какую причину сказать при увольнении с работы
Причины увольнения с работы по собственному желанию
Основные причины увольнения по собственному желанию:
Все обстоятельства необязательно указать в заявлении.
Причины уйти с работы
Даже если повод для увольнения не понравится работодателю и он не признает его уважительным, он обязан уволить работника с даты, указанной в заявлении. Заявление подают за две недели до желаемой даты. Отказать в уходе по собственному желанию работодатель не имеет права. Но передумать вправе и сам сотрудник, у него для этого есть две недели так называемой отработки. В течение этого периода ему разрешено отозвать свое заявление по собственному желанию. Но бывают ситуации, когда обстоятельства расторжения трудового договора по инициативе работника обязывают работодателя не ждать 14 дней, а сразу оформить разрыв трудовых отношений и рассчитать сотрудника.
Когда можно уволиться по собственному желанию без отработки
В статье 80 ТК РФ приведены причины для заявления на увольнение, позволяющие не предупреждать работодателя за 14 ней. Их всего три:
Перечень является открытым, поскольку законодатель заканчивает его фразой «и другие причины». Возникает вопрос, можно ли в заявлении на увольнение по собственному желанию указать причину для увольнения без отработки, попадающую под этот пункт? Верховный суд в постановлении пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 указал, что таким уважительным поводом является и направление супруга работника на работу за границу или к новому месту службы, в том числе в Российской Федерации. Впоследствии Минтруд многократно разъяснял, что не запрещено уйти без отработки по состоянию здоровья или в связи с необходимостью ухода за заболевшими недееспособными родственниками, включая детей-инвалидов.
Если сотрудник хочет избежать отработки по основаниям, прямо предусмотренным законодательством, или по согласованию с работодателем, он должен знать, какую причину указать при увольнении, и подтвердить ее документами. Вот так выглядит образец заявления о прекращении трудового договора в связи с выходом на пенсию:
Аналогично указывают поступление на очное отделение вуза или перевод супруга в другой город.
Развод с сотрудником: как уволить без ошибок и обид
Причин, по которым руководитель может быть вынужден расстаться с одним из своих сотрудников, существует множество. Но в этой статье мы не будем останавливаться на юридических аспектах процесса: для увольнения сотрудника нужны серьезные основания — будем считать, что они у вас есть и действуете вы строго в соответствии с Трудовым кодексом, к чему и призывает HeadHunter. Осталось построить правильный процесс коммуникации. Это важно для всех руководителей, которым по роду своей деятельности приходится проводить ротацию или оптимизацию в своем отделе.
Если подчиненный — это последний человек, который узнал о своем увольнении, то в первую очередь нужно уволить его руководителя (если только речь не идет о непредвиденном сокращении).
Задача руководителя — обеспечить эффективную работу вверенного ему подразделения. Естественно, работа выполняется руками подчиненных. Вне зависимости от стиля управления, грамотный менеджер обязан:
Остальные функции управления — мотивация, развитие, предварительный и промежуточный контроль и другие — варьируются в зависимости от уровня развития подчиненных. Адекватный руководитель, который действительно недоволен результатами работы сотрудника, а не просто хочет свести личные счеты, регулярно говорит об этом подчиненному и работает над исправлением ситуации. Если терпение руководителя приблизилось к точке невозврата, он должен четко проговорить: «Либо ты работаешь по правилам компании, либо тебе придется найти более подходящую организацию». И тогда беседа об увольнении не будет звучать как гром среди ясного неба, сотруднику будет легче принять эту новость, и ощущение несправедливости, из-за которого бегут жаловаться в различные организации, можно будет минимизировать.
Как же проводить саму беседу? Итак, сначала рассмотрим основные правила проведения беседы об увольнении, а потом пошаговый алгоритм.
Проводить беседу об увольнении с сотрудником должен непосредственный руководитель, а не менеджер по персоналу. У многих руководителей существует соблазн снять с себя эту неприятную задачу. Но это неуважение и к подчиненному, и к сотруднику службы персонала. Инициатор расторжения трудовых отношений — руководитель, поэтому именно он должен объясниться с сотрудником.
Письменные уведомления высылают только после личной беседы. Письменная коммуникация лишена эмоциональной окраски, мы сами приписываем ее тексту. А так как официальный язык слишком сухой, да еще и новость неприятная, ситуация, когда мы об увольнении сообщаем только через письмо, будет восприниматься сотрудником как плевок в душу. Поэтому сначала личная беседа, а письменное уведомление — как памятка, а также для соблюдения официальных процедур — высылается после.
Сколько?
Продолжительность беседы об увольнении ориентировочно составляет 15–20 минут. Меньше не получится: вы убедитесь в этом, когда познакомитесь с алгоритмом. Больше — это уже несколько иной жанр: например, сеанс психотерапии или коучинга.
Когда?
Лучше сообщить сотруднику об увольнении тогда, когда вы приняли это решение. Руководители часто грешат затягиванием принятия решения или, скорее, его реализации. Как и в семье: чувств уже нет, каждый живет своей жизнью — семьей это не назвать, но и развестись жалко. Ведь столько лет вместе, а «за дверью» могут быть и худшие варианты: этот плохонький, но свой, как чемодан без ручки — и нести неудобно, и выкинуть жалко.
Некоторые специалисты рекомендуют проводить беседу в пятницу, в расчете на то, что человек на выходных немного успокоится. Если же решение у вас созрело в понедельник, то тянуть до пятницы нет смысла, это только накалит обстановку в отделе. Желательно беседу провести в конце рабочего дня — может, даже немного задержать сотрудника на работе. Это позволит уволенному в растрепанных чувствах не встречаться с коллегами, спокойно собраться без шушуканья за спиной, а главное, не выплескивать на них свои эмоции и не обвинять вас во всех грехах.
Как провести разговор
1. Сразу переходите к цели.
В начале беседы не затягивайте разговоры о погоде, природе и семье — в контексте увольнения это выглядит цинично.
2. Сообщите причины увольнения.
Опирайтесь на факты трудовой биографии, которые привели к этому решению, а также на предыдущие совместные усилия по изменению ситуации и договоренности, которые не были выполнены со стороны сотрудника. Именно на этой стадии могут возникнуть разногласия: сотрудник может быть не согласен, обвинять вас, обстоятельства, просить войти в его положение. Вам, как руководителю, важно выдержать правильный тон беседы — без нападок, раздражения, агрессии, попыток эмоционально доказать во что бы то ни стало свою правоту.
3. Поддержите увольняемого.
Постарайтесь избегать избитых фраз вроде: «Я вас понимаю». Здесь не может быть универсальных фраз, все сотрудники разные, и вам лучше знать, какие слова подобрать. Эмоциональный интеллект вам в помощь.
4. Обсудите дальнейшие действия.
Что сотрудник должен делать дальше: собирать вещи и увольняться одним днем или передавать дела? Может ли он в течение двух недель отработки отпрашиваться на собеседования? Этот этап разговора позволит переключить сотрудника с эмоций на рабочие вопросы. Часто бывает, что увольняемый в этот момент не может полностью сосредоточиться, поэтому по итогам разговора договоритесь прислать ему электронное письмо-памятку.
5. Предложите помощь.
Об этом часто забывают или даже не понимают, какую помощь можно оказать. На Западе активно применяется аутплейсмент среди компаний, которые дорожат своей репутацией как работодателя.
Аутплейсмент — это метод лояльного увольнения. Важно не испортить отношения при увольнении и помочь сотруднику найти новое место работы. Помогите увольняемому разработать стратегию поиска работы. Ему наверняка помогут советы менеджеров по подбору персонала: как правильно составить резюме, где и как искать новую работу, список рекрутинговых агентств, возможность потренироваться в прохождении собеседования в ролевых играх с предоставлением обратной связи.
Увольнение подчиненных — это не дуэль и не точка сведения счетов. Это история неоправданных надежд, крушения планов на будущее и падения самооценки, это стресс не только для подчиненного, но и для руководителя. Отсюда неоправданные эмоции: злость, обида, депрессия. Относитесь к сотрудникам с заботой, и вы сможете избежать судебных разбирательств, ведь Трудовой кодекс РФ всегда на стороне сотрудника, и расстаться с ним можно только договариваясь.
«Почему вы ушли с прежней работы?» — как не стоит отвечать на этот вопрос
На собеседовании могут поинтересоваться причинами увольнения не только с последней вашей работы, но и со всех предыдущих, указанных в резюме. А если вы работаете сейчас, то будьте готовы не только к вопросу «Чем вас привлекла наша вакансия?», но и к вопросу «Почему вы в поиске — что вас не устраивает на нынешнем месте?».
За формулировкой «По собственному желанию» может скрываться что угодно — от конфликтов с коллегами до расставания «по-хорошему» с неэффективным или токсичным сотрудником. Рекрутеры, конечно, не ждут от соискателей искренности в таких случаях. Они скорее надеются вычислить «опасного кандидата» по реакции на вопрос. Плюс постараются разузнать о вас из других источников.
Если «меня ушли по-хорошему» — не ваша история, все равно важно продумать варианты ответа на вопрос о причинах увольнения. Некоторые ответы, которые кажутся вам вполне естественными с точки зрения обиженного экс-сотрудника, в глазах потенциального работодателя характеризуют вас не с лучшей стороны. И уж точно стоит подумать о корректных формулировках: рассказать о причинах ухода без обиняков другу — совсем не то же самое, что потенциальному новому работодателю.
Как не стоит отвечать на вопрос «Почему вы решили поменять работу?»
Если вы по натуре дипломат, то и без наших советов не допустите подобных формулировок. Но, если привыкли рубить с плеча, проявите сдержанность и будьте аккуратны в выражениях. Любые резкие формулировки в адрес бывшего работодателя покажут, что лояльности от вас ждать не приходится, а значит, однажды вы то же самое можете сказать про нового работодателя. Всем компаниям небезразлично, что говорят о них «бывшие», потому что это может отпугнуть новых кандидатов.
«Невозможно работать в этом гадюшнике! Одни сплетники и лентяи!»
Даже если вам действительно не повезло с коллегами и культура общения в компании оставляла желать лучшего, не надо сообщать об этом прямолинейно. Во-первых, потенциальный работодатель не знает, насколько ваша оценка объективна. Вдруг ваша бывшая компания славится душевной атмосферой? Тогда именно вы покажетесь неуживчивым и конфликтным. Не бывает так, что все вокруг плохие и только вы — в белом пальто. Человеку, который не смог сработаться ни с кем из коллег, будет непросто в любом коллективе. Во-вторых, слушая ваш ответ, рекрутер подумает, что однажды вы начнете рассказывать нечто подобное о том месте, куда устраиваетесь сейчас.
Как можно. «В коллективе, к сожалению, сложилась нездоровая атмосфера, и это серьезно осложняло работу». Но так стоит говорить, только если это не ваши фантазии, из компании действительно то и дело сбегали сотрудники (рекрутер может разузнать по своим каналам), лично вы к образованию такой атмосферы непричастны, а стали ее заложником (о вас ведь тоже могут спросить ваших экс-коллег). Например, так бывает из-за длящегося конфликта между двумя «кланами», от решения которого руководство и HR-служба устранились.
Называя эту причину, важно выбирать тактичные выражения, избегать эмоциональной окраски и деталей, тем более не переходить на личности. Если ваш собеседник настойчиво интересуется подробностями, скажите что-то вроде: «Извините, я считаю неэтичным выносить сор из избы». Так вы и насчет истинной причины не солжете и покажете, что не намерены вредить бывшему работодателю, несмотря ни на что.
Идеально, если кто-то из экс-коллег готов дать вам хорошую рекомендацию и конфиденциально подтвердить, что ситуация там была действительно непростая.
«Денег там мало платили. Да ну, за такие копейки горбатиться!»
Разумеется, труд должен оплачиваться достойно. Но что скрывать — все работодатели мечтают о сотрудниках с «горящими глазами», которые работают не только ради денег, но и от души. Даже если речь не о творческой работе, а о торговле кондиционерами, например. Кандидатов, которые готовы «переметнуться» ради прибавки в 5–10% от их прежней зарплаты, стараются избегать: обычно такие люди всегда в поиске, а значит, и с нового места сбегут, едва на горизонте замаячит хотя бы чуть-чуть более выгодное предложение.
Как можно. Если зарплата была не просто ниже, чем вам хотелось бы, а ниже рыночного уровня для ваших специальности, должности и региона и ваш работодатель не мог изыскать ресурс, чтобы ее повысить, то переход туда, где зарплата в рынке, — нормальная история.
Если количество поручаемых вам задач постоянно росло, вы отлично с ними справлялись, а насчет повышения зарплаты вас лишь кормили обещаниями, но так и не выполнили их, это тоже понятная и уважительная причина.
«Регулярно приходилось перерабатывать! А я не из железа!»
Разумеется, вы не обязаны без доплат работать каждый день до ночи, посвящать работе выходные и отказываться от полноценного отпуска. Но постоянные переработки — довольно скользкая причина для увольнения. Как интервьюеру понять: на вас действительно повесили слишком много обязанностей или вы просто не справлялись с вполне обычным объемом, потому что не умеете себя организовать? Еще есть категория хронических трудоголиков, и работодателям они, вопреки стереотипам, невыгодны.
Наконец, что для вас значит «регулярно перерабатывать» — засиживаться допоздна каждый день? Или задерживаться раз-два в неделю на пару часов, если возникла такая необходимость? Или переживать авралы раз в несколько месяцев (в горячий сезон), притом что остальное время у вас «сонное царство»? Второй и третий варианты — нормальная ситуация во многих компаниях или специфика отдельных отраслей бизнеса, и там вас не поймут, если вы назовете это переработками. Бывают и такие профессиональные сферы, где даже первый вариант — увы! — фактически норма, поэтому наивно искать другие условия, не меняя этой профобласти.
Как можно. «Мой функционал был рассчитан минимум на двоих, мой шеф это понимал, но компания, к сожалению, за столько-то времени не смогла найти ресурс, чтобы расширить штат».
Называя эту причину, будьте готовы подробно рассказать, из чего складывался ваш функционал, сколько задач и какого объема вы выполняли в месяц, в неделю, в день, как вы пытались оптимизировать этот объем и как часто обсуждали проблему с руководством.
Только так ваш собеседник сможет понять, что причина переработок — не в вашей личной неэффективности, а в том, что работы действительно было слишком много для одного. Идеальный вариант, если вы расстались с экс-начальником по-хорошему и он может вас отрекомендовать, подтвердить ваши слова про объем работы и отсутствие у компании возможности взять еще человека.
Еще один уважительный вариант: вы долгое время мирились с огромным объемом работы, потому что вас это устраивало, но теперь у вас изменились обстоятельства (например, семейные), а на прежней работе нет возможности перестроиться на нормальный режим. Только говоря о новых обстоятельствах, дайте понять, что они не вынуждают вас работать вполсилы — просто жить на работе вы уже не готовы.
«Я не собираюсь ждать повышения годами!»
Здоровые амбиции — это хорошо. Но только если они выросли не на пустом месте. Человек, который «ждет повышения», но не может объяснить, почему считает, что готов к нему и в чем конкретно он перерос свой привычный функционал, производит впечатление инфантила, которому что-то должны только потому, что он отработал в компании энное количество времени. Тем более такое впечатление создается, если человек явно в обиде на то, что вместо него повысили кого-то другого, кто пришел в компанию гораздо позже.
Как можно. «Я перерос(ла) свой привычный функционал, но там не было возможностей ни для роста вверх, ни для участия в смежных проектах». Но надо понимать, что этот ответ уместен, только если вы проработали в той компании по крайней мере пару лет и действительно можете похвастаться результатами.
Обоснуйте, почему вы готовы к более сложным задачам и большей ответственности. Например, вы стали справляться с привычными задачами в два раза быстрее, придумали, как повысить эффективность всего отдела, легко выдавали KPI выше, чем у коллег.
И еще: если вы считаете, что достойны более сложного функционала и более высокой должности, то странно устраиваться на функционал и должность, аналогичные тем, какие у вас были на прежнем месте. Значит, вы должны претендовать на должность выше или объяснить, почему вам кажется, что функционал здесь богаче, чем на старом месте, и возможностей для быстрого роста больше.
«Ой, там был такой бардак!» («Такое болото!»)
Да, бывают такие организации, из которых хочется убежать, едва там очутившись. Но если вы отработали там довольно долго, то вас непременно спросят, почему же вы не ушли сразу, как только поняли, что там «всё ужасно». Не сможете — вас заподозрят в лукавстве.
Кроме того, будьте готовы к вопросу о том, что конкретно вас не устраивало в рабочих процессах (например, слишком долгая процедура согласования мельчайших решений) и что вы лично пытались сделать, чтобы их наладить. Если замнетесь, интервьюер сделает вывод, что вы обычный критикан — тип людей, которым нравится всё ругать.
Как можно. «Мне хотелось более творческого и менее формального подхода к работе, я люблю эксперименты, а мои бывшие коллеги этих стремлений не разделяли, и я нашла компанию единомышленников». Это вполне уместное объяснение, если вы переходите из крупной компании в маленький стартап, из госструктуры — в бизнес и так далее.
Отвечая так, поясните на конкретных примерах, как вы вынуждены были решать те или иные задачи на старом месте и как вы решаете (или предполагаете решать) похожие задачи с более творческим подходом.
«В организации было много бюрократических процедур, мне приходилось слишком много рабочего времени тратить на то, чтобы их преодолеть, вместо того чтобы заниматься своими непосредственными функциями. Мне хотелось бы больше времени тратить на основной процесс, чем на его формальное сопровождение». Эти слова тоже лучше проиллюстрировать конкретикой.
«Шеф был самодур, всех третировал. Как с таким работать?!»
О бывшем начальнике — или хорошо, или никак. Даже если он действительно — крайне токсичная личность, об этом знает весь профессиональный круг, а вас до сих пор трясет при одном воспоминании о нем. Ничего не поделаешь — профессиональную этику никто не отменял.
Как можно. «Я обычно неплохо лажу с людьми, но здесь был исключительный случай — мы не сработались с бывшим шефом».
Говорить об этом стоит, только если ваше увольнение проходило бурно и вы понимаете, что рекрутер может легко узнать об этом. Называя такую причину, соблюдайте три важных правила:
Но неправильно пенять на сложный характер шефа, если в конфликте с ним вы тоже проявили себя не лучшим образом и понимаете это. Велика вероятность, что рекрутер все равно это выяснит. Скажите, что то переживание послужило вам отличным уроком, скорректировало вашу шкалу ценностей и теперь вы не допустите, чтобы эмоции одержали верх. Хорошая фраза: «Иногда, наверное, нужно пройти через такое испытание, чтобы понять смысл слова «профессионализм»».
Еще несколько достойных причин увольнения
Смена команды. Бывает, у компании меняются собственники и (или) топ-менеджеры и это сопровождается постепенной заменой команды — новые руководители приводят своих, а «ветеранов» не воспринимают. Кардинально меняются стиль руководства, внутренние процессы, стратегия бизнеса, и в новых непривычных условиях тем, кто работает в компании давно, становится некомфортно или неинтересно.
С этим явлением все знакомы, так что вам достаточно будет кратко пояснить, что произошла смена топ-менеджмента и в компании всё сильно изменилось. В остальном пригодятся те же советы, что и для случая, когда вы ушли из-за «шефа-самодура» или из «бардака» и «болота».
Правда, есть нюанс: при такой причине увольнения вам особенно важно доказать свою эффективность — рассказать про свои рабочие достижения. Иначе может сложиться впечатление, что новый руководитель от вас избавился как от неэффективного «наследия» своего предшественника.
Компания не сдержала обещаний. Тоже, к сожалению, история, многим знакомая. Она хорошо объясняет причину недолгой работы на одном месте: например, обещали одну зарплату, а по факту она оказалась другой, вы имели в виду оформление по трудовому договору, а вам предложили подряд и черную зарплату, или рабочие обязанности в реальности сильно отличались от того, о чем договаривались. Но правило «меньше эмоций и осторожнее в формулировках» действует и в этом случае.
По личным обстоятельствам. На самом деле это одна из самых частых причин увольнения, которую называют как бывшему работодателю, так и потенциальному новому, когда не хотят говорить об истинных мотивах. И рекрутеры об этом прекрасно знают. Чтобы разубедить интервьюера в том, что личные обстоятельства — всего лишь прикрытие настоящей причины, объясните их, насколько это возможно, без особых подробностей частной жизни. Например, в связи с переездом вам стало очень неудобно добираться до работы.
Разошлись в видении дальнейшего развития. Это причина, которую довольно часто называют уволившиеся руководители любого уровня, от линейных до высшего менеджмента. Действительно, так бывает: вы видите одну стратегию развития компании или отдела, бизнеса, а вышестоящий руководитель — совсем другую. Ваш экспертный уровень не позволяет вам становиться проводником чужих идей, с которыми вы не согласны.
Это нормальная и достойная позиция руководителя. Но есть два нюанса. Первый: важно показать, что вы не просто «самый умный», а ваша позиция — не из серии «я художник, я так вижу». Объясните, что ваше мнение базировалось на серьезных аргументах и вы старались их отстоять перед руководством, а не просто хлопнули дверью.
Второй нюанс: «разошлись в видении стратегии» — часто красивая обертка, за которой скрывается увольнение неэффективного руководителя. Вам надо хорошенько подготовиться к разговору, чтобы убедительно презентовать свои успехи на старой должности.
Вам сделали интересное предложение. Попросту — вас схантили, хотя вы не искали на тот момент работу (новый работодатель сам вас нашел). Но тут придется объяснить, чем вас так привлекло то предложение. Лучше говорить о более интересных задачах, чем о зарплате. Помните, что тех, кто соблазняется незначительными прибавками, предпочитают избегать.
Вы узнали о вакансии в компании мечты. Вас всё устраивало на прежней работе, и вы не искали новую, но случайно узнали о вакансии в компании, в которую давно мечтали попасть, потому что… Дальше — подумайте сами. Этот вариант успешен, когда он искренний.
Ваши права при увольнении
Этот материал обновлён 13.09.2021
Это второй выпуск новой рубрики «Ваши права». В прошлый раз мы рассказали о ваших правах на работе. Теперь — о том, на что вы имеете право при увольнении. Все это действует, только если вы были оформлены по трудовому договору.
Уволиться можно по своей инициативе, по инициативе работодателя, в том числе из-за сокращения штата или ликвидации организации, или по соглашению сторон. В зависимости от этого предусмотрен разный порядок уведомлений и суммы выплат.
С этими выплатами много нюансов, но общие правила надо знать, чтобы не потерять деньги, время и работу. Важно: в статье ниже приведены только общие случаи. Когда появляются нюансы, обращайтесь за квалифицированной помощью к юристу.
К сожалению, не все работодатели соблюдают ваши права при увольнении и даже не все их знают. Теперь вы им можете об этом напомнить. Распечатайте плакат и прочитайте, как получить максимум при увольнении.
Скачать плакат для печатиPDF, 815 КБ
Право на увольнение по собственному желанию
Зачем. Никто не может заставить вас работать, если вы не хотите. Главное — заранее предупредить работодателя и отработать положенное время. Если вам не нравится работа, не устраивает зарплата или не подходят условия, вы имеете право уйти.
Как реализовать. Если хотите уволиться, напишите заявление в свободной форме. Один экземпляр с отметкой оставьте себе.
Предупреждать об увольнении нужно заранее. В общих случаях заявление нужно писать за две недели до ухода с работы — в этот срок входят выходные и праздничные дни. Иногда сроки для увольнения меньше:
О своем увольнении нужно предупреждать за 2 недели.
День подачи заявления в срок не засчитывается. Отработка начинается со следующего дня. Если не отработать положенный срок и просто уйти, могут уволить за прогул.
Если дата увольнения не наступила, заявление можно отозвать. Но иногда работодатель может после этого и не оставить вас на работе: например, если нашли замену и на вашу должность переводят сотрудника из другой организации.
Право получить зарплату за отработанное время
Зачем. Если вы захотели уволиться или даже если вас увольняют за прогул, зарплату обязаны выдать полностью. Это деньги за вашу работу, независимо от причин ухода. Время отработки до увольнения тоже оплачивается.
Как реализовать. Зарплату при увольнении считают как при обычной работе, со всеми надбавками и премиями. В день увольнения вам должны отдать всю сумму. Попросите расчетный листок, чтобы разобраться, что за деньги вам заплатили и сколько налога удержали. Если работодатель не отдал все деньги или кормит завтраками, напомните о материальной, административной и уголовной ответственности за задержку зарплаты.
компенсация за задержку зарплаты в день при ставке ЦБ 7,75%
Право на компенсацию за неиспользованный отпуск
Зачем. У вас есть право на ежегодный оплачиваемый отпуск. Но если по каким-то причинам вы отгуляли не все дни, при увольнении можно забрать деньги за это время. Причем не только за последний год, а вообще за все дни, которые накопились за время работы. Выплатить эту компенсацию — обязанность работодателя. От причины увольнения она не зависит.
Как реализовать. Проверьте расчетный листок в день увольнения. Компенсацию должны выплатить вместе с зарплатой. Посчитайте, сколько дней отпуска вы не использовали. Проверьте или попросите объяснить, как вам считали средний заработок. Если вам насчитали компенсацию не за все время работы, напомните о разъяснениях Конституционного суда, штрафах, процентах и моральном ущербе.
Право на выходное пособие
Зачем. Есть обязательное выходное пособие: его платят при сокращении или ликвидации. Это средний заработок за месяц. Выходное пособие за две недели должны заплатить, если увольняться приходится из-за изменений трудового договора, ухудшения здоровья, призыва в армию, невозможности переезда или когда на этой должности восстановили прежнего работника. Если у вас договор меньше чем на два месяца, обязательного выходного пособия не будет. И если закрылся работодатель-ИП — тоже.
Еще пособие могут заплатить, если такая компенсация есть в трудовом договоре — то есть если работодатель сам так захотел.
Как реализовать. Изучите трудовой или коллективный договор: есть ли там что-то про выходные пособия. При увольнении правильно оформляйте причину. Если вас сокращают, не пишите заявление по собственному желанию. Если вам предлагают переезд по работе, тоже не пишите по собственному без указания причины, а то потеряете право на компенсацию. Если вам положено такое пособие, проверьте, за какой период вам его выплатят. Деньги должны выдать в день увольнения.
Право на сохранение среднего заработка
Зачем. Это компенсация на время, пока вы не найдете работу, если вы лишились работы по не зависящим от вас причинам. Если вас уволили по сокращению штата или из-за ликвидации компании, работодатель обязан сохранить вам средний заработок на время поиска работы, но не более чем на два месяца. Если встать на учет в службе занятости, могут сохранить и на третий. Выходное пособие в размере зарплаты за месяц засчитывают в эту сумму, а не добавляют к ней.
Как реализовать. Правильно оформляйте увольнение. Если вас сокращают, это не увольнение по собственному желанию. Если вы напишете заявление о том, что уходите сами, — выплаты не будет. Если вас уволили по сокращению или ликвидации, сразу встаньте на учет в службе занятости. Если работа не найдется, возьмите справку и предъявите ее работодателю, чтобы получить деньги за третий месяц без работы.
Сохраненный средний заработок можно получить, если подать заявление работодателю не позднее 15 рабочих дней по окончании второго или третьего месяца соответственно. Пропустите этот срок — работодатель не заплатит. Но даже если работник обратился своевременно, часто при ликвидации деньги не отдают. Смело пишите жалобы: сначала работодателю, потом в инспекцию по труду или прокуратуру.
Право на компенсацию при увольнении раньше срока
Зачем. Если работодатель предупредил вас об увольнении такого-то числа, но увольняет раньше, вы имеете право на компенсацию. Это работает, когда работников увольняют, например, из-за того, что фирма закрывается или нужно сократить штат.
Обычно об увольнении предупреждают за два месяца и все это время платят зарплату. Но иногда увольняют раньше. И тогда вам должны выплатить средний заработок за то количество дней, которое осталось до первоначальной даты увольнения.
Как реализовать. Если вы узнали о ликвидации или сокращении, следите за уведомлениями. Вас должны письменно и официально предупредить, что через два месяца придется уволиться. Устные договоренности не в счет. Если уволят раньше — так можно, но только с выплатой среднего заработка до конца срока в предупреждении.
Проверяйте расчетные листки, ходите на работу до даты увольнения, а если предложат уволиться раньше — требуйте компенсацию. Оценивайте ситуацию: иногда выгоднее уволиться и встать на учет в службе занятости, чтобы получать пособие по безработице, чем ждать выплат от работодателя-банкрота.
Право остаться на работе при сокращении
Зачем. Когда работодатель сокращает штат или численность, он увольняет людей не как захочет, а должен выяснить, у кого есть право остаться на работе по разным обстоятельствам. Например, это сотрудники с высокой производительностью и квалификацией. Если эти характеристики оценить нельзя или у всех они одинаковые, берут другие критерии.
Оставить на работе должны семейных с детьми, единственных кормильцев с доходом, получивших травму или болезнь из-за работы, некоторых инвалидов. А есть работники, которых вообще нельзя сокращать: например, беременные или матери-одиночки.
Как реализовать. Если вас хотят сократить, разберитесь, нет ли у вас права остаться на работе: какие есть особые льготы, кто еще работает на таких должностях, кого хотят оставить вместо вас. Если есть право остаться или вас вообще нельзя уволить по сокращению, добивайтесь своего. Инспекция по труду, профсоюз, прокуратура и суд вам в помощь.
Увольнение без учета преимущественного права и запретов грозит работодателю штрафом и уголовной ответственностью. А вас восстановят на работе, выплатят деньги за вынужденный прогул и моральный ущерб.
Право забрать трудовую книжку с правильной записью
Как реализовать. Трудовую книжку или справку СТД-Р должны выдать в день увольнения — то есть в последний день работы. Проверьте, что написано в трудовой книжке или справке СТД-Р об увольнении: даты, формулировки, номера пунктов и статей трудового кодекса. С этим все строго, никакой самодеятельности. Если что-то не так, требуйте внести исправления: имеете право.
Если работодатель не отдает трудовую книжку или сведения о трудовой деятельности и вы из-за этого не можете устроиться на новую работу, можно требовать компенсацию — средний заработок за каждый день задержки. Но тут придется собирать доказательства. Даже если не получится взыскать компенсацию в свою пользу, пригрозите работодателю жалобой и штрафом.
штраф за задержку выдачи трудовой книжки
Право получить справки о доходах и взносах
Зачем. Пока вы работали, у вас удерживали налог на доходы и платили за вас страховые взносы. Все это важно после увольнения: доход — для службы занятости, кредитов, новой работы и вычетов, а взносы — для пенсии.
Как реализовать. Напишите заявление, чтобы вам выдали справки и копии приказов — все, что связано в вашей работой и содержит ваши данные. Можно просить копию приказа о приеме на работу, переводе на другую должность, справку о доходах, взносах и среднем заработке. Если потеряли трудовой договор, попросите копию.
Проследите, чтобы документы были правильно заверены. Если вам не выдадут документы, ссылайтесь на статьи 5.39 и 5.27 КоАП РФ: за это работодателя могут оштрафовать. А если из-за задержки справок вы не можете получить пособие, с работодателя можно взыскать свои убытки.