какую роль играет эмоции в учебном процессе
Эмоции и чувства, их влияние на учебную деятельность.
Все, с чем мы сталкиваемся в повседневной жизни, вызывает у нас определенное отношение. Один объекты и явления взывают у нас симпатию, другие, наоборот, отвращение. Одни вызывают интерес и любопытство, другие — безразличие. Даже те отдельные свойства предметов, информацию о которых мы получаем через ощущения, например цвет, вкус, запах, не бывают безразличны для нас.Более сложное отношение к себе вызывают жизненные факты, взятые во всей их полноте, во всем многообразии их свойств и особенностей. Отношения к ним выражаются в таких сложных чувственных переживаниях как радость, горе, симпатия, пренебрежение, гнев, гордость, стыд, страх. Все эти переживания представляют собой чувства или эмоции.
Эмоции характеризуют потребности человека и предметы, на которые они направлены. Однако следует обратить внимание на то, что мы используем два понятия: «чувства» и «эмоции». А насколько тождественны эти понятия, и не является ли одно из них производным от другого?
Благодаря эмоциям человек осознает свои потребности и предметы, на которые они направлены. Другая всеобщая черта эмоций — это их содействие в реализации потребностей и достижении определенных целей. Поскольку любая эмоция положительна или отрицательна, человек может судить о достижении поставленной цели. Так, положительная эмоция всегда связана с получением желаемого результата, а отрицательная, наоборот, с неудачей при достижении цели. Таким образом, можно сделать вывод о том, что эмоции самым непосредственным образом связаны с регуляцией деятельности человека.Большинство эмоциональных состояний отражается на особенностях поведения человека, и поэтому они могут быть изучены с использованием не только субъективных, но и объективных методов. Например, покраснение или побледнение кожи человека в определенной ситуации может свидетельствовать о его эмоциональном состоянии. Об эмоциональном состоянии могут также свидетельствовать изменения уровня адреналина в крови и многое другое.
Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты,собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев,ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.
В состоянии аффекта изменяется функционирование всех психических процессов. В частности, резко изменяются показатели внимания. Его переключаемость снижается, и в поле восприятия попадают только те объекты, которые непосредственно связаны с переживанием. На них внимание сконцентрировано настолько, что переключиться на что-то другое человек оказывается не в состоянии. Все остальные раздражители, не связанные с переживанием, оказываются не в поле внимания человека, осознаются им недостаточно, и в этом заключается одна из причин неуправляемости поведения человека в состоянии аффекта. В состоянии аффекта человеку трудно предвидеть результаты своих действий, поскольку меняется характер протекания процессов мышления. Резко снижается способность прогнозировать последствия своих поступков, в результате чего становится невозможным целесообразное поведение.
Даже при самом сильном аффекте человек в той или иной степени отдает себе отчет в том, что с ним происходит, но при этом одни люди могут овладеть своими мыслями и поступками, а другие — нет. Это происходит из-за разных причин, но в первую очередь из-за уровня эмоционально-волевой устойчивости, т. е. из-за особенностей эмоциональной сферы и уровня развития волевых характеристик человека. Следует отметить, что данная характеристика является весьма показательной в отношении поведенческой регуляции людей. Она связана, с одной стороны, с генетическими особенностями организма конкретного человека, а с другой стороны — с особенностями его воспитания.
Собственно эмоцииотличаются от аффектов длительностью. Если аффекты в основном носят кратковременный характер (например, вспышка гнева), то эмоции — это более длительные состояния. Другой отличительной чертой эмоций является то, что они представляют собой реакцию не только на текущие события, но и на вероятные или вспоминаемые.
Для того чтобы понять суть эмоций, необходимо исходить из того, что большинство предметов и явлений внешней среды, воздействуя на органы чувств, вызывают у нас сложные, многогранные эмоциональные ощущения и чувства, которые могут включать в себя одновременно как удовольствие, так и неудовольствие.
Помимо удовольствия и неудовольствия во многих ситуациях возникает ощущение какого-либо напряжения, с одной стороны, и разрешения или облегчения — с другой. В критические моменты деятельности, в ответственные минуты принятия решения, при преодолении затруднений, во всех случаях, когда мы делаем что-либо важное, что затрагивает нас, мы испытываем напряжение. Очень часто это напряжение носит ярко выраженный активный характер, сопровождается повышенным вниманием к объекту деятельности, своеобразным приливом умственных и физических сил, жаждой действий, особым волнением, охватывающим нас. Иногда, когда мы плохо владеем своими действиями, оно выражается в своеобразной скованности, заторможенности движений, в суженности восприятия, в недостаточном распределении внимания.
Другим проявлением эмоциональных процессов является возбуждение и успокоение. Возбужденное эмоциональное состояние носит обычно активный характер, связано с деятельностью или с подготовкой к ней. Чрезмерное возбуждение может, однако, расстраивать целесообразную деятельность, делать ее беспорядочной, хаотичной. Успокоение связано со снижением активности, но также служит основой целесообразного ее применения.
С точки зрения влияния на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенические.Стенические эмоции стимулируют деятельность, увеличивают энергию и напряжение сил человека, побуждают его к поступкам, высказываниям. В этом случае человек готов «горы перевернуты». И наоборот, иногда переживания ведут к скованности, пассивности, тогда говорят об астенических эмоциях. Поэтому в зависимости от ситуации и индивидуальных особенностей эмоции могут по-разному влиять на поведение. Так, у человека, испытывающего чувство страха, возможно повышение мускульной силы, и он может броситься навстречу опасности. То же самое чувство страха может вызвать полный упадок сил, от страха у него могут «подгибаться колени».
В частности, принято выделять следующие эмоции:
Эмоциональные переживания носят неоднозначный характер. Один и тот же объект может вызывать несогласованные, противоречивые эмоциональные отношения. Это явление получило название амбивалентность (двойственность) чувств. Обычно амбивалентность вызвана тем, что отдельные особенности сложного объекта по-разному влияют на потребности и ценности человека.
Чувства — это еще один вид эмоциональных состояний. Главное различие эмоций и чувств заключается в том, что эмоции, как правило, носят характер ориентировочной реакции, т. е. несут первичную информацию о недостатке или избытке чего-либо, поэтому они часто бывают неопределенными и недостаточно осознаваемыми (например, смутное ощущение чего-либо). Чувства, напротив, в большинстве случаев предметны и конкретны. Такое явление, как «смутное чувство» (например, «смутное терзание»), говорит о неопределенности чувств и может рассматриваться как процесс перехода от эмоциональных ощущений к чувствам. Другим различием эмоций и чувств является то, что эмоции в большей степени связаны с биологическими процессами, а чувства — с социальной сферой. Еще одним существенным различием эмоций и чувств, на которое необходимо обратить внимание, является то, что эмоции в большей степени связаны с областью бессознательного, а чувства максимально представлены в нашем сознании. Кроме этого, чувства человека всегда имеют определенное внешнее проявление, а эмоции чаще всего не имеют.
Чувства — еще более длительные, чем эмоции, психические стояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Они отражают устойчивое отношение к каким-либо конкретным объектам (реальным или воображаемым). Человек не может переживать чувства вообще, если они не отнесены к кому-нибудь или чему-нибудь. Например, человек не в состоянии испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности. Точно так же он не может испытывать чувство ненависти, если у него нет того, что он ненавидит.
Чувства играют значимую роль и в построении контактов с окружающими людьми. Человек всегда предпочитает находиться в комфортной обстановке, а не в условиях, вызывающих у него негативные чувства. Кроме этого, следует отметить, что чувства всегда индивидуальны. То, что нравится одному, может вызывать негативные чувства у другого. Это объясняется тем, что чувства опосредуются системой ценностных установок конкретного человека.
Особую форму переживания представляют собой высшие чувства, в которых заключено все богатство подлинно человеческих отношений. В зависимости от предметной сферы, к которой они относятся, чувства подразделяются на: нравственные, эстетические, интеллектуальные.
Нравственными, или моральными, называются чувства, переживаемые людьми при восприятии явлений действительности и сравнении этих явлений с нормами, выработанными обществом.
Следующая группа чувств — это интеллектуальные чувства. Интеллектуальными чувствами называют переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.
Эстетические чувства представляют собой эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, в жизни людей и в искусстве. Наблюдая окружающие нас предметы и явления действительности, человек может испытывать особое чувство восхищения их красотой.
Настроение — самое длительное, или «хроническое», эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение. Настроение отличают от эмоций меньшая интенсивность и меньшая предметность. Оно отражает бессознательную обобщенную оценку того, как на данный момент складываются обстоятельства. Настроение может быть радостным или печальным, веселымили угнетенным, бодрым или подавленным, спокойным или раздраженным и т. д.
Настроение существенно зависит от общего состояния здоровья, от работы желез внутренней секреции и особенно от тонуса нервной системы. Причины того или иного настроения не всегда ясны человеку, а тем более окружающим его людям. Недаром говорят о безотчетной грусти, беспричинной радости, и в этом смысле настроение — это бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. В этом настроения похожи на собственно эмоции и близки к сфере бессознательного. Но причина настроения всегда существует и в той или иной степени может быть осознана. Ею могут быть окружающая природа, события, выполняемая деятельность и, конечно, люди.
Настроения могут различаться по продолжительности. Устойчивость настроения зависит от многих причин — возраста человека, индивидуальных особенностей его характера и темперамента, силы воли, уровня развития ведущих мотивов поведения. Настроение может окрашивать поведение человека в течение нескольких дней и даже недель. Более того, настроение может стать устойчивой чертой личности. Именно эту особенность настроения подразумевают, когда делят людей на оптимистов и пессимистов.
Настроения имеют огромное значение для эффективности деятельности, которой занимается человек. Например, известно, что одна и та же работа при одном настроении может казаться легкой и приятной, а при другом — тяжелой и удручающей. Естественно, что при хорошем настроении человек в состоянии выполнить гораздо больший объем работы, чем при плохом.
Настроение тесно связано с соотношением между самооценкой человека и уровнем его притязаний. У лиц с высокой самооценкой чаще наблюдается повышенное настроение, у лиц же с заниженной самооценкой выраженное склонность к пассивно-отрицательным эмоциональным состояниям, связанным с ожиданием неблагоприятных исходов. Поэтому настроение может стать причиной отказа от действий и дальнейшего снижения притязаний, что может привести к отказу от удовлетворения данной потребности.
К началу школьного обучения у детей отмечается достаточно высокий уровень контроля за своим поведением. В тесной связи с этим находится развитие нравственных чувств, например дети в этом возрасте уже переживают чувство стыда, когда взрослые порицают их за проступки.
С переходом детей в школу, с расширением круга их знаний и жизненного опыта чувства ребенка значительно изменяются с качественной стороны. Умение владеть своим поведением, сдерживать себя приводит к более устойчивому и более спокойному течению эмоций. Ребенок младшего школьного возраста уже не выказывает так непосредственно своего гнева, как ребенок-дошкольник. Чувства детей-школьников не имеют уже того аффективного характера, который показателен для детей раннего возраста.
Наряду с этим появляются новые источники чувств: знакомство с отдельными научными дисциплинами, занятия в школьных кружках, участие в ученических организациях, самостоятельное чтение книг. Все это способствует формированию так называемых интеллектуальных чувств. Ребенка, при удачном стечении обстоятельств, все больше и больше привлекает познавательная деятельность, которая сопровождается позитивными эмоциями и чувством удовлетворения от познания нового.
Весьма показателен тот факт, что у детей в школьном возрасте меняются жизненные идеалы. Так, если дети дошкольного возраста, находясь главным образом в кругу семьи, в качестве идеала обычно выбирают кого-либо из родных, то с переходом ребенка в школу, с расширением его интеллектуального кругозора в качестве идеала начинают выступать уже и другие люди, например учителя, литературные герои или конкретные исторические личности.
Воспитание эмоций и чувств человека начинается с самого раннего детства. Важнейшим условием формирования положительных эмоций и чувств является забота со стороны взрослых. Тот ребенок, которому не хватает любви и ласки, вырастает холодным и неотзывчивым. Для возникновения эмоциональной чуткости также важна ответственность за другого, забота о младших братьях и сестрах, а если таковых нет, то о домашних животных. Необходимо, чтобы ребенок сам о ком-то заботился, за кого-то отвечал.
Еще одно условие формирования эмоций и чувств у ребенка состоит в том, чтобы чувства детей не ограничивались только пределами субъективных переживаний, а получали свою реализацию в конкретных поступках, в действиях и деятельности. В противном случае легко можно воспитать сентиментальных людей, способных лишь на словесное излияние, но не способных на неуклонное претворение своего чувства в жизнь.
Эмоции и обучение
Я никогда не проводил специального исследования, но рискну предположить, что большинство онлайновых учебных курсов не оказывают сильного эмоционального влияния на их слушателей. Тот факт, что о положительном влиянии эмоций на учебный процесс известно уже не первый день, к сожалению, не меняет общей ситуации. Между тем, эмоции создают мотивацию, позволяют привлечь внимание слушателей и облегчают запоминание материала.
Connie Malamed, theelearningcoach.com. Иллюстрации автора дополнены иллюстрациями, которые подобрали авторы данного сайта в открытых источниках.
Должен признать, я и сам не всегда уделял должное внимание эмоциям моих студентов. Но я чувствую, что будь мы способны лучше понимать эмоции обучающихся и обращаться к ним в процессе преподавания, это помогло бы нам уйти от закостенелых стереотипов, которые зачастую превалируют в среде разработчиков учебных курсов. Перед вами первая из трех частей статьи, посвященной теме эмоций в обучении.
Эмоции и усвоение учебного материала
Идея о том, что эмоции и усвоение учебного материала — «две вещи несовместные», происходит из давней философской и научной традиции. Предполагалось, что если эмоции связаны с чувствами и телесными ощущениями, они должны быть совершенно отдельны от механизма приобретением знаний, связанного с логикой и рассудком.
В наши дни такие сложные методы исследования, как функциональная магниторезонансная томография способны продемонстрировать ошибочность данного умозаключения. Теперь нам известно, что процесс усвоения знаний и эмоции динамически взаимосвязаны и взаимозависимы с точки зрения неврологии и психологии. Эмоции и усвоение учебного материала не просто взаимосвязаны, но их взаимодействие необходимо для адаптивного обучения.
Амигдала и то, что с нею связано
При серьезном обсуждении темы эмоций, нельзя не упомянуть о роли амигдалы или миндалевидного тела. Эти миндалевидные структуры, насыщенные нейронами, имеют размер около двух с половиной сантиметров и расположены в обоих полушариях мозга вблизи уха. На иллюстрации миндалевидные тела выделены красным цветом. Считается, что миндалевидное тело, являясь частью лимбической системы, ответственно за регулирование эмоций.
Амигдала рассматривается как основной компонент связанный с эмоциональной памятью. Для разработчиков учебных программ представляет интерес тот факт, что активация амигдалы связана с лучшим усвоением информации. Другими словами, повышенное эмоциональное возбуждение, сопутствующее учебному событию, влияет на стойкость запоминания события.
Это важно с точки зрения выживания. Важно запоминать опасные или приносящие пользу события, чтобы защищать и улучшать свою жизнь.
Эмоции — система тревожного оповещения
Ученые — когнитивисты определяют эмоции как сильное, обычно кратковременное переживание, возникающее в ответ на определенный раздражитель. Являясь частью эволюционного наследия человека, эмоции возникли как составляющая механизма быстрой оценки значения объекта или события, схожей с системой тревожного оповещения.
Эмоции не только улучшают общее восприятие действительности и помогают лучше приспосабливаться к изменениям непредсказуемого окружения, но и облегчают социальные взаимосвязи и взаимодействие. Это происходит благодаря нашей способности считывать эмоции других людей через выражение лица, позы, жесты и тон голоса.
С эмоциями связано понятие чувств, являющихся личностными переживаниями. Чтобы лучше понять разницу между этими двумя понятиями напомним, что эмоции связаны с процессом выживания, а чувства — нет. Эмоции можно измерить в категориях мысленных образов, температуры тела, частоты сердцебиения, уровня кровяного давления. Чувства же обычно не поддаются измерению.
Быстрое принятие решений
Современная наука считает, что эмоции способны влиять на наши решения в обход рассудочного механизма принятия решений. В то время, как опирающийся на усвоенные знания рассудочный механизм принятия решений проводит оценку и анализирует затраты и выгоды данного действия, эмоциональный механизм принятия решений основывается на эмпирических правилах и обобщениях. Эмоциональный механизм позволяет принимать решения быстрее и тратить на их принятие меньше умственных усилий. Работникам рекламной промышленности это хорошо известно, поэтому они предпочитают апеллировать к эмоциям.
Исследования, проведенные в последние два десятилетия, показали, что эмоции оказывают влияние на многие процессы, задействованные в обучении. Смело можно утверждать, что эмоции влияют на восприятие, внимание, мотивацию, а также на осознание и усвоение информации.
Опубликованное ниже являет собой краткий обзор некоторых из многих существующих способов, которыми эмоции влияют на эти, столь различные, процессы. Если вы не читали первую часть данной статьи, вам не помешает ее прочесть. Однако это не обязательно, и зачет по этой теме мы проводить не станем.
Восприятие
Нет никакого сомнения, что эмоции делают восприятие более красочным. Своим влиянием они изменяют угол зрения, под которым мы смотрим на мир. Никого не удивит тот факт, что люди с позитивным эмоциональным настроем открыты к получению знаний, выносят больше полезных суждений и дают более подходящую обратную связь, чем люди с негативным настроем. Задачей разработчиков учебных курсов является создание учебных интерфейсов, которые были бы достаточно убедительны и привлекательны, чтобы вызывать позитивные эмоции у учащихся.
В том, что касается тренингов по наработке положительного настроя и развитию личностных качеств, важно помнить, что излишне эмоциональные личности могут отказываться принимать факты, вызывающие неприятные эмоции, или верить в утверждения, вызывающие приятные эмоции, несмотря на то, что факты явственно свидетельствуют об обратном.
Мотивация
Эмоции, как минимум частично, ответственны за нашу мотивацию в деле следования к заданной цели, в деятельности, ориентированной на результат. Они заряжают людей энергией, обеспечивают интенсивность деятельности и ведут за собой. Для примера, мотивация возрастает, когда достижение цели не слишком просто и не слишком сложно. Задача умеренной сложности вызывает оптимальную мотивацию.
Кроме того, исследования показывают, что эмоции человека влияют на познавательные процессы, зависящие от мотивации. Например, люди которые испытывают положительные эмоции, такие как самореализация и удовлетворение, готовы предпринимать большие умственные усилия для решения поставленных задач, чем те, которые испытывают отрицательные эмоции. Кроме того, эмоции часто лежат в основе любознательности и творческого подхода, которые могут быть мотивационными факторами в процессе обучения.
Внимание
Как Вы полагаете, интересно ли слушать такого преподавателя?
Внимание позволяет нам сконцентрироваться на выбранном объекте, игнорируя помехи окружающей среды. Исследования показывают, что внимание и мотивация сильно взаимосвязаны. Люди обычно обращают внимание на те вещи, которые сильнее их мотивируют. Тот факт, что некто уделяет внимание некой задаче, подразумевает, что человек ожидает получить или получает некую действительную или воображаемую награду.
В процессе получения знаний учащиеся непрерывно оценивают происходящее. Возникающие эмоциональные реакции могут влиять на процесс обучения. Например, слушатель учебного курса, у которого данный курс вызывает скуку, может испытывать также неудовлетворенность и раздражение. Эти чувства, в свою очередь, могут сказаться на его внимательности. Положительная реакция на учебный процесс должна помочь учащемуся сохранять внимание.
Память
Множество исследований показывают, что положительные эмоции могут улучшить работу памяти и помочь долгосрочному запоминанию и последующему извлечению информации из памяти. Когда эмоции лежат в основе опыта, полученного в процессе обучения, это повышает способность индивидуума к его запоминанию. Например, когда группа людей, сотрудничая, успешно справляется с трудной задачей, сам факт достижения и социальная природа опыта могут пробудить положительные эмоции. Эмоции улучшают усвояемость информации и делают процесс обучения значительным и запоминающимся.
Когда сильнодействующие зрительные образы или ситуации, связанные с эмоциональными переживаниями, являются частью учебного процесса, они могут также улучшать запоминание материала. Ясные, осмысленные воспоминания останутся скорее об эмоционально окрашенной ситуации, чем об аналогичной ситуации, не связанной с эмоциями.
Потеря внимания из-за эмоций
Какова оборотная сторона использования эмоций в процессе обучения? Эмоции могут стать помехой, если они неподходящие или не имеют отношения к учебному процессу. Неподходящие эмоции словно бы поглощают способность учащегося справиться с заданием и усвоить материал.
Хотя преобладает мнение, что положительные эмоции облегчают процесс обучения, необходимо помнить, что они могут как помогать, так и мешать учебному процессу.
Перед нами, разработчиками учебных курсов, стоит двойная задача: проектировать эмоционально насыщенные учебные курсы, используя приемлемые в образовании, осмысленные методы и создать положительные переживания, которые улучшают усвоение материала.
10 способов проектировать эмоционально насыщенные учебные курсы
Исследования связи эмоций с обучением абсолютно ясно показывают, что эмоциональная связь может быть создана учебными методами совмещенными с творческим подходом. Потенциально они способны облегчить обучение и преподавание.
Это третья статья в серии, посвященной эмоциям и обучению. Если вы хотите ознакомится с теоретической стороной этого вопроса, прочтите части первую и вторую этой статьи. Теперь давайте перейдем к практическим рекомендациям по разработке эмоционально насыщенных учебных курсов. Пожалуйста, оставляйте свои замечания по данной теме в разделе «Комментарии».
1. Узнайте, что чувствуют ваши студенты
Этот наиболее эффективный и ясный подход недостаточно используется в онлайновом обучении. Идея проста: обращайтесь к эмоциям студентов, обращайтесь к их эмоциям. Узнайте, какие эмоции возникают у студентов относительно получаемых в процессе обучения знаний или опыта. Попытайтесь описать цель курса так, чтобы она находила у вашей аудитории эмоциональный отклик. Например, вы могли бы объяснить своим слушателям, как данная учебная программа поможет им стать более эффективными, более компетентными, или сделает их способными помогать другим.
При изучении, например, литературного произведения, вы могли бы спросить у студентов, какие чувства вызвал у них сюжет книги, или что по их мнению мог бы чувствовать герой произведения. Спросите обучающихся об их эмоциях на завершающем курс обзорном занятии. Резюмируя вышесказанное: у взрослых учащихся есть богатый жизненный опыт, большая часть которого связана с эмоциями. Студенты вносят это эмоциональное измерение в учебную среду, и этот факт заслуживает принятия и осмысления.
2. Уважайте вашу аудиторию
Людям приятно, когда их ценят и относятся к ним уважительно. Это один из способов вызвать положительные эмоции аудитории. Но как использовать его в случае с онлайновым обучением? Избегайте говорить снисходительно или свысока в текстах ваших лекций и онлайновых web-семинарах. Убедитесь, что ваши ответы снабжены веской аргументацией и сформулированы в ободрительной тональности. И удостоверьтесь, что сложность учебного курса соответствует подготовке аудитории. Если вы предлагаете опытной аудитории заново изучать основы предмета, это означает, что вы не заботитесь об их времени. Если же курс слишком сложен, это означает, что вы не знаете своей аудитории достаточно хорошо.
3. Используйте социальное взаимодействие
Очень часто люди, обмениваясь информацией, задействуют эмоциональные каналы. Использование средств, обеспечивающих совместную работу и социальных сетей, может помочь ученикам построить отношения, сотрудничать в решении задач и будет способствовать развитию взаимодействия и взаимовыручки.
Если вы в разработке учебного курса учитываете значимость социального взаимодействия, дайте слушателям четкие указания, которые помогут сделать пережитый опыт более запоминающимся. Например, если члены учебной группы должны рецензировать работы друг друга, убедите их предоставить подробные отзывы, а не поверхностные комментарии типа «Хорошая работа». Подробнее о способах взаимодействия учащихся читайте в статьях «10 инструментов социальных сетей для учебы» ( 10 Social Media Tools for Learning ) и «Социальные сети и учеба» ( Social Media and Learning ).
4. Используйте при разработке учебных курсов принципы чувственного восприятия
Визуальный дизайн онлайнового учебного курса может усиливать эмоциональную реакцию учащегося. Правильно проектируя свой учебный курс, вы можете использовать для достижения результата человеческую способность к чувственному восприятию. Авторы одного из исследований, изучавшего влияние эмоций на мультимедийные способы обучения, пришли к следующему выводу: «эмоции оказывают значительное влияние на результат прохождения [участниками] теста, на уровень их умственных усилий и удовлетворенности. Мы можем также заключить, что правильный дизайн учебного курса способен вызывать позитивные эмоции и положительно влиять на способности слушателей к усвоению материала. Результаты исследования показывают, что положительные эмоции должны рассматриваться как важный компонент педагогического дизайна.» (Юньчжун Ум (Eunjoon Um) и др.) Даже если вы не владеете навыками графического дизайна, у вас наверняка найдется, что сказать о компоновке, цветах и шрифтах, использованных в учебном курсе, и о том, что может вызвать положительные эмоции учащегося.
5. Добивайтесь легкости использования
Не позволяйте технологии или пользовательскому интерфейсу встать на пути знаний. Учебные инструменты должны быть, насколько это возможно, прозрачны для пользователя, для получения полноценного результата. Простые в использовании технологии положительно влияют на эмоциональное состояние учащегося. Исследование показывает, что люди отмечают, насколько процесс работы с данным продуктом требует напряжения их умственных способностей и критически относятся к продуктам, обладающим низким удобством использования.
Вот несколько вещей, которые вам следует сделать: избегайте долгих загрузок, напишите понятные инструкции по использованию продукта, поясняйте учащимся, что надо делать на каждой из страниц курса и, насколько это возможно, придерживайтесь общепринятых стандартов в пользовательском интерфейсе. Большинство пользователей имеют некий образ того, как онлайновая учебная программа должна работать и могут быть разочарованы, если дизайн вашего курса окажется нетрадиционным. Если вы хотите узнать больше о разработке пользовательского интерфейса прочтите статьи «Разработка пользовательского интерфейса учебных курсов» ( User Interface Design For Learning ) и «Написание микротекстов» ( Writing Microcopy ).
6. Удивляйте
Вы можете вызывать эмоциональную реакцию, добавляя неожиданные элементы в ваши учебные курсы. Когда все происходящее рутинно, мозговая активность так же сохраняется на рутинном уровне. Удивительное, неожиданное событие вызывает резкий всплеск мозговой активности.
Почему бы не позволить учащимся потерпеть неудачу в их первой попытке решить задачу, если эта неудача может стать частью учебного опыта? Для некоторых из них расстройство от этой незначительной неудачи может усилить мотивацию для достижения успеха.
Что если действие вызовет неожиданные последствия? Почему бы не отклониться от линейного мышления и не использовать стремление к открытиям и исследованию? Вы можете добавить юмор в неожиданные моменты, или внести необычные повороты в общепринятые сценарии обучения. Когда учащийся воспринимает и запоминает информацию, связанная с ней эмоциональная реакция может играть роль некоего ментального индекса, позволяющего в дальнейшем воспроизвести воспоминания и относящуюся к ним информацию.
7. Погружение в трехмерное окружение
Для получения всеобъемлющего представления об использовании эмоций в обучении давайте рассмотрим пример проектирования учебного мероприятия с использованием погружения в трехмерную среду. Реализм и подлинность ощущений от виртуальных событий и задач по решению проблем в трехмерной учебной среде способны вызывать эмоции, которые аналогичны испытываемым в схожей ситуации, возникающей в реальном мире. Кроме того, возможность ролевой игры и решения проблем с помощью анимационных персонажей являются идеальной окружающей средой для эмоционального восприятия учебного материала. Если вы хотите знать больше об этой теме, прочтите статью. «Трехмерная учеба для вашего мозга» ( Your Brain On 3D Learning ).
8. Рассказывайте истории
Похоже любовь к рассказыванию и слушанию историй внутренне присуща человеку от природы. Они являются древним механизмом для передачи знаний, информации и моральных ценностей. Истории способны воздействовать на наши эмоции потому, что слушатели сопереживают их героям.
Повествовательная форма эффективна при разборке кейсов, при проведении личных бесед, в симуляциях и учебных программах с ролевыми играми. Истории делают содержимое курса более запоминающимся потому, что добавляют реальные детали и переживания к этому содержимому.
9. Используйте эмоционально заряженные зрительные образы
Как приятные, так и тревожащие зрителя изображения вызывают физическую реакцию организма и воздействуют непосредственно на эмоциональные центры мозга, в отличие от нейтральных изображений. Известно, что изображения, на которых мы видим выражения лиц людей или выразительные жесты вызывают эмоциональную реакцию и одинаково воспринимаются представителями различных культур.
Когда это приемлемо с точки зрения учебного процесса, эмоционально насыщенные изображения являются эффективным способом возбудить любопытство, привлечь внимание, и вовлечь аудиторию в учебный процесс потому, что они пробуждают эмоции. Согласитесь, фотография в левом верхнем углу абзаца вызвала у вас эмоциональную реакцию.
10. Пробуждайте воспоминания
В своей книге «Эмоциональный дизайн: почему мы любим или ненавидим обычные вещи» ( Emotional Design: Why We Love (or Hate) Everyday Things ) Дональд Норман (Donald Norman) указывает, что у людей возникают эмоциональные связи с событиями и объектами, имеющими существенное значение. Это типично для всех людей потому, что такие вещи связаны с эмоциональными воспоминаниями. Вы можете сослаться на значимые личные воспоминания вашей аудитории, используя значимые для всех людей события или понятия, использовать аналогии и метафоры, чтобы помочь ученикам усвоить содержание курса. Воспоминания о детстве, пережитом страхе или разочаровании, семейных праздниках и романтической любви – все это возможные пути к достижению вашей цели.
Подытоживая все вышесказанное: воспринимайте ваших студентов как индивидуумов с богатой эмоциональной историей, которые вовсе не являются просто емкостями для хранения информации.