какую роль играет делегирование полномочий в процессах разработки управленческих решений
Принцип делегирования полномочий
Делегирование – это передача определенных задач от сотрудника сотруднику. Это неотъемлемая часть деятельности любой компании. Метод делегирования используется в любом коллективе, даже если сам этот термин не используется. Однако эффективность передачи полномочий зависит от правильности проведения этого мероприятия.
Вопрос: Когда возникает право подписи документов ООО у управляющего — индивидуального предпринимателя, которому переданы полномочия единоличного исполнительного органа: после принятия решения общим собранием участников о передаче ему полномочий или после внесения соответствующих изменений в ЕГРЮЛ?
Посмотреть ответ
Понятие делегирования
Делегирование – это мероприятие по передачи функций от управляющего лица другим работникам. Руководитель ставит перед сотрудником определенные задачи, наделяет его полномочиями для их решения. Самый распространенный пример делегирования – работа по должностной инструкции. Принцип передачи полномочий позволяет руководителю избавиться от самой рутинной работы и заняться только решением приоритетных задач. Если в малой компании управленец еще может справляться со всеми своими функциями самостоятельно, то на большом предприятии это – невыполнимая задача.
Цели делегирования
Такой инструмент, как делегирование, используется для следующих целей:
Как составить договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО управляющему (управляющей организации)?
Это основные цели. Каждая из них влечет за собой выполнение побочных целей. К примеру, руководитель с уменьшенной нагрузкой может решать больше творческих задач, которые позволяют не просто сохранять, но и повышать статус предприятия. Второстепенные задачи могут снизить эффективность деятельности руководителя. Делегирование увеличивает качественную занятость нижних звеньев. То есть сотрудники, не являющиеся руководителями, получают доступ к более сложным и творческим задачам. Это увеличивает заинтересованность в работе, повышает производительность.
Принципы эффективного делегирования
Делегирование осуществляется в соответствии с рядом принципов. Если передача полномочий выполняется правильно, это увеличивает эффективность работы компании на 30-40%. Рассмотрим базовые принципы делегирования:
Соблюдение перечисленных принципов позволяет избежать замедление работы на предприятии.
Разновидности полномочий
При использовании инструмента нужно понять особенности полномочий, которые передаются. Под полномочиями понимаются ресурсы для исполнения поставленной задачи. Рассмотрим основные формы полномочий:
Существует две формы управления: централизованная и децентрализованная. В первом случае большая часть решений принимается высшим руководством. Во втором случае решение важных задач может быть доверено сотрудникам, не относящимся к высшему звену. В последнем варианте сотрудники получают доступ к решению более творческих задач.
Базовые правила передачи полномочий
Делегирование осуществляется в соответствии с правилами, которые были сформированы опытным путем:
К СВЕДЕНИЮ! Большинство руководителей опасаются делегирования из-за страха того, что сотрудник не справится с задачей. Поэтому именно управленец должен «думать» за работника, предотвращать риск провала проекта. Наиболее простой инструмент – контроль выполнения задачи на каждом этапе ее исполнения.
Что не стоит доверять своим подчиненным?
При делегировании наблюдается две ошибки: страх передачи полномочий сотрудникам или неограниченное делегирование. Не все задачи можно и нужно передавать. Неправильное исполнение ключевых задач может привести к снижению эффективности предприятия. Ошибки в части работы могут быть действительно фатальными. Рассмотрим задачи, которые нежелательно делегировать:
Сотрудникам передаются задачи с поставленными сроками и инструкциями к выполнению. Работникам передается только то, что возможно проконтролировать. Это поможет снизить риски, сопряженные с делегированием. В обратном случае могут возникнуть проблемы.
К примеру, руководитель доверил подчиненному задачу со сжатыми сроками выполнения. Сотрудник плохо справился с заданием, а времени для проверки и для исправления работы не осталось. Работник, которому передаются полномочия, должен обладать соответствующими знаниями. Сотрудник должен понимать, как решать поставленную задачу.
Не рекомендуется передавать те задания, которые должен выполнять непосредственно сам руководитель. Существует работа, которая предполагает высочайший уровень знаний и опыта. К примеру, это следующие задачи:
Если руководитель будет брать на себя полную ответственность за делегированные задачи, никаких проблем не возникнет. Сотрудникам поручается задание с поставленными сроками. Предлагаются рекомендации по выполнению. Сотруднику устанавливается промежуточный срок выполнения. После руководитель проверяет результаты работы, исправляет ошибки работника.
Принципы делегирования в малом бизнесе: экономим время собственника
По словам бизнес-тренера Стивена Кови, делегирование — высший вид эффективной человеческой деятельности. Когда собственники малого бизнеса начинают делегировать, они часто сталкиваются с проблемами и страхами. Как этого избежать и передать полномочия грамотно – расскажем в статье.
Делегирование полномочий – это передача функций от руководителя к подчиненному, необходимая для оптимизации рабочих процессов и достижения целей организации. Делегирование может быть как разовым, так и постоянным. Поручая какое-то дело подчиненному, собственник получает возможность работать эффективнее: ему не нужно самостоятельно рассчитывать налоги – за него это сделает бухгалтер, не нужно проводить собеседование – это функция менеджера по персоналу, не нужно разрабатывать уникальное торговое предложение – это может сделать маркетолог.
Цели делегирования:
Что можно делегировать?
Что делегировать нельзя?
Принципы делегирования полномочий:
1. Норма управления должна быть ограничена
Оптимальное количество подчиненных у одного начальника – 7-10 сотрудников. Если их больше – руководитель может не справиться с координацией и контролем задач. В быстро растущем бизнесе важно отслеживать этот показатель, чтобы не было перекоса, где одни начальники управляют 1-2 сотрудниками, а другие – разрываются на 20 человек.
2. Начальник должен быть один
Задача передается от конкретного руководителя, перед ним сотрудник и должен отчитываться. Если работник подчиняется нескольким начальникам, могут возникнуть различные проблемы: неправильное распределение рабочего времени, противоречащие друг другу указания, неясная зона ответственности, переработки или, наоборот, отсутствие рабочей нагрузки. Сотруднику запрещено обращаться к менеджеру более высокого уровня, игнорируя непосредственного руководителя. А другим руководителям нельзя давать поручения работнику в обход его руководителя.
3. Задачу нужно передавать на наиболее низкий уровень
Любое задание, с которым может справиться кто-то, кроме начальника, передается подчиненным. Руководитель не должен заниматься микроменеджментом и вопросами, которые команда может решить без его участия.
4. Передача полномочий сотруднику не снимает ответственности с руководителя
Освободить от ответственности за выполнение задачи может только тот, кто эту задачу поручил. Например, собственник бизнеса просит финансового директора подготовить отчет об эффективности работы организации. Финансовый директор поручает задачу бухгалтеру. Если бухгалтер ошибется, ответственность будет лежать также и на финансовом директоре – он должен был контролировать процесс и выявлять недочеты.
5. Обязанности = права
Делегирование подчиненному определенной задачи предполагает наделение его правами для ее решения. Трудно представить, что руководитель поручил сотруднику забрать заказ у поставщика, но не выписал на него доверенность, без которой получение товара невозможно. Однако, очень часто возникает ситуация, когда подчиненный, например, должен утвердить рекламный макет с агентством, но руководитель участвует во всех этапах разработки, фактически не давая сотруднику возможности реализовать свои полномочия. Причины этого могут быть различны: недоверие, сомнение в компетентности исполнителя, нежелание отказываться от своих прав или личные страхи руководителя. Несмотря на это, принцип передачи прав должен соблюдаться вне зависимости от сложности задачи.
6. Исполнитель должен получать поддержку
Для решения порученной задачи сотрудник может обратиться за помощью, консультацией или информационной поддержкой. Руководитель не должен отказывать подчиненному в поддержке, так как ответственность за надлежащее исполнение лежит и на нем.
7. Сотрудник должен информировать руководителя об отклонениях от курса
Если что-то идет не так, сотрудник обязан проинформировать руководителя, чтобы скорректировать линию поведения.
8. Конечный результат должен быть конкретным
Делегируя полномочия нужно четко представлять, что будет итогом выполнения задачи. Цель должна быть конкретна, измерима и выполнима. Нельзя ставить задачу расплывчато «нужен какой-нибудь отчет по работе организации». Важно указать – что проанализировать, какие показатели учесть, когда он должен быть готов. Чем конкретнее будет поставлена задача, тем лучше будет результат.
Этапы делегирования
Объем работы, который должен выполнить руководитель, в большинстве случаев превышает количество его рабочих часов. Передача дел освобождает время собственника для более интересных задач. Многие владельцы бизнеса, особенно те, которые начинали с небольшого предприятия, уверены, что они должны разбираться во всех тонкостях и нюансах и очень переживают, что кто-то справится хуже. Но управленец не может быть специалистом во всем. Разумнее поручить задачу тому сотруднику, который имеет нужную квалификацию, чем тратить время на приобретение новых навыков. А освободившееся время собственник может потратить на стратегическое управление, которое позволит бизнесу продвинуться вперед. Учитывая принципы делегирования, можно выделить в нем следующие этапы:
1. Выбрать задачи, которые можно делегировать
Чаще всего это те задачи, которые не интересны собственнику – слишком простые, рутинные или те, которые требуют дополнительного обучения. При выборе задач также следует ориентироваться на исполнителя: постарайтесь дать подчиненному задачи, превосходящие по сложности те, которые он успешно выполнял ранее. Это позволит обучить персонал в процессе работы и вырастить сильную команду.
2. Определить исполнителя
Если руководитель тесно взаимодействует с коллективом, скорее всего у него есть понимание, кто лучше справится с задачей. Проще всего ориентироваться на производительность сотрудника, скорость его работы, загруженность и компетентность. У работника должно быть время на выполнение задачи, дополнительные поручения не должны вести к переработкам.
Нельзя делегировать хаотично – передавать задачу человеку вне зоны его деятельности, просто потому, что он оказался поблизости. Также не стоит поручать одну и ту же работу двум людям, в надежде, что хотя бы один из них справится хорошо. Это приведет к конфликтам и ухудшению психологического климата.
Когда задача делегируется группе, руководитель должен четко разграничить роли, чтобы все члены коллектива получили работу в соответствии с их уровнем квалификации. Опытные сотрудники могут взять на себя сложную часть проекта, рядовые – более простую и рутинную. При командной работе потребуется больше встреч для контроля исполнения.
3. Предоставить инструкции
Главное, что следует учесть при составлении инструкций – грамотность, полнота и однозначная трактовка. Не будет лишним убедиться, что подчиненный правильно понял, что от него требуется. Если сотрудник работает удаленно, лучше уточнить детали звонком или по видеосвязи, в некоторых задачах письменных инструкций может быть недостаточно.
4. Установить конкретный срок исполнения
Срок должен быть реальным. Столь любимый российскими управленцами дедлайн «надо было вчера» только демотивирует сотрудников. Если задание объемное, следует обозначить контрольные точки, чтобы отслеживать прогресс выполнения. План также должен учитывать риски, исполнитель может ошибиться или заболеть. Задержка в выполнении задачи не должна вести к фатальным последствиям.
5. Наделить подчиненного свободой исполнения
Самый сложный и самый важный этап. Исполнитель должен понимать, что он может проявить инициативу в рамках задания, показать свою компетентность и самостоятельность – это вдохновляет сотрудника. А руководитель должен осознать, что задача теперь в чужих руках, и предоставить свободу для ее выполнения.
6. Проинформировать коллег, задействованных в процессе
Проинформировать коллег можно с помощью рассылки по корпоративной почте. Своевременное информирование о наделении сотрудника полномочиями позволит сэкономить время на переговорах и даст дополнительную внешнюю мотивацию для исполнителя.
7. Предоставить возможность обратной связи
Нельзя отказывать сотруднику в консультации или помощи по делегированной задаче.
8. Защитить себя от возврата поручения
Если работник посчитал, что задача ему не нравится (или кажется слишком сложной), и он хочет ее вернуть, то руководителю следует «защитить» себя. Эффект возвращения задачи к постановщику называют «пересаживанием обезьяны». Чтобы симпатичная мартышка не оказалась на плечах начальника, следует попросить работника письменно ответить на следующие вопросы:
Анализ поможет сотруднику самостоятельно разобраться в проблеме или даст руководителю понять уровень профессионализма сотрудника.
9. Контролировать выполнение
Руководитель должен отслеживать процесс выполнения поручения и контролировать конечный результат.
Чермен Дзотов, ректор Академии личного бренда, основатель агентства по продвижению экспертов в СМИ «Найдем Эксперта», президент клуба предпринимателей Biztus:
«Признаюсь честно, я не сразу начал делегировать свою работу. Поначалу я старался все задачи выполнять самостоятельно: поиск информации, составление документов, отправку актов и многое другое — все было на мне. В один момент я понял, что эти несложные, но рутинные, вещи отнимают у меня много времени и энергии. Я осознал, что это время я могу потратить на переговоры с клиентом или на решение более интересных вопросов, чем составление договора оказания услуг.
Тогда я решил нанять себе первых сотрудников и делегировать им часть задач. Я начал с мелких и не особо важных поручений и постепенно перешел к более ответственным. Я увидел, что сотрудники отлично справляются, и наконец-то смог расслабиться. Этот найм позволил мне освободить время, увеличить команду и дать работу многим людям.
Конечно, были сотрудники, которые не справлялись, пропадали или не успевали выполнять задания в срок. Но это нельзя назвать проблемой, так как почти всегда они осознавали это и уходили сами. А на замену им приходили действительно достойные кадры, которые по сей день украшают мою компанию.
Сейчас в моей команде заместитель, личный помощник, менеджеры по продажам и бизнес-ассистенты. Я делегирую им разные задачи, которые они выполняют на «ура».
Сэкономленное на делегировании время я трачу на оптимизацию бизнеса. Обучить сотрудника для выполнения новых задач нелегко, на это требуется время. Но польза, которую принесет работник, превосходит затраты на его обучение. Делитесь опытом и растите в своем коллективе лучшие кадры!»
Трудности делегирования
1. Недостаточная компетентность и надежность персонала
Это может быть как реальная причина, так и надуманная. Иногда действительно проще сделать самому, чем объяснять. Но зачастую такая установка — следствие нежелания тратить время на информирование подчиненного или страх потерять контроль.
Чтобы избежать этого, следует нанимать персонал в соответствии с требованиями организации, делить сложную и объемную задачу на более мелкие и просить детального отчета по каждой из них.
2. Сложность процесса делегирования
У руководителя создается иллюзия, что рабочий аврал не навсегда, и стоит пару раз остаться после работы или выйти в выходной, чтобы его преодолеть. А делегирование — это сложно: нужно разработать инструкции, донести суть задания до исполнителя, контролировать процесс и результат. Стоит начать делегировать, и результаты убедят вас в обратном.
3. Надежда на то, что подчиненные как-нибудь разберутся сами
Если формально передавать задачу вниз, ничего не объясняя, есть риск в итоге получить совсем не то, что ожидалось. Непонимание ведет к негативному опыту и отказу от делегирования вообще.
4. Страх руководителя оказаться ненужным
«Если все будут делать сотрудники, чем же займусь я?». Может так получиться, что все задачи будут распределены, а начальнику останется только контролировать их исполнение. Будет ли он нужен в организации? Конечно! Он сможет перейти от оперативного управления к более важным и нужным вопросам.
5. Нежелание выходить на более высокий уровень управления
Иногда собственник, как будто специально, вязнет в рутине, чтобы не решать сложные задачи. Намного спокойнее заниматься микроменеджментом, чем выходить из зоны комфорта и принимать важные решения.
«Делегирую только то, что может сделать профессионал. В сфере звукозаписи – это запись голоса диктора и монтаж ролика режиссером. Делегирование остального, от общения с клиентами до ведения группы в ВК, приводило только к ухудшению результата.
Например, координаторы записи, которые обрабатывали поступающие заявки, теряли ровно 50% клиентов. Если я сам отвечаю на письма и веду переговоры, то конверсия из заявки (лида) в успешную сделку – 86%, в зимние месяцы до 100%, в летние – около 60%. Если за общение с клиентами берется наемный сотрудник, успешных сделок ровно 50%, почти как лотерея – либо выиграл, либо нет.
Наемный сотрудник работает с входящими заявками, это теплые лиды, и нужно постараться, чтобы потерять их. Это поражает! Делегирование заметно экономит мое время и другие ресурсы, но при этом мой бизнес теряет клиентов. У нас 82% повторных продаж, поэтому в перспективе мне важен каждый клиент»
– Владимир Паркышев, основатель сети студий Главзвук.рф.
Резюмируем
Есть мнение, что самые классные специалисты не делегируют: результат зависит от их умений настолько, что от передачи задания другому исполнителю страдает результат. Действительно эффективный менеджер понимает, что если задачу можно выполнить чужими руками хотя бы на 80% также хорошо, как самому – ее нужно делегировать, чтобы получить возможность выбраться из рутины ради действительно важных и интересных задач.
По исследованию Forbes, только каждый десятый управленец делегирует. Получается, что 9 менеджеров из 10, по сути, просто специалисты. Возьмите на вооружение принципы делегирования: единоначалие, закрепленная ответственность, ограничение нормы управления, паритет прав и обязанностей, передача ответственности на более низкий уровень – и начните делегировать.
Делегированию легко научиться. Сначала его, как и любой другой управленческий процесс, нужно разбить на этапы и начать передавать подчиненным те задачи, которые кажутся наиболее простыми для исполнения и объяснения. Со временем вы сможете задания усложнить, а уровень контроля снизить – так воспитываются команды, которые не подведут даже в самых сложных условиях, ведь у хорошего руководителя работа идет даже без его присутствия.
Управленческие решения. Управление персоналом
» data-shape=»round» data-use-links data-color-scheme=»normal» data-direction=»horizontal» data-services=»messenger,vkontakte,facebook,odnoklassniki,telegram,twitter,viber,whatsapp,moimir,lj,blogger»>
Управленческие решения. Управление персоналом
По причинам возникновения управленческие решения бывают :
+ ситуационными;
– организационными;
+ инициативными;
– контрольные;
Результат выбора альтернативы из множества вариантов достижения поставленной цели – это:
проблемная ситуация
критерий
эффективность
+ управленческое решение
последствия
Управленческое решение следует считать полным, если оно не ограничивается оперативной ликвидацией конфликтов и сбоев, а устраняет порождающие их:
задачи
затраты
последствия
риски
+ причины
Диагностика ситуации, формулирование альтернатив, анализ и выбор оптимального варианта являются этапами процесса:
+ разработки и принятия управленческого решения
реализации управленческого решения
документирования
документооборота
делового общения
По сфере действия управленческие решения бывают :
+ экономические, социальные;
– экономические, организационные;
+ организационные, технологические;
Процесс принятия решений – это :
– определение проблемы (проблемной ситуации);
+ разработка альтернативных решений, выбор альтернативы;
– осуществление решения и оценка результатов;
Классификация управленческих решений по функциональному содержанию:
– технологические, организационные;
– стимулирующие, экономические;
+ плановые, организационные, стимулирующие;
+ регулирующие, контрольные;
Этапы реализации решений:
+ постановка задач исполнителем;
+ организация выполнения решения;
– координация;
+ контроль;
Процесс принятия управленческого решения не включает этап:
– диагностики ситуации;
– разработки и анализа вариантов решения;
– принятие и организации выполнения решения;
– контроля исполнения;
+ мотивации.
К управленческим решениям не предъявляется требование :
– конкретности;
– обоснованности;
– оптимальности;
– упрощения;
+ реальной осуществимости.
Выбор вариантов управленческих решений осуществляется всеми методами, кроме :
– экспертных оценок;
– принципа безубыточности;
+ нормативного;
– «мозгового штурма»;
– ранжирования (упорядочивания по определённому критерию).
Отметьте наиболее существенные связи разработки управленческих решений и типов менеджмента.
– тип менеджмента порождает последовательность этапов разработки управленческих решений;
– конкретных связей не существует;
+ способность руководителя генерировать идеи и варианты управленческих решений;
– условия внешней и внутренней среды, в которых осуществляется процесс управления;
– тип менеджмента зависит от целей и структуры управления.
Виды решений :
+ интуитивные;
– неуместные;
+ основанные на суждениях;
+ рациональные;
Этапы реализации решений :
+ постановка задач исполнителем;
+ организация выполнения решения;
+ координация;
+ контроль;
Организация выполнения решения включает :
+ пропаганду решения;
+ мобилизацию коллектива (мотивацию);
+ координацию;
+ оперативное регулирование;
Делегирование, как термин, используемый в теории управления, означает процедуру передачи другому лицу
– задач
+ полномочий
– ответственности.
Делегирование полномочий базируется на указанных принципах, за исключением :
– единоначалия;
– соответствия;
+ ограничения нормы управляемости;
– системности;
– всех вышеперечисленных.
Только правильный ответы
Что вы понимаете под управленческим решением?
выбор альтернативы из множества вариантов действий;
Какие этапы процесса управления составляют необходимую последовательность этапов разработки управленческих решений?
целеполагание, разработка сценариев, выбор альтернативного решения, принятие решения;
Какие основные факторы в первую очередь оказывают влияние на необходимость разработки управленческих решений в конкретной организации?
изменения внешней среды;
Как связаны процессы управления и разработка управленческих решений?
взаимообусловлены, составляют единство и определяют динамику управления;
От чего в процессе управления организацией зависит управленческое решение?
необходимая последовательность этапов и процедур процесса управления.
Отметьте наиболее существенные связи разработки управленческих решений и типов менеджмента.
тип менеджмента порождает последовательность этапов разработки управленческих решений;
Какую роль играют функции менеджмента в разработке управленческих решений?
функции – это условия разработки управленческого решения;
Какова взаимосвязь функций менеджмента и управленческих решений?
управленческое решение является результатом осуществления определённой функции менеджмента;
Какую роль играет внешняя среда в разработке управленческих решений коммерческих организаций?
оказывает влияние на выработку всех целей и задач организации;
Какую роль играет внутренняя среда в разработке управленческого решения коммерческой организации?
в соответствии с глубиной изменений они могут быть отражены в конкретных решениях и процессе их принятия;
Какую роль в процессе разработки управленческих решений играет организационная структура?
Закрепляет право и полномочия принятия управленческих решений;
Какую роль в процессе разработки управленческих решений играют полномочия?
дают право принятия решения;
Какую роль в процессе разработки управленческих решений играет сложность решаемой задачи?
решение сложных задач требует большей проработанности на каждом из последовательных этапов процесса разработки и принятия решений;
Какую роль в процессе разработки управленческих решений играют личностные качества руководителя?
оказывают влияние на всех этапах процесса управления;
Какую роль в процессе разработки управленческих решений играет информация?
информация формирует представление о процессах, явлениях, предметах и используется в разработке решений в качестве
методологического средства;
Какую роль в процессе разработки управленческих решений играет организационная структура?
составляет основу для создания эффективного процесса
разработки решений.
Какую роль в процессе разработки управленческих решений играет правовое обеспечение управления организацией?
устанавливает права, обязанности и ответственность за решения;
Что понимается под категорией «принятие управленческих решений»?
в соответствии с ответственностью и властью принятый порядок принятия управленческих решений;
Как связаны процессы «разработка управленческих решений» и «принятие управленческих решений»?
разработка решений – это осуществление функции менеджмента, а принятие управленческого решения – это способ реализации административной власти;.
Какие факторы оказывают самое существенное влияние на процесс принятия управленческих решений?
организационное поведение.
Какую роль поведение руководителя играет в процессе принятия управленческих решений?
демократический стиль повышает эффективность принятых решений;
Какую роль личностные качества руководителя играют в процессе принятия управленческих решений?
качества эффективного руководителя создают потенциал эффективности принятых решений;
Какой метод генерирования вариантов решений наиболее используем в любой организации?
«мозговой штурм»;
Целесообразен ли обмен информацией между экспертами в процессе проведения экспертизы?
нецелесообразно, лучше иметь несколько мнений.
Кто оказывает наибольшее влияние на формирование целей организации?
потребители;
Какова роль ресурсов организации в принятии долгосрочных планов развития организации?
ресурсы обеспечивают достижение всех целей.
Какую роль играет миссия организации в разработке управленческих решений?
определяет характер взаимодействия с внешней средой;
Какую роль играет система ценностей в разработке управленческих решений?
играют роль только те ценности, которые отражены в миссии организации.
Как измеряют управленческие решения?
количественно-качественными показателями результативности решения.
Почему управленческие решения измеряют с помощью количественно-качественных показателей?
решения содержат одновременно социальную и экономическую составляющую;
Какие критерии измерения решений наиболее часто используются на практике в последнее время?
время исполнения (точно вовремя).
Какую роль играет профессиональная подготовленность в разработке управленческих решений?
повышает качество решений;
Какие способы измерения управленческих решений наиболее распространены в российской практике?
экономические результаты;
Как трактуется категория « технология разработки управленческих решений»?
строгая последовательность этапов и операций процесса разработки управленческих решений;
Какую роль играет централизация управления в процессах разработки управленческих решений?
сокращает количество разработчиков, сужает область альтернатив;
Какую роль играет децентрализация управления в процессах разработки управленческих решений?
расширяет область альтернатив;
Какую роль играет делегирование полномочий в процессах разработки управленческих решений?
делит сложную задачу на простые;
Какую роль играет соблюдение принципов делегирования полномочий в процессах разработки управленческих решений?
способствует эффективности разработки решения;
позволяет, чтобы полномочия были достаточными для их осуществления.
Что такое качество управленческого решения?
совокупность свойств решения, позволяющих получить эффект от его реализации.
Как оценивается качество управленческих решений?
результатом и последствиями реализованного решения.