какую роль играет общество в становлении личности
Сочинение: Какова роль общества в формировании личности человека?
Тема итогового сочинения «Какова роль общества в формировании личности человека?» позволяет рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного содействия, сложного противостояния или остро выраженного конфликта. Писатели всегда проявляли интерес к данной проблеме, поэтому произведения художественной литературы – наилучшие аргументы для подтверждения собственных мыслей.
Вариант 1
Литературный критик В.Г. Белинский сказал: «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество». Нельзя не согласиться с его словами. Я считаю, что автор данного выражения очень точно определил значение общества в жизни каждого человека. Человек не может полноценно развиваться вне социума, только благодаря общению и взаимодействию с окружающими формируется человеческая личность. С раннего детства и на протяжении всей жизни мы испытываем влияние близких людей, которые прививают нам общественные нормы. Только от окружения зависит, каким человек станет и какие выберет жизненные приоритеты.
Ярким примером негативного общественного влияния на формирование личности человека является роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Главный герой романа – молодой дворянин начала 19 века. Он получил типичное для своего времени и сословия воспитание и образование. Но со временем Евгений понял, что светская жизнь – пуста и бессмысленно. Однако он не мог от неё отвернуться, потому что он вырос именно в этой среде и боялся её осуждения. С одной стороны он презирал мнение высшего света, а с другой – полностью от него зависел. Онегин был настоящей жертвой предрассудков светского общества, все свои действия он совершал так, как положено, опасаясь, что окружающие его осудят.
Другим примером в художественной литературе личности, сформированной под влиянием общества, является главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин – типичный представитель своего времени. Это умный, хорошо образованный офицер, отправленный по долгу службы на Кавказ. Печорин является частью светского общества и живёт по его законам. С ранних лет он оказался под его дурным влиянием, окружающие винили его в том, чего не было на самом деле. Доброта и искренность принимались за подлость и ложь, поэтому со временем главный герой действительно стал злопамятным, научился обманывать, ненавидеть и завидовать. Сам Печорин характеризует себя, как «нравственного калеку». Он осознаёт, что прожил бессмысленную и пустую жизнь и не видит смысла в своём существовании. Окружающее общество лишило его это смысла, сделало из него «лишнего» человека.
На основании вышеизложенного, можно прийти к выводу, что именно общество формирует базовые ценности человека, которые непосредственно влияют на его характер и становление личности. Мы видим, насколько разными бывают эти ценности на протяжении истории всего мира. Они зависят от общественных идей и идеалов конкретного времени, ведь образуются вследствие деятельности определённых людей, государств, правительств. Общество играет самую важную роль в развитии человеческой личности, но и человек оказывает значительное влияние на формирование всего общества в целом.
Дополнительные аргументы
Предлагаем вашему вниманию другие аргументы по направлению «Я и другие», необходимые для подготовки к итоговому сочинению.
«Роль общества в становлении личности»
Эссе по самопознанию о роли общества в формировании личности.
Просмотр содержимого документа
«»Роль общества в становлении личности»»
Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — и мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.
Высказывание Дени Дидро поднимает проблему социальной основы человека. Общество обладает ведущей ролью в становлении человека как личности. Эта проблема всегда волновала умы ученых, так как ее решение способствует представлению о процессе развития и воспитания человека, и влияние общества на формирование личности.
Дидро считает, что если человек будет изолирован от общества, он деградирует. Я абсолютно согласна с мнением автора. Особенно остро этот вопрос стоит сейчас, в эпоху развития технологий, когда на смену человеческим отношениям приходит одностороннее общение с различными гаджетами.
Ни для кого не секрет, что развитие человека происходит в процессе социализации. Это сложный процесс усвоения и дальнейшего совершенствования человеком норм и правил жизни, которые нам передали наши предки. Только в процессе общения у человека развиваются важнейшие качества, формируется характер.
Процесс социализации важен еще и потому, что не общество выходит из человека, а человек из общества. И то, какую роль человек играет в обществе, дает ему определенный статус. Этот статус контролирует поведение человека, ставя перед ним определенные рамки, заставляя придерживаться норм, традиций, правил. Отсюда следует вывод, каково общество, таков и человек.
Ни одному человеку не позволительно вести себя так, как ему хочется. Общество может сурово наказать всех, кто не соблюдает его правил. И этот страх, у некоторых людей, выше, чем страх перед родителями, детьми, семьей, и даже Богом. Поэтому влияние общества на формирование личности человека настолько велико, что заставляет его принимать и выполнять определенные манеры поведения, иногда против собственной воли.
Какую роль в становлении личности играет общество (кратко)
Человек – это создание социальное. У большинства с самого раннего возраста появляются друзья и знакомые. В начале мы растем в семье, в которой о нас принимают заботу мамы, папы, сестры, бабушки, братья и дедушки. Мы растем, наблюдая как пример поведение наших родных и близких.
Затем посещаем детский сад, ведь находясь в коллективе идет более быстрое интеллектуальное и речевое развитие ребенка. Коммуникативные навыки формируются в игровой среде. Имеется огромное множество подвижных и более спокойных игр для командных взаимодействий. Ребята чувствуют поддержку друг от друга и это дает им ощущение уверенности.
В школьной среде круг общения расширяется. Часто взрослые сохраняют школьную дружбу на многие и считают ее самой крепкой.
Далее идет этап университета или колледжа, а потом работа. И всегда вокруг нас находятся люди, с которыми мы общаемся. Ведь никак не сделать покупку в магазине, не разговаривая с кассиром. Да и просто пойти в кино или на прогулку одному будет скучно. Играть в подвижные игры или болеть за любимую команду одному очень одиноко.
Человек формируется как личность благодаря обществу, которое осуществляет влияние на его привычки и поведение. Издавна человечество выживало в условиях дикой природы за счет объединения в общины. Вместе проще было добывать еду и сражаться с недругами. Со временем в обществе стали формироваться определенные обычаи и традиции. Кроме того, на формирование народностей большое влияние оказал климат и количество населения. Речь позволяет нам общаться между собой.
На человека оказывает значение и политическая ситуация в стране, и природные катаклизмы, и экономика государства. Личность человека формируется под действием различных событий, которые случаются в обществе. Например, на примере истории можно проследить, что войны и революции побуждают у людей чувство борьбы и любви к Родине. В мирное время происходит постепенное развитие культурных ценностей и появляется большое количество талантливых творческих индивидов. СМИ просто виртуозно могут манипулировать сознанием людей, давая ту информацию, которая далее распространиться среди людей и приведет к нужному им результату.
Человеку сложно существовать вне общества. В настоящее время есть не только реальное общение, но и возможность говорить по телефону, общаться через социальные сети. Это дает шанс ощущать себя нужным и делиться своими впечатлениями даже не выходя из дома.
«Старая мысля»
Итак, давайте посмотрим, каким образом дети и уже взрослые люди поддаются влиянию окружающих. Раньше считалось, что атмосфера, в которой находится маленький человек, в совокупности влияет на его развитие. То есть если малыш изначально был оторван от общества, то он будет слегка «диковатым». К тому же он не сможет сформироваться как индивидуум. Но какую роль в становлении личности играет общество, согласно данной точке зрения? Ответ прост — основную.
Без окружения людей человек никогда не сможет стать разумным и понимающим своих сородичей. В отличие от тех, кто рос в обществе, такие личности будут казаться, как уже говорилось, дикими. Ведь с самого детства люди окружены кем-то. И они впитывают из своего окружения информацию как губки. Да, во время общения происходит социализация и адаптация человека к жизни. Но существует и еще одна, немного нестандартная версия по этому вопросу.
Взаимоотношение родителей и детей в семье
Роль семьи в развитии личности важна на протяжении первого года жизни малыша и последующих лет. Сначала на родителей возлагаются обязанности по созданию условий для его физического развития. Они обеспечивают питание, условия гигиены. В дальнейшем взаимодействие происходит по следующим этапам.
В семье ребенок приобретает первые навыки общения. Задача родителей — воспитывать в нем уважение к старшим, чувство взаимопомощи, стремление помогать сверстникам. На примере взрослых дети получают навык поведения в типичных ситуациях. Какова роль семьи, нужно рассматривать не только в позитивном аспекте, но и в качестве негативного фактора. Хорошее влияние на личность заключается в достаточной заботе. Но также и максимальный вред может быть нанесен именно родственниками.
А так ли хорошо?
Так какую роль в становлении личности играет общество, согласно другой теории по данному вопросу? Давайте попробуем разобраться.
Дело все в том, что с развитием человека окружение его постоянно менялось, меняется и будет меняться. Правда, в современном мире «окружающая среда» все больше и больше катится по наклонной. Большинство моральных ценностей попросту уже стерто. Так, многие забывают о том, какие знания и представления о духовном и моральном должен получать ребенок. Так что если малыш с детства находится в аморальном обществе, то и его взгляды на жизнь будут искажены. Они также сформируются вопреки всеобщим — нормальным — принципам жизни.
Так что не всегда общество хорошо влияет на развитие. Порой оно способно превратить людей в серую массу, в самое настоящее стадо. Таким образом, не стоит отдавать еще не сформировавшегося человека на «растерзание» его окружению. Для правильного развития стоит держать его в «правильном» коллективе. В таком, где все еще есть понятия морали и принципов. Теперь давайте поговорим с вами о том, когда человек получает базовые знания для того, чтобы сформировать в себе личность.
Что такое личность
Важно понимать, что такое личность. Это понятие часто путают с понятием индивидуальности, особенно по отношению к детям. Часто родители говорят, что их 4-летний ребенок уже сформировавшаяся личность, потому что любит определенную музыку. Но психологи отмечают, что предпочтение определенной музыки у малышей говорит не о личностных особенностях, а об индивидуальности. К ней же относится темперамент, некоторые способности и т.д. Это немало влияет на становление личности, но не является определяющим фактором.
Осознание себя как личности у детей происходит тогда, когда определяются некоторые критерии:
ребенок полноценно использует личные местоимения; он может описать себя, даже на примитивном уровне, поведать о собственных проблемах и чувствах; у него присутствуют навыки самоконтроля. А детские истерики из-за незначительных поводов говорят о недостаточном личностном развитии; у малыша есть основные представления о понятиях «плохо» и «хорошо». Он умеет отказываться от того, что «плохо», поступаться сиюминутным желанием для общего блага.
Детство
Итак, какова роль детства в становлении личности человека? Как нетрудно догадаться, в этом процессе как раз-таки детский возраст и играет ключевую роль. Все дело в том, что, рождаясь, малыш еще не имеет никаких представлений о жизни. Их он получает от родителей и тех, кто его окружает. Так что все взгляды на жизнь у ребенка формируются именно в детском возрасте. В этот же период формируется характер, крепнет психика. Если что-то пойдет не так в ходе воспитания, то это может оставить неизгладимый след на дальнейшей жизни малыша.
Так, следует особе внимание уделять коллективу и сотрудникам образовательных учреждений, отправляя ребенка в школу или детский сад. Плохая компания или нехорошее отношение могут попросту загубить личность в маленьком человеке.
Становление личности в обществе: аргументы для сочинения, эссе по обществознанию
Агенты социализации
Определение личности
Общество воспитывает личность человека по своим ценностям, которые могут быть разными, к примеру, оно прививает любовь к свободе или консерватизм. Если общество просто взаимодействует с личностью, но не давит на нее, значит, ничего впереди необычного не ожидает. Человек становится уверенным в себе, активным и свободным внутренне. Если же общество прививает консерватизм, то человек будет не совсем уверен в себе, закрыт и замкнут. Хотя, воспитание в семье тоже играет немаловажную роль.
Этапы становления личности
Есть немало примеров, которые показывают становление личности в обществе. Возьмем, к примеру, произведение Виктора Гюго «Отверженные». Вор украл у священника посуду, а потом полиция его поймала и привела к пострадавшему. Святой отец заявил, что сам разрешил взять его посуду. Такая ситуация изменила вора до неузнаваемости, он перестал воровать и стал жить как честный человек.
Как видите, конечный результат формирования личности может оказаться непредсказуемым, потому что на него оказывают влияние даже самые мелочи, происходящие в жизни.
Чувство ответственности помогает людям развивать в себе уверенность и готовность жертвовать собой. Яркий пример — главный герой К.Воробьева из произведения «Убиты под Москвой». Алексей Ястребов стал мужественным и требовательным из-за постоянной опасности. Он отлично понимает, что настоящая личность может не только спасти Родину, но и иметь свои убеждения и интересы. Это заставило его пойти навстречу немецкому танку и одержать победу не только над ним, но и над собой.
Этапы становления личности Этапы становления личности
Несмотря на то, что становление личности в обществе — это сложный и долгий процесс, заветное окончание этого процесса стоит затраченного времени. Ошибки, утраты и немало переживаний пришлось пережить главному герою романа Л.Н.Толстого «Война и мир» — Пьеру Безухову.
Он долго распылялся и испробовал множество путей, потому что не мог понять, куда ему двигаться, чтобы достичь своих целей. Пьера предавали, брали в плен и он пережил войну, но это не сломало его, а наоборот, завалили характер на новые свершения. В конце произведения он уже предстает возмужавшим, остепенившимся и он нашел свое счастье в жизни. Он создал семью, где все зависит только он него, и он прекрасно понимал, чего хочет от жизни.
Еще один хороший пример мы видим в произведении Д.Фонвизина «Недоросль». Здесь явно видно, как в семье начинается формирование личности. Мама Митрофанушке каждый день говорила, что ему необязательно учиться, а люди ниже статусом презренные, как рабы. Это все вкладывается ребенку с детства и, соответственно, во взрослой жизни он получает много плохих качеств.
История России тоже насчитывает немало примеров становления личности, к примеру, Кутузов. Он был прекрасным полководцем, а также прекрасным товарищем для своих солдат. Еще он был близок к народу, всегда понимал и сопереживал. Именно потому его все любили. Он воевал вместе с солдатами, а не сидел в штабе. Ему была интересна не только русская, но и зарубежная литература. Все это вместе оказало большое влияние на становления его личности.
Вариант 1
(401 слово) Как правило, общество негативно влияет на человека, так как навязывает стандарты поведения большинства, совершенно не уважая индивидуальность. Люди, объединяясь в коллектив, хотят, чтобы им не мозолила глаза уникальная и сильная личность. Им проще подстроиться под низкую планку, а всех остальных можно вынудить опуститься до общего уровня. Об этом говорят многочисленные примеры из литературы.
Так, А.П. Чехов в рассказе «Ионыч» представил свой взгляд на взаимоотношения общества и личности. Главный герой приехал в захолустье, чтобы занять должность земского врача. Дмитрий Старцев был полон амбициями, надеждами и благими намерениями. Он мечтал о служении людям и стремился достичь высот в своем ремесле. Однако окружение, состоящее из скучных обывателей, зацикленных на материальных ценностях, сразу разочаровало его. Но Дмитрий не спешил под него подстраиваться. Он стал гостем в интеллигентной семье Туркиных и влюбился в Катерину, дочь хозяев. Девушка не разделяла его чувств, и разбитое сердце вынудило Старцева искать другой круг общения. Постепенно вино, азартные игры и однообразные беседы о местных сплетнях затянули героя в свой омут. Рутина дней, проведённых в окружении ограниченных и самодовольных мещан, стала болотом для амбиций и надежд Дмитрия. Он деградировал и превратился в толстого, грубого и алчного «Ионыча» — того, кто соответствовал общему уровню. Таким его сделало общество.
Но есть и те люди, которые сопротивляются и не подстраиваются под общество. Такую героиню мы встречаем в повести А.И. Куприна «Олеся». Она жила в лесу, в своеобразном изгнании, ведь была внучкой местной «ведьмы». В Полесье у Мануйлихи сформировалась плохая репутация: из-за сверхъестественных способностей женщину винили во всех местных бедах. Олеся унаследовала этот дар и была в глазах соседей такой же угрозой. Обитатели Полесья боялись «колдуний» и были готовы в любую минуту наказать их силой. Суеверие крестьян отразилось и на мировоззрении Олеси: она верила, что ее способности — от лукавого, поэтому не ходила в церковь. Героиня частично усвоила предрассудки своего окружения, но не подчинилась, а противопоставляла себя ему. Она не хотела терять свой дар, не спешила менять образ жизни и не нуждалась в обществе кого-либо, кроме возлюбленного и бабушки. У нее сформировалась сильная и независимая натура. В данном примере мы видим, что влияние окружения навязало человеку определенные идеи, но личность борется за свою индивидуальность. Этот бой закаляет характер и делает ее сильнее.
Таким образом, поведенческую модель общества определяет большинство, поэтому толпа людей всегда более или менее примитивна. Поэтому она стремится выжать из себя тех, кто выделяется и не соответствует усредненной планке. Его влияние можно назвать негативным, так как оно не возвышает, а принижает личность.
Сотрудничество образовательных учреждений и семьи
Контакт семьи с общественным окружением весьма важен. При взаимном содействии между преподавателями и родителями знакомство с характером ребенка будет успешнее. Тогда школьник рассматривается с различных сторон во всех имеющихся обстоятельствах. Совместное понимание, развитие способностей, преодоление трудностей в поведении поможет правильно ориентировать маленького человека.
Выделяют коллективные, групповые и индивидуальные формы подобного взаимодействия. Рекомендуется сочетать их следующим образом.
Педагоги играют определяющую роль в данном контакте. Поэтому столь важны их профессиональные качества. Создание благоприятной атмосферы взаимодействия объединит усилия. Родители откликнутся на стремление учителя осуществлять взаимовыгодное сотрудничество. А также проявят интерес к совместной деятельности по воспитанию.
Семейные традиции как средство духовно-нравственного воспитания
Рассматривая, какова роль семьи и родителей в формировании личности, нужно признать, что приобретаемое в семье сохраняется далее на протяжении жизни. Институт воспитания в данном случае имеет несравнимую ни с чем важность. Основы личности закладываются в дошкольном возрасте, а к началу обучения она формируется более, чем наполовину. Какие семейные традиции оказывают влияние на духовное и нравственное развитие?
Традиционно правильное воспитание приводит к итогам появления личности, адаптированной к социуму. Качества, убеждения и поведенческие факторы соответствуют успешному процессу взаимодействия с окружением, общения и деятельности.
Роль общества и отдельной личности в формировании сознания человека
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сущность сознания и стадии развития психики
Сознание – это высшая форма отражения объективной реальности, характерная только для человека. Оно состоит из сознания окружающего и самосознания, как выделения собственного я.
В развитии психики выделяют несколько стадий:
Взаимодействие животных с окружающей средой осуществляется процессе их инстинктивной психической деятельности, которая преследует цель приспособиться к среде. Оно формируется на основании ощущений и восприятия опыта, а также примитивного осмысления каждой ситуации.
Однако животное не способно осознать особенности окружающей действительности и свое отношение к ней, не выделяет себя из нее, так как не способно осознать значение собственных действий.
У человека процесс эволюции сознания шел другим путем – развивались общественно-трудовые отношения и речь. В результате на одной из ступеней эволюции появляется новый тип психического отражения – сознание. Этот тип психической деятельности является новым свойством психической деятельности, возникшей в результате труда и общественно-исторических условий, которые вызывают существенные изменения организма первобытного человека.
Роль общества и личности в формировании сознания
Новорожденный, который кричит и дергает конечностями, моргает глазами, крутит головой, не проявляет наличия сознания, хотя психика у него есть. Врожденная способность человека – это только возможность проявлять и развивать сознание. Новорожденный заканчивает свою хаотическую и инстинктивную деятельность, когда его простейшие потребности удовлетворяются.
Готовые работы на аналогичную тему
При контакте с предметами и явлениями материального мира, при общении с окружающими людьми и в процессе коллективной деятельности, особенно используя речь, человек в ходе онтогенеза учится активному познанию объективной реальности, творческому ее преобразованию, чтобы лучше и быстрее удовлетворить свои потребности.
Сознание – это не какой-то самостоятельный психические процесс, который происходит до, во время или после какого-то иного, изолированного от него акта психической деятельности. Сознание представляет собой внутреннюю сущность любого человеческого психического процесса, его своеобразное качество, то есть целостную психику человека во всей ее общественно-исторической обусловленности.
Специфическую роль в развитии сознания людей играет язык, как необходимое условие его появления и совершенствования. При этом слово выступает как стержень сознания. В слове идет накопление и объективизация знаний. Знания не только накапливаются благодаря слову, но и актуализируются. Психические явления, благодаря речи становятся осознанными, мысль окончательно формирует сознание.
Также ориентирующему качеству отведена не последняя роль среди всех свойств сознания. Чтобы действовать, человек должен уметь ориентироваться среди предметов и явлений объективного мира в месте, времени и окружающей обстановке. Ориентировка является необходимым условием правильного отражения внешнего мира и целесообразного воздействия на него.
К. К. Платоновым выделено несколько форм сознания:
Вместе с тем, у человека есть способности к осознанию того, как лежащий вне его мир, а также самого себя, собственного отношения к предметам и явлениям внешнего мира. Самосознание, как последняя категория сознания, может быть определена как осознание человеком собственного тела, чувств, интересов, мыслей, действий, а также своего положения в системе общественного производства.
Самосознание – это сознание, которое человек направляет на самого себя.
Структура самосознания состоит из: самопознания, которое позволяет человеку самоусовершенствоваться, вырабатывать самоотношение и самопереживание. Самосознание проявляется в самооценке, то есть оценке собственных способностей, социального положения, успеха, привлекательности и пр., а также самоуважением, зависящим от реального успеха, а также от уровня притязаний личности.
Сознание современного человека является продуктом постепенного, сложного процесса развития познавательной деятельности всех предшествующих поколений, сложного исторического прогресса общественной практики, которая была накоплена человечеством в связи с необходимостью, а позже и благодаря активному стремлению у преобразованию внешнего мира. Новые структуры и высшие формы сознания обогатили и усложнили познавательный процесс, а это привело к усовершенствованию самого сознания.