон в романе Чернышевского «Что делать?», сон в книге Радищева «Путешествия из Петербурга в Москву», сон Обломова в романе Гончарова «Обломов», сны в пьесе А. Н. Островского «Гроза», сон Софьи в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» и многие другие. Но Достоевскому удалось это так глубоко, так точно и так развёрнуто, как ни одному из них.

Писатель не просто раскрыл сам смысл поступков Родиона Раскольникова, но и смог опровергнуть теорию бедного студента, убивающую в человеке всё человеческое при осознании этим человеком возможности убийства им другого, себе подобного.

Именно через сны Родиона Раскольникова мы можем сопереживать герою, подготовиться к последующим эпизодам, полностью сконцентрироваться на развитии сюжета, почувствовать атмосферу того времени, наиболее полно понять цели и мысли людей девятнадцатого столетия, потому что только во сне человеческое подсознание высвобождается и способно о многом поведать читателю. Кроме того, введение в повествование таких элементов, как сны, имеет важное значение в художественно-изобразительном плане. Оно определяет психологизм в изображении главного героя романа.

Источник

О душевных муках Раскольникова («Преступление и наказание»)

Для более глубокого понимания главного героя, его характера и мотивов Достоевский поместил в «Преступление и наказание» символические сны Раскольникова. Их роль в романе на самом деле куда больше, чем может показаться на первый взгляд. Эти сновидения детально отображают скрытый ранее внутренний мир Родиона, который достаточно сильно отличается от своего «хозяина».

какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание. lazy placeholder. какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание фото. какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание-lazy placeholder. картинка какую роль играют сны в раскрытии идейно философского содержания романа преступление и наказание. картинка lazy placeholder. Одним из них выступают сны. В романе они играют не только важную повествовательную функцию, но и передают переживания героя, помогают понять его внутренний мир. В своем сочинении я хочу подробно рассмотреть роль снов в романе и их значение в судьбе Раскольникова.

Символический смысл снов Раскольникова

Всего в романе сны встречаются 5 раз, однако основными стоит выделить 3. В начале, середине и в конце; каждый раз они отображают реальное состояние главного героя: первый сон Раскольникова протестует против преступления, второй начинает процесс восстановления личности, а третий уже окончательно приводит героя к искуплению. Каждый играет значимую роль и для читателя и для самого́ Родиона Раскольникова. Но лучше всего, более подробно остановиться на каждом:

Последний повествует о конце света. Он снится Родиону уже на каторге и сигнализирует об активной работе процесса восстановления героя. Это виде́ние показывает, что Раскольников на прямом пути к долгожданному очищению и искуплению. (Эпилог романа).

Сновидение о забитой кляче

Первый сон Родион видит ещё до совершения убийства; в нем герой наблюдает жесточайшее поведение человека, который без капли жалости забивает до смерти ни в чём не виновное животное. Героя пугает подобное виде́ние, но всё-таки не останавливает от совершения преступления. Это сновидение — крик человеческой природы против убийства. Часть Раскольникова не хочет убивать, она любит людей и совершенно не видит ценности в теории; единственным способом сказать об этом разуму героя является жестокое виде́ние.

Однако остановить героя так и не удаётся, он, несмотря на все усилия своей «светлой» стороны, идёт на убийство во благо своей выдуманной теории о делении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Но стремления подсознания героя вернуть «хозяина» в реальность на этом, конечно, не заканчиваются: они продолжают преследовать Раскольникова в виде новых страшных снов, постоянных мук, страданий, что выливается в долгожданное искупление Родиона. В первое сновидение Раскольникова Достоевский вкладывает свои мысли о противоестественности убийства.

Художественный приём

Сочинение Достоевского изобилует его фирменными деталями, ассоциативными метафорами и художественными приёмами. Мастерство автора выливается в ту самую полифонию романа, однако сейчас важнее сфокусироваться именно на художественных приёмах в виде снов главного героя.

Сонные виде́ния в русской литературе XIX века появлялись достаточно часто, этим пользовались и Пушкин, и Гончаров, и Жуковский, и, собственно, сам Достоевский. Всё потому, что сновидения — отличный способ глубже копнуть в характер героя, понять его образ и более детально с ним познакомиться. Так происходит в романе Достоевского, где сны отражают внутреннее состояние главного героя, которое герой умело скрывает своим циничным разумом.

Чтобы понять смысл и суть сновидений Раскольникова, совсем необязательно детально изучать их содержание, достаточно кратко по ним пробежаться, и всё станет понятно. Ведь сны в литературе, как и жизни — что-то абстрактное, в снах не так уж и важны действующие лица, куда большее значение имеют чувства и эмоции, вызываемые этими самыми виде́ниями.

Сны Раскольникова вызывают в нём постоянные бури чувств, которые по итогу выливаются в одну общую цель — вернуть Родиона в реальность, где нет его выдуманной теории. Темы, затрагиваемые автором в сновидениях героя, ведут к одному — искуплению, которое просто необходимо Раскольникову, так как он уже достаточно намучился с внутренней борьбой в глуби его мозга.

О душевных муках Раскольникова («Преступление и наказание»)

Рассказывают, что В. Г.Белинский сказал тогда еще молодому писателю Достоевскому: «Цените ваш дар и будете великим художником». Должно быть, в дни тяжелых испытаний воспоминание об этом грело «государственного преступника» Достоевского. И быть может, именно на каторге у писателя зародилось желание написать о душевных муках преступника, о болезненной ломке его теорий. В переживаниях Раскольникова чувствуется что-то личное, авторское, хотя в главном писатель и его герой противоположны.

В темной каморке, когда нечего было

есть, в переполненной отчаянием душе Раскольникова зародилась его страшная теория. Она росла и крепла, заполнила все его думы и подчинила волю.

Родион Романович решился на убийство. Не затем, чтобы завладеть деньгами и продолжать учебу, не затем, чтобы помочь матери, не затем, чтобы промотать деньги. Чтобы проверить себя, свою идею, понять, «человек» он или «тварь дрожащая». Высокомерная его теория говорила, что люди подлы и низки и их не переделать — «и труда не стоит тратить». Но можно встать над людским «муравейником» и управлять им. Есть два рода людей: подвластные и немногие избранные — властители. Последние

внешне ничем не отличаются от простых людишек, но на самом деле имеют право добиваться власти любым путем, переступая через закон и кровь. Раскольников решает стать таким властелином.

Одновременно он чувствует и противоречивость своей теории: ведь все эти «наполеоны и Магометы» служили прежде всего своим личным интересам, а общими лишь прикрывались. Одинокий и озлобившийся «теоретик» не доходит до сознания того, что невозможно делать хорошее, выбирая для этого преступный путь. Ведь где найти критерий добра, если освободиться от критериев моральных? Остается решать только с точки зрения своего блага.

История показывает, что тот, кто идет к власти путем насилия, даже во имя высоких целей,- всегда рискует пожертвовать этими целями ради самой власти. Сегодня много спорят о сущности Октябрьской революции. А ведь и большевики надеялись на диктатуру, желая с ее помощью преобразовать мир, Но не может группа людей заставить всех остальных делать что-то, если те не дали им такого права. Можно лишь убеждать. Сейчас в нашей стране много партий и групп, которые пытаются силой (в том числе и военной) навязать остальным свою волю. Не пора ли прислушаться к размышлениям великого писателя?

Итак, Раскольников убивает старуху-процентщицу. Он выдержал «испытание» и, казалось бы, может идти к власти дальше. Но уже не может, не выдерживает. Почему? Не только потому, что сдали нервы. И не потому, что, как считает сам герой, оказался «вошью». Мы видим, что Родион Раскольников — личность незаурядная. И прав, конечно, проницательный Порфирий Петрович, что действительность и натура любой расчет могут подсечь. Но и это не все.

Хотя ум Раскольникова не может противиться железной логике его теории, но душа восстает. По собственной теории, он должен жить для себя, а отдает последние деньги на похороны, помогает Мармеладовым, расстраивает свадьбу сестры. Зачем все это? Не понимает Родион Романович, что чувство любви и сострадания — стержень человеческого общества. Не будь его, давно бы оно распалось, а люди «перегрызлись». Столько вокруг несправедливости, а если каждый начнет пробовать таким образом, какой он, обыкновенный или нет, человек…

Да и что толку в гениальном человеке, если он негодяй? Это еще страшнее, потому что ради своих умозрительных теорий, во имя своей власти он уничтожит множество других людей, в том числе и талантливых. Пример Сталина слишком хорошо доказывает это.

Забыл Раскольников и о том, что тот, кто преступил закон человеческий, обречен носить в душе страшную тяжесть одиночества. Так и происходит с ним. Даже мать и сестра для него становятся чужими. Более откровенен он лишь с циником Свидригайловым, который знает цену своим поступкам и не обставляет их «высокими» теориями. Впрочем, и он не выдержал до конца своей роли.

Если бы не сострадание и любовь Сони, Раскольников мог бы сойти с ума. Именно эта женщина, ее жалость, умение понять и простить спасли его, а на каторге — обновили душу.

Хотя Раскольников убежден в правоте своей антигуманной идеи, но в душе его крепнут новые чувства. И мы ясно видим, что только любовь к людям, вера в них могут спасти человека и все человечество.

Трудно читается роман, не сразу «разгрызешь» этот «орешек». Но чем глубже вчитываешься в него, тем больше понимаешь правоту слов М. Горького о том, что «гениальность Достоевского неоспорима, а по силе изобретательности его талант равен, быть может, только Шекспиру».

Многогранная картина личности

В романе «Преступление и наказание» сны Раскольникова позволяют читателю проникнуть в самые дальние уголки души персонажа, при помощи их Достоевский совершает краткий экскурс в подсознание Родиона, чтобы читатель смог считать образ главного героя как можно детальнее. Автор прекрасно понимал, какое значение будут иметь виде́ния в его произведении, поэтому уделил их проработке особое внимание:

Общая картина личности Раскольникова прекрасно дополняется при помощи сновидений. Если бы в романе не было этих снов, Родион представал бы перед читателем таким же, как Свидригайлов — Достоевский позаботился, чтобы подобного не произошло и детально проработал все аспекты, которые так или иначе касаются характера Раскольникова. Таким образом, сны имеют огромное значение для понимания главного героя и играют очень большую роль во всём романе.

Сочинение 3

Внутренний мир главного героя Достоевский раскрывает с помощью его мыслей, переживаний и снов. Сны Раскольникова появляются в различных эпизодах повествования и имеют определённое значение для понимания эмоционального состояния героя.

Ещё один сон герой видит перед совершением рокового преступления. Он видит прекрасную, умиротворяющую картину: голубая вода, зелёный оазис и золотистый песок. Африканский пейзаж чудовищно контрастирует с реальной жизненной ситуацией героя. А видение Египта может быть отсылкой к наполеоновскому походу, который закончился плачевно, как и безумная затея Раскольникова.

Следующие два сна отражают состояние героя после совершения им рокового преступления. Сначала Раскольников видит Илью Петровича, который избивает его домовладелицу. Образ полицейского символизирует страх молодого человека перед разоблачением и наказанием. Второй сон – настоящий кошмар. Во сне он убивает старуху ещё раз, но на этот раз процентщица зловеще смеётся и издевается над своим убийцей, а тот бежит с места преступления. Сон отражает внутренние муки Раскольникова, который на самом деле не был способен на убийство человека и страдал от своего поступка.

Последний сон герой видит уже на каторге. Ему кажется, что весь мир должен погибнуть от эпидемии какой-то болезни. Заражённые непонятным вирусом люди начинают уничтожать друг друга, считая, что они лучше других и имеют право убивать остальных. Этот кошмар помог Раскольникову полостью очиститься и избавиться от нравственных мук и сомнений по поводу своей теории. Он окончательно выздоровел морально и физически и мог наконец начать новую жизнь. Жизнь, в которой нет античеловечных теорий, но есть свет, надежда на лучшее и вера в Бога.

Родион Раскольников. Цитаты из романа

Теория, которую он выдумал, оказалась для него непосильнйо ношей. Душевные муки вынуждают его признаться в содеянном и Раскольников отбывает наказание на каторге, но любовь к нему чистой простой девушки оставляет надежду, что он будет спасен. Цитаты Раскольникова изображают его как человека думающего, рефлексирующего; раскрывают противоречия его внутреннего мира.

● Тварь я дрожащая или ПРАВО имею?

● Два года собираюсь купить себе замок. Счастливы те, кому запирать нечего

● Встречаются такие низкие характеры, которые любят, точно ненавидят!

● Знаете как низкие потолки и тесная комната на душу и ум давят?

● Не стоит тратить силы на то, чтобы переделать людей они не поменяются. У них кто на сильный поступок решился тот и прав.

● Город Петербург влияет мрачно и странно на душу человека.

● Бывают встретишь человека совершенно незнакомого и с первого взгляда сразу начинаешь им интересоваться, ни сказав еще ни слова.

● Очень хочется иногда уйти и остаться совсем одному на всю жизнь, чтобы стать счастливым.

● Почему я не хочу быть умнее, если понимаю, насколько все вокруг глупы? Если ждать, пока все поумнеют, пройдет слишком много времени….а потом я понял, что это и вовсе невозможно.

● Весь замысел может испортить одна мелочь или глупость.

● Дети созданы по образу Христа, их надо любить и лелеять они будущее человечество.

● Некоторые привыкли жить на всем готовом, ходить на чьих-то помочах, есть пищу жеванную…

● Почему и за что меня любят, если я этого вовсе не достоин? Если бы меня никто не любил и я никого!

● Иногда человек доходит до такой черты, что если не перешагнет — будет несчастлив, а перешагнет еще несчастнее станет.

● За час до смерти приходят в голову мысли, что человек настолько подлый, что готов жить на маленькой площадке у вершины скалы, где места хватает только, чтобы стоять или сидеть, над пропастью, над темными водами, в страхе, но лишь бы жить, жить, жить!

Разбираться в человеке нужно постепенно и осторожно, чтобы не ошибиться, а то потом трудно или вовсе невозможно что-то исправить.

● Осмелюсь ли я преступить, нагнуться и поднять, или я тварь, которая дрожит?

● Все находится во власти человека, а он каждый раз мимо носа все проносит.

● Чего люди больше всего боятся? Нового шага или нового собственного слова?

● Каково твое мнение? Не загладится ли грех за одно маленькое преступление сотнями или даже тысячами хороших дел?

Итог эксперимента

Гордость не давала жить Раскольникову там, в Сибири, на каторге: он стыдился себя за то, что оказался слишком слабым, чтобы реализовать свой план до конца. Он не смог помочь другим, сделал свою семью несчастной, не спас ни одной души и загубил свою. Родиона не мучает совесть за то, что он лишил жизни человека – этот факт он пережил достаточно спокойно.

Героя не радует то, что было целью преступления: добытые драгоценности и возможность спасти тысячи жизней. Все цели, желания уходят на задний план; совесть, гордость – не дают герою жить дальше. Только любовь даёт шанс Раскольникову обрести покой и примириться с людьми.

Статья будет полезна при подготовке к сочинению “Почему Раскольников страдает после преступления?”

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *