какую работу пишут аспиранты
Отличие ВКР аспиранта от кандидатской диссертации
Аспиранты по окончании обучения, согласно ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, должны защитить выпускную квалификационную работу и сдать государственные экзамены. Выпускник, успешно представивший результаты своего научного труда, становится преподавателем-исследователем. Если аспирант хочет стать кандидатом наук, ему необходимо защитить диссертацию.
Аспиранты по окончании обучения, согласно ФЗ-273 «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, должны защитить выпускную квалификационную работу и сдать государственные экзамены. Выпускник, успешно представивший результаты своего научного труда, становится преподавателем-исследователем. Если аспирант хочет стать кандидатом наук, ему необходимо защитить диссертацию.
Разница между ВКР аспиранта и кандидатской диссертацией
ВКР аспиранта, в отличие от диссертации, это исследование, которое занимает не более 5-8 авторских листов и выполняется в четко определенные сроки. Чаще всего для этого отводится не более 3 лет (4 – обучающимся заочно). Аспирант после допуска и успешного представления работы получает квалификацию преподавателя-исследователя.
В отличие от выпускной работы кандидатская диссертация – более объемный труд. Сроки выполнения исследования строго не ограничены. Соискатель научной степени, успешно защитивший диссертацию, становится кандидатом наук.
Выпускная квалификационная работа может быть включена в диссертацию либо стать «отправной точкой» для ее написания. Диссертация же не может стать частью ВКР.
Требования к ВКР аспиранта
Выпускная квалификационная работа оканчивающего аспирантуру пишется и оформляется согласно методическим рекомендациям. В соответствии с этим документом ВКР должна состоять из таких структурных элементов:
— содержания, в котором указаны номера страниц;
— основной части, состоящей из глав, параграфов, пунктов, подпунктов;
— приложений (если имеются);
— вспомогательных указателей (если необходимы).
Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями, обязательными для всех видов студенческих работ.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
В реферате аспиранту необходимо сжато, лаконично изложить содержание научного труда. К его структурным элементам относят:
— библиографическое описание исследования с указанием темы работы, объема научного труда, количества наглядных материалов и списка актуальных печатных и электронных материалов, ключевых слов (не более 15). Также необходимо дать краткую характеристику темы, объекта, предмета, целей и задач, использованных методов. Следует остановиться на новизне, теоретической и практической значимости научного изыскания.
Во введении, кроме обязательных актуальности, степени изученности вопроса, проблем, целей, задач, гипотезы указываются определенные аспирантом или учеными противоречия, благодаря которым и было начато изыскание. Выпускнику также необходимо описать опытно-экспериментальную базу исследования, результаты апробации и внедрения. Здесь же указываются публикации по теме научного труда. Эта часть должна занимать не более 12 страниц.
В основной части, состоящей, как минимум, из 2 глав, необходимо раскрыть предмет исследования. «Правило хорошего тона» при написании ВКР аспиранта, гласит, что каждую главу нужно оканчивать небольшими выводами.
В заключительной части работы важно правильно выстроить «цепочку» итогов работы, опираясь на поставленные во введении цели и задачи наметить перспективы исследования, работы. Список использованных источников включает все использованные источники: опубликованные, неопубликованные и электронные.
Список литературы и приложения оформляются так же, как и в дипломной работе бакалавра, специалиста или магистранта.
Требования к кандидатской диссертации
Во многом структура и оформление кандидатских схожа с ВКР аспиранта. Главные отличия – высокая степень самостоятельности соискателя научной степени при написании диссертации, объем текстовой части от 100 до 150 листов А-4, более развернутая основная часть (состоит не менее, чем из 3 глав).
Первая глава основной части кандидатской посвящена обзору публикаций по теме исследования, проработка должна быть тщательной и методичной. Делается это для того, чтобы выявить «белые пятна» в выбранной отрасли науки и посвятить научный труд действительно актуальным вопросам.
Вторая глава предназначена для описания методов и хода работы над исследованием.
В третьей главе центральное место отводится представлению полученных результатов. Особое внимание уделяется статистическим данным, которые должны выглядеть убедительно.
Заключение – одна из важнейших частей кандидатской диссертации, поэтому в этой части необходимо как можно более детально описать, какое значение имеют результаты данной работы, и как они могут быть применены на практике.
Профессиональная помощь
ВКР аспиранта или кандидатская диссертация – работы, которые требуют от автора исследования интеллектуальных и временных вложений. Если ощущается нехватка материала или времени, то существует высокая вероятность неправильно выполнить исследование и не получить допуск к защите. Чтобы этого не произошло, обращайтесь к профессионалам.
Образовательный центр Disshelp — многолетний опыт в написании аспирантских ВКР, кандидатских и докторских диссертаций.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Что дает аспирантура и зачем нужна?
Аспирант – это человек, целенаправленно решивший посвятить себя научно-исследовательской деятельности. Получив диплом, любой выпускник российских вузов вправе поступить в аспирантуру.
Главные условия обучения:
Примечание: студент выбирает любую учебную дисциплину, независимо от профиля, указанного в дипломе об образовании.
После защиты диссертации аспиранты получают ученую степень кандидата наук – это главная цель аспирантуры. Она дает возможность трудоустройства на престижные и высокооплачиваемые должности (в университетах, институтах, военных организациях, научных учреждениях), а также получение дополнительного финансирования к основной заработной плате (в зависимости от места работы).
Если по каким-либо причинам кандидатская диссертация остается незащищенной, пройденное обучение приравнивается к курсам повышения квалификации и не дает основания для надбавок. В любом случае в трудовой и педагогический стаж этот период не включается.
Важно! Аспирантам мужского пола предоставляется отсрочка от армии на весь срок обучения по очной форме и дополнительно еще на один год, необходимый для защиты (при условии поступления сразу после окончания вуза). При этом не имеет значения, какое место занимает призывник – бюджетное или коммерческое.
Очное обучение продолжается три года, заочное – четыре. Очники вправе рассчитывать на выплату стипендии.
Чем отличается соискатель от аспиранта
Соискательство – альтернативная форма получения ученой степени. В этом случае не требуется поступление в аспирантуру. Главное отличие соискателя от аспиранта заключается в форме и продолжительности обучения. Они прикрепляются к кафедре только для сдачи экзаменов (без назначения руководителя) на соискание научной степени и (или) для подготовки диссертации (срок – не более трех лет).
Этой формой пользуются действующие сотрудники исследовательских учреждений. Соискатели не сдают вступительных экзаменов, не посещают занятий и не занимаются преподавательской деятельностью. Кандидату достаточно пройти собеседование и получить одобрение по нужному научному профилю.
Для очного (заочного) поступления учитываются:
Чем занимается аспирант
Разница между обычным обучением в вузе и аспирантурой в том, что в институте и университете студенты занимаются по общей программе, одинаковой для всех. Аспирант кафедры обучается по индивидуальному курсу. План его деятельности включает посещение лекций, семинаров, лабораторных занятий, работу над исследовательскими проектами и отчеты по ним.
Каждому поступившему назначается личный наставник – научный руководитель аспиранта. Он помогает выбрать тему предстоящего исследования и составить план.
Чтобы успешно окончить аспирантуру, необходимо:
Проблемы аспирантов связаны с безответственным отношением к сдаче экзаменов, проводимой исследовательской работе и нарушением календарного плана – за это грозит отчисление. Согласно представленной российскими вузами обзорной статистике за последние шесть лет, лишь 28% всех выпускников проходят этап защиты диссертации.
Предзащита проводится на заседании кафедры. Защита предстоит перед советом авторитетных ученых, который организуется при университете или на базе стороннего образовательного учреждения. Выпускник не получает диплома, но ему присваивается степень кандидата наук, дающая право заниматься педагогической деятельностью, участвовать в научных работах, получать господдержку для проведения исследований.
Кроме этого, после успешной защиты открывается новая ступень – докторантура и возможность стать доктором наук, а следовательно, повысить собственный уровень и претендовать на более высокие должности, включая руководящие.
Для чего нужна аспирантура?
Кто такой аспирант?
Аспирант – это тот, кто обучается в аспирантуре в определенной области знания. Поступить в аспирантуру может или магистр, или человек с дипломом специалиста. Сейчас это встречается гораздо реже в связи с введением новой двухступенчатой системы обучения и переходом к бакалавриату. Кстати говоря, бакалавры не могут претендовать на аспирантуру, не отучившись в магистратуре.
Аспирантами принято называть учащихся на очных и заочных формах, а остальные – соискатели.
Аспиранты могут сосредоточить все свое время на изучении конкретного предмета. Они должны не только усваивать информацию и получать знания, но и проводить свои собственные исследования, делать уникальные открытия. Ожидается, что они проявят энтузиазм в достижении целей, которые определяют их исследовательские проекты, что может означать работу над своими проектами за пределами стандартной рабочей недели.
В исследованиях конечный результат почти всегда определяется усилиями и приверженностью студента к проекту. Наградой за это является возможность совершить открытие в различных важных областях, которые направлены на уменьшение человеческих страданий и улучшение нашего понимания мира.
Чем аспирантура отличается от магистратуры?
По сравнению со специалитетом и магистратурой, аспирантура является более наукоориентированным курсом обучения. Основными принципами данного типа обучения являются:
Формы обучения всего три, и каждая имеет свой срок обучения:
Для того чтобы поступить на первые две формы, нужно в обязательном порядке сдать вступительные экзамены – два общих и два специальных. А также понадобятся рекомендации и реферат по выбранной специализации. Многие вузы при конкурсном отборе учитывают количество публикаций в журналах и индивидуальные достижения претендентов. Все это добавляет баллы к результатам экзаменов.
Кому нужна аспирантура
Зачем идти в аспирантуру? Есть много веских причин. Аспирантура нужна, для того чтобы улучшить свои профессиональные перспективы, удовлетворить требования к степени для своей карьеры или углубить свои знания в определенной области.
Вот несколько преимуществ, которые помогут определиться:
Как стать аспирантом в университете
Решив посвятить ближайшие 3–5 лет научной карьере, в приемную комиссию предоставляют:
О серьезности намерений поступить в аспирантуру свидетельствует список научных статей. Если таковых нет, предлагают написать реферат по теме будущего исследования.
Чтобы стать аспирантом, нужно сдать вступительные экзамены:
Принимая решение о допуске к вступительным экзаменам, приемная комиссия учитывает заключение и отзывы, полученные от научного руководителя.
На бюджетном отделении существует конкурс. Количество человек, претендующих на одно место, зависит от престижности специальности и вуза в целом.
Права и обязанности аспиранта
Обучение в аспирантуре дает право:
Обязанности аспиранта четко определены:
Обязанности аспирантуры заключаются в организации процесса обучения, объяснения прав, обязанностей, действующих правил аспирантам.
Могут ли аспиранты преподавать в вузе
Аспиранты, обучающиеся очно, обязаны работать в вузе, в котором они учатся. Это правило не распространяется на соискателей и на заочных аспирантов.
Существует обязательная педагогическая практика. Аспирант преподает в вузе, его нагрузка каждый год составляет около 50 часов.
Во время прохождения практики планируется не только преподавание специальных дисциплин. Аспирантам доверены организация учебной деятельности студентов, ведение научно-методической работы. Они учатся готовить учебно-методический материал, контролировать знания студентов.
По факту в вузах исходят из конкретных ситуаций. Иногда аспирант может преподавать, обучаясь на заочной форме.
Для должности ассистента кафедры достаточно диплома специалиста (магистра). Кандидатская степень в этом случае не требуется. То есть в вузах возможно преподавать без степени, но речь идет о проведении практических и семинарских занятий.
Если обучение в аспирантуре не закончилось защитой диссертации, но итоговая аттестация успешно пройдена, выпускник становится обладателем квалификации «преподаватель-исследователь». Она также дает право стать вузовским преподавателем.
Что дает аспирантура после окончания
Раньше аспирантура нужна была только для того, чтобы стать кандидатом наук. Сегодня обучение может получить логическое завершение и без защиты диссертации. Диплом аспирантуры дает возможность начать карьеру преподавателя в университете, институте или академии.
При условии успешного обучения и защиты диссертации выдаются два диплома: кандидата наук и об окончании аспирантуры.
Преимущества аспирантуры заключаются не только в возможности получении двух дипломов. Она позволяет:
Степень кандидата наук престижна не только в вузах, но и в коммерческих структурах. Она ассоциируется с высоким уровнем знаний и перспективами карьерного роста. Кроме того, это серьезная заявка на продолжение научной карьеры и последующую защиту докторской диссертации.
Стоит ли бросать аспирантуру?
Желание бросить аспирантуру не всегда обосновано. Ряд трудностей можно решить после откровенной беседы с научным руководителем. У кафедры есть полномочия даже назначить нового координатора, если она сочтет это необходимым.
Еще одна причина, почему не надо бросать аспирантуру, – возможность взять академический отпуск. Тайм-аут позволит разобраться с семейными проблемами и расставить приоритеты.
Если с аспирантурой все-таки пришлось расстаться, защитить диссертацию можно позже, уже в качестве соискателя.
Итак, у обучения в аспирантуре есть свои плюсы и минусы. При наличии достаточной мотивации и упорства удается справиться с трудностями и стать обладателем ученой степени.
О состоянии современной аспирантуры. Что такое аспирантура, с чем её едят и какие изменения произошли в этой сфере в России в 2013-14 годах
Все про работу, да про работу, есть еще образование!)
Я думаю многие на этом сайте думают о поступлении в аспирантуру. Еще больше людей, как мне кажется, интересуется, а что же такое аспирантура, все таки это довольно закрытая область образования.
Срыв покровов из непосредственно аспирантуры осуществляет ваш специальный корреспондент, Maximuspapo4ka)
Начнем с главного.
Что же такое аспирантура? Это одна из ступенек высшего образования, между высшим образованием (дипломом) и докторантурой.
Как учиться в аспирантуре?
После вашего зачисления в состав аспирантов кафедры вы обязаны выбрать тему диссертации и научного руководителя. Обычно это происходит до сдачи экзаменов, студент выбирает профессора (или ВАКовского доцента, другие не могут брать аспирантов) и обсуждает с ним вопрос поступления.
После выбора и утверждения на кафедре темы исследования вам дают задание составить литературный обзор по теме исследования (то есть узнать, что уже исследовано в этой области в науке и что еще можно исследовать), а также на первом году обучения вы обязаны сдать два кандидатских минимума (опять таки иностранный и философия, но на этот раз философия науки) и один экзамен по факультативной дисциплине на выбор (педагогика высшей школы, применение компьютерного оборудования в преподавании и психология преподавания) и опубликовать одну статью.
На втором году еще два экзамена по факультативным дисциплинам и еще одну статью.
На третьем году обучения вы обязаны сдать кандидатский минимум по специальности, связанной с диссертацией, предоставить на кафедру черновик диссертации и подготовить работу к защите.
После окончания 3 лет обучения дается полгода на защиту диссертации в диссертационном совете.
Как видите, требования довольно серьезные, жесткие временные рамки и куча сложностей.
Сейчас на моем факультете учатся аспиранты третьего года обучения, которые до сих пор не определились с темой диссертации, не выпустили ни одной статьи и т.д. Многие из них не работают.
Как выбрать тему и руководителя?
Это наверное основная сложность в обучении в аспирантуре и на 75% определяет станете вы кандидатом наук или нет.
Во-первых, стоит выбирать тему исследования по разработанной тематике кафедры, либо руководителя, чтобы было необходимое оборудование, информация, чтобы вам не пришлось искать где делать анализы, придумывать самому что исследовать и т.д., потому что многие руководители просто дают тему от балды: «О, неплохо бы было исследовать высокотемпературный термоядерный синтез», не осознавая, что ни на кафедре, ни на институте нет соответствующего оборудования, а организации, в которых это есть берут деньги, которые вы будете платить из своего кармана.
Стоит заранее до мелочей обсудит с потенциальным руководителем тему диссертации, как вы будете ее прорабатывать, где и на каких условиях.
Заключение.
Как вы могли уже понять из моего рассказа, аспирантура не есть скопище светлых умов и надежды всея Руси на светлое будущее. Однако там можно учиться, стать кандидатом наук и увеличить свои шансы на карьерный рост и/или хорошую зарплату. Для этого следует помнить о следующих правилах:
1. Побеспокоиться заранее (за пару лет).
2. С умом подойти к выбору руководителя и темы исследования.
3. По возможности не работать (очень проблематично совмещать работу с аспирантурой, времени катастрофически не хватает)
4. Пахать.
Вот собственно и всё) Не занимайте чужие бюджетные места, если не намерены заниматься в аспирантуре)
Что такое аспирантура и с чем её едят… (ответы молодого к.т.н. на вопросы молодых аспирантов)
Давай подумаем — что еще может интересовать молодых людей, только что
закончивших универ и ставших аспирантами…
Данный текст был написан автором N-е количество лет назад в ответ на вопросы организатора e-mail рассылки для аспирантов.
> Дмитрий, ты подписан на рассылку для аспирантов «неважно-какая». Как ты оцениваешь её
> перспективы? Вопросов в ней довольно мало. Быть может, есть смысл привлечь
> большее число аспирантов и соискателей?
Ну что тебе сказать? Твой энтузиазм и инициатива похвальны.
Другое дело, что складывается впечатление, что эта рассылка целиком посвящена
вопросам философии. Конечно это не твоя вина – то, что тебя волнует, то ты и
пишешь — то и выкладываешь.
С другой стороны — кандидатские минимумы (КМ) именно это в основном и объединяет аспирантов, а специализация уже у каждого своя и ищет он по ней информацию сам…
Я тоже в первые два года аспирантуры занимался всем чем угодно, но только не
наукой (посещение занятий по философии, англ. и т.д. — не в счет.) Посему не
ты первый и не ты последний наступаешь на эти грабли.
У меня рядом тоже два аспиранта сидят — 80% своего времени они посвящают
философии и английскому.
С высоты моей колокольни я могу сказать, что философия это не основное и
через год после сдачи КМ ты не будешь помнить какое течение в философии
придумал Ман. Вообще на вашем месте я бы исследовал вопрос сдачи экзаменов
экстерном по всем КМ кроме английского — лишняя практика никогда не
помешает…
Но если выбить эту тему из твоей рассылки, то может встать вопрос — а о чем писать…
Давай подумаем — что еще может интересовать молодых людей, только что
закончивших универ и ставших аспирантами…
Первое — зачем люди идут в аспирантуру? (Кстати можешь задать такой вопрос
в рассылке!) Интересно узнать результаты…
Мои предположения такие:
1. Люди еще не сориентировались чего они хотят достичь в жизни и по инерции
продолжают идти по предлагаемой дороге обучения… (20%)
2. Некий практический интерес (60%)
— иногородние — зацепится и остаться в «Большом городе»
— избежать обязательного распределения
— получить отсрочку от армии
— выехать за границу
3. Сознательные — увлеченные наукой люди (таких единицы). (1-2%)
4. Что-то другое. (18%).
Могу сказать, что я и сам при поступлении не знал что такое аспирантура,
нафига она мне нужна и тем более не предполагал, что всю жизнь буду
заниматься наукой (правда про последнее и сейчас не уверен — но это уже из
области «Чем больше я знаю — тем меньше я знаю»).
А по сему по последней статистике одного научного учреждения академии наук
из всех аспирантов до конца аспирантуры доживают 30%, остальные 70% отсеиваются…
Подчеркиваю — не защищаются, а просто заканчивают аспирантуру без представления миру
результатов своей деятельности.
В вузах я думаю немногим лучшая ситуация и то лишь по тому, что там
талантливых студентов припахивают в научных целях уже начиная с 3-го курса
(я даже со второго пробовал. ) и требования к диссертации там пониже…
Итого побегав пару лет по занятиям (философия, англ. и др.) и пожив на одну
аспирантскую стипендию — большинство просто вымирает… Что и подтверждает
статистика… Я бы и сам наверное бы вымер если бы
не случайные совпадения — интересная тематика, возможность внедрить в
практику результаты (и соответственно поддержать штаны не отходя от темы),
пару интересных командировок за рубеж и еще кое-что…
А потом наступил некий перелом в сознании… Дело в том, что если постоянно
думать над какой то проблемой, то твои мозги перестраиваются физически…
Это доказано многими исследованиями…
При подготовке эксперимента, статьи, диссера и т.д. твой мозг все время
вынужден критически оценивать результаты как чужие, так и свои… (Здесь,
конечно, многое зависит от строгости требований твоего научного руководителя
и его подхода к твоему обучению )… Короче вырабатывается так называемый
критический склад ума… Может он, конечно, и с возрастом вырабатывается
тоже, но я более чем уверен что не у всех…
Ты начинаешь и в повседневной жизни задавать сам себе вопросы — а почему это
так а не иначе? А что бы было если? и так далее… В этом и состоит
главная ценность аспирантуры в частности и науки в целом как таковой. Это
сложно объяснить. Можно проиллюстрировать таким примером — закончив ВУЗ сможешь ли ты
объяснить своему однокласснику который после школы пошел на завод или
на рынок — что такое учеба в университете и что реально она дает? (Ты-то
реально чувствуешь как ты вырос в интеллектуальном плане по сравнению со
своим состоянием на выпускной). Думаю вряд ли у тебя получится так
убедительно, что он все бросит и засядет за учебники готовится к
поступлению… Тут аналогичная ситуация…
В связи с вышесказанным можно задать вопрос «Если я уже попал в
аспирантуру — то что мне с этим делать?»
Мой личный взгляд на эту ситуацию такой — Применять принцип сформулированный
Дейлом Карнеги (надеюсь имя знакомое, если нет рекомендую почитать)
«Если тебе достался лимон — сделай из него лимонад».
…
Итак, ты в аспирантуре — «You are in army now!» © Status Quo
Не важно, каким образом ты до этого дошел, важно что ты можешь в этой ситуации сделать…
Обычно первый год аспирантами занимаются мало, особенно если:
а) научный руководитель (НР) — большой ученый и такой же начальник. У него попросту на тебя нету времени…
Это вообще самый грустный случай… Ибо здесь твой девиз — «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих».
б) ты со своим научным руководителем и тематикой исследований познакомился за пару месяцев до поступления в аспирантуру.
Так тоже бывает. И достаточно часто — особенно в последние постперестроечные годы…
в) твой руководитель в постоянных разъездах. Особенно в длительных — от 3х месяцев до 1 года, командировках…
г) ты соискатель, или аспирант — заочник. И помимо твоих научных обязанностей ты должен отпахать на основной работе…
д) что-то иное…
Противоположной ситуацией (даже можно сказать идеальной ситуацией) является та, когда
а) ты познакомился с НР и начал работать над потенциальной темой твоей диссертации еще на 3 курсе.
б) ты писал и защищал не диплом, а научную работу…
в) к моменту поступления ты уже имеешь пару-тройку публикаций и выступлений на конференциях
г) тебя с разу же берут в лабораторию на 0.5 ставки м.н.с и сразу же подключают в пару-тройку проектов,
т.е. вопрос доп. заработка для сведения концов с концами у тебя не стоит… 🙂 (сорри за каламбур)
д) ты (тебя) бросил (бросили) всех (все)… девушек (девушки) на свете раз и на всегда и гормоны тебя уже больше не беспокоят
(честно говоря — очень печальный случай… никому выполнения этого пункта не желаю)…
е) ты изолирован от всех своих родственников и старых друзей…
ё) и вообще смысла жизни кроме как в науке у тебя уже не осталось… (и это в 20 с копейками лет… УЖАС. )
*Прим: Если у кого- то выполняются хотя бы первые три-четыре пункта из идеальной ситуации, то дальше можно не читать…
Итак, первый год, два, три (кому как не повезет ) ты предоставлен сам себе… И кроме как в сдаче КМ смысла в аспирантуре не видно…
Но, на самом деле аспирантура имеет и свои очень существенные плюсы…
1. Как я уже говорил — главный плюс — изменение угла зрения на круговорот вещей в природе…
2. Развитие способности связно излагать свои мысли на публике…
3. Развитие навыков самостоятельной работы…
4. Возможность сравнительно легко (по отношению к другим вариантам) поработать, попутешествовать за рубежом и соответственно посмотреть мир своими глазами, а не «глазами Сенкевича» (с) Г.Хазанов, или чьими-то еще…
Остановимся на плюсах чуть подробнее…
1. Изменение угла зрения…
Если у тебя это произошло (кстати это не обязательно должно! произойти просто по тому что ты ходил три года за стипендией и сидел на семинарах по философии… Тут вообще «никто никому ничего не должен» (с) моя жена :).
Кстати и обратное утверждение что это может произойти только благодаря аспирантуре (или науке) — не верно. Есть масса умных людей и без высшего образования которые видят как устроен мир и каким образом это можно использовать в корыстных или иных (благородных) целях. За примером далеко ходить не надо — «скажите как его зовут?» — «Бу. », тьфу, — «Бил», «Гейтс»…
Так вот если это у тебя произошло, то тебя начинает мучить разные нехорошие, можно даже сказать вредные для спокойной жизни мысли — «В чем смысл моей никчемной (пока!) жизни» и что-то типа «Если я такой умный, то почему я еще не такой богатый»…
Если превалирует первый вопрос — то ты волей не волей обречен на научную деятельность — писать статьи, книги и если повезет делать крупные научные открытия, вплоть до получения Нобелевской и иных подобных премий… Хотя, подозреваю, что настоящие научные гении этим вопросом не задаются и тщеславие (вроде оставления своего кучкообразного следа в истории) их не мучает…
Если больше волнует второй вопрос — то тут тебе прямая дорога в различного рода предприниматели, изобретатели и т.п. Кстати, если посмотреть по составу директората нынешних нормальных фирм (я не имею в виду, фирмы рода «купи-продай», а хотя бы что-то «сделай-продай»), то в подавляющем большинстве кто-то в верхушке научную степень да имеет… Кстати, к западным фирмам — это относится слабо — у них другая система подготовки кадров, да и ученых там кормят лучше (их второй вопрос почти не мучает), но в любом случае аббревиатура Ph.D. в анкете работника приветствуется…
Кроме, того, даже работая на какой-то фирме, ты уже сам можешь оценить свои перспективы до самой пенсии и работать на одну зарплату тебе уже как-то неуютно, хочется какой-то процент от положительного (вряд ли побочного 🙂 эффекта твоей деятельности… И в принципе ты реально представляешь, как этого можно достичь. Вопрос удастся ли тебе этого достичь — из другой оперы, мы ее тут пока не поем…
Но в любом случае по себе могу сказать, что «хорошая заноза сидит в заднице, товарищи» — хочется чесаться и бегать, бегать и чесаться с одной единственной целью — улучшения собственного морального самочувствия…
“И тебе это надо?” Правду люди говорят — все горе от ума.
2. Развитие способности связно излагать свои мысли на публике…
А публичное выступление для неподготовленного (ужас) и незакаленного человека мучение, стоящее на втором месте после страха о смерти…
Вспомни свою защиту диплома… Кстати пару дельных советов по преодолению этого страха можно найти у того же Карнеги…
В аспирантуре (или после — при подготовке диссера к защите) говорить ты будешь. Заставят. И правильно сделают… Ибо нечего позорить своих коллег на всякого рода конференциях, предзащитах, и тем более — на самой защите… Идеально, если каждый квартал тебя заслушивают на научных семинарах в твоем институте, лаборатории, группе и т.д. К сожалению, так бывает не всегда…
Но пару раз на конференциях ты выступишь обязательно… А лучше всего если конференция международная и ты должен выступать на вражеском тебе языке… Тут самое сложное не выступить — в конце концов, вызубрить всегда можно, а после выступления на дискуссии перевести и врубиться в смысл задаваемых тебе вопросов и желательно сильно не заикаясь дать более или менее подходящий ответ в отведенные 5 минут…
Чем ближе к защите, тем больше выступлений тебе придется делать… И тем спокойнее они для тебя начнут проходить… Хотя остаточные явления волнения и будут присутствовать, но переносить тебе их будет уже намного легче…
Кроме того, ты поймешь что такое «отвечать за свои слова» в буквальном смысле этих слов… Ибо наука не терпит неточностей, и за каждый неправильно употребленный термин либо ты сам будешь чувствовать себя идиотом, либо тебе об этом тонко намекнут…
Волей не волей, но все это вырабатывает привычку задумываться над своими словами и в обычной жизни… Что, в принципе, есть хорошо…
Плохо то, что ты автоматом задумываешься и над чужими словами… И твоя репутация автоматом катится к понятию «зануда»…
«И вам-таки это надо?» (с) некий Рабинович.
4. Поездки по миру, в том числе и за рубеж…
Как ни странно, но наиболее лояльно во всем мире относятся именно к ученым… Отношение отчасти сходное к чувствам, вызываемым неким неполноценным от природы субъектом. Что, наверное, соответствует истинному положению вещей, ибо теоретически настоящий ученый — не от мира сего, а практически — процент людей с различного рода физическими и психическими отклонениями в науке как в отрасли, наверное, один из самых высоких…
Так вот, начнем с того, что по приглашениям на семинары, конференции, работу от университетов и иных научных организаций из-за рубежа некоторые посольства вообще не берут пошлину за визу (например, Германии), а подавляющее большинство других берут в несколько раз меньше. Во-вторых, открывают тебе эту визу с минимальными временными и прочими издержками… Для примера, обратная ситуация — обращение в посольство молодого человека за визой с целью попутешествовать по стране назначения автостопом…
Вариантов различных конференций по твоей тематике и не очень — не просто много, а очень много… Где хочешь, и когда хочешь — и на Канарах, и на Гаваях и в прочих курортных и не очень местах. Было бы желание и возможности. У буржуев вообще широко распространена практика совмещения полезного с приятным и во время конференций атмосфера самая дружелюбная и располагающая…
Если ты действительно пахал и что-то заслуживающего внимание наковырял, то твои труды рано или поздно оценят. На тех же конференциях ты познакомишься с массой людей — полезных и не очень. С кем-то у тебя заведутся контакты… Но это скорее правило для любой профессиональной среды — специалисты в одной области обычно друг друга если очно и не знают, то о существовании конкурентов точно представление имеют…
А дальше — мир у твоих ног. Хочешь — работай в международном коллективе над общей проблемой, консультируясь по е-мейлу. Хочешь — ищи варианты на стажировки от месяца до трех. Можешь поступить в западную аспирантуру если здесь не судьба.
После защиты вариантов попутешествовать и поработать обычно больше, но здесь имеют место уже иные факторы — семья, ребенок, старики родители и т.п.
Ну и если брать крайний вариант — оставление нашей хмурой Родины на совсем, то можно, по крайней мере, “сориентироваться на местности”, где тебе больше нравится и где на тебя больший спрос. Хотя бы в глобальном смысле…
Хотя по своему опыту могу сказать, чем больше узнаешь о реалиях забугорной жизни тем меньше желание там надолго оставаться. В конце концов булка хлеба с маслом, и даже может быть и с икрой (кому как повезет) — не есть самое главное в жизни…