какую роль играла церковь в средневековой европе
Всемирная история
РЕЛИГИОЗНО-ЦЕРКОВНАЯ И КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
§ 1. РОЛЬ РЕЛИГИИ И ЦЕРКВИ В ЖИЗНИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ
С молитвой к Богу
В жизни народов средневековой Европы церковь играла исключительно важную роль. Она определяла жизнь человека от его рождения до смерти, «держала его в постоянном страхе за судьбу его души после смерти». Под контролем церкви находились не только низшие сословия общества, но и феодалы. Само духовенство обычно придерживалось им же установленных или освященных норм поведения.
Церковь делала много полезного для общества, но не во всем. Она опекала бедных, больных и немощных, но социальной справедливости не добивалась. Хотела положить конец феодальным распрям и разбою, однако поддерживала и организовывала те войны, которые расширяли ее влияние. Церковь заботилась о развитии средневековой культуры и в то же время препятствовала развитию науки. Она сначала объединила на основе религии европейские народы, но со временем она же и разделила их, расколовшись в середине XI в.
Вспомни, где и когда возникло христианство.
• XI ст. Из трудов монаха Рауля Глабера
(В первой половине XI в.) сначала в областях Аквитании, а затем постепенно и по всей территории Галлии начали из-за страха и любви Божьей заключать следующие соглашения: чтобы от вечера среды и до утра понедельника никто из смертных не посмел отнимать что-либо у кого бы то ни было силой, не мстить кому-либо из врагов, не даже требовать залога от поручителя. Тот же, кто осмелится нарушить это общественное постановление, либо поплатится жизнью, либо будет отвергнут от христианского сообщества и изгнан из родины. Всем было угодно. именовать (настоящее соглашение) «Божьим миром».
1. Что такое «Божий мир»? Что запрещалось условиями «Божьего мира»?
2. Какие наказания ждали нарушителей «Божьего мира»? Подумай, для всех ли нарушителей эти наказания были неизбежны?
3. Как ты полагаешь, почему «Божий мир» устанавливался не навсегда, а лишь на определенный срок?
4. Подумай, как влияло утверждение «Божьего мира» на авторитет церкви?
Христианство и церковь на заре средневековья
Священник в облачении. XI в.
Епископ в облачении для богослужения. XII в.
Христианство появилось еще в римскую эпоху, но мировой религией стало в средние века, когда сформировалась и окрепла его организация — церковь.
На заре средневековья уже существовала церковная иерархия. На территории Западной Римской империи главой церкви был папа («отец»),а в Восточной Римской империи (Византии) — патриархи («родоначальники», «основоположники»). Обе должности были выборными. Остальное духовенство делилось на высший и низший ранги. К высшему рангу принадлежали кардиналы, епископы и прочие князья церкви (они получали духовную власть непосредственно от папы), к низшему рангу принадлежали те, кому духовную власть предоставлял не папа, а епископы.
Церковь при поддержке государства разбогатела и стала очень влиятельной. Духовенство усовершенствовало христианское учение, разработало нормы поведения христианина, правила проведения богослужений и т. п.
Выдающуюся роль в формировании христианства и церкви сыграл в IV-V вв. епископ Аврелий Августин. Его труд «Исповедь» стал духовным путеводителем для христиан. Он провозгласил церковь единым посредником между людьми и Богом, утверждал, что христиане должны жить по разработанным ею правилам, то есть под руководством церкви. В понимании Аврелия Августина, церковь — это организация, построенная на делении духовенства на ранги и суровой дисциплине. Его размышлениями папы подкрепляли свое стремление верховодить в обществе.
Церковная иерархия — пирамида церковных должностей, порядок подчинения низшего духовенства высшему.
Христианизация Европы
Еще в конце IV в. императоры Константин I и Феодосий I обратили Римскую империю в христианство. Тогда же стали христианами и некоторые варварские племена на территории империи. В конце V в. приняли крещение франки, позже — вестготы, племена Пиренейского полустрова, лангобарды, отдельные племена англов и саксов. В VI—VIII вв. неугомонные английские и ирландские монахи уже распространяли христианство во всех уголках Европы. Последними на Западе поменяли языческую веру на христианскую в XII-XIV вв. полабские славяне, пруссы, литовцы. При этом под духовную власть папы подпали поляки, сербы же и болгары избрали византийскую форму христианства и подчинялись Константинопольскому патриарху.
Христианизация Европы происходила не совсем гладко. Обращенные племена и народы нередко снова возвращались к язычеству. Светской и церковной власти приходилось крестить их дважды, а то и трижды.
Обращению европейцев в веру Христову способствовала встреча 1000-го года, когда все ожидали конца света и второго пришествия Христа.
Хотя христианство и не полностью примирило Европу, но все же европейцы-христиане становились более гуманными и культурными. Церковь призывала повиноваться власти и жизненным обстоятельствам, оказав тем самым немалое влияние на процесс феодализации Европы (кстати, сама она стала крупнейшим феодалом — ей принадлежало много земли и крестьян). Она сделала европейцев единоверцами и этим сплотила их. Организацией Крестовых походов церковь дала толчок колонизационному движению.
Аббатствр Сен-Жермен-де Пре во Франции. Рисунок XVII в.
Христианизация — обращение в христианскую веру. Феодализация — становление и распространение феодальных отношений.
• XI в. Из труда бургундского хрониста Рауля Глабера
С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Италия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных храмов. Хотя большая часть их была добротно построена и не нуждалась в этом, настоящее соперничество толкало каждую христианскую общину к тому, чтобы обзавестись церковью более роскошной, чем у соседей. Мир будто вытряхивал из себя ветошь и повсюду одевался в новые белые одежды церквей. В то время почти все. церкви. даже небольшие сельские часовни были перестроены верующими и стали еще наряднее.
1. Что побуждало европейцев-христиан к перестройке церквей в начале II тысячелетия?
2. Подумай, как повлияла застройка стран Европы великолепными церковными сооружениями на соседние народы?
Таким образом, христианизация в значительной степени облагородила жизнь в Европе.
Ссора без драки, но с синяками
В V—VI вв., воспользовавшись отсутствием в Италии сильной государственной власти, усилилось папство. Папы стали не только духовными, но и светскими владыками Римской епархии. В 756 г. в Италии даже образовалось особое Папское государство, частично сохранившееся до сих пор (Ватикан).
Епархия — церковный округ, во главе с епископом.
Очень много сделал для усиления папства Григорий I Великий (конец VI в.). Он сумел уговорить лангобардов не нападать на Рим, чем заслужил на Западе огромный авторитет. Во время его понтификата Рим окончательно утвердился как «город святого Петра», законным наследником которого провозгласил себя Григорий I.
Папское могущество особенно возросло при Каролингах. Папа присудил императорский титул Карлу Великому, показав этим христианскому миру, что власть монарха зависит от пал. Папы хотели видеть монархов своими вассалами, уверяли, что могут не только короновать их, но и лишать власти (от таких претензий пап многим монархам становилось не по себе).
Инвеститура (назначение на должность) аббата. Обрати внимание на то, кто совершает инвеституру. О чем это свидетельствует?
Однако распад империи Карла Великого и вызванные тем феодальные войны серьезно ударили по папской власти. Уже в X в. немецкие императоры подчинили пап и епископов своему влиянию. Они присвоили себе инвеституру, что породило позорную и губительную для церкви симонию. С тех пор епископами и даже папами нередко становились лица, склонные к наживе и светским развлечениям, даже к разбою. Поэтому церковная дисциплина пришла в упадок, а это подрывало авторитет и влияние церкви.
В середине XI в. случилось наихудшее — христианская церковь раскололась. Этот раскол (его называют схизмой) назревал давно — с тех пор, как Римская империя распалась на Западную и Восточную. Каждая из этих империй хотела иметь свою церковь. К тому же папы пытались управлять патриархами, что вызвало сильное сопротивление со стороны не только патриархов, но и византийских императоров.
Понтификат — в католической церкви — власть, деятельность и период правления папы римского.
Симония — купля и продажа церковных должностей или духовного сана.
Инвеститура— право назначать и утверждать епископов.
Схизма— церковный раскол.
Распространение христианства до 1400 г.
Покажи на карте основные центры руководства католической и православной церквями.
В обеих церквах множились расхождения в вероучении и обрядах. Приближался момент, когда существование западного и восточного духовенства в единой церковной организации становилось невозможным. Наступил он в середине XI в. К тому времени римский папа и патриарх Константинопольский уже окончательно перессорились. В 1054 г. церковь и весь христианский мир раскололись. Западную христианскую церковь стали называть католической («вселенской»), восточную — православной («истинной»). Любые дальнейшие попытки заключить между обеими церквами унию (союз) успеха не имели. Прижилась только Берестейская уния 1506 г., но и она не объединила на землях Украины и Белоруссии католицизм с православием, а привела к образованию еще одной самостоятельной церкви — объединенной (униатской).
Церковная уния — объединение католической и православной церквей под верховенством папы римского при сохранении православных обрядов.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Дай определение новым для тебя понятиям в этом параграфе.
2. Что объединяет даты: 395 г. и 1054 г.?
3. Что такое церковная иерархия? Подумай, что породило ее?
4. Назови причины церковного раскола 1054 г. Был ли он неминуем?
5. Вся ли христианская Европа попала под духовную власть пап? Покажи на карте территории, где распространялась духовная власть пап, а где — патриархов.
6. Подумай, что принесла народам Европы победа христианства?
7. Какую роль сыграла церковь в жизни средневековой Европы?
8. Как менялась папская власть на протяжении средневековья?
За спасением, богатством и славой
В середине XI в. папа Григорий VII (монахи прозвали его за крутой нрав «святым чертом») железной рукой навел в католической церкви порядок. Он решительно требовал, чтобы короли и крупные феодалы не вмешивались в церковные дела и чтобы пап и епископов избирало духовенство. Папа утверждал, что монархи должны быть его вассалами и платить церкви немалые деньги. В XII в. папа и королевская власть пошли на уступки друг другу — поделили между собой право назначать и смещать епископов.
В конце XI в. папы уже приобрели такое влияние в обществе, что подняли Европу на войну против мусульман. Они рассуждали так. Феодалы все равно будут воевать друг против друга. Не лучше ли направить их военное рвение против иноверцев и таким образом усилить католическую церковь?
Рыцарь XIV в. в одежде крестоносца. Он дает обет идти в Иерусалим
Паломники к Гробу Господнему. Миниатюра XIV в. Гроб Господний охраняет стража, которая берет с паломников плату за вход в святыню. Внимательно рассмотри рисунок. Сложилось ли у тебя впечатление, что мусульмане препятствуют паломникам, в чем их обвиняла западная церковь?
Повод для разжигания религиозной войны подвернулся превосходный. В конце XI в. Византия (Восточная Римская империя) обратилась к европейским королям и папе за военной помощью против воинственных турок-сельджуков. Короли колебались, но папа Урбан II призвал христианскую Европу освободить от сельджуков Гроб Господний — самую большую христианскую святыню (она находилась в захваченном сельджуками Иерусалиме). Папа пообещал всем участникам похода на Иерусалим бесплатное отпущение грехов, а душам тех, кто погибнет в походе, — рай. Но наиболее заманчивым оказалось другое обещание Урбана II: «Тот, кто здесь горестен и беден, там будет весел и богат». Кто же не хотел быть «веселым и богатым»? Многие рыцари, горожане, духовные лица и крестьяне сразу же дали клятву спасти Гроб Господний и нашили на своей одежде крест — тогдашний символ победы. Таким было начало почти 200-летнего европейского безумия — восьми Крестовых походов (1096—1270 гг.).
Выступление папы Урбана II на соборе в Клермоне с призывом освободить от мусульман Гроб Господний. Средневековая миниатюра
Крестоносцы берут штурмом Константинополь. Миниатюра XIV в.
Первыми в 1096 г. двинулись в далекий Иерусалим отряды французских и немецких крестьян — почти безоружные, без продовольственных запасов. По пути они грабили и убивали всех подряд, особенно евреев. Судьба их была печальной. Византийский император быстро переправил их через пролив Босфор в Малую Азию, где сельджуки почти все это «воинство» и перебили. Вскоре в Иерусалим направились хорошо вооруженные рыцарские отряды. Византийский император и их переправил в Малую Азию. Летом 1099 г. рыцари-крестоносцы ворвались в Иерусалим и совершили там чудовищную резню.
Главные Крестовые походы. 1096-1270 гг.
Разграбление Иерусалима крестоносцами в 1099 г. Средневековая миниатюра
• XIII в. Из рассказа средневекового историка Никиты Хониата об ограблении крестоносцами Константинополя в 1204 г.
Не знаю, с чего начать и чем закончить описание всего того, что совершили эти нечестивые люди. Были такие, что разбивали драгоценные чаши; их украшения прятали за пазуху, а из них пили, как из бокалов. О разграблении главного храма (Святой Софии) нельзя и слушать равнодушно. Святые налои, украшенные ценностями и чрезвычайно красивые, были разрублены на куски и разделены между воинами вместе с другими великолепными вещами.
1. Как вели себя крестоносцы в захваченном ими Константинополе?
2. В чем сказалось их лицемерие и кощунство?
Налой (аналой) — высокий столик с наклонным верхом для чтения в храме стоя богослужебных книг или для храмовой иконы.
Государства крестоносцев
К началу XII в. крестоносцы застроили Сирию и Палестину феодальными замками и основали там несколько своих государств, крупнейшим из которых было королевство Иерусалимское. Так завершился Первый крестовый поход (1096—1099 гг.).
В ХII в. французский и немецкий короли возглавили Второй крестовый поход (1147-1149 гг.). Турки-сельджуки во главе с талантливым военачальником Саладином полностью разгромили в Малой Азии его участников. Третий поход крестоносцев (1189-1192 гг.) возглавили уже старый немецкий император Фридрих I Барбаросса, бедный и мстительный французский король Филипп II Август и храбрый английский король Ричард I Львиное Сердце. Участники похода вскоре разругались, поэтому он закончился неудачно. А вот участники Четвертого крестового похода (1202-1204 гг.) показали себя не защитниками христианской церкви, а самыми настоящими разбойниками с большой дороги. В угоду венецианским купцам они выступили не против мусульман, а против христианской Византии. Крестоносцы сначала разграбили на Балканах христианский город Зару, который принадлежал венгерскому королю, участнику крестоносного движения. Затем взяли штурмом и полностью разграбили Константинополь, устроив в нем кровавую бойню.
На протяжении XIII в. состоялось еще несколько громких, но малоуспешных Крестовых походов (последний, Восьмой, был организован в 1270 г.). Только после этого Европа опомнилась. Призывы пап к новым походам в «святую землю» население теперь уже пропускало мимо ушей. Тем временем сельджуки постепенно вернули себе владения крестоносцев на Востоке.
Игра в шахматы. XIII в. Шахматы завезли в Европу крестоносцы. Вспомните, кто изобрел эту замечательную игру?
Что дали Европе и Востоку Крестовые походы? Они забрали жизни сотен тысяч людей, принесли колоссальные убытки и, что хуже всего, приучили феодалов любую войну считать «священной». По мнению одних историков, они содействовали взаимообогащению европейской и восточной культур, по мнению же других, культурный обмен происходил и без крестоносцев.
Крестовые походы подвели к гибели Византию и усилили влияние Венеции и Франции, воздвигли стену отчужденности между христианским Западом и мусульманским Востоком.
Для любознательных
Крестоносцы привезли в Европу игру в шахматы — название это происходит от персидского восклицания «шах мат!», то есть «король мертв!». Церковь позаботилась о том, чтобы название одной из шахматных фигур «слон» заменили на «епископ». Итак, средневековая игра в шахматы отображала в своем роде государственное устройство.
Для всезнаек
В 1212 г. из Франции и Германии в Крестовый поход отправились тысячи твоих ровесников — мальчиков и переодетых в мальчишеские одежды девочек. Их подговорили на это несколько малолетних проповедников, которые убедили детей, что те еще не прогневили Бога, поэтому легко освободят Гроб Господний. Дети стремились также отомстить мусульманам за своих отцов и дедов, которые погибли в первых Крестовых походах. Французский король и парижские богословы напрасно уговаривали детей опомниться. Дети не задумывались над тем, как они переберутся в Палестину через Средиземное море — полагали, что море расступится передними. Много участников Детского крестового похода погибло от истощения и болезней еще в дороге. Двое алчных купцов заманили несколько тысяч детей на свои суда и завезли их в африканский Алжир, где продали мусульманам в рабство. В общем же погибло или пропало без вести около ста тысяч детей. Над немногими, уцелевшими и вернувшимися домой, безжалостно насмехались.
Церковь объяснила детское безрассудство, повлекшее такие трагические последствия, происками дьявола.
Монашество. Католические ордены
Орден — монашеская или духовно-рыцарская католическая община с определенным уставом.
Устав — свод правил, согласно которым жили монахи, цеха.
Ознакомимся с несколькими влиятельнейшими католическими орденами, монастыри которых были и в Украине.
Один из них — бенедиктинский орден. Его в 530 г. основал святой Бенедикт Нурсийский. Устав этого ордена требовал от монахов, чтобы они проводили свою жизнь в молитвах, послушании и физической работе.
• V—VI вв. Из устава святого Бенедикта об организации монастырской жизни
Монастырь. следует организовать таким образом, чтобы в нем производилось все нужное; он должен иметь воду, мельницу, сад и разные ремесла, дабы монахам не приходилось покидать его пределы, ибо это пагубно для их душ.
1. Чем должны были заниматься монахи-бенедиктинцы?
2. Подумай, почему устав запрещал монахам выходить за пределы монастыря?
Св. Франциск проповедует птицам. Художник Джотто. Фреска в церкви Св. Франциска в Ассизи. XIII в.
Бенедиктинцы показывали пример трудолюбия монахам других орденов, хотя не все этому примеру следовали. В целом же монастыри содействовали хозяйственному подъему в средневековой Европе. Так, именно монахи заложили знаменитые виноградники в Бургундии (Франция) и в долине Рейна (Германия). Они научили европейцев употреблению персиков, абрикосов, груш, слив, калины, крыжовника, орехов (а англичан — еще и яблок), ознакомили их со многими огородными культурами и лекарственными растениями, изобрели пчеловодство, положили начало европейскому шелководству.
Тамплиер. С миниатюры XIII в.
Застроил Европу своими монастырями и бернардинский орден, названный так в честь известного церковного ученого и инициатора Второго крестового похода — Бернара Клервоского. Этот орден стал одним из богатейших в католическом мире.
Сын итальянского купца Франциск основал орден францисканцев. Франциск проповедовал милосердие и любовь ко всему живому. Он пытался сделать невозможное — примирить человека с природой, богатого с бедным, неимущего с бедностью. Францисканцы вели странствующую жизнь. Непримиримые к еретикам, они оказывали поддержку папам.
В Испании в 1215 г. монах Доминик основал доминиканский орден. Символом этого ордена стало изображение собаки с зажженным факелом в пасти (в народе доминиканцев называли «псами господними»). Орден целиком отдал себя борьбе с ересью, распространял католицизм. Доминиканцы работали в средневековых университетах, их монастыри обеспечивали церковь кардиналами, даже папами.
Ересь— религиозное учение, опровергающее основные положения церкви и ее организационные формы.
Еретик— последователь ереси.
Устав требовал, чтобы францисканцы и доминиканцы жили в бедности, однако их монастыри стали богатейшими в Европе.
В период Крестовых походов возникли также духовно-рыцарские ордены, члены которых обязывались жить в бедности, бороться против «врагов христианской веры». Если монахи других орденов проводили жизнь в молитвах и работе, то члены духовно-рыцарских орденов воевали. Они отстаивали интересы папства, бюргерства и, конечно, рыцарства. Это был орден госпитальеров (в орден объединились монахи иерусалимского «госпиталя» — приюта для больных и нищих), тамплиеров (или храмовников), первым пристанищем которых стало в Иерусалиме место, где когда-то стоял храм еврейского царя Соломона, тевтонцев (то есть немцев) и др. Госпитальеров позже назвали мальтийцами, так как они переселились на остров Мальта.
Папское могущество в XII—XIII вв.
Папа Иннокентий III. Художник Рафаэль. XVI в.
Больше всего забот папам доставляли немецкие императоры, которые упорно пытались подчинить их своей власти. В этом соревновании победителями вышли папы. Папа Иннокентий IV в середине XIII в. отлучил от церкви и лишил власти немецкого императора Фридриха II. Усилиями пап Священная Римская империя (так называли тогда немецкое государство) распалась на отдельные княжества.
Средневековые ереси. Инквизиция
Церковь стала очень богатой. Высшее духовенство (епископы, аббаты) купалось в роскоши, мирян же призывало жить в бедности. У многих это вызывало протест.
• XII в. Из разоблачительного выступления против недостатков епископов
Бывший монах. получил епархию. Он через два года, словно голодный кабан, оброс жиром. Когда-то его удовлетворяла вода из монастырского источника, теперь он потребляет такой поток крепких вин, что его несут в кровать на руках пьяным. А потом вы увидите, как тысячами тысяч стекаются его родственники. заявляя: я родственник епископа, я член его семьи. И епископ делает одного каноником, другого казначеем. А те, кто долго служил, не получают ничего.
1. В чем обвинял епископа автор этих разоблачительных строк?
2. Заслуживают ли они полного доверия?
Недовольных церковными порядками хватало даже среди самого духовенства, не говоря уже о бюргерах и крестьянах. Многим казалось, что церковь испортилась, что священники превратно толкуют мирянам Библию. При этом предлагалось иное толкование отдельных библейских сюжетов. Произвольные толкования Святого Писания церковь считала еретическими, т.е. богохульными. Понимая, что ереси направлены против нее, церковь с помощью государственной власти вела с ними решительную борьбу. Как именно? Готовила богословов, которые публично доказывали ошибочность и вредность еретических вероучений. Иногда же признавала отдельные утверждения еретиков правильными и этим делала их безопасными для себя. Но чаще всего она просто затыкала рты еретикам, сжигая их на костре.
Суд инквизиции. Художник П. Берругете. XV в.
Ереси охватывали многих горожан, крестьян, мелких рыцарей. Иногда такие еретические движения были направлены не только против церковных пороков, но и против своеволия феодалов и сливались с крестьянскими восстаниями.
Напуганная церковная власть организовала против альбигойцев Крестовый поход и специальное судилище — инквизицию. Крестоносцы руководствовались советом папского наместника поручить Богу разобраться, кто еретик, а кто нет, и никого не щадили. Во французской области Лангедок они погубили множество людей. Не дремала и инквизиция. Один только испанский инквизитор Торквемада отправил на костер тысячи еретиков.
• XIII в. Из труда Цезария Гейстербахского «О ереси альбигойской»
Альбигойцы признают два начала: бога доброго и бога злого, который, говорят они, сотворил все тела, тогда как добрый бог — все души. Воскресение тел они отрицают; смеются над всеми благодеяниями, которые оказывают живые мертвым (то есть над заупокойными службами). Посещать церковь и молиться там они считают бесполезным делом, крещение отвергают.
1. Подумай, чем отличались религиозные взгляды альбигойцев от проповедуемых церковью?
2. Были ли они опасны для церкви? Если да, то чем?
Но все же пламя еретических движений полностью погасить церкви не удалось.
С глазу на глаз
«Великий инквизитор» Томас Торквемада (1420-1498 гг., доминиканец, племянник кардинала) отличался блестящим умом, энергичностью, жестокостью
Томас Торквемада
и безграничной преданностью католицизму. Он уговорил испанских монархов возродить в государстве инквизицию. Сжигал не только еретиков, но и те книги, которые считал опасными для церкви (в частности, уничтожил библиотеку королевского принца). Его постоянно донимал страх за свою жизнь. Держал многочисленную личную охрану, которой хватило бы для целого войска.
Инквизиция — церковный суд по делам еретиков.
Церковь в XIV-XV вв.
В XIV-XV вв. королевская власть очень усилилась и взяла контроль над местной церковью. Французский король Филипп IV Красивый даже перенес папскую столицу из Рима во французский город Авиньон. «Авиньонский плен» пап длился 70 лет (1309—1377 гг.).
Еще в XIII в. был изменен порядок избрания пап с тем, чтобы светские власти не могли вмешиваться в ход выборов. Кардиналов, которые избирали папу, закрывали в помещении на ключ и держали там почти впроголодь, пока они не договорятся, кому быть папой (поэтому собрание кардиналов, созванное для избрания папы, получило название конклав — «запертая комната»). Исполнив свою обязанность, кардиналы разжигали костер в камине, дым от которого означал, что уже есть новый папа и пришло время позаботиться об избирателях.
Однако ничто не могло оградить выборы пап от вмешательства светской власти. Монархи, как и раньше, стремились протащить на папский престол своих людей. Это привело к тому, что во второй половине XIV — первой половине XV вв., на протяжении почти 40 лет, в Европе насчитывалось 2-3 папы одновременно (лишних пап назвали «антипапами»). Менять что-либо к лучшему в церковной организации папы не хотели. Это приводило в негодование многих в Европе и в XVI в. породило массовое антипапское движение. Таким образом, на закате средневековья папство напрочь утратило свое былое могущество.
Папский дворец в Авиньоне. XIV в.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ
1. Кого церковь считала еретиками? Почему и как она боролась против них?
2. Почему и где возникли католические ордены? Подумай, чем были похожи и чем отличались друг от друга ордены бенедиктинцев, бернардинцев, францисканцев и доминиканцев?
3. Когда и зачем возникли духовно-рыцарские ордены? Чем они отличались от монашеских орденов?
4. Назови причины Крестовых походов. Где их следует искать: на Западе или на Востоке? Что послужило поводом для них?
5. Как оценивают историки результаты Крестовых походов?
6. Почему пришло в упадок папство в XIV-XV вв.? Что свидетельствовало о его упадке?