какую роль играет государство на рынке труда

Введение

Специфика труда, как объекта обмена:

Экономика труда рассматривает процесс функционирования рынка труда и его результаты, изучая как меняется поведение продавцов и покупателей рабочей силы при изменении цен, зарплат, прибылей, условий труда и других факторов.

В зависимости от специфики трудовой деятельности и уровня квалификации работников можно выделить такие разновидности рынка труда, как

1.2 Основные количественные показатели рынка труда

1.2.1 Занятость

Потоки, формирующие рынок труда:

Показатели потоков и состояния рынка труда:

Тогда долю безработицы можно выразить как

Уровень (или доля) является характеристикой запаса, которая не учитывает величин потоков, входящих и выходящих в единицу времени.

199719981999 (II квартал)
по методике МОТ
(выборочные обследования)
8.18.29.3
официально зарегистрированные
безработные
2.01.91.7

Рассмотрим, например, группу безработных, в которую ежемесячно вступают:

Средняя продолжительность безработицы в этой группе: (20 + 20) / 21 = 1.9 мес.

1.2.2 Цена на рынке труда

Различают такие виды заработной платы, как:

(заработная плата за единицу времени) (отработанное время) = заработок

заработок + льготы работника = компенсация за труд

компенсация + незаработанный доход = доход

В промышленно развитых странах доля заработка в общей сумме компенсации на протяжении последних десятилетий падает.

1.3 Как работает рынок труда

Схема экономического кругооборота:

какую роль играет государство на рынке труда. shema. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-shema. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка shema. Специфика труда, как объекта обмена:

К основным результатам функционирования рынка труда относятся:

Любой результат действия рынка труда подвержен влиянию и сил спроса, и сил предложения.

Государственное вмешательство может повлиять как на спрос, так и на предложение на этих рынках.

1.4 Спрос на труд

Количество нанимаемых зависит от:

При прочих равных условиях зависимость между заработной платой и количеством работников имеет вид:

какую роль играет государство на рынке труда. krivaya. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-krivaya. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка krivaya. Специфика труда, как объекта обмена:

При повышении заработной платы и неизменности других факторов и эффект масштаба, и эффект замещения приводят к снижению занятости, вследствие чего кривая спроса на труд имеет отрицательный наклон.

Изменение других факторов, влияющих на поведение кривой спроса на труд

1.5 Предложение труда

Предложение труда отдельным фирмам

Если условия работы (для данного вида труда) более или менее одинаковы во всех фирмах, то выбор работника будет определяться уровнем зарплаты, который устанавливается рынком:

какую роль играет государство на рынке труда. predlozh2. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-predlozh2. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка predlozh2. Специфика труда, как объекта обмена:
Т. е. кривая предложения труда для конкурентной фирмы будет горизонтальной.

1.6 Равновесие на рынке труда

Равновесие на рынке труда определяется точкой пересечения установившихся кривых спроса и предложения.

какую роль играет государство на рынке труда. ravnovesie. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-ravnovesie. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка ravnovesie. Специфика труда, как объекта обмена:

Если рассматривается конкурентный рынок труда, ни одна из входящих в него фирм не может влиять на рынок в целом и должна устанавливать тот же уровень зарплаты w*, который является равновесным для данного рынка.

Если рынок находится:

Кривые спроса и предложения могут изменять свое положение под влиянием изменения различных рыночных факторов, например:

цены других факторов производства,

появления притока или оттока рабочей силы в данной сфере занятости,

что будет приводить к изменению равновесных величин зарплаты и занятости на рынке труда.

Нерыночные факторы, нарушающие равновесие на рынке труда

На рынках труда могут также действовать силы, препятствующие установлению равновесного уровня зарплаты:

Как правило, эти нерыночные факторы служат для поддержания зарплаты на более высоком уровне, что влияет на состояние рынка, если устанавливаемый минимальный уровень зарплаты выше равновесного рыночного.

Завышенный уровень зарплаты вызывает:

постоянный избыток потенциальной рабочей силы, т.к. при более высокой зарплате количество желающих работать в данной сфере возрастает

Фирмы (чаще всего при взаимодействии с профсоюзами) могут с другой стороны определенными способами искусственно ограничивать предложение.

При этом также на рынке устанавливается ситуация, в которой занятость меньше, а уровень зарплаты выше, чем при нормальном рыночном равновесии.

какую роль играет государство на рынке труда. uroven%20zp. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-uroven%20zp. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка uroven%20zp. Специфика труда, как объекта обмена: какую роль играет государство на рынке труда. uroven%20zp2. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-uroven%20zp2. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка uroven%20zp2. Специфика труда, как объекта обмена:

1.7 Законы спроса и предложения

Смещение точки равновесия при сдвиге кривых спроса и предложения.

Если при неизменной кривой предложения кривая спроса смещается вправо, то равновесные зарплата и занятость увеличатся:

какую роль играет государство на рынке труда. spros. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-spros. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка spros. Специфика труда, как объекта обмена:

Если при неизменной кривой предложения кривая спроса смещается влево, то равновесные зарплата и занятость, наоборот, уменьшатся.

Величины изменения равновесных зарплаты и занятости зависят от эластичности кривых спроса и предложения.

Если при неизменной кривой спроса кривая предложения смещается вправо, то равновесная зарплата снижается, а равновесная занятость растет:

какую роль играет государство на рынке труда. spros2. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-spros2. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка spros2. Специфика труда, как объекта обмена:

Если при неизменной кривой спроса кривая предложения смещается влево, то равновесная зарплата растет, а равновесная занятость снижается.

Если сдвиги кривых спроса и предложения происходят одновременно, то нельзя заранее сказать, в какую сторону сместится равновесная точка, т.к. это будет зависеть от величин сдвигов и эластичности кривых.

Источник

Государственное вмешательство в функционирование рынка труда

4.1 Введение

Классификация мер государственного регулирования.

Государственное регулирование на рынке труда предусматривает следующие возможные меры воздействия:

какую роль играет государство на рынке труда. mery. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-mery. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка mery. Специфика труда, как объекта обмена:

4.2 Рост производства общественных благ

Рост обьема предоставляемых государством общественных благ ведет к росту производного спроса на труд как в общественном секторе, так и в частном (там, где осуществляются государственные закупки). Рост спроса на конечную продукцию вызывает сдвиг кривых спроса вправо-вверх, одновременно увеличивая (при прочих равных условиях) уровни зарплаты и занятости:

какую роль играет государство на рынке труда. rost. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-rost. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка rost. Специфика труда, как объекта обмена:

рост спроса на труд
в общественном секторе
рост спроса на труд в частном
секторе в результате госзакупок

В результате роста обьема предоставляемых государством общественных благ на уровне домохозяйства возникает чистый эффект дохода, следовательно, индивидуальное потребление досуга будет увеличиваться:

какую роль играет государство на рынке труда. dohod. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-dohod. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка dohod. Специфика труда, как объекта обмена:

Влияние предоставляемых государством общественных благ на индивидуальное предложение труда:

индивид, получив «даром» некоторое количество общественных благ Co, станет в результате богаче и будет тратить больше времени на отдых. Значит, в результате индивидуальное предложение труда снизится.

4.3 Трансферты и субсидии

4.3.1 Субсидии, выплачиваемые фирмам

какую роль играет государство на рынке труда. subsid. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-subsid. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка subsid. Специфика труда, как объекта обмена:

Наниматель получает определенную сумму в расчете на

Происходит сдвиг кривой спроса на труд вправо-вверх: работники теперь становятся «дешевле» для фирмы, и при любом фиксированном уровне зарплаты она может нанять больше людей.
Однако реальный эффект этих субсидий сильно варьируется в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынках труда.

На рисунке представлены различные возможные последствия введения субсидий занятости в зависимости от эластичностей спроса и предложения на рынке труда:

какую роль играет государство на рынке труда. elast%20spros2. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-elast%20spros2. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка elast%20spros2. Специфика труда, как объекта обмена:какую роль играет государство на рынке труда. elast%20spros3. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-elast%20spros3. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка elast%20spros3. Специфика труда, как объекта обмена:

4.3.2 Трансферты и субсидии, выплачиваемые гражданам

Трансферты и субсидии становятся прямым приращением денежного дохода, причем часто никак не связанным с трудовой деятельностью. В результате возникает тот же чистый эффект дохода, и индивидуальное предложение труда (при прочих равных условиях) снижается.

Одновременно эти денежные выплаты в целом увеличивают спрос населения на товары и услуги, а значит и спрос на труд как производный.

Рынок товара АРынок труда в отрасли,
производящей товар А

какую роль играет государство на рынке труда. rinok. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-rinok. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка rinok. Специфика труда, как объекта обмена:

Влияние трансфертов и субсидий на спрос на рынке труда

В результате роста трансфертных платежей определенная категория потребителей увеличит свой спрос на некоторый товар А, что в итоге приведет к сдвигу кривой спроса в отрасли, производящей этот товар. При прочих равных условиях, здесь увеличатся зарплата и занятость, причем окончательный результат зависит от эластичностей спроса и предложения на обоих рынках.

4.4 Налогообложение

4.4.1 Налогообложение работника

какую роль играет государство на рынке труда. stavka. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-stavka. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка stavka. Специфика труда, как объекта обмена:

Преобладает эффект замещенияПреобладает эффект дохода

Так как эти эффекты действуют в разных направлениях, на уровне индивидуального предложения труда эффект подоходного налога неоднозначен, предложение может как увеличиться, так и уменьшиться.
При введении прогрессивного налогообложения (ставка налога увеличивается с ростом дохода) бюджетное ограничения становится ломаной линией:

какую роль играет государство на рынке труда. nalog2. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-nalog2. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка nalog2. Специфика труда, как объекта обмена:

(налог платит работник)

4.4.2 Налогообложение нанимателя

какую роль играет государство на рынке труда. nanimatel. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-nanimatel. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка nanimatel. Специфика труда, как объекта обмена:

С точки зрения фирмы налог повышает цену труда или снижает его предельный продукт в стоимостном выражении:

4.5 Гарантированный уровень минимальной зарплаты как мера государственного регулирования рынка труда

4.5.1 Минимальная зарплата: введение

Устанавливая обязательный уровень минимальной зарплаты, государство обычно ставит целью снижение уровня бедности и дифференциации доходов в обществе, повышая заработки беднейших слоев населения.

В тех странах, где минимальная зарплата устанавливается законом, ее уровень может дифференцироваться для разных групп работников, в частности, почти везде устанавливается так называемый субминимум зарплаты для молодежи.

Для оценки влияния минимума зарплаты в той или иной экономике важен такой показатель как индекс Кэйтца.

странаварианты минимальной зарплаты% работников, получающих минимальную зарплатусубминимум для молодежи (в % от общенационального минимума)индекс Кэйтца
Франциявозраст, образование11%80% (до 16 лет)0.5
Люксембургвозраст, опыт, семейные характеристики11%70% (до 21 года)0.56
Нидерландывозраст3.2%от 34,5% (до 16 лет) до 84% (до 22 лет)0.55
Португалиявозраст, отрасль8%75% (до 18 лет)0.45
Испаниявозраст6.5%66% (до 18 лет)0.32
СШАможет быть увеличена в отдельных штатах4%нет0.39

Минимальная зарплата: влияние на занятость

4.5.2 Модель Стиглера (G. Stigler, 1946)

Самая простая (учебная) модель, дающая однозначный прогноз падения занятости (роста безработицы) при установлении минимальной зарплаты выше равновесного уровня на конкурентном рынке труда.

какую роль играет государство на рынке труда. stigler. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-stigler. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка stigler. Специфика труда, как объекта обмена:

Занятость с ростом зарплаты сокращается с L * до L1, появляется вынужденная безработица.

Величина безработицы U зависит при этом от эластичностей кривых D и S. При нулевой эластичности предложения труда ηS/w = 0, Δ L = 0.

Эмпирические наблюдения не показывают значительного падения занятости при введении минимальной заработной платы. Поэтому были сделаны попытки объяснить относительно слабое влияние этой меры.

4.5.3 Модель двухсекторного рынка (F.Welch, J.Cunningham, 1976)

какую роль играет государство на рынке труда. welch. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-welch. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка welch. Специфика труда, как объекта обмена:

В итоге занятость в экономике может снизиться, но не так значительно, как это предполагалось в модели Стиглера:

4.5.4 Модель Ашенфельтера-Смита (O.Ashenfelter, R.Smith, 1979)

Таким образом, кривая спроса в той части, где w C

Монопсонист, максимизируя прибыль, устанавливает занятость в той точке, где предельные издержки равны предельному доходу в стоимостном выражении:

MRPL = MC1 то есть занятость увеличивается до величины Lmin

Существует предел роста зарплаты, за которым занятость начнет снижаться (wmin ≤ MC).

ВЫВОДЫ:

Экономическая теория, таким образом, не дает однозначной оценки возможного влияния минимальной зарплаты на занятость. В каждом конкретном случае нужны эмпирические исследования.

4.5.6 Минимальная зарплата, бедность и неравенство

Обычно введение минимальной зарплаты оправдывают необходимостью борьбы с бедностью и сокращения неравенства. Вместе с тем, исследования показывают, что далеко не все «получатели» минимальной заработной платы сконцентрированы в беднейших семьях.

Пример: В Великобритании в 1997 году лейбористы во время предвыборной кампании выдвигали лозунги борьбы с бедностью и требовали введения законодательного минимума заработной платы (отмененного во время правления тори в 1993 году). Представители консервативной партии с цифрами в руках доказывали, что такая мера неэффективна. Так, статистические данные за 1993 год (когда минимум зарплаты еще действовал) показывали следующее распределение «получателей» минимальной зарплаты по децильным доходным группам семей:

группаIIIIIIIVVVIVIIVIIIIXXвсего
процент «получателей» минимальной зарплаты28.713.212.58.48.17.18.35.53.74.7100

Данные таблицы показывают, что около половины получавших минимальную зарплату в 1993 году относились к средне- и высокообеспеченным семьям.

Поэтому многие экономисты сегодня склонны считать, что борьба с бедностью должна идти скорее по пути снижения налогов и выплаты субсидий занятости, а не роста минимальной зарплаты.

Снижение ставок налогов для низкодоходных групп увеличит как их реальные доходы, так и занятость:

с увеличением ставки налога t увеличивается реальная зарплата w, а следовательно и занятость L

Но, так как в результате могут снизиться поступления от налогов, подобную политику предлагают финансировать за счет роста ставок налогообложения высокодоходных групп. Здесь могут возникнуть другие проблемы: снижение стимулов к труду и к получению образования.

Разница двух подходов к борьбе с бедностью:

Кривая предложения после введения новой системы налогообложения меняет угол наклона, так как меняются значения резервной зарплаты для всех работников. Соответственно, на таком рынке снижается занятость.

В этом случае политика минимальной зарплаты более эффективна для борьбы с бедностью.

4.6 Государственное регулирование оплаты сверхурочных часов работы

Государство устанавливает законодательно нормативы (коэффициенты), повышающие оплату сверхурочных часов работы. Тем самым для нанимателя становится выгоднее найм дополнительных работников при росте объема выпуска.

Например, при введении коэффициента r, повышающего оплату часов, отработанных свыше установленной продолжительности рабочей недели в 39 часов, бюджетное ограниечение становится ломаной линией (выделенные синяя и красная линии на рисунке):

4.7 Государственная политика занятости

4.7.1 Классификация мер государственного регулирования занятости

Меры государственной поддержки занятости многообразны и весьма различны, в зависимости от того, какой тип безработицы доминирует в экономике. Поскольку безработица может быть обусловлена не только несовершенством рынка труда, но и макроэкономическими факторами, государство должно разрабатывать комплекс мер, включающих инструменты микроэкономической и макроэкономической политики.

какую роль играет государство на рынке труда. gosreg. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-gosreg. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка gosreg. Специфика труда, как объекта обмена:

активные меры:

а) Информационная и организационная помощь в поиске работы. Создание специальных государственных структур для этих целей, использование единых информационных систем, охватывающих все регионы и аккумулирующих данные о безработных и имеющихся вакансиях.

б) Субсидирование образования. Государственные программы, целью которых состоит снижение платы за обучение, с тем чтобы будущие работники приобретали необходимые знания и навыки для работы в развивающихся отраслях экономики.

в) Государственное законодательство, дающее всем индивидам равные права быть нанятыми на работу, независимо от расы, национальности, пола и пр.

г) Обучение и переобучение для тех, кто не может найти работу по причине отсутствия необходимой квалификации.

д) Занятость в общественном секторе экономики для представителей тех групп населения, которым объективно труднее найти работу в частном секторе. Найм на работу и переобучение длительно безработных. Временные общественные работы (например, в сфере социальной помощи, в благоустройстве городов и т. п.).

ж) Помощь в открытии собственного бизнеса для безработных (консультации, безвозвратные ссуды, льготные кредиты, льготное налогообложение, создание специальных «бизнес-инкубаторов»).

з) Субсидируемая миграция, если в рамках данного региона трудоустройство невозможно.

4.7.2 Эффективность мер микроэкономической политики занятости

Кроме того, государство всегда помогает безработным с помощью пассивных мер. К ним относятся:

4.7.3 Опыт регулирования занятости в экономически развитых странах

На практике разные государства используют те или иные меры в разной степени, в зависимости от целей и приоритетов, выбранной политики, бюджетных возможностей, а также идеологии, традиций и т.п.

Наиболее популярные меры активной политики на рынках труда
(расходы в процентах от совокупных расходов на интервенции на рынке труда, 1995 г.):

какую роль играет государство на рынке труда. zanyatost2. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-zanyatost2. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка zanyatost2. Специфика труда, как объекта обмена:
МерыГерманияФранцияШвецияСША
Обучение и переобучение29382620
Субсидирование (сохранение)
рабочих мест
5495
Создание новых рабочих мест
(в том числе поддержка
предпринимательства)
2311185

Можно сравнить долю расходов на активную политику
как процент от ВВП (данные за 1995 г.):

США0.2
Германия1.3
Франция1.2
Швеция3.0

Меры помощи инвалидам (профессиональная реабилитация и создание рабочих мест) наиболее развиты в Швеции (0.67% ВВП), менее популярны в Германии (0.28% ВВП) и практически не приняты в США и во Франции.

4.7.4 Теория поиска работы

При прочих равных условиях уровень безработицы в экономике прямо зависит от ее средней продолжительности.

Вопрос: какие факторы оказывают влияние на продолжительность безработицы?

Предположения:

Частота распределения φ(w):

какую роль играет государство на рынке труда. raspred. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-raspred. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка raspred. Специфика труда, как объекта обмена:

Для каждого работника при заданной функции φ(w) и величине wR вероятность найти подходящую работу равна

p =какую роль играет государство на рынке труда. integral. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-integral. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка integral. Специфика труда, как объекта обмена:j(w)dw
Продолжительность поиска: D* = 1/p = 1 / какую роль играет государство на рынке труда. integral. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-integral. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка integral. Специфика труда, как объекта обмена:φ(w)dw.

Таким образом, все, что увеличивает резервную зарплату, делает меньше (при прочих равных условиях) вероятность трудоустройства и продолжительнее поиск работы => уровень безработицы возрастает.

Например, рост пособий UB ведет к снижению чистых издержек поиска:

4.7.5 Пособия по безработице и их экономический эффект

Введение пособий по безработице (или их рост) может по-разному отражаться на уровне безработицы, в зависимости от того, какой ее тип доминирует в экономике.

Чистый эффект дохода, возникающий при выплате пособий, снижает в целом предложение труда (дестимулирующее воздействие).

В условиях «комплексной» безработицы:
при уровне зарплаты Wс выше равновесной кривая предложения через некоторое время сместится так, что этот уровень станет равновесным:

какую роль играет государство на рынке труда. bezrab2. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-bezrab2. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка bezrab2. Специфика труда, как объекта обмена:первоначально:

после смещения кривой S:

Уровень безработицы остался прежним, изменилась только ее структура.

Важно: степень влияния пособий на уровень безработицы зависит от эластичности спроса и предложения на рынке труда.

4.8 Дифференциация доходов и социальные трансферты

4.8.1 Понятие дохода

Богатство может выступать в трех основных формах и приносить соответствующие виды доходов:

Доход в натуральной форме (продукты или услуги), возможные денежные доходы (например, от сдачи земли или имущества в аренду)

Денежный доход от работы по найму или самозанятости, доход в натуральной форме от работы в домашнем хозяйстве, все нефинансовые выгоды, получаемые от работ

Совокупный доход каждого человека складывается из многих самых разнообразных компонентов и может быть в общем виде представлен как сумма:

Поскольку доход в неденежной форме трудно оценить, в экономике обычно для измерения неравенства используют показатель среднедушевого денежного дохода.

4.8.2 Проблемы оценки денежных доходов

Оценивается неравенство отдельных людей, но люди живут в семьях, где суммарный доход делится между членами семьи. Выбирая за основу измерения среднедушевой денежный доход семьи, мы не учитываем возможности «внутрисемейного» неравенства.

Неравномерность поступления доходов (сезонность работ, задержки в выплате зарплаты, премии и другие выплаты по итогам года). В результате неравенство, измеряемое помесячно, сильно варьирует в течение года.

Для стран с большой территорией и недостаточно высоко развитыми рыночными отношениями характерен значительный разброс цен по регионам. Следовательно, неравенство доходов, представленных в номинальном выражении, не дает адекватной характеристики ситуации. Необходимо использовать показатель дефлированных доходов.

4.8.3 Дифференциация денежных доходов и адекватная оценка неравенства

Разница в доходах может быть вызвана возрастными различиями. В данном случае мы имеем дело с различием в доходах, вызванным эффектом жизненного цикла, и это естественное различие нельзя определить как неравенство.

Если принимать концепцию полезности, то для одной и той же семьи снижение среднедушевого дохода может сопровождаться ростом полезности.

Одинаковый денежный доход не гарантирует равенства даже при идентичных предпочтениях. Для стран с недостаточно развитыми рыночными отношениями характерно неравенство в доступе к определенным благам. Равенство номинальных доходов в этом случае сопровождается разницей в жизненных стандартах.

При одинаковом денежном доходе две семьи могут получать разные объемы трансфертов в натуральном выражении, что может быть связано с принадлежностью семьи или ее отдельных членов к определенной социально-демографической группе. В итоге при равных денежных доходах налицо неравенство потенциальных возможностей в потреблении.

Таким образом, показатель дифференциации среднедушевых денежных доходов семей в целом не может служить адекватным индикатором неравенства в обществе. Вместе с тем, именно он широко используется в статистике многих стран мира как наиболее удобный и операциональный.

4.8.4 Причины дифференциации денежных доходов

семейное благосостояние (унаследованное богатство)

дифференциация заработков по отраслям, регионам, типам фирм

наличие нетрудового дохода

тип семьи ( иждивенческая нагрузка )

4.8.5 Государственные трансферты как способ сглаживания неравенства в доходах

Типология трансфертных выплат

какую роль играет государство на рынке труда. transfer. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-transfer. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка transfer. Специфика труда, как объекта обмена:

Пособия по социальной помощи: pазмер выплат не зависит от трудовых усилий

Категориальные: пособие выплачивается на основе принадлежности реципиента к той или иной социально-демографической группе (мать-одиночка, семьи с детьми и т.п.)

С оценкой нуждаемости: пособие выплачивается на основании нуждаемости (подтвержденной заявителем)

Эффективность социальных трансфертов

Тип трансфертаДостоинстваНедостатки
КатегориальныйПростота в определении получателей, ниже административные расходыВысока вероятность нецелевого расходования средств
С проверкой нуждаемостиНиже вероятность нецелевого расходования средствТруднее определить получателей, возникают проблемы оценки дохода, дороже административные процедуры

4.9 Международное движение труда и меры государственного регулирования

4.9.1 Миграция рабочей силы (определение)

В международной экономике принято понимать под миграцией рабочей силы переселение трудоспособного населения из одной страны в другую сроком более чем на год.

4.9.2 Причины миграции рабочей силы

К неэкономическим факторам миграции относят:

проблемы здоровья или неподходящего климата

желание получить лучшее образование

стремление избежать политических или религиозных притеснений

Поэтому простые модели миграции учитывают, в первую очередь, разницу в заработках в принимающей стране и стране эмиграции.

4.9.3 Простые модели миграции

Модель теории человеческого капитала

Выводы из модели:

Решение о миграции зависит от прямых издержек переезда.

4.9.4 Влияние перемещения рабочей силы на сравнительные преимущества и благосостояние

Выгоды и издержки перемещения рабочей силы: простая графическая модель для двух экономик

Предположим, рабочие эмигрируют из Турции в Германию. Рынки труда этих двух стран представлены на рисунке (страны Т и G соответственно):

какую роль играет государство на рынке труда. turkey. какую роль играет государство на рынке труда фото. какую роль играет государство на рынке труда-turkey. картинка какую роль играет государство на рынке труда. картинка turkey. Специфика труда, как объекта обмена:

ТурцияГермания
1. Доходы мигрантов— c+ f
2. Доходы местных работников+ a— d
3. Доходы нанимателей— (a + b)+ (d + e)
4. Изменение общественного выпуска (1+2+3)— (b + c)+ (f + e)

Суммарное влияние миграции на общественное производство положительное: (f + e)> (b + c). Перераспределение трудовых ресурсов между двумя странами ведет к более эффективному их использованию и к выравниванию цены труда.

На практике же, как показывают специальные исследования, даже массовый приток иммигрантов не снижает зарплату в принимающей стране. Дело в том, что в простой графической модели, приведенной выше, не находит отражения дифференциация работников по уровню квалификации и образования и, соответственно, сегментация рынков труда. Оказывается, что рабочие-иммигранты в большинстве своем вовсе не конкуренты квалифицированным работникам принимающей страны, а значит, последним нечего опасаться.

Более того, многие развитые страны просто не смогли бы сегодня поддерживать сложившийся уровень производства, не применяя иностранной рабочей силы.

Выгоды «принимающей» страны от иммиграции:

Для принимающих государств, особенно «стареющих» стран Северной и Центральной Европы, важен еще один аспект: мигранты (частично или полностью) компенсируют естественную убыль населения, сами они в среднем, как правило, моложе, чем жители принимающей страны, и уровень рождаемости в их семьях выше. Это означает рост трудовых ресурсов страны не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде, а потому растет и потенциальный выпуск.

Негативные проявления иммиграции для «принимающей» страны:

В обществе распространено заблуждение, с которым тщетно борются экономисты: принято считать, что число рабочих мест в экономике ограничено, и значит приезжие отнимают работу у местных жителей.

Массовая миграция создает дополнительную нагрузку на бюджет принимающей страны.

Выгоды от перемещения рабочей силы для страны эмиграции:

Отрицательные последствия для страны эмиграции:

4.9.5 Политика государства

Государственная миграционная политика в странах иммиграции:

В странах, принимающих иммигрантов, предпочтение отдается:

уникальным специалистам или «звездам» в своих профессиях

предпринимателям, готовым открыть собственное дело и инвестировать капитал в экономику принимающей страны

Государственные меры, регулирующие иммиграцию, делятся на законодательные и экономические.

Законодательные меры:

Требования о подтверждении профессиональной квалификации

Ограничения по состоянию здоровья

Временные ограничения: во многих странах мигранту разрешается работать до окончания контракта, по которому он приехал

Экономические меры:

Поощрение въезда и получения гражданства только для тех, кто инвестировал в экономику страны значительные средства, приобрел недвижимость

Меры регулирования:

штрафные санкции для самих иммигрантов

специальные программы, стимулирующие реэмиграцию (оплата проезда и денежное пособие, профессиональное обучение иммигрантов и прямое создание новых рабочих мест в стране эмиграции)

Государственная миграционная политика в странах эмиграции:

Обычно здесь поощряют эмиграцию, так как в результате снижается напряженность на рынке труда и бюджетная нагрузка. Вместе с тем, и здесь требуется административный контроль:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *