какую работу выполняет стилист
Начинающие и известные стилисты — чем они занимаются?
Поведение человека, его одежда и образ — первое на что обращают внимание другие люди. С помощью внешнего вида можно наладить новые знакомства, особенно в бизнес-кругах.
Созданием привлекательного образа занимаются стилисты, знающие как нужно правильно подавать себя другим. Стилист — это тот, кто формирует образ человека.
Стилист — кто это и чем он занимается?
В общем смысле стилисты — это люди, которые помогают сформировать индивидуальный образ клиента. В первую очередь они подбирают гардероб, который бы выгодно подчеркивал характер и индивидуальность человека. Со стороны кажется, будто стилисты просто ищут нужную одежду, но на имидж влияет все: прическа, макияж, украшения и аксессуары. Всё должно гармонично сочетаться между собой.
Стилист — это тот, кто создает определенный образ для каждой ситуации, например, деловой встречи или поездки на пикник. Немалую роль играет и просветительская работа. Специалист дает советы по моде, консультирует и рассказывает клиенту о последних трендах мира моды.
Стилист – слишком общий термин. В этой профессии есть следующие специализации:
Лучшие стилисты работают в индустрии моды, со звездами шоу-бизнеса, в различных модельных агентствах. У этих профессионалов есть опыт, авторитет и нужные связи для работы. Иногда стилисты сами разрабатывают одежду и модные аксессуары, становясь модельерами. Постигать эту профессию приходится долгие годы.
Более распространенная категория – это свадебные стилисты, которые подбирают наряды под торжество. В отдельных случаях они подбирают наряды и для гостей праздника.
Часто основными клиентами специалистов по стилю становятся женщины. Но услуги стилиста требуются и мужчинам, даже если это просто советы по внешнему виду и уходу за собой.
Качества хорошего стилиста
Источник фото: gpointstudio/freepik
Но ключевые качества стилиста – это врожденные умения. Чувство стиля, умение подбирать цвета и стремление к гармонии. Хороший стилист, во-первых, сам выглядит модно и безукоризненно, во-вторых, прекрасно понимает, как добиться того же для любого своего клиента.
Услуги стилиста требуются не только публичным персонам. Умение правильно подать себя в обществе – залог успешности для любого человека вне зависимости от пола и профессии.
Вузы и курсы для обучения стилистов
Так как основная сфера работы стилиста – это индустрия моды, то учат по этой профессии в вузах, связанных с дизайном и легкой промышленностью. Но общей специальности, связанной со стилем, нет ни в одном вузе или колледже.
Чаще учебные учреждения предлагают пройти курсы по парикмахерскому искусству и макияжу.
Более распространены специальные курсы для обучения стилистов. Обучение строится по определенной программе: теория (включая историю и теорию моды) и практика по созданию образов и цветовых композиций.
На курсах стилистов обучают многим вещам, но эта профессия отличается тем, что учиться нужно практически всю жизнь. Специалист всегда в курсе последних модных тенденций, расширяет свой кругозор, регулярно посещает мастер-классы и тренинги.
Сколько зарабатывают стилисты
Стилисты-имиджмейкеры требуются в крупных городах, например, в Москве и Санкт-Петербурге, где сосредоточены практически все популярные модельные агентства, модные бутики и шоурумы в стране.
Главная сложность в работе стилиста – невозможность трудоустроиться без опыта. В салоны красоты их берут на конкурсной основе, а в модные бутики требуется портфолио и опыт работы в индустрии моды от трех лет.
По данным интернет-сервисов по поиску сотрудников, специалисты могут рассчитывать на следующую зарплату:
В этой профессии нет максимального уровня заработка, так как он зависит не только от умений специалиста, но и от популярности и качества работы. Часто уровень зарплаты специалистов по созданию имиджа обговаривается индивидуально.
Источник фото: diana.grytsku/freepik
Известные стилисты мира и России
Популярные актеры, певцы и даже спортсмены прибегают к услугам профессиональных стилистов. С их помощью поддерживается образ, который создает определенное отношение к человеку.
Среди известных зарубежных стилистов можно выделить:
В каждой стране есть стилисты, которые смогли создать свой стиль и стать успешными.
Известные стилисты России:
Известный стилист — это тот, кто вводит в моду новые правила, влияет на стиль и культуру.
Плюсы и минусы профессии стилиста
Плюсы:
Минусы:
Профессия «Стилист»
Делать людей красивыми, подбирать те вещи, которые скрывают недостатки и подчеркивают достоинства, да и способствовать тому, чтобы образ человека был более цельным – вот то, чем предстоит заниматься стилисту.
Стилист – это специалист в сфере создания стиля и образа человека. Делает он это с помощью всех доступных методов: прическа, макияж, одежда и т.д. Профессия стилиста заключается в создании имиджа. Несмотря на, казалось бы, современную тенденцию сотворения образов, данная работа своими корнями уходит далеко в прошлое. Профессия появилась вместе с модой. Самыми первыми ее законодателями стали царицы в Древней Греции. Они меняли свои прически, а все подданные подражали их стилю. Яркими представителями стилистической разницы стали племена индейцев, в которых вождь выделялся среди соотечественников особым головным убором. Стиль и стилистика долгое время развивались как нечто само собой разумеющееся. Они были частью моды и считались неотъемлемыми ее составляющими. Отделяться они начали с появлением искусства кино. Публичным людям нужно было всегда выглядеть хорошо, но не у всех это получалось, так и появились персональные ассистенты, а впоследствии и стилисты. В современное время понятие стилиста уже имеет четкие очертания. Это персональный помощник, который создает имидж клиента от кончиков волос до кончиков пальцев.
Описание
В наше время профессия стилиста очень сильно развита. Она включает огромный спектр обязанностей. Их настолько много, что появилось разделение имиджмейкеров по сферам влияния:
Чаще всего все данные направления объединяются в одном специалисте – универсальном стилисте. Именно он создает имидж, который будет модным и индивидуальным.
На каких специальностях учиться
Для того чтобы получить диплом или сертификат стилиста, следует выбрать одну из таких специальностей:
Все данные специальности включают курс стилистики. Именно это необходимо для того, чтобы начать успешно работать в данной сфере.
Где учиться
Практически в каждом крупном региональном центре есть учебные заведения, в которых вы сможете освоить такую профессию, как стилист. Выделить из них можно:
Данные вузы предоставляют отличный уровень знаний в области стилистики. Помимо высших учебных заведений, вы можете отдать предпочтение и курсам по стилистике. Но лучше курсы заканчивать после получения основного диплома. Это существенно увеличит шансы на получение хорошей и высокооплачиваемой работы.
Чем приходится заниматься на работе и специализации
Работа каждого стилиста включает в себя весь спектр обязанностей, связанных с модой и уходом за собой. Стилист с легкостью превратит серую мышку в королеву красоты. Для этого он проведет такие мероприятия:
Работа стилиста охватывает довольно широкий спектр составляющих образа. Стилист должен знать все каноны и стандарты. Такой специалист умеет визуально скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства.
Кому подходит данная профессия
Основным качеством каждого стилиста является творческий подход. Он должен постоянно сыпать идеями и творить. Таким образом, клиент всегда будет доволен, ведь у него есть, из чего выбирать. Помимо креатива, для имиджмейкера важны и организаторские способности. Клиент должен четко понимать, что прислушаться к стилисту необходимо. Коммуникабельность всегда помогает найти взаимопонимание.
Еще одним важным аспектом является внешность имиджмейкера. Он относится к тем специалистам, которых встречают по одежке и общему образу. Поэтому аккуратность и умение следить за собой играют особую роль.
Востребованность
Несмотря на то, что профессия стилиста существует на протяжении многих веков, она только начала набирать популярность. Внешность давно стала визитной карточкой для большинства профессий, поэтому все большее количество людей нанимают стилистов на временной или постоянной основе. Стилисты работают на телевидении, эстраде, киноиндустрии. Практически в каждом салоне красоты можно найти стилиста. Стремительно набирают популярность личные стилисты и шопинг-консультанты.
Сколько получают люди, работающие по данной профессии
Уровень дохода стилиста зависит от количества клиентов. В большинстве случаев заработок колеблется между 20 и 60 тысячами рублей в месяц.
Это довольно солидные суммы, которые напрямую зависят от количества клиентов и их отзывах об уровне работы. Ведь в основном стилисты получают процент, а не ставку.
Легко ли устроиться на работу
Для того чтобы устроиться на работу стилистом, следует пройти собеседование. Легче всего попасть в салон красоты. Вы получите средний уровень дохода и возможность набраться опыта. Очень часто стилисты устраиваются на работу как парикмахеры или визажисты, ведь данные искусства входят в спектр их обязанностей. Набравшись опыта и создав портфолио, можно пробовать попасть и на телевидение. Особенно хорошо зарабатывают частные стилисты, которые прикреплены к состоятельным или известным членам общества.
Как обычно строится карьера
Карьера динамично развивается. Стартует она обычно с должности парикмахера-стилиста или визажиста. Вы набираетесь опыта и составляете портфолио. Затем стоит попытать счастья в конкурсах – это дает возможность вырасти и устроиться стилистом в популярные телевизионные шоу и проекты. Также вы можете отлично зарабатывать, трудоустроившись персональным стилистом.
Перспективы профессии
Основных перспектив у стилистов две:
Стилист – перспективная и динамично развивающаяся отрасль, достичь успеха в которой может каждый.
Профессия стилист
В традиционном понимании стилист — это специалист, который разрабатывает индивидуальный стиль, создает образ и внешний вид модели или клиента.
Хороший стилист подчеркивает достоинства внешности, скрывает недостатки, создает цельный, гармоничный образ. Для этого он работает не только с одеждой и обувью клиента, но и с прической, лицом, кожей и ногтями (подбор тональных кремов, поиск идей макияжа, маникюра и педикюра) и аксессуарами (перчатки, зонты, сумочки, игрушки и т.д.). Также при организации фотосессий может требоваться оформить зону съемки, придумать свет и решить прочие вопросы.
Стилист должен уметь сочетать разные вещи и создавать из них луки.
Изучив рынок труда, мы сделали вывод, что стилисты «в чистом виде» требуются редко, зато часто нужны мастера широкого профиля. Вот частые специализации стилистов:
По нашим оценкам профессия стилиста является престижной и перспективной, но не самой востребованной на рынке. В сфере красоты есть более распространенные профессии: косметологи, парикмахеры, визажисты.
Места работы
Должности стилистов есть в магазинах одежды и обуви, интернет-магазинах, на фабриках по пошиву одежды, в салонах красоты, фото-, теле- и киностудиях, имидж-агентствах, в редакциях модных журналов. Известные стилисты часто являются «лицами» крупных домов мод или глянцевых журналов.
Задачи стилиста зависят от места его работы.
Обязанности стилиста
В зависимости от компании обязанности стилиста сильно различаются, но «в среднем» они выглядят так:
Некоторые стилисты занимаются макияжем, маникюром, педикюром и прическами, подбирают крема для создания нужного тона кожи — практически являются визажистами-косметологами для фотомоделей или клиентов салонов красоты.
Требования к стилисту
Основные требования к стилистам таковы:
Иногда от специалистов могут требовать умение продвигать аккаунты в соц. сетях, знание маркетинга и умение выводить новую одежду на рынок.
В наше время профессия стилист стала востребованной, все хотят выглядеть стильно и современно.
Как стать стилистом
Вообще стилист и имиджмейкер в России очень молодые профессии и поэтому пока никакой проторенной дорожки туда нет. Каждый в мир моды пробирается самостоятельно, но есть некоторые типичные закономерности.
Чтобы стать стилистом критически важно создать свое портфолио. Это демонстрация вашего опыта для будущих клиентов или работодателей. Чтобы такое портфолио наработать, лучше всего устроиться ассистентом профессионального стилиста. Это сложно, а вне Москвы и Санкт-Петербурга почти невозможно. Слишком мал рынок профессионалов, а многие из них ассистентов не берут и работают самостоятельно.
Второй путь в профессию — начать с продавца в магазине одежды. Выбирать лучше самые престижные и модные магазины, особенно те, которые имеют интернет-представительства и выпускают бумажные каталоги. Такая работа даст возможность не только одеть клиентов красиво, но и поучаствовать в съемках для каталога и интернет-магазина.
Огромным преимуществом в наше время может стать блог или канал о моде (instagram, vk, fb, youtube). Популярный блог может дать как признание вашего профессионализма, так и клиентов, работодателей, контракты от сторонних компаний и журналов.
Зарплата стилиста
Конечно, доход зависит от функционала, но в общем по рынку стилисты зарабатывают от 25 примерно до 120 тысяч рублей в месяц. Верхняя планка «плавает», т.к. часто включает в себя процент от продаж или премию за объем клиентов.
Средняя зарплата стилиста находится в районе 60 тысяч рублей в месяц по Москве и около 40-45 тысяч рублей в месяц в других городах.
Кто такой стилист и что он делает
Одной из самых востребованных профессий в индустрии моды является стилист — профессионал, который занимается созданием наиболее эффективного и успешного образа для самопрезентации человека в обществе.
Однако роль стилиста не ограничивается только подбором одежды, причёски или макияжа, он кардинально изменяет психологию клиента, его манеру поведения, общения и образа мыслей. Как стать специалистом по стилю, и какими качествами для этого нужно обладать, давайте рассмотрим.
Обязанности
Стилист (имиджмейкер) — интересная современная профессия, направленная на создание индивидуального стиля человека, который гармонично подчеркнёт все достоинства его внешности и скроет недостатки. Профессионал в данной области формирует уникальный цельный образ, используя при этом все доступные методы: причёску, макияж, одежду, аксессуары.
В список обязанностей имиджмейкера входят:
Кроме этого, специалист в области имиджа должен обладать такими личностными качествами, как:
Знаете ли вы? Профессия имиджмейкера своими историческими корнями уходит далеко в прошлое. Первые упоминания о создании уникального «лука» касаются ещё первобытных людей, которые украшали себя разноцветными перьями, разукрашивали лицо. Одним из ярких результатов работы стилиста является Чингисхан, имиджмейкером которого был некий шаман Тэб-Тэнгри.
Чтобы стать профессионалом в индустрии моды, хорошего вкуса недостаточно. Стилист должен знать историю моды, разбираться в современных тенденциях, иметь знания в колористике, уметь грамотно сочетать цвета и создавать «луки», владеть базовыми навыками парикмахера, визажиста.
Кроме этого, специалист должен быть немного психологом, чтобы уметь создавать такой внешний образ, который бы идеально сочетался с внутренним миром человека и его мировоззрением. Приветствуются также умение рисовать и знания в области материаловедения.
Места работы
Специалисты в сфере стиля могут применить свои умения как в составе крупных имидж-компаний, так и работая на частных предприятиях.
Для них открыты вакансии в:
Нередко помощь имиджмейкеров требуется на телевизионных шоу, показах мод, в СМИ. Они также являются «лицом» многих крупных домов мод или журналов, посвящённых модной индустрии.
Специализация, карьера и перспективы
Стилист сегодня считается довольно перспективной, динамично развивающейся профессией, в которой добиться успеха может каждый, кто проявит прекрасные организаторские способности, трудолюбие и настойчивость. В самом начале карьера стилиста строится довольно сложно, требует от человека немалого упорства и отдачи.
Нужно понимать, что найти достойную работу по специализации без наличия хорошего портфолио практически невозможно, поэтому после обучения, а в идеале, ещё во время него, следует наработать минимальную клиентскую базу, набраться немного опыта и заработать приличную репутацию.
Легче всего устроиться работать в салон красоты или парикмахерскую, ассистентом имиджмейкера. Получив достойный опыт, можно попытать свои силы на телевидении, в глянцевых издательствах, на выставках, в проведении частных консультаций. Отличной перспективой считается открытие своего личного дела, например, школы стиля, собственного салона красоты или имидж-агентства.
Важно! Одним из главных недостатков профессии является нестабильность доходов. Порой начинающим специалистам, которые не имеют постоянной клиентской базы, часто приходится сидеть без денег.
Зарплата стилиста
Заработная плата стилиста будет определяться, прежде всего, его профессионализмом и количеством клиентов. В среднем доход на начальном пути карьеры будет варьироваться в диапазоне от 20 000 до 45 000 рублей. В Москве и области специалисты в данной области могут рассчитывать на более высокую зарплату: от 31 000 до 60 000 рублей.
В дальнейшем, с развитием профессиональных навыков и наработки клиентской базы, ежемесячный доход может существенно вырасти. Согласно статистическим данным, некоторые профессионалы в области имиджа получают 300–400 тыс. рублей.
Как правило, «верхняя» планка заработной платы колеблется, поскольку в большинстве случаев состоит из процента от продаж или премии за количество заказчиков.
Кому подходит профессия
Безусловно, стилист — человек творческий, с нетрадиционным креативным мышлением, обладающий безупречным вкусом. Именно поэтому данная профессия идеально подойдёт человеку с творческим потенциалом, который сможет творить и генерировать десятки неординарных идей.
Кроме этого, потенциальный имиджмейкер должен обладать организаторскими способностями, коммуникабельностью, так как в ходе сотрудничества ему придётся много общаться, вести переговоры, с полуслова угадывать желания клиентов.
Не менее важным является внешний вид человека. Поскольку специалист в области имиджа отвечает именно за стиль, то его собственный вид также должен быть безупречным.
Важно! Аккуратность, чистоплотность, умение следить за собой являются одними из самых основных личностных качеств стилиста. В данном случае поговорка «Сапожник без сапог» не проходит и способна только навредить репутации человека.
Востребованность — легко ли устроиться на работу
Несмотря на тот факт, что профессия стилиста появилась ещё сотни лет назад, только последние несколько лет она начала набирать широкую популярность. Сегодня своему внешнему облику люди уделяют довольно много времени и сил, всё чаще обращаются за помощью к стилистам.
Профессия востребована на телевидении, в СМИ, глянцевых издательствах. Найти специалиста в данной области можно практически во всех салонах красоты, СПА-центрах, парикмахерских.
Особым успехом в последние годы пользуются личные стилисты и имиджмейкеры. Специалисты с большим опытом и прекрасным портфолио имеют возможность сотрудничать с медийными лицами, известными моделями, звёздами шоу-бизнеса и т. п.
Как стать стилистом
Чтобы стать специалистом по созданию уникального стиля, необходимо получить соответствующее образование. Сегодня профильных высших заведений, которые бы целенаправленно готовили стилистов, на территории РФ нет, однако получить образование можно посредством профильных курсов, специальных школ.
Можно поступить в лицеи, техникумы или колледжи по одной из специальностей: «Парикмахерское дело», «Стилист в рекламе», «Имиджмейкер», «Стилист-визажист».
Важно! Профессиональный рост любого стилиста (с высшим образованием или средне-специальным) невозможен без регулярного прохождения курсов повышения квалификации, разнообразных мастер-классов, тренингов, чтения специализированной литературы и т. п.
При желании, можно получить высшее образование в вузах, которые занимаются подготовкой специалистов в тех сферах, которые понадобятся в работе стилиста: менеджмент, связи с общественностью, реклама и шоу-бизнес, дизайн.
Среди таких учреждений можно выделить:
Требования к стилисту
Профессия имиджмейкера включает огромный спектр обязанностей, именно поэтому к профессионалу предъявляется целый ряд требований:
Нередко к потенциальным сотрудникам выдвигаются требования работы в социальных сетях, с различными интернет-приложениями.
Знаете ли вы? Один из самых популярных в РФ стилистов — Сергей Зверев — был первым в государстве, кто застраховал на сумму один миллион долларов США свой основной инструмент для работы — руки.
Профессия стилиста, несмотря на свой довольно молодой возраст, стремительно набирает популярность и востребованность. Однако, чтобы стать профессионалом в области стиля, очень важно создать качественное портфолио, которое сможет в полной мере продемонстрировать опыт работы человека, что станет весомым бонусом для выгодного трудоустройства и успешного поиска клиентов.
Как всё устроено: Персональный стилист Персональный стилист анонимно рассказал The Village о том, кто пользуется услугами имиджмейкеров, сколько стоит совместный поход в магазин и как разрушить стразово-леопардовый мир российской женщины.
Особенности профессии
Я работаю персональным стилистом примерно четыре года. У меня художественное образование, первое — дизайн, второе — искусствоведение (историк моды). Дальше я просто что-то всё время делала, соглашалась на любые съёмки, придумывала их сама, помогала друзьям, набирала портфолио. Со временем клиенты стали находить меня сами.
Профессия вообще довольно молодая, и в России мало кто относится к ней серьёзно. Если вы очень хотите стать стилистом, у вас есть деньги и вам нечем заняться — можно пойти учиться в какую-нибудь школу, там вас чему-нибудь обязательно научат. Например, отличать цвет оленьих рогов от цвета свиных кишок. Лучше всего, конечно, устроиться ассистентом к профессиональному стилисту, набраться опыта и связей от него, и вперёд. Но это история для Москвы или даже другой страны. В этой сфере Петербург и Москва — как небо и земля. В Петербурге всего один глянцевый журнал, и тот уже давно пора переименовать в «Are you serious?».
Психология клиента
Стилист должен быть хорошим психологом и создавать вокруг себя флёр успеха. Это нужно его клиентам. Поэтому так много стилистов-геев — они умеют заговорить, захвалить, быть такими милыми подлизами. А женщинам что ещё надо? Внимание и комплименты — и они согласны на любую дрянь в розочках и стразах. Но это вопрос профессиональной этики — я всегда говорю, что думаю, но, конечно, стараюсь, чтобы это было не очень жёстко. Именно за это меня и любят клиенты. Поначалу они пугаются и обижаются, но когда видят результат, когда им говорят комплименты и повышают на работе — снова бегут ко мне.
Обязанности
Классические услуги на любом сайте персональных стилистов — это «Консультирование по индивидуальному стилю и имиджу», «Ревизия и формирование гардероба», «Шопинг-сопровождение». У меня не так много клиентов, но все они очень плотно на мне «сидят», поэтому первый пункт превращается в работу персонального психолога. То есть 24 часа в сутки в любое время мне могут позвонить, написать в соцсети, прислать SMS с какими-то фотографиями себя и вопросами: «Что надеть с этим кардиганом и что — с этими туфлями?», «А не выгляжу ли я толстой в этом?» и так далее. И тебе приходится, по возможности, быть с ними милой и всегда отвечать на их вопросы. Но в классическом варианте и для обычных людей стилист — это разовая история. Ты рассказываешь человеку, какой у него тип фигуры, какие цвета ему идут, как корректировать фигуру с помощью одежды, что можно, а что нельзя. Обычно это происходит параллельно со вторым пунктом — ревизией гардероба.
Ревизия — очень трудоёмкий процесс. Нужно перетрясти весь шкаф и решить, что выбросить, а что оставить. Но гардеробы бывают разные: у кого-то одна вешалка, а у кого-то комната в несколько десятков квадратных метров. В таких случаях мне начинает казаться, что я работаю уборщицей «со вкусом». Потом его ещё нужно убедить выбросить или просто перестать носить определённые вещи. Это всегда отдельная история, потому что «мне эта вещь очень дорога, я её купила в Милане, Париже, Нью-Йорке, ЦУМе за такую-то кучу денег». Тут приходится объяснять, что вещь выглядит как с Апрашки и обтягивает все жировые складки. Ревизия может занять до шести часов в день. Спина потом болит ужасно.
Следующий этап — формирование гардероба. Люди, которые нанимают персональных стилистов, как правило, очень занятые: времени наряжаться у них нет. Но выглядеть хорошо им нужно каждый день. Я поступаю следующим образом: приезжаю к ним домой (обычно когда там никого нет), залезаю в шкаф, выбираю им комплекты на каждый день и фотографирую их. Полный образ: от обуви и колготок до аксессуаров. Потом клиент, попивая кофе с утра, выбирает понравившуюся фотографию, находит эти вещи в шкафу и модный идёт на работу. За 4-6 часов я составляю 20-40 луков. Час моей работы дома стоит 2 000 рублей.
Совместный шопинг
После разбора гардероба мы идём в магазины — покупать недостающие вещи. Я стараюсь экономить время клиентов: обычно заранее хожу, всё выбираю, свешиваю в VIP-примерочную, если она есть. Клиент приходит, меряет, платит и уходит домой. Если попадается клиент с доходом поменьше, то хожу по масс-маркету, запоминаю, откладываю, но выбираю не больше трёх магазинов. Как правило, этого достаточно. Стоит такой поход от трёх до десяти тысяч рублей. Ещё существуют откаты, которые стилисты получают от магазинов. Так работают не все, но многие, у кого есть богатые клиенты. Помимо своего гонорара, можно получить от магазина 5-10 % от суммы покупки. Обычно стилисты предлагают себя магазинам, но если клиент выглядит очень респектабельно, то вам сами могут предложить сотрудничество.
Типажи
Даже в моей небольшой практике бывали очень разные клиенты. Есть обычные молодые девушки, которых нужно совсем немного подкорректировать — нам хватает пары встреч. Есть целые семьи. Сначала, как правило, обращаются жёны. Потом их перестаёт устраивать, как выглядят их мужья. Есть тёти, у которых всё в порядке со стилем, но действительно нет времени заниматься гардеробом. Есть фифы, с ними сложнее всего. Им почти невозможно помочь, потому что для них персональный стилист — это проявление статусности. Как личный водитель, повар или прислуга. То есть я просто не должна ничего менять в её стразово-леопардовом мире, только говорить, что всё ей дико идёт и она самая классная, худая и красивая. Но я делаю всё, что могу, по капле вкрапляя разумность в их стиль.
Мужчины тоже обращаются. Для них очень важно качество: каким бы ни был уровень их достатка, они прямо трясутся над этими этикетками с составами. Обращаются селебрети местного масштаба, часто перед съёмками. Это тяжёлый труд, но тут ты работаешь на имя и готов ждать и прощать многое. Знаменитости важные и недовольные, съёмки всегда на коленке, все опаздывают, ничего не работает, то забыли, этого нет. Обещанные три часа превращаются в семь. И нужно вернуть одежду в магазин как новую. А это не всегда возможно. Зато, когда видишь результат съёмки, можно оценить свои ошибки и расти дальше. И часто после съёмки в одном журнале начинают обращаться другие издания.
Отношения с большинством клиентов близкие, тут сложно по-другому. Как говорит одна клиентка: «Извините, но стилистами делиться не принято. Я вас никому не отдам». Кому-то же ей надо звонить в час ночи с идиотскими вопросами про внешний вид.