какую повесть написал а с пушкин в 1830 году
Болдинская осень Пушкина
Болдинская осень 1830 года подарила русской литературе лучшие произведения А.С. Пушкина. Интересно, что случилась она совершенно случайно – занимаясь подготовкой к свадьбе с Натальей Гончаровой, поэт поехал в Болдино, чтобы решить некоторые финансовые вопросы, и намеревался пробыть там самое большее неделю, однако вспышка эпидемии холеры вынудила его остаться в селе почти на всю осень. Так случилось, что именно эти три месяца стали самыми плодотворными для его творчества. Феномен Болдинской осени в творчестве Пушкина удивителен соотношением количества созданных текстов и сроков их написания – Александр Сергеевич создавал одно произведение за другим с невероятной быстротой. Такое вдохновение радовало поэта, и он не упустил возможности его использовать. В Болдино Пушкин осваивает самые разные жанры и формы, экспериментирует с лексикой, сочетает народные и литературные формы. К сожалению, многое из начатого и запланированного в Болдино Пушкину в дальнейшем не удалось закончить и реализовать.
В Болдино было написано около тридцати стихотворений, среди них – «Бесы», «Элегия», «Моя родословная». Кроме того, здесь был закончен роман в стихах «Евгений Онегин» и написана поэма «Цыганы». В общем тематика стихов болдинского периода сводится к воспоминаниям о прошлом и впечатлениям от настоящего. Кроме того, именно здесь Пушкин начинает пробовать себя в народных жанрах – так, здесь были созданы «Сказка о попе и о работнике его Балде» и начата «Сказка о Медведихе», которая так и не была закончена.
Что касается прозы, то именно здесь появились на свет «Повести Белкина». Пушкин, как известно, никогда не придерживался строгих жанровых рамок, любил экспериментировать и творить в разных направлениях, и данный цикл является тому подтверждением. «Повести Белкина» содержат произведения разных литературных направлений и жанров, которые были популярны на тот момент: реализм («Выстрел»), сентиментализм («Метель», «Станционный смотритель»), водевиль («Барышня-крестьянка»), готическая повесть («Гробовщик»). При этом все произведения имеют черту, которая присуща критическому реализму: в них часто появляются «маленькие люди», а конфликт развивается на самых низких ступенях социальной лестницы.
Болдинскую осень можно считать ярчайшим примером творческого подъема, внезапного появления вдохновения в результате случайного стечения обстоятельств. Такое явление сложно объяснить, но лучше просто наслаждаться его результатами – лучшими произведениями литературы.
А. С. Пушкин. «Барышня-крестьянка» (1830). 6 класс
В начале октября школьники проходят «Повести Белкина» — произведение (или, точнее, сборник произведений), которое как нельзя лучше пробуждает в юном читателе любовь к классике. В помощь школьнику. Первая неделя октября
Текст: Ольга Лапенкова
Сборник, напомним, состоит из шести частей:
И всё же, прежде чем обсуждать отношения между вздорными помещиками Берестовыми и Муромскими — а точнее, их молодыми детьми, — проясним некоторые моменты. Как у А. С. Пушкина вообще возникла идея написать что-то пародийное — причём не одну повесть, а целую охапку? Как эту выходку оценили читатели? И, наконец, почему сборник вышел под именем Ивана Петровича Белкина — человека, которого никогда не существовало?
Покойный Иван Петрович
Идея создать цикл «обманчивых» повестей — сам Пушкин в письмах друзьям называл их «сказочками» и «побасенками» — пришла Александру Сергеевичу не случайно: величайший классик русской литературы всегда любил пошутить. Правда, поначалу его шутки были куда злее — и доставили ему немало неприятностей. В 1820-х гг. Пушкин «смеялся» над высокопоставленными лицами: например, над государственным деятелем, генералом А. А. Аракчеевым, губернатором М. С. Воронцовым и даже самим императором, Александром I. Недовольный политикой монарха, которого всецело поддерживали его подданные — высокопоставленные чиновники, Пушкин писал на них эпиграммы, то есть короткие уничижительные стихотворения. Вот, например:
Неудивительно, что в 1820-м классика отправили в так называемую «Южную ссылку»: вплоть до 1824 года поэту было запрещено возвращаться в Петербург. Но и на этом пушкинские злоключения не закончились, ведь в том же 1824-м Александра Сергеевича сослали снова — на два года, в его родовое имение Михайловское.
К счастью, со временем пушкинское чувство юмора перешло в более мирное русло: классик принялся подшучивать над тем, что мы называем литературными штампами. Простыми словами, это неинтересные, «однобокие» герои, предсказуемые сюжеты, излишний пафос и прочие «прелести», которые уже в 1830-х гг. читателям изрядно поднадоели. В том же 1830-м из-под пера Пушкина вышли не только «Повести Белкина», но и куда более смелые произведения — например, поэма «Домик в Коломне». Её сюжет таков: юная дворянка Параша, с позволения матери, решает сама нанять кухарку — а спустя некоторое время оказывается, что это переодетый мужчина.
И всё бы хорошо, если бы не одно «но»: в XIX веке нельзя было просто напечатать книгу «за свои». Каждое произведение перед публикацией попадало в руки к цензору — чиновнику, который внимательно его читал и определял, можно такое печатать или нет. Неудивительно, что к вольнодумному Пушкину придирались как ни к кому другому. Поэтому, написав осенью 1830-го года пять повестей, классик решил не рисковать — и сделал вид, что он не автор, а всего лишь издатель, ну а тексты написаны его дальним знакомым.
Конечно, современному читателю, привыкшему, что писатели — отличные шутники, сразу становится понятно, что Иван Петрович Белкин — лицо вымышленное. Но в 1830-м шалость удалась, и «Повести Белкина» ушли в печать без особых придирок со стороны цензуры. Однако и этот персонаж взялся не из воздуха: он многое «позаимствовал» из жизней близких Пушкину людей. Журналист Д. Г. Шеваров в статье «Пьеро Белкин» (1999) пишет:
Однако это — мнение исследователя конца ХХ века. В XIX веке современники Пушкина, увы, не оценили стараний, с которыми автор «выписывал» своего Ивана Петровича. Хотя «Повести Белкина» получили в основном положительные оценки критиков, всерьёз эти тексты никто разбирать не стал: так, милые безделушки, и не более того.
Соглашаться с мнением пушкинских современников или нет — дело сугубо личное. А сейчас перейдём, наконец, к «Барышне-крестьянке».
Берестовы и Муромские
Сюжет повести «Барышня-крестьянка» начинается почти так же, как и трагедия Шекспира «Ромео и Джульетта». Перед читателем предстают две враждующие семьи: Берестовы и Муромские. По закону жанра, у пожилого Берестова уродился только один сынишка — некто Алексей, только-только окончивший университет; Муромский же воспитывает — или, скорее, вечно балует — дочку Лизу. Читатель, конечно, думает, что и в этом произведении молодой человек и девушка полюбят друг друга — и, столкнувшись с запретом родителей, не сумеют справиться с чувствами, а тут и до трагического финала недалеко. Но сама добрая, чуть насмешливая интонация, которой Пушкин описывает своих героев, намекает, что в этой истории финал будет совсем другим. Посудите сами:
Внимательный читатель, конечно, заметил, как автор подтрунивает над своими героями: И. П. Берестов, отец Алексея, «стал почитать себя умнейшим человеком во всём околотке», а Г. И. Муромский — папенька Лизы — «промотал в Москве большую часть имения». Но в этих абзацах спрятаны и другие забавные моменты. Например, Пушкин называет Муромского, у которого всё на английский манер, «настоящим русским барином», посмеиваясь над тем, что дворяне XIX века чуть ли не боготворили всё иностранное (хотя в основном в России преклонялись не перед англичанами, а перед французами). Далее, Григорий Иванович обзывает Берестова «провинциалом» — но сам-то тоже не вылезает из деревни! С его доходами о возвращении в Москву мечтать уже не приходится.
Наконец, строгого хозяйственника Берестова автор называет «зоилом». Нынешнему читателю это слово, конечно, непонятно, но современники Пушкина знали: Зоил — это древнегреческий оратор, который ненавидел всех вокруг, постоянно злословил и придирался.
Итак, можно ли ожидать трагической развязки от повести, которая начинается так легко и задорно? Особенно если учесть, что выдумала Лиза Муромская: переодеться крестьянкой — и поджидать Алексея Берестова в лесу, где он каждое утро ездит с ружьём?
Однако произведение, где вражда между почтенными семействами разрушит-таки судьбы молодых влюблённых, Пушкин тоже создаст. Спустя три года, в 1833-м, он напишет повесть «Дубровский», о которой мы поговорим через неделю.
Боевые медали станционного смотрителя
Споры о чиновнике
Первоначально русская классическая литература воспитывала у читателей лишь чувство сострадания к маленькому человеку в чиновничьем вицмундире. Примером тому и «Станционный смотритель».
«Тогда еще не было ни городских телеграфов, ни телефонов, а для спешной передачи приказаний начальства скакали по всем направлениям «сорок тысяч курьеров», о которых сохранится долговечное воспоминание в комедии Гоголя.
По всем почтовым трактам государства Российского днем и ночью скакали фельдъегеря, не жалея ни лошадей, ни ямщиков, ни самих себя.
И днем и ночью, не зная ни сна, ни отдыха, провинциальный чиновник Самсон Вырин обеспечивал бесперебойную работу государственного механизма.
Винтик порочной системы
Завершающее слово этого отрывка является ключевым.
Сострадание и III отделение
Достаточно соотнести написанный в 1830 году пушкинский текст с двумя ежегодными Нравственно-политическими отчетами III Отделения о состоянии дел в Российской империи в 1839 и 1841 годах. Тайная политическая полиция информирует Николая I о неутешительном состоянии дел в Почтовом департаменте:
Сделаем паузу и вспомним обезоруживающие своим нескрываемым цинизмом рассуждения героя гоголевской комедии «Ревизор», впервые опубликованной в 1836 году.
Читатель вправе сочувствовать драме, пережитой Самсоном Выриным и в конечном счете сведшей его в могилу.
Докажем это гипотетическое утверждение.
Войны дворянина Вырина
Судя по возрасту, смотритель начал служить еще в Екатерининскую эпоху и мог получить одну из тех медалей, что были учреждены Екатериной II для нижних чинов, отличившихся в сражениях: «За храбрость на очаковских водах» (1788), «За храбрость при взятии Очакова» (1789), «За храбрость на финских водах» (1789), «За храбрость при взятии Измаила» (1791), «За труды и храбрость при взятии Праги» (1795). Среди наград Самсона Вырина могли быть и серебряные медали Александровской эпохи: «За труды и храбрость при взятии Гянджи» (1804), «За переход на шведский берег» (1809), «За проход в Швецию чрез Торнео» (1809), «За отличие при взятии приступом Базарджика» (1810).
Пушкин и тут в каждой строке историчен.
А теперь вернемся к «коэффициенту искажения».
«Герои двадцатого числа»
В пореформенной России либеральная интеллигенция станет неодобрительно относиться к любому выпускнику университета, решившему поступить на коронную службу: считалось, что такой поступок продиктован исключительно карьеризмом и желанием приложиться к государственному пирогу. Русская литература внесет свою лепту: после публикации цикла очерков М.Е. Салтыкова-Щедрина «Круглый год» (1879) обличительная тенденция решительно возобладает над тенденцией сострадательной:
1. Ключевский В.О. Сочинения: В 9 т. Т. IX. М.: Мысль, 1990. С. 78-79.
2. Россия под надзором. Отчеты III отделения. 1827-1869. М.: Российский фонд культуры; Российский Архив, 2006. С. 23.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. Т. 4. М.: Прогресс, Универс, 1994. Стлб. 1342.
4. Лесков Н.С. Человек на часах (1839 г.)//Лесков Н.С. Собрание сочинений: В 11 т. Т. 8. М., Гослитиздат, 1958 // https://ilibrary.ru/text/1155/p.11/index.html.
5. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 т. Т. 8. Кн. 1. М.: Воскресенье, 1995. С. 97.
6. Лотман Ю.М. К вопросу об источниковедческом значении высказываний иностранцев о России//Лотман Ю.М. Избранные статьи: В 3 т. Т. III. Таллинн: Александра, 1993. С. 144.
7. Россия под надзором. Отчеты III отделения. 1827-1869. С. 213-214.
8. Гоголь Н.В. Избранные сочинения: В 2 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1984. С. 65.
9. Россия под надзором. Отчеты III отделения. 1827-1869. С. 266.
10. Пушкин пишет, что, прибыв в Петербург, Самсон Вырин «остановился в Измайловском полку, в доме отставного унтер-офицера, своего старого сослуживца» (Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 т. Т. 8. Кн. 1. С. 103).
11. Пушкин А.С. Полное собрание сочинений: В 19 т. Т. 8. Кн. 1. С. 99.
12. Закон требовал отставных офицеров, поступивших на статскую службу, «переименовывать из военных классов в статские» (ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 27. N 205543. С. 388). Однако действие закона во времени и в пространстве осуществлялось с весьма продолжительной задержкой. В 1816 году среди чинов Почтового департамента мы видим майоров Неронова и Казаринова, капитана 2-го ранга и георгиевского кавалера Новокщенова, премьер-майора Вейса (Месяцеслов с росписью чиновных особ или общий штат Российской империи на лето от Рождества Христова 1816. В 2-х частях. Ч. 1. СПб.: Императорская Академия наук,1816. С. 364, 365).
13. Михайловский-Данилевский А.И. Журнал 1813 года//1812 год. Военные дневники/Сост., вступ. ст. А.Г. Тартаковского. М.: Советская Россия, 1990. С. 376.
14. Месяцеслов и общий штат Российской империи на 1831. В 2 частях. Ч. 1. СПб.: Императорская Академия наук, 1831. С. 523, 535, 539, 543.
15. ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 20. N 14290. С. 101 (3 апреля 1775 г.: Манифест. О экипажах и ливреях, какие разные классов чиновникам дозволяется иметь); ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 39. N 30062. С. 531 (18 сентября 1824 г. Сенатский указ, по Высочайше утвержденному положению Комитета Министров. О новом расписании числа лошадей, каковое лица, проезжающие по почте, могут требовать, каждое по своему званию и рангу).
16. ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 37. N 28550. С. 619 (8 февраля 1821 г. Высочайше утвержденное положение Комитета Министров. О непереименовании станционных смотрителей в статские классы). Монарх лишь узаконил десятилетиями сложившуюся реальную практику, при которой отставные обер-офицеры, поступающие в Почтовый департамент, в течение нескольких лет продолжали сохранять свои военные чины и не желали, чтобы их переименовывали в неблагозвучно звучащие, с точки зрения военного человека, чины коллежского регистратора, провинциального или губернского секретаря. По этому поводу Екатерина II еще 16 декабря 1790 года проницательно заметила: прапорщикам и подпоручикам «поступать в Секретарское звание было бы несвойственно» (ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 23. N 16930. С. 202).
17. ПСЗ. Собр. 1-е. Т. 27. N 20377. С. 227 (19 августа 1802 г. Именной указ. О производстве по 70 рублей в год жалованья станционным смотрителям. ).
19. Салтыков-Щедрин М.Е. Собрание сочинений: В 20 т. Т. 13. М.: Художественная литература, 1972. С. 417, 464, 510.
20. Варенцов Н.А. Слышанное. Виденное. Передуманное. Пережитое. М.: Новое литературное обозрение, 1999. С. 688.
Болдинская осень 1830 года
Болдинская осень (сентябрь-ноябрь 1830 г) – трехмесячный период в жизни А.С. Пушкина, когда он был вынужден оставаться на карантине в родовом имении Болдино Нижегородской губернии из-за эпидемии холеры.
3 сентября 1830 года Александр Пушкин приехал в семейное владение. Ещё 6 мая была объявлена его помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой, но в силу разных причин свадьба постоянно откладывалась. 31 августа поэт выехал в Болдино по делам собственности, а через три недели холера, которая уже разгоралась в южных районах России, добралась до в Москвы, по всей стране был объявлен карантин, и он не мог вернуться обратно до конца ноября из-за карантинных кордонов. Поэт посвятил своё время творчеству.
«Болдинская осень» считается самым плодотворным периодом Пушкина. Находясь в творческом кризисе в предыдущие месяцы этого года, в изоляции он испытал прилив вдохновения. На это повлияла и осень, которая всегда стимулировала его творчество, и вынужденная разлука с невестой, и перенос свадьбы. Поскольку поэт собирался быстро вернуться и планировал заниматься лишь делами, он не взял с собой свои рабочие тетради и рукописи. Однако с ним были сборник поэзии Милмана, Боулза, Уилсона и Барри Корнуолла, сборник со стихами Кольриджа, Шелли и Китса, второй том «Истории русского народа» Николая Полевого и антология афоризмов Жан-Поля. Эти книги послужили пищей для ума и питательной почвой для новых замыслов.
Всего в Болдине, где Пушкин провел три осени (1830, 1833 и 1834 гг.), им было написано около 50 произведений. Среди них «Повести Белкина», «Маленькие трагедии», «Медный всадник», «История Пугачева», «Пиковая дама», «Анджело», две последние главы «Евгения Онегина», «Домик в Коломне», «Сказка о попе и о работнике Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», около 30 стихотворений (в том числе «Осень»), статьи полемической и литературно-критической направленности.
7 сентября «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи. »)
8 сентября «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье. »)
9 сентября «Гробовщик» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
13 сентября «Сказка о попе и о работнике его Балде»; «Сказка о Медведихе»
14 сентября «Станционный смотритель» и «От Издателя» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
18 сентября «Путешествие Онегина»
20 сентября «Барышня-крестьянка» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
25 сентября «Евгений Онегин», глава IX (в окончательной редакции глава VIII)
26 сентября стихотворения «Труд» («Миг вожделенный настал: окончен мой труд многолетний. ») «Ответ анониму»
1 октября стихотворения «Царскосельская статуя»; «К переводу «Илиады»; «Румяный критик мой,насмешник толстопузый»
2 октября стихотворение «Глухой глухого звал. »
4 октября стихотворение «Дорожные жалобы»
5 октября стихотворение «Прощание»
7 октября стихотворение «Паж, или Пятнадцатый год»
8 октября стихотворения «Я здесь, Инезилья»; «Пред испанкой благородной»
9 октября поэма «Домик в Коломне»
11 октября стихотворения «Рифма»; «Отрок»
14 октября «Выстрел» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
15 октября стихотворения «Эпиграмма» («Не то беда, Авдей Флюгарин. »); «Моя родословная»; «Два чувства дивно близки нам. »; «Когда порой воспоминанье. »
17 октября стихотворения «Стамбул гяуры нынче славят. »; «Заклинание»
19 октября сожжена глава X романа в стихах «Евгений Онегин»
20 октября «Метель» («Повести покойного Ивана Петровича Белкина»)
23 октября «Скупой рыцарь» («Маленькие трагедии»)
24-25 октября статья «Об Альфреде Мюссе»; стихотворения «О критике»; «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы»; «В начале жизни школу помню я. »
26 октября «Моцарт и Сальери» («Маленькие трагедии»); «Отрывок» (начало отрывка войдет потом в «Египетские ночи»)
29 октября статья «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений»; опровержения на критики и замечания на собственные сочинения; заметка о поэме «Граф Нулин»; «Мы рождены, мой брат названный. » («А. А. Дельвигу»)
31 октября стихотворение «Герой»
1 ноября статья «О втором томе «Истории русского народа «Полевого»; «История села Горюхина»
4 ноября «Каменный гость» («Маленькие трагедии»); «Отрывок» («Не розу пафосскую. »)
5 ноября статья «Возражения критикам «Полтавы»»; статья «Баратынский»
8 ноября «Пир во время чумы» («Маленькие трагедии»); стихотворение «На перевод «Илиады»
26 ноября статья «О народной драме и о «Марфе Посаднице» М.П.Полевого»
27 ноября стихотворения «Для берегов отчизны дальной. »; «Из Barry Cornwall»
28 ноября Предисловие к роману «Евгений Онегин», «Цыганы»
Источник: Классика онлайн
Другие статьи в литературном дневнике:
Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.
Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.
© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+
Творчество Пушкина по годам
Всего получено оценок: 84.
Всего получено оценок: 84.
Жизнь и творчество А. С. Пушкина можно разделить на несколько периодов. В данной статье рассматривается все творчество Пушкина по годам и периодам. Указаны известные произведения великого писателя и поэта.
Царскосельский лицей
Этот период затрагивает с 1811 по 1817 гг.
В 1814 г. написано стихотворение «Другу-стихотворцу», которое было первым опубликованным стихотворением.
В 1814 г. было также написано стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», которое вскоре было прочитано на экзамене Г. Р. Державину.
Петербургский период
Петербургский период охватывает 1817-1820 гг.
В 1817 г. написана ода «Вольность».
В 1818 г. написано стихотворение «К Чаадаеву».
В 1819 г. написаны поэма «Руслан и Людмила», стихотворение «Деревня».
Над поэмой «Руслан и Людмила» работа шла на протяжении всего Петербургского периода.
Южная ссылка
Южная ссылка длится с 1820 по 1824 гг., этот период принято называть романтическим.
В 1820 г. написано стихотворение «Погасло дневное светило».
В 1821 г. написаны поэма «Кавказский пленник», поэма «Гавриилиада», стихотворение «Кинжал».
В 1822 г. написаны поэма «Братья разбойники», баллада «Песнь о вещем Олеге», стихотворение «Узник».
В 1823 г. написаны поэма «Бахчисарайский фонтан», стихотворение «Свободы сеятель пустынный».
В 1824 г. написана поэма «Цыганы», стихотворение «К морю».
Северная ссылка
Северная ссылка длится с 1824 по 1826 гг.
В 1824 г. написаны стихотворение «Сожженное письмо».
В 1825 г. написаны поэма «Борис Годунов», стихотворения «Я помню чудное мгновенье», «Храни меня, мой талисман», «Зимний вечер».
В 1826 г. написаны стихотворения «Пророк», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога».
Московский период
Данный период охватывает 1826-1830 гг.
В 1827 г. написаны стихотворения «Во глубине сибирских руд», «Арион».
В 1828 г. написаны поэма «Полтава», стихотворения «Анчар», «Поэт и толпа».
В 1829 г. написаны стихотворения «Зимнее утро», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Кавказ», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Я вас любил».
Болдинский период
Болдинский период – 1830 г.
Написаны роман в стихах «Евгений Онегин», цикл «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» («Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»), цикл «Маленькие трагедии» («Скупой Рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Пир во время Чумы», «Каменный гость»), сказка «Сказка о попе и о работнике его Балде», стихотворения «Бесы», «Элегия», «Моя родословная».
Работа над романом в стихах «Евгений Онегин» продолжалась с 1823 по 1830 гг.
Творчество 30-х гг.
В период с 1831 по 1837 гг. А. С. Пушкин занимается работой над следующими произведениями:
В 1832 г. написаны роман «Дубровский», драма «Русалка».
В 1833 г. написаны поэма «Медный всадник», повесть «История Пугачева», сказка «Сказка о мертвой царевне».
В 1834 г. написаны повесть «Пиковая дама», сказки «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», стихотворение «Пора, мой друг, пора».
В 1835 г. написаны стихотворения «Полководец», «Вновь я посетил».
В 1836 г. написаны повесть «Капитанская дочка», стихотворения «Отцы, пустынники и жены непорочны», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».
Рис. 1. Творчество Пушкина в 30-е годы.
Что мы узнали?
Говоря кратко о творчестве Пушкина по годам, нужно указать произведения: 1814 – «Другу-стихотворцу» «Воспоминания в Царском Селе»; 1817 – «Вольность»; 1818 – «К Чаадаеву»; 1819 – «Деревня»; 1820 – «Погасло дневное светило»; 1821 – «Кавказский пленник», «Гавриилиада», «Кинжал»; 1822 – «Братья разбойники», «Песнь о вещем Олеге», «Узник»; 1823 – «Бахчисарайский фонтан», «Свободы сеятель пустынный»; 1824 – «Цыганы», «К морю»; 1825 – «Борис Годунов», «Я помню чудное мгновенье», «Храни меня, мой талисман», «Зимний вечер»; 1826 – «Пророк», «И. И. Пущину», «Зимняя дорога»; 1827 – «Во глубине сибирских руд», «Арион»; 1828 – «Полтава», «Анчар», «Поэт и толпа»; 1829 – «Зимнее утро», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Кавказ», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», «Я вас любил»; 1830 – «Евгений Онегин», «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», «Маленькие трагедии», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Бесы», «Элегия», «Моя родословная»; 1832 – «Дубровский», «Русалка»; 1833 – «Медный всадник», «История Пугачева», «Сказка о мертвой царевне»; 1834 – «Пиковая дама», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Пора, мой друг, пора»; 1835 – «Полководец», «Вновь я посетил»; 1836 – «Капитанская дочка», «Отцы, пустынники и жены непорочны», «Из Пиндемонти», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».