какую религию исповедуют карелы
Карелы — народ с богатыми традициями и открытой душой
Карелы — малочисленная этническая группа, относящаяся к финно-угорским народам. Себя они называют карьялайзет. Этот народ имеет древние корни. В деревнях до сих пор сохранились старинные обычаи и магические обряды. К знахарям, умеющим лечить травами и заговорами, приезжают люди со всех концов страны.
Где живут
Подавляющее большинство карелов проживает в Республике Карелия, которая входит в состав Российской Федерации. Небольшая часть народа расселена в Тверской, Ленинградской, Мурманской области. Также карелы живут в Финляндии, где есть Северная и Южная карельские области. Географически Республика Карелия расположена на северо-западе России. Она граничит с Финляндией. Небольшая часть омывается Белым морем. Столица — Петрозаводск.
Численность
По данным переписи, на территории России проживает около 88 000 карелов. При этом в Республике Карелия — 45 500 человек. Тверская область принимает примерно 7000 граждан, Мурманская — около 1 500, Ленинградская — около 3 000. В Финляндии живут 25 000 карелов.
Название
Происхождение названия карелы имеет несколько вариантов. Некоторые ученые переводят слово «карья» как стадо или скот. Из этого следует вывод, что после прибавления суффикса -la получается термин «скотовод» или «пастух». По версии других историков, наименование народа происходит от финского слова kari, что означает «подводный камень, риф». То есть это люди, живущие возле рифов (у Белого моря). Третьи считают, что этимология восходит к балтийскому garia, что в переводе значит «лес, гора». Отсюда название народа — «горные (лесные) люди».
Нация
В состав народа включают следующие этногруппы:
Также существуют следующие субэтносы: лаппи (живут на берегах Сегозера), людики (Прионежская область), ливвики (олонецкие карелы). Перечисленные группы различаются языковыми диалектами. Также есть некоторые отличия в традициях.
Представители карельского народа говорят на карельском языке. Он принадлежит к прибалтийско-финской подгруппе. Также многие карелы говорят на финском и русском языках. Карельская письменность много раз подвергалась реформам. В 30-х годах прошлого века утвердилась форма письменности на основе латиницы. Язык карелов объединяет три диалекта:
Также существуют некоторые различия в речи карелов, живущих в разных областях (тверской, тихвинской и др).
История
Первые упоминания о предках современных карелов найдены в русских летописях. Они относятся к 10-11 векам. Эти народы заселяли северо-запад реки Ладоги. В то время этот район входил в состав Новгородского княжества. До 17 века главным городом карелов считался Корела, который в настоящее время называется Приозерском. Историки упоминают о Карельском княжестве, которое являлось стратегическим объектом на северо-западе Руси. Новгород способствовал укреплению этого района, так как он играл важную роль в обороне от шведов.
Многочисленные войны в этом регионе способствовали частой миграции населения и его территориальному разделению. В 16 веке часть Карелии отошла к шведам. При этом жителям захваченных земель пришлось сменить веру, и они обратились в католиков. Часть православного населения бежала в Тверскую область. После Северной войны (18 век), в которой Швеция потерпела поражение, Россия забрала свои территории. В 20 веке пертурбации продолжились. В соответствии с договором 1940 года, Карельский перешеек вошел в состав СССР. Финны и карелы, которые проживали там, эвакуировались в Финляндию. Спустя год финны опять захватили этот регион и часть жителей переехала обратно. В 1944 году советская армия вновь заняла многострадальный район, после чего население эвакуировалось еще раз. Карелы, живущие на территории Финляндии, ассимилировались с местным населением.
Жизнь
Малочисленный карельский народ претерпел большие лишения. Из-за близкого расположения рядом с границами европейских государств население постоянно подвергалось нападениям, войнам. Сельские жители часто страдали от голода, налоговых поборов. Новгородское государство, а затем и Московское, облагали поселения высокими сборами. Затем, в начале 20 века это же стали делать большевики. В 1922 году произошло восстание карелов против произвола советской власти. После его подавления многие жители вынуждены были скрываться вдали от родины. Это вызвало падение численности коренного населения.
Основными занятиями карелов в мирное время были рыбная ловля и охота. Также они разводили лошадей, овец, коров, оленей. Благодаря этому население получало мясо, шерсть, молоко. Было развито как морское, так и речное рыболовство. Этому способствовало большое количество пресноводных озер и рек на территории Карелии, близость к морю. Рыбу ловили с помощью сетей и ловушек. В горных и лесных районах охотники добывали диких зверей и птиц. Для охоты использовали лук со стрелами, ружья. Из шкур животных шили одежду. У карелов имелись лыжи, сани для передвижения. Для рыбалки применялись плоты, лодки.
Жилище
Карелы расселялись на берегах водоемов. Они строили деревни, состоявшие из нескольких десятков домов, которые объединялись в погост. Строения хаотично располагались на берегу реки или озера. Особенностью быта этого народа является то, что они умели строить прочные и теплые деревянные дома. Рядом с жилыми помещениями делали загоны для домашних животных (внутри одного строения). Поэтому постройки были крупные, вытянутые в длину, в основном одноэтажные. Фундамент не закладывали. В нижней части устраивался подпол для хранения запасов. Высота здания составляла около 5 метров. Крыши были двускатные. Их покрывали тонкими досками.
Окна делали небольшими, узкими, с закрывающимися ставнями. Дверной проем был невысокий. Пороги ставили высокий, чтобы через него не могла пройти нечисть. Во многих домах имелись сени. Это помещение позволяло сохранять тепло в холодную погоду. Богатые жители часто пристраивали второй этаж. Он использовался в теплое время года, так как не отапливался. Народные умельцы украшали избу резными наличниками, ажурными ставнями, красивыми балконами.
Во дворе ставили амбары, другие хозпостройки. Баня была у каждой семьи. Размещали ее на самом берегу водоема, в удаленности от дома. Это объясняется тем, что для помывки требуется много воды, а носить ее далеко затруднительно. Карелы изначально были язычниками, поэтому почитали домовых. Также они верили в банника (дух, хранитель бани). Чтобы не злить его, нужно было соблюдать порядок в бане, не мыться по праздникам, не употреблять бранные слова.
Внутри каждого дома стояла печь. Ее располагали недалеко от входа. Ранее дымоход отсутствовал, поэтому топили «по-черному», то есть, дым шел внутрь помещения. На стенах накапливалась сажа. Гораздо позднее карелы стали строить белые печи с трубой, как у русских. В центре жилища ставили стол, скамейки. На стены прибивали полочки для домашней утвари. Имелись посудные шкафы. Посуду делали из глины, дерева, меди, бересты. Вещи хранили в сундуках. Когда появлялся ребенок, к потолку приколачивали деревянную люльку.
Одежда
Повседневная одежда карелов была скромной. Многие женщины умели ткать и шить, поэтому каждая семья полностью обеспечивала себя гардеробом. На ярмарках продавали праздничную одежду, богато украшенную декором. Традиционный женский костюм включал такие элементы:
Широкая рубашка заправлялась в юбку длиной до пола. Сверху повязывали передник, который был чуть короче юбки. Его подпоясывали узким пояском или шнурком, свисавшим до низа. Некоторые женщины на рубаху надевали ситцевый сарафан. На голове носили платки или закрывали волосы повязкой. Обувью служили лапти, которые плели из бересты, или поршни. Поршни делались из куска мягкой кожи, которая собиралась по периметру на шнурок. Обувка обхватывала стопу, шнурок затягивали сзади или сверху и завязывали. Маленькие дети носили длинные холщовые рубашки.
Праздничный наряд был гораздо красивее обычного. Рубахи украшали вышивкой, лентами. Передник отделывали гарусом, расшивали цветными узорами, тесьмой. Поверх костюма накидывали длинный суконный или льняной палантин с бахромой. Голову украшали ажурной или расшитой повязкой. На шею надевали бусы, ожерелья, подвески. В праздничной одежде преобладали детали красного цвета, контрастная вышивка.
Мужчины носили льняные или суконные штаны, которые заправляли в кожаные сапоги. Свободная длинная рубашка-туника подпоясывалась ремнем. Сверху надевался кафтан. Ремень имел кожаные ножны. В зимнее время года носили шубы из овчины, меховые шапки, рукавицы. Традиционной зимней обувью были валенки.
Внешность
Антропологи относят карелов к типу северных беломоро-балтийских европеоидов. Внешне они выглядят почти так же, как русские. Историки считают, что в формировании нации приняли участие племена под названием веси. Это прибалтийско-финская этническая группа, которая расселялась между Онежским и Белым озерами. Поэтому карелы имеют выраженные европейские черты лица. От основной группы карелов немного отличаются лаппи. Они имеют темные глаза и волосы, выступающие скулы, широкий нос.
Современные карелы высокие, имеют стройную, статную фигуру. У женщин плавная величавая походка. Черты лица правильные, с высоким лбом. Волосы русые, светло-русые. Глаза голубые, серые, синие. Реже встречается темноволосый и кареглазый тип.
Религия
Карелы изначально являлись язычниками. Массовое обращение народа в христианство произошло в 1227 году киевским князем Ярославом Всеволодовичем. Теперь подавляющее число российских карелов — православные христиане.
Традиции
За много веков христианские традиции смешались о старообрядческими. Сохранилось множество древних обычаев, которые до сих пор чтут жители деревень. Предки карелов поклонялись духам. Природные явления были одушевлены и имели магическую силу. Например, водным миром правили водяные, русалки. Если они были не в духе, то вредили людям, насылали на море непогоду, не давали ловиться рыбе. Повелителями ветров считались четверо братьев (по сторонам света). У каждого был свой характер, что влияло на воздушные массы. К примеру, южным ветром управлял добрый и мягкий брат. Духа огня представляли, как мужчину с огромной рыжей бородой. Он мог разгневаться и наказать людей, не выполняющих правила (сжечь посевы или дом). Также существовали различные мифические сущности — кикиморы, лешие и прочие.
Кроме того, у карелов был культ поклонения деревьям. Они имели души (как животные и все остальное). Их необходимо было чтить как живых и не уничтожать без крайней надобности. Перед вырубкой леса на участок приглашался шаман, который проводил обряды, просил у лесных хозяев разрешения на рубку. Спиленные деревья лежали в лесу 40 дней (пока не умрут). Существовали священные рощи, в которых люди молились, встречались для общения. Рубить там деревья было запрещено.
Оставленные на стволе ветки несли разную информацию. Например, если у мужчины, делавшего карсикко, живы мать и отец, оставляются две большие ветви со стороны востока и запада. После смерти одного из них ветка отрубается. В честь прихода гостя на дереве оставляли одну ветку, если он был неженат, две — если у него имелась жена. Карелы делали целые леса карсикко. Там совершали жертвоприношения, молились. Иногда на стволе вырубали крест или письмена. Это дерево становилось наподобие иконы.
Существует множество примет и обычаев, связанных с земледелием. В некоторых селениях их используют до сих пор. Вот некоторые из них:
Многие приметы касаются рыбной ловли, так как это один из основных способов добычи пищи. Для того, чтобы получить благосклонность водяного, приносили ему еду, табак. Их бросали в воду перед началом рыбалки. Также просили о хорошем улове святого Петра, который покровительствует рыболовам. Если сразу удавалось выловить рыбу, разводили костер на берегу озера и варили уху. Во время еды угощали святого, благодаря его.
Удочки делали из определенных пород деревьев. Березовые, рябиновые удилища приносят удачу, а можжевельниковые распугивают рыбу. Сети и другие рыболовные принадлежности можно было изготавливать только мужской половине населения. Женщин к ним не допускали. Вязать сети можно на растущую луну, иначе удачной ловли не будет. Щука считалась тотемным животным, как и у славян. Высушенная голова этой рыбы являлась оберегом.
Близость финской территории сильно повлияла на карельскую кухню. Раньше главными продуктами были мясные и рыбные блюда. После того, как люди научились выращивать зерно и завели скот, их рацион значительно расширился. Теперь в меню карелов много выпечки, даров леса, корнеплодов. Интересно, что в карельском языке отсутствует понятие «жарка». Мясо и рыбу солят, маринуют, вялят, коптят, тушат, запекают. Жареных блюд у них нет.
На гарнир к мясным и рыбным блюдам подают картофель, кабачки, капусту. Этим карельская кухня похожа на русскую. Овощи тушат или запекают в горшочках, чтобы они стали сочными и мягкими. У карелов много блюд из ягод. Из них делают компоты, кисели, варенья. Ягодные соусы удачно дополняют мясо и дичь, придавая им оригинальный вкус. Популярен травяной чай. В него добавляют ягоды, мед, молоко.
Рыба занимает в меню карела ведущее место. С давних времен ее заготавливали на зиму, чтобы не остаться голодными. Из рыбы готовят множество блюд, причем используют все ее части. Икру запекают, солят, маринуют. Из рыбного филе делают:
Рыбные кости измельчают в порошок, добавляют в корм скота. Бульоном лечат болезни желудочно-кишечного тракта. Рыбий жир является известным иммуномодулирующим средством.
Популярные блюда карельской кухни:
Характер
Как и большинство северных народов, карелы — тихие и спокойные люди. У них мягкий характер, они довольно дружелюбны. При этом они могут быть застенчивыми, казаться замкнутыми. Характерной чертой является честность. Представителям этой национальности чужды ложь, воровство. Они очень гостеприимны, радушны. Если угощают приезжих или помогают им, никогда не берут за это плату.
Карелы любят спокойствие, тишину. В их деревнях царит умиротворение. Эти люди глубоко чувствуют свою связь с природой, очень любят ее. Природа Карелии невероятно красива. Живописные пейзажи способствуют обретению душевного покоя, единению с окружающим миром.
Какая вера у карелов, живущих в России
Большинство современных карелов исповедуют православие, при этом в Карелии сильны и прежние верования. Для них характерно соединение языческих ритуалов с христианской обрядностью.
Так, например, в XIX веке в карельской деревне Суднозеро в Вокнаволокском приходе (ныне Костомукшского городского округа) ежегодно в праздник Успения Пресвятой Богородицы местные жители закалывали животное и выливали кровь в специальное отверстие на крыльце часовни.
Кончено же в наше время никто такие обряды не практикует, но, например, почитание священных рощ в Карелии сохранилось до сих пор.
Подавляющее большинство карелов — православные
Республика Карелия — это республика в составе Российской Федерации, её субъект. Входит в состав Северо-Западного федерального округа, является частью Северного экономического района.
Столица — город Петрозаводск. Занимает Карельский перешеек, большинство населенных пунктов республики расположены по берегам Онежского озера. Западная граница Карелии совпадает с государственной границей Российской Федерации и Финляндии.
На востоке Карелия граничит с Архангельской областью, на юге — с Вологодской и Ленинградской областями, на севере — с Мурманской областью.
Физическая карта Карелии. Карелия — это республика в составе Российской Федерации, граничит с лютеранской Финляндией, чем объясняется большое влияние протестантизма на карелов. Фото: upload.wikimedia.org
Государственный язык — русский. Языки, пользующиеся государственной поддержкой в республике: карельский (не является одним из государственных языков республики ввиду отсутствия алфавита на кириллической основе), финский и вепсский.
Карелы считаются финно-угорским народом и проживают они в основном в России: в Республике Карелия, Ленинградской области (в том числе и в Санкт-Петербурге), Тверской области, Мурманской, Калужской, Новгородской, в Москве, а также на востоке Финляндии.
Для того чтобы понять какая вера у карелов главная, необходимо изучить данные статистики. Так по состоянию на 2009 год в республике были зарегистрированы 194 религиозных организации, представлявшие 18 конфессий и течений.
Что же касается верующих то по их количеству лидируют христианские деноминации: православные, лютеране и католики. При этом абсолютное большинство карелов считает себя православными.
Это позволяет точно ответить на вопрос: к какой религии относятся карелы.
Православные Карелии объединены в Карельскую митрополию, которая включает в себя две епархии: Петрозаводскую и Карельскую епархию, Костомукшскую и Кемскую епархию
Карелы. 1928 год. Большинство карелов считают себя православными. Фото: upload.wikimedia.org
Лютеране Карелии разделены между Церковью Ингрии (Карельское пробство: 17 приходов) и Карельской лютеранской церковью. Католики имеют один приход Неустанной Помощи Божией Матери в Петрозаводске.
В 1997 году в Карелии появилась Петрозаводская еврейская религиозная община. В 2001 году зарегистрирована исламская организация Духовное Управление мусульман Республики Карелия.
В регионе активно работают представители Церкви Иисуса Христа Святых последних дней — мормоны.
Старообрядческая Поморская община «Выгорецкая обитель» в наше время зарегистрирована в 1997 году в Повенце. Таким образом, какую религию исповедуют карелы, понять достаточно сложно, если не знать историю этой российской республики.
В Карелии языческие верования сочетаются с христианскими обрядами
Карелия — это уникальный регион. На его формирование которого повлияло пограничное положение между миром западным и восточным, германским и славянским, католическим и православным. Сегодня в Карелии проживает 92 национальности, из них:
Основным объединяющим фактором в процессе формирования культуры края стала православная религия, ведь, как мы видим, подавляющее большинство жителей Карелии не говорит на карельском языке.
При этом необходимо отметить, что среди значительной части населения Карелии, в особенности у саамов, языческие обычаи существовали до середины XX века.
Так до 20-х гг. XX в. у саамов сохранялось язычество в форме шаманизма, а в настоящее время известен культ деревьев, огня (почитание домашнего очага).
Роль святилищ, в которых совершались обряды, у карелов выполняли священные рощи и каменные культовые комплексы — сейды (естественные и рукотворные). Последние являлись для них вместилищами душ умерших.
Считались священными каменные лабиринты, сооруженные саамами не позднее XVII века на острове Красная Луда, на острове Олешин в архипелаге Кузова, в других местах.
К сейдам в священную рощу урочища Пигалахта на Водлозере для совершения языческих ритуалов каждую зиму приезжали саамы до начала 50-х гг. XX века.
Сейд на горе Воттоваара. В Карелии до сих пор среди саамов почитаются сейды — священные каменные объекты, а также священные рощи. Фото: upload.wikimedia.org
Кроме того, также прочитались скалы и камни. В настоящее время кондопожские карелы почитают рощу на острове Махосаари на озере Селецком: туда приезжают с жертвенными подарками для молитвы.
Стоит сказать, что понять, какая религия у карелов доминирует иногда стороннему наблюдателю понять сложно, дело в том, что у них могли соединяться с христианской обрядностью.
В XIX веке в карельской деревне Суднозеро в Вокнаволокском приходе (ныне Костомукшского городского округа) ежегодно в праздник Успения Пресвятой Богородицы местные жители закалывали животное и выливали кровь в специальное отверстие на крыльце часовни.
В наше время последователи неоязычества в республике малочисленны.
Православие в Карелию принесли новгородцы
Православие в Карелию принесли новгородцы. Так в 1227 г. новгородский кн. Ярослав Всеволодович во время похода на прибалтийско-финское племя емь крестил почти всю карелу.
Решающую роль в христианизации Карелии сыграли монастыри, например, в XIV в веке на Ладожском оз. были широко известные в православном мире Валаамский и Коневской мужской монастыри.
Валаамский монастырь в конце XVIII века. Большую роль в распространении православия в Карелии сыграли монастыри. Фото: upload.wikimedia.org
В советский период в Карелии, как и по всей стране, осуществлялось планомерное уничтожение церковных структур.
В 1918-1940 гг. были закрыты все духовные учебные заведения, национализированы церковные земли и здания, ликвидированы монастыри, духовенство подвергалось репрессиям.
К началу Великой Отечественной войны в К. были закрыты все храмы, уничтожено практически все духовенство.
Возрождение православия в Карелии началось в начале 80-х гг. XX века. Так в 1990 году была восстановлена самостоятельная епископская кафедра в Карелии.
В 1992 г. епархии передали храм Александра Невского в Петрозаводске, в 2000 году ставший кафедральным собором. В 2012 г. в Петрозаводской епархии насчитывалось 74 общины, 83 храма, 155 часовен.
Помимо ставропигиального Валаамского монастыря на территории Карелии действуют 7 епархиальных мужских монастырей и женская обитель. Кроме того, в регионе также действуют бывшие структуры РПЦЗ.
Республика Карелия — один из бывших духовных центров беспоповщины
Карелия — это один из бывших духовных центров старообрядничества (беспоповщины) в России. Это религиозное движение оформилось на территории республики в последней четверти XVII в.
Дело в том, что во время Соловецкого восстания, а именно осады Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря в 1668-1676 годах, покинувшие его монахи стали распространять старообрядческие идеи на Севере России и в Поморье.
В результате к концу XVII века Карелия и, в первую очередь Заонежье, превратилась в центр беспоповщины.
Соборный приговор соловецких иноков о неприятии новопечатных книг. Староверии (беспоповщина) стало распространятся в Карелии после поражения Соловецкого восстания. Фото: upload.wikimedia.org
Во времена советской власти в 20-х годах XX века все старообрядческие храмы в Карелии были закрыты (за исключением отдельных часовен, молелен и скитов, находившихся в труднодоступных местах и уничтоженных позднее).
Возрождение старообрядчества в регионе началось в 1997 году, когда в поселке Повенец Медвежьегорского р-на была зарегистрирована община Древлеправославной поморской церкви «Выгорецкая обитель».
В наст. время в К. регулярно совершают паломничество старообрядцы из Москвы, С.-Петербурга, Н. Новгорода, Новгорода, Прибалтики, Белоруссии. Общее число старообрядцев в Карелии не превышает ста человек.
Из христианских деноминации в Карелии также представлены католики и протестанты
Католичество издавна боролось за души карелов с православием.
На территории Карелии общины католиков появились в XIX веке. В Олонецкой губернии в конце XIX в. проживало 397 католиков.
Так, например, решением президиума Карельского ЦИК от 18 января 1927 года в Петрозаводске был закрыт костел, а католическое духовенство подверглось репрессиям.
Возрождение католичества в регионе началось в 1994 году, когда был зарегистрирован приход, в 2003 году общине передали костел в Петрозаводске, освященный в 2004 году в настоящее время действуют 2 зарегистрированные общины католиков.
Неустанной помощи Божией Матери в Петрозаводске и открытый в 2008 году приход святых Кирилла и Мефодия в Костомукше. Имеется 3 незарегистрированные общины.
Католический храм в Петрозаводске, Республика Карелия (Россия). Возрождение католичества в Карелии связанно с падением СССР. Фото: upload.wikimedia.org
Протестантство, как католичество и православие, исторически имело большое влияние на Карельском перешейке. Дело в том, что протестантами, а именно лютеранами, были финны, проживающие в соседней Финляндии.
Первый на карельских землях лютеранский приход был открыт в 1554 году в Выборге. В XIX в. лютеране в Олонецкой губернии, основную массу которых составляли финны, относились к новгородскому лютеранскому приходу.
Лютеранская община до революции в России процветала. Когда же Финляндия получила независимость, туты эмигрировало много финских карелов-лютеран.
Возрождение протестантизма в Карелии началось в 90-х годах XX века.
Тогда были открыты лютеранские приходы в городах Сортавала, Костомукша, Сегежа, Кондопога, Питкяранта, Олонец и в поселках Чална, Деревянка, Соддер и др.
В настоящее время 14 зарегистрированных лютеранских общин в Карелии входят в Карельское пробство Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии (создана в 1993).
7 зарегистрированных общин принадлежат к отделившейся от Карельского пробства.
Лютеран в Карелии поддерживает Финляндия на финские средства строятся лютеранскиекви, распространяется духовная литература, практикуются различные формы социальной помощи.
Мусульмане и иудеи также образовали в республике Карелия свои религиозные общины
В Петрозаводске мусульманская община образовалась еще в конце XIX века и насчитывала к 1911 году 25 человек. После 1917 года она перестала существовать.
В 1989-1990 годах в Костомукше был создан татарский национально-культурный центр «Ханума», в 1996 году на его базе образовалось общество «Ислам», в Костомукше ислам приняли некоторые представители местной интеллигенции.
Для представителей «новых мусульман» характерен активный прозелитизм среди славянского населения.
С 3 декабря 2001 года в республике функционирует созданное для управления общинами Петрозаводска, Олонца, Костомукши и Кондопоги Духовное управление мусульман Карелии (Карельский муфтият).
Также здесь работают: независимая община «Мусульманская мечеть», петрозаводская община общину в юрисдикции Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона в составе Центрального духовного управления мусульман, Союз мусульманских общин города Петрозаводска.
Закладка камня под строительство мечети в Петрозаводске. В наше время илам активно развивается в Карелии. Фото: ptzgovorit.ru
Что же касается иудаизма, то в 1897 году в Олонецкой губернии жили 405 иудеев и 45 караимов. Первая иудейская община в Петрозаводске была зарегистрирована в 1901 году, а через год избран раввин.
Вскоре после 1917 года они были закрыты властями, синагога в Петрозаводске сгорела в 1925 году. Возрождаться иудейская религиозность в республике начала с развалом СССР.
В 1996 году в столице Карелии была возрождена иудейская община ортодоксального направления, зарегистрированная в 1997 году.
Кроме миссионеров мировых религий в Карелии работают представители и других религиозных общин
В Карелии есть община буддистов. Находится она в поселке Хаапалампи (Сортавальский муниципальный район). Это Центр Алмазного пути школы Карма-кагью.
Община немногочисленна, её члены — представители местной интеллигенции. Особым авторитетам среди жителей республики она не пользуется.
Комплекс буддийского клуба Ваджра Карелия. В Карелии присутствуют религиозные общины не только христианства, ислама и иудаизма
Кроме того, на территории региона также представлены и новые религиозные движения. Они представлены обществами: «Сознание Кришны», Бахаи религии, Международным обществом Рериха, последователями сайентологии.
Сторонники Рериха имели близ Петрозаводска храм во имя преподобного Сергия Радонежского, впоследствии переданный ими Петрозаводской епархии. До недавнего времени официально действовала община «Ассоциации церквей объединения» (мунитов).