какую песню выбрать для прослушивания в театральный вуз
Какую песню выбрать для прослушивания в театральный вуз
«Разговор со счастьем». Музыка: Александр Зацепин, слова: Леонид Дербенев (для парня).
Счастье вдруг в тишине
Постучалось в двери.
Hеужель ты ко мне?
Верю и не верю.
Падал снег, плыл рассвет,
Осень моросила.
Столько лет, столько лет
Где тебя носило.
Ты пришло, ты сбылось,
И не жди ответа,
Без тебя как жилось
Мне до встречи этой.
Тот, кто ждет, все снесет,
Как бы жизнь ни била,
Лишь бы все, это все
Hе напрасно было!
«Облака». Музыка: Владимир Шаинский, слова: Сергей Козлов (для девочки 9-12 лет, но можно и для поступления в театральный, у кого с чувством юмора хорошо:)).
Мимо белого яблока луны,
Мимо красного яблока заката
Облака из неведомой страны
К нам спешат и опять бегут куда-то.
Облака — белогривые лошадки!
Облака — что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака!
Мы помчимся в заоблачную даль,
Мимо гаснущих звезд на небосклоне.
К нам неслышно опустится звезда,
И ромашкой останется в ладони!
Облака — белогривые лошадки!
Облака — что вы мчитесь без оглядки?
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака!
Не смотрите вы, пожалуйста, свысока,
А по небу прокатите нас, облака!
«Зеленый свет». Музыка: Раймонт Паулс, слова: Николай Зиновьев. Песня получила широкую известность в связи с выступлениями известного эстрадного артиста Валерия Леонтьева. Исполнять ее могут парни и девушки.
Был час пик, бежали все куда-то,
Вдруг застыл, задумался зеленый свет,
Зеленый свет.
Час прошел, но все горит зеленый,
И никто не понял, что случилось с ним,
Случилось с ним.
Ну, почему, почему, почему
Был светофор зеленый?
А потому, потому, потому,
Что был он в жизнь влюбленный.
В мельканье дней, скоростей и огней
Он сам собой включился,
Чтобы в судьбе и твоей, и моей
Зеленый свет продлился.
Все бегут, бегут, бегут, бегут, бегут,
Бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут,
А он им светит.
Все бегут, бегут, бегут, бегут, бегут,
Бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут,
А он горит.
В той толпе, как все, бежал я тоже,
Путь открыт, но я к тебе всегда спешу,
Всегда спешу.
Я бежал, боясь тебя не встретить,
Так хотел увидеть я твое лицо,
Твое лицо.
Ну, почему, почему, почему
Был светофор зеленый?
А потому, потому, потому,
Что был он в жизнь влюбленный.
В мельканье дней, скоростей и огней
Он сам собой включился,
Чтобы в судьбе и твоей, и моей
Зеленый свет продлился.
Все бегут, бегут, бегут, бегут, бегут,
Бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут,
А он им светит.
Все бегут, бегут, бегут, бегут, бегут,
Бегут, бегут, бегут, бегут, бегут, бегут,
А он горит.
Мы порой любовь догнать не можем,
Все спешим, спешим попасть в зеленый свет,
В зеленый свет.
Но, когда она, увы, уходит,
Мы с тоской глядим опять на желтый свет,
На желтый свет.
Ну, почему, почему, почему
Был светофор зеленый?
А потому, потому, потому,
Что был он в жизнь влюбленный.
В мельканье дней, скоростей и огней
Он сам собой включился,
Чтобы в судьбе и твоей, и моей
Зеленый свет продлился.
Секреты поступления в театральный ВУЗ
Какое литературное произведение, песню и http://teatrps.ru/vuz ВУЗ выбрать, чтобы выглядеть удачнее и обратить на себя внимание жюри? Такими вопросами задаются многие абитуриенты. И не зря, ведь действительно важно правильно подобрать номера для своей программы выступления и суметь предстать перед преподавателями в нужном свете.
Песня и танец для поступления в театральный ВУЗ
Когда экзаменующие просят абитуриентов исполнить какой-либо танец, они тем самым оценивают его координацию и всевозможные качества опорно-двигательного аппарата. Но делают они это только в том случае, если у них вызывает сомнение, умеет ли человек двигаться или, когда нужно отсеять некоторых абитуриентов. Однако подготовиться все-таки нужно, а именно:
Что касается вокального номера, то вам необходимо уметь хорошо петь, особенно если ваш будущий художественный руководитель предпочитает ставить мюзиклы и другие музыкальные спектакли. Здесь в выигрыше окажутся выпускники музыкальных школ, которые умеют пользоваться своим голосом.
Проза и стихи для поступления в театральный ВУЗ
Творческий конкурс – самый серьезный из всех при поступлении в театральный ВУЗ. Тут вы должны суметь проявить всю свою эмоциональность, харизму и креативность. На экзамене надо выглядеть на все сто, и даже больше – удивить членов комиссии до глубины души. А правильно подобранные и отлично прочитанные произведения – основа вашего успеха. Основные секреты того, как выбрать басни, прозу и http://teatrps.ru/vuz институт:
Во время туров преподаватели могут попросить вас выполнить нестандартное задание –прокукарекать или пройтись вприсядку, выполнить другие странные вещи. Таким образом будут определены ваше воображение и свобода самовыражения, креативность и быстрота реакции. Сделайте то, что первым придет вам в голову – это будет самым верным решением.
Любая школа-студия актерского мастерства встречает по одежке и внешнему виду
Любая http://teatrps.ru/akterskoe_masterstvo будет оценивать ваш внешний вид – его недостатки и достоинства. Поэтому следует придерживаться рекомендаций:
Поступление в театральный ВУЗ – довольно сложный процесс, при котором учитывается все, даже незначительная мелочь. Вы должны быть идеальны на сто процентов, и в то же время уметь выделяться из толпы.
Стих и песня для прослушивания
Сын (11 лет) хочет идти в театральное заведение учиться, там обязательное прослушивание.
Нужно рассказать стихотворение и спеть песню.
Застряли на выборе стихотворения.
Он хочет что-то веселое-задорное-забавное.
Буду очень благодарна, если поможете с выбором.
— Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы.
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!
Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать
за хвост
кота!»
Режим школьного дня
Татьяна Варламова
Сон. Будильник. Душ. Зарядка.
Завтрак. Чай. Портфель. Тетрадка.
Туфли. Путь. Вороны. Счет.
Опозданье. Незачет.
Перемена. Поведенье.
Двойка. Завуч. Огорченье.
Выяснение. Звонок.
Бег по лестнице. Урок.
Цифры. Правила. Мученья.
Свет. Окно. Мечты. Виденья.
Устный счет. Пример. Доска.
Умножение. Тоска.
Двойка. Разочарованье.
Перспектива. Наказанье.
Оптимизм. Борьба с пороком.
Шутки. Смех. Конец урокам!
Дом. Один. Ура! Игрушки.
Суп. Блины. Компот. Ватрушки.
Отдых. Мультиков программа.
Телефон. Компьютер. Мама.
Встреча. Поцелуй. Дневник.
Ох! Ремень. Вопросы. Крик.
Оправданья. Сопли. Слезы.
Восклицания. Угрозы.
Примирение. Учебник.
-Сделай сам! –Угу. Решебник.
Ужин. Ванна. Расслабленье.
Завтра утром повторенье:
Сон. Будильник. Душ. Зарядка…
Встретил жук в одном лесу
Симпатичную осу.
— Ах, какая модница!
Пожвольте пожнакомиться.
— Увазаемый прохозый,
Ну на сто это похозэ!
Вы не представляете,
Как вы сепелявете!
И красавица оса
Улетела в небеса.
— Штранная гражданка,
Наверно, иноштранка.
Жук с досады кренделями
По поляне носится.
— Это ж надо было так
Опроштоволоситься.
Вот с этим стихотворением мальчик на конкурсе победил, очень артистично рассказывал:
Автор: Борис Заходер
Он недавно въехал к нам.
Он тоже мальчик.
Толя.
Учится в какой-то там
В музыкальной школе.
Я звал его играть в футбол,
А он, конечно, не пошел:
«Я занят, к сожалению,
Готовлюсь к выступлению».
Чего и ждать от скрипача.
Боится он небось мяча!
Да хоть бы он умел играть
На своей скрипучке!
Играл бы, что ли, всякие
Хорошенькие штучки,
А то он пилит целый день
Одну и ту же дребедень.
Идешь еще по лестнице,
И слышится вдали:
«Тили-пили, тили-пили,
Тили-пили-пили. «
Я ему за эти гаммы
Как-нибудь еще задам!
А на днях билет мне дали
На концерт в Колонном зале.
Был замечательный концерт!
Я не скучал нисколько.
Вдруг,
Совсем уже в конце,
Выходит этот Толька.
В костюмчике
С воротничком,
Со скрипочкой
И со смычком.
Я затрясся прямо:
Сейчас
Начнется
Гамма!
Домой нам было по пути.
Он дал мне
Скрипку понести!
Какую песню выбрать для прослушивания в театральный вуз
Многие молодые люди мечтают поступить в театральный ВУЗ. Но в театральные ВУЗы в силу их популярности во все времена был большой конкурс. Поэтому поступить в них без предварительной подготовки всегда было очень сложно. Ведущими театральными ВУЗами считаются ВГИК, Школа-студия МХАТ, Высшее театральное училище им. Щепкина, ГИТИС (РАТИ), Высшее театральное училище им. Щукина при государственном академическом театре имени Е.Б. Вахтангова. Это старейшие из театральных школ, которые выпустили из своих стен сотни известных артистов.
Поскольку во всех этих учебных заведениях вступительные испытания одинаковы (различными могут быть лишь дополнительные задания), мы хотим дать несколько советов для абитуриентов.
Обычно вступительные испытания – это чтение стихотворения, прозы, басни, исполнение песни, возможен еще танец. Проходят испытания в несколько этапов: «Прослушивание», «1 тур», «2 тур», «3 тур» и заключительный этап «Конкурс».
Еще очень важные советы, касающиеся вашего внешнего вида в момент сдачи экзаменов. Потому что, как известно, «встречают по одежке…» Девушкам не стоит ярко краситься. Члены приемной комиссии этого не любят. Совсем без макияжа тоже идти не стоит. Сделайте умеренный, но не вульгарный макияж с акцентом на глаза. Избегайте ярких теней.
Из одежды лучше не надевать ничего обтягивающего и вызывающего. Не надо демонстрировать приемной комиссии свою грудь, пусть даже роскошную. Они этого всего навидались за время работы, и их этим не удивишь, а наоборот. Поэтому никаких декольте. Коротких юбок и шортиков тоже следует избегать. Лучше всего юбка до колена или немного ниже без разреза или брюки прямого покроя. Постарайтесь подчеркнуть свою женственность. Обувь выбирайте на небольшом каблуке. Не стоит надевать ботинки на плоской подошве или туфли на шпильке. И никаких экстравагантных ультрамодных причесок. Члены приемной комиссии будут оценивать вас в первую очередь по профессиональным качествам как человека, личность, а не как картинку или модель.
Молодым людям не стоит демонстрировать крутизну. Будьте простым и обаятельным. Лучше всего прийти в костюме классического покроя или в рубашке и брюках. Никаких кроссовок, только туфли.
Когда придете в первый раз на испытание, оставайтесь самими собой. Не смотрите на других абитуриентов, не сравнивайте себя с ними. Это может сбить с толку. Большая половина поступающих будет желать, чтобы вы провалились. Поэтому не слушайте там ни чьих советов и не обращайте ни на кого внимания. Есть только вы и члены приемной комиссии. Постарайтесь быть простыми, милыми и обаятельными. Это касается всех – и молодых людей и девушек.
Не общайтесь с абитуриентами перед прослушиванием, еще раз повторим, не слушайте там ни чьих советов, за исключением членов комиссии. Сосредоточьтесь на себе.
Если вы понравитесь приемной комиссии, то будете переходить с этапа на этап как по лестнице.
Чтобы это осуществилось, тщательно продумайте свой репертуар. Это очень важно. Не ограничивайтесь одним стихотворением и одной басней. Выучите по 3-4 произведения. Не стоит поступать, как героиня Ирины Муравьевой из кинофильма «Карнавал», врываться в аудиторию и, не представившись, начинать орать басню А. Апухтина «Сумасшедший»
«Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны. »
Понятно, что таким напором можно лишь привести членов приемной комиссии в замешательство, что не добавит вам баллов.
Лучше читать басни известных авторов, например, Крылова или Эзопа. Мы все их знаем еще со школы, поэтому нам же будет легче. Под видом животных в басне обычно высмеиваются люди и их недостатки, пороки, поэтому выбирая басню, вспомните знакомых или схожие ситуации. Это поможет прочитать басню эффектнее. Вы должны как бы пропустить ее через себя, стать участником событий, а не сторонним наблюдателем. Вам должно быть все в ней по
Вам должно быть все в ней понятно. Помните, что главное в басне – мораль. Постарайтесь донести ее до слушателей.
С автором басни вы должны быть согласны, и тогда высмеиваете вместе с ним героев, или вы должны находится на стороне героев басни и сочувствуете им, а смеетесь над теми, кто симпатичен автору. Исходя из этого, и читаете басню. Читаете так, как будто рассказываете увлекательную историю, чтобы люди со стороны могли представить себе наглядно то, о чем вы рассказываете, читаете с юмором, заразительно. Высший балл, если вы заставите членов комиссии не только слушать вас, но и сопереживать событиям басни вместе с вами. Все педагоги обращают на это внимание.
Из прозы лучше всего взять классиков. Выбирайте те произведения, которые нравятся лично вам, к которым у вас лежит душа, которые эмоционально затронули вас, а не те, которые принято выбирать. Вспомните, что вам нравилось в школьной программе, что оставило в вашей душе след. Тогда вы сможете прочесть его живо, ярко, зажигательно, что, безусловно, поднимет вас в глазах приемной комиссии. Выпишите для себя несколько произведений, которые вам нравятся. Затем перечитайте каждое и особо отметьте наиболее понравившиеся места.
Если вы решили выбрать не рассказ, а отрывок из романа или повести, обратите внимание, что бы он был по форме законченным. Он не должен быть слишком длинным, но и не слишком коротким. Самое оптимальное время для чтения прозы 4-5 минут.
Стихотворение тоже лучше подбирать из классики, а не современное. Это покажет приемной комиссии, что у вас есть вкус и культурный уровень. На помощь опять может прийти школьная программа. Подберите то, которое вызывает у вас эмоциональный всплеск, заставляет сердце учащенно биться, которое вам близко и понятно. Оно должно вызывать эмоции, которыми вы хотели бы поделиться с другими людьми, и чтобы они ответили вам взаимностью. Нужно подобрать 2-3 стихотворения различных по жанру. Не подбирайте однотипных произведений. Если вы прочтете лирическое стихотворение, и вас попросят прочесть что-то еще, то это не должно быть тоже лирическое стихотворение, но другого автора. Так вы не сможете показать себя с другой стороны. А это очень важно.
Вы должны использовать весь ассортимент стилей: лирическое, философское, что-то веселое, восторженное.
Читая стихотворение, читайте его так, как будто вы автор. Читайте эмоционально, из глубины души, как бы делитесь своими самыми сокровенными мыслями и чувствами со слушателями. Заставьте их сопереживать вам.
После того, как вы подберете себе репертуар, приступайте к заучиванию. Вы должны прочитать эти произведения без малейшей запинки, ярко, выразительно, уверенно и с душой. Читайте дома перед зеркалом, перед родителями, друзьями. Если вы играете на музыкальном инструменте, это тоже будет вам в плюс. Скажите об этом приемной комиссии и будьте готовы к тому, что вас попросят сыграть.
Когда будете читать произведение вслух, не торопитесь и не тараторьте. Читайте внятно, уверенно, громко. Не бойтесь быть смешным, будьте веселым, задорным, зажигайте. Главное, что бы вас запомнили и выделили среди других, увидели бы в вас яркую творческую личность.
Подберите одежду, в которой вы пойдете на собеседование и прорепетируйте в ней перед зеркалом или друзьями, чтобы чувствовать себя увереннее. Члены приемной комиссии могут разговаривать с вами не только мягко и дружелюбно, но и резко и не очень учтиво. На все реагируйте спокойно, вежливо отвечайте, улыбайтесь, не кричите, но не давайте сбить себя с толку. Ни в коем случае не спорьте, но твердо стойте на своем.
В общем, чтобы хорошо подготовиться к поступлению в театральный ВУЗ, следует затратить не один месяц.
Но самой лучшей помощью в подготовке к поступлению в театральный ВУЗ могут быть курсы актерского мастерства или индивидуальные занятия с педагогом. На курсах актерского мастерства преподавание ведут профессиональные актеры, которые знают, что требуется для поступления и как вас этому научить.
Конец весны и практически все лето – горячее время для абитуриентов. Многие ломают голову над вопросом, как поступить в театральный ВУЗ: сложно ли это, что нужно готовить, как одеться, что лучше – колледж или все-таки ВУЗ. Давайте разберемся по порядку.
Выбор учебного заведения. Воспользуйтесь Интернетом и советами старших товарищей, узнайте о театральных учебных заведениях, которые расположены в вашем или в близлежащих городах. Можете выбрать для поступления именитые ВУЗы Москвы или Санкт-Петербурга. Помните, что колледжи искусств ничем не хуже и дают практически ту же подготовку по актерским и режиссерским направлениям. Подавать документы (?1?%0?2?уда ваша душа больше лежит. Так же хорошо было бы съездить на день открытых дверей ВУЗа (информацию ищите в группах «ВКонтакте», на сайтах или звоните по телефонам).
Что готовить для поступления? Выбор программы лучше всего осуществлять как минимум за год до по?4?ты в нетеатральные учебные заведения – сверяйте графики поступления. И если вы подошли к финальным этапам, где нужно подать оригиналы – тут уж выбирайте, куда ваша душа больше лежит. Так же хорошо было бы съездить на день открытых дверей ВУЗа (информацию ищите в группах «ВКонтакте», на сайтах или звоните по телефонам).
Что готовить для поступления? Выбор программы лучше всего осуществлять как минимум за год до поступления, а не за месяц хвататься за книжки и приставать к театралам с вопросами: «Посоветуйте что-нибудь». Если вы съездите в институт перед поступлением (а надо бы!), то поинтересуйтесь о наличии программки для поступающих (есть в каждом ВУЗе) и купите ее. Там изложен список минимальных знаний для абитуриентов. Прочитайте предложенные пьесы, повести, романы, стихотворения. В процессе работы с информацией отмечайте, что вам нравится, и заучивайте тексты. Из «словесного» материала у вас должны быть готовы минимум три стихотворения (поэты Серебряного века, советские, классика Пушкина и пр.), минимум два отрывка из прозы (повести, рассказы, романы, фельетоны) и столько же отрывков из пьес (русских и зарубежных авторов).
Помимо всего этого вам придется выбрать одну-две песни, которые вы исполните перед комиссией. Если нужно, – позаботьтесь о музыкальном сопровождении. Это могут быть ноты, минусовка на диске или флешке, ваш музыкальный инструмент (гитара, гармонь и пр.). Ни в коем случае не берите современные мелодии и на иностранном языке. Если вы не умеете петь, – пробуйте работать с русскими народными песнями. Полное отсутствие слуха – это не проблема, если вы успешно проходите «речевые» этапы.
Приготовьте танцевальный номер для жюри. Это может быть классический танец или придуманный вами самостоятельно. Никаких изощренных композиций выдумывать не надо, смотрят лишь на ваше тело (не загромождайте его костюмом для танца) и на чувство ритма. Можете пригласить партнера для танца из комиссии (неожиданный интересный ход) или заранее подготовленного человека.
Будьте готовы к подвохам. Вас могут попросить исполнить ваше литературное, музыкальное, танцевальное произведение с определенным характером. Читать прозу вы можете даже и в танце с грузинским акцентом. Это обычная проверка на умение выполнять несколько задач одновременно, что очень важно на сцене.
Что одеть? Девушки ни в коем случае не должны надевать брюки, джинсы или шорты. Вам подойдет платье до колен (или чуть выше) или юбка. К юбке подберите однотонную блузку или футболку. Одежда не должна сковывать движения, вы должны чувствовать себя в ней свободно. Обувь – туфли на каблуках, примерно 4-5 сантиметров. Макияж минимальный. Волосы соберите в хвост, не занавешивайте ими лицо. Короткие прически можно оставить. Минимум украшений: снимайте лишние кольца, браслеты, бусы, фенечки и пр. Для парней требования несколько проще: это брюки и рубашка или футболка. Пиджак будет вам мешать, слишком свободная футболка произведет нехорошее впечатление. Растительность на лице должна быть полностью удалена (желательно) или совсем быть минимальной. И отключите сотовые телефоны на прослушивании! Полностью!
Как себя вести? Придите заранее, минимум за полчаса, чтобы разведать обстановку и настроение. Заведите с кем-нибудь разговор, ведь вместе бояться намного лучше. Перед комиссией постарайтесь чувствовать себя свободно, не зажимайтесь, но и не читайте с вызовом. Будьте готовы к тому, что у вас могут не спросить все, что вы приготовили. Реагируйте быстрым переключением на замечания. Не обращайте внимания на скептические лица, это может быть неосознанной провокацией.
Если вы посещали театральную студию, народный театр, театральный кружок – лучше не говорите об этом. Мастера любят работать с «голым», не заштампованным материалом. Запомните – чем больше вы волнуетесь, тем хуже для вас.
Как поступить в театральный?
Мне так часто задают этот вопрос, что я решил на него ответить на своем сайте.
1. Конечно, самое важное — это пройти творческий конкурс. Вот об этом мы и поговорим.
Итак, начнем с главного: без чего невозможно поступить в театральное училище, на что обращают наибольшее внимание при наборе и то, без чего вы никогда не поступите ни в один творческий вуз. Это, конечно, ваша личность, которая, само собой, должна быть неординарной. И вот в этом-то стремлении продемонстрировать свою неординарность мы и сталкиваемся с первым противоречием или ошибкой большинства поступающих. И состоит она в том, что почти все абитуриенты стараются сделать это через яркое, как им кажется, чтение. Стремятся прочитать свою программу как можно красочней, картинней, с выражением. Чтобы комиссия сразу заметила гениального актера. Это в корне неверно. Педагоги ищут не готовых актеров, а яркую, неординарную личность, способную при должном обучении вырасти в большого артиста. Это самое главное, что они хотят угадать в вас. Важно не то, как вы читаете, этому вас научат, а какой вы. Присутствует ли в вас необычное авторское лицо. И ошибка здесь дорого стоит, потому что, если этого нет, то этого не исправить.
Еще одно условие, о котором не надо много думать, но которое необходимо знать — вы должны понравиться мастеру. Само собой понравится творчески, другие варианты здесь не рассматриваются. Если вы ему понравились, то учиться вы будете, если нет, то не будете, даже если вы гений. В наборе не существует объективных оценок, все очень субъективно. Вы можете «на ура» пройти у одного мастера и слететь с предварительного конкурса у другого. Поэтому, если у мастера есть театр или спектакли, которые он поставил или в которых играет, постарайтесь их посетить. Вы многое поймете о человеке, который набирает курс. Это нужно не для того, чтобы подделываться под него, а для того, чтобы понимать, на каком языке он разговаривает, близок ли он вам, а может вам вообще не стоит с ним встречаться. Учтите, это очень важно, обучение — это не диплом, если вы попадете не к тому мастеру, то это будет вашей бедой. Педагог очень сильно влияет и не только на сознание, но и на более глубокие процессы, и если это не ваш педагог, то это может сказаться на всей вашей дальнейшей карьере. Но если вы все-таки решились поступать именно к этому мастеру, то постарайтесь чтобы он увидел в вас то, что он ищет в людях, то, что ему близко.
Но, несмотря на то, что набор — это очень субъективное дело, в нем все равно есть несколько штампов, которые очень значительны, чтобы их игнорировать, и на которые ориентируются даже самые опытные педагоги.
Прежде всего, вы должны быть экстравертом, то есть ваша энергия должна быть направлена вовне, она должна быть яркой, и быстро загорающейся. Интровертов берут очень редко, и должно произойти чудо, чтобы вас заметил мастер и взял. Думаю, что таким глазом сейчас обладает только Фоменко, к остальным поступать будет крайне сложно.
Это клише — одно из самых слабых мест в академическом обучении, которое сломало не одну судьбу, как в одну, так и в другую сторону. И стало губительным, как для тех, кто не смог реализовать свой талант, так и для тех, кто зря поступил в театр. Сводится это клише к следующему штампу: среднестатистический клиент театрального вуза — это яркая взрывная
Сводится это клише к следующему штампу: среднестатистический клиент театрального вуза — это яркая взрывная личность, не лишенная своеобразия. При этом о яркости часто судится по внешним проявлениям, а о своеобразии — по странностям поведения и нестандартной, яркой внешности.
В общем, если вас бог не наградил взрывным темпераментом, то ваши шансы невелики. Что можно посоветовать? Все равно пробовать. Иногда в этом случае помогают некие «масочки» меланхолии, самоиронии, можно немножко поиграть в Печорина. Использовать это надо крайне осторожно, кому-то помогает, а кому-то наоборот. Это единственное что можно посоветовать в этом случае, но мне это не очень нравится.
Эта нацеленность на экстравертные проявления существует давно (к сожалению, из вступительных туров она постепенно перебралась и на само обучение, но об этом в другой раз), и во многом это результат способа отбора, который не менялся десятилетиями, при котором внутреннюю глубину, присущую более скрытому темпераменту, разглядеть крайне сложно. Сама структура поступления не позволяет этого делать: ты выходишь и выступаешь. Она располагает к эстрадному, яркому существованию, к существованию с подачей, с небольшим плюсом, что в спектакле почти не используется, а в кино и подавно. Другой отрицательной стороной, априори заложенной в читке, является то, что когда читаешь материал, то не проживаешь происходящее сиюминутно, а рассказываешь об уже прожитых тобой событиях, между тобой и происшедшим всегда есть временной зазор. А в театре и в кино ценится умение проживать ситуацию в тот момент, когда она происходит. Это два абсолютно разных игровых состояния. И получается, что мы проводим набор, ориентируясь на эстрадные проявления, которые практически не используются в серьезном театре и кино, и по ним судим о драматическом таланте. Это, по большому счету, близко к гаданию на кофейной гуще.
Но другие способы набора театральные вузы не используют, и подозреваю, что в обозримом будущем использовать не будут. Поэтому будем ориентироваться на то, что имеем. И потому, к моему огромному сожалению и к не меньшему сожалению владельцев интровертной личности, их поступления чаще всего заканчиваются в районе 3-го тура. А если он каким-то чудом поступает, то все равно из него будут стараться вылепить экстраверта, и результат будет еще плачевней, обычно его отчисляют с оценкой «профнепригоден».
Я пробую менять способы поступления, да и обучения тоже, именно из-за этой проблемы. Я уверен, что мы теряем большое количество талантливых людей из числа интровертов только по причине этого устоявшегося заблуждения. Но это отдельный разговор.
Еще раз уясните: творческий экзамен по мастерству актера — дело субъективное, это надо осознать и ни в коем случаи не отчаиваться при неудачах.
Надо внимательно
Еще раз уясните: творческий экзамен по мастерству актера — дело субъективное, это надо осознать и ни в коем случаи не отчаиваться при неудачах.
Надо внимательно прислушиваться к требованиям, которые предъявляют ведущие конкурс педагоги. Какие вопросы и задания дают, и к ним подготовиться, обычно их не так много, и, если повезет, то вам достанется задание, которое вы уже подготовили. Поэтому сначала, если время позволяет, потусуйтесь среди поступающих, посмотрите, кто что делает, что рассказывают, поймите, как слушают, что просят читать в обязательном порядке, что слушают реже, какие задания дают. Поговорите с теми, кто был на прослушивании, особенно с теми, кто прошел на следующий тур, узнайте у них, что говорили педагоги, какие замечания делали и т.д. Когда решитесь проходить туры, не старайтесь идти в первых двух десятках. Там обычно фанаты, с ними сложно соревноваться. Идеально 3-я 4-я десятка. В последующих десятках будут торопить, потому что устанут, и могут вас не рассмотреть. Очень влияет, в какой вы десятке идете — если она сильная, то шанс слететь в ней велик, поэтому не идите в десятке с теми, кто проходит в других вузах. И наоборот — идите с теми, кто слетает во всех вузах, — ваши шансы увеличатся.
Обычно предварительные прослушивания ведут несколько педагогов. Используйте и это — если вы не прошли у одного, попробуйте пойти к другому. Потому что у педагогов тоже свое субъективное мнение, плюс после каждого прослушивания у вас прибавляется опыт, да и день на день не приходится.
Поступать надо во все вузы, даже в те, в которых вы учиться не хотите. Это прибавляет вам опыта, который пригодится для поступления туда, куда вы мечтаете.
Учтите, что вкусы у всех разные. Обычно они колеблются в двух диапазонах. Одни требуют яркой игры во время чтения. Другие, чтобы говорили от себя. Что правильно, обсуждать не будем, не это сейчас важно. Ярче всего это противоречие проявляется в баснях: одни любят, чтобы ее прочитали по ролям, показывая животных, другие это категорически не приемлют и воспринимают как кривляние. Я советую иметь два варианта басни. Один вариант, в котором она рассказывается в лицах, и второй, где главным являетесь вы как рассказчик, и самым важным будет ваша позиция. Я вам советую при подготовке басни наблюдать за теми, кто хорошо рассказывает анекдоты. Просите тех, кто умеет это делать, чтобы они вам их рассказывали. И вы заметите, что одни рассказывают, разыгрывая, а другие с каменным лицом, почти не интонируя, но с позицией. При этом и те, и другие вызывают смех и интерес (вторые, правда, встречаются реже). Постарайтесь усвоить манеру и тех, и других и использовать это при поступлении. Басня — одно из самых сложных для поступления произведений, поэтому отнеситесь к ней серьезно.
Как поступить в театральный? (продолжение)
2. Итак, наступил момент, когда вы выбрали и подготовили материал и готовы к приходу на конкурс. Я дам несколько советов о том, что делать на прослушивании, и заодно коснусь проблем выбора и подготовки материала.
Итак, вы вышли читать. Чтение очень похоже на знакомство, и в принципе, развивается по тем же законам. Постарайтесь представить, что вы только что познакомились с человеком. Задайте себе вопросы, что вам было бы приятно, а что могло бы напугать. Что бы заинтересовало, а что бы оттолкнуло. Что можно делать с самого начала, а что лучше отложить. Представляйте, что вы только что познакомились с доброжелательно настроенным к вам человеком. И сохраняйте это ощущение доброжелательного отношения к вам на протяжении всего поступления, чтобы не происходило на самом деле.
Когда выходите читать, то выходите спокойно, не кривляйтесь, не переспрашивайте каждую секунду педагогов, куда встать, как повернуться, с чего начать. Ясно, что вы это делаете от зажима, и от того чтобы показать, что вы не очень смышленый человечек, случайно зашедший на огонек. Но лучше все эти игрушки не использовать. Надо выйти, спокойно ответить на вопросы, и начинать читать. Во время чтения не надо с порога поражать всех глубиной своих чувств. Идите к этому постепенно. Да и вообще на это лучше намекать, а не навязывать. И делать это просто, без нажима. Пусть мастер имеет возможность увидеть в вас то, что остальные не заметили. И хотя заметят все, но скажет об этом первым он. И тогда лавры открывателя таланта достанутся ему, а мы это любим. Дайте мастеру почувствовать, что он вас открыл, и вы обречены учиться))
Учтите еще и то, что те, кто пробует продемонстрировать свое глубокое проживание жизни, рискует быть нудным. И, несмотря на то, что все педагоги декларируют, что ищут глубокие неординарные личности, они тоже люди и на третьей десятке начинают тосковать, — не углубляйте их тоску.
В общем, не демонстрируйте комиссии свое глубокое проживание, намекайте на него. Для того чтобы это сделать, найдите два три места в произведении, где говорится о чем-то личном, отметьте их, это и будет ваш «глубинный»)) запас. Актеры часто называют эти места игрой. Один актер говорил мне: «Герман, я не могу здесь кричать, здесь у меня игра». Отметьте для себя такие места для игры. И там, как будто случайно, непроизвольно (еще одна фраза актера — самопроизвольно) выходите на откровенность и выдавайте тут искомое «глубинное» проживание. Делайте это просто, без завываний и рачьих глаз. Наоборот, успокойте все — и интонацию, и выражения лица. Это должен быть очень простой кусочек, практически без интонаций, так, как будто вы говорите очень простую и давно осознанную мысль, которую произносили уже сотню раз. Этот кусочек должен быть небольшим, особенно первый, не больше 5 секунд. И лучше, чтобы первый такой кусочек прозвучал не позднее 30 секунд от начала отрывка. Учтите, 30 секунд — это то время, после которого вас будут пытаться остановить, если с вами ничего не произошло, а ваше откровение и будет восприниматься как то, что у вас что-то происходит.
Используйте контрапункт. Ну, допустим, вы рассказываете, что-то смешное, и вдруг у вас появляются нотки чего-то трагического и сокровенного, и наоборот — это всегда воспринимается как глубина прочтения. Не читайте грустное только грустно, смешное только смешно, всегда находите возможность поменять плюс на минус. Как нас учил великий Станиславский, если добрый — ищите, где он злой, если злой — ищите, где он добрый. Читайте разнообразней, не засиживайтесь на одном настроении, и не забывайте намекать на скрытую в вас глубину.
А если совсем серьезно, то надо чувствовать историю глубоко, а рассказывать ее легко. Вот такая простенькая задача. Которая не так просто решается.
С чего начинать читать? Тут два варианта: иногда просят начать с определенного произведения, иногда с того, что вам больше нравится. Если педагог оставил выбор за вами, то начинайте с «основного блюда». Чаще всего это проза. Проза вообще очень выгодна для чтения, так как она очень близка к привычному разговорному языку, вас не сдерживает ритм стиха, иносказательность басни и т.д. В прозе легче всего рассказать что-то про себя. Поэтому отнеситесь к ее выбору внимательно. Лучше брать такую прозу, в которой рассказывается про какое-то происшествие, и в которой главный герой одного с вами пола. Рассказать про это происшествие необходимо так, чтобы вам поверили, а это не так просто, к этому надо прийти, получается это не сразу, запаситесь терпением.
Допустим, вы выбрали Достоевского. Практически у всех, кто готовит этого автора, почему-то первым делом появляются штампованные интонации, откуда они берутся, не знаю, но у всех одни и те же штампы достоевщины: многозначительные паузы, болезненная нервозность, истерические интонации и пр. Это штампы среднестатистического Достоевского. Есть такие же штампы Островского, Чехова, Шекспира, и так как это все штампы, то они неизбежно закрывают личность, усредняют ее, а наша задача, если вы помните первый пост, напротив, открыть, приподнять вашу личность. И потому необходимо избавиться от этого среднестатистического прочтения. Чтобы это сделать, надо заговорить своим языком, тем, который присущ только вам. А для этого необходимо присвоить материал, рассказать его так, как будто это происшествие только что случилось с вами, ни с кем-то из персонажей Достоевского, а с вами, и произошло это совсем недавно, не в какие-то доисторические времена, а сегодня, в 2009 году. И это происшествие живо в вас, оно вас тревожит, не отпускает, и вы не можете не рассказать про то, что у вас горит. Ваша задача слиться с материалом в единое целое.
Первое, что вы должны для этого сделать, это избавиться от ощущения, что вы читаете, если не сделать этого с самого начала, то потом преодолеть это будет сложно. Поэтому, когда готовите материал, старайтесь избавиться от ощущения, что читаете его на экзамене, этот ученический образ надо из своего воображения удалить. Замените его на другой, более близкий. Представьте, что вы рассказываете о случившемся с вами происшествии кому-то близкому — маме, бабушке, другу или подруге. Ведь один материал можно рассказать только маме, другой подружке, третий на вечеринке в кругу друзей и т. д. Очень важно представить, что вы рассказываете это кому-то конкретно. Можно даже вообразить где это происходит — дома на кухне, на детской площадке на качелях и т.д. Поместите ваш рассказ в очень конкретную ситуацию, можете даже разыграть ее, попросите, чтобы вам помогли и сыграйте своеобразный этюд. Только так, словно это происходит на самом деле, пойдите на детскую площадку, закройтесь с кем-то на кухне, чтобы антураж помог вам поверить в истинность событий, произошедших с вами. Ведь, по большому счету, ваша задача — обмануть самого себя, и как только вы это сделаете, зритель обманется сам. Основная ошибка поступающих в том, что они стараются обмануть зрителя, а это невозможно.
Все время задавайте вопрос, а если бы я это рассказывала подружке, я вот так бы это сказала или, может быть, мы бы здесь рассмеялись, спрятались за иронию, а не страдали. А маме на кухне говорил бы я так громко и напыщенно, может, все было бы проще, сокровенней. Если вам кто-то помогает, попросите, чтобы они останавливали вас, как только вы начнете говорить как вождь индейцев. Ваша задача рассказать так, чтобы не было заметно, что это текст из книги. Текст должен превратиться в близкие вам слова, рассказывающие о событии, произошедшем с вами только что, на соседней улице, в соседнем доме, в соседней квартире, участниками которого были ваши друзья, соседи, родственники. Очень помогает пересказ отрывка своими словами, когда вместо имен из произведения вы используете имена близких, знакомых, родственников.
В результате этой работы, у вас должно появиться желание дописать Достоевского, вы должны почувствовать, что он не все описал, что многие красочные мелочи упустил. Можете даже это сделать. Пусть даже появится небольшая ревность к нему. Почему именно он описал вашу историю, да еще упустил такие важные и красочные мелочи! Если с вами стали происходить такие метаморфозы, значит вы на верном пути, материал вы уже присвоили. Осталось только взлететь над ним))))))) Но этому вас будут учить в институте. Если вы все правильно сделаете, то это приблизит материал к вам так, что между вами и тем, что вы рассказываете, не останется никакого зазора, а это очень важно, это ваше первое знакомство с профессией актера, то, с чего начинается работа артиста над любым материалом. (Хотя у многих этим и заканчивается, но сейчас не об этом).
Если вы не проведете эту работу, то вряд ли избавитесь от интонации чтения. А интонация чтения это не такая уж безобидная вещь, она живет на генетическом уровне, и как только появляется пустой необжитый текст, лезет из всех щелей. Я часто слышу ее и у опытных, известных актеров. Это такое белое звучание, которое практически не заметно и зритель его почти не различает, ему просто становится неинтересно и скучно. Надо иметь довольно развитый внутренний камертон, чтобы вовремя различить этот белый звук. Выход здесь один: материал должен быть постоянно живым, вы не должны его закреплять. Как только вы его закрепили, он начинает умирать. Можно расставлять вехи, ориентиры, с помощью которых вы продвигаетесь, но сам путь должен всякий раз обновляться. Надо каждый раз все заново проживать. Если материал хороший, то энергия развития уже заложена в нем самом, и если вы не переворачиваете его с ног на голову, то внутренняя коллизия сама по себе продвигает вас вперед, не надо для этого ее раскрашивать, тратить на это время и силы. Надо просто заново каждый раз ее проходить и уметь удивляться произошедшим в ней изменениям. Вчера вы рассказывали ее с возмущением, а сегодня к нему прибавилась еще и ирония, а в другой раз ирония исчезла, а появилось опустошение. Только не надо заранее готовить иронию или опустошение, ловите эти настроения во время чтения и доверяйте им. Если вы по-настоящему присвоили материал (см. выше), то он будет сам подбрасывать вам интереснейшие ходы, которые головой вряд ли придумаешь.
Если все это с вами стало происходить, то пришло время показаться на вступительных экзаменах.
Как поступить в театральный? (продолжение)
3. Теперь поговорим о стихах. Оговорюсь сразу, что мой взгляд на то, как готовить стихи, подойдет не всем, его могут использовать только те, кто чувствует в себе способность так работать со стихами. Надо учесть, что мой подход разделяют не все педагоги и мастера, поэтому узнавайте, как слушают, и что требуют на прослушивании. К сожалению, это приходится делать, я уже говорил, что поступление очень субъективно и часто зависит от вкуса тех, кто набирает.
Не все любят, чтобы был слышен ритм, а тем более метр стиха — некоторые вообще предпочитают, чтобы стихи читали как прозу. Многие любят не стихи, а стишки, в которых главное сюжет и переживание. У меня на это свой взгляд, и я могу описать только его, я в это верю и по-другому написать не могу. Если я встречаю такое прочтение, о котором пишу, то это стопроцентное прохождение конкурса. Так читал один студент, теперь актер СТИ. У него была совсем невоспитанная пластика, и он очень смешно аккомпанировал себе рукой, но читал очень интересно. И поступил из-за этого. Чувствовалось, что перед нами неординарная личность, настолько интересен и необычен был его рисунок чтения, не поддающийся никаким логическим клише
Он здесь намекнул на дыхание этого стихотворения, это не указание как читать, а намек на немножко нервное дыхание, присущее этому стихотворению. Когда вы пробуете уловить это дыхание, то оно может подсказать и то глубинное образное содержание, которое и есть то, что надо почувствовать в стихотворении. Поэтому мой совет таков — выбирайте стихотворение не по содержанию, не по драматической составляющей, а по его дыханию. На уровне ощущения и предчувствий ощутите, близко вам его дыхание или нет, и если близко, то надо брать и читать, не задумываясь, в содержании потом разберетесь. И дураки будут те, кто этого в вас не услышит. Вот такой странный совет.
После того, как нашли стихотворение, найдите музыку, которая подходит этому стихотворению, подходит по ощущению, настроению, ритму, дыханию. И почитайте его под музыку, найдите созвучия, уловите новые настроения, атмосферу. Потом прочтите без музыки, потом, не анализируя, опять под музыку, потом снова без музыки, пока не устанете. Старайтесь меньше анализировать стихотворение, пробуйте почувствовать его. Оно само выдаст вам свое содержание, но выдаст на уровне образа и ощущения, а не на уровне слов. Должно произойти своеобразное расширеннее сознания, позволяющее осознать материал образно, минуя тяжеловесные логические структуры, выходя на уровень познания, а не знания. Музыка, как увеличительное стекло, позволяет разглядеть скрытые в произведении образы, она проникает и в вас, минуя разум, воздействуя непосредственно на чувства, потому что не зависит от разума, ведь музыку нельзя придумать, ее можно только угадать. Она существовала до человека, и будет существовать после него. В ней вечность и первичная материя, она сама одновременно и вопрос и ответ — абсолютно самостоятельная субстанция. Это единственное искусство, которое воспринимают все, даже растения. Сам бог велел и вам взять ее себе в союзники.
Я это говорю потому, что важно уметь подпитываться от музыки, черпать через нее абстрактные знания, которые необходимы тем, кто занимается искусством. А их, кроме музыки, неоткуда больше получить. Поэтому еще один совет — когда будете искать и готовить программу, почаще слушайте музыку. Лучше классическую.
Перечитал и подумал, не слишком ли загружаю, может, еще рано об этом задумываться, хотел опустить абзац, а потом подумал, что есть вещи, про которые никогда не рано задумываться, либо задумываться об этом сразу, либо не задумываться никогда. Потому оставляю все без изменений.
Про басни я уже писал в первом посте, поэтому повторяться не буду, скажу только, что я их не очень люблю. Особенно не люблю, когда с них начинают читать программу. Такое ощущение, что ты решил познакомиться с человеком, а он вместо этого анекдоты начинает травить. Я ничего не имею против анекдотов, но сначала хорошо бы познакомиться, а потом и за анекдоты.
И еще, не знаю почему, но те, кто лихо рассказывают басни, как правило, потом плохо учатся. Вот такой парадокс. Не знаю, с чем это связано, но такую закономерность я вывел из своего педагогического опыта. Поэтому я басни часто вообще не слушаю.
Но вообще, я считаю, что у актера обязан быть как минимум слух. Поэтому лучше развивать его, а не пользоваться приемчиками.
Танец — это глупое задание, я его никогда не даю. Обычно это превращается в то, что скидываются туфли, и девочка в колготках начинает прыгать по сцене под собственное тра-ля-ля, а комиссия при этом глупо гогочет. Ничего тупее этого зрелища придумать нельзя. Поэтому я таких заданий не даю, если только сам абитуриент не просит посмотреть его танец. Для понимания актерской индивидуальности это задание ничего не дает, а для того, чтобы понять пластическую выразительность, этого задания недостаточно. Пластическую выразительность должен определять профессионал, и для этого есть отдельный экзамен. Поэтому ничего путного я здесь посоветовать не могу. Скажу только, что просят это делать довольно часто. Если просят — делайте.
И еще, что хотелось бы сказать. Первое, внимательно отнеситесь к тому, куда вы поступаете, это очень важно. Обратите внимание на то, что требуется при поступлении, на что смотрят. Если при поступлении от вас требуется внешняя экспрессия, игра на показ, то, скорее всего, вас этому и будут учить. Если требуется вдумчивое и глубокое проживание, то обучение будет развиваться в этом направлении. Решите, что вам ближе. Учтите, что это такая профессия, в которой очень сложно переучивать, знания закладываются очень глубоко. И если вы будете учиться не там где вам комфортно, то это может сказаться на вас очень негативно. Поэтому поступать, лишь бы куда, не самое хорошее решение. Второе, хочется сказать тем, кто давно и безуспешно поступает. Не отчаивайтесь, если вы действительно серьезно решили, то ничто вас не остановит. Тут надо понимать, что поступить по существующей системе набора непросто, а для кого-то просто невозможно. Это устаревшая и давно уже сама себя исчерпавшая схема, которую просто боятся менять. Она эффективна только для предварительного прослушивания. А дальше тормозит и затуманивает отбор, делает его механическим. А самое главное, используется только как инструмент сравнения, что недопустимо при наборе в творческие вузы. Я думаю, что в идеале, должен быть только один чтецкий тур — это предварительное прослушивание, на котором проводится отсев случайно зашедших людей. И как только набирается группа в 20 человек, с ними надо проводить несколько занятий по мастерству и речи, по результатам которых делать отбор. Потом набрать еще группу и т.д., пока не наберется курс. А теперешняя форма набора неэффективна и допускает огромное количество ошибок. Особенно среди тех, кого не взяли. Поэтому не отчаивайтесь
Особенно среди тех, кого не взяли. Поэтому не отчаивайтесь, пробуйте. Поймите, что эту систему набора не отменят, и придется поступать по ней, относитесь к этому немного с юмором, и пробуйте все преодолеть. Но даже если это станет для вас непреодолимой преградой, то и тут намечаются улучшения. Надеюсь, что в ближайшее время появятся и другие возможности стать актером и режиссером. Эти возможности давно уже практикуются в других странах, и у нас тоже потихоньку появляются. Моя школа тоже занимается этим, и будет развивать это направление.
И последнее. Помните, что это хоть и экзамен, но творческий экзамен. Получайте от этого удовольствие, будьте естественны и не прячьтесь за «масочки». Самое выгодное — это простота и открытость. Они всегда воспринимаются и имеют отклик.