какую роль играет вежливость в жизни
Кто такой вежливый человек?
Ребенка с детства приучают быть вежливым, объясняя, что по его поведению, судят обо всей семье. Если такое качество войдет в привычку, вырастает культурный и деликатный человек, который умело выстраивает полезное общение. Поэтому так важно с детства знать, что такое вежливость, какую роль она играет для каждого индивида.
Что такое вежливость
Начнем с определения. Вежливость – это умение тактично, любезно общаться с людьми, способность выслушать оппонента и его противоположную точку зрения, готовность прийти к компромиссу без конфликтных ситуаций. Такая черта характера прививается путем усердной работы над собой, улучшает имидж, открывает новые (радужные) перспективы.
Вежливый человек вызывает положительные эмоции у окружающих, уважает границы других людей, всегда соблюдает этикет. Важно не только понимать основные правила вежливости, но и активно использовать их во всех сферах жизни, например, за столом, среди друзей, на работе или любой незнакомой обстановке.
Зачем нужна вежливость
Основа вежливого общения – доброта, любовь, уважение к окружающим. Человек, который заботится о комфорте и чувствах друзей, родных и даже соседей, уже добродушный, любезный. Проявление вежливости – это не формальность, а норма повседневности. Важно не говорить о такой черте характера, а проявлять ее по отношению к другим людям. Вот, что дает умение говорить вежливо:
Вежливая речь создает о человеке положительное первое впечатление, благоприятно настраивает собеседника даже при конфликтной ситуации. С любезным, тактичным собеседником всегда сложнее ругаться, выяснять отношения.
Правила вежливости
Соблюдать правила вежливого поведения – это работа над собой и своими эмоциями, не всегда положительными. Все начинается с детства, когда родители учат «волшебным словам», прививают привычку помогать взрослым, не переговариваться, не грубить.
Основные правила вежливости:
Вежливый человек не должен чрезмерно проявлять эмоции на людях, жестикулировать, гримасничать. Особенно если речь идет о резко негативной реакции на действие оппонента или конкретное событие.
Формы вежливости
Вежливое поведение должно проявляться во всех сферах жизни, стать одной из главных черт характера. Поскольку речь идет о многогранности натуры, выделяются такие формы вежливости:
Чтобы в любой ситуации действовать в рамках этикета, необходимо обладать всеми перечисленными качествами. Они высоко ценятся в любом обществе, позволяют избежать неловких ситуаций, способствуют развитию коммуникабельности и самодостаточности.
Виды вежливости
Манера общения, форма вежливости определяются в зависимости от обстановки и людей, с которыми предстоит взаимодействовать. Существуют такие виды вежливости:
Официальная
Это основа делового общения. Общение «сухое», не имеет никакой окраски и эмоциональности, включает поведенческий и речевой этикет, уместный при официально-деловых встречах, важных переговорах. Собеседники общаются четко и корректно, выстаивают правильный диалог, подбирают каждое слово. Такое выражение вежливости может создать некое напряжение в беседе.
Ритуально-обрядовая
В этом случае вежливый человек соблюдает народные традиции и все необходимые обряды (ритуалы), согласно определенному мероприятию, на которое официально приглашен. Речь идет о свадьбе, религиозных праздниках, светских раутах, юбилеях, других торжественных мероприятиях. Для соблюдения правил светского этикета употребляются определенные фразы, как говорится, «по случаю».
Бытовая (обиходная) вежливость
В данном случае речь идет о соблюдении элементарных правил вежливого человека в неформальной обстановке с родными, близкими либо незнакомыми людьми.
Неофициальная или дружеская
В этом случае правила вежливого общения распространяются на родных, знакомых и друзей, реализуются в неформальной обстановке. Основные признаки: эмоциональность, юмористические нотки, мягкость, некая расслабленность в общении. В рамках этикета и вежливости можно перейти на «ты».
Безличная
Для этой формы выражения вежливости характерно отсутствие личных местоимений – «Вы» или «ты». В такой манере чаще проходит общение с незнакомыми людьми. В правилах вежливости и этикета указано, что ответ тоже может быть безличным. Возможно, беседа с этим человеком больше никогда не повториться, но у него останется положительное впечатление от мимолетного разговора.
Речевой этикет и вежливость
По определению, вежливость – это тактичное и доброжелательное отношение к другим людям. Одновременно это тактичность, деликатность, отзывчивость, любезность по отношению ко всем оппонентам без исключения.
Речевой этикет и правила вежливого поведения тесно взаимосвязаны, поскольку любезный человек нуждается в одобрении или даже помощи окружающих. Поэтому речевой этикет тоже построен на доброжелательности. Вот хорошие примеры:
Получается, какие проявления вежливости существуют, все они выражаются с помощью речевого этикета. О доброжелательности человека оппонент может судить по его поступкам, разговорам.
Основные правила речевого этикета:
Эти и многие другие правила этикета и вежливости позволяют судить о человеке, как уравновешенной, тактичной, любезной, коммуникабельной, самодостаточной личности.
Почему важно быть вежливым человеком
Заботливые родители с детства объясняют ребенку, зачем нужна вежливость, приводят красноречивые примеры, указывают на ошибки при общении с окружающими. Таким людям проще идти по жизни. Вот почему надо быть вежливым:
Получается, что вежливый человек – это человек, который никогда не обидит словом и делом, а свои интересы не поставит выше интересов оппонента. Он думает о других, сопереживает, всегда интересуется их жизнью, проблемами.
Почему вежливость важна для устойчивых отношений?
Каждый человек хочет, чтобы в общении его границы не нарушались, мнение не притеснялось. Чтобы получить желаемое, необходимо начинать с себя. Проявляя тактичность, субординацию и любезность, оппонент будет вести себя аналогично.
Чтобы сохранить устойчивые отношения, быть вежливым – одно из обязательных условий. Еще несколько актуальных причин:
Если маленький ребенок научится с детства понимать, какую роль играет вежливость в процессе общения и жизни, обязательно разовьет в себе это важное качество (при участии родителей, конечно).
Как стать вежливым
Теперь понятно, кто такой вежливый человек. Остается только определить, как стать таким же. Например, насупить на ногу и принести извинения – это формальная вежливость. Важно думать, как не доставить окружающим таких неприятных ощущений. Вот эта мысль как раз характеризует вежливость, как присущую черту характера.
Основные правила, как быть вежливым:
У каждого свой путь, как стать вежливым. Поскольку в детстве воспитание дают родители, на них возложена серьезная миссия по становлению самодостаточной личности. Также элементарным правилам вежливого человека обучают в детском саду и школе, да и жизненный опыт – тоже достойный учитель. Если все получится, благоприятные перемены в жизни наступают незамедлительно.
Вежливость как искусство общения
М. Галакту, вдохновившему меня своими поведенческими реакциями
по демонстративному типу, предрасполагающими к деструктивности
конфликта, посвящается.
Существуют правила разговора, подчинённые так называемому принципу сотрудничества, рекомендующему строить речевое общение в соответствии с принятой целью и направлением разговора, например, адекватно нормировать сообщаемую информацию (максима количества), сообщать только истинную информацию и обоснованные оценки (максима качества), делать сообщение релевантным относительно темы разговора (максима отношения), делать речь ясной, недвусмысленной и последовательной (максимы манеры речи); эти правила, сформулированные Грайсом, получили название конверсационных максим или максим ведения разговора.
Вот вы зашли на мою страничку, выразили свое мнение, совершенно идущее вразрез с общепринятыми нормами и правилами. И я вежливо согласилась, что вы имеете право на свою точку зрения. Что по-своему вы правы. И еще потому что спор неадекватен и нерезультативен! И тут понеслось.
«Развяжите человеку руки, — говорил М.Е.Салтыков-Щедрин, — дайте ему свободу высказать всю свою мысль — и перед вами уже встанет не совсем тот человек, которого вы знали в обыденной жизни, а несколько иной».
Классические признаки вежливости в XXI веке уже не работают. Волшебные слова, которым нас учили с детства и излишняя манерность, свойственная дворянам 200 лет назад, сегодня абсолютно не являются истинным проявлением вежливости. Как шутят юмористы: сегодня уже вежливость, если ради вас вытащили из уха один наушник. Или молча ушли с вашей странички, оставив вас наедине с иллюзорным самовосприятием.
Как показывают наблюдения, особенно распространены нарушения этикета со стороны слушающих. Наверное, здесь поистине незаменимы мудрые советы выдающегося деятеля российской культуры Д.С. Лихачева: «Для того чтобы вас услышали, нужна доброта. Правом судить нужно пользоваться осторожно, очень осмотрительно. Поэтому давайте постепенно привыкать и к другому слову — не только гласность, но и демократия, «выпускание пара». А демократия — норма жизни, естественное и постоянное состояние общества, его дыхание. Нам надо учиться демократии, учиться терпимости к чужим мнениям, умению выслушивать и возражать. Учиться равенству в споре. » (Формановская, Н. И. Речевой этикет и культура общения. – М. : Высшая школа, 1989. С. 18—24).
«Освобождать себя от соблюдения правил приличия, не значит ли искать средства для свободных проявлений своих «недостатков?» — философски вопрошал выдающийся французский мыслитель Ш. Монтескье. Очевидно, со времени появления на свет, человек постоянно сталкивается с этой дилеммой – загонять себя в относительно узкие рамки самим же устанавливаемых правил поведения и одновременно находить обоснования несоблюдения их. Рамочки всегда можно раздвинуть за пределы зоны комфорта. как к примеру Великая и несравненная Поэтесса, выложившая свои бесчисленные, с позволения сказать стихи, на десятке сайтов, опустив лексикон до базарного уровня, бесчинствует у себя на странице, если не ощущает у младого поколения подобострастное лизание своего геморроя. И ямбит всех хореем так, что за нее становится как-то неловко!
Исследовательская работа «Влияние вежливых слов на взаимоотношение людей»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Берёзовый
Солнечного муниципального района
Влияние вежливых слов на взаимоотношения людей
Выполнили: Писарева Юлия,
Сбродова Карина, Селезнев Сергей,
Чернышев Руслан, учащиеся 2 класса «Б»
Руководитель: Кондратова Светлана Васильевна,
учитель начальных классов
1.1 Моё отношение к теме.
2.Основная часть. стр.3- 8
5.Список используемой литературы. стр.14
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
2.1АКТУАЛЬНОСТЬ: с помощью слов и речи можно выражать свои чувства, желания и отношение к окружающим. Однако не стоит забывать, что, словом можно обидеть и огорчить человека. Эта тема является актуальной, так как хорошее настроение человека – это залог успеха, хорошей учебы, работы, дружеского отношения в коллективе.
С детства родители говорят нам про волшебные слова и учат нас быть вежливыми. Нас заинтересовал вопрос, что же такое вежливость? Зачем люди используют волшебные слова? Откуда появились эти слова и что они обозначают?
Чтобы ответить на все эти вопросы мы поставили перед собой
2.2 ЦЕЛЬ: изучить влияние вежливых слов на взаимоотношение людей.
Исследовать этимологию вежливых слов.
Познакомиться с интересными фактами использования вежливых слов.
Познакомиться с использованием вежливых слов в других странах.
Провести наблюдение, эксперимент по теме «Применение вежливых слов детьми нашего класса».
2.3 ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ: от вежливых слов язык не отсохнет.
2.4 ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: использование детьми нашего класса вежливых слов в общении друг с другом.
2.5 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: мы расскажем вам о вежливых словах. Для начала о происхождении слова «вежливость».
Быть вежливым – значит уметь себя вести и иметь хорошие манеры. Это значит общаться с людьми так, чтобы они чувствовали. Что о них заботятся, их любят, ценят и уважают.
Многие люди ведут себя вежливо лишь в кругу незнакомых людей, потому что хотят произвести хорошее впечатление. Но истинная вежливость заключается в том, чтобы быть вежливыми всегда и со всеми. Вежливость способствует общению людей.
Вежливость- это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Существует забавная история о происхождении хороших манер.
Может быть хорошие манеры – это «золотая середина», которую нашли люди для удобства общения? Сложившиеся правила поведения помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтов.
Для того чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться волшебными словами, от которых становиться теплее, радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, развеять плохое настроение.
Среди вежливых слов можно выделить несколько групп:
Самые распространенные вежливые слова, существующие в нашем общении:
Скажите, который час?
Извините за беспокойство.
В знак приветствия арабы скрещивают руки на груди, туркмены засовывают руки в длинные рукава, индийцы складывают ладони лодочкой и склоняют голову.
Что такое здравствуй? – Лучшее из слов.
Правило запомни. Знаешь, повтори.
Старшим это слово первым говори!
11 января – всемирный день самого вежливого слова на любом языке – слова «спасибо».
Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. В древности, когда хотели поблагодарить человека за доброе дело, говорили ему:
«Спаси Бог» превратилось в короткое СПАСИБО. Забывать это слово никогда не стоит.
Есть даже пословица: «Своего спасибо не жалей!».
Если, словом или делом
Не стесняйся громко, смело
Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение.
В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение:
Если спросишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать: «Пожалуйста!».
Если кто-нибудь причинил кому-то неприятность или неудобство, не желая того, ненароком, он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!»
Или наступили на ногу нечаянно,
Только не молчите, только не мычите,
Долго не тяните, скажите « Извините!».
Ничто не стоит нам так дешево, и не ценится так дорого, как вежливость.
Вежливость всегда была показателем воспитанности. Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Для того чтобы каждый из нас стал вежливым, необходимо соблюдать следующие правила:
В вежливости проявляется отношение к другим людям.
Вежливый человек не причиняет другому неприятностей и обид.
Вежливый человек приветлив и внимателен к другим.
Вежливый человек всегда здоровается и прощается. Невежливо не ответить на приветствие.
С взрослыми надо здороваться первым, но самому руку протягивать нельзя. Здороваясь надо смотреть в лицо тому, с кем здороваешься.
Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек, разговаривая, не кричи.
В играх не будь грубым, не кричи. Не спорь с товарищем по пустякам, не ссорься, старайся работать и играть дружно.
Вежливый человек не отвечает на грубость грубостью.
Надо быть вежливым в словах, в тоне, в жестах, в действиях. Вежливые слова, сказанные грубым голосом, развязным тоном, перестают быть вежливыми.
Так давайте учиться быть вежливыми, Говорите друг другу хорошие слова и в ответ вы будите слышать только хорошее. Правила вежливости запрещает нам шуметь, тревожить, раздражать окружающих. Вежливость требует от нас самообладания в словах и поступках.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЕДОВАНИЯ И ВЫВОДЫ
Вместе с учителем мы решили провести исследование в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова, насколько часто используют их в своей речи, какое же воздействие оказывают вежливые слова на настроение и взаимоотношения людей.
Письменный опрос показал, что учащиеся нашего класса знают много вежливых слов, могут отличить добрые слова от грубых, и почти все понимают какое негативное воздействие, оказывают грубые слова на отношения людей. Некоторые дети позволяют себе грубо разговаривать со своими товарищами, но никому из ребят не нравится, когда с ними самими грубо разговариваю.
А вот наблюдение показало, что в речи использовать вежливые слова дети частенько забывают. Также мы заметили, что более вежливы в нашем классе девочки.
Вежливые слова зависят от того, как именно они сказаны, каким голосом, спокойным и приветливым, или грубым и невежливым. Сказанные грубо, они просто перестают быть «Волшебными».
Это доказывает проведенный нами эксперимент. С одной и той же просьбой мы попросили обратиться двух учеников в разной форме: 1- грубо, 2- вежливо. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором разрешено.
Спустя две недели мы провели тоже самое исследование. (прил.2)
Из результатов исследования следует, что настроение и взаимоотношения ребят улучшилось, ребята стали чаще употреблять в своей речи вежливые слова и стали намного дружнее. Это очень хорошо!
Вывод: исследование показало, что гипотеза «От приятных слов язык не отсохнет» верна, потому что язык действительно не отсох, приятные слова говорить легко и самим приятно, говорить вежливые и добрые слова становится хорошей привычкой, а от этого налаживаются отношения.
В ходе наблюдения за ребятами нашего класса, мальчики меньше стали обзываться. А самое главное то, что ребята стали намного дружнее.
Мы изучили литературу по теме «Влияние слова на настроение и взаимоотношения людей». Узнали, какие бывают вежливые слова, почему нужно их использовать. Так же мы выяснили, какие существуют правила вежливости? Как влияют вежливые слова на настроение ребят?
Мы узнали, что вежливые слова помогают поднять настроение окружающих, не огорчать друзей и других людей, учат дружить, заботиться о близких. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, улучшить настроение. А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.
Волшебные слова необходимо использовать в своей речи, и тогда мы заметим, как мир начнет меняться, становиться добрее. Нужно не забывать про интонацию, с которой произносятся вежливые слова, быть доброжелательным, всегда улыбаться, желать здравия своим знакомым, то есть здороваться и тогда окружающие пожелают нам того же.
Совершайте больше хороших поступков, говорите больше добрых и вежливых слов, у вас станет больше друзей, и ваша доброта обязательно вернется!
А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы. (М. Лисянский)
Мы уверены, если ребята прислушаются к этим словам, станут лучше понимать друг друга, научатся оценивать не чужие поступки, а свои, и помнить «Как ты относишься к окружающим, так и они относятся к тебе».
Знаешь ли ты вежливые слова?
Часто ли ты употребляешь слова вежливости?
а) всегда; б) иногда; в) редко; г) не употребляю;
3. По отношению к кому чаще ты употребляешь слова вежливости?
а) ко взрослым; б) к родственникам; в) к друзьям; г) ко всем
4. Назови слова вежливости, которые ты обычно употребляете?
5. Знаешь ли ты, как влияют обидные слова на людей?
6. Нравится ли тебе, когда с тобой грубо разговаривают?
а) да; б) нет; в) иногда;
7. Говоришь ли ты обидные слова?
а) да; б) нет; в) иногда;
8. Считаете ли ты себя вежливым человеком?
Всегда – 16ч. Иногда – 7ч.
К родственникам – 1ч.
Да- 0ч. Нет – 22ч. Иногда – 1ч.
Да- 2ч. Нет – 13ч. Иногда – 8ч.
Всегда – 18ч. Иногда – 5ч.
К родственникам – 1ч.
Да- 0ч. Нет – 22ч. Иногда – 1ч.
Да- 1ч. Нет – 17ч. Иногда – 5ч.
— Детская энциклопедия (журнальный вариант) №11 2005 г., редактор В. Поляков.
— Л. Поддубская «Этикет от А до Я», Москва: Народное образование 2003 г.
— Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка.
— Косова Г.В. Школа вежливости. Ростов-на-Дону: издательский дом «Проф-Пресс», 2008 г.
4mama
В жизни 100% пригодится: 5 причин быть вежливым
А что такое вежливость? Это черта характера, заложенная с детства, которая характеризует человека добрыми делами и поступками, хорошими манерами и, естественно, образованностью.
Вежливость – это хорошие манеры и знание этикета, а также комфортность в обществе людей.
Вежливость родителей – залог «правильной» адаптации ребенка в обществе
Правила вежливого поведения взрослых в семье, в кругу друзей, незнакомых людей и т.д., играет огромную роль в воспитании детей. Какую форму поведения видит ребенок у вас, таков результат дальнейшего жизненного пути вашего чада. Вы грубите, и он будет грубить. Вы, говорите, например, в супермаркете, кафе… «спасибо, за хорошее обслуживание». Или дома: папа подал чашку воды маме или наоборот, а в ответ мама (папа) ответила: «большое спасибо». И ребенок обязательно сможет перенять эту форму вежливости. Ведь детский мозг способен «быстро схватывать».
Правила вежливости помогают решить некоторые жизненные задачи. Вырабатывая определенную форму диалога, при которой легко найти общий язык с незнакомыми людьми, вам не приходится входить в конфликтные ситуации. Вежливые люди редко переступают границы дозволенного. Нахождение решения компромиссов с помощью вежливости – это залог вашей безопасности.
Точность – это тоже вежливость
На протяжении многих столетий звучит крылатая фраза: «Точность – вежливость королей». И по сегодняшний день она остается актуальной. Ведь, если рассмотреть ситуацию с устройством на работу, собеседованием и т. д., что если вы не пришли в точно назначенное время, у работодателя может сложится о вас мнение, как о не пунктуальном человеке, а за этим следует, что вы будете не добросовестно относится к работе. Да, и вообще, если вы с первого знакомства так отнеслись, значит, не так уж вы и нуждаетесь в этой работе. А значит, скорей всего, вам будет отказано в данной вакансии.
Вежливость поднимает самооценку
Вы непременно зададите вопрос: «Как вежливость влияет на вашу самооценку?». Все очень просто: вот вы, например, стоите на кассе для оплаты выбранного вами товара. Кассир стоит с каменным лицом. Почему у него нет настроения, либо приболел, либо неприятности дома, либо вообще не выспался (это все гипотезы), и вы, расплатившись, говорите ему: «Спасибо, и хорошего вам дня и настроения!» И вы видите, как лицо кассира медленно расплывается в улыбке, и он вам отвечает тем же. Вы непроизвольно своей вежливостью подняли настроение человеку, а значит, сделали доброе дело.
Вежливость – польза для здоровья
Исследования специалистов в области этикета, показывают, что вежливость действительно приносит пользу для организма. Конечно, она не заставит «срастись» сломанную руку быстрее или не избавит от бронхита, но вот привести вас в хорошее расположение духа. Доброе слово от медсестры, доктора и т. д., заставит ваш организм сильнее бороться с недугом. У вас уходят негативные посылы, а на их место приходит оптимизм, и как правило, в итоге – скорейшее выздоровление.